Рецензии

halo_00
Silver Bride
«The soil of a man's heart is stonier, Louis. A man grows what he can, and he tends it.»

(c) Pet Cematary by Stephen King

Аксель Блэквуд (Джонни Депп) - чудаковатый сотрудник нью-йоркского Департамента рыбных ресурсов. Аксель знает и любит своё ремесло: 'Многие думают, что я просто считаю рыбу, но это не так. Я смотрю на неё, заглядываю ей в душу, читаю её мысли, а потом пускаю в свои сны.'

У Акселя есть ещё более чудаковатый, но не познавший дзэн кузен Пол (Винсент Галло) и эксцентричный дядя Лео (Джерри Льюис).

Ни посулы Пола, ни его шуточные угрозы пистолетом во время ужина в любимой закусочной не отвлекают Акселя от сэндвича и не колеблют в его намерении остаться в Нью-Йорке. Доставить упрямого братца к дядюшке на свадьбу в Аризону Полу помогает лишь старый добрый алкоголь.

Чтобы оставить Акселя в семейном гнезде и приобщить его к фамильному промыслу - продаже кадиллаков, старый дядюшка задействует всё, что в его силах - обаяние, очарование своей молоденькой невесты Милли (сыгранной актрисой с интересной судьбой - Паулиной Поризковой), чувство семейного долга перед умершими родителями племянника - в общем, своего он добивается.

Но продавцом машин Акселю суждено было оставаться недолго - до появления роковой покупательницы Элен Сталкер (Фэй Данауэй) и её падчерицы Грейс (Лили Тейлор).

Стихийное застолье быстро превращается с легкой подачи Грейс в суицидальное шапито, и вот магия между героями срабатывает, и бурная жизнь Акселя делает ещё один крутой поворот - он становится любовником Элен и остаётся в их с Грейс доме.

Элен кажется одержима мечтой построить самолёт и улететь в Папуа Новую Гвинею - и этим пленяет годящегося ей в младшие сыновья Акселя. Он загорается её увлечением - и дни напролёт проводит в мастерской, собирая аэростат. Истеричная Грейс, мечтающая стать одной из своих черепах, иезуитски препятствует этому начинанию.

Причудливый и очень сильно заряженный любовный треугольник приводит к интереснейшим метаморфозам — получив в подарок на день рождения от Грейс столь желанный аэростат, Элен из сильной женщины, способной легко увлечь своими устремлениями близких ей людей, превращается в «облако, мираж» - вдруг оказывается, что её мечта исчезла, как морок, и осталась немолодая, без когда из-за этого рефлексирующая и истерящая женщина, не вдохновляющая более Акселя.

Грейс, напротив же — оказывается самодостаточной и сильной — легко играет с Акселем в русскую рулетку, и дела дома, как выясняется, целиком в её ведении. Почему же она после предложения Акселя улететь с ним на Аляску — отпускает своих черепах, надевает подвенечное платье и стреляется? Ради языческой мечты о перевоплощении? Да, но лишь отчасти. Оросив каменное сердце Акселя своей кровью — Грейс завладела им целиком, с потрохами и навсегда, став его вечной суженой.
Показать всю рецензию
fedormt
Какофония
Это странный фильм в сюжете которого используется какофония вместо гармонии. В других составляющих гармония соблюдается. Монтаж, музыка, декорации, актеры - все великолепно, но в сценарии, где-то после завязки, начинается какофония, абсурд.

Начало фильма наполнено жизнью, эффект усиливается деталями, начинаются драматические перипетии. Затем приходит абсурд, эффект жизни исчезает, детали и драма остаются, но смотреть на это становится почему-то невыносимо скучно. Для себя я это объясняю тем, что абсурд заполняет сюжет практически полностью, тогда как мне он интересен только для создания начальных условий, после чего в дело вступают логика и причинно-следственные связи.

Возможно это продукт для внутреннего потребления теми, кто связан с кино или учащихся соответствующих специальностей. Я к этим группам не отношусь и мне фильм однозначно не понравился, однако было бы интересно узнать с какой точки зрения его следует рассматривать.

Таким образом, если кто-то хочет просто себя развлечь, я бы точно не рекомендовал этот фильм, если же он интересуется кино, наверное стоит посмотреть.
Показать всю рецензию
hilib
Народный фильм
Есть такой старый индейский миф: какой-то там замечательный вождь приходит в гости к девушке и заживо варит ее сына. Потом он идет на реку, где теряет глаз. Все. Такой вот чудной сюжетец без особой морали и динамики. Или вот русская сказка про теремок. Строили домик, строили, а медведь пришел и все разрушил. Конец. К чему это вообще было? В подобных старых сюжетах, сложенных народом в незапамятные времена и сохранивших свое значение только для отдельных этносов, Клод Леви-Стросс видит проявления разниц между менталитетами. Проявление закрепленных в бессознательном архетипических сюжетов, чья важность и близость не осознается, но все же может влиять на нашу и жизнь и проступать во снах.

Именно так я вижу фильм. Это сказка. Вернее даже целый ряд сказок, вскрывающих бессознательное героев. Обыграно огромное количество сюжетов. Там и многочисленные вариации человеческих отношений, и любовь, и смерть, и обогащение, и тема родителей-детей, и чего только нет - хрен перечислишь. При всей своей кажущейся абсурдности, они оказывают влияние на зрителя, создают эмоциональный фон. И это значит, что режиссер сумел раскопать в закромах своих неосознанных переживаний верные моменты и переложить их на экран в доступной форме. По глубине самоосознания Кустурица многократно превзошел любого там Сартра или Камю. По масштабности охвата темы встал вровень с Л. Толстым.

Чтобы добиться сказочной сюрреальности происходящего восточно-европейский режиссер пользуется довольно типичными приемами. Наличие большого количества зверей, фактически играющих свою отдельную роль - один из основных моментов. Ну и, конечно, постмодерновая игра в интертекстуальность, цитирование классиков, размышление героев об относительности познания истины, бунт против унификации мира через отображение в мечтах и снах героев глубочайшие, огромные пласты культурных наслоений и удивительных психических поворотов.

Мир предстает перед Кустурицей в виде абстрактных и сложных ('мы ничего не знаем об этом мире'), но цельных и приятных конструкций из сказочных мечт и снов ('но я люблю жизнь'). Как та рыба, у которой при достижении зрелости оба глаза переходят на одну сторону, режиссер осознанно решил взирать на мир именно с той точки зрения, которую он выбрал. Это не тарантиновская драйвовая поп-ориентированность, не достоевщина, не садизм, не прочие постмодерновые или околопостмодерновые концепции. Это что-то новое. Новое, и крайне важное для нашей эпохи глобализации, 'общечеловеческих ценностей' и навязанной всем псевдонеобходимости двигаться к прогрессивно-технологическому будущему

Высокоинтеллектуальные критики не поняли игру Лежера. Рядовые зрители приветствовали ее овациями. Значит ли, что Кустурица ожидал именно такую реакцию на свое чудаковатое и непривычное творение? Нет. Но он так чувствовал.

10 из 10
Показать всю рецензию
kirik b
Человек жив пока жива его мечта
« - Я понял, что ничего не знаю о жизни и что мне нравится жить.» ( с )

Прославленный югославский кинорежиссёр Эмир Кустурица взялся за свой первый голливудский проект, когда уже был признанным мастером европейского кино и имел несколько престижных наград. Вроде «Золотого Льва» Венеции и «Золотой Пальмовой Ветви» Канн, а также имел популярность на родине и уважение коллег в мире. На его счету к тому времени уже числились как минимум один шедевр и пара выдающихся картин. Съёмки ленты на Западе, рассчитанную на англоязычную аудиторию позволили бы сербскому мэтру охватить гораздо большую аудиторию. Дав тем самым возможность перебраться из так называемого «арт - хауса» в «мейнстрим». Правда подписывая контракт с французскими продюсерами ( финансировала производство фильма французская студия «Канал +», которая продала права на прокат крупному голливудскому мейджору ) Эмир Кустурица ещё не знал, что вскоре его родина окажется в огне, а ему придётся пережить в связи с этим личную драму. В охваченной гражданской войной Югославии, где разные этнические банд формирования начали делить одну страну на части, вскоре после сожжения их родового дома от сердечного приступа умрёт отец режиссёра. А сам Кустурица, всё это время из – за кабального контракта не имевший возможности вернутся на родину, будет часто выходить в ТВ – эфир и связываться через СМИ с мятежными военными группировками и политиками, пытаясь остановить бессмысленное кровопролитие. Видно, что мастер потратил много, как физических так и душевных сил на создание этой картины. Навалившаяся на него депрессия связанная с обстановкой дома и пресс со стороны требующих быстрее закончить работу продюсеров, не мог не сказаться на самом произведении. Сам Кустуррица не любит эту картину, поскольку считает её недоделанной. Ведь ему из – за сжатых сроков не позволили смонтировать её в том ключе, как видел автор. Посчитав, что 3 часа длится такая картина не может – в виду того, что столь большой хронометраж попросту отпугнёт зрителей. Желая быстрее прекратить эту затянувшуюся бодягу, Кустурица отдал ленту на откуп продюсерам и вернулся на родину. На последок сняв своё имя из титров, значащееся в графе сценаристов картины. Поскольку решил, что основной замысел передан плохо, а сюжет испорчен вырезанными фрагментами. Сам автор как то признался, что в конечном итоге в его «Аризонской Мечте» не осталось души…

Сюжет фильма, как это обычно у данного автора – играет вовсе не главную роль. То есть, он конечно же имеется, имеется написанная история и персонажи, есть их диалоги и прочее. Но вся загвоздка в том, что пытаясь кому то после пересказать увиденное на экране – имею в веду фильмы Кустурицы – разумно описать сюжет всё ровно не выйдет, поскольку получится какая то каша, мешанина из интересных сцен и смешных эпизодов. Сам эе сюжет можно представить лишь бегло и это будет очень незначительная часть того, что происходит в картине. Герои его фильмов существуют по каким то иным, нежели привычные нам законам. Они живут своими сумасшедшими, невероятными мечтами, любят, ревнуют, оказываются в сложных ситуациях, которые преодолевают юмором и хорошей и весёлой музыкой. А ещё они могут иногда, если очень того захотят – летать… Вновь повторяются излюбленные приёмы постановщика, в частности сочетание яви и сна – когда иллюзии сливаются с реальностью. Главный герой фильма часто видит невероятные сны о жизни одного эскимоса на Аляске, после рассказывая виденное своим друзьям. Он грезит путешествием в край вечного снега, однако встретив необычную женщину, с явными психическими расстройствами – он временно останавливается у неё дома. Хотя изначально намеревался погостить у своего дяди – торговца некому уже не нужными кадиллаками, желающего приобщить сироту - племянника к своему бизнесу. Непростые отношения двух любовников – которые то отдаются безудержной страсти, то не менее страстно ругаются – здорово осложняют дядя – которому не нравятся эти отношения взрослой женщины и юного племянника ( хотя сам будучи в ещё более зрелом возрасте - намедни женился на его же ровеснице из Европы ) и друг детства – помогающий дяди в продаже машин, и постоянно крутящейся перед глазами. Но самое главное – их роману мешает приёмная дочка его возлюбленной, у которой навязчивый комплекс неполноценности. Сложившийся любовный треугольник неумолимо движется к трагической развязке… Впрочем, даже такой весьма далёкий от «хеппи – энда» финал, Эмир Кустурица способен сделать по своему жизнеутверждающим. Кто то счёл это пафосом, но я же склонен считать, что пафос априори не уместен в творчестве балканского мастера. Просто его кино насквозь пропитано живой жизнью, жаждой жизни – что бы вокруг не происходило, как бы сильно жизнь не била и не калечила самих героев – они покуда живы – будут воспринимать жизнь как чудо. В будущем он даже назовёт так одну из своих картин, сюжет который будет разворачиваться на его родине находящийся под огнём Гражданской войны. И даже там он сможет находить моменты для иронии, любви и улыбки…

Состав у фильма «звёздный», что вообще то не типично для Кустурицы – предпочитающего работать с малоизвестными за пределами родины соотечественниками. Правда в своём последнем фильме он уже сам играет любовь с мечтой многих мужчин планеты - Моникой Беллучи. Тогда же у него снялись модный у молодёжи Джонни Депп, Фэй Данауэй, Лили Тейлор, молодой Винсент Галло и подзабытый уже комик Джерри Льюис. Съёмки велись в течении нескольких лет и долго длился монтаж, в итоге бюджет превысил 20 миллионов $. Для начала 90 – ых – это были очень большие деньги, по сути стоимость стандартного американского фильма. Впервые «Аризонская Мечта» была показана на Берлинском фестивале в 1993 – ем году. Несмотря на тот факт, что ожидаемую голливудскую работу европейского режиссёра с восторгом встретили члены жюри, которые правда не нагадив её главной премией – всё же вручили второстепенную награду, а после картина удостоилась премии «Зрительских Симпатий» на Варшавском фестивале ( где награды удостоился за лучшую операторскую работу Вилко Филач ) – большинство критиков и зрителей сочло фильм провалом. Да и в кассовом отношении «Аризонская Мечта» с треском провалилась, не собрав в мировом прокате и миллиона долларов! Сегодня, когда этот фильм и звучащие в нём музыкальные композиции Горана Бреговича стали настоящей классикой – такое даже в голове не укладывается! Можно лишь вспомнить слова одного из любимых режиссёров Кустурицы, чьё творчество он в этом фильме даже цитирует ( пусть и устами забавного персонажа Винсента Галло ) – настоящему кино для признания его публикой всегда нужно определённое время. Трудно не согласится…
Показать всю рецензию
H A R
Мечтать не вредно
Как-то незаметно знаменитый сербский режиссёр Эмир Кустурица практически исчез из кинематографического пространства. Нет, в физическом плане он вполне реально существует — совсем недавно, например, он встречался с Владимиром Путиным и был награждён каким-то российским орденом. Но — свой последний художественный фильм «Завет» Кустурица снял ещё девять (!) лет назад. Фильм этот, кстати, с треском провалился в прокате и был очень холодно принят критиками.

А ведь было время, когда имя неистового Эмира буквально гремело по городам и весям. Молодёжь напевала задорные песенки с такими незатейливыми словами:

«Сегодня и ты после фильма Кустурицы

Шагаешь босиком… словно мокрая курица».

И вот — молчание и даже некоторое забвение. Наверное, это творческий кризис, надеемся, он скоро пройдёт.

Сегодня мы вспоминаем один из самых известных фильмов гениального серба, который наряду с «Андеграундом» и «Черной кошкой и белым котом» входит в сокровищницу мирового кино.

«Аризонская мечта» — чисто артхаусный фильм, снятый в Голливуде с великолепным звёздным актёрским составом — Джонни Депп, Фэй Дануэй, Лили Тейлор, Джерри Льюис, Винсент Галло.

О чём же они все мечтают?

Депп мечтает присоединиться к охотникам-эскимосам и ловить стрелозубых рыб.

Льюис мечтает забраться на Луну по лестнице из «кадиллаков».

Галло примитивно мечтает стать актёром.

Дануэй мечтает умчаться в небо на старом поломанном аэроплане.

Тейлор мечтает стать бессмертной черепахой и трахаться с Деппом.

В конечном итоге, всё происходит по Чехову — висящее на стене ружьё выстреливает.

Существует и другой вариант перевода названия этого фильма — «Сны Аризоны».

И действительно, абсурдно-монотонное действо скорее напоминает гипнотический сон, а не банальную реальность. И мы начинаем верить, что мир — это наша иллюзия, а мы сами — иллюзия Бога.

Шикарное кино.

10 из 10
Показать всю рецензию
as_Demaniak
Аризонская камбала.
Независимые режиссеры — на то и независимые, чтобы снимать, что считают нужным. Авторский стиль, концепции, идеи, замыслы и т. д. Кроме того, только они и на слуху — всякий интересный фильм, пожалуй, можно приписать «независимости» режиссера. Ну, и от таких режиссеров можно ожидать чего-то своего, стильного, характерного только для них — так формируется и аудитория этих режиссеров, а также сообщества кинокритиков, которым они по нраву (или наоборот).

Актеры — более проходящи. Они могут засветиться и тут и там, выдать и сильную игру, и слабую. Иногда на фильмы таких режиссеров зрители попадают за актерами. Иногда вообще случайно. А, еще часто говорят про любой хоть сколько-нибудь нагруженный смыслом фильм, что это «кино не для всех».

Все выше — это просто коротко о кинокритике, которая, к сожалению, часто имеет место быть в таком виде: «мне не понравился фильм» — и далее по накрученной. И актеры не те, и саундтрек не тот, и смысла нет. Особенно нет смысла тем, кто его просто не понял. Понять фильм — это, как ни странно, не всегда задача. О фильме можно сформировать мнение. Его можно обсудить, разобрать и т. д. Это немного лучше, чем отплеваться. А еще имеет смысл помнить, что режиссер — тоже человек, со своими интерпретациями, мировоззрением и художественным взглядом. И понимание фильма зрителем может расходиться с его замыслом. А иногда люди что-нибудь делают ради процесса и снимают что-то ради того, чтобы снять хорошую и свою работу — как нарисовать картину. Так что, в случаях с авторским кино (это вывод и конец многословного введения) лучший способ понять фильм максимально приближенно к режиссеру — это спросить у режиссера. На то оно и авторство. За неимением такой возможности не могу сказать, что понял фильм и глубоко им проникся. Для меня это — фильм о двух идиотках. Да, в нем есть еще герои, и вроде как центральный — Аксель, герой Джонни Деппа, любитель рыбы. Но его — хватает на всех. Впрочем, обо всем по порядку.

Безвестный мечтатель, которому снятся сны об эскимосах, и который мечтает поехать на Аляску, под давлением длительных уговоров соглашается поехать к своим родственникам в Аризону — побыть шафером на свадьбе, а затем — по воле родственников, продавать старые добрые «кадиллаки». Сам же Аксель не хочет ничего (так заявлено в аннотации). Особенно — продавать «кадиллаки». И он волею случая знакомится с двумя местными дамами, с которыми и проводит большую часть времени. Выбор довольно странный — при их поведении при знакомстве или семейном обеде любой здравомыслящий человек понял бы, что ни к чему хорошему это не приведет. И Кустурица добавляет в фильм элементы абсурда. Это понятно и местами смешно — в общем, сделано умело и со вкусом. Драма приобретает легкие черты сюрреализма — здесь люди летают, летает воздушный шарик и камбала. И все мечтают.

Эти две женщины, на дух не переносящие друг друга, все равно живут вместе и тоже мечтают. Одна — летать. Другая — переродиться в черепаху. Еще два героя фильма тоже мечтают: один — стать актером, другой — построить лестницу на Луну из «кадиллаков». Что ж, мечты бывают разные.

Актер терпит неудачу, но проводит время с героями других фильмов — подражая им, говоря с ними их реплики, копируя их жесты. Дядя продает «кадиллаки». Аксель… начинает строить летательный аппарат для одной из героинь… а героини закатывают истерики одну за другой. Именно это — бесконечные и бессмысленные скандалы и наполняют фильм для моего глаза больше, чем даже мечты героев, хотя и само слово «мечта» вынесено в заголовок. Наиболее эпичный из них:

- Убирайся! Видеть тебя больше не желаю!

Герой думает, пожимает плечами, начинает уходить.

- Стой! Куда ты?! Останься!

К слову, мечта добраться до Аляски — не такая уж и невыполнимая. Но главный герой смиренно чинит летательный аппарат, одна из женщин его регулярно ломает, а другая — закатывает истерики, и не может определиться. Требует купить билеты на поезд, а потом возмущается: как же, столько времени трястись? Нет, подавай билеты на самолет. А потом — снова поезд…

За этими семейными сценами (хорошо, разбавленными юмором), для меня благополучно утонул весь смысл фильма. Как я уже сказал в начале — фильм о двух идиотках. Я — зритель, я так вижу. Это не означает, что мне требуется разжевывание, это палка о двух концах — не хотелось бы и делать фильмы более примитивными для понимания зрителя. Но сцены поставлены хорошо. Если рассматривать техническую сторону дела, то фильм хорош. Актеры играют отменно, этого у них не отнять. Каждый из них отлично вписывается в свою роль. Отдельная похвала за музыкальный ряд. Фильм длинный, но смотрится легко, лишнего там нет. Отдельно могу отметить сцену смерти дяди — то, как поставлен в ней свет, т. е., просто отлично. Самоубийство тоже поставлено прекрасно. По технической части фильм сделан вполне качественно и добротно. Тут нареканий нет.

На DVD в дополнительных материалах присутствуют сцены, которые, согласно описанию, полностью меняют характер главного героя и суть фильма. Возможно, они помогут разобрать фильм. Но суть такого длинного текста не в этом. Оценивать фильмы с технической стороны — задача не слишком сложная, а вот его смысловую нагрузку — уже хуже. Всегда есть вероятность попасть в одну из упомянутых в начале категорий кинокритиков. Сказать же просто, что фильм не понравился — это слишком сухо. Технически он хорош. Есть отсылки к другим фильмам, есть определенные приемы постановки (например, повторение по нескольку раз одних и тех же реплик). Есть отличная актерская игра (смотрящим ради Джонни Деппа стоит смотреть только на Джонни). Но идейная наполненность фильма оставляет желать лучшего — не только потому, что посыл не ясен, а фильм про двух истеричек. Абсурдны мечты героев — и это переносится на сценарий, как элемент жанра (привет, летающая камбала). Совершенно не ясна их логика — ведь Аляска не так далеко, сел да поехал. Игра в русскую рулетку — что это? Очередной каприз истерички? Мы можем разобрать персонажей — все, как один, мечтатели (наверное, даже и мексиканцы). И все делают странные вещи, которые не всегда соотносятся с их мечтами. Поэтому — можно ли назвать этот фильм фильмом о мечтах? Скорее, он о праздности, нервозности и неразборчивости в собственных мыслях. Ну и, конечно, о летающей рыбе. Шутка, если что.

6 из 10
Показать всю рецензию
mrkkrdn
Золотая середина фильмографии Эмира Кустурицы
Многие знают режиссёра Эмира Кустурицу по его комедиям «Чёрная кошка, белый кот», «Андеграунд», возможно «Жизнь как чудо», а некоторые ещё вспоминают старый многосерийный шедевр «Время цыган». Мне посчастливилось пересмотреть всю его фильмографию — что-то на волне первого восторга, а что-то уже скорее по инерции. Вообще в любом творчестве есть, вероятно, два типа людей: первый тип — поющие на разные лады одну и ту же песню, второй — всегда находящие разнообразные новые мотивы, темы, пытающиеся обхватить как можно больше в культурном, историческом, даже географическом смысле. Кустурица, на мой взгляд, относится именно к первому типу. Что совсем не плохо. Постоянный повтор со временем приводит к рождению новых смыслов и их оттенков, с каждым новым фильмом Кустурицы укрепляется и растёт его своеобразная «цыганско-балканская» мифология. В раннем творчестве этот мирок замкнут в себе, несколько мрачен, излишне драматичен, уже ко времени «Кошки» и «Андеграунда» этот мирок открывается, становится универсальным, приобретает «товарный вид». Слишком национальное, либо попросту наивно-угловатое — сглаживается, а авторские самоповторы, своеобразные кустурийские рефрены, вроде слабо мотивированных сценок с левитацией, телекинезом и прочими внезапными аномалиями, превращаются в анекдотический самоплагиат. В одном из последних его полнометражных фильмов, в «Завете», эта универсальная анекдотичность, пожалуй, достигла предела, а вместе с тем и моя любовь к режиссёру Эмире Кустурице иссякла.

Но ведь ещё есть и «Аризонская мечта». Вещь необыкновенная и для всего творчества Кустурицы ключевая. Хоть и принято считать, что это самая нетипичная для Эмира Кустурицы работа: единственная «американская» работа балканского режиссёра, главные роли играют известные голливудские актёры, вместе с привычным Бреговичем теперь играет и брутальный американец Игги Поп; кроме того, это полный провал в прокате и «неудача» с одной стороны, но с другой — лучший фильм, золотая середина.

Самое удивительное, что во всей его фильмографии «Аризонская мечта» стоит ровно посередине. Всё, что до «Мечты» — это ранний Кустурица, романтик и трагик, печальный музыкант и певец своей земли; всё, что после — поздний Кустурица, балагур и тамада, громкий и шумный… тоже певец, но своей ли земли? Скорее, выдуманной. Середина же совмещает в себе всё — и лёгкость и тяжесть, и драму и балагурство, и своё и чужое и то самое выдуманное — идеальный мир, мир мечты и грёз, с позволения сказать «Город золотой». Для меня также есть и другое разделение: до «Мечты» — Кустурица не до конца сформировавшийся, но неуклонно идущий к своей «Аризоне», после же — Кустурица, уже высказавший всё, что было для него возможно.

На первый взгляд и при первом просмотре он может показаться слишком медленным, даже неявным, созерцательным. В фильме слишком много «атмосферности», комических сценок-зарисовок, ярких персонажей, но всего этого так много, что, наверное, каждый второй к финалу спросит себя: «О чём, собственно, этот фильм?». Интересно же, что при многократном просмотре начинаешь отчётливо видеть не только, собственно, генеральную «дидактическую» линию сюжета, посвящённую безысходному взрослению и превращению в тех, чей образ жизни был для нас раньше до отвращения неприемлем, но и всю его многоступенчатую структуру, в которой найдётся своя правда для любого возраста, для любого «состояния духа» и настроения. Это ещё не говоря об уровне цитатности фильма, в связи с чем, у меня он давно заменил «Иронию судьбы» на посту «регулярно-новогоднего кино».

Когда-то для одной околонаучной работы я анализировал «Аризонскую мечту» на предмет наличия в ней классических драматических ситуаций Жоржа Польти. И, хотя мне эта идея сначала показалась бессмысленной, к своему удивлению я обнаружил, что да — из сцены в сцену, весь сценарий «Мечты» движется от одной классической ситуации к другой, невидимый драматический механизм работает чётко и слаженно, нигде нет ни одного провиса. При кажущейся сложности и затянутости сюжета подобная структурированность не может не вызывать восхищения. Примечательно, что есть ещё и персонаж Поль, которому посвящено множество интересных комических эпизодов, совершенно не влияющих на сюжет — и такое бывает!
Показать всю рецензию
HEAD11HANTER
- Два глаза с одной стороны — это удобно? — Скорее необычно. — А что ты от этого теряешь? — Свою другую сторону. Но теряя, одновременно и находишь.
Не хочу анализировать и препарировать фильм, разбирать его сюжет, персонажей, актеров, особенности съемки или выявлять основную идею. Фильм прекрасен. Это все. Но фильм не просто прекрасен, он нечто большее, он похож на невероятный сон, на утопическую мечту, на картину Сальвадора Дали или Марка Шагала, и на мелодию «In the deathcar» Горана Бреговича и Игги Попа. Фильм просто создан из сюрреалистических воздушных шаров и стрелозубого палтуса с обоими глазами с одного боку, из мелодий Бреговича, из причудливого летательного аппарата, из голубоглазого хаски, полной луны, грозы и золотых каддилаков. И безумных, уморительно смешных, или напротив душераздирающе трагичных сцен, а также забавных, трогательных и одновременно глубоких диалогов. А главным образом фильм создан из его персонажей, ярких и совершенно далеких от нормальности, у каждого из которых есть своя мечта, пусть ей впоследствии и суждено разбиться о реальность. Или не суждено? А еще у них кипят нешуточные страсти, которым эти свободные от стремления к адекватности люди не боятся давать выход. Причем все герои этой истории вызывают горячую симпатию, здесь нет ни одного отрицательного персонажа, хотя в каждом из них свои ангелы и демоны.

А еще фильм создан из поиска своего пути его главным героем Акселем, который не хочет, подобно своему дяде, продавать каддилаки, а хочет… Да, кстати, чего он хочет? Найти свое место в жизни? Уехать на Аляску с Элен? Или с Грейс? Пожалуй он хочет все это сразу, что по определению не возможно. Он великий мечтатель, в мечтах для него нет ограничений. И он не мечтает о славе или богатстве, он романтик, мечтающий о путешествиях и любви, о великом и прекрасном, лишенном приземленности. Он зачастую не может разобраться в своих чувствах, но эти чувства искренни и глубоки. Пол, напротив, мечтает о славе, успехе и считает себя талантливым и просто неотразимым. Дядя Лео пытается спустить Акселя на землю, но он и сам романтик и мечтатель в душе. Элен мечтает летать. Возможно, она мечтает и о любви, только верит ли она в нее?

Грейс — самый несчастный персонаж всей истории, исходящий ненавистью к своей мачехе, а заодно и к остальному человечеству. И она хочет жить вечно, превратившись в черепаху. Меняет ли ее встреча с Акселем? У меня нет ответа на этот вопрос, но ее очень жаль, когда видишь, как она является свидетелем любовной иддилии Акселя и своей мачехи, и открыто ревнует. И мстит им, как только может. Что-что, а это ей в итоге точно удастся.

Акселю тоже не позавидуешь, он оказался перед неразрешимой диллеммой. Кого выбрать — Элен или Грейс? «Обе были очень несчастны, и я не знал, в которую из них стрелять.» У меня нет ответа, взрослеет ли Аксель в результате всего произошедшего в фильме. Но, думаю, ему теперь не страшна самая сложная и непредсказуемая женщина, в этом плане он обрел воистину бесценный опыт. А в остальном, я считаю, он понял самое главное: «Я понял, что ничего не знаю о жизни, но мне нравится жить». И «Что работа — это как шляпа на голове. Даже если ты идешь по улице без штанов, тебе нечего стыдиться своей задницы, если у тебя на голове шляпа.» Не это ли взросление? Не важно, зачем ты живешь, здорово то, что ты вообще живешь.

Что касается актеров… Я бы сказала, что Джонни здесь выложился по полной, и это одна из его лучших ролей. Так и есть. Но как же великолепны Фей Дануэй и Лили Тейлор! Чуть более второстепенны, но также хороши Винсент Галло и Джери Льюис. Не хочу размышлять, кто тут кого переиграл, будем считать что никто, и никого. Потому что все пятеро просто потрясающи и жизненно необходимы в этой истории. Все же персонаж Джонни наверно самый сложный, неоднозначный, многогранный и гениально воплощенный, хотя и не самый яркий из всех. Пусть Акселя и можно считать странным, он кажется самым искренним и человечным, к нему проникаешься наибольшей симпатией.

Немного о восприятии фильма. Его не надо осмысливать, его надо прочувствовать. Проникнуться этой свободой жить и мечтать, этой странной и красивой историей. Просто насладиться его сюрреалистической атмосферой и порой мудрыми, а порой забавными размышлениями Акселя о происходящем. Неважно, что смысл какого-то из них останется для вас на первых порах загадкой. Они придают фильму его особую атмосферу, а также бесконечную глубину и содержательность.

Для меня это лучший фильм Эмира Кустурицы. Самый любимый. Самый теплый, живой и искренний. Не такой культовый как «Жизнь как чудо» и не такой артхаусный как «Черная кошка, белый кот». Я люблю оба эти фильма, но «Аризонская мечта» для меня просто состояние души. Этот фильм вступает в резонанс с лучшим, что есть в моей душе. За это я его люблю особенно.

«Голос, прошептавший мне «Вставай, Колумб» напомнил, что Америка уже давно открыта.»

10 из 10
Показать всю рецензию
juliama
С смогу летать!
В наше странное время, когда проект по «деланию человека смехотворным» принимает тотальный масштаб, кажется, все, что нам остается — мечтать. Мечтать в Аризоне или мечтать в Арзамасе — как хотите. Ведь для этого практически ничего не требуется, только хороший фильм и время. Пока расточительность — главная составляющая нашей свободы, за это мы всегда готовы постоять, время-то у нас навалом.

Главный «мечтатель» — Аксель — работает в Нью-Йорке в рыбинспекции, и любит свое дело — «работу царя рыб». Его друг, Поль, без пяти минут кинозвезда, (Снимаешься в зарубежных фильмах?! — Точно, в них самых!) и мечтает о громкой славе Кэри Гранта, за которым в одном известном фильме охотился самолет — распылитель.

Применив хитрость, Поль привозит Акселя к его дядюшке Лео, против его воли. Дядюшка с детских лет был Акселю очень близок, и даже подарил ему кинокамеру, и Аксель любит Лео, не хочет только, чтобы тот вовлекал его в семейный бизнес. Когда-то отец Лео был первым продавцом Кадиллаков, и у него была потрясающая мечта — если поставить все проданные машины друг на друга, то по ним можно залезть на Луну! Лео тоже верит, чтобы быть успешным, надо продавать автомобили!

Аксель не рад, но все же соглашается остаться на денек, неожиданно влюбившись в первую же покупательницу, шикарную Элен. У Элен есть падчерица Грейс — нелепая девочка с аккордеоном — тоже мечтательница, не то феллиневская циркачка, не то притворщица. Она хочет быть, как большие черепахи — ведь «они не знают печали».

Далее у Элен и Акселя роман. Они счастливы в ничегонеделании и в своих непридуманных полетах на дельтаплане, который собрали сами. Сцена под знаменитого Бреговича, широко узнаваема, и давно вписана в визуальную энциклопедию киноклассики. Они размышляют — куда уехать (типичные влюбленные) — Папуа Новая Гвинея? Как насчет Аляски? — там «сплошная тишина, не за что зацепится… У эскимосов человек после смерти становится частью бесконечности». И клянутся — мы будем любить с тобой друг друга всегда, потому что это и есть бесконечность. Такая чистая иллюстрация детскости и свободы духа.

Кустурица — большой ценитель точного слова — любит ввернуть что-нибудь эдакое, наполняя все вокруг красочной поэзией — «Люди считают рыбу безмозглой» … или «Беременна? Фига себе!» «Я тебе дал побибикать! Какого ляда еще надо? Out! И купи себе Форд!»

Мир Кустурицы всегда населяют комичные и обаятельные жители, «другие», чем мы, но отчего-то понятные и родные. Они все милы, и я даже теряюсь, в кого из них можно сильнее влюбиться, они как боги с Олимпа настоящего большого кино, а точнее из Мечты, что в этом случае — одно и то же.

Любые разговоры о «провале» этого фильма, бессмысленны, поскольку я думаю, что нет никакого проката для широких масс, а поэтому и провала нет, через годы есть единственный критерий — принадлежишь ты к искусству или нет. Эмир Кустурица, вероятно, и сам до конца не осознает, какой гениальный снял фильм — о нас-других, но настоящих, в каком бы времени мы не проснулись, и еще о поисках любви и свободы.

Далее, вроде как все идет к драме, а на деле фильм полон жизнелюбия, музыки и юмора, а герои будто сами себе поражаются, уже, начиная догадываться, что они не обычные герои, а попали в одну из самых культовых картин всей истории кино, считай, что прикоснулись к вечности: «Аксель-Аксель-Аксель… Лео-Лео-Лео!»

А знал ли режиссер, что и его мечта когда-то сбудется? Ведь понятно, что он и есть главный мечтатель. Он не объясняет, он заигрывает, и пока он это снимал, так увлекся, что открыл вдруг свою собственную «америку» — как право быть совершенно свободным в искусстве. Право летать.

10 из 10
Показать всю рецензию
Ilmarranen L
Подняться к небу
Жил-был мальчик Аксель, которого в детстве мама будила со словами: «Вставай, Колумб!«С годами Аксель понял смысл этой фразы:' Америка давно открыта, а мечты далеки от правды жизни»

Акселю стукнуло 23, но он так и не научился мечтать о головокружительной карьере и других «сопутствующих факторах» в жизни «нормального» человека: все грезил о эскимосах и взвешивал рыб, не забывая заглянуть им в глаза — работа у него такая.

Но «правильный «дядя Генри, желая своему племяннику добра и еще раз добра, просит Акселя быть шафером на его свадьбе. Но за обычной просьбой скрывается нечто большее…

Так начинается история Великой Мечты. Этот лейтмотив проходит через все фильмы Кустурицы.

Морские черепахи, летающие машины, неразделенная любовь, музыка, пробирающая до мурашек и… стремление подняться к небу. Нет, не по карьерной лестнице. Хоть и несколько персонажей мечтают именно об этом. «Аризонская мечта» — фильм о полёте. О желании взлететь и попытках этому научится. А куда лететь — уже другой вопрос: у каждой мечты свой курс.

10 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 ... 11
AnWapМы Вконтакте