Рецензии

LuKonstantin
«Я пообещал Вашему мужу, так что я должен…»
80-е годы XX века. Ветеран войны во Вьетнаме во время охоты натыкается на трупы, наркотики и деньги — решает забрать последние, что приводит к последовательности событий.

Поразительно, как это я и в год выхода фильма, и за дюжину следующих лет сумел пропустить его, ведь эта кинокартина — точно в моём вкусе.

Сложно точно определить жанр ленты, здесь смешаны вестерн, детектив, психологический триллер, даже присутствуют некоторые элементы слэшера. Эту картину явно не стоит смотреть детям, беременным и впечатлительным.

Ещё со времён первого «Фарго» понятно, что братья Коэн умеют снимать крутое и давящее на зрителя кино с неожиданными сюжетными твистами и яркими персонажами. И этот фильм не только не исключение, он — один из самых ярких представителей лучших творений именитых режиссёрского дуэта.

В фильме собрали качественный и именитый актёрский состав: главный герой, который совсем не герой, но очень упёртый, хотя и не глупый (как это, к сожалению, часто бывает) Льюэллин Мосс (Джош Бролин), повидавший жизнь шериф Эд Том Белл (Томми Ли Джонс), харизматичный и, как по мне, недостаточно раскрытый охотник за головами Карсон Уэлс (Вуди Харельсон), ну и, конечно же, основной антагонист, чьи мотивы и стремления полностью понять, по моему мнению — невозможно, Антон Чигур (Хавьер Бардем, чья актёрская игра в этом фильме принесла ему Оскара, более чем заслуженного, за Лучшую мужскую роль второго плана)

Глубоких идей в картине множество: к чему может привести одно неверное решение, и насколько важно уметь принимать решения верные; как велик соблазн поступиться своими принципами, и кто может себе позволить не изменять им; как важна целеустремлённость; ну и, конечно же — существует ли чистое воплощение добра и, что, возможно, наиболее важно — зла. Каждая из этих идей, так или иначе, раскрывается в фильме, но не стоит ожидать, что ответы будут простыми и, тем более, что они вас устроят, ведь у братьев Коэн очень специфические взгляды на жизнь и справедливость.

8 из 10
Показать всю рецензию
zombion
Мой кинематограф!
Я не умею водить машину, плохо говорю по-английски и ненавижу насилие (с) Бардем
Вот поэтому ты и сыграешь в нашем фильме (с) Коэны

Старикам тут не место

Не читал книгу МакКарти и никогда не буду, но как-то общался с человеком, который знаком с творчеством автора. Вообще не верил, что Коэны смогут адекватно перенести подобное произведение на экран. После просмотра фильма, назовет эту экранизацию — идеальной. Лично я не удивлен. Братья Коэны замечательные постановщики (кстати, в те годы их стали списывать со счетов после Невыносимой жестокости), когда они собирают всю волю в кулак, получается что-то запредельное. «Старикам тут не место» — один из лучших фильмов братьев.

Сюжет. Работяга (ковбой-ветеран войны) находит поляну трупов и огромную сумму денег. Спустя время за ним начинает охотиться безумно странный человек (с чертовски нелепой прической на голове, а-ха-ха, Коэны такие Коэны). Мне очень понравилась атмосфера и само повествование. Согласитесь, оно довольно размеренное, особенно во второй половине фильма.

Коэны подсаживают тебя на холодный триллер, держат в напряге. И когда ты им полностью пропитываешься, братья вдруг начинают сворачивать куда-то далеко, где старикам уж точно не место. Глубокое кино с нереально крутым финалом. Финчер может начинать завидовать. Посмотрите собственными глазами.

Отдельно хотелось бы выделить актера Томми Ли Джонса. Он старик, он скучный, он бормочет весь фильм что-то себе под нос. Конечно, вы хотите триллер с Бардемом и Бролином, но послушайте внимательно этого старика, я вас заклинаю. Грустно. Для Z — именно Томми Ли Джонс главный герой фильма!

Бролина я недолюбливаю. Спокойно заменил бы на Бэйла, например (тот бы отыграл ярче, не спорьте). Но с другой стороны, это даже хорошо, что здесь играет Джош. Ведь на фоне Бролина, старина Бардем творит историю, забирает абсолютно заслуженный Оскар. Переиграл множество ярких ролей, статуэтку принесли братки, с ума сойти.

Обязательно его еще раз пересмотрю, а может и не раз. Сухо во рту. Сухо на душе. Не вестерн, нет, драма. У Коэнов даже сама смерть может поплатиться за неправильный выбор. Давайте подкинем монетку, вдруг повезет или попытаемся проснуться.

8,5 из 10
Показать всю рецензию
АлеВА77
Причём тут старичьё?
Расхваленная, распиаренная, оскароносная экранизация произведения Кормака Маккарти пришлась лично мне не по душе. Знаете, некоторые литературные шедевры вообще лучше не экранизировать. И этот — в их числе. Объясню почему…

Унылая американская глубинка, очень жиденькая мексикано-американская граница, через которую денно и нощно снуют, мигрируют людишки второго сорта, через которую течёт бурной рекой наркотраффик, несутся потоки живого товара, всё это завёрнуто в приятно шелестящие зеленоватые купюры с изображением смешного дядьки. У одних — бурная жизнь, у других — отчаяние и страх. Здесь всё перемешано, концов не найти, а шерифа трудно отличить от преступника. Можно много на эту тему рассуждать. Естественно, можно много на эту тему показать. Мы знавали крутые вестерны, в которых наркодолларовые разборки у мексикано-американской границы имели самый неожиданный поворот.

Фильм «Старикам тут не место» — не лучшее отражение той страшной действительности. Фильм откровенно затянут. Ну нельзя же экранизировать так слитно с литературной основой! Коэны ни фига не смыслят в экранизациях. С таким же успехом они могли бы просто прочитать зрителю произведение Маккарти — ничего бы не потеряли… ни они, ни зритель.

Ну а если абстрагироваться от режиссёрского мастерства (фильмы же делают не только режиссёры — вы забыли гримёров ), то и тут сказать особо нечего. Актёрская игра не убедила. И кто тут нашёл в Бардеме абсолютное зло? Персонаж, очень похожий на Геннадия Хазанова, ну никак не ассоциировался у меня с инфернальным, липким злом, несмотря на то, что этот персонаж мочил всех без разбору. Честно говоря, ни сам персонаж не убедил, ни тот, кто примерил его на себя, то есть Бардем.

Мораль сей басни такова: не бери чужое бабло, не твоё — не бери, а если взял — не тупи. А старики тут — философская вуаль, которой создатели изредка накрывали свет кинопрожекторов, слабо освещающих всё то, что творилось на авансцене.

Резюмирую: два часа из жизни вон. Фильм без саундтреков всё-таки это плохо. А если фильм никакущий — это утомляет.
Показать всю рецензию
RidersOnTheSun
Жизнь и смерть
«В наше время многие не видят или не хотят видеть, как умирают люди. Это раньше, когда большая семья жила вместе, то вместе хоронили старших. Смерть была, есть и всегда будет вечной загадкой для каждого из нас. Не касаться этой темы, не говорить об этом — неправильно и очень странно».

Кормак Маккарти, Нью-Мексико, 2007 г., в интервью перед выходом фильма в широкий прокат.

Фильм является аутентичной экранизацией одного из лучших романов Кормака Маккарти, единственного романа в истории литературы написанного без единого знака препинания, сплошным текстом и без единого абзаца. Коэны не добавили в фильм ни одного лишнего эпизода, ни одной лишней фразы. Почти все диалоги героев слово в слово повторяют диалоги из книги. Вся последовательность событий романа точно перенесена в фильм, в том числе и его основные метафоры.

Внешне, как и многие другие работы Коэнов, фильм получился крайне простым. В нет никаких ненужных спецэффектов, никакой сложной музыки. Весь фильм проходит практически в полной тишине. Но как тонко при этом воссоздана атмосфера романа! Романа, который ни в коем случае нельзя воспринимать буквально. Романом, за каждым главным героем которого кроется определенные образы. Эти образы сюжетный стержень — основа романа, без их расшифровки невозможно понять, что задумал автор романа и создатели его киноверсии.

Фильм, как и любое сложное произведение имеет две плоскости интерпретации. Первая плоскость отмечается многими рецензентами. В этом жестком, романе многие эпизоды, диалоги, даже пунктуация — точнее, ее отсутствие — и композиция несут в себе важный смысл: старое в американской культуре отмирает. На смену «золотому поколению» 50-х годов приходит новое поколение йяппи — главных героев 80-х годов, во время которых и происходит действие романа. Приходит мир новых существ, мир существ по имени Антон Чигур — смерти в обличии Homo Sapiens.

Эту мысль наиболее полно характеризует разговор Белла в самом конце фильма, который уже вышел на пенсию, и его жены. Белл рассказывает о том, что ему приснилось два сна. В первом он «теряет деньги», которые ему дал отец, также работавший полицейским и давно уже умерший. Во втором сне Белл и его отец пересекают на лошадях заснеженный горный перевал. Отец тихо обгоняет его, неся вперед огонь. Белл знает, что где-то впереди отец будет ждать его у разведенного костра, окруженного холодной темнотой. «И тут я проснулся» — заканчивает свой рассказ Белл. Эти образы снов четко показывают — старое поколение теряет силы и скоро будет полностью замещены поколением молодых хищников. Старики уже с трудом вписываются в современную жизнь, стремительно меняющую ориентиры

Но, конечно, Маккарти не был бы величайшим прозаиком эпохи, а Коэны не были бы талантливыми режиссерами, если бы показали в романе и в фильме только этот пласт. Создать книгу и кино просто про смену поколений в американской культуре 80-х годов было бы слишком банально. Поэтому главная идея и главные образы романа заключаются в показе истории человека, ставшего на путь Смерти и до последнего момента не понимающего этого, хотя, совершив свой выбор в самом начале фильма, в глубине души он понимает, что дни его сочтены. Левелин, становится на пути самой Смерти и все его дальнейшие действия продиктованы неумолимым роком, ведущим его к единственной цели. Именно роком и можно объяснить тот эпизод, когда ковбой якобы необоснованно отправился во второй раз на место преступления, к тому же можно вспомнить, как перед своей рискованной поездкой он выдал шутку насчёт привета умершей мамочке, который он передаст лично.

Фигура невозмутимого убийцы с кислородным баллоном, возникающая из небытия и исчезающая в небытие, является не каким-то определённым человеком с набором свойств, а одним из бесконечных воплощений самой Смерти, ежесекундно забирающую своих жертв. Именно поэтому, в качестве главного оружия смерти, выбрано такое странное оружие как громоздкий прибор для забоя скота. Для Смерти, к сожалению, не существует никакой разницы — стоит ли перед ней человек или просто скот. С самого начала фильма Смерть в лице непрошибаемого человека в чёрном всё приближается и приближается, к главному герою как к ребёнку, с помощью мастерски спрятанных метафор попутно объясняя ковбою, что он уже мертвец, но в его силах еще спасти своих близких.

Наверное, было бы очень, грустно, если бы Маккарти не показал в романе, а Коэны в фильме единственную в мире силу, которая может противостоять Смерти. Название этой силы — безупречность. Всех действующих героев фильма, которые не безупречны, неумолимо настигает Смерть. Будь полицейский в самом начале фильма безупречен по отношению к странному незнакомцу, например, поместив его, как это и положено в камеру, он бы остался жив. Будь главный герой фильма безупречен, сделав свой выбор в пользу 2 миллионов долларов, и подумай он хотя бы 30 минут, как ему лучше поступить в такой ситуации, он, несомненно, бы остался жив (по крайней мере до тех пор, пока бы не сделал другой небезупречный поступок). Заметим, что когда Левеллин действует на какое то время не по шаблону, обдуманно, он на какое то время отодвигает роковую развязку. Однако, затем он снова совершает небезупречные действия и Смерть наносить свой последний удар.

Итак, каждым своим выбором в жизни, тем более таким фундаментальным, как брать или не брать сумму в 2 миллиона долларов (то есть примерно 20 миллионов в наше время), человек отодвигает или приближает роковую развязку, ведущую его к Смерти. Делая в жизни любой выбор — подумай о безупречности, иначе Смерть придет за тобой — главный лейтмотив романа Маккарти и этому же учат Коэны в своем фильме. Прекрасной, полной метафор истории про Смерть, жизненный выбор и силы, которые могут противостоять Смерти. Главная гениальность Коэнов в полностью аутентичном переложении великой книги Кормака Маккарти заключается в том, что авторы не пытаются заразить нас пессимизмом и не пичкает лживым оптимизмом: они лишь демонстрирует, в каком мире мы живем, какие пути выбираем, и как за каждым нашим выбором может притаиться Смерть, не важно будет ли она в образе Антона Чигура или какой-то другой силы одушевленной или неодушевленной силы.
Показать всю рецензию
Sergei_Kitashov
Орёл или решка?
«Старикам тут не место» — криминальный триллер культовых голливудских деятелей — братьев Коэн. Фильм снят по одноимённому роману американского писателя и драматурга Кормака Маккарти. Более чем успешная на награды работа, собравшая множество кинопремий от всевозможных фестивалей, гильдий и академий. В том числе и от самой значимой киноакадемии, удостоившей ленту восьмью номинациями, четыре из которых, а именно «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший режиссёр» и «Лучший фильм», оказались победными. Помимо этого фильм также вошел в десятку лучших картин первого десятилетия XXI века, разделив пятое место с детективным триллером Дэвида Финчера «Зодиак».

По ходу хронометража Коэны всё отчетливее стараются донести мысль о том, каким же старикам тут не место, и где же, все-таки, это «тут». И если изначально главный посыл ленты в сознании зрителя может ограничиваться лишь самой банальной «охотой за утраченным сокровищем» с перестрелками и убийствами разной степени жестокости, где всё просто сводится к противостоянию жертвы, в лице сварщика Льюэллина Мосса, так не вовремя решившего проявить акт милосердия и оказавшегося в самом центре криминальных интриг второго по величине американского штата и его преследователя — наёмного убийцы Антона Чигура, выполняющего свою работу хладнокровно, методично и даже с помешательством. То, со временем, главная мораль приобретает куда более отчетливые штрихи и достаточно глубокий смысл, начиная играть новыми красками. Чему, безусловно, способствует наличие в сюжете персонажа Тома Белла — местного шерифа полиции, как третьего лица конфликта. Ведь именно его личность выражает моральные убеждения прошлого, в котором, как известно и трава была зеленее, и бандиты имели хоть какие-то этические принципы. В современном же мире Белл сталкивается с необъяснимой жестокостью человеческой натуры со стороны действий окружающих его людей и происходящих событий, приводящих только к смерти и ни к чему другому. На своём пути он встречает Чигура, готового лишить жизни совершенно невинного и непричастного человека, руководствуясь только тем, какую сторону монетки выберет «бедолага». Для самого убийцы, подобная модель поведения или, если хотите, «фишка» может означать попытку донести до окружающих и соответственно до зрителей идею принадлежности их жизней высшим силам, пусть то под высшими силами следует понимать случай, внутренний голос, смерть или Бога, а не собственную волю. Что, определенно, придаёт глубины персонажу, хоть никак и не оправдывает его в глазах ни первых, ни последних. Как не оправдывает его и перед законом, сторонником которого является вышеупомянутый шериф, постепенно осознающий, что все, во что он, когда-либо верил, будь это честь, доблесть или элементарное чувство меры, соседствующее с угрызениями совести никак не соответствуют реалиям облегающей его действительности. Таким образом, Коэны раскрывают основной конфликт ленты, напрямую сопоставляя различные типы мировоззрения, сравнивая новый «безнравственный» мир с благородным миром «старой школы». Но, в то же время, в этом сравнении они не пытаются найти откровенно правую сторону или правильный ответ, по большому счёту заканчивая фильм ничем, если ничто — это и есть истинная цель каждого из их героев.

Как сценаристы и постановщики, Коэны создают особый мир внутри своей картины, точно подходящий к определению вестерна вместе с песчаными декорациями мексиканско-техасской пустыни, оружием, перестрелками, погоней за «кладом» и, конечно, ковбойскими шляпами. Но вестерна не классического, характерного временам 60-х и 70-х годов XX века, а скорее нуарного его представителя. Где основное отличие последнего заключается в самих персонажах, их характерах и последствиях, к которым приводят поступки каждого из действующих лиц. Иными словами, главной задачей «коэновского» вестерна является демонстрация мира, в котором истинно «праведный ковбой» растерявший отголоски былой славы и веры в порядочное общество, вынужден по собственной воле подать в отставку, как по причине непринятия его личностных убеждений этим самым миром, так и во избежание перспективы быть убитым за кровные принципы. Что, во многом и делает его «стариком, для которого больше не осталось места на этой земле».

Помимо идей о неоправданной жестокости, смене взглядов разных поколений и изменении моральных устоев общества, Коэны поднимают классический вопрос о неожиданно свалившемся богатстве и его влиянии на судьбу человека. Показывая через сюжетную линию Льюэллина Мосса, насколько сильно может измениться жизнь обычного сварщика, завладей он чемоданом с двумя миллионами долларов. А зная, чей это фильм, с большой натяжкой можно утверждать, что после слова «измениться» следует словосочетание «в лучшую сторону».

На протяжении всего фильма, зрителя не покидает непременно гнетущая, давящая и одиозная атмосфера безысходности, всецело позволяющая прочувствовать на собственном опыте неумолимость и обречённость героев на не самый благоприятный исход. Чему, во многом, способствуют актёрские воплощения и, на удивление, отсутствие как такового саундтрека. И если с работой актёров всё куда понятнее, она находится на высочайшем уровне, что, в особенности, следует применить к Хавьеру Бардему, который крадет абсолютно каждое своё появление на экране, действительно вызывая чувство неприязни и страха к персонажу Антона Чигура. Томми Ли Джонс и Джош Бролин также отлично справляются со своими образами, хоть отчасти и меркнут на фоне того же Бардема, но это обусловлено скорее спецификой роли, нежели актёрским талантом. Из второго плана хочется выделить Келли Макдональд, успешно передавшую внутренние переживания жены упрямого Льюэллина, полностью раскрыв актёрский потенциал в своей крайней сцене. То, возвращаясь к разговору о саундтреке, дела обстоят не так однозначно, как это может показаться на первый взгляд. Полное его отсутствие в картине, безусловно, кому-то это покажется недостатком, но на самом деле подобное решение может быть оправдано приданием вездесущей атмосфере большей глубины и обрамлением её в особые границы холодящего кровь безмолвия.

Работа с камерой небезызвестного Роджера Дикенса является лишь финальным подтверждением, как «намётанного ока» самого оператора, так и заинтересованности режиссёров в его присутствии на съёмочной площадке. Ничего не обычного, конечно, зрительскому глазу уловить не получится, но и называть её плохой или как минимум недостойной этого фильма язык точно не повернётся. Все сцены сняты с полным понимаем и, определенно, любовью к своему делу, что превращает каждый кадр в законченную картину, поставленную по всем правилам операторского искусства.

«Старикам тут не место» — не самый однозначный, но определенно требующий внимания фильм Коэнов. Простая история, на проверку, имеющая куда более серьёзный подтекст, чем банальное почитание культа насилия в человеческом обществе. История, призывающая, как в случае с хорошей книгой — читать между строк и наслаждаться каждым моментом своего течения. Но, в то же время, не пытающаяся досконально разжевать свою суть неискушённому зрителю, оставляя за собой право быть непонятой и даже непринятой в отдельных случаях. Хотя сами Коэны никогда к этому особо и не стремились.

7 из 10
Показать всю рецензию
SergeyRasskazov
Кому тут не место?
Прочитал про фильм обзор интересный и решил посмотреть. В обзоре говорилось, что это фильм про ветерана, про травму и про политику, призван был влиять на выборы. Честно говоря, я там этого не увидел. И вообще почти ничего не увидел. Странный и непонятый фильм.

На первый взгляд всё просто. Чемодан с деньгами и погоня за ним со стороны конкурирующих контор. Это всё справлено изрядной долей насилия и садизма. Настолько изрядной, что моя первая попытка просмотра фильма, предпринятая лет 6 назад, прервалась минут через 10. В этом виноват совершенно гениальный персонаж Хавьера Бардема, безэмоциональный псих убийца. Смотреть, как без единой эмоции он убивает людей страшновато.

Собственно, раз заговорил уж про актёров, то и продолжу. Все сыграли шикарно. Привыкший рассчитывать только на себя Мосс — бывший военный — получился великолепным персонажем. Ковбоем. Можно сказать, американским идеалом. Заботится о себе и своей семье, какие бы отношения у него не сложились с родными. Не рассчитывает ни на чью помощь и считает возможным нарушать закон. Очень яркий и колоритный тип.

Томми Ли Джонс очень похож на себя из MIB, уставший потрёпанный мудрый служитель закона, который отмечает и принимает свои недостатки. Очень харизматичный персонаж, с великолепным чувством пофигизма. Будь что будет — это его слоган. Трупы? Ну и ладно, сначала надо допить кофе. Убийца за дверью? Ну и ладно, прикроюсь младшими чинами.

Ну и нельзя не упомянуть Вуди Харрельсона. Краткая роль, но до чего же харизматично. И лёгкая нотка юмора, что украсила и слегка разрядила фильм. Одного Томми Ли Джонса для этого недостаточно.

Великолепный подбор актёров.

Великолепный сценарий. Собственно, главный герой так же не отличается эмоциональностью. Как и его антагонист, он хладнокровно действует в зависимости от ситуации. Нам весь фильм отчётливо демонстрируют, что у них очень много общего. Одни фразы, одна идеология мышления. В начале фильма, например, они одну и ту же фразу говорят на охоте. Одинаково потом получают одежду. Одинаково относятся к ранениям. Разница только в отношении к окружающим людям: один делает всё для себя, стараясь не вредить окружающим, а второй, напротив, получает от осознания собственного могущества, по-видимому, удовольствие. Сценарий раскрывает полностью персонажей. Сейчас я задумался, может, действительно тут политика и порылась. Возможно, нам пытаются показать, что вернувшийся с войны солдат не так уж отличается от убийцы, но, в то же время, является трагичным персонажем.

И в этом контексте становится понятнее быстрая и нечёткая концовка фильма. Без разницы, кто победит, что произойдет. Нам показали сходство двух людей, а остальное вторично.

Однако это мне не объясняет поведение шерифа и финальную сцену. Да и название фильма. Каким старикам? Если речь про шерифа, то он вполне не плохо справлялся. Он не в силах справиться со скоростью, с мафией, хочется покоя? Мотив, кстати, опять из MIB. Но ведь он не самый главный персонаж. Или это герой и антагонист считаются стариками? Но их тоже таковыми сложно назвать. Один просто псих, а второго ведут вполне человеческие желания, нет покорности, нет апатии, нет признаков старости.

Так что я считаю, что замысел фильма для меня остаётся пока скрыт. Один из нечастых случаев, когда хочется знать, что сценарист имел в виду, что хотели показать и рассказать. Фильм хорош, но слишком уж пугающ временами. Наверно, тем и хорош.

8 из 10
Показать всю рецензию
DimaKIN
Нигилистический вестерн, сожалеющий о былых временах
«Старикам тут не место» — умный вестерн на тему «раньше деревья были зеленее». Неспешный ход повествования, уместное отсутствие музыки, отличная актерская игра, хлесткие умные диалоги, философская глубина, фирменная ирония братьев Коэн, финал, вестернам не свойственный, и Хавьер Бардем в роли философа-убийцы Антона Чигура, абсолютного зла в человеческом обличье.

Чигура можно считать лучшей ролью Бардема, как и роль шерифа Эда Тома Белла — лучшей ролью Томми Ли Джонса. Хоть персонаж Бролина невзрачен, играет актер достойно, и Коэны еще два раза пригласят его в свои фильмы: в «Железную хватку» (2010) и в «Да здравствует Цезарь» (2016).

Хоть экшн есть, да притом очень качественный — Чигур впечатляет и с огнестрельным оружием, и с пневматическим пистолетом с ударным стержнем, — основной упор сделан на диалогах, которые через один можно растаскивать на цитаты. Философско-этическим апогеем картины хочется считать беседу между шерифом Эдом (Томми Ли Джонс) и его вышедшим на пенсию коллегой-инвалидом Эллисом (Барри Корбин); несмотря на разочарованность, флегматичность и усталость интонаций, беседа экзистенциально громогласна. Старый актер Барри Корбин со своей ролью архетипического мудрого старца справился безупречно. Вот некоторые отрывки этой беседы:

Шериф Эд Том: «Всегда думал, что, когда стану старше, Бог, ну, как-то войдет в мою жизнь. Не вошел. Я его не виню. На Его месте я бы обо мне был того же мнения». Эллис (пренебрежительно отмахивается): «Ты не знаешь Его мысли… То, с чем ты столкнулся, не ново… Тебе не остановить то, что грядет. На тебе мир не сошелся. Думать так — тщеславие». Что-то подобное — правда, в более оптимистичных, жизнерадостных тонах — Гэндальф говорил в «Хоббите» Бильбо Бэггинсу, возвращавшемуся с неожиданного приключения. Это не единственная перекличка с Толкиеном у братьев Коэн — достаточно вспомнить хоббитов, населявших фильм «Фарго».

Братья Коэн обдумывают в «Старикам тут не место» типичные для себя темы. Бог, Который вроде и есть, но ничем Себя не проявляет или проявляет непонятно как, — это потом будет, только в другом ключе, и в «Серьезном человеке», и в «Да здравствует Цезарь». Ситуация, в которой люди беспомощны, а единственным источником утешения и надежды остаются сновидения, — это было в «Воспитывая Аризону» (это будет, в качества оммажа Коэнам, в конце второго сезона сериала «Фарго»). Опытный полицейский, сталкивающийся с чудовищными убийствами и хладнокровным психопатом-убийцей, — это было в «Фарго». И, конечно, свойственный всем фильмам братьев скептический, пессимистический взгляд на человека.

Психопат Антон Чигур, как и Джокер у Нолана годом позже, часто принимает решение, убивать или нет, основываясь на том, орел выпадает или решка. Иногда его упрекают: «Не монета решает, а ты». Это, согласно Михаилу Бахтину, высказывается определенное мировоззрение — в этом случае философская позиция, согласно которой душа, в отличие, например, от собаки или табуретки, обладает свободой. Но Чигур считает, что акт выбора в душе ничем не отличается от падения монетки на ту или иную сторону и что душа функционирует по тем же принципам, подпадает под те же законы, что и неодушевленные предметы.

Герой Бардема блюдет свой уникальный кодекс, внутренне он максимально оторван от социума. Он иронически вопрошает своего коллегу, хищника, который одомашнился (а возможно, спрашивает и всех зрителей): «Если правило, которому ты следовал, привело тебя к этой ситуации, то какой толк от этого правила?». Но от кодекса Чигура волосы встают дыбом. Его внутренние свобода, отрешенность и неуклонное следование своим принципам оборачиваются — по крайней мере, со стороны кажется, что должно быть именно так — страшными внутренними пустотой и расчеловеченностью (хотя неизвестно, что он переживает субъективно).

Кто такой Антон Чигур? Хочется утверждать, что он, помимо прочего, является персонификацией главного и последнего врага человека — смерти, Танатоса, каковой враг был заново и в который раз открыт под лицемерными напластованиями тогда, когда, лет 100 тому назад, закончилась эпоха закона и началась эпоха нарциссизма, эпоха «я, я и еще раз я» — иными словами, эпоха агента Смита. Антон Чигур — воплощение того же принципа, который воплощали и профессор Мориарти, и клоун Пеннивайз, и Кровавый Джон, не говоря уже о Сатане традиционных монотеизмов. И прав инвалид Эллис: Антон Чигур в разных обличьях существовал всегда, никогда деревья не были зеленее. И нет избавления от этого абсолютного зла, разве только в сновидениях. Особенно это актуально для шерифа Эда, которому, как и его ровесникам, тут не место.

9 из 10
Показать всю рецензию
I_Skogorev
Не делай того, о чем будешь потом жалеть.
Помню, когда мне исполнилось 17 лет. Я решил пойти на этот фильм, предварительно не читая книги Коллмака Маккарти. Поэтому шел в кино с мыслью, что это вестерн. Однако первые кадры показали, что это не вестерн. А эпопея о настоящих людях, которые живут среди нас.

Фильм мне понравился. Я кстати по детской наивности думал, что это современный Техас, а не середина 80-х годов. Сразу скажу, что смотрел фильм с упоением и не пытался разгадать его смысл. Поэтому идеи фильма и размышления Шерифа о боге и справедливости. С моей точки зрения, выглядели немного не к месту. Тем не менее, я решил досмотреть его до конца.

Герои:

Ллевелин Мосс — бывший солдат находит злополучный чемодан с деньгами и пытается с ним сбежать. Ему не нравится та жизнь, которую он ведет. Он надеется найти способ зажить по-новому. Что интересно, я впервые увидел персонажа, которому до этого никогда бы не симпатизировал. Мосс — это человек переживший и воевавший во Вьетнаме. Он из тех парней, кто видимо понял, что эта не та война, на которую он рассчитывал. Государство не дало ему компенсаций и найдя деньги. Он наконец понимает, что вот его шанс зажить по-новому. Что интересно, будучи подростком я верил в Ллевелина Мосса. Я думал, что он победит в конце.

Антон Чигур — аналог терминатора, но живой. Типичный хитмэн, не отступающий от своей цели. Понравилось то, как он методично и точно решает свои задачи ни о чем не думая. Он скорее не злодей, а анти герой истории. Это идейный персонаж, живущий не любовью и деньгами. А мыслью о том, что тот кто плохо выполняют свою работу или замешанный в нечистых делах должен исчезнуть.

Понравилась жена Мосса — девушка умная и понимающая. Мне было жаль ее, обидно что неплохой по природе человек пострадал из-за денег, которые ей были не нужны. Сразу видно, что она любит Мосса.

Томми Ли Джонс тоже не подкачал, хорошо сыграл человека принимающий мир таким какой он есть. Хотя местами, его спокойствие меня раздражало. Создавалось впечатление, что он не хочет оспаривать и пытаться остановить то, что ему не подвластно. Что меня разочаровало, так это то что он как будто не пытается бороться с преступностью. Ему это уже давно не интересно.

Ну и последний актер, который сыграл учителя и напарника Чигура, Карлсон Уэлс. Он несмотря на то, что тоже воевал во Вьетнаме, довольно юмористичный персонаж. Хотя когда надо и серьезен по самое не могу.

Понравились эпизодические персонажи — хотя актеры мне особы неизвестные, но все они хорошо сыграли людей из разных слоев населения.

В чем мораль фильма: деньги не принесут тебе счастья, если ты их нечестно нажил или украл. Поэтому, никогда не бери того что плохо лежит и помогай ближнему, не взирая ни на что.
Показать всю рецензию
Aleksander Istomin
Да, Дикий Запад уже не тот, он стал ещё более диким!!!
Кино не для детей!

Тема фильма избита до боли. Главный герой, матёрый сельский мужик, с обычными желаниями и тихой жизнью находит кучу денег и с ней гору неприятностей! Но сама подача заставляет смотреть на всё под другим углом (полное погружение).

В фильме есть всё что нравится зрителю: стрельба, погони, черный юмор. Режиссер с первых минут берет зрителя в оборот и не отпускает до конца! Каждый персонаж фильма — это шедевральное воплощение суровой жизни, в которую режиссер хочет вовлечь зрителя.

Фильм явно не понравится тем кто «не умеет читать между строк». Кино о нелегкой жизни в тех местах. О полицейских которым там жить, и скорее всего умирать раньше отведённого срока. Отмечу злодея протагониста, который сыграл ключевую роль в фильме, Хавьер Бардем великолепен.
Показать всю рецензию
TheHolyElk
«Не клади в карман эту монетку, это твоя счастливая монетка. А в кармане она смешается с остальными и превратится в обычную монетку. Каковой она и является.»
Ранее мне не предстояло сталкиваться с творчеством режиссеров братьев Коэнов. Знакомство с ними я начала именно с данной картины, поскольку она привлекла меня своим неординарным сюжетом, актёрским известным составом и указанием на то, что имеет отношение к жанру триллер, который я очень сильно люблю. Даже не совсем лицеприятные отзывы не отбили желание выделить время на то, чтобы сесть поудобнее, налить себе чашечку чая и погрузиться в атмосферу техасских пейзажей, бойнь и человеческих отношений.

Одной из интересных особенностей «Старикам тут не место» является одинаковый подход к каждому герою. Здесь нет единого персонажа с главной ролью. Мы наблюдаем за историей жизни и шерифа, и сбежавшего заключенного, и обычного работяги. Всем им отводится равное количество времени, что и выделяет картину из ряда себе подобных.

Однако ярче всего запоминается хладнокровный убийца-маньяк Антон Чигура. Достаточно одного его пронзающего насквозь взгляда и у тебя уже возникает ощущение, что следующей его жертвой будешь именно ты. В фильме Чигура является неким воплощением насилия в наше жестокое время и образом судьбы, решающим жить человеку или нет. Как например в сцене, где маньяк предлагает сыграть с ним в игру, предоставляя заправщику выбор: «Орёл или решка?». Это, кстати, один из эпизодов, держащий в полном напряжении и не отпускающим ни на одну секунду. Хавьер Бардем отлично справился со своей задачей и определенно заслужил полученного оскара.

Также приятно было увидеть Томми Ли Джонса (Люди в чёрном) и Вуди Харрельсона (Добро пожаловать в Zомбилэнд), игра которых была на уровне и нисколько не разочаровала. Весь актерский состав удачно и органично подобран, от чего фильм становится только сильнее.

Редко что в кинематографе можно похвалить за операторскую работу и отличный монтаж, но, хочется отметить, что творение Коэнов не стало исключением. Как минимум за это их стоит похвалить, а зрителям наслаждаться визуальным составляющим.

Подводя итог, скажу, что такое кино не для всех. Не всякий поймет посыл фильма, и, возможно, будет задавать множество вопросов и испытывать странное ощущение после просмотра. Отныне же несмотря на это, картина определенно заслуживает внимания, поэтому

10 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4 ... 33
AnWapМы Вконтакте