Рецензии

nastyrsiasolntse
Объективная реальность или чернуха?
Некоторые пишут здесь об «очернительстве» страны. Безусловно, в фильме представлены немного гипертрофированные российские реалии. Очевидно, что режиссер сделал это с благими намерениями: показать мерзость и гниль всего этого общества, где единственный положительный персонаж, добрый, честный, не равнодушный, милосердный является ДУРАКОМ. Является антагонистом, противостоит прогнившему обществу (да простите мне тавтологию). По своей структуре напоминает каноны романтизма.

Но тем не менее, в каждом провинциальном городе вы найдете такое общежитие с соответствующими ему жителями, в каждой провинциальной (и не только) думе вы найдете таких чиновников.

Фильм создан чтобы воздействовать. Не даром досмотрев, многие испытывают странное послевкусие: грустно, противно.

Таких «Дураков» должно быть больше.

- Да ты послушай себя, дура. Там сотни живых людей, сотни…
Совесть есть у тебя, нет?
- Дим, они нам никто.

- Маша, хорошая моя, уезжай. Ты не видишь, что я тебя сейчас ненавижу..? Неужели ты не понимаешь, что мы живём как свиньи и дохнем как свиньи только потому, что мы друг другу никто.

Быков — отличный режиссер с авторским стилем, животрепещущими, тяжелыми, больными темами в фильмах. А людям нравится эта картина не только из-за качественной режиссёрской, актерской, операторской работы, отличных саундтреков и т. д., а также потому что люди любят когда говорят правду, говорят то, о чем другие молчат и когда это выходит в массовый прокат.

Я считаю этот фильм настоящим искусством. Здесь и образность, и символизм и большая идея.

Этот фильм фильм не в кое случае не очерняет нашу Родину, он лишь открывает глаза людям на проблемы страны. Да, делает это дав хорошей пощечины зрителю. Но порой чтобы отрезветь — это нужно сделать.
Показать всю рецензию
Fred Lemuer
Странный посыл странного фильма.
Начнем с позитивных моментов. В картине есть плюсы, которые необходимо упомянуть. Отличная игра большинства актеров, хорошая режиссура, операторская работа на высоте. Но вот сюжет…

Сантехник Никитин приезжает в старое общежитие, починить лопнувшую трубу. После небольшого осмотра он находит огромную трещину в несущей стене. Не зная, что делать, мужчина возвращается домой. Посреди ночи Никитин просыпается и после недолгих вычислений понимает, что здание может рухнуть в любую минуту. Для организации эвакуации, нужно найти мэра города, а у нее в этот день проходит юбилей.

Убедить чиновников в том, что посреди ночи нужно выключить музыку и спасать жильцов общежития, оказывается очень непросто. Тем не менее Никитин лезет на рожон и вынуждает мэра собрать экстренное совещание. После чего начинаются его приключения.

С одной стороны, главный герой вроде как должен внушать симпатию. Он всеми силами пытается улучшить жизнь окружающих людей. Эдакий «хороший парень», учится после работы, поддерживает родных, чинит лавочку у дома. Но не будем делать поспешных выводов и рассмотрим происходящее повнимательней.

Общество в «Дураке» — это грязное стадо, которому нельзя помочь, даже если очень хочется. Нам рассказывают историю одного дома, которую режиссер проецирует на жизнь всего города, а затем целой страны. Грязь, взятки, коррупция, а главное люди, которые просто не хотят жить по-другому. Можно возразить, что такие уж они пропащие, раз живут в хрущевках. Но в реальности народу свойственно отстаивать свои интересы в те моменты, когда речь идет о жизни и смерти. В фильме жители похожи на стадо морлоков или героиновых торчков, но никак не на людей, пусть даже из гетто.

В то же время многие чиновники весьма чувствительные люди и даже беспокоятся о народе. Мэр искренне пытается помочь жильцам, останавливает свой «пир во время чумы», ищет варианты. Да и полицейские вроде бы неплохие ребята, иногда даже ведут себя по-человечески. И только грязная челядь никак не хочет жить нормально и всячески противодействует изменениям. Как будто автор пытается оправдать чинуш, переложив ответственность на «быдло» и принцип «жизнь такая».

В фильме продвигают исключительно серую мораль. Если отец главного героя всю жизнь проработал на заводе и не получил ничего, кроме нищеты. Коллеги внезапно ненавидят старика. Судя по отзывам с Кинопоиска, многие воспринимают фильм как призыв: «если у тебя есть зубы, толкай людей в грязь, им все равно не поможешь», «люди во власти морально лучше быдла, потому и живут хорошо», «надо валить хоть куда-нибудь отсюда». Это довольно печально.

Главный герой, при вдумчивом рассмотрении, не вызывает симпатии и является дураком без кавычек. Он ставит интерес малознакомых людей выше интересов своей семьи, подвергает их жизнь родственников опасности, делает то, о чем его не просят. После просмотра картины остается вопрос — это попытка пристыдить зрителя не быть похожим на толпу или показ того насколько все кругом убого.

Грязные толпы людей хотят жить в своем собственном аду, не желая ничего менять. Но правда ли это? Настолько ли мы плохие как пытается показать режиссер? В самом ли деле этому народу нельзя помочь, а нужно бежать как сказал разочаровавшийся в жизни отец главного героя.

Картина имеет очень высокий рейтинг. Судя по всему, люди так рады возможности покритиковать власть и ненавистное ЖКХ, что не заметили подвоха. Ведь в фильме народ выставили быдлом, не способным к нормальной жизни.

Нельзя по своей воле снять такой шлак. Только по заказу.

Это мое личное впечатление о фильме. Но отзывы о нем получаются очень разными. Многие отмечают хорошую актерскую игру и работу оператора. Мой знакомый очень хвалил это картину, и, судя по всему, ассоциировал себя с главным героем. Альтруизм в жизни знакомого действительно присутствовал.
Показать всю рецензию
M4akoin
Насколько же многозначно слово дурак…
Дураком, можно назвать человека: несмышленого, глупого или же, который хочет показать себя с иной стороны. Так же дураком можно назвать человека непохожего на других.

Стадо, которое хочет воспринимать только себе подобных, и не приемлет инакомыслящих личностей, которые могут думать не только о себе, о своей семье, но и о других, но масса, не хочет этого воспринимать или же даже не в состоянии… И нарекает подобных людей оскорбительными словами. Так и в фильме Юрия Быкова, дураком становится по зову толпы-Дмитрий Никитин, но можно ли назвать его дураком?

Дмитрий на мой взгляд, предстает в этом фильме скорее в образе мученика-святого. Он выводит на чистую воду чиновников, которые после монолога Дмитрия, начинают сознаваться в содеянных хищениях в этот момент происходит некий обряд очищения души.

Действия фильма, происходят в провинциальном городке, но это не отменяет того факта, что в этом месте живут люди. Пускай не особо обеспеченные, пускай не особо образованные, но тем не менее, они являются людьми.

Фильм начинается с показа отца, который не нашел деньги в запрятанном месте. Он поняв это, бежит к своей жене и спрашивает у неё «Где деньги ?!» Та в ответ: «у нас и без этого денег нет, а ты еще из заначки делаешь?!» Не услышав должного ответа муж начинает угрожать ей физической расправой. Она клялась, что деньги не брала. После, мужчина, с татуировкой на пол тело, пошел в комнату дочери и, увидев сверток, начал бить её за воровство. Мать услышав крики, тут же побежала в комнату отрока, она начала успокаивать мужа хватай его за руки. Мужчина, перекинул свой гнев на жену и в тот момент когда начал бить её по лицу, случайно, пробил трубу водоснабжения. Кипяточная вода начала жечь мужчине лицо и он отпрыгнул от жены. Действие продолжается спустя время, когда в квартире появляется скорая помощь и полиция, врач дала раненым ватку смоченную лечащим раствором, а полицейский дал женщине листок с надписью: «О возбуждении уголовного дела по факту избиения окружающих и бытовом насилии», но к удивлению, жена подписала только протокол об отмене возбуждения уголовного дела. Со словами: «ему завтра на работу надо». В этой сцене и заключён весь цимес происходящего в фильме. Жена, которая готова терпеть мужа-маргинала, который, в свою очередь, избивает её и дочь, так как он — это единственный способ прокормить семью и заработать, хотя бы пару копеек и живут они в общежитии номер 32.

Это общежитие разрушается, что узнает наш главный герой, придя по вызову. После увиденного, наш герой собирается действовать, когда понимает, что достучаться до головы домоуправления Федотова бесполезно, он решает на прямую ехать к мэру города, как раз мама Димы дружит с бухгалтером мэра, поэтому без проблем удается связаться с главой города.

Сможет ли наш маленький человек достучаться до больших людей, которые могут лишь одним взмахом руки расправиться с Димой?

Это должен для себя узнать каждый человек посмотрев сей Шедевр.

Фильм показывают всю сущность бытия и почему каждый человек находится на том месте где он и должен быть. Что государство и общество неразделимы и поменяв одно, другое никак не изменится. Нужно всё делать вместе и сразу, и менять всё с корня.

Но нужно ли это всем?..
Показать всю рецензию
Christina55555
Когда «Дурак» станет умным?
К авторскому кино я подхожу с особым трепетом и подготовкой. Прежде чем начать смотреть того или иного режиссера, сначала тщательно читаю или слушаю его интервью, знакомлюсь с его взглядами на определенные вещи, а также читаю критиков, пытаясь выделить направление и стиль. То же самое происходило и с Юрием Быковым и его фильмами.

Начала я знакомство с фильма «Дурак», который, на мой взгляд, не оставит никого равнодушным. История, с одной стороны, простая, но, с другой, настолько часто встречающаяся и неисправимая в современной России. Столкновение двух полярностей: Человека — Чиновника.

Почему тех людей, которые имеют моральные принципы, взгляды, устои, живут по правилам и просто хотят честного отношения к себе и к другим — называют «дураками». Почему именно они страдают? Почему люди вспоминают о ценностях, доброте и милосердии только, когда происходит какая-то катастрофа или трагедия? В эти моменты мне всегда вспоминается фраза»… смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе».

Сейчас прокручивая в голове отрывки из фильма, до ужаса страшно, что происходит в нашей реальной жизни, которая прикрыта прочными масками: за добрый и хороший поступок по отношению к человеку получаешь зло в ответ; чиновники нещадно берут взятки, считают это нормальным, жалуются о том, что мало получают и выбирают сторону не народа; но самое главное и ужасное — когда в тебя не верят твои родные и близкие, также считающие тебя «Дураком».

Еще хотелось бы обратить внимание на образ чиновницы в исполнении Натальи Сурковой. Мне кажется, образ женщины-мэра взят тут неслучайно, поскольку мужчинам легче переступать через аморальные вещи. Женская же половина более сострадательна и милосердна. Именно тут Быков, ставит, чиновницу в не самые простые ситуации, показывая, что остается от человека, от женщины, от «мамы».

Несмотря на то, что уже множество раз в различных интерпретациях в российском кинематографе поднималась эта тема, мы все равно должны смотреть такие фильмы, чтобы не забывать о том, что происходит в нашей стране, а также, чтобы у нас появился шанс на счастливый конец!
Показать всю рецензию
zaycev@ffproduction.ru.com
Здесь поможет только смена поколений
Перед просмотром данного фильма, я посмотрел фильм «Текст» по роману Глуховского. Меня привели рекомендации..

Как и абсолютно каждого, который занимает определенный, государственный пост. У каждого человека, есть образ мира и концепция по которой он определяет жизнь. Внутренний самоанализ, не позволяет нам задавать правильные вопросы и искать трещину с 1 по 9 этаж в нашей душе, но четко дает понять что трубы пора менять.

«Маша, неужели ты не понимаешь? Что мы живем как свиньи и умираем как свиньи, только потому, что мы друг другу никто?» — нужно что то добавить?

Давайте будем реалистами, каждого из нас захватила вереница событий, связанных с нашим ЭГО. Мы с детского возраста мечтаем о красивой жизни и воплощении наших мечт, забывая о главном. С возрастом, мы принимаем игру такой какой она есть и включается режим «вижу цель. не вижу препятствий. Разве ты будешь себя винить, если ты добился определенного успеха во власти? Или заработал крупную сумму денег? Мозг будет включать программу эгоцентризма, где на войне все средства хороши.

Но жизнь, здесь, на земле, это некий промежуточный этап и каждый кто видел смерть близких или нелепые трагедии друзей, понимает, что завтра с ним может случиться тоже самое. Так хочу ли я гробницу как у Тутанхомона? — Нет.

Так нужно ли, в такой ситуации, мне выбирать, с ними я (народом) или с вами (чиновниками) — да пусть, многие и не заслуживают такой откровенной жертвы, пусть многие потратили свою жизнь в пустую, это их выбор, но мир и начало всего — это то, что есть внутри тебя, то что ты проецируешь на «эфир». И пусть ценность жизни у всех разная, пусть понимание бытия — лишь абстрактное понятие, но помните когда вы забываете кто вы, откуда вы, и в чем ваша цель, думая лишь о краткосрочной выгоде или только о «своих», вы теряете нитку, открывающую безграничные возможности к восприятию этого мира и вот уже через несколько лет, никто и никогда не назовет вас «Дурак». А увидеть полную картину, уже не предвидеться возможным.

Будьте добрее, любите друг друга, просто за то что вы есть и помните, что мы все, одной крови, планета огромна и нам нечего делить. Будьте Дураками, верьте в добро. Аминь
Показать всю рецензию
Герман Тулаев
«Дурак» как отражение России.
Быков в своем произведении проводит аналогию между главным героем и обществом, а точнее между российским обществом — жестоким, беспощадном, жадным. Тем самым создавая две стороны конфликта — те кто ворует и живет хорошо и те кто живет честно, но бедно.

Главный герой и его отец — представители второго типа, а мать героя и его жена — первого, это прекрасно видно в первой же сцене, когда нам говорят, что Дима с папой чинят скамейку почти ежедневно. Второй пример разделения — спор за столом, мать ругает Диму за то, что он не хочет сидеть на одном месте и стремиться покорять вершины, а его отца за то, что он не ворует на работе, оправдывая его ворующих коллег тем, что воруют они для себя.

Дурак в отношении героя — это не оскорбление, это сравнение его с жителями древней Руси — простыми и честными (не даром Иванушка был дурачком). Из этого следует то, что фильм не про отдельно взятую ситуацию, а про Россию в целом, большинство ворует, лжет и идет по головам ради лишней копейки, а другие, подобно герою, запинываются ногами, но остаются честными.

Подводя итоги хочется отдельно отметить значение песни Виктора Цоя — «спокойная ночь», которая играет огромную роль в фильме, в первой сцене, где она звучит, она является музыкой действия, а во второй это музыка поражения. Эти две сцены, как два типа людей перед сном — первый тип — это «завтра новый день, полный новых совершений», а второй — это «завтра новый день, который закрепит мои ошибки и не оставит возможности их исправить».
Показать всю рецензию
A_I77
Поистине, волшебная сила кино! Чиновников-рвачей из 90-х закинули в наше время, чтобы показать всему миру как якобы живут в современной России. Очень жаль что некоторые наши киношники самовыражаются в подобных надуманных картинах, после просмотра которых создается мерзкое впечатление о современной России. Картина о тотальной коррупции и связанной с нею социальной деградации на фоне «прогнившей России» опоздала лет на 20.

Подобные чиновничьи художества, должно быть в какой то мере случаются и теперь — есть и коррупция (а где ее не?!) и воровство, но изображать все это в такой намеренно утрированной и мерзкой форме на фоне мрачной картинки, уже неактуально. Лет 10 назад еще можно было на этом поиграть, но не сегодня. Чиновников и всех прочих выставили отвратительными рвачами. Возможно, в 90-ые, были и такие, но сегодня, уверенно заявляю, за подобные действия, любого чиновника, в любом уголке Российской Федерации, *** и высушат в очень в короткий срок.

Не хочу никого разочаровывать, но в такой ситуации (которая в принципе не возможна), уверен, скорее бросится спасать отъявленный мерзавец и попутно обделает всех мухосранских чиновников. Кто же упустит возможность прослыть (и чувствовать себя таковым) спасателем 850-ти человек и вломить кто, жрет общие деньги; глупо поверить, что в мухосранске нет, пусть даже латентной, оппозиции, даже в лице простых горожан. В России, вполне оправданно, создана жесткая вертикаль власти, дабы уберечься о тех, кто плюет в колодец из которого сами же пьют.

Верить в благородство художественного героя это прекрасно, но герой очень глуповатый — все герои этой (кино)гиперболы взяты из мест неведомых. Россия страна умных людей, а если кого то возмущает социальная несправедливость, то уверен, им стоит направить свой чуткий взор на некоторые неблагополучные страны, где не разговаривают, а просто убивают. Я полагаю, их взоры о героике и справедливости будут там очень даже к месту, но скорее всего, там вам нечего будет сказать за отсутствием социальных героев.
Показать всю рецензию
Moon L.
Так мы друг другу все-таки «кто»?
И ведь вправду, Никитин — дурак. Дурак, что решил взбунтовать посреди скотного двора. Дурак, что шел на жертвы ради людей, которые не заслуживают. Которым, в целом, не до этого.

В эгоистичном мире парней, как Никитин немного, но они есть. Бескомпромиссные, отважные, рискующие. Милосердные. Может, они не понимают мира, котором живут. Не принимают ни системы, ни того, как ТАК можно жить.

Думая исключительно о себе, человек возможно будет лучше существовать, ведь как сказал Богачев: «На всех хорошей жизни всё равно не хватит, подели её на всех, и никому ничего не достанется, и все мы будем одинаково нищие», какой тогда смысл делиться? Да и к тому же, по его словам, Бог такую жизнь нам дал. Какую дал, такую и живем. А выживает сильнейший (ну или самый циничный).

Другой вопрос, кем ты живешь: человеком или свиньей? Живешь человеком, как Никитин и его отец — тебя за дурака считают, зато все тихо, мирно. Живешь, как приближенные к поилке — рискуешь, но шампанское пьешь.

Рыба гниет с головы, как сказала Галаганова, сделав свой выбор. Так и человек делает выбор каждый день. Не стоит винить систему, не начав с себя. А если каждый будет думать, что ничего не измениться, продолжая жить, как жил, то никакие Никитины никого единолично не спасут. Никогда.

Хороший фильм о Российских реалиях и об одном бессильном «дураке», желающего их изменить.

7 из 10
Показать всю рецензию
ivanofffalexei
Надежда российского кино
Я бы никогда не узнал о Быкове если бы не Бэд. В его хлестких комментариях звучало имя Быкова и фильма Дурак. Ну ладно, думаю, включу, увижу что же так понравилось человеку, который знаменит тем, что камня от камня не оставляет от российского кино…

Первые минут 40 терпел. Честно. Занудные диалоги и увещевания героев в чисто российском стиле. Думаю в мире нет ни одного народа, кто бы за бутылкой водки или за ужином критиковал бы все кругом. Не представляю, чтобы пьяные китайцы говорили бы как осточертел им Китай и коммунистическая партия… Причём эти увещевания пустые. Просто как данность. Небо синее, облака белые, а в России все через Ж. И казалось бы вечные проблемы маленького человека, который пытается что то изменить в общем бардаке. Но вот когда проходит эти 40 минут, и нам показывают чиновников, постепенно диалоги оживают, и фильм затягивает в себя. В какой то момент начинаешь даже думать — неужели в нашей стране есть чиновники которые могут помогать людям? Неужели этому маленькому человеку удастся что то сделать?

Но Быков возвращает нас в привычную реальность. Чиновник оказывается типичным нашим, русским чиновником. Проблемы чисто русские. И как решить эти чисто русские проблемы русская литература, искусство и режиссёры не дали ответа. А только обозначили. А ведь как хочется иногда, чтобы помимо обозначения мы увидели и методы решения. Хочется увидеть в кино ту, параллельную реальность, где такие люди как главный герой не дураки, а обычные люди. И чтобы таких было больше чем инертных алкоголиков этой общаги, и тем более больше чем этих чиновников, который пора выделять в отдельную касту.
Показать всю рецензию
Enigmo4ka
Не дурак
Российский фильм, с непривычно высокой оценкой IMDb и почетным местом в топ 250 лучших фильмов кинопоиска. Не зря.

Снят хорошо, актеры и игра хорошие, но подкупил зрителей он явно не этим. Вся соль в сюжете — суровом, реалистичном и таким до боли нам всем знакомым.

Мы слышим о ней от всех политиков во всех предвыборных обещаниях и планах. О ней рассказывают потом каждый день в новостях, будто тыкая носом в то, что нас в очередной раз обманули. С ней мы сталкиваемся регулярно и в своей жизни, смиренно принимая ее уже за устоявшуюся систему. Коррупция.

Почему дурак?

Потому что «не можешь взять — живи червяком в навозе».

Потому что мечтаешь стать инженером, а не чиновником, берущим взятки.

Потому что высокие моральные принципы не интересны тем, кто продал свою совесть.

Потому что «никогда тут по другому не будет… никогда!».

Давно уже нам вбили в мозг суждение о том, что инициатива наказуема и о хате с краю. Так и живем, продолжая крепко спать по ночам. Безразличие делает нас чужими друг другу, а в одиночку систему не сломаешь. Идеальная схема, чтобы безнаказанно творить беспредел.

Финал фильма шокирует и наглядно демонстрирует, почему в наших странах до сих пор бардак. Раньше дети мечтали стать космонавтами, учителями и врачами. Сейчас — депутатами.

P.S. Ни в коем случае не смотрите трейлер — испортите себе все впечатление от фильма

10 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 ... 44
AnWapМы Вконтакте