Рецензии

Maxim Maximovich
Триллионы молекул
Крайнему фильму Джармуша пришлось оказаться не в то время, не в том месте. На фоне больших американских фильмов и программы Канн он, вполне логично, затерялся. Но судя по всему «Патерсону» и не нужно никакое признание и награды, ему нужен благодарный неискушенный зритель.

Простая, как пять копеек, история о рутинной жизни водителя из маленького городка, семьянина (в каком-то смысле), да плюс ко всему еще и поэта. Звучит как сюжет для плебейского фильма с приставкой «инди». Да как бы не так..

Джармушу удалось создать такую себе атмосферу романтичной повседневности. Главный герой простоват, снисходителен, весьма консервативен. И несмотря на то, что образ Патерсона довольно утрирован, он представляется чуть ли не лучшим человеком для мира. Кстати, каламбуры фильма (Патерсон — Патерсон; driver — Драйвер) сначала вызывали просто добрую улыбку, однако, можно сказать, что город Патерсон это точная копия Патерсона-героя. Он такой же простой, обаятельный, типичный.

Фильм лишён любых границ. Не имеет значение время происходящего, место. Даже возраст Патерсона здесь совсем не важен. Он ни молодой, ни старый; у него нет детей, но есть спутница. Это подчеркивает общечеловеческие ценности «Патерсона».

Прекрасны образы в фильме. Лора, несмотря на всю свою импульсивность, является неотъемлемой частью жизни Патерсона. Пёс Марвин является символом надуманного благополучия. И даже зацикленный на своих проблемах Донни только дополняет повседневную жизнь главного героя.

Несмотря на всю романтичность и жизнелюбие, «Патерсон» не даёт ложных представлений о жизни. Он только представляет альтернативный взгляд на реальность.

Стоит отметить, что художественные приемы Джармуша в виде стихов тоже прекрасны.

Это фильм без изъянов, после просмотра которого можно стать, хотя бы на какое-то время, немного лучше

8 из 10
Показать всю рецензию
Anna_Belomorskaya
Красота в простоте
Как ужасно, — кричат все вокруг, — жить, не выбираясь из рутины. Давай, активизируйся, разнообразь свою жизнь! Всё вокруг так серо и однообразно…

Обыденно. Повседневно. Красиво.

Джим Джармуш сотворил настоящее чудо: раскрыл тонкую натуру поэта, лишь показав маленькие провинциальные улочки, неторопливый ритм жизни и короткие разговоры ни о чём. Его героя зовут Патерсон, точно так же, как называется город, в котором тот живёт с рождения. Он немного странный парень: немногословный, но добрый, романтичный и отзывчивый. Очень спокойный, будто ничто в этом мире не может потревожить течение его тихой, медленной жизни. Талантливый поэт. Водитель автобуса.

Маленький мирок, созданный режиссёром, напоминает утопию пенсионера, который мечтает о спокойствии. Всё в нём с одной стороны обыденно, а с другой — безумно поэтично. Каждая деталь, будь то разговор пассажиров автобуса или ежедневная кружка пива в баре, привносит в городок какое-то особое тепло, обволакивающее и завлекающее в себя, в котором хочется утонуть и забыться. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что ты, в общем-то, не прочь пожить вот так, ни о чём не беспокоясь, мирно проживая день за днём, наблюдая за тем, как вокруг меняются лишь незначительные детали. После просмотра фильма ещё какое-то время находишься в таком подвешенном, одухотворённом состоянии. Хочется так или иначе приобщиться к искусству. Написать рецензию, например.

Несколько раз на протяжении картины Джармуш будто нарочно подсовывает нам загадку, возбуждающий фактор, который может изменить жизнь Патерсона, водит нас за нос, заинтересовывает, а потом уводит все интересности на задний план. Вот-вот что-то произойдёт, например, хулиганы украдут любимого пса жены, или автобус взорвётся, аки огненный шар, или актёр-романтик выстрелит себе в голову, не пережив неразделённой любви, или главный герой окажется на грани нервного срыва — но ничего не происходит, потому что не в этом суть жизни Патерсона — города и человека. Он самим своим существованием воспевает обыденность, красоту простоты и незамысловатости, являет собой чистое искусство наслаждения жизнью и поддержания духовного равновесия.

Но зритель не перестаёт задавать вопросы, ведь ему обидно, что ничего толком не объясняется. Что это за девочка, так подозрительно похожая на Патерсона? Такая же поэтичная натура, черпающая вдохновение в простоте? Они больше никогда не увидятся? Кто этот загадочный японец, вдруг подаривший обыкновенному шофёру столь нужную ему в тот момент вещь? Почему, наконец, в маленьком городке так много близнецов? Но Джармуш дразнит нас, манит — и тут же рвёт устоявшиеся в кинематографе шаблоны, так и не заставив своего героя за весь хронометраж сделать хоть что-нибудь из ряда вон выходящее. Пусть зрители сами ломают голову и строят теории, какие же ответы имеют все эти вопросы в контексте фильма. Близнецы одинаковы на вид, — так же, как и дни Патерсона, — но каждый скрывает в себе какие-то скрытые таланты, так называемую изюминку, ту самую поэтичную красоту. Может быть, в этом смысл? Понятия не имею.

Весь фильм пронизан тонкими метафорами, и, если их найти, можно испытать истинное удовольствие перфекциониста. Вот, есть жена Патерсона, прекрасная Лора, олицетворяющая музу (как Лаура, муза итальянского поэта Петрарки): пылкая, яркая, ни минуты не сидящая на месте. Её бросает то в жар, то в холод, что отражается в чёрно-белых узорах, которыми она украшает весь дом. Вот, есть водопад, который сравнивается с длинными волосами. Пёс, от которого в последнюю очередь ждёшь удара в спину, оказывается редким пакостником и предаёт своего «папочку», подвергнув нервы того суровому испытанию на прочность, — неприятность, омрачающая хороший день, которая всегда приходит, откуда её не ждёшь.

В какой-то момент становится грустно: главный герой никогда не увидит всего того удивительного, что есть в мире, никогда не сменит направление своей размеренной жизни, никогда не уедет из городка, потому что они с городом — единое целое, воплощение вдохновения, поэтичности и красоты мелких деталей, что окружают нас каждый день. Но грусть приходит лишь на мгновение; а затем ты вновь погружаешься в идиллически спокойный мирок и продолжаешь проживать эту длинную неделю вместе с Патерсоном.

Надо отдать должное Адаму Драйверу, воплотившему на экране непростой образ поэта-водителя. Ещё недавно он безупречно отыгрывал истеричного Кайло Рена в Звёздных Войнах, а теперь вживается в диаметрально противоположную роль. Играющая роль его жены Голшифте Фарахани справилась ничуть не хуже. В их чистую любовь верится без оговорок.

Тягучая экспериментальная поэзия в кинематографическом обличии — пожалуй, так можно одной фразой описать новое творение Джима Джармуша. Яркий пример фильма «под настроение», который я с удовольствием посмотрела, но вряд ли захочу пересматривать впредь. Если ищете вдохновения и отдохновения, расслабьтесь и просмотрите «Патерсона», отдавшись его обыденному тёплому очарованию.
Показать всю рецензию
Илья Шевчук
Жизнь — ты прекрасна!!! По крайней мере в этом фильме Джармуша…
Пересмотрел фильм, который уже видел и все ждал случая, чтобы проверить оставит ли он то же впечатление, что при первом просмотре… Надо сказать, что получил те же положительные эмоции, как и в первый раз, удивительно позитивное кино и от кого? От достаточно своеобразного автора, предтечи Тарантино, именно Квентин много идей взял у него и даже копировал некоторые сцены из его фильмов, шел, так скажем, по стопам, а цикл «Килл Билл» например был создан как переосознание его фильмов, фильмов Джима Джармуша…

Итак, фильм этот — Патерсон, история о водителе автобуса, пишущего белые стихи о своей жизни, ее познании, о своей любимой девушке, замечательно прекрасной, безумно красивой, улыбчивой персидке Лауре, которая мечтает стать кантри-певицей…

В общем, если подытожить — абсолютно счастливая, гармоничная как-то сказочная история совместной жизни и любви двух людей и их забавной собаки.. Настолько все пронизано любовью, сопереживанием и тактом в их сосуществовании, что впору это кино показывать молодым людям как пример построения семейных отношений…

Вообще фильм конечно покажется излишне приторно сладким, что постоянно ждешь подвоха, что вот-вот наконец-то сей идиллии придет конец, начнется конфликт между хоть кем-то, и надо признать именно так и случается, возникают случаи, которые вроде должны привести к острой развязке, но удивительным образом, именно благодаря Патерсону, главному герою, они быстро затухают, продолжается спокойное устойчивое движение жизни, этот парень как скала, о которую разбиваются все неурядицы, он их гасит на этапе возникновения как мол волну…

Вообще, как обычно у Джармуша это не просто чисто описательное кино, а история наполненная глубоким философским смыслом, упакованная в общем то привычную и казалось бы простоватую упаковку, прямо как любая восточно-азиатская притча… Джим — большой мастер, постигший глубину мироздания — это не шутка и не преувеличение, миросозерцание и спокойные тихие движения легко корректирующие продолжение течения — великий смысл и великое благо жизни…

А этот вид на водопад в Патерсоне после этого фильма стал очень популярным, многие люди полюбили созерцать это спокойствие на лавочке в пригороде Нью-Джерси…
Показать всю рецензию
bilberry
Уффф
Фильм весьма скучный и долгий, это картина о повседневности со всей присущей ей рутиной. И это все словно попахивает застарелым болотом, стоячей водой.

Герой занимается явно нелюбимой работой — водит автобус, зарабатывает деньги, которые его легкомысленная жена спускает на свои мечты и причуды. А что остается самому герою? Писать свои стихи в маленьком подвале, и что самое интересное, довольствоваться этим.

Отношения героев выглядят так неестественно, так фальшиво, так и хочется сказать: «так не бывает!»

Какие-то обстоятельства взросления видимо заставляют Паттерсона быть таким тихим и послушным работником и мужем. Отчего он не осмеливается опубликовать свои стихи. И весь этот его невроз происходит на фоне витающей в облаках жены, рисующей на всем вокруг свои фантазии, воплощающей их в жизнь и сияющей восторгом от того, что все получается.

Не посоветую фильм никому, если только вы не в депрессии и вам нужно уйти в нее еще глубже.

4 из 10
Показать всю рецензию
MoonRiseRey
Стихи о маленьком городе
«Патерсон» — одна из самых зрелых работ в карьере Джармуше. И один из лучших его фильмов. Почти бессюжетный и бесконфликтный рассказ о человеке по фамилии Патерсон (Адам Драйвер), который живет в городе Патерсон (да-да, именно так).

Ага!

От стихотворения к стихотворению, от понедельника к воскресенью зритель постигает красоту и поэтичность одной жизни, на первый взгляд, незаметной.

Джармуш — мастер зашифрованных цитат. Почему возлюбленную и музу героя зовут Лора (т. е. Лаура), думаю, объяснять не нужно.

Про то, почему в качестве места действия выбран именно Патерсон, поговорим ниже. Подчеркну лишь одно подмигивание Джармуша коллеге по кинематографу: в одной из сцен в салоне автобуса, который водит Патерсон, юноша и девушка беседуют об анархизме. Насмотренному зрителю в них нетрудно угадать повзрослевших героев «Королевства полной луны» Уэса Андерсона. Вот, значит, какими стали эти двое, когда они выросли.

«Патерсон» — фильм-стихотворение и что поэзия существует по законам повторения. Именно поэтому режиссер вводит сюда лейтмотив удвоения. Сначала Лоре снится сон о двойняшках, затем близнецы мерещатся Патерсону по всему городу. Пары близнецов множатся и множатся, создавая подобие рифм. Имя персонажа повторяет название места, в котором он живет. Его любимый поэт — Уильям Карлос Уильямс, которого Лора в шутку зовет Карлос Уильям Карлос. Патерсона, водителя автобуса по профессии, играет Адам Драйвер, а как там по-английски будет «водитель»? Если смотреть фильм в оригинале, можно заметить, как постоянно вскакивает в речи персонажей слово «fireball», когда речь идет об автобусной аварии. Междометие, доминирующее в диалоге с японским туристом, невозможно не заметить — от него сам в итоге расплываешься в улыбке. Безоблачная история любви Патерсона и Лоры отражается, словно в кривом зеркале, в трагикомичных отношениях местных Ромео и Джульетты из бара. Каждый новый день повторяет предыдущий. Везде — удвоение, циклизация. Одним словом, не кино, сплошные стихи.

Ага!

Однако «Патерсон» — кино не только о поэзии, это еще и фильм о жизни в маленьком городе. И в этом плане подход Джармуша кажется несколько новаторским или, как минимум, нестандартным. Как правило, деятели культуры маленькие города не жалуют, делая их воплощением житейской пошлости и зла, губящим все доброе и выдающееся, что сюда попадает, такими вот филиалами ада. Вспомните хотя бы два самых известных образа маленького города в кинематографе, давно ставших архетипичными — Твин Пикс Дэвида Линча и Догвилль Ларса фон Триера. На их фоне Патерсон Джармуша выглядит почти идиллическим местом, которое режиссер воспевает, неспешной жизнью в котором любуется, вскрывая ее внутреннее очарование. Впрочем, городок Патерсон в фильме показан фрагментарно; целостной его картины не складывается, а то, что мы видим, преломлено через сознание персонажа-интроверта. Это местечко показано как бы изнутри героя, преображенное им, созвучное его внутренней гармонии. Не зря они носят одно и то же имя. Главным же преимуществом жизни в маленьком городке оказывается, по мысли автора, умение ценить нюансы, обращать внимание на детали, наслаждаться тончайшими переливами, видеть важное в крошечном, поэзию — в сутолоке будней.

Ага!

«Патерсон» — кино не только о поэзии и жизни в маленьком городе, это еще и фильм о счастье. А счастлив, по Джармушу, тот и только тот, кто, насколько это возможно, освободился от общества.

Парадоксально? Да нет.

Ага!

Да, счастлив Патерсон, живущий в крошечном Патерсоне и работающий водителем автобуса, каждый вечер возвращающийся к своей Лауре и пишущий стихи. По-своему отшельник, сторонящийся конфликтов и противоречий современной цивилизации. Выключенность Патерсона из системы выражается даже в таких незначительных моментах, как его нежелание пользоваться мобильным телефоном.

Для Джармуша идеалы пути к успеху, продвижения по социальной лестнице, материального благополучия оказываются вовсе необязательными, а напротив противоречащими понятию счастью. Для счастья не нужны «большие» жизни.

Маленьких попросту нет: каждая из них значительна, каждая достойна стать стихами. Незаметность становится благом, мир повторений — поэзией, а отсутствие событий окутывает умиротворенностью. В этом смысле «Патерсон» настолько обостряет внутренний мир зрителя, что он, как никогда, ощущает себя живым и стремится жадно вбирать в легкие кислород.

«Патерсона» в поднимаемых им темах очень интересно и полезно сравнить с одной из наиболее нашумевших лент ушедшего года, «Ла-Ла Лендом» Д. Шазелла. Эта тихая трагикомедия оказывается и созвучной ему, и абсолютно противоположной. Да, персонажи Шазелла тоже посвятили себя творчеству, но принесли то единственное, что было главным в их жизнях, в жертву успеху и карьере. Герои Джармуша предпочитают выключенность, незаметность, но при этом кажутся более выигравшими и более… счастливыми.

Парадоксально? Да нет.

Ага!
Показать всю рецензию
EverydayHero
Сливы хранились за окном
Фильм, по своей сути является, не чем иным, как случайным отрезком из жизни Патерсона.

Жизни достаточно размеренной и примитивной.

В ней все идет своим чередом.

Вот он снова по-утру целует супругу, берет свою повседневную одежду с прикроватного стула, вновь пристегивает ремень безопасности выслушав, как всегда, недовольного жизнью коллегу, снова созерцает в зеркале заднего вида, как в салоне его автобуса едут два близнеца, похожие друг на друга словно его настоящее завтра и вчера.. вот он в который раз подтверждает статус завсегдатая в своем излюбленном баре..

Его персонаж совершенно ничем не интересен, и даже местами скучен и предсказуем, всем, кроме своих стихов. Лишь стихи наделяют его персону тихого домашнего романтика толикой интереса и необыкновенности.

Фильм настолько исполнен безмятежности, что ты под конец с вожделением ждешь, когда наконец-то хоть что-то развеет сонливость сложившегося провинциального уюта, занеся сюжет во внезапный поворот. Хотя, скорее всего, по задумке картины, негаданности здесь не уместны. Того и гляди развеют окутавшую зрителя бесшумную пелену минимализма и эстетики.

Ну и если коротко про фильм то это:

«Небольшие житейские трагедии, и скромные драмы, больших внутри и маленьких в жизни людей»

Если ещё чуть короче то это:

«Мечтательная рутина»

Если короче некуда то:

«Миросозерцательный»

ну и просто — очень красивый.

7 из 10
Показать всю рецензию
yanin
Поэзия в переводе — это как стоять под душем в плаще
… а плохая поэзия в переводе — это стоять в том же плаще, под тем же душем, который, однако, не включил. И сколько не стой, вода не польётся.

Говоря о данном направлении поэзии в целом, при всем моём непонимании американского авангарда, в нём, всё же, можно что-то найти. Даже такому далёкому валенку как я. Эфемерные, если не надуманные взаимосвязи мутных образов могут увести за собой, как в нужную сторону леса уводит грибника предчувствие белых груздей, как не поменявшийся за двадцать лет запах подвала у бабушкиного подъезда погружает в воспоминания детства, со всеми красками и звуками минувшей жизни, как ночью, шестым чувством, самый слепой в компании, ты находишь потерявшийся телефон друга в ночной траве холодными и мокрыми от росы пальцами. Здесь можно отыскать волшебство, здесь есть за что зацепиться, но, зачастую, не называя такие тексты мусором (именно мусором, а не возвышенными «словами на воде»), ты просто делаешь скидку этим поэтам за грозное имя и статью в Википедии.

Патерсон действительно писал плохие стихи, олицетворяя собой большую часть американских текстов этого направления. Ему нечего было сказать, а философия «пишу о том куда лёг взгляд», в его случае, не открывает нам глаза на красоту, которой мы не замечали — просто потому что он не смог её показать или даже обнаружить. Но если ты создан писать стихи — это твоё право и твоя свобода, а никому их не показывать — твой подвиг. Так, например, право «наших» сценаристов и режиссёров снимать всякие позорные бездушные картины, но подвигов они не совершают выпуская этих уродов в прокат. Патерсон хороший парень, честный тем, что ни разу себя не назвал поэтом. Его глупенькая девушка считает, что поддерживает его убеждая в обратном, — верит она в это или нет, нам остаётся не ясным. Вместо того, чтобы отсосать ему в воскресенье, она предлагает сыграть разученную песенку на купленной два дня назад гитаре. Его пёс показал как поступил бы мир с его стихами, это грустно, но пёс прав, однако, какая разница, если человек жив благодаря им. Он спасает себя от безумия своей повседневности и не помышляет о спасении мира, он не окажется на стене почёта в баре, где выпивает после работы, но эта жизнь — его подвиг и он заслуживает быть там.

Очень красивый фильм о незаметном герое. Пишите стихи и никому их не показывайте.

p.s. а ещё было приятно было увидеть Сьюзи Бишоп и Сэма Шикаски

6 из 10
Показать всю рецензию
Александр Митченков
Неважно кто ты
Любой отдельно взятый кадр из этого фильма кажется обыденным и даже скучным, за исключением пожалуй картин начала дня.

Но как только ты нажимаешь плэй, с экрана льётся нечто космическое, очень красивое, местами уму непонятное, но понятное духу человека, потому, что это не история и не повествование — это состояние духа, вот что мне кажется несет этот фильм. Два разных человека смотря на одно и тоже видят разные картины, испытывают разные эмоции, как если бы два разных художника рисовали с одной натуры, итог всегда будет разным.

Все зависит от состояния в котором человек живет. Передать это полностью — невозможно, но эта попытка просто потрясающая. И ты волей неволей примеряешь на себя этот ракурс, смотришь на коробок спичек, пару кроссовок и видишь целую вселенную. Водитель автобуса, бармен, актер — неважно, важно состояние в котором ты живешь.

Немного о Лауре: главное, что я увидел в отношении Патерсона к любимой жене — он никак её не ограничивает, не пытается подстроить под себя и повлиять на что либо в ней.

И это непросто для него, неуловимо, но это чувствуется, ни для кого это не просто. Порой кажется, что она занимается какой то несущественной ерундой, но что в итоге? Посмотрите как их невзрачный и даже унылый дом преобразился в нечто неповторимое! И она чувствует что важно для него и хочет это уберечь. Они вообще берегут друг друга.
Показать всю рецензию
nikakap
Кто-то говорит, что Джармуш мельчает, снимая фильм о художнике, словно ему поговорить больше не о чем. По-моему, все как раз-таки наоборот — он возвеличивает обыденность, пропуская ее сквозь призму восприятия поэта. Это не фильм о творческом процессе, тяготах или особенностях жизни художника, или механизме создания произведений, это фильм о творчестве как бытии.

Интересно, что в центре сюжета стоят две творческие личности, они выражают как бы два основных способа обладания творческими способностями: с одной стороны, Патерсон, преображающий действительность внутри себя, негромко оглашающий миру свои стихи, ведь для него важнее разговор с самим собой, выражающийся в непосредственном создании стихотворения; а с другой стороны, Лаура, чья творческая энергия направлена вовне, буквально раскрашивающая все черно-белыми, но необычайно яркими узорами. Ах, какие же прекрасные актеры Адам Драйвер и Голшифте Фарахани! Какие проработанные, сложные и интересные образы им удалось создать!

По-моему, самое потрясающее в этом фильме — это атмосфера, атмосфера непререкаемой гармонии и практически непрерываемого спокойствия. Только терпкая грусть по утерянному может ненадолго взбаламутить желеобразное течение их жизни, возвращаясь затем к своему первоначальному устойчивому идиллическому состоянию. Кажется, эта гармония через экран неспешно переходит в нашу самую обычную жизнь, обещая сделать ее такой же светлой и спокойной.

И как идеален и интересен их мир! Он невероятно красив, он необычен даже в своих самых заурядных проявлениях (как разговор пассажиров автобуса), он стабилен, но не статичен. А все почему? Потому что это не настоящий мир, это мир глазами Патерсона, обычно невозмутимого Патерсона, не пользующегося мобильным телефоном и уверенно обезоруживающий заигравшегося Ромео. Все-таки главный художник в этом фильме Патерсон, в самом высоком и патетичном смысле этого слова.

Так, Джармуш еще раз подтвердил всем известную мысль: «Красота в глазах смотрящего».
Показать всю рецензию
Axi
«Патерсон»

История обыкновенного английского бульдога, чьи желания, привычки и мотивы действий открываются зрителю в полной мере и в то же время остаются загадкой неизведанной животной природы. Прекрасное кино, в полной мере описывающее окружение пса, загнанного в рамки существования, одинокого в своих помыслах и поступках. Лишь иногда ему удаётся вырваться из этих оков повседневности и непонимания, которые так тяготят его душу, но даже в эти моменты никто не замечает его одиночества и потерянности в этом мире.

Это грустная и пронзительная история о том, насколько легко в романтике повседневности человек может забыть о самом главном — о своём чевероногом друге. И о том, какие тяжёлые последствия из этого вытекают.

Шедевр, несомненно, тяжёлый и многими непонятый.
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4 ... 15
AnWapМы Вконтакте