Рецензии

Stalk-74
Прежде чем начать новый день, самураю необходимо подумать о ждущей его смерти. Только тогда путь, который был выбран для себя, приведет к постижении очередной ступени жизненной ипостаси.

Аники Ямамото не был самураем ввиду исторической действительности Японии. Но суть у него была самурайская. Конец отмеренного пути был достигнут после очередей, выпущенных в стареющее тело хозяина Аники. И якудза, прозванный Старшим Братом, умер. Телесная оболочка по инерции ещё оказалась занесённой в Американские Штаты, пальцы привычно жали на спусковой крючок пистолета, разум организовывал криминальные горизонты мелкой шайке. Но дух уже познавал миры, далёкие от разборок мафиозных семей.

Такеши Китано является самым известным современным японским кинорежиссером. Чтобы стать понятным американизированному свету, мастеру философских образов пришлось подстраиваться под устоявшиеся вкусы киноаудитории. Или, подобно своему персонажу, больше молчать, недоговаривать, заменять недосказанность эффектным стереотипным эпизодом, вроде взрезания живота как последнего довода истины.

В итоге получился симбиоз гангстерского боевика и самурайской саги, обильно сдобренной потоками крови и мозгов, орнаментом расплывающихся по тусклым стенам. Большинству зрителей этот восточноазиатский колорит оказался вполне по вкусу - экзотично и натурально. Другое дело - любители и ценители японской культуры. Здесь, как и в 'Мемуарах гейши', им не развернуться - больно уж созданная картинка лубочна и не похожа на настоящую.

Хотя, если герои азиатского происхождения получились все-таки оригинальными и запоминающими, то афро- и просто американцы вышли уже совсем картонные. Боссы мафии напоминали пешек, заботливо расставленных по линеечке перед дулом автомата, неграм было достаточно бросить баскетбольный мяч - и эпизод заполнен, обывательский фон уверенно стремился к нулю, как будто дело происходило в аквариуме, где одни хищные рыбки разных размеров.

Отдельно хотелось выделить линию непрерывного смертоубийства. Темпы снабжения потусторонних миров грешными душами были заданы с неимоверной скоростью. Происходящее сильно напомнило решение вопросов Амбалом - Сухоруковым из 'Антикиллера'. Всё-таки Япония - неторопливая страна, а Америка - мир компромиссов. А с таким ускорением бандитов и на пару лет не хватит - всех пошинкуют. А те, кто выживут, сами себе сеппуку сделают. Правда, чего-то такого и ждут от азиатских фильмов. Но от Такеши хотелось больше стильности, а крови и у Тарантино достаточно.

Хотя отдельные эпизоды 'Брата якудзы' ложились строчками хокку, а нарочито упрощенная мелодия Джо Хисаиси фиксажем закрепляла их в сознании. Но, в то же время, не покидала мысль, что смотрю адаптированный вариант, Басё для для средней школы. Попсу. Главным достоинством которой является осознание приобщения к творчеству современного классика и криминальный сюжет.

Но, может быть, это лишь поверхностный взгляд. Откровенно говоря, в японской (китайской, корейской) стилистике не силен. Компиляции Акунина осиливаю, не больше. Может быть, это не Аники неторопливо укладывает в поленницу очередных гангстеров, а белый цвет сакуры медленно укутывает людей с неправильной кармой. Это не актер Такеши Китано маскирует тёмными очками парализованную часть лица, а неумолимо смотрит на нас чёрными глазницами мёртвая душа якудзы. Это не кровавые пятна на штукатурке, а иероглифы сгоревших страстей. Всё может быть.

Японская культура для остальных - жестокая, красивая и притягательная. Буду знакомиться с ней последовательно и дозированно. К примеру, начиная с фильмов Китано. Пусть даже в адаптированном варианте.
Показать всю рецензию
Fred001
Белый Lincoln.
Данное кино вряд ли порадует телезрителя яркими цветами и хорошим переводом, есть только один вариант - одноголосный перевод, причем версию с гоблинским переводом смотреть не стоит потому, что он не точен.

Теперь, по существу, можно сказать, что фильм не для семейного просмотра, и даже может разочаровать вначале, действие разворачивается медленно и не совсем улавливается логика режиссера, что и в какой последовательности происходит. Но по мере развития сюжета становится интереснее, чем закончится задумчивость и молчание главного героя в исполнении Такеши Китано.

Между прочим, в этом тихом омуте разворачивается нешуточная драма: мафиозный клан, к которому принадлежал Ямамото по прозвищу Старший Брат, разгромлен, его босса погубила страсть к женщинам. Следуя древнему кодексу японских бандитов, он не желает вступать во вражескую группировку, естественно у него нет особого выбора - либо умереть или исчезнуть, либо изменить правилам, которым он следовал всю свою 'правильную' жизнь. Его 'брат' в отличие от него предпочитает смириться с поражением и стать членом группировки, убившей его босса. Ямамото становится лишним, чужаком, ему не место во вражеском клане, его 'брат' должен его убить, но не делает этого, жертвуя собой - предлагает уехать Старшему Брату в Америку, где живет его Младший Брат, и тот соглашается.

Далее начинаются приключения Старшего Брата в Америке. Наверно всё бы было по-другому, но Младший Брат, вместо того чтобы учиться, приторговывает наркотой со своими друзьями, и Старший Брат поневоле ввязывается со своими принципами в криминальный мир штатов и пенсия ему уже не светит.

Он рассекает на своем белом лимузине Lincoln Town Car со своими друзьями, решает вопросы, о чем-то постоянно думает и молчит, иногда улыбаясь.

Наверно он прекрасно понимает, что судьба его подопечных, его самого предрешена и когда-нибудь окажется кто-то сильнее, кто остановит круиз его команды, в данном случае итальянские мафиози.

Фильм одновременно сложен, трагичен и прост по своему оформлению, сказывается бюджет.

Да, в нем нет первоклассной актерской игры, красочных пейзажей и голливудских красоток, есть музыка Джо Хисаиши, Lincoln, дорога и оружие - аскетичный набор настоящих мужчин, коих в нашем мире почти не осталось.

Смотреть рекомендуется, если вы являетесь поклонником криминальных драм.

9,51 из 10
Показать всю рецензию
azat2003
Когда твоя мысль будет постоянно вращаться около смерти, твой жизненный путь будет прям и прост
Прошу учесть, что это частное мнение, и вы можете с ним не соглашаться.

Фильм «Брат Якудзы/ Брат/ Brother 2000» несёт в себе культурный посыл, это фильм об обреченности старых традиций.
В современной Японии члены якудза считают себя наследниками самурайских традиций. Одним из основных принципов самураев было следование принципу Буси-до (дословно путь воина). Основная суть Буси-до – военное дело единственное занятие, достойное самурая. Это отчетливо видно из поведения героя Такеши Китано/ Takeshi Kitano - Aniki Yamamoto, когда он начинает войну не столько за доминировании, сколько потому что по-другому он не видит смысла существования. Цель не победа, а война, осознав это, он пытается спасти героя Омара Эппса/ Omar Epps - Denny, понимая, что для него с его принципами в этом мире нет места. Отношение Yamamoto к смерти – полное презрение, что является результатом формировавшегося на протяжении веков представления о чести самурая. Великим искусством считается нападение на противника без всякого предупреждения, полагаясь на искусство первого удара — иай-дзюцу, что ярко запечатлено в образе Yamamoto, когда он внезапно нападает на своих противников.

Совмещая на экране разные культуры, режиссёр пытается донести до зрителя, всю безысходность старых принципов в современных условиях. Интегрируясь в мировую экономику, японские традиции как бы оказываются под дамокловым мечем. С одной стороны они ассимилируются, что образно показаны в виде создания клана из чернокожих, европейцев и японцев и противоречит их принципам. А с другой стороны, находясь в плену старых принципов, они (традиции) символично погибают в конце фильма в образе Aniki Yamamoto.

Последней сценой, Китано акцентирует внимание зрителя, каким он видит образ современного человека. Честного, преданного, рассудительного, благодарного.
Показать всю рецензию
SuRRender
Путь самурая
Очередной качественный эстетический подарок от Такеши Китано, для удобоваримого восприятия штатовским зрителем стилизованный с небольшим уклоном под американскую модель гангстерского триллера. Перемещая действие картины в США вместе с главным героем, бесстрашным японским мафиози, неожиданно оказавшимся дома не у дел, Китано максимально точно старается сохранять свой индивидуальный почерк исполнения жанрового кино - неторопливо, размеренно ведет повествование, погружая не ровное, подчас сбивающееся с изначально заданного ритма действие, в насыщенную натурализмом сцен визуальную оболочку.

Демонстрируя знаменитую восточную невозмутимость, герой не особо тушуется в чуждой ему криминальной обстановке, взирая с одинаковым спокойствием на итальянских и чернокожих преступных авторитетов, без лишних сомнений и страха разбираясь с неизбежно возникающими во взаимоотношениях с местными гангстерами конфликтами при помощи кулаков и огнестрельного оружия. Начиная практически с нуля на чужой территории, японский воин при помощи своих новых друзей, молодых бандитов мелкого пошиба, затевает кровопролитную борьбу за передел сфер криминального влияния. Кровь льется рекой, на спусковой крючок пистолета герой нажимает без колебаний, если бьет кулаком, то наповал - путь самурая кровью чрезмерно самоуверенных в собственных силах оппонентов методично и уверенно прочерчивается Китано через весь хронометраж фильма.

Вместе с тем, в показе сцен насилия режиссер целенаправленно старается уходить от упрощенного насыщения картинки массовыми огнестрельными перестрелками, которые эффектно в применяемой Китано стилистике временами обозначаются лишь яркими сполохами и громом выстрелов. Но на традиционно колоритных эпизодах, связанных с жестокими ритуалами якудза - вспарыванием животов, отрезанием пальцев режиссер акцентирует тщательное внимание, довольно удачно их прорабатывает, в контексте всей истории они смотрятся крайне познавательно для любого человека, незнакомого с основами специфической национальной культуры, кроме того, уместно и дозировано оказываются распределены по всей нехитрой сюжетной схеме.

Среди всех других актеров Такеши Китано, безусловно, солирует в исполнительском мастерстве, невероятно приятно смотреть на его привычный для искушенного глаза эстетично сконструированный образ настоящего профессионала в любом деле, внешне лишенного каких-либо человеческих эмоций, в критических для себя ситуациях действующего как отлаженный часовой механизм - чётко, размеренно, без ошибок. Герой мало разговаривает, монологи Китано практически сведены к обрывкам коротких фраз. Однако, отсутствие западной разговорчивости с лихвой компенсируется по японски активной деятельностью, и это особенно становится заметно, когда чрезмерно болтливые конкуренты в криминальной среде не без помощи нашего героя начинают один за другим отправляться в мир иной.

Настоящее мужское, визуально жестко поданное криминальное кино, не шедевр у Китано, но привлекающее к себе внимание разнообразными контрастами в сопоставлении двух совершенно противоположных национальных культур, великолепно срежиссированное, снятое на интересную тематику. Что еще надо? Больше ничего, только с удовольствием наблюдать как один сильный духом японец в чужой для себя стране оказался настоящим камнем преткновения у целой армии американских бандитов. Хороший фильм, запоминающийся, атмосферный, для ценителей жанра.

8 из 10
Показать всю рецензию
Raph
Японская философия
Как не посмотреть фильм, который тебе посоветовал друг - страстный поклонник и ценитель криминального жанра? Тем более, когда он может заинтриговать вот так: представь, что ты сжимаешь суть и эмоциональную составляющую 'Однажды в Америке' раза в три и укладываешь это в 1,5 часа фильма Китано, добавляешь немного черного юмора и жестокости... и получаешь то, после чего откидываешься в кресле и смотришь в потолок с полчаса.

С творчеством Китано не был знаком до 'Брата'. Известный деятель, известное имя и всё. Стыдно, ведь каким-никаким, а киноманом себя считаю.

Фильм надо смотреть внимательно и вдумчиво. Диалоги, да что там диалоги - всё великолепно, особенно игра Китано. Удивило то, что режиссёр, который по совместительству и актёром по амплуа является, главную роль взялся исполнить. Не каждый решается на такое, ибо многие считают, что есть риск переиграть в собственной работе. Но для Китано это отнюдь не помеха.

Фильм японский, разумеется, и всякие обычаи присутствуют: харакири, например. Мне лично не очень приятно смотреть, когда человек сам себе живот распарывает. Да и качество экшн-эпизодов, если их так можно назвать, смотрятся на слабом уровне, уж чересчур нереалистично и неэффектно и порой комично. Вроде бы Япония - страна технологий и всё в таком духе. Но Китано и не собирался делать на это ставку. И правильно делал. Всё-таки кино не голливудское...

Герой Китано - человек, который своими идеями и принципами не поступится. В этом весь фильм. И такой путь принципов, связанных с криминалом, не может ни к чему хорошему в итоге привести. Но каков образ героя! Нет, он не псих, не супермен. Лишь человек, который занимается тем, что умеет делать. Говоря о Голливуде, вспоминается 'Схватка' и герой Де Ниро. Правда, там не так всё жестоко. В 'Брате' же потрясающе показан японский дух и философия, доселе неизвестные мне. Фильм очень жесток. Всё так, как оно должно быть. Ну не может никак такой путь привести к триумфу.

Любителям жанра советую посмотреть. Мой друг про составляющую 'Однажды в Америке' упомянул. Я бы ещё 'Профессионала' добавил, можно также провести параллели, если захотеть.

Отдельной строкой нужно сказать о музыке. Это нечто невообразимое! Композитор Джо Хисаиши создал шедевр. На одной ступени с музыкой, написанной Эннио Морриконе к двум только что упомянутым фильмам. Выше только звёзды...

Отменное кино.
Показать всю рецензию
Sibax
Истинный самурай!!!
Это все таки наверное лучший фильм Такеши Китано, хотя в других своих работах, некоторые темы, поднимаемые и в этом фильме раскрыты лучше. Человек с самого своего рождения задается вопросом о смысле происходящего, пытается найти причины, для чего же следует жить дальше.И в итоге многие люди приходят к пониманию того кто они и по какому пути им идти дальше.

Но для некоторых людей, их выбор и ощущение того, кто они есть это абсолютно все, что им нужно, как и для настоящего самурая, служение господину, должно быть высшей целью. Это абсолютизирование, в какой-то форме, имеет как плюсы, так и минусы, но не это главное, важно то что в жизни человека есть моменты, когда надо посвящать себя чему-то всецело, отбрасывая при этом страх и сомнения.

Герой Такеши Китано не психопат, не убийца, он слуга, воин и все остальное просто не имеет никакого значения. В фильме постоянно это подчеркивается, в самом начале, когда он отдает своему другу пистолет, совершенно молча, мол если это важно теперь можешь убить меня, здесь дело в желании поскорее сдохнуть, а просто война проиграна и надо хоть что-то предпринять.

Собственно в этот момент все уже кончено, возможно все кончилось намного раньше, и все, что он делает в Америке это просто заранее тщетная попытка принять, что-то новое.

Я бы сказал, что фильм об обреченности сильного духа в человеческом мире, где все и вся прогибаются, чтобы хотя бы выжить, и всем по хорошему наплевать вообще на все, ведь всегда можно начать жизнь заново, всегда можно придумать парочку оправданий собственной слабости, вместо того, чтобы бороться. И фильм действительно именно мужской!

10 из 10
Показать всю рецензию
d.mich
Брат ты мне или не брат
Просмотрел этот фильм 2 раза. Больше не буду, и вам советую больше 2 раз не смотреть. Ничего нового в нем не найдете.

1. Китано. Пишут, мол, великолепный актер, режиссер и т.д., т.п. Как актер - ну он только порадовал своей улыбкой в этом фильме и все... А жаль. Как режиссер - то фильм в целом неплох.

2. Якудза. Здесь большой плюс. Как отрезают палец и режут живот, то это стоит посмотреть.

3. Кровь. Наверное, немного 'украли' у Тарантино. Очень сильно смеялся, когда братья пришли решать вопросы с местной мафией и когда всех главарей мафии расстреляли. Это стоит смотреть.

4. Концовка. Ради этого и стоит смотреть полностью весь фильм и, желательно, в гоблинском переводе.

7 из 10
Показать всю рецензию
Hellrider
Это очень сложный и не всегда понятный фильм для простого обывателя. Кто–то скажет: - Фильм очень скучный и затянутый, что в нём нет яркого экшена, который присущ боевикам и детективам. Фильм действительно длинный и я не всегда мог понять режиссёрские ходы в виде немых сцен, которые длятся целыми минутами, но чем дальше развивалась сюжетная линия, тем мне яснее становились моменты, которые я не мог раньше понять. Всё происходящее на экране ещё лучше подчёркивает характер главного героя и под конец фильма окончательно раскрывает его!

Но, тем не менее, не надо искать в этом фильме скрытого смысла, этот фильм такой, какой он есть. Можно сказать, что это фильм о жизненном пути нового крёстного отца, с одной стороны это так, ну а с другой, это фильм не о чём! В общем смотрите и делайте выводы сами.

6 из 10
Показать всю рецензию
euro-banan
Китано, который за всю свою карьеру не снял, пожалуй, ни одного вменяемого фильма про мафию, при том, что все его гангста-муви неизменно хороши и притягательны, в 'Брате... ', пожалуй, ближе всего подобрался к канонической норме и, к своему удивлению, кем-то даже оказался воспринят на полном серьезе.

В действительности же его якобы политкорректная проамериканская эпопея о становлении мафиозного клана в США под надзором до неприличия жестого беженца из страны восходящего солнца откровенно осмеивает жанр, как бы говоря своей ехидной улыбкой зрителю, чтобы не ожидал пафосных восхвалений вседозволенности и уклонов в сторону романтического биопика о тяжелой судьбе очередного крестного отца. И пока истинные американские бандиты в дорогих костюмах и с лакированными прическами рассуждают о правилах и этикете бизнеса, Китано с издевательским хладнокровием всаживает им свинцовые пули между глаз.

8 из 10
Показать всю рецензию
volandband
Не брат
Давно хотел затронуть этот фильм и поделиться эмоциями от него - и наконец-то собрался со временем и духом.

Русские кинопрокатчики, дабы избежать появления ещё одного киношедевра под таким же именем (сами знаете, о чем идёт речь) , присвоили этому фильму название 'Брат Якудзы ' - ничего более идиотского нельзя было придумать. Хотя такая редакция наименования его вполне понятна и объяснима: Япония, якудза, ниндзя и прочите сакуры, непременно должны были привлечь внимание японопоклонной публики и вообще всех, кто интересуется подобными национально-экзотическими элементами культуры. Однако тот зритель, который шёл в кино на мужественных самураев с выбритыми лысинами позапрошлого века наверняка получил свою порцию разочарования: вполне себе современный фильм о буднях японской мафии довольно скоро становится повествованием о жизни одиночки -японца в достаточно понятной и предсказуемой Америке.

И вот этим приемом режиссер и главный герой Такеши замечательно наглядно противопоставляет разницу культур двух стран, одновременно адаптируя, их друг к другу. Главный герой - немногословный и ехидно ухмыляющийся японец - с такой же лёгкостью находит себе новую войну с кем угодно, с какой и остаётся собой в любой ситуации, адаптируется к условиям другого мира, оставаясь собой на все сто процентов.

Как само лицо Такеши Китано, полунеподвижное вследствие давней автокатастрофы, весь его герой, одновременно с невиданной внутренней силой и целеустремлённостью, каждым своим действием демонстрирует такое же неуклонное движение к разрушению создаваемого им мира, в котором самоубийство - не проявление слабости, а скорее наоборот - высшей силы и достойного финала всей картине. Однобокая, на первый взгляд, мимика главного героя на самом деле оказывается гораздо сильнее любой резиноподобной гримасы какого-нибудь Джима Керри: он шутит, любит, убивает и сам идёт на смерть с одним выражением лица, и эта его искажённая судорога-полуулыбка говорит о нём больше всех пронзительных взглядов в экран или глицериновых слёз.

Сюжет и главная линия фильма хоть и не новы, но раскрываются постепенно, через такие авторские приёмы, как прыжки во времени в воспоминаниях, параллельное слежение за судьбами персонажей в разных концах света - это не только помогает прилично динамизировать всю картину в целом, но и показать психологию и единство душ главных героев фильма, двух братьев, однажды решивших пойти разными дорогами, ведущих к единому для обоих финалам.

Отельного внимания заслуживает бесподобная музыка Joe Hisaishi, великолепно смешавшего пронзительный минорный лейтмотив главной темы фильма с лёгкой сменой гармоний аккомпанемента и разнообразием аранжировок - это работа профессионалов высокого класса и, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы стать классикой OMPST ещё при жизни их авторов.

Конечно, это фильм не для семейного просмотра в выходной вечер перед экраном - детям не рекомендую, но взрослым советую посмотреть, не отрываясь на поход на кухню за порцией чипсов: такие фильмы оказывают действие только тогда, когда полностью погружаешься в их течение и настроение от начала до конца, когда ничто не отвлекает от неспешного повествования-рассказа и время теряет свою силу над зрителем.

Приятного просмотра.
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3
AnWapМы Вконтакте