Рецензии

Jura19
Кино для каждого
Мне часто приходилось слышать фразу: “Первое впечатление – самое верное”. И я с этим наблюдением частично согласен.

Но из своего жизненного опыта я вывел другое правило, состоящее в том, что самые сильные и глубокие чувства рождаются не сразу, а приходят постепенно, в процессе осознания, сравнения и привыкания. Как с вином, всегда нужна хорошая выдержка, которая придает дополнительные изысканные ощущения, делая вкус насыщенным.

Точно так же получилось у меня с “Американской историей Икс”. Сначала она мне просто очень понравилась. Но с каждым новым просмотром получаемое от фильма удовольствие усиливалось, пока не достигло максимума. Не подумайте, что для этого надо смотреть одно и то же кино десятки раз. Я уже после второго раза понял, что к чему, а в третий только наслаждался шедевром.

В центре представленной в картине истории – семейство Виньярд. Глава семьи Деннис Виньярд – простой пожарный, его жена Дорис – домохозяйка. Живут эти люди небогато, зарплаты отца едва хватает на то, чтобы прокормить и воспитать четверых детей, на которых родители возлагают большие надежды.

Братья Дерек (старший) и Дэнни очень умны и талантливы. Дерек уже подросток, один из лучших учеников в школе, да и младший тянется за братом, которого боготворит, изо всех сил.

Но человек – существо социальное, легко поддающееся внушению и влиянию таких авторитетов, какими являются для ребенка родители. И отец однажды за обеденным столом дает Дереку информацию к размышлению. Он с недовольством рассказывает о том, как ему в напарники определили двух черных, которые знают и умеют меньше, чем белые претенденты на работу, но им из-за политкорректности не посмели отказать. И теперь эти двое прикрывают ему спину.

Дерек проглотил наживку. А где-то в это время в их город переехал известный писатель и пропагандист неонацизма Кэмерон Александер, который сразу взял в свои руки процесс воспитания подрастающего поколения. Не избежали этого влияния и братья Виньярды.

И так случилось, что очень скоро их постиг страшный удар – во время тушения пожара в районе проживания чернокожих был застрелен Деннис Виньярд. Теперь потрясенного до глубины души Дерека можно было брать голыми руками, а уж такой профессионал, как Кэмерон Александер, никогда не упустит такого благоприятного случая.

Для созданной им в городе организации скинхедов требовался лидер, всеми качествами которого старший из братьев Виньярд обладает в полной мере. С ним фашистское движение приобретает невиданный доселе размах. Злоба и ярость выплескиваются на улицы, оставляя после себя руины.

Но рано или поздно всему приходит конец. Для Дерека он наступил одной из теплых летних ночей, когда трое черных парней решили угнать его машину. Это был очень удобный момент, чтобы выместить на чернокожих весь свой гнев, и Дерек воспользовался случаем, учинив над грабителями жестокую расправу, свидетелем которой стал его младший брат.

И вот перед лидером местных скинхедов замаячила тюрьма. Что изменит она в жизни Дерека и его семьи? Чему научит? Да и научит ли?

Могло показаться, что я рассказал вам большую часть истории. Однако это не совсем так. Таков был замысел авторов картины, включивших все, рассказанное мною, в первые 15 минут.

Фильм начинается как раз со сцен той бойни, которую устроил у своего дома Дерек Виньярд. Затем действие перепрыгивает в настоящее, в день, когда тот выходит из тюрьмы, и опять возвращается в прошлое. Так продолжается до самого конца.

Разбитый на кусочки сюжет складывается весьма причудливым образом. Сначала даже кажется, что в этом нет особого смысла, но потом начинаешь понимать замысел режиссера Тони Кея. Не сказать, что такой ход помогает восприятию картины, но и не мешает. Во всяком случае, никогда не возникает сомнений, в какой последовательности эти частички должны быть собраны.

При этом события, предшествующие выходу Дерека из тюрьмы показаны в черно-белых тонах, а настоящее – в цвете. Что тоже поначалу вносит дискомфорт, но потом привыкаешь.

Определенный символизм есть и в этом тоже. Темное, беспросветное прошлое и яркое, многоцветное настоящее и будущее. Особенно сильно этот контраст заметен при показе рассвета на берегу океана: черно-белого – в первых кадрах фильма и переливающегося всеми цветами радуги – в заключительных.

Затронутая в фильме тема при всей ее серьезности, откровенно говоря, для России пока не так актуальна. И по идее не должна бы вызывать повышенного интереса. Но гениальный фильм собирает людей у экранов независимо от их идеологической подготовки и жанровых предпочтений. Большой мастер способен так обыграть сюжет, чтобы основная мысль проходила сквозь судьбы главных героев, преломлялась в них и отражалась, обогащенная новыми штришками. Тони Кею это удалось в полной мере.

Массовая истерия охватывает обычно большое количество людей, но лишь единицы, иногда десятки, реже сотни, несут потери, будь то материальные, моральные или физические.

В “Американской истории Икс” показана личная драма семьи Виньярд. История Дерека и Дэнни Виньярдов глубоко трагична. Она задевает за живое, и ее принимаешь близко к сердцу. И снята она грамотно и с чувством.

“Американская история Икс” – гордость моей коллекции и одна из самых востребованных вещей. Сколько можно наслаждаться комедией или детективом, в котором нет ничего, кроме интригующего действа? На мой взгляд, до тех пор, пока не запомнил сюжет настолько, чтобы знать, что и как произойдет в следующие минуты фильма. А вот любоваться актерской игрой можно бесконечно.

То, что продемонстрировал Эдвард Нортон в этой картине, поистине феноменально. Его игру даже образцовой назвать нельзя, это что-то запредельное. Мне довелось увидеть Нортона еще до “Американской истории Икс” в “Первобытном страхе” и “Народе против Ларии Флинта”. Именно поэтому меня так потрясла метаморфоза, произошедшая с актером.

Совершенно другой типаж сыгран с такой страстью и вдохновением, что пробирает до мозга костей. Лидер скинхедов Дерек Виньярд в его исполнении харизматичен, фанатичен и жесток. То, что видно в его глазах, говорит больше, чем любые жесты, мимика, позы. Хотя и эти компоненты – на высшем уровне. Игру Эдварда Нортона в “Американской истории Икс” я считаю лучшей из всех виденных мной до сих пор.

А видел я очень много более чем достойных ролей, одна из которых на счету Эдварда Ферлонга, сыгравшего Дэнни Виньярда. Не по годам цельная игра талантливого актера.

Актерский тандем двух Эдвардов – далеко не все, что можно отметить в этой номинации. К примеру, Стейси Китч в роли Кэмерона Александера не намного отстал от своих молодых коллег.

“Американская история Икс” – замечательный во всех отношениях фильм, который вряд ли сразу вызовет восторги у каждого любителя кино. Но его стоит посмотреть всем хотя бы для того, чтобы увидеть великую игру Эдварда Нортона. А увидев её, вы поймете, чего стоят всякие Вины Дизели и Пирсы Броснаны.
Показать всю рецензию
Страницы: 1 ... 36 37 38
AnWapМы Вконтакте