Рецензии

LYzzER
Утомленные ночью
Распространенное мнение о том, что данный фильм нужно показывать всем ненавистникам комиксов и с наслаждением ждать их мучений от ломки стереотипов, на поверку оказывается слишком громким. Да, здешние герои вместо масок и лосин обходятся шляпами и плащами, а от одной-двух пуль и вовсе предпочитают умирать, но это лишь одна сторона «Проклятого пути». На Route 6, по которой едут главные герои, отнюдь не одностороннее движение.

Зима 1931 года. Шесть недель в пути, за которые двенадцатилетний Майкл Салливан успел, по его словам, прожить целую жизнь. Пафос, размером с Чикаго, в его речи появился примерно тогда же – убитые гангстерами мама и младший брат к этому делу, знаете ли, располагают. Впрочем, смерть 1/2 счастливой ячейки американского общества будто и не меняет ничего во внутреннем мире сына и отца. Поплакали немного, положили Томми-ган в чемодан и поехали «понарошку» грабить банки – жизнь продолжается. Пока сынок старательно гробит движок отцовской машины, папа проводит строгие беседы с банкирами, которые легко расстаются с «нажитым непосильным трудом»; редкие же противники Салливанов неизбежно красиво харкают кровью, после чего ложатся на пол, свернувшись в клубочек.

Внешняя строгость 30-х безупречна, персонажи скупы на эмоции, слова и даже имена (у отца с сыном и вовсе одно на двоих), единственное, что они тратят легко – магазины своих пистолетов. Режиссер Сэм Мендес умело распорядился пронзительным визуальным приданым первоисточника Коллинза: порой в кадре доминируют столь радикальные темные тона, что кажется, будто фильм – черно-белый.

Постановщик вообще довольно бережно обошелся с комиксом, без модного нынче «переосмысления», сводящего на нет весь авторский труд. Все осталось на месте: непременно потребующие доказательств наивные убеждения сына о работе отца лично на президента; очевидный каждой стороне выбор между абстрактной преданностью и кровными узами; яркие пятна крови на болезненно-серых стенах… От себя добавлен лишь эстествующий киллер со страшными ногтями Джуда Лоу. Имея в активе отталкивающую прическу и фотоаппарат, тот называет себя фотографом – спустя десятилетие это неожиданно превратится в тонкий троллинг поколения молодых хипстеров. Но главное достоинство – бескомпромиссный герой – получил неоднозначное экранное воплощение.

Небогатый арсенал Салливана-старшего – пистолет-пулемет в чемодане и пыльный фейс Тома Хэнкса, которому, кажется, экранная жизнь Рэмбо настолько осточертела, что в каждом кадре он то ли думает о суициде, то ли пытается умножать в уме четырехзначные числа. Режиссер старательно мочит пыльного Хэнкса нуарными струями дождя, но от сырости тот лишь становится еще печальнее, а ближе к финалу выдает такого Клинта Иствуда, что сбивает с толку – зачем было бегать шесть недель, чтобы в итоге вернуться к классическому kill them all?

…Но как бы старательно комикс ни прятался за красивую ширму графической новеллы, он почти всегда остается просто комиксом, особенно, если речь идет о сугубо жанровом продукте. И помимо стильного визуала, фильм унаследовал типичные фатальные недостатки в виде застывших в своем развитии персонажей.

К финалу отец все так же переживает за судьбу сына, а сын все так же растет пацифистом. Рокировки взглядов не произошло, статус кво сохранен, только список действующих лиц поредел, да в дорогих костюмах появились дымящиеся дыры.

К чему суета, игрушечные ограбления и потраченные патроны? Мораль в том, что родителей не выбирают? Как не выбирают детей? Но и те, и другие даже не пытаются исправить положение. Каждый существует в своей собственной системе координат, намеченной даже не на сценарном листе, а в рисунке комикса, старательно обведенном в прямоугольник. Координаты скопированы на целлулоид, прямоугольник разросся до формата 16:9, но чтобы вырваться за обозначенные ранее карандашным грифелем пределы у картонных героев не хватает воли. Выхода нет.

Единожды ступив на проклятый путь экранизации комикса, с него уже нельзя свернуть обратно. Замаячившие на горизонте уютный домик у озера и бегущая навстречу собака со смешными ушами – лишь предвестники предсказуемого финала.

Конец ожидаем, закономерен, неизбежен. Об этом смутно догадывается Мендес, ворующий мизансцены у Коллинза. Это понимает Ньюман, добавив к мрачному видеоряду меланхолию музыки. Это читается в одухотворенном сверх меры лике Хэнкса и даже в обреченной истерике Крэйга. Дело лишь за восторженным зрителем.
Показать всю рецензию
Cast Away
Месть без вариантов
Сюжет фильма затягивает с самого начала… загадочный Майк Салливан выполняет различные поручения своего босса Джона Руни… выбивает деньги, убивает людей и тем не менее не вызывает отрицательных эмоций у зрителя, хотя немного непривычно видеть Тома в такой роли. Однажды свидетелем такой работы становится сын Майка и тут начинается самое интересное. У Майка убивают жену и сына, но не того, кто свидетель. Отец и сын пускаются в бега, попутно Майк обдумывает план мести. По следам беглецов отправляют харизматичного киллера Харлена Магуайра, которого очень хорошо сыграл Джуд Лоу.

Атмосфера фильма, музыка, актёрский состав-всё на высоте. Фильм смотрится на одном дыхании, не смотря на то, что идёт около двух часов. Я любитель гангстерских драм и этот фильм отличный представитель своего жанра с уклоном в триллер.

Фильм о мести. Том Хэнкс в одной из сцен говорит в ответ на просьбу уехать и закрыть на всё глаза «Если бы всё было так просто» и этим всё сказано. Жажда и чувство мести не покидает Майкла ни на секунду, а его сын просто хочет, чтобы всё это поскорей закончилось.

Безусловно фильм очень хорош и его должен посмотреть каждый, вне зависимости от предпочтений в жанрах.

8,5 из 10
Показать всю рецензию
SumarokovNC-17
Путь к погибели или Истории клана Руни
Графический роман Макса Алана Коллинза «Проклятый путь», вышедший в 1998 году, особого фурора в среде любителей комиксов не произвел. Мрачная, неонуарная история, рассказывающая о мафии 30-х годов в вымышленном городке с говорящим названием Погибель, расположенном во вполне реальном Чикаго, казалась прочно забытой, пока к экранизации этого произведения не приступил Сэм Мендес. Одноименная лента 2002 года стала заметной картиной нулевых годов и одним из лучших фильмов на гангстерскую тематику.

В картине занят потрясающий и необычный актерский состав, привлекающий к фильму мгновенное внимание. Том Хэнкс, любимец Голливуда, в этом фильме рискнул сыграть не вполне положительного героя — мафиози Майкла Салливана. Майкл работает на мафиозного босса Джона Руни(Пол Ньюмен), который для нашего героя является практически отцом, ибо родного отца Майк не знал. Впрочем, у босса Руни есть родной сын Коннор(Дэниел Крэйг), отношения с которым нельзя назвать безоблачными, особенно после неудачно проведенного задания.

Не менее сильно удивил своей ролью Джуд Лоу, сыгравший киллера Магуайера. Этот персонаж является одним из ключевых в интриге фильма и вызыывает он крайне противоречивые чувства. Его героя одновременно любишь и ненавидишь, он притягивает и отталкивает.

Отлично сыграли свои роли и Стенли Туччи(Фрэнк Нитти или просто Нитти-гангстер), и Дженнифер Джейсон Ли, создавшие запоминающихся второстепенных героев.

Фильм потрясающе стильно снят оператором Конрадом Холлом. Каждый кадр буквально дышит эпохой 30-х годов, а лиричный саундтрек Томаса Ньюмана еще сильнее подчеркивает ретрокартинку и идеально подходит под канву сюжета.

Фильм «Проклятый путь» — это история о семье, о любви отца и сына и борьбе за выживание в криминальном мире, который я рекмендую всем моклонникам гангстерских драм. Несмотря на некоторую романтизацию жизни мафии, в фильме утверждается здравая мысль о том, что преступная жизнь всегда ведет к гибели, это путь в никуда. Главные герои этой великолепной картины поняли это чересчур поздно.

10 из 10
Показать всю рецензию
Dienstag
Да ни о чем
Так и не понял, что такого сверхъестественного здесь разглядели зрители. Да, фильм начинается вполне интригующе, а наличие таких актеров как Хэнкс, Лоу, Ньюман и Крэйг, по идее, должно было еще больше погрузить в происходящее. Однако кино практически не «цепляет», героям не веришь, их проблемы не интересны. Причина — ужаснейший сценарий, в котором концентрация бреда и банальностей зашкаливает. Само убийство состоялось только на 40-ой минуте, что дало основания полагать, что впереди меня ждет полноценное гангстерское кино в лучших традициях какого-нибудь Скорцезе, с его привычным трехчасовым метражом. Однако создателей хватило лишь на 110 минут, в результате чего весь оставшийся сюжет вышел скомканным и топорным. Неясно, например, зачем главный герой стал грабить банки? Он ведь вроде хотел с помощью этих денег выйти на главного злодея, но потом эту линию просто замяли, а деньги отдали крестьянам. Да и сама легкость, с которой Майк один за другим обворовывает банки, присваивая деньги самого великого и ужасного Аль Капоне, мягко говоря, поражает. Такое ощущение, что полиции и чикагской мафии совершенно по барабану на провинциального Робин-Гуда, приехавшего в город решать свои проблемы — ведь за Майком на протяжении всего фильма и не охотится никто, кроме женоподобного наемника в лице Лоу. Или еще ляп: в начале фильма мальчик говорит, что провел с Майком 6 недель, однако действие начинается глубокой зимой, а кончается в разгар лета. Кроме того, не совсем понятна мотивация и поступки некоторых героев. Почему, например, дед не убил Майка в церкви, если так пекся о своем сыне?

Актеры, безусловно, первоклассные, но вот подобраны они совершенно бестолково. Ну какой из зеленоглазого добряги Хэнкса гангстер? По фильму сложилось впечатление, что он и на сына-то накричать не может, не то что человека убить. Красавца Лоу поставили на роль сгорбленного лысоватого маньяка, Крейг же вообще похож на наркомана.

Притянутый сюжет в купе с неубедительной игрой актеров испортили картину, а банально-пафосное «Сынок, не будь таким же как я», по-моему, вообще стало контрольным выстрелом.

В общем, располагая такими актерами и бюджетом, Сэм Мендес мог бы снять что-нибудь значительно лучше, тогда как получилась, на мой взгляд, очередная серенькая американская сказочка, где супергерой с ребенком на руках расхаживает по городам и весям, кроша в капусту всех врагов. Все простенько, без лишних навортов.

Особенно удивляют люди, говорящие о якобы прекрасно переданной атмосфере 30-х годов. Ну костюмы и машины, конечно, похожи. Но если в Чикаго времен Великой депрессии, Аль Капоне и сухого закона можно было обнести с десяток банков, при этом даже не встретив ни одного полицейского, тогда мы с вами живем в параллельных мирах.
Показать всю рецензию
MC LOUD
Кино весьма интересное. Я вообще все больше почему-то начинаю любить фильмы о мафии. Это кино о старой американской мафии. О том времени, когда жестокости не было предела. Фильм довольно жесток. Есть очень неприятные моменты. Но он жесток не только визуально, на картинке, но и морально.

Весь фильм какой-то серый. Атмосфера создана прекрасно: дожди, плащи, кровь, шляпы, Томпсоны. И среди всего этого я вижу Хэнкса в главной роли. Человека, который никак не складывался у меня с образом мафиози. Однако, стоит признать, что Том замечательно справился с ролью.

Уверен, что мужчинам этот фильм обязательно понравится. Для девушек, наверное, стоит выбрать что-нибудь другое для просмотра. В любом случае, это кино остается в памяти.
Показать всю рецензию
КиноПоиск
«Road to Perdition»
Что я могу сказать о «Проклятом пути»? Это блистательная криминальная драма, которую я посмотрел с колоссальным удовольствием. Сэм Мендес создал настоящую гангстерскую сагу и очень удачно справился с поставленной перед ним задачей. Благодаря саундтреку, декорациям и неповторимой атмосфере, картина надолго запоминается зрителю. Нет, я бы не поставил «Проклятый путь» на один уровень с такими общепризнанными шедеврами жанра, как «Крестный отец», или «Однажды в Америке», однако фильм более чем достоин просмотра и потраченного на него времени.

Америка, тридцатые годы. Великая депрессия и расцвет мафии. Одним из самых влиятельных крестных отцов ирландской мафии является Джон Руни. Главный герой фильма — профессиональный убийца Майкл Салливан работает у Джона, причем не просто работает, а считает себя обязанным Джону Руни практически всем. У Майкла есть семья: жена и двое детишек: старший Майкл и младший Питер. Несмотря на свой довольно своеобразный род занятий, Майкл Салливан вовсе не похож на профессионального убийцу. Однако он известен как хладнокровный и безжалостный киллер, и Джон Руни именно ему доверяет все главные «разборки».

Дети Майкла не знают, чем занимается их отец. Они знают только то, что папа работает у дяди Джона. Дети любят дядю Джона. Он всегда с ними весел и дружелюбен, обожает играть с детишками в кости и всегда расплачивается, когда проигрывает. Однако как-то раз старший сын увидел у отца пистолет и решил выяснить, чем же он все-таки занимается… В результате этого Майкл-младший стал свидетелем одной из разборок, в которой участвовал его отец и Коннор — психологически неуравновешенный сын Джона Руни, и теперь у Майкла нет никаких иллюзий по поводу профессии своего отца. Майкла-младшего во время разборки заметил Коннор Руни, и теперь над всей семьей Салливанов нависла страшная опасность. Сам Джон Руни не сделает семье ничего плохого, но его сын считает, что мальчик представляет большую опасность для семейного бизнеса…

Лично меня, сильно порадовали созданные актерами персонажи. Том Хэнкс главную роль сыграл вполне достойно. Дело даже не в актере, а в самом персонаже. Майкл Саливан встал на путь убийств и грабежей не потому, что ему нравилась эта работа. Он стал работать на Джона Руни для того, чтобы обеспечить своей семье хорошую жизнь. Нетипичное для этого актера амплуа, но тем не менее с задачей он справился.

Совершенно великолепна последняя роль выдающегося актера Пола Ньюмана. Джон Руни — крестный отец ирландской мафии — но он не отморозок, и не сумасшедший. Он просто строит свой бизнес, действуя так, как считает нужным. Этот персонаж даже вызывает некоторую симпатию. Пол Ньюман заслужено получил свою номинацию на «Оскар», за роль Джона. Жаль, что этого человека больше нет с нами. Пусть земля ему будет пухом.

Джуд Лоу играет роль професcионального убийцы Харлена Магваера, имеющего необычное хобби: он обожает фотографировать на камеру своих жертв. Роль у Джуда маленькая: он появляется лишь в нескольких сценах. Но, тем не менее, персонаж получился чертовски ярким и запоминающимся. Трудно поверить, но этот миловидный актер превосходно выглядел в роли отвратительного маньяка, получающего удовольствие от чужих смертей. Однозначно, на данный момент, это самая лучшая и эффектная роль Лоу.

Резюмирую. Очень сильная гангстерская драма. Фильм сделан с душой. Он драматичен, мрачен, жесток, но при этом прекрасен. Сэм Мендес — настоящий мастер драматургии! Он уже доказал нам это в «Красоте по-американски» и подтверждает это в «Проклятом пути». Рекомендую к просмотру. Спасибо за внимание.

9,5 из 10
Показать всю рецензию
The Nya
«Выпьем же за Дэнни. Да пребудет он с Богом и пусть попадёт в рай, хотя бы на час раньше, чем дьявол узнает, что он умер!»
К сожалению, давно уж прошли те времена, когда умели снимать гангстерское кино. Думаю, многие любители этого поджанра согласятся с тем, что фильмы о мафии, снятые в наше время уже не проникнуты той неповторимой атмосферой пронизывающей кино времён «Крёстного отца», «Однажды в Америке» и даже «Славных парней». Возможно, чего-то не хватает нынешним режиссёрам, или, может быть, в этой сфере уже всё попросту сказано? Вряд ли получится создать образы, подобные Майклу Корлеоне, Тони Монтана, Карлито Бриганте в лице Аль Пачино; молодому Вито Корлеоне, Давиду Ааронсону, Джимми Конвею в лице Роберта Де Ниро и, конечно, подобные Томми Де Вито, Никки Санторо, Фрэнки Минальди в лице Джо Пеши. Но т. к. надежду терять нельзя, я решила обратить внимание на «Проклятый путь», ведь набор актёров и сюжет очень обнадёживали. И вот, вчера, тихим летним вечером, я решилась на просмотр…

Начало было вполне стандартное: мы видим мальчика, слова которого переносят нас на некоторое время назад, чтобы мы, впоследствии, смогли сами посудить о некоем Майкле Салливане-старшем (Том Хэнкс), о котором, видимо и пойдёт повествование. Итак, нашему взору представляется счастливая, благополучная семья того самого Салливана-старшего, как оказывается успешного гангстера. Работает он на одного из главных боссов Чикаго — Джона Руни (Пол Ньюман). Далее, босс даёт Салливану-старшему на пару со своим сыном Коннором Руни (Дэниэл Крэйг) задание, которое Руни-младший с треском проваливает. Но и на этом проблемы не заканчиваются, потому что за всем этим наблюдал лишний свидетель и этим свидетелем был не просто случайный зевака, а сын Салливана-старшего — Майкл-младший. Тогда Коннор решив, якобы, что ребёнок не сможет молчать, предаёт своего товарища и убивает его жену и младшего сына, но к его сожалению не находит старшего. И тогда, оставшимся в живых Салливанам остаётся один выход — бежать, а заодно попутно отомстить тем, кто загубил их судьбу. А вот с этого момента, мне бы хотелось продолжить немного в другом ключе, т. к. криминальная драма перестаёт быть таковой, превращаясь в драму, куда менее масштабную, в драму отца и сына.

Однозначно сказать, был ли Салливан-старший хорошим отцом — нельзя: он постоянно пропадал на работе, мало что знал о жизни своих детей и, в сущности, избегал частого с ними общения. Но с другой стороны, ради них, он встал на проклятый путь убийств и насилия, тот самый который обеспечивает тебе билет прямиком в Геенну Огненную, который не даёт тебе спать по ночам, тот, который не жалует никого, в общем, именно тот путь, на который стало множество мужнин того горького времени. Так же, нельзя однозначно сказать был ли он положительным персонажем или нет. Но у меня есть один вопрос: «Какой вообще в этом смысл?». Ведь в жизни не бывает подлинно положительных или отрицательных людей. Бывают обстоятельства, которые толкают их на поступки, приводящие к положительным или отрицательным последствиям. Но иногда обстоятельства дают нам выбор. Выбор поможет изменить обстоятельства, но ненадолго и не однозначно, ведь хороший поступок для одного может привести к плачевным последствиям в жизни другого. А если они не дают нам выбора, то и тогда им всё равно был ли ты до этого момента хорошим человеком или плохим — ты станешь тем, кем сделают тебя обстоятельства. И именно под давлением обстоятельств, весьма трудно остаться Человеком. Но Салливан им остался. Или вернее он стал им после того, как не дал своему сыну пойти по гиблому пути вслед за своим отцом. Но пока Майкл-старший боясь, что сын захочет пойти по его стопам, старался меньше обращать на него внимание, Майкл-младший стал от отца отдаляться, считая, что такая апатия с его стороны, означает, что сын ему попросту не интересен. И благодаря тому, что они остались вдвоём, единственными на свете родными друг другу людьми, мы можем наблюдать зарождения их отношений, что в совокупности с потрясающей пронизывающей музыкой делает фильм очень нежным, несмотря на жанр и на количество убийств.

Отдельно хочется отметить второстепенных, но не менее интересных персонажей. Начнём. Коннор Руни, как это часто бывает, абсолютно не подходил на роль босса — взбалмошный, безответственный, очень самодовольный. Он был для своего отца не самой лучшей кандидатурой и в глубине души он это прекрасно понимал и поэтому становился всё более неуправляемым. Он видел, как смотрит его отец на Салливана-старшего и с каждым годом закипал всё большей ненавистью к этому парню, возможно, он даже не отдавал себе в этом отчёта, но тем не менее, когда появилась возможность отомстить ему за расположенность со стороны отца, он это сделал. Сделал самым жестоким образом. Но на самом деле, он был просто ребёнком, решившим поиграть во взрослые игры. Он мало понимал что хорошо, а что плохо, он хотел веселиться, но будучи в душе не просто ребёнком, а ребёнком с весьма извращённым сознанием, он играл в очень опасные игры и чаще всего — не по правилам. Позиция его отца, Джона Руни, тоже вполне понятна, как бы сильно он не любил Салливана, собственный сын был для него несмышленым, маленьким мальчиком и поэтому он старался оправдать его в своих глазах всеми способами. И как любой отец, не мог допустить его смерти, пускай и, в какой-то мере, заслуженной.

Но, конечно, самым загадочным и интересным (или же отвратительным и жутким?) персонажем был, несомненно, Магуайер (Джуд Лоу), киллер, нанятый Джоном для убийства двух Салливанов. Ведь мало кто может представить себе маленького, горбатого киллера, с гниющими зубами, да ещё и попутно занимающегося съемкой трупов. Этот персонаж — тёмная лошадка, т. к. мы не знаем, кто он на самом деле и не имеем никакого понятия о его прошлом, так что мало можем о нём судить, но у этого человека, совершенно точно, имелись небольшие проблемы с психикой (насколько это вообще возможно для человека, занимающегося убийством людей за деньги), судя по безмерной радости, блестевшей в его глазах перед очередной съёмкой. Хотя, возможно, это можно назвать неким, «творческим предвкушением»? В конце концов, душа творителя искусства, пускай и весьма сомнительного, — потёмки.

В конце, хотелось бы упомянуть саундтрек. О, эта прекрасная музыка, проникающая в самую душу и умело играющая на всех её струнах! Она зачаровала меня в самом начале и не отпускала до конца. Большой поклон Томасу Ньюману.

Красивый, сильный и, в какой-то степени, добрый фильм, из тех, которые нужно смотреть, не обращая внимания на жанр.

9 из 10
Показать всю рецензию
Гарик23
Последняя остановка.
Америка 30-х. Ночь, вечный дождь, усталый человек в шляпе и плаще, сжимающий дымящийся и уже не нужный автомат Томпсона. Предпоследняя остановка…

Жестокое время рождает жестоких людей. Или просто тех, кто зачерствел под гнётом жизненных обстоятельств. Майкл Салливан лишь желал хорошей жизни для своей семьи. Конечно, можно было выбрать другой путь, но прошедший войну и умеющий убивать Майкл, выбрал для себя иное. Выбрал работу у Джона Руни, мафиозного босса, находящегося в плену собственных непоколебимых принципов. Эти двое напоминают разбитую чашку, частям которой уже не стать единым целым. Ведь Джон в переломный момент сделал выбор. Выбрал не родственную душу, любившую его как отца, но сына, который хоть и не достоин своего отца, но его плоть и кровь.

Насилие порождает насилие? Да, это так, но где-то в глубине прячется другой важный фактор-предательство. И именно оно толкает некогда хороших людей на проклятый путь. Хотя свой проклятый путь они выбрали задолго до нашей истории. Это лишь конечная точка маршрута.

При просмотре, ловишь себя на мысли, что каждый из этих персонажей уже давно проклят и находится в своём персональном аду. Майкл лишившийся семьи по своей вине. Джон, разрываемый любовью к непутёвому сыну и желанием сохранить лицо. Коннор, вечно находящийся в тени отца и совершенно не способный что-то сделать самостоятельно. Магуайр, не только убивающий людей, но и пытающийся красть их души. Здесь смывается грань между добром и злом. Нет положительных и отрицательных героев. Есть лишь люди своего времени.

Сэм Мендес всегда тяготел к камерности, театральности, некой неестественности происходящего. При этом, постановка каждой, даже самой незначительной сцены, была возведена в ранг абсолюта. Его кино всегда получается максимально детальным. Каждый кадр получается неповторимым, запоминающимся и атмосферным. При этом, акцент делается на характерах действующих лиц. Проработанность поражает. Каждый персонаж обладает богатым внутренним миром, при этом, каждый имеет «двойное дно», и не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Дух времени воссоздан до мельчайших подробностей. Декорации, костюмы, внешность. Музыка, пронизывающая зрителя, окутывающая и уносящая его в центр этой истории, живущая полной жизнью вне картинки, но вместе с ней, обретающая какое-то магическое и завораживающее действие.

Актёры не нуждаются в лишних словах. Достаточно увидеть список имён задействованных в фильме. Да, в начале создаётся ложное впечатление, что некоторые находятся «не на своём месте». Но это быстро проходит, превращаясь в феерию мастерства.

Потрясающая криминальная драма. Кино неспешное, созерцательное, наталкивающая на размышление.

P.S. Все отнятые жизни стоят одной, не ставшей на проклятый путь.

P.P.S. Отдельные 10 баллов за «дождливый расстрел». Одна из самых красивых сцен во всём кинематографе, как по постановке и содержанию, так и по исполнению. И финальное:«Рад, что это ты». Просто блестяще!

9 из 10
Показать всю рецензию
КиноПоиск
Как печальны судьбы человеческие в этом жестоком, грозном и несправедливом мире…
Тихий, ласковый шум морского прибоя, одинокий мальчик, стоящий на берегу и глубокая, задушевная музыка, под которую печально звучит начальная фраза фильма — «Есть много историй о Майкле Саливане…». Кого же не затронет столь красивое, а главное классическое вступление? Удивительно то, что в таких же сентиментальных тонах построен весь триллер «Проклятый путь».

Истории о гангстерах начала и середины XX века давно отжили свое, а времена, когда Витто Карлеоне и его семейство были у всех на слуху, давно канули в Лету. Однако «Проклятый путь» вновь поведает нам о мятежных временах Великой депрессии, о том, как люди разных сословий учились выживать в те жестокие и холодные годы, о том, как трудно было сохранить человечность и не потерять при этом жизнь.

«Проклятый путь» рисует зрителям небольшой отрезок жизни нескольких человек, а именно, судьбоносную, для всех них зиму 1931 года. Никого из этих персонажей нельзя назвать положительными или резко негативными, но все они вызывают неподдельную жалость, жалость за искалеченной судьбой, за загубленной жизнью.

Вот мы видим семью главного героя Майкла Саливана (Том Хэнкс), почтенного человека и отца семейства. Все, чего он хотел в жизни — это счастья для своих родных: жены и детей. Выбор перед ним стоял невелик: либо смотреть, как твоя семья умирает с голоду, либо ступить на скользкую дорогу лжи, порока и нечистых денег, на дорогу к погибели. Виноват ли такой человек? Ответ может быть только один: «Не судите, да не судимы будете», ведь пути Господни неисповедимы.

Другая семья, находящаяся в тесных связях с Саливаном, представляет собой отца и сына, где отец — глава мафиозной организации (Пол Ньюман), а сын — злобный и подлый нахлебник (Дэниел Крэйг), мечтающий поскорее занять место своего родителя. Казалось бы, сия компания должна внушать отвращение, но…. и ее удел лишь сожаление.

В то время, когда, казалось бы, основные события в полном разгаре и все персонажи уже обрисованы, в сюжет внедряется еще один ярчайший субъект, достойный внимания. Этот человек является символом, вероятно, полнейшего падения, к коему могли привести голодные годы Великой депрессии. Жалкий оборванец, к тому же, очевидно, психически неуравновешенный, зарабатывающий себе на «жизнь» наемными убийствами, просто обязан заслуживать лишь ненависти зрителя. Но, тем не менее, ущербный со всех сторон убийца Магуайер (Джуд Лоу) вызывает, разве что, сострадание.

Все вышеназванные люди, по какой-то роковой случайности, вовлечены в кровавый круговорот жестокости, насилия и душегубства, им уже никогда не сойти с этого «проклятого пути», конец которого в аду. Однако свет в конце туннеля все же есть, и чистая душа ребенка, пусть даже ребенка «погибшего» человека, еще может спастись. Для этого требуется одно: осознать, что нет ничего дороже всякой человеческой жизни, и ты не вправе вершить ее судьбу. Финальная сцена открывает нам основной замысел фильма: если раз поднимешь пистолет, не важно, на кого, то уже никогда его не опустишь.

Минуя то, что «Проклятый путь» обозначен как «триллер», это лирический и, я бы сказала, очень добрый фильм. Добрый потому, что главный герой — ребенок, воспринимающий все происходящее сквозь призму своего, еще незамутненного, сознания. Кроме того, в фильме нету ни единой жестокой сцены: никого не пытают, не истязают, а если уж это убийство, то без лишних разборок — выстрел и все.

Но главное в данной картине — это музыка. Именно из-за музыки, «Проклятый путь» можно пересматривать снова и снова, и он никогда не надоест. Жаль, что за музыку «Проклятый путь» не получил «Оскар». По-правде говоря, не думаю, что такой вид искусства, как музыку, а особенно музыку в этом фильме, можно или нужно описывать словами. У каждого, кто смотрел или будет смотреть «Проклятый путь» не останется и тени сомнения, что музыка в нем прекрасна.

Акцентировать внимание на актерах не очень хочется, так как в фильме важна сама идея и ее воплощение в целом, а не отдельные аспекты. Скажу только то, что все актеры справились со своими ролями на высшем уровне. Единственное замечание: не кажется ли Вам, что Джуду Лоу и Дэниелу Крэйгу стоило поменяться ролями? Джуд Лоу, на мой взгляд, намного органичнее смотрелся бы в роли циничного, избалованного сынка авторитета, (к тому же, он даже чем-то похож на Пола Ньюмана), в то время как из Дэниела Крэйга получился бы более натуральный киллер, который внушал бы страх. Как не как, а к актерскому мастерству этих двоих в данном фильме, я не имею никаких претензий (в конце концов, они же не виноваты в ошибках кастинга!).

Так или иначе, после просмотра «Проклятого пути» в душе поселяется легкая, но приятная печаль. Хочется открыть шире глаза и смотреть куда-то в даль, размышляя о мрачной участи тех «маленьких» людей, об их навеки утраченных мечтах зимой 1931 года…

10 из 10
Показать всю рецензию
Боб
Родная кровь
Копаться в этом фильме можно долго. Но я могу с уверенностью заявить, что этот фильм совсем не близок «Крестному отцу» или «Однажды в Америке» — величайшим гангстерским сагам. Он скорее близок именно «Красоте по-американски», потому что гангстерский фон поднимает на поверхность совсем иные проблемы и за гангстерскими рожами отчетливо просматриваются отцы и дети — излюбленная тема Сэма Мэндеса, певца «американского среднего класса». Сквозь типичную для гангстерских саг историю проглядывает история становления прочных связей между родителями и детьми в обществе с перевернутой моралью, надломленными приоритетами, извращенными ценностями, целями и способами их достижения.

Мэндес задается вопросами, не свойственными гангстерским сагам, такими как: «Каково быть сыном убийцы?», «Почему люди становятся преступниками?», «Может ли человек изменить взрастившую его среду и остаться вне ее», «Должны ли дети отвечать за грехи своих отцов?» и тд. Да и гангстеры у Мэндеса получают человеческие лица, что тоже не всегда свойственно гангстерским сагам, трактующим образы исторических лиц так, как они остались в истории. Каждый характер здесь плотно связан с остальными и лишь вывалившийся из этого клубка Майкл Салливан-мл. получает возможность выбора, которой не остается ни у одного из персонажей.

Мэндес не отступает от своей излюбленной темы. В мире, где убийство — способ решения любой возникшей проблемы, а люди мыслят совсем не буржуазно-мещанскими категориями, главным для него все равно остается семья и ее проблемы. Взять хотя бы Джона Руни — маститого мафиози, могущественного и безжалостного, который разрывается между Майклом Салливаном, которого он растил как сына и кровной любовью к своему родному сыну, который не приносит своему отцу ничего, кроме горечи и разочарования. Или сам Салливан, который остается благодарен Джону Руни за все, для него сделанное, но своя семья для него дороже и он делает все, чтобы его сын никогда не получил такого «воспитания», как он и никогда не был обязан таким людям, как Джон Руни. Отношения отцов и детей так плотно и так тонко опутывают зрителя, что последний в конце-концов склонен поверить в гангстерскую сагу. На деле же мы имеем завуалированную семейную разборку.

И именно поэтому в главной роли здесь фигурирует Том Хэнкс, а не Джейсон Стэтхэм или Джек Николсон. По замыслу Мэндеса герой Хэнкса — сперва семьянин и человек, а потом уже гангстер. По сути Хэнкс с его одутловатой физиономией и внешностью стопроцентного американца — представителя того самого среднего класса - является своеобразной эволюцией героя Кевина Спейси в «Красоте». Такой же мещанин, живущий серой и беспросветной жизнью, который просто сделал выбор между благополучием своей семьи и собственной совестью, выбрав первое. Он таким и остался — вовсе не безжалостным, не психованным и не жестоким - тихим, скромным и спокойным клерком, с той только разницей, что вместо ручки у него в руках автомат, вместо вечерних разговоров — гробовое молчание, а его спокойствие стоит ему невероятных усилий. В этой роли Мэндесу не нужно было ни крутости, ни обаяния, ни маниакального взгляда, только простота, обыденность, кажущееся благополучие и умение сдерживать эмоции. А именно такими данными располагает актер Том Хэнкс.

Хэнкс сыграл своего героя великолепно. Это в его карьере совершенно новый и самостоятельный персонаж. Дело в том, что долгое время Хэнкс не мог избавиться маски «Форреста Гампа». Здесь Хэнкс стремительно и неожиданно предстает апатичным, усталым, раздраженным. За маской каменного спокойствия скрывается масса обуревающих героя чувств и эмоций, которые он привык прятать от всех, в том числе и от своей семьи. Герой Хэнкса превращается в абсолютного одиночку, одинокого дома и на работе. И только позже он начинает сближаться с сыном, тем временем стараясь отдалить его от себя, дабы не испортить последнему будущее окончательно. Сложная и двуликая роль, собранная из типичных хэнксовских «хороших парней» и настоящих убийц эпохи Великой депрессии, которыми зачастую становились именно такие неприметные и обремененные семьями мещане, была исполнена Хэнксом выдержанно, мощно и талантливо.

Гениальный Пол Ньюман исполнил одну из своих последних ролей со свойственным ему великолепием. Он словно собирал образ Джона Руни из хорошо знакомых ему деталей, которые в каждой сцене меняли порядок и превращались в совсем иное сочетание, приобретали иной смысл. А это получается лишь тогда, когда актер точно знает, чего хочет, имеет сверхзадачу. Посмотрите разные эпизоды Пола Ньюмана. В одной сцене это циничный и безжалостный главарь кучи отморозков. В другой — мудрый философ. В сцене, когда он начинает бить своего сына Коннора — это просто старик — теряется все его могущество, вся его сила и власть. Просто престарелый отец, до смерти разочарованный родным сыном, но любящий его всем сердцем. Пол Ньюман создал на экране целый мир одного человека, и мир этот огромен и потрясающ.

Третью по значимости роль сыграл Джуд Ло. Вернее, роль-то у него откровенно эпизодическая, но именно его герой — отмороженный на всю голову маньяк-убийца, обожающий фотографировать своих жертв — запоминается наиболее ярко. Ограниченное время появлений Ло не дало ему развернуться на полную катушку, но то, что он показал — действительно мерзкая тварь, в отличие от гангстеров не имеющая ни принципов, ни кодексов, никакой, даже извращенной, морали. Он мне напомнил героя Родина Уильямса из «Секретного агента» — полный псих, тем более страшный потому, что искренне верит в свое предназначение в этом мире. Он не мучается и не думает, убивает искренне и с удовольствием. Вот у него-то как раз не было человеческого лица.

А про режиссуру я говорить ничего не буду. Сэм Мендэс сделал все, чтобы его новую ленту можно было смело назвать шедевром. Он скрупулезно восстановил атмосферу 30-х гг., идеально выдержал стиль и специфическую динамику гангстерских фильмов, поднял важные вопросы и дал на них исчерпывающие ответы. Меня удивил слишком холодный прием картины на Оскаре. Фильм по всем параметрам должен был взять хоть какую-нибудь из главных номинаций, но получил только за работу оператора. И то, судя по всему, потому, что Конрад Холл скончался незадолго до выхода фильма. Работа Мэндеса, Хэнкса, Ло, Ньюмана осталась незамеченной.

Что в итоге? Как я и ожидал, фильм с такой командой не мог оказаться провальным. В очередной раз тематика, которая меня совершенно не интересует, подарила мне очередной шедевр. «Проклятый путь» пестрит отсылками к гангстерским сагам и психологическим «семейным драмам», и становится квинтэссенцией этих мало общего имеющих жанров. Великолепное кино, неспешное, неторопливое, вдумчивое, созерцательное, глубокое, стильное, насыщенное, оно обязательно понравится вам, если вы любите фильмы с по-театральному хорошей актерской игрой, и режиссерским замыслом, далеким от того, чтобы просто развлечь зрителя.

10 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 7
AnWapМы Вконтакте