Рецензии

stareagle
Этот фильм очень похож на сон. Мне часто снились подобные сны. Бесконечная тьма, дома-лабиринты, серые люди (пришельцы?), город из которого нет выхода, способность менять материю (у меня и у этих в костюмах; в реальности бы такие способности!). Кто-то тоже видел этот город. Довольно интересно увидеть свой сон в фильме, который не только сохраняет атмосферу сна, но и многие детали.
Показать всю рецензию
AZ
Вначале была тьма
Завязка «Тёмного города» отсылает к десятку-другому «амнезийных» триллеров: ничего не помнящий, включая собственное имя, совершенно голый герой приходит в себя в номере дешёвого отеля в компании остывающего, истерзанного трупа молодой девушки. А голос по внезапно зазвонившему телефону обещает все ответы, надо лишь только бежать, бежать скорее, ведь на хвосте уже повисла полиция, подозревающая его в многочисленных убийствах. Но не полиции стоит опасаться герою Сьюэлла, за ним охотятся существа гораздо более опасные…

Не будь Алекс Пройас столь талантливым режиссёром, у него могли получится стандартные догонялки в духе трилогии о Борне, но создателю знаменитого «Ворона» мало лишь «одарить» героя амнезией, он пустит за ним в погоню омерзительного вида пришельцев, наделит его телепатическими способностями и заставит сомневаться в том, не маньяк ли он? И что вообще происходит в этом жутком, постоянно трансформирующимся городе, в котором поезда идут в никуда, где ночь сменяется ночью, а лучи солнца и вовсе никогда не ласкают жителей теплом и светом? Что скрывает Тёмный город? И где искать ответы? Кому можно доверять?

Руфус Сьюэлл будет метаться по скованному вечной тьмой городу в поисках ответов на эти и другие, возникающие по ходу дела вопросы, а зритель, затаив дыхание (кроме шуток) и сжав ручки кресла будет сопереживать и открывать рот от изумления, приходя в восторг от всё новых и новых находок режиссёра и сценаристов.

Преступлением стало бы раскрытие всех тайн «Тёмного города», вместившего в себя и гипнотизирующую атмосферу «нуара», и поражающую воображение фантастику и даже лоск первоклассного детектива связанную воедино и исполненную на столь высоком градусе паранойи, что даже Хичкок подавился бы от зависти. Лучше доставьте себе истинное кинематографическое удовольствие – посмотрите фильм.

Я не стану говорить о том, кто и что «одолжил» у творения Пройаса (хотя этот факт отрицать просто невозможно), скажу лишь, что картина даже спустя девять лет с момента создания остаётся эталоном, созданном на стыке жанров и ставить её в ряд с чем-то ещё неразумно. И пусть лента не лишена недостатков, ведь где-то не хватило бюджета, тем не менее, «Тёмный город» очень особенное кино, как выражается один мой знакомый – «Такое сняли раз, больше не снимут» и тут не поспоришь. А мощные, запоминающиеся роли Руфуса Сьюэлла, Кифера Сазерленда, Уильяма Херта и Дженнифер Коннелли (ценителям прекрасного не сметь пропустить эпизод в клубе) делают фильм ещё более привлекательным зрелищем.

Рекомендую к просмотру.
Показать всю рецензию
Macabre
У фильма было всё, чтобы стать шедевром. Не вышло. А зря. Когда смотрела его в детстве произвёл большее впечатление. Всё изменилось. Я выросла, а фильм наоборот отдаёт чем-то детским.

В основе фантастическая история со смыслом. Кроме идеи к плюсам фильма можно отнести декорации. Фильм снимал Алекс Прояс, которого я полюбила после «Ворона». Очевидно любовь к мрачным городам осталось у него после прошлого шедевра. Дома, свет — потрясающие. Город действительно тёмный, порой это даже давит. Оригинально выглядят инопланетяне, бледные, высокие в длинных чёрных одеждах.

Всё остальное отнесу к минусам. Диалоги просто ужасны. Игра актёров слабенькая. Хотя если рассматривать данное кино как комикс, то всё в порядке. Много пафоса, который достигается с помощью мрачных видов и такой же музыки.

7 из 10
Показать всю рецензию
Луни:)
Человек - это Бог
Я очень люблю метафоричные, неоднозначные, глубокие фильмы. Один из таких фильмов - Тёмный город. Конечно, он не лишён технических недостатков, багов, да и спецэффекты прошлого века иногда напоминают о том, что это именно фильм, но всё же... Всё же я люблю обращать внимание первым делом на смысл фильма, а потом уже на всё остальное.

Вам никогда не приходила в голову мысль, что мир, в котором вы живёте ограничен? Ограничен одним и тем же городом, одними и теми же лицами, одними и теми же делами. Конечно, картинки разнообразные, их очень много, но суть всего почему-то одна и та же и редко когда что-то в корне изменяется.

Вам никогда не приходила в голову мысль, что ваша жизнь - это замкнутый круг, а вы в ней придерживаетесь заранее кем-то определённой траектории и всегда приходите к одному и тому же?
Вы никогда не задумывались о том, почему мы так мало помним из прошлой жизни? Ведь вроде это так просто - взять и вспомнить что-то, но... в то же время это так сложно... И когда пытаешься что-то вспомнить наобум, то в голове всплывают яркие, неординарные, важные события, которые произошли в твоей жизни. И появляется что-то ещё... Нет, это не память, это совсем другое. Чувства. Забавно: мы лучше всего помним то, что связано у нас с сильными чувствами, переживаниями.

А как же все остальные воспоминания? Мутные, блёклые, отдающие какой-то рутиной... И чувствами там не пахнет. Получается, большую часть жизни мы не живём, а существуем на автомате. Как это не ужасно: многие люди живут именно так, как это гротескно показал в своём фильме Алекс Пройас. Роботы, существующие в тускло освещённом мире, тупо перемалывающие всё происходящее, лишь в редкие минуты наслаждающиеся своим бытием...

А ведь правда: именно наслаждение жизнью, осознание жизни, пронизанность каждого момента Чувством делают наше существование ЖИЗНЬЮ.

Подсознательно я всё ждал, когда же в фильме появится Замля, этот знакомый круглый шарик, знакомые страны, города, люди. Сначала я разочаровался, но после просмотра оценил гениальность режиссёрской задумки. Человек САМ создаёт свой мир. Если его сердце мертво, никакие мысли не смогут повлиять на реальность. Но когда пробуждаются чувства, любовь, человек превращается в Волшебника, Творца... И это прекрасно :)

9 из 10.
Показать всю рецензию
DavidHayter
Вы хотели узнать, что делает нас людьми? Хотели овладеть нашей душой? Вы не там ищите. (с)
Страсть Алекса Пройаса к мрачным городам, начатая еще в «Вороне», реализовалась в этом фильме в полной мере. Вечный мрак, темные еле освещенные фонарями улицы, давящая, почти нуарная атмосфера и такой же нуарный саундтрек, и лихо закрученный фантастический сюжет — это то, что ждет вас в великолепном фантастическом детективе Алекса Пройаса — Темный город.

Ныне затертая до дыр, так называемая, амнезийная тема в этом фильме носит не единичный, а массовый характер. Посмотрев фильм, вы поймете почему. Проснувшись в своей ванной, Джон Мердок встает на ноги и, увидев свое отражение в зеркале не может вспомнить кто он. Дальше пойдет чертовски запутанная и очень интересная история с участием инопланетных «чужеземцев».

Собственно, с самим сюжетом и идеей проблем нет: подача ведется очень аккуратно и динамично, постоянно недоговаривая какие-то важные для понимания сюжета детали. Не читав даже завязку к фильму, я был искренне шокирован в финале, когда выяснилось где этот самый город находится. Вышло очень атмосферно и мрачно. Я не считаю здешний финал плохим или неудачным, по-моему, та самая философская идея, которую хотел выразить режиссер, в финале выражена полностью и вполне отчетливо.

Но у фильма есть одна небольшая проблема, которая портит практически все впечатление — монтаж. Я не против динамичности повествования, но здесь все слишком быстро продвигается. Зритель не успевает привыкнуть к обстановке, как она тут же резко и беспардонно меняется. Не успели персонажи поговорить в одном месте, как они в следующую секунду уже телепортируются в другом и продолжают вести свои переговоры. Слишком резкий и неаккуратный монтаж, к которому со временем хоть и привыкаешь, все же оставляет после себя неприятный осадок. Добавьте к этому несколько совершенно неадекватных эпизодов, в котором персонажи ведут себя абсолютно неестественно.

Но за что фильм действительно стоит похвалить (кроме сюжета и идеи), так это — за атмосферу. И дело здесь не только в мрачности, но и в декорациях. Дух ретро-футуризма обволакивает фильм и дарит зрителям одну из самых атмосферных фантастических картин. Увидев дату выхода данного фильма, не стоит удивляться, сколько последующих фильмов в схожем жанре цитируют многие эпизоды «Темного города»: Матрица, Тринадцатый этаж и многие другие — в каждом из этих фильмов прослеживаются заимствования отсюда. Особенно четко видно заимствование в финале: драка Мердока с одним из инопланетян в воздухе чертовски напоминает аналогичную драку Нео и агента Смита в финале «Матрица: Революция», только в последнем реализована она лучше (как никак бюджет почти в пять раз больше).

Очень удивлен был увидеть Кифера Сазерленда в роли неординарного доктора Шредера. Очень интересная и прекрасно сыгранная роль. Я даже как-то забыл о существовании Джека Бауэра. Руфус Сьюэлл и Дженифер Коннелли составили отличную пару, в чувства которой действительно веришь. А Уильям Херт стал отличным второплановым дополнением ко всей этой компании. Играет четко и не перетягивает одеяло первенства на себя.

Темный город — отличный фантастический детектив, с замечательным сюжетом, идеей, атмосферой и саундтреком. Но вот из-за монтажа и резкости повествования слишком уж сумбурной выходит история, которая мешает мне поставить фильму очень высокий балл и поставить крестик в графе «эталон». Все-таки недостатков, немного портящих впечатление и целостность ленты, в фильме предостаточно. Но за множество запоминающихся эпизодов и идею:

7.5. из 10
Показать всю рецензию
herurg_vvr
«Темный город» (Dark City) — еще один фильм-антиутопия, который я по какой-то причине пропустил и ранее не видел.

Начинается как несколько нудный, но стильный, детектив «без особых претензий», но потом, постепенно, проступают все новые грани и детали — и фильм захватывает.

Брутальный город, в котором нет никогда солнечного света. Отличая идея изменения этого города и управления людьми — очень порадовало. Посмотрел с большим интересом. Был приятно удивлен тому факту, что через год после съемок этого фильма, в тех же декорациях снимали первую «Матрицу».

В общем, если не смотрели — посмотрите, фильм вполне смотрибелен даже сейчас.
Показать всю рецензию
ugar
В темном-притемном городе...
Ху из Алекс Пройас? Ординарный, хоть и талантливый постановщик, уже отдавший миру лучшее свое творение, или до конца так еще и не раскрывшийся темный скакун голливудских прерий? После, без дураков, культового «Ворона», но еще до высокобюджетного и глянцевого «Я, Робота» (про нечто с локализованным названием «Неудачники» и последний неоднозначный недоблокбастер «Знамение» упоминать, пожалуй, не будем) Пройас срежиссировал дюже атмосферный фантастический триллер в стиле нуар. О нем, о «Темном городе», и пойдет сейчас речь.

Объявленный небезызвестным Р. Эбертом лучшим фильмом 98-го года, но вряд ли именно поэтому завоевавший глубокие зрительские симпатии, «Темный город» рассказывает историю о примечательном своей мрачностью и зловещей замкнутостью местечке – некоем населенном пункте, с необычной архитектурой и сонными жителями. В прямом и переносном смысле играя на площадке вышедшей в следующем году «Матрицы», фильм Пройаса абсорбирует в себе атмосферу и идеи многих других жанровых собратьев. К уже упомянутому хиту братьев Вачовски смело можно добавить очередную вариацию на тему искусственных виртуальных миров – «Тринадцатый этаж». Концепция мини-мира отсылает нас к «Шоу Трумэна». Игры с памятью – к «Вспомнить все». А по визуальной части «Темный город» похож на более ранние «Город потерянных детей» и того же «Ворона». Впрочем, о вторичности говорить нет никакого повода, а названные выше тайтлы можно воспринимать только как ключи к одной из главных киноманских задач: максимально приблизить ожидаемое к действительному.

Обитателями сюжетной фабулы здесь являются пятеро очень разных, но, как это водится в кинофильмах с вменяемыми сценариями, судьбоносно друг с другом пересекающихся героев. Серийный маньяк-убийца (убийца ли?) Джон Мердок, его неверная супруга (неверная ли, супруга ли вообще?) Эмма Мердок, идущий по следу инспектор Бамстед (отчего-то любящий поиграть «Синий платочек» на гармошке; инспектор ли?), знающий куда больше всех остальных вместе взятых доктор Шребер (вроде как настоящий доктор) и приспешник недобрых сил мистер Хэнд. Занятный паноптикум, не находите?

Изображаемые отличными лицедеями, руководит которыми целеустремленный постановщик Пройас, чьи визуальные задумки реализует опытный Дариуш Вольски, а идеи музыкального сопровождения воплощает Тревор Джонс, наши герои раскрывают для себя и, несомненно, заинтригованного зрителя тайну Темного Города. По мотивам рассказа самого Пройаса сценаристы Доббс и Гойер придумали весьма любопытный, многослойный и мультижанровый сюжет, на базе которого родился если и не выдающийся, то, без вопросов, оставивший свой отпечаток в умах и сердцах поклонников подобного кино художественный фильм. Не шокирующий, за неимением оной, своей высокобюджетностью, в чем-то достаточно условный и что-то недоговаривающий, но очень цепко хватающий и удерживающий за счет перманентной динамики, подчеркнутой отменным аудио-визуальным рядом, до самых финальных кадров.

Ну а то, что Сьюэлл в заключительных эпизодах откровенно «дает» Нео, а Коннели очень уж напоминает саму себя в сцене на причале в «Реквиеме по мечте», – это ничего: ведь Пройас сделал свой фильм еще до выхода работ братьев Вачовски и Даррена Аронофски. И пусть у него не получилось такой же культовой нетленки, но все-таки благодарного зрителя, хотя бы в лице Роджера Эберта и автора этих строк, «Темный город» нашел.
Показать всю рецензию
Лекс Картер
Один в темноте
Спустя четыре года после завершения работы над «Вороном» Пройас вернулся с новой картиной «Темный Город», сделанной уже на основе собственной идеи, вынашиваемой несколько лет. Хотя для комикса идея «Темного Города» пошла бы как нельзя лучше, Пройас никогда не обходил стороной визуальные красоты, а здесь и особенно развернулся, в чем-то намереваясь и подражать 'Ворону' в готической мрачности, но все же сделать свою историю.

Понимание сути фильма начинается с сюжетной завязки и уже тут Пройас не удержался от самых низкопробных штампов авантюрных триллеров. Герой просыпается в комнате с самой геройской болезнью (амнезией), показательно спасает рыбку, чтобы намекнуть, что человек он добрый, а труп за кроватью оставил вовсе не он, а какие-то другие нехорошие личности. Дальше герой начинает слоняться по городу, пытаясь во всем разобраться, и в борьбе со странными лысыми людьми злодейской внешности открывается его истинная суть – оказывается, он не такой как все.

Детективная сущность и раскрытие сюжета также присутствуют, но ничего неожиданного здесь не будет и, когда тайны раскроются, ощущения того, что все перевернули с ног на голову не будет – слишком ожидаемо. Разве что финальные сцены производят впечатление, хотя здесь играет роль не сюжет, а сильная игра на контрасте.

Этот фильм создавался в расчете исключительно на зрительное восприятие мрачного сюрреалистического города и инопланетянской общины. Потому как, если эти образы проработаны с хорошей долей вкуса, то сюжет, идея и проработка действий героев явно взяты лишь для того, чтобы заполнить пустующее пространство между всей этой красотищей. Что может быть трогательнее, чем иноземные злодеи пытающиеся постигнуть человеческую душу? Или пытающийся докопаться до правды герой? Как будто герой может заниматься чем-то еще… Взявшаяся у героя сила, делающая из него киношный архетип Избранного, даже не пытается быть хоть как-то объясненной. Да и все мечты сводятся к романтичным воспоминаниям солнышка с пляжем.

Заметно, что вдохновение Пройас черпал именно из экспрессионизма и ранних фильмов, вроде «Метрополиса», откуда воссоздан сам город. Даже учитывая возможности кино 98-го года можно было сделать городские фоны куда более реалистичными, но режиссеру, по-видимому, был куда ближе художественный авангардизм. Здесь, он впрочем не прогадал, и такое визуальное восприятие выгодно смотрится и по сей день. Сами же пришельцы невольно напоминают Носферату из одноименного немого фильма Фридриха Мурнау. Особенно к этому отсылает последняя сцена с солнечными лучами. Именно под классику этого периода рассчитаны сюрреалистические перестроения городов и поклонения гигантским механизированным лицам непонятного устройства. Все это великолепно, но и это опять же говорит лишь о визуальных достоинствах фильма.

Противоречие в том, что и развлекательным кино это не назвать, атмосферная байка Пройаса стремится ударить куда выше, чем фильм на один раз, но и серьезным кино тут тоже не пахнет, для этого «Темной Город» слишком наивен и примитивен. Свою нишу, фильм, конечно же, нашел, и хоть однозначного решения критики не дали, были и те, кто поддержал эту мрачную фантазию, обеспечив даже культовый статус, что в сочетании с более ранним «Вороном» дало Пройасу очень неплохую базу. Впрочем, сентиментализм в его работах всегда занимал одно из главенствующих мест в идейном плане, а потому все его фильмы, так или иначе, кажутся очень наивными, а желание поразить зрителя визуализацией то и дело ставит крест на смысловой нагрузке и теме Человека, к которой режиссер не раз пробовал обращаться.

Удивительно, но при этом Пройас снова избегает социальной темы, как огня, хотя здесь она вполне могла бы быть уместна, ведь на экране разворачивается опыт, проводимый над людьми. Но люди у Пройаса заведомо равны и благородны, словно от одного ощущения принадлежности к уникальному виду. Слабых характеров здесь вообще нет и каждый готов вложить посильную помощь в борьбу против экспериментаторов. На их фоне коллективный инопланетный разум выступает настоящей серой массой с одинаковыми лицами, манерами, мыслями и идеями. При таких контрастах можно и впрямь поверить в душу и то, что эти существа так и не смогли постигнуть человеческой природы при всем желании. Хотя, причина крылась вовсе не в каких-то сверхъестественных спиритических материях, а в обычной индивидуальности. Именно поэтому и выделяются актеры, сыгравшие людей, хоть ничего особенного в их характерах и не было.

Пройас снова окунается в ту же воду, в которой до него искупались уже не раз, сливая сюжетную развязку в обыкновенную непостижимость человеческой природы. Возможно, именно торжество вечных человеческих ценностей в темном царстве и желал показать режиссер, но выглядит все это неубедительно. Руфус Сьюэлл обладает неплохим злодейским типажом, и даже, учитывая, что здесь он сыграл героя положительного, в нем так и не появилось проблеска каких бы то ни было положительных качеств. Весь фильм Джон Мердок просто пытается разузнать правду и сохранить невозмутимое лицо, а под конец являет злу сентиментальные черты своей натуры, этим как бы и объясняя свою победу в очень даже несентиментальном поединке.

Итог: мрачный сентиментальный триллер, в котором помимо завуалированной атмосферы, которой славились многие фильмы 90-ых, и отличной визуализации, стилизованной под классические немые фильмы, нет почти ничего, а вся смысловая нагрузка выливается в торжество сердца над разумом, чего практичным пришельцам, само собой, не понять.
Показать всю рецензию
flametongue
Шекспир никогда сам не придумывал своих пьес — он таскал хорошие идеи у других, чтобы придумать свой Шедевр. Меня всегда мучил вопрос — почему? Почему в школе дети проходят Шекспира, а не тех безызвестных, кого он обокрал и лишил славы? Посмотрев «Тёмный город», я знаю ответ.

В мире есть звёзды, и есть те, кто всегда в их тени. Потому что где-то не дотянули, что-то не дожали, неправильной стороной сложили кусочки паззла…

В мире есть «Матрица» и есть «Тёмный город». И пусть хронология выхода фильмов берёт меня за жабры, я не могу — НЕ МОГУ — признать, что Вачовски что-то списали у Пройаса. Они взяли идею — довольно ещё сырую и сумбурную — и отточили её до блеска. Если у медали две стороны, то «Тёмный город» — та сторона, на которую никогда не засветит солнце. Мир никогда о нём не узнает, и люди не откроют рот в изумлении, потому что…

В мире есть «Матрица». Да и не «Матрицей» единой, по правде говоря…Все идеи, которые есть в «Тёмном городе», гораздо лучше раскрыты в других фильмах. Мир не тот, каким кажется? Надо проснуться? «Матрица», «Шоу Трумана». Стирание памяти? Любовь? «Вечное сияние чистого разума». Кстати, как эти две вещи связаны, Пройас так и не объяснил…И зачем вдруг какой-то высшей расе пытаться найти в человеке душу? Каким образом душа, интересно мне, панацея от вымирания? И эта банальщина в конце, что не в том месте они искали душу… Вот ещё бы на сердце себе указал и произнёс какую-нибудь громкую фразу — и всё, на фильме можно было бы ставить крест.

Кстати, протест какой-то у главного героя получился детский… Вместо прорыва в конце мы видим лишь смену обстановки. Был тёмный город — стал светлый город, а разница? В каком заброшенном месте Вселенной они находились, что это такая за высшая раса, которая пыталась их поработить, и где всё-таки искать дом?

Актёры не сказать, чтобы особо поразили. Руфус Cьюэлл в темноте почти как Нео, от Кифера Сазерленда несёт второсортными фильмами для ТВ… Только Дженнифер Коннели прекрасна, но на этом фильм не вытянешь.

В общем-то, закончить хочется словами Цветаевой. Когда б вы знали, из какого сора…выросли «Матрица», «Шоу Трумана» и добрый десяток других отличных фильмов.
Показать всю рецензию
Leshaadar
Внедри человеку память наследного принца и он преобразится. Дай ему память мусорщика — и он скукожится до соответствующего уровня. А если наделить человека памятью убийцы?

Привычки, рефлексы, манеры — это только образ, обложка. Форма, сложенная из собственного мнения о себе, мнения окружающих и стремления соответствовать чужим ожиданиям. Все это дело поверхностное. И в течение жизни может неоднократно меняться.

А вот с понятиями добра и зла куда сложнее. Похоже, это не приобретенное, а заложенное в нас еще до рождения. Мне кажется, что внутри каждого есть некий детектор (грань, отделяющая зло от добра, «нельзя» от «можно», муки совести от внутреннего покоя…) И каждый производит свою самонастройку. Ведь не зря в продолжение жизни человек прибывает в вечном поиске: вчера одна правда, завтра — другая. И не важно, что 20 лет меня программировали, к примеру, быть атеистом… Если есть душевный разлад, рано или поздно я очнусь, осознаю себя, самонастроюсь.

Доверяя своему внутреннему стержню (своей истине), невозможно сбиться с пути, как бы не полоскали мозги.

10 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4 ... 10
AnWapМы Вконтакте