Рецензии

Isabelle Spain
Путь к проклятию
Признаться, с некоторым сомнением и опасением приступала к просмотру фильма «Проклятый путь» (лучше бы переводчики оставили название «Путь к проклятию» — ход был бы вернее). С одной стороны, мир мафиози и гангстеров не привлекает меня, а с другой — зачастую бывает так, что фильм 2002 года выпуска вполне способен растерять большую половину своей прелести к году 2015. Благо, этого не случилось (первое, о чем я подумала во время просмотра). Бесспорная заслуга режиссера.

Антураж 30-х годов, гангстеры в длинном пальто и шляпах с оружием в руках, кланы мафии — все это подано вкусно вкупе с красивой картинкой и чарующей музыкой, поэтому фильм способен привлечь внимание почти с первых минут. Но и это могло оставить меня равнодушной, если бы не самое главное, то, что лежит в сердцевине — отношения между отцом и сыном. То, как Майк Салливан пытается уберечь своего двенадцатилетнего сына от пути к проклятию, от пути убийцы, найти свою дорогу, не запачканную кровью и грязью, и то, как сын, Майк младший, пробует понять отца, чьи руки в крови, и даже защитить его — трогает, заставляет волноваться за них, сопереживать. И это с лихвой окупает то, что нет здесь лихо закрученного сюжета, а финал задолго до титров банально предсказуем.

История эта становится более яркой благодаря прекрасным актерским работам. Том Хэнкс, Пол Ньюман, Дэниэл Крэйг — первоклассные актеры, давно снискавшие себе добрую славу и способные украсить своей игрой любой фильм. Неожиданно удивили Джуд Лоу, примеривший на себя необычное амплуа, и Тайлер Хэклин, сыгравший так, что ни разу не возникло сомнений в искренности эмоций мальчишки-подростка.

Фильм «Проклятый путь» странным образом очаровал, оставил пищу для размышлений, поэтому оценка не ниже 8, а впечатления исключительно приятные.
Показать всю рецензию
J Green
«I always hated math» M.S.
1931 год. Америка. Время «Сухого закона». Различные этнические группировки (или просто мафия) заправляли не только в крупнейших городах Штатов (Чикаго, Детройт, Нью-Йорк и др.), но и в таких небольших городках, как тот, где и происходит действие фильма Сэма Мендеса «Проклятый путь».

Обычный с виду американец Майк Салливан (Том Хэнкс) живет со своей женой и двумя сыновьями в тихом провинциальном городке, ходит в церковь — в общем ничего особенного, если не тот факт, что Майк известный в местных кругах гангстер. Майк не многословен и человек действия — «Просто назовите мне имена» — и неугодные его боссу люди больше не будут проблемой. Однако в один день Майк сам становится таким человеком.

За всю историю американского кинематографа вышел не один десяток фильмов и сериалов про мафию во времена «Сухого закона» («Неприкасаемые», «Однажды в Америке», «Перекресток Миллера» и недавний «Подпольная империя»). Однако «Проклятый путь» стоит особняком, ведь это не просто сага о жестоком образе жизни гангстеров, а, скорее, роуд-муви на эту тематику. Основной сюжет разворачивается в дороге, где отец и сын, убегая от подосланного мафией убийцы (бесподобный Джуд Лоу), получают, наконец, возможность узнать больше друг о друге.

Майкл Салливан (Тайлер Хэклин) — копия своего отца Майка (не спроста даже имена одинаковые), такой же молчаливый и скупой на эмоции. Майкл, случайно став свидетелем того, какие поручения его отец выполняет для своего босса Джона Руни (Пол Ньюман), приходит в замешательство. То, что его отец убийца, гангстер никак не укладывается в собственные представления юного Майкла о его отце — заботливом семьянине, любящего свою жену и детей. И 6 недель, проведенные в бегах, явились для Майкла своеобразным этапом взросления, осознанием того, что мир не делится только на плохих и хороших, что порой это вовсе и неважно.

Данная мысль, посыл является той основой, на которой держится все повествование. Однако форма, в которую она облачена, вызывает множество вопросов. В такого рода фильмах необходимо создание такой атмосферы, чтобы у зрителя возникло ощущение реальности и жизненности всего, что происходит на экране. В начале фильма мы переносимся на похороны одного из членов преступной организации, во главе которой Джон Руни, босс Майка Салливана. Традиции и правила преступного мира гораздо важнее того факта, что человек был убит теми же людьми, что его и хоронят, вспоминая попутно каким славным парнем тот был. И только один присутствующий, смотря на данный спектакль, называет его, ухмыляясь, «настоящим дурдомом».

Буквально на следующий день история повторяется и от руки Коннора Руни (Дэниэл Крейг), сына местного босса Джона Руни, гибнет брат недавно почившего. Каких-либо оснований для этого, несомненно, не было (как, впрочем, и не ясно, почему чтобы «просто поговорить» нужно было отвозить того на склад, а не просто, например, встретиться в доме Джона). Далее под раздачу попадает и ни в чем неповинная семья Майка, для босса которого он как «сын родной». И что же мы видим? Слабую и неубедительную попытку оправдания бессмысленной жесткости только лишь на основании родственных связей. В этом плане концепция «Гладиатора» Ридли Скотта выглядит куда как выигрышнее.

Сейчас самое время вспомнить слова одного из банкиров чикагской мафии, которого «навестил» Майк, в адрес своих работодателей: «Они же звери!». И действительно, отец, который не в состоянии контролировать собственного сына и не видящий перспективы того, во что превратиться его организация после отхода «престола» к его отпрыску, — просто слаб. А по законам «дикой природы» он должен уйти на покой, однако даже главный чикагский босс Фрэнк Нитти (Стэнли Туччи) этого как будто не видит. Между прочем даже Коннор Руни имел наглость сказать ему: «Вы, что, близорукий? Мой отец уже старый человек. А я его будущее…»

Чтобы еще раз убедиться в надуманности всего происходящего, попробуйте представить, как бы выглядели сцены последующих похорон, как бы вели на них все те, кто еще недавно скорбил по ушедшему другу.

На этой почве работа оператора Конрада Л. Холла (безусловно заслужившего свой, к сожалению, посмертный Оскар) и набор сомнительных по содержанию, но не менее эффектных, сцен перестрелок выглядят как совокупность технических приемов, конкретных методов, направленных на то, чтобы, словно хороший фокусник, притупить внимание зрителя и вызвать у него заранее определенные эмоции. На подобии вышедшего два года спустя «Соучастника» Майкла Манна, получилась сложная и, безусловно, безупречная математическая формула, но, к сожалению, совершенно безжизненная.

6 из 10
Показать всю рецензию
Shea Butler
Мудрое кино
Люблю я фильмы Сэма Мендеса. И этот — не исключение. Хотя посмотреть решила в первую очередь из-за отрицательной роли Джуда Лоу — было любопытно, как он справится. Перед просмотром начиталась всякого: мол, и нудный, и заунывный, и непонятно, кто кому кем приходится. В ходе просмотра почти сразу выяснилось: ни то, ни другое, ни третье.

Очень хорошая, добротно, классически сделанная гангстерская сага из жизни чикагской мафии (в которой все итальянцы или… ирландцы). В стиле уже просматриваются элементы нуара: приглушённые цвета, в основном коричнево-землистой гаммы, дождь, мрачно-купленный Чикаго как отдельное действующее лицо, напряжение — кто же кого в итоге убьёт, и в итоге всё равно полный пессимизм… Все в костюмах, шляпах, начало Великой Депрессии. Красной нитью проходит почти библейская тема глубокой любви отца и сына, и она всё-таки оспаривает то, что путь, которым прошёл герой Тома Хэнкса — проклятый. Не проклятый. Это путь к любви. Это путь любви. Это путь к осознанию и к сердцу своего сына. И — да, Том Хэнкс не умеет играть плохо.

Гениально сыграл юный (на тот момент) актёр Тайлер Хеклин. Мне интересно, что было на душе у этого 13-летнего парня, что он так всё прочувствовал и держался абсолютно наравне с такими маститыми именами, как Том Хэнкс, Пол Ньюман (даже в старости — ах!!), Джуд Лоу, Стэнли Туччи (он, по-моему, постоянно мафиози играет), Дэниэл Крейг. Последний вообще сыграл такого мерзавца, труса и гнусную скотину, что лично я даже радовалась, когда ему в конце очень натурально вышибли мозги.

А Джуд… Да, весьма мерзопакостный изврат. Да, плешивый, с жёлтыми зубам и жёлтыми кривыми грязными ногтями. Да, лучшее определение к нему, пожалуй — disgusting. Но всё равно это Джуд. Гримёры, ну вы бы ему физиономию соответствующую сделали, что ли. А то когда в шляпе или показан обрезанным планом — ну всё равно Джуд. Породистый и безупречно красивый.

В общем, я не разочарована. А даже очень довольна. Мудрое кино.

10 из 10
Показать всю рецензию
Tristo
Между двумя семьями: родной и гангстерской
Уроженец Англии режиссёр Сэм Мендес с гонораром в 150 000 долларов получил «Оскар» за лучшую режиссуру за картину «Красота по-американски». Это была острая социальная драма про кризис отношений, кризис среднего возраста и кризис и вымученность среднего американца. Британец, как заявляли кинокритики США, показал настоящую жизнь нынешнего среднестатистического жителя Соединённых штатов без изъянов со всей драматургией состояния. Но через три года, когда гонорар Сэма Мендеса увеличился в разы (на этот раз режиссёр получил 1 200 000 долларов), он взялся за святая-святых американского жанра и это не вестерн, как можно было подумать, это криминальный триллер про жизнь мафиози.

Для обычного американца «Крёстный отец» и «Криминальное чтиво» — повод для гордости и восхищения, поэтому позарившийся на культ криминала в голливудском кино Сэм Мендес особенно рисковал — если удача от него отвернётся, то дальнейшая его карьера была бы под огромным вопросом. Но Мендес не испугался, взялся за работу, а в помощь ему предоставили очень сильный актёрский состав. Но и здесь проскальзывал риск — главную роль киллера мафиозной структуры Майкла Салливана исполнил Том Хэнкс. Внешность этого многими любимого актёра говорит о душевной теплоте, доброте, романтическом характера, как же тогда его представишь профессиональным убийцей? Конечно, поклонники с упоением встретили очередную роль Хэнкса, которая раскрывает его многогранность таланта, но для других это могло стать подспорьем непринятия такового образа.

Но все опасения оказались напрасными, а риск оправданным — «Проклятый путь» получает целых 6 номинаций на «Оскар» (правда, получит статуэтку только за лучшую операторскую работу), а аудитория славно примет картину. Сэм Мендес снял чётко выстроенную историю киллера в бегах, который встал на путь защиты сына и мести за убийство других членов своей семьи от рук того, кого сам считал за отца (главу мафиозного семейства великолепно исполнил нестареющий Пол Ньюман). Избрав отправную точку «А» — когда жизнь Майкла Салливана переломилась — Мендес ведёт зрителя по вертикали к точки «Б», когда происходит решающий исход, который, в принципе, был ожидаем, но верить в него не хотелось.

Том хэнкс в который раз всем доказал, что он — один из самых выдающихся актёров Голливуда за всё время его существования. Ему удалось блестяще справиться с трудной ролью, причём, как казалось, ему это удалось с лёгкостью. Он действительно предстал человеком, который по своему обыкновению носит за пазухой пистолет и готов уничтожить любого, кто встанет на пути его мафиозного семейства, но затем совсем другой семейство — его родные люди, окончательно утвердят его в том, что они — самое важное в его жизни. Как уже говорил, что великолепно свою роль сыграл Пол Ньюман: такой привлекательный поначалу старикашка превращается в монстра, ненавистного стольким людям, а это передаётся и зрителю, так что они на стороне противников героя Ньюмана. Хотелось хорошенько отметелить героя Дэниела Крэйга, сына героя Ньюмана, а затем хотелось сделать и того хуже. Его надменность, показная безнаказанность вызвала естественное отрицание.

Поклонники жанра будут в восхищении от ленты. Тем, кому чуждым такой жанр является, можно посоветовать «Проклятый путь» из-за тщательно прописанного сценария и, конечно же, из-за блестящей игры актёров разных поколений.

8 из 10
Показать всю рецензию
Фринг
Мафия?
Фильм напомнил мне компьютерную игру «Мафия» — погружает в Атмосферу той Америки и как будто вступил в клан. Но все плюсы этого фильма на этом и заканчиваются. Я уверен что многие посмотрели эту ленту прочитав что в этом фильме играет Том Хэнкс — Потрясающий актер и человек и Джуд Лоу не менее блестящий и вызывающий мою симпатию персонаж, признаю и я был заинтригован и ожидал что кино вызовет восторг как обычно это бывает с фильмами где играет Том Хэнкс.

Перед нами мафиозный клан, так называемая семья, где есть отец клана и его помощники в лице родного сына и человека который считает мафию семьей так как многим ей обязан. Майк Салливан имеет красавицу жену и двух потрясающих детей, а занимается он тем что выполняет грязные делишки мафий. В один прекрасный момент старший ребенок решил узнать чем таким интересным занимается его и отец и спрятался в машине. Он узнает жестокую правду, которая не дает ему покоя.

Сюжет я вам скажу потрясающий и он мог бы стать отличным фильмом, если бы не получился большим провалом. На деле мафия оказывается очень слабой и слабохарактерной. Актеры играют по принципу — надо играть грусть, но меня вот на смех пробило. Молодой человек играет так что хочется выключить фильм, а Том Хэнкс ему подыгрывает. Действительно гениально выполнили свою работу Джуд Лоу и Дэниэл Крэйг — они исполнили очень харизматичных психов, на которых весь фильм и держится.

Не знаю почему всего одна отрицательная рецензия — наверно многие просто пропустили этот фильм и славу богу. Если вы не хотите смотреть унылое, скучное кино то проходите мимо, поиграйте лучше в «Мафию» — игра в 1000 раз интереснее

2 из 10
Показать всю рецензию
kinozlodey-ru
Только безумец нынче согласится работать в гангстерском жанре. Безумству храбрых, как известно, поем мы песню, ибо по этой тематике в разные годы веско высказывались такие мэтры, как Френсис Форд Коппола, Серджио Леоне, Мартин Скорсезе и Брайан Де Пальма. Казалось бы, проникнуть в сей пантеон с какого-либо входа нереально, потому как все сказано, показано и доказано.

И все-таки некоторые отчаянные головы пытаются выше оных прыгнуть. В 1999-м году неизвестный доселе миру американский режиссер-дебютант Сэм Мэндес буквально порвал мирно почивавшую публику своим хитом «Красота по-американски». Независимая драма, снятая за скромные 15 млн. долл., сумела пробиться в чертову дюжину самых кассовых лент года, обогнав такие популярные фильмы, как очередной эпизод бондианы «И целого мира мало», «Американский пирог» и «Сонная лощина» Тима Бертона. Не говоря уже о том, что лента Мэндеса стала лучшей по мнению британской киноакадемии, завоевала главный «Золотой глобус» и откусила целых пять Оскаров, включая статуэтки за лучший фильм, режиссерскую и операторскую работу, сценарий и главную мужскую роль (Кевин Спейси).

Разумеется, грандиозный фурор в кассах и зрительских сердцах не мог не сказаться на желании режиссера продолжить купаться в лучах славы. А посему к своему следующему фильму Мэндес отнесся со всей серьезностью. За основу криминальной драмы «Проклятый путь» был взят одноименный графический роман (читай, комикс) 1998 года. Желание постановщика потоптаться по колее, проторенной «Крестным отцом», «Неприкасаемыми» и «Хорошими ребятами», публика восприняла скептически. Особенно настораживало, что картина базировалась на вымышленной истории с редкими вкраплениями реально существовавших персонажей. А узнав, что на главную роль Мэндес пригласил Тома Хэнкса, аудитория и вовсе сникла, не сумев даже мысленно сопоставить «форреста гампа» американского кино с образом крутого гангстера.

… Америка. Год 1931-й. Последние годы «Сухого закона» и первые разрушительные шаги «Великой депрессии». В эпоху, когда уровень жизни падает с каждым днем, а залить горе нечем, хорошо живется тем, у кого работа «на воздухе, с людьми». Таким как Майкл Салливан, наемник на службе у местечкового босса Джона Руни. Последний держит в ежовых рукавицах целый город в окрестностях Чикаго, водит дружбу с самим Фрэнком Нити, правой рукой Аль Капоне, и относится к Салливану с отеческой теплотой.

Однако не стоит путать душевность с кровными узами. Тем более что иным людям может быть неприятно, что Руни обхаживает Салливана, вместо того чтобы уделять должное внимание своему единственному сыну Коннору. И тому это не нравится в первую очередь. Зависть медленно трансформируется в ненависть, а подлая душонка вынашивает коварный план: старший сын Салливана случайно стал свидетелем папиных рабочих будней. И теперь, если мальчишка проболтается, на свет всплывут все грязные махинации Коннора, который уже многие годы тайком обкрадывает своего папашу-босса.

Понимая, что настало время действовать, Коннор наносит удар в самое сердце. Убив жену и младшего сына Салливана под предлогом «заметания улик», он провоцирует конфликт внутри мафиозной семьи. Теперь для Майкла нет иной цели, как отомстить, но его руки связаны клятвой главе семьи Руни, да и обуза в виде сына мешает ему пуститься во все тяжкие. Чикагские боссы не хотят впутываться в резню и принимают сторону подлеца Коннора, ибо бизнес — есть бизнес. Но Майкл не согласен подставлять другую щеку. Он объявляет войну своим бывшим покровителям и согласен ступить на этот «проклятый путь». Если не ради себя, то ради чудом уцелевшего сына…

Предварительный скепсис публики, связанный с кандидатурой Хэнкса, выбранным жанром и литературным источником «Проклятого пути», закономерно вылился в крайне сдержанный прием ленты на родине режиссера. Хотя, если окинуть взглядом фильмографию Мэндеса, окажется, что сия блестящая лента — вторая по качеству и силе воздействия на зрителя после оскароносной «Красоты по-американски». А тогда, в 2002-м году критики были холодны и во многом недооценили шедевр, который спустя десятилетие занимает почетное место среди лучших картин гангстерской тематики.

У названия ленты есть скрытый подтекст. Многие хватаются за первый, очевидный вариант, приняв на «проклятый путь» решение Майкла Салливана во что бы то ни стало отомстить на свою семью. Но есть и другой «путь». Тот, что чуть было не выбрал его выживший сын, способный продолжить дело отца, но не пожелавший стать таким же хладнокровным убийцей. И в этом толковании гораздо больше смысла, если учесть, сколько экранного времени посвящено чисто драматическим, абсолютно незрелищным, но важным эпизодам общения отца и сына.

Подобно тому, как «Красота по-американски» не смогла бы добиться столь впечатляющих успехов без Кевина Спейси, кастинг «Проклятого пути» способен составить конкуренцию любому навороченному и гремящему доспехами блокбастеру современности. Кто бы мог подумать, что тихоня Том Хэнкс, доселе предпочитавший роли насквозь хороших парней, пускай и с оружием в руках, сможет правдиво и точно передать на экране эмоции наемника мафии, убитого горем отца и бескомпромиссного киллера одновременно.

Великолепен и неповторим легендарный Пол Ньюман, коего было довольно тяжело уговорить на съемки, не говоря уже о том, чтобы изобразить злодейского персонажа. Но именно Ньюман и никто иной был первым выбором создателей на роль мафиозного босса Джона Руни. Ходят слухи, что выдающийся оператор Конрад Л. Холл, трижды лауреат Оскара, однажды заплакал на съемках, настолько был впечатлен игрой своего ровесника. Печально, что и для Холла (оператор умер 4 января 2003 и получил свою третью золотую статуэтку посмертно), и для Ньюмана «Проклятый путь» стал последним большим проектом. Актер пережил своего коллегу на пять с половиной лет, но больше никогда не снимался в полнометражных кинофильмах.

Тяжело было представить тогда, в 2002-м, что Дэниэл Крэйг, коему в картине Мэндеса досталась самая негативная партия, в будущем превратится в знаменитого Джеймса Бонда. Здесь же Крэйг — воплощение зла: завистливый, коварный психопат, страдающий манией величия. Гениальный мерзавец со своей фирменной ухмылкой, коей он позже будет столь же прекрасно пользоваться в образе агента 007.

Ну и разумеется красавчик Джуд Лоу, один из бессменных секс-символов Голливуда, коему доверили роль наемного убийцы. Лоу настолько невзлюбил своего героя, что между дублями кутался в плащ и старался обходить репортеров стороной. Оно и понятно, актера старательно гримировали, дабы он выглядел бледнее остальных, заставили отрастить длинные ногти и неряшливо одеваться. Для Лоу данный проект был настоящим стрессом, посему он предпочел в дальнейшем обходить подобные предложения за версту.

Несмотря на скромную кассу (лента с трудом окупила 110-миллионный бюджет) и неоднозначное отношение критиков, «Проклятый путь» является одним из ярчайших представителей жанра, и благодаря выдающейся операторской, актерской и режиссерской работе достоин самых высоких похвал.

10 из 10
Показать всю рецензию
TJS
Очень сильный фильм! После просмотра долго был под впечатлением и мне было жаль, что фильм закончился… Атмосфера фильма до конца держит в напряжении и заставляет переживать вместе с его героями.

История очень похожа на жизненную и без пластилиновых супергероев.

Когда-то давно, фильм мне попался на диске без обложки, с названием, написанным на фломастером на его поверхности и большими буквами CD-R. Перед просмотром я не знал кто в главной роли и не имел ни малейшего представления о сюжете. Хэнкса узнал по голосу, когда его впервые показали со спины, напевавшего мелодию, и был приятно удивлен, потому что люблю фильмы с его участием. Но когда понял о чем фильм, то мне стало удивительно вдвойне — почему Хэнкс не снимается в подобных фильмах? Он очень хорошо подходит на эту роль и в этом фильме сыграл блестяще!

После просмотра любого фильма я всегда задаю себе вопрос: стал бы я через какое-то время смотреть этот фильм еще раз? Этот фильм я бы посмотрел!

А вообще, стараюсь не читать рецензии, чтобы смотреть с чистого листа и формировать свое мнение и потому, что некоторые в своих сочинениях раскрывают сюжет и тогда все напрасно. Надеюсь, я этого не сделал, и если вы еще не смотрели этот фильм — рекомендую!

Оценка 10 — мифическая, ее не может быть по определению, поэтому:

9 из 10
Показать всю рецензию
TJ_Hannabar
«Можно внести предложение?»
Помню этот фильм из детства. История, похожая чем-то на «Идеальный мир» Клинта Иствуда. И там есть гангстеры. И Том Хэнкс. И было прикольно.

Такие ассоциации были у меня перед просмотром несколько месяцев назад. И, фактически, все они были правдивыми. Я не помнил про Джуда Лоу, потому что тогда не знал его. Я не отметил музыку, которая просто забылась за много лет.

Но это не важно. Ведь можно пересмотреть фильм. И получить от этого громадное удовольствие. Особенно приятно, когда обрывочные воспоминания подтверждаются самым лучшим образом. Никаких разочарований.

Фильм очень атмосферный. Тридцатые годы, являющиеся одной из моих любимых эпох, прописаны очень хорошо. Все атрибуты на месте. Абсолютно все. Ничего не забыто. Но на это есть причины. Во-первых, это Макс Аллан Коллинз. Его книжки про Капоне и Диллинджера следует прочитать. Тем более, что основой для данного фильма послужил комикс. Довольно необычно.

События могли развиваться довольно декоративно. Но режиссер смог направить повествование в характерное для себя драматическое русло. И великолепный антураж дополнился довольно хорошим сюжетом.

Есть снег, есть автомобили, есть ливень, есть поездка за город. Есть автомат Томпсона, есть длинные пальто. Есть клуб в подвале, есть надземка. Есть богатый отель, есть скрипящие полы и кровати. Есть карикатурно падающие трупы. И даже побережье есть.

Есть и знаменитые актеры. Том Хэнкс довольно убедительно сыграл гангстера, который решает все проблемы. Он профессионал, который, тем не менее, не интересуется семьей. Это довольно нормально для подобных сюжетов. Но когда его герою дается шанс, он пытается наверстать упущенное. И делается это с неверием и деловой сноровкой. В итоге, как мне кажется Майкл Салливан смог заслужить любовь своего сына.

Джуд Лоу сыграл классно. Он посмеялся над своим образом красавчика и секс-символа. Пустые белесые глаза, такие же волосы. Сутулость и косолапая походка. Зубы и ногти. Обратите на них внимание. Он сыграл не Джуда Лоу, который играет роль, а персонажа, который прописан в сценарии. И привнес столько своей индивидуальности, что от этого стало тошно. Правда, мне этот герой довольно симпатичен. Если не брать в расчет его второе любимое занятие. Но сцена с блокнотом и карандашом великолепна.

Дэниэл Крэйг разминался для новой встречи с Мендесом. Здесь он эксцентричный, трусливый и немного пришибленный папенькин сынок. Который, считая себя наследником, представляет собой всего лишь жалкое подобие своего отца. Его другой персонаж совсем иной. Но это и фильм другой.

Операторская работа действительно отличная. И награда киноакадемии заслуженна. Стоит вспомнить интересные сцены с отражениями. В первой герой Крэйга смотрит на себя в дверь. Потом персонаж Хэнкса глядит на воду. А зритель видит отражение. Интересные сопоставления.

Музыка. Чуть не забыл про нее. Но теперь она прочно останется в моем сознании. Мелодии запоминающиеся и очень индивидуальные. Открытие просто шикарно. Потом — тема Магвайра. Великолепные быстрые аккорды. Сцены с вождением и ограблением сопровождаются забавными и ироничными звуками. Ну и основная драматическая тема. Не зря режиссер Мендес потом пригласит композитора Ньюмана в свой другой фильм с актером Крэйгом.

Фильм отличен. Он похож на комикс. Но при этом сохраняет свою кинематографичность. Настолько, что я считал, что все же есть книга. Она в картинках, что ж тут поделать.

9 из 10
Показать всю рецензию
ashwell
Сухой закон
Признаюсь честно, после трех сезонов сериала Подпольная империя, мне казалось, что на тему 30х годов США уже все сказано и удивить меня не получится уже ничем. Road to Perdition — вторая работа талантливого режиссера Мендеса и при иных обстоятельствах осталась бы без моего внимания. И поначалу действительно, помимо безумно трогательных мелодий Томаса Ньюмана, подтверждались все опасения подобного рода кино: развитие сюжета было монотонным, с кучей диалогов и минимум действия, а история не вызывала восторга. Но…

Если уже упомянутый сериал — скорее история о той эпохе, об алкоголе и делающих незаконно его людей, то Проклятый путь — гангстерская, но правдивая сказка прежде всего о людях, образы которых затмевают все на своем пути. К грязным и жестким делам влиятельных преступников, которые избрали своей профессией нечестный труд и взяли в руки автомат Томпсона, прибавилась какая-то романтическая магия. Благодаря этому получившийся коктейль не вызывает моральных терзаний или отвращения, а наоборот заставляет думать, что все, что происходит на экране это божественно, несмотря на аморальность.

Помимо всего прочего режиссеру удается каким-то непостижимым образом выдавливать из актеров все, на что они способны, причем в этом можно убедится и в дебютной его работе. Все актеры, сыгравшие главные роли в этом фильме, смогли сыграть что-то действительно новое, иное, ничуть не похожее на прошлые работы (даже Дэниэл Крейг не так бездарен, как обычно), оттого привкус после просмотра остается сладкий и приятный.

8,5 из 10

И пускай сюжет здесь не блещет оригинальностью и не делает никаких открытий, зато в кои-то веки кажется, что все к месту и нет ничего лишнего.
Показать всю рецензию
Amateur44
Драма, рождённая из комикса
Гангстерское кино — не менее популярный жанр в Голливуде, чем, скажем, вестерны или боевики. И этот жанр очень соответствует американскому духу: недаром в золотой фонд мирового кинематографа вошло множество фильмов этого жанра («Крёстный отец», «Однажды в Америке», «Славные парни», «Криминальное чтиво» и др.). Ведь гангстеры — эти хорошо одетые крутые ребята — прямые продолжатели традиций покорителей Дикого Запада. Эти парни не знают ни страха (по крайней мере, пока к их башке не прижмётся дуло), ни недостатка в деньгах (до тех пор, пока они на хорошем счету у босса). Они никогда не дадут спуска обидчику, и их так любят девочки. Чем не пример для подражания для подрастающего поколения? Ну, а поскольку подрастающее поколение давно уже само заказывает музыку, то всевозможные экраны и оказались наводнены криминальными историями любых родов: от комедии до эпоса, от тонкопсихологических триллеров до бессмертного трэша.

Но любой жанр развивается. И в последнее двадцатилетие в криминальном кино можно заметить отчётливую тенденцию, с одной стороны, к шаржированию и даже комиксоизации криминальных образов («Криминальное чтиво», «Карты, деньги, два ствола», «Друзья Оушена», «Залечь на дно в Брюгге»), а с другой, ко всё более серьёзной и углублённой критике криминального мира и его традиций («Кокаин», «Великолепная афёра», «Беги без оглядки», «Пророк»). И в том, и в другом направлении есть как свои достижения (и даже шедевры), так и провалы, но разделение криминальных историй на эти два поджанра само по себе любопытно и демонстрирует живой пульс киномысли.

Сэм Мендес, бывший театральный режиссёр-экспериментатор родом из Англии, сумевший сказочно прославиться своим кинодебютом «Красота по-американски», соригинальничал и во втором своём фильме, попытавшись объединить самый настоящий комикс (точнее, графический роман Макса Аллана Коллинза и Ричарда Пирса Рейнера, на основе которого Дэвид Селф написал сценарий фильма) с нехарактерным для жанра комикса последовательно критическим взглядом на предмет. И эксперимент снова удался — во всяком случае, результат оказался нестандартным и интересным. Конечно, то, что вышло у Мендеса, комиксом уже не назовёшь. Скорее, это стильная социально-психологическая драма на криминальном фоне.

При этом по внешней стороне сюжета фильм мало чем отличается от множества других криминальных картин. Ирландский иммигрант получает работу и покровительство у местного босса мафии и старательно и добросовестно выполняет свою работу до тех пор, когда его не в меру любознательный сынишка узнаёт ужасную правду о таинственных отцовских делах. После сего неприятного инцидента партнёр нашего героя и по совместительству сынок его хозяина решает убить сразу всех — его самого, его жену и двух сыновей, следуя старому как мир и безупречному в своей эффективности принципу: «нет человека — нет проблемы». Но вышла незадача: поскольку убийство получилось только наполовину, то проблема не только не исчезла, но выросла ровно вдвое, и теперь, как водится, кровь вопиёт к крови.

История была бы банальной, если бы ограничилась скучными криминальными разборками. Но у Мендеса на первый план выходит конфликт чувства долга главного героя — по отношению к благодетелю и покровителю, с одной стороны, и по отношению к своему сыну, с другой. Майкл Салливан — что называется, гангстер поневоле, то есть самый обычный человек, жаждущий тихого семейного благополучия и в трудных обстоятельствах продавший душу злому духу криминала. Когда он понял свою ошибку, было уже поздно, и всё, что ему оставалось — попытаться всеми силами уберечь сына от гибельного пути, ведущего к вечному проклятию. Удалось ли ему это, зритель сможет судить самостоятельно, посмотрев фильм.

Впечатление от жизненной драмы отца и сына Салливанов значительно усиливается оригинальным цветовым решением картины и отменной операторской работой. Стилизация под провинциальную Америку начала 1930-х годов удалась на славу. Подчёркнуто мрачная и строгая тональность с преобладанием коричневых и бурых цветов, тщательная проработка грима и костюмов помогают погрузиться в Америку времён Аль-Капоне и проникнуться чувством безысходности, овладевшим главным героем. Ну и, конечно, нельзя не похвалить актёрскую игру: Тома Хэнкса (Майкл Салливан), от чьей сосредоточенности становишься серьёзнее, Пола Ньюмена (Джон Руни), олицетворяющего достоинство «крёстного отца» старой закалки, Джуда Лоу (Харлен Магуайр), от взгляда и маниакальных повадок которого пробирает холодок, и других. Умение подбирать актёров и работать с ними — одна из фирменных черт Сэма Мендеса.

Вместе с тем целостное впечатление от фильма несколько смазывается невнятными и ненужными местами сюжета (слишком лёгкие ограбления банков, слишком долгое терпение всесильной мафии, некоторое переигрывание в сценах встреч Салливана с Руни). Переживания главного героя не раскрыты в их глубине, слишком однообразны и монотонны. Похоже, режиссёр решил заплатить слишком большую дань зрелищности и традициям жанра, что пошло в ущерб раскрытию его основной идеи. Тем не менее эта идея выражена достаточно отчётливо и выгодно выделяет картину Мендеса на фоне многочисленных творений криминального жанра. Во всяком случае, место фильма в списке оскароносцев совершенно оправданно.
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4 ... 7
AnWapМы Вконтакте