Рецензии

Хорват
Везёт всё-таки москвичам. Я, например, был бы очень рад посмотреть на свой родной город в каком-нибудь фильме 60-х годов. Узнавать или не узнавать какие-то места, смотреть на людей, на улицы и переулки, где не было ничего, а теперь там жилые дома или торговые центры. С помощью кинематографа узнавать историю своего города, это же круто. Да-а-а... Но мой родной город ни в 60-е, ни на пороге 2020-х никому не нужен. Это называется стабильность.

В фильме 'Я шагаю по Москве' проявилась одна из характерных особенностей Георгия Данелия - потрясающе работать с 'прохожими'. Георгий Николаевич это дело любит и умеет. На минуту или чуть больше в кадр входит 'прохожий' - сказать несколько реплик и больше не появиться дальше. Но как это классно прописано и поставлено. За эти несколько реплик 'прохожий' выдаёт себя с головой, раскрывает свой характер, свой образ, либо свою маленькую трагедию, либо своё маленькое счастье. Как ироничен и узнаваем образ всезнающего и всёрешающего важного человека, который подошёл к незнакомым ему людям, указал, кого в больницу, кого на живодёрню, а кого под суд, а затем так же важно удалился. Ну это чистой воды какое-нибудь 'влиятельное лицо' со страниц Гоголя.

А как шикарна прогуливающаяся дама с зонтиком, которая подошла к ребятам и помогла им отпросить Алёну у её мамы. Изящная, грациозная, аристократичная даже, очень характерная дама, но при этом всё понимающая, что называется, 'своя в доску'. Подошла, меткими фразами уточнила обстановку и профессионально, хладнокровно, не дрогнув голосом, выручила ребят. А затем слегка танцующей походкой продолжила свою прогулку. Шикарная женщина.

Я уж не говорю про такого же 'прохожего', несмотря на то, что его образ заперт в квартире – герой Владимира Басова. Он тоже как бы проходил мимо и мог бы и не взаимодействовать с главными героями, но вмешивается в историю ребят, заводит с ними диалог, опять-таки полностью раскрывает свои трагедии, которые сделали его таким, и точно так же исчезает. Гениально.

И, наверное, этот фильм помимо лирической комедии можно назвать и лирическими приключениями молодых людей в Москве. Разнообразие второстепенных героев дарит именно такое ощущение. Это очень приятный, забавный, добрый, ироничный фильм Георгия Данелии. Благодаря рассказанной истории, приятной песне, потрясающим персонажам, независимо от того, главные они, второстепенные или вообще эпизодические, эта кинокартина так понравилась мне. А ещё Галина Польских в этом фильме очень красива.

10 из 10
Показать всю рецензию
smidmi1979
Все хорошо и будет хорошо
Сибирский писатель и монтажник Владимир Ермаков в Москве проездом и случайно знакомится с шахтером-метростроевцем Николаем. Появляется между ними и девушка - Алена, торгующая в ГУМе пластинками. И ещё с десяток персонажей, встречающихся на пути трио, пока они шагают по Москве.

Знаменита история, как киношное начальство не устроил термин 'несмешная комедия', и Данелия вынужден был заменить его на лирическую комедию, родив этот новый жанр. Лирическая куда как более интересно и правильно по отношению к 'Я шагаю по Москве' определение, потому что фильм-то, в конечном итоге, именно про любовь. Правда, не в сугубо прикладном смысле отношений мужчины и женщины, а как-то банально шире - к Москве, к людям... В общем, сюжет здесь не имеет принципиального значения, а вот любовное настроение... Боюсь показаться сентиментальным, но радость сочится с экрана совершенно диким... нет, просто солнечным образом. И люди добрые, и счастье у них самое простое человеческое и даже полотеры, мелкие воришки, толпа и нервные покупатели с контуженными лошадьми милы до безобразия... Почему-то это не смотрится пропагандистским штампом и украшением действительности и на ум приходит сакраментальное: Верю.

Почти по неведомым причинам именно 60-е, а их аромат в Я шагаю по Москве силён как нигде, стали периодом расцвета страны - несмотря на всякие там Карибы, ракеты и т.п., время было едва ли не впервые в нашей истории мирное, Гагарин слетал в космос, геологи шарили в Сибири, в настоящем все было хорошо, а в будущее смотрели с верой в коммунизм. И при этом Шпаликову, Данелии, Юсову, Петрову, Михалкову, Локтеву, Стеблову, Польских удалось, несмотря на верные приметы соцреализма - Метрострой, романтика дальних комсомольских строек и т.п. - воссоздать лёгкий прогулочный шаг эпохи и ее гуманистическое и доброе измерение. Неслучайно даже личное любовное разочарование заканчивается признанием любви к Москве с рефреном 'Я шагаю...' (и это отнюдь не выспренная усталость и любовь к жизни из другого хита эпохи). Время было доброе.

- И у Вас все хорошо?
- Очень хорошо.
- А ведь так не бывает.
- А вот бывает
Показать всю рецензию
marie_bitok
Шаги весны
В 1963 году на советские экраны вышла картина, ставшая лейтмотивом (наравне с «Весной на Заречной улице», «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») и другими фильмами) «оттепели». Лишенная каких-либо политических подтекстов и намеков, она сохранила то настроение – весеннее, праздничное, словно предвкушающее что-то.

Это предвкушение – уже само по себе счастье, это легкое и необременительное томление – такой же безошибочный признак молодости, как звонкий смех или открытый миру взгляд. В ту краткую эпоху, когда казалось, что мир бесконечно молод, что все должны быть счастливыми и окрыленными, советское кино создало свой собственный мир, космос, который видится нам сегодня каким-то ретрофутуристическим раем. И в самом деле, весь мир был молод: Георгий Данелия снимал свой третий по счету полный метр, Никита Михалков был начинающим 18-летним актером, Галина Польских была в самом начале своей кинокарьеры, Геннадий Шпаликов был живой, красивый, талантливый… Много чего случится потом, но а пока на улице весна (или лето – не так уж важно), короткий ливень приносит свежесть, за спиной вырастают крылья и мир не перестает тебе улыбаться.

Сюжет «Я шагаю по Москве» прозрачен: Володя работает монтажником в Сибири, в Москве он. В метро он знакомится с Колей –метростроевцем, возвращающимся с ночной смены. Володя собирается остановиться у своих друзей, но не знает точно, где находится нужный переулок, Коля предлагает его проводить, и приглашает его к себе домой, знакомит с семьей. Друга Коли Сашу забирают в армию, но он сегодня женится… Кратко всего не перескажешь, конечно. Но, несмотря на динамичное развитие и обилие событий, фильм не обрастает какой-то ненужной сложностью, он смотрится на одном дыхании, потому что мы сами вовлечены в эту однодневную прогулку-пробежку по Москве, которая так красива и в то же самое время так естественна в объективе оператора Вадима Юсова. Кстати, именно оператор удостоился приза ВКФ в Ленинграде в 1964 году.

Пожалуй, главный секрет успеха ленты «Я шагаю по Москве» - это удивительный сценарий Геннадия Шпаликова, который помимо сценариев писал прекрасные стихи, и во многом стал выразителем «оттепельных» настроений, воплотителем ее духа. Весь сценарий пронизан лиризмом, поэтическим упоением, чуткими образами и яркими характерами. С другой стороны, эта основа поддержана режиссером, можно сказать, что здесь уже четко выявляются типичные для Георгия Данелия приему, формируется его узнаваемый почерк. Интерес к человеку, любовь к нему и смех как способ проявления этой любви – это очень «по-данелиевски». Ни один из героев не вызывает у него раздражение, и вообще режиссер не ставит себя над ними: он как бы среди них – наблюдает, замечает, мысленно иронизирует. В этой теплоте и доброте и кроется секрет непреходящего успеха таких фильмов, как «Сережа», «Не горюй», «Афоня», «Мимино», «Кин-дза-дза».

Весеннее настроение – понятие довольно условное, не зависящее от сезона. И важно уметь в любое время года находить его внутри себя и дарить окружающему миру. И фильм о вечно молодых метростроевцах – эта наша возможность проживать свое весеннее настроение всякий раз, когда мы смотрим этот фильм.
Показать всю рецензию
The Lone Ranger
Говорит Москва
Призванное отражать реальность искусство, тем не менее, возносится порой до высот, где парит лишь чистая поэзия. Таким, в лучшие свои времена было и отечественное кино, одухотворённость которого позволяет без малейшего сомнения отнести его к настоящему искусству. Когда отгремел первый пышный карнавал новогодней ночи и весенний ветер распахнул окна на Заречной улице, режиссёры-постановщики задумались, чем бы ещё расшевелить советского человека, с детства приученного верить в светлое коммунистическое «будущее». И решили открыть ему светлое «настоящее», живущее с ним бок о бок каждый день прямо в родной столице. Говоря об успешном осуществлении поставленной задачи, нельзя ни упомянуть Геннадия Шпаликова – фигуру, имевшую большую значимость для русского кино 60-ых годов. Будучи сценаристом, а, значит, соучастником в создании фильмов тех времён, он и несколько талантливых режиссёров подарили советскому человеку – и отголоском времён современному зрителю - замечательные образцы лирической поэзии киноискусства. Именно в 1963 году впервые появился термин «лирическая комедия», призванный объяснить сухарям-чиновникам, что смеяться можно и не по уставу. Так назвал этот неповторимый жанр Георгий Данелия. Назвал и явил всей стране фильм «Я шагаю по Москве».

Москва. Город июльского дождя, который верит не только слезам, но и простому человеческому счастью. А осознать его несложно, стоит лишь оказаться проездом в столице и стать свидетелем самых непримечательных событий. Так случилось с Володей – совсем ещё молодым монтажником, который едет из далёкой Сибири навестить мать товарища, погибшего на войне. По счастливой случайности его рассказ о суровой правде сибирской жизни прочёл в журнале московский писатель и пригласил пообщаться. Знал ли Володя, стоя ранним весенним утром в аэропорту, смотря, как одинокая девушка кружится в вальсе своих мечтаний, что день сегодняшний закончится расставанием с нежданными, но верными друзьями? Знал ли, что станет гостем на внезапной свадьбе незнакомого призывника, а штаны в парке порвёт злая собака, за которой мальчишка не уследил? Наверняка, нет. Иначе бы все события этого насыщенного, слишком обыденного дня не стали бы для нас такой приятной неожиданностью.

Если хуциевский Сергей в свои двадцать лет пытается осмыслить преемственность послевоенного поколения и разобраться в искренности чувств друзей, то Володя и его новый друг Коля не делают ничего такого, что можно было бы назвать сюжетом. Поездка с иностранцем на такси, когда не знаешь даже английского, поход в ГУМ, где знакомство с продавщицей грампластинок непременно сопровождается приглашением на свадьбу, а серьёзная дискуссия с мнимым писателем - диалогом с полотёром. Все действия персонажей словно только что пришли им самим в голову. Они настолько необязательны, что служат лишь некоторой направляющей, вдоль которой будет течь их жизнь, пока они будут развлекать нас непосредственностью поступков, вдохновлённых мимолётной юношеской прихотью. Случайное расставание здесь – лишь повод для ещё более случайной встречи, а случайно нарисованная лошадь – достаточная причина, чтобы угодить в участок. То ли сон, то ли сказка, то ли жизнь, самая реальная из всех, – настолько она прекрасна здесь.

Поймав с первых же кадров нужную волну, фильм продолжает импонировать зрителю до самого конца. Его герои просто не могут ни вызывать улыбки, потому что ведут себя раскованно, свободно, движимые сиюминутным импульсом, как мы никогда бы не решились, - было бы неловко или нашли бы другую причину. Нежная, мелодичная и шутливая мелодия Андрея Петрова наполняет город и душу мотивами беспричинного счастья и радости даже от бестолкового спора в метро или ночного допроса в милиции. Камера Вадима Юсова порхает, танцует и бродит по городу вместе с Колей и Володей, заставляя восторгаться непривычной живописностью родной Москвы. Песня, написанная Шпаликовым за несколько минут вдохновения и пропетая безусым героем Никиты Михалкова в конце, становится гимном и жизнеутверждающим итогом всей картины и ещё одного прожитого дня. А молодость… Ей всё по плечу, её возможности безграничны, её взгляд не замутнён, её свежестью восторгаешься, в её силы веришь. И если есть у этого фильма итог, основная мысль или символ, то он в протянутой в приветственном жесте руке, который обещает тёплую встречу и дружеское участие от всего сердца. Ведь Москва – добрый город.
Показать всю рецензию
Alessandro Desperado
One day. Москва. Live. 60-х. Квест.
Смотреть… потому что Михалков. Потому что ранний. Потому что еще адекватный. Потому что безусый. Потому что поет…

Смотреть… потому что Великая Москва. Потому что красавица-столица. Потому что наша история. Потому что Великий Город. Потому что юность наших дедов и матерей…

Смотреть… потому что необычно. Потому что легко. Потому что интригует. Потому что весело. Потому что грустно. Потому что красиво…

Вот смотришь на всё это и думаешь: неужели настолько все было хорошо и красочно? Счастливо и мирно? Великолепно и с душой?

Спрашиваешь у людей из той эпохи – и они подтверждают твои догадки. Да, раньше было все иначе. И речь не о зеленой траве, а об отношении людей друг к другу. Фильм демонстрирует, что в тот 63-й можно было запросто обменять мелочь у первого встречного, жениться хоть на следующий день и быть счастливыми всю свою жизнь, спокойно ездить обыкновенным москвичам и москвичкам в метро даже ночью и это совсем не постыдно, довериться справедливости органов правопорядка, попросить соседа сделать музыку потише.

И это не сказки, совсем не сказки. Это реальность. Но реальность давно минувших дней. 50-летней давности…

Фильм – квест. Фильм – приключение. Фильм – сплошная ходьба и путешествия по городу. По городу Москве…

В фильме можно находить прекрасное абсолютно в каждой мелочи: в мокром московском асфальте, в обыкновенных памятниках, в заурядных станциях метро, в вежливости и доброте души своей простых граждан, в фонтанах, в простых рабочих, в звездной россыпи актеров, заполонивших этот чудесный фильм.

Можно за многое критиковать и обвинять Союз… Стирать прошлое и забывать о советских победах…

Но никогда мы не были так едины и счастливы, как в то время…

Все гениальное – просто, а великолепие требует самой высшей оценки:

«Я шагаю по Москве» -

10 из 10
Показать всю рецензию
ienjooy
Нормальный летний дождь..
Как смешно и беззаботно звучит эта фраза. Она передает всю атмосферу фильма: легкий, душевный и одновременно очень глубокий. Каждый из нас хочет быть счастливым и в этой картине на примере главного героя мы видим как на самом деле это легко. Хочешь быть счастливым-будь им. Как по-юношескому беззаботны эти герои и можно только восхищаться такому легкому подходу к жизни. Все мы взрослеем и чем дальше, тем больше мы усложняем нашу жизнь. А зачем? Ведь так важно радоваться каждому моменту жизни, быть по-настоящему свободным. Им не важно что подумают другие, они живут свободно и радостно. И весь фильм передает это настроение.. в поведении людей, смешных ситуациях, неожиданных встречах, симпатиях..

Фильм вдохновляет,

10 из 10
Показать всю рецензию
Barney Gumble
«Все хорошо? Но так ведь не бывает!»
Хорошо становится после просмотра этого фильма.

Из всех просмотренных мной фильмов великого режиссера в данной картине пропорции между печальным и светлым значительно перевешивают в сторону светлых эмоций. Но, конечно, это не пустой пропагандический манифест. И то, что герои картины напевают незамысловатые песенки, верят в любовь и добро, это все, конечно, не благодаря реалиям описываемой действительности, а исключительно вопреки.
Показать всю рецензию
Линдлен
Назад в 60-е
А ведь и правда все было так. Свадьбы не отмечали в дорогих ресторанах. Гости танцевали прямо на улице во дворе. И знаете это здорово. Так интересно было наблюдать за молодежью 60-х годов. Интересно видеть московские улицы, без такого скопления людей, как в наши дни. Полупустые дороги, никакой бешеной гонки современного мегаполиса. Спокойная, размеренная жизнь. В те времена не было такой роскоши, как сейчас, но были свои ценности: дружба и любовь. Как можно найти друга за пару дней? Спросите Колю (Никита Михалков) и Володю (Алексея Локтева). Весельчак и просто отличный парень Коля, с легкостью знакомиться с Володей. Промелькнула и нотка ревности, когда Коля приревновал Володю к Алене(Галина Польских). Коля поступил достойно, просто ушел. А какой трогательный персонаж (Саша) Евгения Стеблова — молодой и чудаковатый, влюбленный юнец с эмоциональным характером. Легкий фильм, несет в себе только позитив. Хороший актерский состав: Никита Михалков, Галина Польских, Евгений Стеблов. Все актеры такие молодые, безусловно талантливые. Хороший фильм, советую смотреть.

10 из 10
Показать всю рецензию
Art in
Очарование чёрно-белого…
- Просто у неё всё было хорошо…
- Но ведь так не бывает.
- Бывает…

Хемингуэй однажды написал, что хорошая книга — это книга, которая правдивее самой жизни. «Я шагаю по Москве» как раз тот случай, когда можно переложить слава Хэма на кино и нисколько не ошибиться. Лёгкая, удивительная чёрно-белая картина, пропитанная сумерками, светом городских фонарей, добром и молодостью. Даже странно — здесь нет ни одного «придуманного» персонажа. Они настолько живые и естественные, что им веришь с первой до последней минуты. Веришь Москве, которая на экране кажется совсем юной, веришь той простоте общения незнакомых людей, веришь наивности и искренности… и ещё — ты словно бы знаком со всеми девушками 63-го года….

Любимые фильмы бывают разными. Есть те, которые навсегда западают в память, но пересматривать их — дело трудное, да и, если разобраться, совсем ненужное. А есть фильмы — как летние облака… лёгкие, будто сотканные из света, оставляющие после себя невыразимое ощущение. И такие фильмы пересматриваешь часто. Более того, такие фильмы нужно пересматривать. Вот и «Я шагаю по Москве» — одна из таких картин. Никогда не стареющая. Словно дождь, под которым гуляла Алёна, на самом деле прошёл вчера за твоим окном.

Вообще, в чёрно-белом кино, умело снятом, всегда есть некая особая притягательность, которую не обнаружишь в цветных лентах. Такая тонкая, непередаваемая атмосфера. Жизнь света и тени, будто бы электризующая происходящее на экране. И если, Данелия наполняет это чёрно-белое пространство ветром молодости, то, скажем, Уэллс в экранизации «Процесса» — абсурдом, что и в том и другом случае создаёт особый мир, со своими правилами и законами, внутри которого и живут герои. Поэтому то и нет никакого смысла в аргументах, вроде «А так просто в настоящей жизни не бывает», или «не бывает таких разговоров», или «не бывает так много хороших людей»…. Всё это глупости. Бывает, ребята, бывает….
Показать всю рецензию
Мятежник
Вместе весело шагать
Нет слов, чтобы описать этот великолепную картину! Настолько добрая, настолько душевная, настолько интересная лирическая комедия «Я шагаю по Москве» меня покорила в самое сердце! Даже не ожидал, что войдёт в ранг моих любимейших фильмов Советского Союза. Просидел всё время просмотра с дурацкой улыбкой на лице.

В первую очередь, хотелось бы сказать о блестящем актёрском ансамбле. Молодой Никита Михалков чертовски обаятельный, не ожидал, что он может так легко и непринуждённо в свои 18 лет сыграть простого московского парня Колю. Даже не верится, что по прошествии более 50-ти лет, актёр настолько изменился и внешне, и внутренне. Говорю прямо — современный Никита Михалков и в подмётки не годится Никите пятидесятилетней давности.

Даже больше Никиты мне понравился, наверное, Алексей Локтев. Скромный, приятный, любезный и начитанный паренёк Володя притягивает к экрану своей робостью и тактом по отношению ко всем, с кем общается: и с Колей, и с его родственниками (в сцене, когда он приходит в дом к Коле и его сестра зашивает ему брюки), ну и, конечно, с Алёной (Галиной Польских). В отличие от Коли Вова не такой напористый и наглый. Сразу видно — провинциал. А провинциалы ведут себя несколько иначе жителей столицы.

А вот Саша (Евгений Стеблов) меня весь фильм веселил. Он больше мне напоминал какую-то девчушку, постоянно болтающую с подругами по телефону или названивающую без конца своему парню. Поэтому немного не вяжется его поведение с армией. Собственно, и в армию ему толком-то не удалось попасть. В первый же день после свадьбы Саша скандалит со своей девушкой. Поведение мужчины? Нет. Поведение неопытного 19-летнего парня, коим Саша и является. К счастью, у Саши есть друг Коля, который помогает ему выйти из состояния депрессии.

Кроме главных героев фильм просто пестрит другими, малозначимыми, но заметными киноработами: Владимир Басов меня уморил своими «умными» мыслями в литературе. Я и предположить не могу, что этот «литератор» окажется обыкновенным полодёром (интересное название для мойщика пола). Моя любимая Инна Чурикова сыграла от силы минуты 3, к тому же, без слов. Но с ТАКИМ выражением лица, что не посмеяться было невозможно! А Ролан Быков? Такой молодой ещё, восхитительно сыграл человека, который без конца думал, что его хотят ограбить. Ирину Мирошниченко не признал в роли сестры Коли. Если бы не посмотрел в фильмографии — не догадался бы никогда. А вот Алевтину Румянцеву узнал сразу же. А как иначе? Незабвенная мама Нины из «Карнавала», только на 20 лет моложе. Список громких имён советского кинематографа в этом фильме можно продолжать бесконечно!

Восхитительные виды старой Москвы покоряют воображение: невольно начинаешь сравнивать их с современной Москвой. Здесь и виды Красной площади, и ГУМ, и строительство Нового Арбата, и Собор Василия Блаженного, и Замоскворецкий мост. Москва поистине красива!

Песня «А я иду, шагаю по Москве» вот уже полвека считается классикой. Недаром слова этой песни все знают наизусть с самого детства, хоть фильм, возможно, и не смотрели. Всевозможные каверы на эту песню, которую пели и сам Михалков, и Эдуард Хиль с Людмилой Сенчиной, и группа «Челси», и даже «Ногу свело», подтверждают мои слова, однако до исполнения Никиты, на мой взгляд, так никто и не дотянул. Да и не нужно.

В заключении хотел бы сказать, что это незабвенный фильм, который стОит посмотреть абсолютно каждому. Поистине шедевр советского кино.

Безоговорочная десятка с кучей плюсов!
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 ... 4
AnWapМы Вконтакте