Рецензии

Tommy2415
Дело о потерянном ухе
Фильм Дэвида Линча, названный по слащавому шлягеру Бобби Винтона, не так прост, как кажется, хотя на первый взгляд «Синий бархат» выглядит не совсем удачным компромиссом между мистическим триллером и целиком авторской работой.

Как и в любом другом фильме Дэвида Линча, после первого просмотра легко счесть, что стиль для режиссёра важнее фабулы, однако это ошибочное суждение. Будь «Синий бархат» бессмысленной пустышкой про извращенцев, маловероятно, что кинокритики придерживались бы иного мнения. Тот факт, что фильм был удостоен 17 наград и 11 номинаций на различных международных кинофестивалях, подогревает к нему немалый интерес и заставляет разобраться в причинах триумфа «Синего бархата».

Дэвиду Линчу удалось поймать особую тревожную атмосферу, с успехом перенесённую в такие фильмы, как «Твин Пикс», «Дикие сердцем», «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв». Выхваченная фарами разделительная полоса хайвея, мистический клуб и, конечно, крошечный городок - обитель страшного, патологического зла - все эти хорошо знакомые атрибуты более поздних работ Линча возникли из «Синего бархата». Эта картина - неиссякаемый источник, своего рода киноэнциклопедия стилистических приёмов, не раз проявившихся в других фильмах режиссёра.

Выдающийся актёрский состав: Изабелла Росселлини (Дороти), Кайл МакЛахлан (Джеффри), Деннис Хоппер (Фрэнк), Лора Дерн (Сэнди) только располагает к просмотру. В эпизодах порадовали Джек Нэнс, Брэд Дуриф и Дин Стоквелл, исполнивший песню 'In Dreams' Роя Орбисона.

Юный Джеффри Бюмон, бросив на время учёбу в колледже, возвращается в благостный провинциальный мирок своего детства, дабы навестить старика-отца, которого так некстати хватил инсульт. Прогуливаясь по лесу, молодой человек находит на солнечной поляне отрезанное человеческое ухо. Сдав находку полиции, Джеффри так и не получает ответа на накопившиеся вопросы.

Разумеется, по доброй воле своими ушами люди не разбрасываются - и Джеффри, заодно впутав в поиски дочку местного шерифа - Сэнди, решает своими силами во что бы то ни стало найти хозяина потерянного органа. Знакомясь с пригородным андерграундом - извращенцами, наркодилерами и просто ублюдками, наш насквозь положительный герой влипает во всё большие и большие неприятности...

Не без помощи Сэнди наш самозваный сыщик быстро нападает на след. Дальнейшее расследование сталкивает его с двумя весьма необычными людьми: прекрасной Дороти, певицей с садомазохистскими наклонностями, и дерганым злодеем Фрэнком, изъясняющимся исключительно словом fuck.

Несмотря на обилие фирменных «линчевских мерзостей» и сексуальных извращений, это красиво снятый фильм. Операторская работа, а в частности, крупные планы (от копошащихся под землёй жуков до дьявольской улыбки Изабеллы Росселини), просто гениальны.

Линч иронизирует над благовоспитанным юношей, движимым жаждой терпких и опасных чувств, превращая его желание помочь Дороти в нелепость. «Ударь меня!» - умоляет Дороти. Выполнив просьбу, Джеффри наносит удар, но что это: не удержавшись, он бьет женщину вновь и вновь... Крупный план... О, она счастлива! Чем спаситель Джеффри лучше злодея Фрэнка? «Теперь во мне его зараза» - говоря цитатой из фильма.

Режиссёр показывает всю человеческую начинку. Взяв для своего исследования самого честного, самого добропорядочного героя, Линч копается в его душе с достойным поощрения усердием патологоанатома. Найдя то самое слабое место, разве что без крика «Эврика!», он с гордым видом извлекает из самых недр души Джеффри на экран зло, которое он искал в каждом. Нет, Джеффри не извращенец, он такой, как все, и счастливый финал это подтверждает. Фильмом «Синий бархат» Линч доказывает: идиллическая жизнь таит тёмную изнанку, а зло в самих людях, какими бы внешне нормальными и добропорядочными они не выглядели.

Вывернув каноны жанров, режиссёр показал себя искусным стилизатором, с издевкой перекраивающим самую обыденную действительность. Браво, Линч!
Показать всю рецензию
Влюбленный в кино
Lady in blue
Наверное, все знают, что Дэвид Линч – один из самых спорных, самых разносторонних режиссеров нашей эпохи. В списке его работ вы увидите фильмы, чуть ли не всех возможных жанров. Но тот, кто говорит, что «Синий бархат» - самая простая картина, наверное, не слишком хорошо знаком с его фильмографией. Вспомните «Человека-слона» - вот простой фильм, который очень легко понять, но трудно почувствовать… Однако вернусь к «Синему бархату».

Ленты Линча сильны своим символизмом. Но почему-то никто не заметил, что в «Бархате» есть одна особая деталь – затухающая свеча, в конце обращающаяся в выключающуюся лампочку. Можно подумать, что свеча – этакий элемент прежнего, ушедшего времени. Ее появление после сцен детского, наивного любопытства Джефри будто дает ссылку на старых персонажей, подобных Тому Сойеру или Гекльберри Финну, лезущих не в свои дела, но всегда хорошо заканчивающих. А лампочка – после эпизода с выстрелом в голову Фрэнку – символ нового кровопролитного мира и такого же кино с распотрошенным брюхом и выбитыми мозгами. Может быть, подобные вставки символизируют тьму, сгущающуюся над героями. Или наоборот, Линч хочет сказать, что зло с той же долей возможности, что во мраке и безвестности, может быть в свете, в видимом и осязаемом. Просто примите свечку за олицетворение садиста Фрэнка (благо для этого есть эпизод с требованием выключить электрический свет). Тогда становится ясно, что значит появившаяся лампочка после его смерти. Конечно, оба погасания могут значить обыкновенное окончание определенного эпизода, но мне в это слабо верится… Так что не все так просто, как говорят некоторые.

Непросто и с моралью. Да, с одной стороны, можно принять за смысл тривиальную фразу, что «любовь спасет все». Да, в «Бархате» есть материнское чувство, но, как мы видим, в особых условиях она совершенно беспомощно. С другой стороны, этика Линча может говорить о том, что оставаться безразличным нельзя. Нужно искать способы помощи другому, даже если ваше участие будет вмешательством, основанным на чистом любопытстве и чреватым последствиями. С третьей стороны, можно решить, что Дэвид стучится в сознание зрителя и кричит о пагубности смирения. Смирение как вирус. Смирение как болезнь, разрушающая идеал жизни.

И к подобному противовесу покоя и борьбы можно отнести синий цвет. Издавна он считается олицетворением гармонии и мира. Однако Гете назвал его «волнующим нечто», энергетически богатым, мистическим, глубоким. Кстати, темно-синий (как один из четырех основных цветов) выражает психологическую потребность удовлетворения. И Линч показывает, насколько страшны могут быть такие потребности. Ведь жуткая мерзкая фетишистская похоть Фрэнка основана на синем бархатном халате Дороти. Но о психологических составляющих героев и режиссера можно говорить долго, потому что для этого есть и говорящее название, присущее достойной классике, и персонажи-зеркала общества, и исключительное режиссерское видение, и многое-многое другое.

Если же возвращаться к внешнему решению «Синего бархата», то стоит сказать, что оно непривычно для Дэвида Линча (в особенности первые радужные кадры с цветами). Крупные планы здесь довольно-таки безобидны, а в объективе почти нет откровенной мерзости, которую Линч умеет показать жизненнее многих. «In dreams» и «Blue velvet» в главных темах фильма, восхитительные, таинственные и запоминающиеся Изабелла Росселлини, Кайл МакЛахлан, Дэннис Хоппер и Дин Стокуэлл в главных ролях – вот еще один из китов, на котором держится мир «Синего бархата».

И пусть мне трудно назвать «Синий бархат» самой сильной картиной Линча, но сказать, что «теперь во мне его зараза», - легко. Зараза Линча. Зараза, от которой не хочется лечиться…
Показать всю рецензию
Mumble
Blue Velvet
Проходя от дома до больницы, в которой лежал его отец, Джеффри случайно находит во дворе отрезанное человеческое ухо. Свернув его в пакетик, Джеффри отправляется в участок и отдаёт знакомому детективу найденную улику. Терзая себя сомнениями и любопытством, Джеффри не может выбросить найденное ухо из головы и решается создать своё собственное расследование, не подозревая через какое испытание ему придётся пройти.

Дэвид Линч — странная штука. Пардон — человек. То его уносит в куда-то параллельные миры, то он решается остаться на планете Земля и отснять фильм, понятный для людей. «Синий бархат» один из немногих фильмов Дэвида Линча, который сможет понять каждый. Хоть тебе и не приходилось напрягать голову для понимания всего происходящего, загрузить всё равно смогли. Линч грузит или непонятием своего создания, или мрачностью. Тут давит второе. Иногда сквозь историю можно было видеть парящую свечу или странный тоннель, который Джеффри не мог выкинуть из головы, но это как-то не задурманивает, но по-своему завораживает.

«Простая история» — вот это самый не Линчевский фильм. В нём отсутствует и мрачность и давление не мозг. Конечно, «Простая история» вышла далеко не простой, и близко к званию шедевра, это заставляет задуматься над вопросом: «А может быть Линчу стоит снимать обычные фильмы?». Я буду против. По крайней мере, его фильмы от части и на время изменяют мой внутренний мир и давят не черепушку. Это приятное ощущения не понятия. Иногда, просматривая фильмы, хочется сказать: «Что за чушь?», но просматривая фильмы Дэвида Линча хочется сказать: «Я дурак, мне его не понять!». Ни этот и не тот вопрос не возникает при просмотре «Синего бархата». Это вышло довольно понятным фильмом. Но в конце накидывается ощущение, будто ты не до конца всё понял, хотя было всё понятно.

Я просмотрел не все, но большое количество фильмов Дэвида Линча и могу сделать несколько выводов. Какой бы фильм не снимал бы этот режиссёр — выйдет из него своеобразная сфера, из которой будет выбраться трудно, и забыть практически не возможно. Будь фильм просто сверх непонятным (как для меня «Внутренняя империя») фильм всё равно почему-то будет радовать. Будет радовать своей загадкой, почти не разгадываемой, своим не только странным визуальным рядом, но и музыкальным мрачным сопровождением по-линчевски.

За что бы режиссёр не брался, будь то обычный фильм «Простая история» (не в смысле «обычный», а по стилистике), будто то бесконечная головоломка, вроде «Внутренней империи», или психологический «Человек-слон» — это всегда будет чем-то отделённым, чем-то своеобразным и оригинальным, не похожим на остальное. Такое всегда приятно смотреть, всегда приятно с головой окунаться в мысли человека-загадки, когда он и сам порой не может ответить, что он снимает (вспоминаем интервью с короткометражными «Кроликами»).

В общем, Линч был, есть и, надеюсь, будет одним из самых интересных режиссёров. Но, стоит признаться, из всех его хороших творений «Синий бархат» стоит чуть ниже. Но всё же — оно хорошее творение.
Показать всю рецензию
AZ
Я всё ещё вижу синий бархат сквозь слёзы
Девид Линч известен своей особой подачей материала. Очень необычной и запоминающейся. Я с трудом въехал в «Шоссе в никуда», да и то, до сих пор не уверен, что мои догадки верны. Этим Линч и интересен — он не даёт точных ответов, правда, иногда его заносит и он снимает откровенную пургу вроде «Диких сердцем», не говоря уже о его короткометражках, место которым где-нибудь рядом с банановыми кожурами и старыми ботинками — на мусорке.

Но есть у Линча в активе и действительно толковые фильмы, помимо указанного «Шоссе в никуда» стоит также отметить культовую фантастику «Дюна» (кому любопытно, откуда «растут ноги» у «Хроник Риддика» советую глянуть) и легендарный сериал «Твин Пикс».

А сегодня я записал в активу этому «бредуну»(с) ещё одну ленту — «Синий бархат». Признаюсь, первоначально ожидал увидеть ещё один сюрреалистичный бред, но мои ожидания не оправдались, по крайней мере, не на все сто процентов.

Сюжетная завязка весьма занимательна — молодой парень находит в поле отрезанное ухо. Он решает отнести его к знакомому полицейскому. Заодно он знакомиться с дочерью копа, а позже решает провести собственное расследование, что приводит его к таинственной даме…

Любопытство убило кошку — для героя это как раз тот случай. Он ввязывается в жуткую историю с похищением, сексуальными извращениями и целой бандой отмороженных подонков…

Сексуальные извращения, это как раз то, что слишком «перегружает» захватывающий в целом сюжет фильма. Не понимаю, зачем это понадобилось, возможно, ответ необходимо искать в юношеских проблемах режиссёра, трудно сказать.

Бесспорно, голая Изабелла Росселини выглядит весьма соблазнительно, но чрезмерная увлечённость Линча откровенными сценами несколько сбивает с толку. Вряд ли без этого нельзя было обойтись. Но, таково уж было желание режиссёра.

А в остальном, получилась очень притягательная и напряжённая история, с потрясающим саундтреком и блистательной операторской работой.

Не говоря уже об актёрах, среди которых стоит особенно выделить совсем молодого Кайла МакЛахлана, очень убедительно.
Показать всю рецензию
Zoso
Самый лучший фильм Дэвида Линча, из всех! Отличная режиссура, отличный сценарий, отличная актёрская игра и самое главное куча гениальных кино — моментов.

Перечислю 3 моих любимых момента:
1. Друг Дениса Хопера, ни с того, не с сего решил спеть песню Элвиса! Лучший режиссёрский момент во всём фильме, и вообще момент, который просто отказывается уходить из моего подсознания, гениально снято, снимаю шляпу!
2. Мак Лохлан одним пальцем крутит вертушку на музыкальной шапочке её сына, а она подбегает и говорит: «Когда-то меня она смешила»
3. Отличная финальная сцена!

Фильм — лучше не бывает! Всё снято как-то магически, гениально и потрясающе! Линч никогда ранее и позже не снимал фильм такого уровня, потрясающее зрелище. Действие фильма происходит неторопливо, весь фильм выглядит как чей то красивый сон, сам фильм это как картина художника, не даром Линч на него и учился!

Особенно превосходно играют Дэнис Хопер и Изабелла Расселини. Дэнис Хопер — это вообще отдельная тема, слова, которые он употребляет, и то, как он их употребляет (с какой интонацией) достойны наивысшей оценки! Сам по себе фильм — это самое лучшее творение восьмидесятых. Фильм очень красивый, и из него не хочется убирать не единого кадра, это шедевр, одна из лучших режиссёрских работ в истории кино!
Один из пяти моих самых любимых фильмов, шедевр, это надо видеть.

10 из 10
Показать всю рецензию
umbrella
Фильм снят как сон главного героя. Чтобы понять это, внимательно наблюдайте за деталями. Удивительная стилизация под развертывание событий в сновидении, включая нелогические и абсурдные повороты действия, переигрывания актерами своих персонажей…
Более того, персонажи во сне говорят также про сны.

Как по мне, этот фильм крайне интересен, но не шедевр (хотя он собрал кучу европейских наград, был номинатом на оскар-1987). Возможно потому, что Линч хотел все сделать очень тонко, слишком тонко…

Всем любителям странностей и загадок.
8 из 10.
Показать всю рецензию
coreball
Бархатный сон
Писать о «Синем бархате» в 2022 году пошло и нелепо. Кажется, что этот фильм уже исследовали вдоль и поперек, особенно на Западе. Однако автору чисто по-человечески хотелось бы высказаться. В нашу эпоху, когда уже ничего оригинального высказать нельзя, само желание вставить свои пять копеек уже само по себе является достаточным основанием, чтобы эти пять копеек потратить.

«Синий бархат» снят в жанре неонуар, однако сама детективная линия, как это было бы в классическом нуаре, не является основной. Расследование скорее служит проводником, этаким Гермесом, в тот второй мир, который прячется за привычным, обыденным, видимым. Недаром подарком Меркурия служит именно ухо: слух дарует совсем дает совсем иное восприятие реальности чем зрение, на которое мы обычно опираемся в городской среде. Люди до XVI-го века в основном прослушивали информацию. Не трудно понять, как сильно отличается литература времен Гомера от современных романов Пелевина. Звуку в фильме отведена важная роль – здесь много места отведено песням. Так же расследование необходимо для того, чтобы герой пришел к осознанию того, с кем из женщин следует быть. Основной мотив фильма прост – любовь побеждает зло. Понять это нам помогает сон Сэнди о малиновках, символизирующих любовь. В конце фильма в идиллической обстановке полной света прилетает та самая малиновка, что в клюве держит жучка, символизирующего зло (в начале нам показывали, как насекомое роилось в темной холодной земле). Само зло заключено в насилии, что снится в кошмарах Джеффри.

Фильм Дэвида Линча прекрасно выполнен стилистически. Пусть неизвестно точно какой год на дворе в «Синем бархате», однако можно предположить, что это начало 60-ых. Стильные машины, костюмы, платья, барная атмосфера с живой музыкой. Впрочем, 60-ые проявляются не только в вещности, но так же в подобранном саундтреке, структуре повествования и роли женщины (стоит заметить, что мачо злодей выглядит смешно и выставлен импотентом, благодаря этому мы не можем назвать кино сексистским). Все элементы фильма работают на общий стиль, в чем проявляется мастерство Дэвида Линча как художника, прекрасно понимающего, что он хочет показать.

«Синий бархат» полон разных символов. Один из любимых режиссера – дорога. Скорее всего, в фильме шоссе значит не только вечное странствие, метафору индивидуальной жизни, но и путь в другие миры, там, где царит мрак, а привычные формы поведения перевернуты. В «Синем бархате» бандиты ведут себя странно: один чрезмерно вежлив и отлично поет, другой готов накрасить губы и поцеловать своего врага. Порой картина Дэвида Линча превращается в какое-то травести шоу, балаган, костюмированную постановку внутри фильма. Другая вещь, о которой стоит сказать – синяя бархатная лента, которая является не только куском ткани, но также песней и пивом («Blue ribbon» переводится на русский как «синяя лента»). Сама нить служит синей тряпкой, что привлекает внимание главного героя и ведет его к цели – к любви.

Завершая разговор о фильме, можно сказать, что «Синий бархат» из-за своего символизма затрагивает что-то в глубине нашего бессознательного, ведь недаром герои понимают, что такое добро и что такое зло именно во снах.

8 из 10
Показать всю рецензию
Александр Рошиор
Откуда берутся такие, как Линч?
Полагаю, я лишь один из многих, кто заинтересовался творчеством великого и ужасного Д. Линча после просмотра «Твин Пикса». Оставив на потом более ранние и тяжеловесные проекты, начинаю с «Синего бархата» - фильма, простого на первый взгляд, но...

... но очень красивого. Цветовая палитра с первых кадров завораживает: сигнально-желтый, нежно-синий и красный цвета сразу задают настроение сцен. Операторская работа, монтаж - на высоте. В совокупности с музыкой Бадаламенти всё действие выглядит как прекрасный сон...

...сон главного героя. На тот факт, что основной сюжет фильма - это сон, здесь даны более чем непрозрачные намёки - от камеры, влетающей и вылетающей из уха, и кольца на пальце главного героя, до будто намеренно нереалистичной финальной сцены с Изабеллой Росселлини (да и в целом слишком оптимистичного финала). Мы видим отражение сознания неидеального молодого человека, чьи тщеславие и жажда приключений порождают буквально из ниоткуда целую детективную линию, с непременным любовным интересом на пути, жутким злодеем (прекрасно сыгранным Д. Хоппером) и чудесными спасениями. Но поставлено и сыграно всё вышеперечисленное настолько красиво и профессионально, что становится не так важно, сон ли это, реальность ли. Ведь и просмотр кино - это своего рода погружение в сон, мечту, побег от скучной реальности (которая в этом фильме показана действительно скучной). Но с Линчем побег от реальности - это погружение во тьму.

О тёмной стороне картины. Фильм обманул мои ожидания. Я ожидал чего-то мистического и потустороннего, и с появлением в кадре Фрэнка фильм, казалось, действительно обернулся к зрителю своей сверхъестественной стороной... Но объяснение оказалось более прозаичным, приземлённым, но не менее пугающим - всё происходящее в квартире Дороти, и в особенности то, что мы видим из шкафа глазами Джеффри - лишь одна из форм расстройств, которым так подвержена человеческая психика. Это даже более жутко, чем вмешательство потусторонних сил. Готов ли зритель заплатить достаточную цену, чтобы исследовать эту тьму? Вот Джеффри оказался не готов - и он 'вытаскивает' себя (и нас) из этой истории, заставляя задуматься: 'А что это, собственно, было?'

8 из 10

О нездоровом от нездорового. Линч, хочу ещё!
Показать всю рецензию
Страницы: 1 ... 6 7 8
AnWapМы Вконтакте