Рецензии

Dr_Gonzo
Недокино или перефотография
Эксперимент прост: беру свой фотоальбом и начинаю листать до первых дачных возлияний. «Ты не поверишь, — скажу я человеку, который может оказаться рядом, — я тогда перепутал презерватив с воздушным шариком. Не смейся, я его почти надел, пока допер!» За каждой фотографией стоит история. Хотя я не люблю фотографий.

А теперь представим, вы проникаете ко мне в дом, кода меня там нет, снимаете с бамбуковой полки фотоальбом, садитесь на мою кровать, застеленную красным пледом, и начинаете листать. Вы узнаёте, как я выгляжу, как выглядят мои друзья. Вы видите время, через которое я прошел, иногда удачные снимки, иногда — так себе. Но сможете ли вы понять, что я за человек без моих закадровых историй? Сможете полюбить меня или возненавидеть? Вряд ли.

С фильмом «Контроль» похожая история. В первую очередь Антон Корбайн — фотограф, а потом уже клипмейкер, режиссер и прочий паблисити. На протяжении всего фильма не покидает ощущение, что я, кадр за кадром (как слайд-шоу) смотрю чужой фотоальбом. Снимки, безусловно, отличные. Но что за ними кроме внешней привлекательности?

Если мы здесь говорим о подлинном кино (свидетельством чего служит вагон наград, премий и режиссерская претензия на высокое искусство), то и требования к нему соответствующие. Мы имеем дело с фронтменом английской группы «Joy Division». Постпанк банда сумела двумя альбомами если не перевернуть музыкальный мир, то основательно его встряхнуть. Поэтому важным я считаю не пересказать биографию солиста, но воссоздать в мелочах и чувственных подробностях потрет личности. Покажите мне человека, изменившего историю музыки, справедливо требую я от режиссера, а взамен получаю сухую биографию.

Молчаливый, невозмутимый и достаточно самоуверенный Ян Кертис (Сэм Райли) выстраивает личную жизнь с такой же юной как он супругой Деборой (Саманта Мортон). Музыкальная карьера парня движется перманентно вверх. Намечаются какие-то выступления, гастроли, рождаются какие-то хиты, интерес вокруг группы перерастает в массовую увлеченность, но обо всем этом как-то вскользь. По замыслу режиссера, творчество в жизни молодого музыканта не так уж важно. Вот встреча Яна с любовницей Аник (Александра Мария Лара) — другое дело. Фильм, который громко позиционируется как «история нескольких последних годов жизни загадочного солиста культовой английской пост-панковой группы «Joy Division», оказывается на поверку банальным любовным треугольником, где нет места страсти и пламени таланта.

Паскудство ситуации в том, что Антон Корбайн не случайный поклонник, а человек в теме. Он жил рядом с Кертисом. Он снимал его группу, накачивался вместе с ребятами алкоголем во время гастрольных туров. Кому, как ни Корбайну, вооруженному огромным визионерским опытом, было рассказывать о Кертисе таком, каким он его знал? Всего-то нужно было определиться со своим отношением к персонажу: любишь ты его или ненавидишь? Жалеешь или осуждаешь? Но с этим Корбайн, ощутив холодок в промежности, заморачиваться не стал. Судя по фильму, он трусливо отстранился, чего к счастью, в свое время не сделал Оливер Стоун в «Дорз», оставив нам пример, как следует делать.

В некоторой степени, свою разрушительную миссию сыграла и вдова Кертиса, выступившая сопродюссером фильма. Корбайн совершил фатальную ошибку, допустив ее к работе и взяв за основу ее мемуары. Вот еще одна причина, благодаря которой «Контроль» получился столь выхолощенным, где самая вредная привычка главного героя — целование с любовницей. Увы, после смерти, человек превращается в миф, не имеющий ничего общего с реальностью. Историю корректируют. Вооружившись ножницами воспоминаний, это, в первую очередь, делают родные, не понимая, как, на самом деле, вредят, превращая живую память в «искусственно-правильный» материал.

Единственное, что удержало меня до конца — актер Сэм Райли. Ян Кертис в его исполнении получился по-хорошему странным гуманоидом, тоскующим о далеком галактическом доме. Во время выступлений на сцене (самые яркие моменты фильма) Сэм Райли будто входил в астральный контакт со своим героем, пускаясь в шаманские пляски. При этом невозможно было отвести взгляд от этих больших, налитых болью глаз. А затем… опять живописная трясина бытописания.

Почти без слов.
Без музыки.
И без эмоций.
Показать всю рецензию
alwild
Опасения многих не оправдались: от Корбийна в первую очередь ожидали работы, которая будет наполнена красивыми, интересными кадрами и отсутствием полноценного сюжета. Но у него получился просто превосходный фильм, в котором есть все. Сэм Райли — это актер, который сумел настолько точно понять, что происходило в душе у Йена Кертиса, что он как будто слился с ним в единое целое, и теперь для меня образ Йена навсегда будет связан с игрой Райли.

Мне кажется, что Корбийн сумел показать самое главное: Йен Кертис был сильным человеком, который боролся до последнего, но немногим из нас выпадает на долю столько проблем: он любит свою жену, свою дочку, но часто бывает, что люди слишком рано женятся, а потом жалеют об этом, Йен не первый и не последний музыкант, который влюбился в свою поклонницу; мучительная болезнь, из-за которой он перестал чувствовать себя полноценным человеком, группа, в которой он больше не хотел петь, хотя этого хотели все — он не смог справиться с этим грузом, придавившим его душу, да и кто бы так просто справился со всем этим в 23 года?

Joy Division была одной из первых групп, которых Корбийн фотографировал, и его фотографии как нельзя лучше отражают душевное состояние Йена, но фильм, сделанный Антоном — это не просто биографический фильм, это гораздо больше.

Музыка заслуживает отдельного слова. Я очень люблю и Joy Division и впоследствии образовавшийся New Order, The Velvet Underground, Bowie, Sex Pistols, Kraftwerk, Iggy Pop… Их музыка идеально соответствует настроению фильма, кроме того мне кажется, что тот факт, что актеры научились играть на мызкальных инструментах, на которых играли их герои, заслуживает уважения, да и Transmission в исполнении Райли замечательно звучит.

Уходя из кинотеатра, я услышала, как кто-то сзади сказал: «Нет, и все-таки он был сильным человеком». И это после того, как все только что видели человека, не выдержавшего тяжести всех своих горестей, повесившегося на кухне… Все это говорит о том, что Корбийн снял фильм о человеке, которого глубоко уважал, и люди это чувствуют, даже если не знают всех этих подробностей.

10 из 10
Показать всю рецензию
Mumble
She «s Lost Control
Иен Кертис — молодой человек, решивший на свою юность обрушить массу различных «бед». Рано женился, рано сделал жене ребёнка, подался в бизнес, создал панковскую группу «Joy Division», и рано не по своей воле сталь эпилептиком. Таблетки врачей оказались не эффективными, а всего лишь экспериментальной продукцией, от которой больше было побочных эффектов, чем помощи. Так же Иен рано обзавёлся любовницей, послужившей эпицентром ссор со своей женой. Со всех сторон певец был обёрнут сильным давлением, от чего он окончательно потерял контроль.

Что только в кино последнее время не брали из книг для экранизации… Подобные замашки режиссёров меня всё больше начинают окунать как в новости о какой-либо тематике. И о войне много узнаётся, и о законе, о истории, вплоть до неизвестных мне композиторов из прошлого мне суют под нос кинотеатры. Это безоговорочный и полезный для меня плюс, да и для многих, думаю, тоже. Очередной полезной закладкой послужил на этот раз «Контроль» — чёрно-белая биография о молодом парне, который рано ввязался в серьёзную жизнь.

Кроме качественной реализации в фильме ничего особенного уловить не удалось. Идеальный монтаж, фокус, чёрно-белые краски… Чего-то особенного этой двухцветности не хватает. Если в «Ангел-А» чёрно-белые краски пошли только в плюс, то здесь этого не заметно… Конечно ч/б вариант дал пинка под зад атмосфере и послужил отличной реализацией семидесятых, но, не смотря на идеально снятое кино, «Контроль» перепрыгнуть конкурентов сможет только с технической точки зрения, а во всём остальном придётся постоять (покурить) в сторонке.

Жалеть после просмотра не пришлось, но ожидался больший фонтан эмоций. Качественно, но пустовато.
Показать всю рецензию
Kabal
under control
Ян Кертис. Был такой мальчик с тонким лицом и застывшим, полубезумным взглядом. Жил себе жил он в маленьком городке под названием Макслфилд. «Как тебе Макслфид? – Я всегда мечтал оттуда уехать». Ох, как он ненавидел эту английскую глубинку за ее стереотипность и зашоренность, которые здесь процветали, как нигде еще. Но время шло: он работал на бирже, шлялся по пабам, а для прочего влюбился в девчонку и рано женился.

«Дайте, я стану музыкантом», - сказал он однажды. И тут понеслось: рок-веселье, деньги, слава, другая любовь, неизлечимая болезнь, и та грань измученной души, за которой скрывается пугающая в своей бесконечности пустота. И вот тут мы подходим к названию фильма. Красная надпись на постере: «Контроль». Он ему нужен просто и банально, в первую очередь чтоб заставить слушаться свое тело. Но какой тут к черту контроль, когда он на сцене словно под крэком, а после концерта – хватает приступ и падает на пол, дергаясь в эпилептическом припадке. В общем, был такой мальчик, перманентно живая рок-икона. Звали Йен Кертис. О нем и рассказ.

Редкий фильм-дебют выдает так своего создателя, как «Контроль» выдает в голландце Антоне Корбайне гениального фотографа, но слабого режиссера. Впрочем, иначе и быть не могло. Искусство фотографии строится на охоте за мгновениями. Самое главное – точно уловить кульминацию и ее запечатлеть. Если вы поспешите – фотография получится недостаточно интересной, если опоздаете – упустите весь момент. Но если вы сделаете все вовремя, то ещё долго будете любоваться, как атомы и молекулы послушно замерли в строго фиксированной, но очень важной позе. Кинематограф же – это почти всегда история, которую надо еще суметь рассказать языком движущихся и доносящихся звуком изображений. Психологическая фактура, четкая драматургия, межкадровый монтаж и прочие средства киноязыка – имеет ли Корбайн хоть какое-нибудь представление о том, что это значит? Скорее всего имеет, спору нет, но - поверхностно.

«Контроль» - это очередная экспликация из жизни талантливого человека. Но вот интересный парадокс. Для фильма из категории «жизнеописания» здесь много описания, но мало жизни. Для картины об угасании души (лучшим в этом жанре по-прежнему остается Ван Сэнта со своими Last Days) в этой кинофреске не хватает такого важного и главного компонента – как многообразия душевных переживаний и мотив поиска себя. Всю непростую жизнь лидера британской постпанковой группы Joy Division режиссер Корбайн сводит к банальному любовному треугольнику и тяжелой болезни героя. А необходимый драматизм догоняет простым и назойливым, но весьма действенным способом – в самые ударные моменты из актера Райли брызжут слезы.

Фильм черно-белый, чтоб было «по-настоящему» и «навсегда». Но чем сильнее вглядываешься в этот монохром и его дымчатые оттенки, тем отчетливей сквозь отутюженную фотографическую картинку проступает очень прямолинейное, схематичное и однозначное в плане интерпретаций кино. Может быть дело в том, что фильм основан на книге вдовы музыканта – Деборы, которая тут изображена как провинциальная дурында с большими сиськами. А может быть, Корбайн, который снимал музыканта, просто экранизировал свои же фотографии двадцатипятилетней давности. В любом случае, неоднозначная и противоречивая личность Яна Кертиса тут утоплена в ч/б глянце, словно бриллиант в машинном масле.
Показать всю рецензию
Cillian
Бордель «Joy Division »
Отличный фильм, я, кстати, тоже не являюсь поклонником Joy Division, просто знаю о такой группе и не больше, но биография Яна Кёртиса поражает, действительно, как посланник явился, написав и исполнив минимум того, чего он мог и тот час же ушёл из жизни.

Понравилось им сказанное: «Я посмотрел „Апокалипсис сегодня“ в кинотеатре. Не мог оторвать глаз от экрана. В фильме, Марлон Брандо читает „The Hollow Man. Борьба между человеческой совестью и его сердцем. Пока все не заходит слишком далеко, выходит из под контроля и никогда больше не будет прежним“».

По части сценария, всё круто, даже его жена поучаствовала, видимо, фильм реально приближён к жизни Кёртиса, я просто сравнил с биографией, актёра на роль Яна Кёртиса подобрали очень удачно. Как дебютная режиссёрская работа Корбийна вышла неплохо, но интересно, почему снято в тёмных тонах (чёрно-бело), это потому что жизнь прошла, загустели краски? Или лишний раз не гримировать? Или просто режиссёру так захотелось?

Так или иначе:

10 из 10.
Показать всю рецензию
paperthinthing
Никогда не была фанаткой Joy Division, о судьбе Кёртиса, естественно, знала - о смерти, если быть точной.

Вот сейчас немного профанства и отсебятины. Как человек, далёкий от этой легендарной группы, хотя и слушаю музыку такого плана, хочу со всей некомпетентностью заявить, что Сэм Райли великолепен в этой роли. Не знаю, насколько ему удалось воплотить образ Кёртиса, потому что не рискну предположить, каким именно был Ян. Но образ, который создал Райли, мне ужасно нравится.
Честно говоря, мне порядком надоели эти пафосные *в хорошем смысле* фильмы о музыкальных эпохах, как то: 'Сид и Нэнси ' и 'Velvet goldmine '. 'Control ' среди них оказался глотком свежего воздуха, историей, далёкой от масс, от толпы и угара. Никаких секса, наркотиков и рок-н-ролла. Здесь любовь, алкоголь и Поэзия. Здесь всё очень лично, что порой даже как-то неудобно 'подглядывать '. Неудобно видеть реальную слабость, реально тяжёлую жизненную ситуацию, реальную безвыходность. Кёртис в исполнении Райли - это жертва не собственной тяги к саморазрушению, как Сид Вишез, не жертва поколения, города, массовой культуры и СМИ. Это жертва судьбы. Он показан чуть ли не святым - кажется поначалу.

Нет. Он показан простым человеком. Человеком, который умер, так и не начав жить.

10 из 10.
Показать всю рецензию
doc-ex-machina
Вне/себя
Байопики про музыкантов на экране - это почти всегда истории о тернистом восхождении на музыкальный Олимп: простые ребята следуют за своей мечтой и в конце концов доносят своё творчество до масс, чем вписывают своё имя в историю музыки и в обязательный для жанра финальный биографический титр. «Контроль» воспроизводит эту вездесущую конструкцию - но в то же время стоит особняком среди музыкальных байопиков.

Этот инди-проект с трудом можно назвать фильмом про фронтмена Joy Division - скорее, это фильм про Иэна Кёртиса. Режиссёр Антон Корбейн, лично знавший Кёртиса, смещает акценты в повествовании - и вот уже в центре находится не роль последнего в становлении культовой британской группы, а раскалывающаяся на куски личность Кёртиса.

Унылый британский пригород, на грязном черно-белом кадре откуда-то из 60-х - юноша, слушающий Боуи и Лу Рида, который однажды почти случайно станет солистом группы, впоследствии известной как Joy Division. Но эта история в фильме где-то на втором плане. В фокусе тут оказывается история человека, не способного вырваться из опостылевшей жизни, которая душит его, как петля - точно так же, как затягивается вокруг шеи зрителя атмосфера фильма.

Если Кёртис отдаёт себя чему-то - он отдаёт себя без остатка. Сначала это была любовь, потом этим чем-то оказывается музыка. Но он нигде не чувствует себя к месту, и не найдёт утешения даже в творчестве. В конце концов остаётся только он наедине с собой в тесном мирке обязательств перед окружающими. Болезнь прогрессирует, всем оказывается что-то нужно, а быть полностью искренним получается лишь на сцене и на сеансе гипноза. Прекрасный центральный перформанс Сэма Райли передаёт эту постоянную внутреннюю борьбу Кёртиса с самим собой, которая может окончиться лишь трагедией.

Корбейн деконструирует и заново собирает жанр музыкального байопика и делает фильм не про музыку, определившую поколение, и даже не про объект фанатской любви - но про мятущегося человека, для которого музыка стала разрушительной силой, опустошившей его и ускорившей его смерть. Но одновременно с этим - единственным способом зафиксировать свою тотальную отчуждённость от бесцветного мира людей вокруг.
Показать всю рецензию
Страницы: 1 ... 8 9 10
AnWapМы Вконтакте