Рецензии

Captain Razor
Околорелигиозный ироничный фильм о философии отношения к жизни
'When the truth is found to be lies
And all the joy within you dies'

Итак, главный герой, Ларри Гопник (лучше сейчас над фамилией отсмейтесь) – обычный сорокалетний преподаватель физики, живет обычной жизнью, имеет семью, детей, в связях, порочащих его, замечен не был. В общем, обычный добропорядочный американец. Внезапно, его жизнь начинает рушиться с космической скоростью. Проблемы валятся со всех сторон: жена, дети, работа, инфантильный брат, не умеющий приспособиться в жизни. Отчаявшийся Ларри задается вопросом: «Почему это со мной происходит?» В поисках ответов и под тяжестью сложившихся обстоятельств он не находит другого выхода, кроме как обратится к религии…

По национальности Ларри – еврей, отсюда вытекает религиозная составляющая фильма. Мало известных фильмов про религию, а про иудаизм тем более. Впрочем, авторы не мучают нас подробностями этого вероисповедания, и оно присутствует в фильме только на уровне традиций и стандартных обрядов. Но все же, думаю, иудаизм нельзя было заменить другой конфессией в рамках этого фильма. Познаний у меня мало, но сомневаюсь, что, допустим, христианский священник сказал бы то, что изрекают раввины в этом фильме.

По смыслу и хронологии картина разделена на три части: три визита к трем раввинам. Первый, молодой и неопытный, несет забавную чушь. Второй, более опытный, с помощью «истории про зубы» раскрывает философию всего фильма и начального эпиграфа «Воспринимай с простотой все, что с тобой происходит». Остается третий, старейший и мудрейший во всей общине. Прием у него носил предельно «простой» характер. Казалось бы, в своем коротком и забавном поступке/совете он соединил свой многолетний опыт и опыт предков. Конечно, его слова покажутся бредом, но они, опять же, выражают философию всего фильма.

Главной музыкальной темой фильма является песня Jefferson Airplanes–Somebody To Love. Она не только раздается из плеера сына Ларри, но и является часть сюжета. В общем-то, благодаря этой песни я и нашел данный фильм. Песня эта, хоть и с веселым мотивом, но довольно грустная. Про одиночество. Этим одиночеством пропитана настоящая жизнь Ларри.

Имена у многих героев говорящие, например, Сай Эйблман. Ableman – человек с возможностями. Он даже относится к Ларри не как к сопернику, а как-будто с сочувствием к его «немогущести». Заслуживают внимания жалобы Артура, брата Ларри. Хоть, возможно, ты и думаешь, что у тебя мало что складывается, но на самом деле у многих и этого нет, так что на самом деле любой человек - счастливчик, только если сам будет осознавать это.

Много стеба. Первый раввин сам по себе стебный, второй, как будто специально раздражает Ларри, попивая чай с висящим ярлычком пакета. Во время церемонии еврейский священник спотыкается, обронив: «Jesus», упоминая тем самым имя Бога другой религии. В конце, как и многие из нас, наш герой думает: вот по-ходу из-за этой мелочи и все мои проблемы! Исправляет. И что происходит?

Вообще, один из самых страшных фильмов, что я видел. Всякие ужастики совсем не пугают, так как они выдуманы, а здесь – реальная жизнь.Особенно становится страшно, если принять это мировоззрение. А страшно то, что с таким восприятие жизни ты оказываешься абсолютно один, а все что с тобой происходит, как в Rubber, случается «абсолютно без причины». И хорошее и плохое, независимо от того, какую жизнь ты ведешь. «Что я плохого сделал?!», - восклицает Ларри. А ничего – получи, распишись. То что ты был 'серьезным человеком' ничего тебе не гарантирует, вся ответственность за то, что с тобой происходит только на тебе. А впереди – только ураган темноты и непредсказуемости.

Итак, с взглядом на жизнь, преподнесенном братьями Коэнами, авторами этого фильма, можно либо согласится, либо нет. Я не соглашаюсь. По моему мнению, есть некоторый баланс во вселенной. Просто бесполезно его искать, все равно не получится, только голову сломаешь. Пути господни, как говорится, неисповедимы.Я считаю, все плохое, сделанное человеком, отливается ему обратно, и хорошее точно так же. «What goes around backs around».

Вопросы, оставшиеся после просмотра и указания:

1) обратите внимание на трактат брата Ларри о строении вселенной. Что хотят нам сказать авторы, таким ее содержанием?

2) Зачем нужен такой пролог про Диббука?

3) Посмотрите слова песни Somebody to love

4) на что походит восхождение Ларри на крышу?

Примечания:

гет – разрешение на развод

бар-мицва – достижение подростком религиозного совершеннолетия

диббук – злой дух в еврейском фольклоре
Показать всю рецензию
kinobalashow
А не герой ли вы еврейского анекдота?
Кино. 'Серьёзный человек' ('A Serious Man', 2009)

Фильм - один большой еврейский анекдот, в котором на каждый экзистенциально выстраданный вопрос правильный ответ есть только у раввина, и каждая его история восхитительнее другой. Если у раввина нет правильной истории, то надо найти раввина с более вместительным багажником для историй, и тогда всенепременно ты со всем справишься. А может и нет. Это неважно - важно, чтобы ты себя спросил, 'а не превращаюсь ли я из человека в героя раввинской истории', и это совершенно несмешной вопрос, который для критичности каждый из нас должен себе изредка задавать. Развод, карьерные проблемы, сложности с детьми, и ещё тысяча и одна житейская проблема - всё это может быть очень сложно. А может быть и нет. Смотря насколько вы серьёзный человек или пытаетесь им быть.

5,7 из 10

Коэновское кафкианство, освещённое особыми подсвечниками, и поцелованное в лоб самим Создателем - это не для всех. Но если вы не торопитесь получить результат, или у вас и цели-то не было думать о каком-то там результате, а еврейские анекдоты вы страсть как любите, то - наслаждайтесь, это ваш фильм.

kinobalashow
Показать всю рецензию
apostigalo
В ловушке языка.
'Я не знаю зачем мы здесь, но думаю, что точно не для того, чтобы повеселиться'

Фраза одного из самых значимых мыслителей 20-го столетия. Интересный факт, что Итан Коэн в прошлом защитил диссертацию по этому австрийскому философу Людвигу Витгенштейну, произведшему так называемую «лингвистическую революцию». Так как философскую концепцию оного реализовать в фильме штука довольно сложная, то они, братья, решили передать замысел через учителя физики Ларри Гопника, который на доске объясняет детям принцип неопределённости Э. Шрёдингера. Не существует какого-то одного правильного ответа на вопросы людей, так как каждый захочет услышать свой. Истина многогранна и ни за что не явит себя, как бы кто не пытался. Интерпретации. 'Всё зависит от точки зрения', говорит в фильме герой. И это действительно так, поскольку именно от ваших позиций зависит конечный ответ на вопрос. Являются ли ваши проблемы карой господа? Жив ли кот или мёртв? Сам герой напоминает страдального Иова, вера которого проверялась Господом в одном из многочисленных сюжетов Ветхого завета. Актёры играют как надо, а камера и монтаж задают нужный темп всему повествованию. Братья Коэн как и всегда поднимают фундаментальные человеческие проблемы, и в этот раз, затронув проблему познания, они не изменили себе.

Отдельный момент фильма, это неудобный саундтрек. Главная мелодия будто сама не понимает что с ней происходит. Просто неописуемо.
Показать всю рецензию
gin_teo
В этом доме(мире) тебя не ждут.
Парадоксально, что фильм, рассматривающий религиозную общину, ни у кого не вызвал ассоциации со священным писанием Торой - Ветхим Заветом.

Ведь главный герой Лари Гопник - это Иов, отданный Противоречащему на растерзание.

Лишенный всего собственности, детей и покрытый язвами Иов-Лари не сдается и не готов согласиться в своей греховности, он до последнего призывает бога к суду.

'Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься?'

' Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда'

Однако в этом мире нет бога, есть только личные интересы: наглая жена с любовником, безразличные раввины с удивительными парковками и зубами гоя, адвокаты, без зазрения совести сдирающее три шкуры. Именно таких людей посмертно называют 'Серьезными'.

Да, религия отступает и это мог быть хороший знак, однако и тут мизантропы Коэны не удержались, показав природу такого атеизма, спад ее вызван не рефлексивным и осознанным неприятием, а безразличием к смыслам вообще.
Показать всю рецензию
RidersOnTheSun
Кот Шредингера
«Серьезный человек» — один из лучших фильмов в богатейшей творческой биографии Этана и Джоэла Коэнов разрабатывался ими в течение нескольких лет, как своеобразная квинтэссенция пройденного жизненного опыта и взглядов на окружающий их мир. О том, насколько важен этот фильм для Коэнов можно судить по одной фразе из интервью Этана перед выходом фильма в прокат: «Вы можете ничего не смотреть из наших фильмов. Вы можете ничего не смотреть вообще. Достаточно посмотреть до конца только этот фильм». Десятки раз Коэны переписывали сценарий фильма, два года занял кастинг актеров на главные роли, больше года ушло на съемочный процесс, что для Коэнов является абсолютным рекордом (для сравнения съемки «Старикам здесь не место» заняли два месяца).

Несмотря на огромные усилия режиссеров во время написания сценария и съемок самого фильма внешне он получился совершенно простым. Кроме нескольких кадров в начале фильма, в которых мы видим фрагменты еврейской жизни послевоенной Польши (в великолепно поставленной сцене еврейка избивает старика, потому что думает, что он диббук — мертвый человек, охваченный злым духом) все его действие проходит в конце 60-х годов в том же еврейском квартале Миннеаполиса, в котором выросли сами Коэны. Лари Гопник — главный герой «Серьезного человека» — это собирательный образ из детства Коэнов, в котором очень многое было взято от их отца — Эдварда Коэна (также как и Гопник он был университетским профессором в Миннеаполисе). В фильме нет ни одного придуманного кадра. Все эпизоды, все персонажи, все диалоги и события имеют под собой реальную историю из жизни Коэнов. Для еще большей достоверности происходящего на экране, Коэны специально отказались от участия в фильме звезд, отобрав на все роли актеров из малоизвестных даже в США сериалов. Но зато внутренне «Серьезный человек» распадается на столько граней, сколько каждому дано увидеть в этом замечательном фильме.

В 1935 г. основатель квантовой физики Эрвин Шредингер придумал занятный умственный парадокс, названный в дальнейшем «Кот Шредингера». Для внешнего наблюдателя, который знает, что в черном ящике сидит кот, никогда не известно до конца жив кот, находящийся в нем, или мертв. Различные следствия из этого парадокса это единственное, что преподает в своем колледже профессор физики Ларри Гопник. Коэны не спроста вводят в фильм парадокс Шредингера. «Котом Шредингера» для Коэнов является сам Лари. В начале фильма мы видим, что привычный, такой понятный мир Гопника, в котором, казалось бы, все аккуратно разложено им по полочкам, разваливается за один день, как карточный домик. Жена оставляет его ради более удачливого коллеги, странный безработный брат с игровой зависимостью постоянно спит в гостиной, сын занят поисками марихуаны, эгоистичная дочь думает только о ринопластике, южнокорейский студент, которому Лари поставил оценку F по физике предлагает ему взятку за оценку B, а когда Лари отказывается, то с помощью своего отца пишет руководству колледжа гнусные письма, угрожая Лари судом. В итоге за один день Лари теряет полный контакт с таким привычным для него миром, укладом жизни, но пока не находит новый мир, с новым языком и формами выражения себя.

Понять в дальнейшем всю глубину этого фильма, заложенную Коэнами буквально в каждом кадре, невозможно без знакомства с трудами Людвига Витгенштейна по теории «языковых игр» и смысловых контекстов. В России мало кто знает, что Этан Коэн, помимо того, что он пишет сценарии и снимает по ним фильмы, является доктором философии Принстонского университета и известным в США специалистом по творчеству этого крупнейшего еврейского философа XX века. Философа, который один из первых показал как сложно, в принципе, понимание другого человека с его собственной уникальной системой смыслов. Все человеческие проблемы, писал Витгенштейн, — следствие неправильного употребления и понимания слов. Все проблемы Ларри Гопника, в фильме Коэнов, только в том, что он не может правильно выразить свои мысли и чувства на языке, понятном ему самому и окружающим его людям. Именно из-за этого и возникают все, порой комичные, порой трагичные, сложности и проблемы в его мире. Никто не может помочь Гопнику, потому что не понимает его, потому что Лари не понимает себя сам.

Коэны выросли в хасидской еврейской семье и это не могло не отразиться на их мировоззрении и на сюжете фильма. В основе хасидизма — эзотерического ответвления традиционного иудаизма лежит идея «двэкут» — полной сопричастности человека и божественного, постижимого только в личном опыте. Три хасидских раввина, к которым Лари обращается за поиском ответов на свои вопросы, безусловно, главная находка Коэнов. Раввины, смешно отвечая на вопросы Лари всякой чушью, дают ему понять, что никаких проблем у него на самом деле нет и быть не может, потому что для Бога едино все. Ответы на все вопросы Лари нельзя выразить словами, он должен сам найти их в своем опыте, в своих интерпретациях. Только Ларри, а не Бог, может решить для себя «жив кот или мертв». Один из раби говорит, что Бог сейчас на месте для стоянки автомобилей, другой рассказывает ему абсолютно оторванную от проблем Лари банальную историю. Увы, Лари не понимает мудрости хасидских раввинов, намекающих на то, что Бог дал ему эти испытания только для того, чтобы он перестал быть «мертвым котом». Ведь все, что для Лари кажется проблемой, не более чем установка его узкого, ограниченного и такого «серьезного» сознания. Лари сам невероятно сузил свой маленький мир, закрыл в нем свое «Я» и все свои жизненные перспективы, потеряв гибкость в интерпретации себя и других, что и привело в его жизнь те проблемы, которые ему предстоит решить.

В целом, смешав трагедию и юмор, Коэны, в этом великом фильме, в забавной и простой внешне форме сумели не только показать духовную пустоту современного мира с отчуждением в нем маленького человека, которого никто не может и не хочет понять, но и осмыслить куда более глубокие философские, религиозные проблемы современной жизни. Все сцены фильма невероятно точны и элегантны, наполнены массой метафор и тонкого юмора, понятного каждому. Никакой музыки, ненужных спецэффектов, дрожащей камеры, отвлекающих от главного. Гениальный, неожиданный, бессловесный финал. На все основные вопросы своей жизни Коэны ответили этим фильмом, ну а после его просмотра это может сделать и каждый зритель, исходя из собственного уникального опыта.
Показать всю рецензию
Дарья Короткова
«Я — серьезный человек! Вы поймите, я серьезно к этому отношусь, потому что я — серьезный человек»
В кинематографе есть такие фильмы, в которых абсолютно непонятным, запутанным и сложным языком рассказывают о простых вещах. А есть и такие, в которых прозрачными и простыми словами рассказывают о сложном. Именно ко второй категории и относится картина братьев Коэнов «Серьезный человек». Сама история автобиографична — братья выросли в еврейском пригороде, и все образы взяты ими из детства.

Пожалуй, этот фильм является кульминацией в творчестве режиссеров. «Серьезный человек» одним только своим названием определяет главную тему всего их творчества — герой добровольно погружается в ад, неверно оценив сложившиеся обстоятельства и собственное место в них, а дальше пытается выпутаться из всех навалившихся проблем.

Действие фильма «Серьезный человек» разворачивается в конце 60х годов в еврейской общине на Среднем Западе. В жизни университетского преподавателя физики Ларри Гопника в определенный момент все начинает идти наперекосяк. Жена сообщает, что намерена уйти к лучшему другу семейства, поэтому просит главного героя съехать в мотель поблизости. Студент из Кореи оставляет на столе взятку за проходной балл. В доме поселился и никак не хочет уезжать брат-инвалид, занимающийся параллельно какими-то нечистыми делишками. В комиссию, которая должна предоставить главному герою постоянную должность, приходят анонимные письма. Сосед вальяжно разгуливает во дворе с ружьем. Сын слушает на уроках плеер и тайком ворует деньги у родителей. Дочь в перерывах между мытьем головы мечтает о том, чтобы сделать пластику носа. Телеантенна вечно барахлит.

Главный герой, словно кот Шредингера (о котором Ларри говорил на своей лекции студентам), жив и мертв одновременно. Он словно находится в пограничном состоянии и не понимает, за что на него свалились все эти испытания, ведь он «вроде бы ничего такого не делал». Больше всего в жизни он хочет стать «серьезным человеком», у которого все в жизни идет четко по расписанию. Но так не бывает. И вместо «серьезного человека» герой превращается в комического персонажа, платя по чужим счетам, скрываясь от соседа, утешая всех вокруг, переступая через свои морали и принципы. Ему не способны оказать помощь ни «мудрые» раввины, ни привлекательная соседка, ни марихуана.

Однако все в этой жизни относительно, и к концу фильма все герои понимают, что их проблемы и заботы кажутся абсолютной ерундой по сравнению с неопределенностью будущего. И так символично в финальной сцене надвигается страшный ураган. Для одних это начало неизбежного конца, а для других — обещание чего-то нового.

Этот фильм выдержан в стиле братьев Коэнов, здесь присутствуют все элементы их уникального стиля — внутренняя драма главного героя, множество тайн и загадок, черный юмор, зловещее музыкальное сопровождение.

«Серьезный человек», как и многие фильмы Коэнов, числится как комедия. О чем бы ни был их фильм, они всегда готовы превратить все в фарс, добавив добрую долю черного юмора. И эта картина не стала исключением. Несмотря на то, что сами братья воспитывались в еврейской общине, они с явной иронией относятся к важнейшим религиозным вопросам и священным обрядам. Например, еврейские дети, получающие строжайшее религиозное воспитание, в фильме ведут себя как типичные американские школьники и все свои жизненные ситуации описывают одним непечатным словом. Важнейший религиозный обряд бар-мицвы младший Гопник совершает в полупьяном состоянии. И хотя смешных моментов очень много, все же основная задумка драматична от начала и до конца.

Среди положительных черт «Серьезного человека» можно считать актерский состав — в картине нет ни одного громкого имени, ни одной звезды, ни одной знаменитости. Актеры — это обыкновенные евреи из школ и синагогштата Миннесота. Наверное, это объясняется тем, что целью создания подобного фильма было не привлечение зрителя знакомыми звездными лицами, а попытка заставить задуматься над обыденными, но такими важными проблемами.

Одним словом, этот фильм трогает множеством мелких, но значительных деталей — быт еврейской общины, проявление человеческих слабостей. Это история о жизни, о конфликте человека со всем миром, о поиске правды и истины. Признаться честно, многое в фильме для меня осталось загадкой, возможно, понимание придет позже. А это подтверждает, что «Серьезный человек» — это отличная пища для ума.
Показать всю рецензию
MiniKino
Are you serious, men?
К просмотру я была подготовлена, зная специфику фильмов братьев Коэн, в чем их «классичность» мне не понять, но смотреть их легко. Они не оставляют никаких впечатлений после самого кино, но зато сам процесс просмотра вполне приятен. В общем, отдыхаешь мозгом, когда их смотришь.

Except this movie

С самой первой и до последней минуты слишком много вопросов, слишком мало ответов, слишком много недоуменного Майкла Стулберга, у которого тоже слишком много вопросов и мало ответов.

Разобрать фильм можно с нескольких позиций (по моему мнению):

1. Неспроста история происходит в еврейском сообществе. Стереотипы о евреях говорят, что евреи очень искусно умеют делать вид, что заинтересованы в твоем счастье / успехе и т. д., однако, на деле, все их поступки направлены только на достижение собственных целей. Собственно, в фильме очень хорошо показана тема, что всем наплевать друг на друга. Кажется, только бедному Ларри Гопнику это становится ясным только под конец фильма.

2. Чему нас учит «притча» и фраза, которые появляются в начале фильма (и это как раз основная версия, про что этот фильм)? Что собственно, мы не знаем, что произойдет, но то, чего не миновать, произойдет в любом случае, и мы можем только просто принять это и не придумывать /не додумывать / не продумывать, к чему это все может привести. Неоднократно эта мысль промелькивает в фильме: в рассказе раввина, в погоне за плеером, во внезапной смерти любовника жены, ну и, конечно, в самых последних минутах фильма, которые как раз и оставляют нас с этим: «А что дальше-то?» И дальше мы понимаем, что когда тебе кажется, что твоя проблема решена, на голову может свалиться такое, что прежняя беда может показаться всего лишь мелкой неприятностью.

3. Как известно, сами Коэны тоже имеют еврейские корни, и, по слухам, вложили некую часть из собственных реалий. То, что добрая половина человечества склонна к возникновению «бешенства», когда что-то идёт не по их плану или не соответствует собственным желаниям, как раз имеет быть в этом фильме. Почти все персонажи, кроме простодушных раввинов и Ларри, вызывают отвращение, проявляя постоянное безразличие, агрессию, жаждят какой-то странной мести и вечно жалуются, хотя сам Ларри на протяжении всего фильма спрашивает: «Но я не жалуюсь? Я ведь не жалуюсь?», в отличие от всех остальных его близких.

Чему именно научил меня фильм?

Ничему из того, чему бы я хотела научиться.

Однако, судя по отзывам, многих людей чему-то фильм всё же научил. Может и стоит посмотреть и найти для себя что-то своё, какой-то скрытый смысл, но если что, я вас предупреждала.
Показать всю рецензию
maxim-nosenko
Несерьезно о серьезном
Серьезный человек — пожалуй, самый глубокий из всех фильмов Коэнов, что мне довелось посмотреть. Редко можно наблюдать такую работу, в которой каждый непременно найдет что-то свое не потому что идею фильма нельзя полностью понять, а потому что там много идей, и все друг другу противоречат. И, пожалуй, наиболее объективным смыслом фильма является невозможность понять смысл чего-либо. Это относится к смыслу жизни, судьбы, поступков людей и так далее. Весь фильм буквально пронизан идеями о неопределенности, начиная от пролога с живым-мертвым стариком, и заканчивая финалом, в котором ответ ни на один вопрос так и не был получен.

Главный герой пытается, как и все мы, найти ответы на два вечных вопроса: почему так? и что делать? И не находит ни один из ответов, хотя они есть. В сцене с лекцией во сне Сай произносит: «Я-то знаю!». Итак, истина будет известна только после смерти, а пока ты обречен на жизнь в мире без смысла.

Должная доля сарказма призвана не только утолить желания зрителей в черном юморе, но и также в значительной степени помогает понять единственный доступный ответ на второй вопрос из двух основных. Мы видим, что все без исключения персонажи, кроме Ларри, совершенно по-другому относятся к жизни. Они как бы показывают, как к ней нужно относиться. Это можно считать видением Коэнов, которые наиболее блестяще, на мой взгляд, выразили это в посвящении Дэнни, для «подготовки» к которому он не нашел ничего лучше, чем накуриться. Жизнь, Бог, судьба — все это что-то такое на непонятном языке, расслабься, сделай как-то свое дело в этой жизни, а дальше уже будет что будет, не морочься этим. Таков принцип действия Коэнов в этом фильме. Стоит ли с ними согласиться? Это, конечно, только одна точка зрения, изложенная в их творчестве. Точку зрения Ларри тоже нельзя полностью отвергать, только на основании того, что она как бы высмеивается в фильме. Но вспомните: стоило только Ларри отказаться от своих взглядов и просто начать жить, как все — жизнь преподносит ему неминуемые последствия. Весь фильм в контексте Ларри это, конечно, его испытание, которое он завалил. Он получил ответы на все вопросы. Он посетил трех раввинов. И мы идем от наименее мудрого к самому мудрому. Давайте послушаем, что они говорят. Первый молодой раввин говорит о созерцании Бога в обыденном, призывает не думать, что Он делает, Он есть — и это достаточно для счастья. То есть, это отсылка к дешевой религиозной отмазке, которая ни на какие вопросы не отвечает и создает лишь иллюзии. Что говорит второй раввин? Говорит притчу без конца. Он доносит до нас опять неопределенность, невозможность ответить на вопросы Ларри. Он смотрит на Ларри немного как на глупого мальчика, и это неудивительно. Ведь Ларри как раз по долгу своей службы и должен все это знать. Должен знать про принцип неопределенности, понимать, так сказать, физику. Вспомним его разговор с корейцем, завалившим тест. Кореец понимает физику, он понимает принцип неопределенности, и будьте уверены, даже лучше чем Ларри, это выражается в его манере общения и в манере общения его отца. Возможно даже, говоря про «культурный конфликт» кореец подразумевает, что азиатам больше известно о смысле жизни, чем европейцам, но это лишь возникшая под впечатлением от фильма мыслишка. Ларри думает, что понимает принцип неопределенности, но он понимает лишь его математику, жалкую попытку объективно описать необъективное, то, что не поддается выражению формулами. Как бы Ларри не старался это сделать, ему это не удается, его математичный взгляд на жизнь не работает. Поэтому второй раввин смотрит на него даже немного презрительно, а третий раввин вообще не допускает к себе, как совершенно бессмысленное предприятие, говорить с глупцом. По иронии, к этому раввину получает доступ укуренный Дэнни после своего посвящения, из которого мы и узнаем третий уровень просветления, раскрываемого темой трех раввинов. Старик сидит, очевидно сам укуренный в хлам (в этом фильме всех укуренных выдают глаза, которые всегда показывают крупным планом), с трудом бормочет несколько слов из песни, называет состав любимой музыкальной группы Дэнни, а потом отдает ему его плеер, отобранный в самом начале фильма, с пожеланием удачи. Вот и весь смысл, мы возвращаемся к тому же Коэновскому пониманию отношения к жизни, которое прослеживается и в других символах.

Мы не узнаем из этого фильма про вторую возможность в жизни: единственный «серьезный человек» сдался под натиском судьбы, и ответ на вопрос, можно ли жить праведно, остается привычно без ответа. Об этом фильме можно писать довольно долго, распробывая его, как бокал вина, с разных сторон, уделяя внимание тем или иным оттенкам вкуса, смакуя цельный продукт. Конечно, фильм допускает много трактовок, каждая из которых и верна, и не верна в определенном смысле, и поиск наиболее первостепенной является бессмысленной тратой времени. В фильме столько метафор, иллюзий, что увидеть их все одним охватом, наверное, невозможно. Он чисто Коэновский, конечно, иного ожидать было нельзя. Этот фильм обязателен к периодическому перепросмотру, с тем чтобы каждый раз взглянуть на него по-новому, немного с другой стороны, узнать для себя что-то еще, и с удовлетворением поставить обратно в архив.
Показать всю рецензию
klimchuga
о гоях, не гоях и превратностях судьбы
Сложный фильм для знатоков еврейской культуры. Гет, бармицва, гои, равви, Тора, притчи.. . все это весьма познавательно. Действительно смешных эпизодов было мало. Смеяться над безволием главного героя, отпустившего поводья, в череде свалившихся на него неприятностей не хочется. Смущает серьезность, с которой он ко всему относится, не взирая на всю дурость происходящего. Забавно что это еврейская община в Америке 60-х, живущая по своим законам и традициям. Видимо авторы фильма и потешаются над тем, как серьезная еврейская суеверность не вписывалась в окружающий мир. Что взгляды на мир обкуренного подростка оказываются честнее, чем профессора математики.

Видно, что труд был проделан немалый, но пересматривать такое я бы не стал.

6 из 10
Показать всю рецензию
sypergenby
Поиски Ларри Гопника
Фильмы братьев Коэнов всегда сложнее, чем кажутся на первый взгляд. Историю борьбы «маленького человека» со своими проблемами они сумели превратить в философскую притчу о поиске ответов на вопросы, которые равно или поздно задает в своей жизни каждый.

Ларри Гопник — учитель физики, семьянин, правоверный еврей и порядочный член общины. Серьезный человек. Но в какой-то момент одна проблема начинает падать ему на голову в след за другой. Жена требует развода, сына хочет избить одноклассник, асоциальный брат не в ладах с законом, нерадивый ученик пытается дать взятку за хорошую оценку. Ларри, совершенно неготовый к таким ударам от жизни, пытается найти помощь в мудрости раввинов, однако помощи не находит.

И сам Гопник ни в чем не виноват: проблемы, с которыми он борется, целиком созданы другими другими людьми. Это проблемы кого угодно: жены, детей, брата, ученика, но только не Ларри. Понимая несправедливость ситуации, он задается вопросом: «за что мне это?» и весь фильм ищет на него ответ, однако ответа не следует.

Коэны построили сюжет на приеме нагнетания: чем ближе картина в концу, тем тяжелее становится главному герою, тем болезненнее он реагирует на происходящее. Сюжет делает витки, события повторяются, но с каждым разом становясь все радикальнее и трагичнее для Гопника. Сны Ларри становятся длиннее и кошмарнее.

Кульминацией фильма становится приближение к городу урагана, который здесь выполняет почти ту же функцию, что и гроза в одноименной пьесе Островского: служит символом большой беды. Коэны показали себя отличными драматургами, выстроив подтекст на фундаменте из символов и деталей. Одной из таких деталей можно считать конверт с взяткой от ученика: Гопник то и дело возвращается к нему, как Раневская к парижским письмам в «Вишневом саде», и не может сделать выбор между принципом и слабостью.

Весь фильм Ларри задается вопросами, но концовка ставит перед вопросом уже зрителя, и ответа не дает. Что хотели сказать создатели последней сценой? Донести ли посыл о незначительности проблем главного героя перед реальной бедой? Или же намекнуть на то, что в дальнейшем для Гопника все станет еще хуже, а ураган — это символ беды надвигающейся? Ответа снова нет, как и нет ни на что в этой жизни — такова основная мысль фильма, а финал мастерски ее нам преподносит.

Коэны создали блестящее полотно о поиске себя в этой жизни. О том, что попытки угодить всем вокруг не сделают тебя счастливым, а на вещи иногда стоит посмотреть под другим углом. Умное и сложное кино, в котором интересно искать скрытые мотивы и которое стоит пересмотреть.
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 ... 15
AnWapМы Вконтакте