Рецензии

Dr_Gonzo
Вскрытие сонного человека
Материал требует от нас хирургических манипуляций. Сделаем над собой усилие, и отделим фильм, как художественное произведение, от его важной исторической основы. За такие подпольные операции любой здравомыслящий искусствовед назовет меня коновалом, и будет почти прав: подлинное произведение искусства неделимо. Если у нас находится повод говорить: «Да, у режиссера есть пара классных находок, несколько сцен цепляют, а в целом фильм скучноват» – значит, фильм не получился. Он рассыпается на частности и фильмом не является. Но в случае с работой Джорджа Клуни «Доброй ночи, и удачи!» эксперимент жизненно необходим.

Итак, если бы за самый скучный фильм присуждали «Оскара», то «Доброй ночи, и удачи!» был бы вне конкуренции. Дордж Клуни - красивый мужчина с весьма средними актерскими способностями, который подкупает, скорее обаянием, чем талантом. Его режиссерские способности еще более удручающие: 90-минутный диалог на черно-белой пленке в снотворной эстетике телеспектакля – инквизиция зрительского терпения.

Никакой посторонней жизни. Зритель погружен в герметичное, прокуренное помещение студии CBS, откуда принципиальный журналист с цепким взглядом Эдвард Морроу (Дэвид Стрэтэйрн) выходит в вечерний эфир с критическими выпадами в адрес сенатора Джозефа МакКарти. Выступления Морроу – это главный акцент и, по замыслу режиссера, самые напряженные сцены фильма. В эти минуты камера берет Морроу крупным планом и буквально прилипает к нему, гипнотизируя зрителей его речами. Слушай или умри!

Никаких эмоций, чувств, разбушевавшихся страстей, а только холодное, расчетливое, символичное противостояние журналистики и политики. Джордж Клуни сделал ставку на историчность, но историчность без яркой борьбы – лишь мертвая глава из школьного учебника, которую хочется быстрее пролистать.

Самое время продезинфицировать хирургический инструмент, чтобы взяться за историческую основу…

Любая страна болезненно переживает времена смуты. Вспоминает о них всегда с неохотой. Тем более, если речь идет о болезненно-самовлюбленных США. 50-е в Америке принято ассоциировать с рок-н-роллом, Элвисом и «Кадиллаком». При этом, мало кто вспомнит, что Белый Дом сделал все, чтобы задушить «черную музыку», ведь рок-н-ролл придумал отнюдь не Элвис, а парни потемнее. Еще с большей неохотой Штаты вспоминают об «охоте на ведьм», разожженной сенатором Джозефом МакКарти. «Он коммунист!», - в 50-е обвинение, равнозначное приговору. Коммунистов искали с особым рвением, как в Союзе искали пособников капитализма и империализма. Никогда стукачи не чувствовали себя так хорошо. Темное было время в «свободном», «демократическом» государстве. И Дордж Клуни вызвался напомнить о нем миру на примере более чем показательного конфликта. Нельзя недооценивать благородство замысла.

Оттого вдвойне жаль, что Клуни не нашел хоть каких-то выразительных художественных средств для своего рассказа. И если уже на то пошло, лучше бы он последовал примеру Майкла Мура, сняв документальный фильм. Потенциал материала очевиден. Важно было заставить его работать для зрителя и на зрителя…

Кстати, кроме историчности и редких хроникальных кадров, материал заслуживает быть прописанным в терапевтических целях всем без исключения журналистам. Вначале фильма Эдвард Морроу («Он швырял камни в гигантов», - скажут о нем) заявляет с трибуны: «…телевидение переживает упадок, отстраненность. Телевидение развлекает зрителей, отстраняя от реальности». При этом, наши нынешние журналисты ощущают потение подмышками и стыдливо прячут глаза. Потому как практически никто из них не готов пойти наперекор. Всех все устраивает. Пишем «джинсу», снимаем «джинсу», ведь хочется пробовать роллы, ручкаться с нардепами, рассказывать, с кем писал бездарное, по сути, интервью. Так что «Доброй ночи, и удачи!» - отличный пример настоящего журналиста, свод его целей и задач. И если они кому-то не по плечу, возникает вопрос: почему вы еще здесь? Может, лучше суепервайзером в «Proctor&Gamble»?

Получается, фильм «Доброй ночи, и удачи!» редкая скука, но назвать его никчемным не могу. Скорее уродец, требующий сочувствия.
Содержание, обличенное в неправильную форму… Обидно. Пойду, напьюсь.

© Raul Duke
Показать всю рецензию
bonnie-a-clyde
Кстати, они победили…
Доброй ночи и удачи желает всем зрителям крупнейшей телекомпании Америки ведущий небольшой рекламно-развлекательной программы. Делает он это раз в неделю на протяжении многих последних лет.

Для тележурналиста Эда Марроу это своеобразный отдых, почти пенсия. Ведь за плечами годы напряженной работы, военные репортажи со второй мировой, успех у зрителей, удачная карьера. И сейчас есть все, что нужно немолодому уже журналисту: дружная команда, высокий рейтинг программы, благосклонность начальства и деньги спонсоров. Жизнь удалась. По крайней мере, так кажется.

Но наступает день, когда среди тысяч новостей со всех уголков США глаз цепляется за сообщение о том, что из ВВС США уволили лейтенанта Радуловича за то, что его бывшая жена когда-то, кажется, ходила на собрания коммунистической партии. И зацепив, эта новость уже не отпускает. Напротив, она обрастает новыми ужасными подробностями — было бы желание эти подробности увидеть и услышать. Если у вас хватит смелости задуматься об этом…

Осень 1953 года, расцвет эпохи маккартизма, «охота на ведьм», коммунисты и все сочувствующие им объявляются врагами народа. «Не попросят ли моих детей доносить на меня? Не осудят ли детей за то, что их отец носит позорное клеймо?» — роняет свои вопросы в пустоту уволенный лейтенант. И, несмотря на то что судят в данном случае его самого, произносит приговор стране: «Я предвижу, что может начаться цепная реакция, которая коснется всех». Но маховик уже запущен на полный ход, сенатор МакКарти без передышки мотается по стране, в каждом городе находя и осуждая изменников.

Помните, как в сказке про новое платье короля всеобщее безумие прервал маленький мальчик, громко крикнувший, что король голый? Матерые журналисты не наивные мальчики. Они понимают, что, сказав правду, могут поставить крест на своей судьбе.
Но они говорят ее. Уникальность ситуации в том, что в своей программе они не прибегли к хитрым техническим уловкам или глубокомысленным комментариям и выводам. Они просто предложили американцам увидеть происходящее. Увидеть по-настоящему. Не отворачиваться, не отмахиваться. Понять, что следующим на скамье подсудимых может оказаться любой из них. И погибнуть просто потому, что думаешь чуть иначе. А в конце программы Марроу, по традиции, пожелал всем доброй ночи… Если сможете заснуть.

Кстати, они победили. И еще. Программу закрыли, а их уволили. Правда, через пять лет наградили, видимо, за храбрость.

Клайд
Показать всю рецензию
V.A.N.
СМИ в нашей жизни.
Очень хороший фильм о влиянии СМИ на нашу жизнь.

В фильме показано то, как СМИ манипулируют обществом, а мы верим всему, что слышим по радио и видим по ТВ. Мне, как работнику СМИ, было очень интересно смотреть этот фильм. Не думайте, что он скучный, он просто очень грамотно сделан.

Актёрская игра понравилась, также понравилась чёрно-белая стилистика фильма. Политическая подоплёка фильма настраивает на нужный лад, а из Клуни получился неплохой режиссёр.

В общем, мне понравилось. Впервые вижу кино на подобную тему.

8 из 10
Показать всю рецензию
Martishka
Очень давно хотела посмотреть этот фильм. Как-то все откладывала, предчувствуя незабываемое удовольствие от режиссерской работы Джорджа Клуни.

А в итоге - могу сказать, что фильм соответствует своему названию - спится под него лучше некуда.

Возможно, любителям фильмов о политике сценарий покажется более тонким и стоящим внимания.

Мне же казалось, что я читаю документальную книгу о 50-х в Америке, а эта тема, к сожалению, никогда не была мне особенно интересна.

Роберт Дауни-мл. - единственный, ради кого некоторые из вас (я знаю) могут посмотреть этот фильм, но в целом впечатления это не улучшит.

Скучно.

5 из 10
Показать всю рецензию
Денис
Охота на ведьм
Джордж Клуни весьма талантливый актер, как выяснилось после просмотра этого фильма, он ещё и весьма талантливый режиссер. В фильме освещен весьма забавный, с нашей точки зрения, период американской истории. Так называемая «охота на ведьм», то время, когда только за улыбку при взгляде на красную тряпочку, в дом вламывались агенты ФБР, АНБ, хватали всех, кто был в радиусе досягаемости, и увозили на всякого рода допросы.

Это, кстати, на заметку нашим разоблачителям, визжащих со всех столбов о произволе, который творился во времена советов и особенно при Сталине. Мол, доносы писали, ссылали и заставляли в тайге оленей пасти. А вот в самой великой демократической стране люди в Дисней Лэнд ходили и жили свободно. Им не понятно, что там творились те же яйца, только в профиль.

Фильм рассказывает о журналистах, которые воспротивились произволу, творившемуся в Америке в те годы. Этих журналистов было мало, и это даже по фильму заметно. Ну, то есть, ремарки и визги о свободе прессы тут не принимаются. Всем с детства известно - кто девушку платит, тот потом её и танцует. Так вот за «независимую» американскую прессу и ТВ тоже кто-то платит и она, этот зомбоящик, освещает взгляд, который нравится владельцу. Да, в какой-то степени их свобода слова, по сравнению с нашей, - это Гималаи и Марианская впадина.

Актеры подобраны идеально - нет здесь этих нахальных, халеных рож, как у нас на ТВ, типа Сванидзе или Познера. Кто-то скажет – это кино! На это всегда есть ответ – к доктору. На худой конец можно обратиться к старой хронике, она есть и там видно, какие ведущие в америке, чтобы увидеть наших, достаточно включить телевизор и взглянуть в экран. Запаситесь пакетами, при сравнении становится действительно страшно, многим ослабленным организмам делать это категорически не рекомендуется.

Дэвид Стретхерн вообще по-моему идеал телеведущего: не халеный, не слащавый, не наглый – никакого познерства. Глазки не бегают, видна честность, никакого лицемерия в глазах. А он американец, ну ведь всего лишь американский ведущий. Ну, ведь русская морда лица гораздо более фотогенична и не менее умственно развита, чем у него, ну откуда берут наших ведущих?

Да, показывают нам, что вмешательство прессы - в то время все-таки более независимой - может помочь в борьбе с произволом государства. Конечно, эта борьба немного голливудская, ну то есть интересная и волевая, все вокруг этакие герои, готовые рискнуть своей карьерой, да и многим остальным ради спасения офицера, уволенного из ВВС США только за то, что его папаша когда-то прочитал югославскую газетенку. Для справки: Югославия в те темные и ужасные времена была населена коммунистами, которые патрулировали улицы Белграда на медведях и расстреливали всех, кто был похож на буржуев. Пресса, естественно, в Югославии была подобающей - за всем был тотальный контроль, всю прессу внимательно перечитывал сам вождь Тито, только после этого она попадала в руки безвольных граждан страны, а потом и доходила до «свободных» граждан Америки.

Если кто-то сомневается, что за подобное в Штатах могли «репрессировать», ложитесь спать пораньше и как можно меньше смотрите телевизор. Это у нас хватали из-за доносов, естественно, там такого не было, все негры ходили в майках СССР и рассказывали анекдоты о том, как Сталин побил на ринге Трумэна, и ничего потом с неграми не было. То, как снимались кальсоны и рвались портки на этих юмористах, наши демократы слышать не хотят.

В «Спокойной ночи и удачи» так далеко не заходят, но отчетливо показаны карьеристы, типа Маккарти, которые на волне борьбы с коммунизмом готовы были хватать всех и каждого, не заботясь о правомерности своих действий. Маккарти, кстати, выглядит как чистое пугало, так обычно карьеристы и недалекие выглядят, самое смешное, что ведь видно - попугай, а все равно избирают, видимо, нездоровая любовь к разноцветным пернатым есть во всем мире.

Конечно, и в фильме не обошли момент с владельцем CBS, которому на плешивой голове устраивают танцы с волками властьимущие. Рекламодатель, имеющий военные корни, тоже дает деру с корабля, после чего боссу CBS ничего не остается, как давить на Клуни и Стретхерна с целью сбить с них спесь и прижать к ногтю. Есть такие журналисты, бывают, которые лезут на амбразуру ради имени, жаль, что это редкость, а у нас вообще несбыточная мечта. Есть только Познер, который любит Францию, а Россию нет, но ведет все мало-мальски значимые политические передачи. В «Спокойной ночи и удачи» почему-то создается впечатление, что на CBS работают патриоты своей страны, просто возмущенные произволом, а когда смотришь на Познера или Сванидзе кажется, что они патриоты какой-то другой страны, а возмущены вообще не понять чем, я вот лично возмущен их фактическим существованием.

Фильм черно-белый, видимо, для большей документальности, но это не только не вредит, а даже наоборот - придает некоторую правдивость, серьезность и солидность картине. На мой истинно верный взгляд, такие картины надо показывать не только на фестивалях и в ночном эфире, а сразу после каких-нибудь «Времен» Познера, под лозунгом «Почувствуйте разницу».

Почувствовали, хоть и кино, но выглядит реалистично, и такое телевидение, хоть и на американский манер, мне гораздо ближе, такие журналисты, как персонажи Стретхерна и Клуни, вызывают уважение. Даже Роберт Дауни младший, пробежавший здесь на втором плане, отлично смотрелся, что с ним часто случается, хотя его персонаж скорее отвлечение от основной линии и показ идиотской политики CBS в отношении своих сотрудников.

Отличная документальная драма от Джорджа Клуни, отличная режиссура, великолепная работа оператора с закосом под старые фильмы, фелигранные диалоги и добротная актерская игра. Жаль, что фильм такой короткий.
Показать всю рецензию
Саня
Честные люди и телевидение
Джорджу Клуни, вообще говоря, не повезло. Его образ мачо так заслонил собой все актёрские и не только достоинства, что ему теперь трудно снять серьёзное кино. И сняться в таковом. Он он старается, и у него получается!

Слышал много хорошего об этом фильме, а окончательно посмотреть решил после «Фроста против Никсона». Обе ленты эти исторические, о прошлом, не столь отдалённом.

Чем картина (а не фильм) завораживает с самого начала, так это эстетикой. Трудно бывает ввести зрителя в предлагаемую эпоху, зритель отказывается воспринимать тот факт, что 50 лет назад всё было СОВСЕМ не так, как сейчас. И здесь прекрасно срабатывает приём чёрно-белого изображения. Это просто находка! Музыка, планы камеры — всё из тех лет. Я поверил не колеблясь ни секунды! Смотрится это всё столь органично, что документальные кадры с сенатором МакКарти не выбиваются из общего зрительного ряда.

Действие архистатично: кроме студии мы попадаем только в бар, пару квартир, да зал суда. Тем не менее, почти 90минутное действие не успевает надоесть и не даёт расслабиться. Чёрт возьми, ну как же я завидую режиссёрам, которые могут снять картину, в которой главные герой — язык, речь. Весь фильм — огромная речь, от которой не устаёшь! Потому что тема, поднятая там, была и будет актуальна всегда.

Она выражается в одной из последних реплик, в разговоре «тайных» мужа и жены: он сомневается, а правильно ли они поступили, за те ли идеалы они стоят? Вдруг МакКарти прав. Вдруг есть «высшее благо»? И получает вопрос: «Если ради него попирается всё, что это за благо?» Эти люди знают, за что они стоят, но всё равно хотят влезть в шкуру соперника, чтобы понять и его причины. Им нужна истина и они готовы страдать ради неё.
Может показаться, что картина наполнена риторикой об американской политической системе и политической жизни. Это так. Но приглядитесь получше, там говорится лишь о том, сколько трудностей преодолела эта политическая система и выстояла. А значит чем дальше, тем она будет лишь крепче, нужны лишь люди, готовые поддерживать и продолжать её.

И о телевидении. Клуни хитёр, он отнёс действие в 1958 год (а 1953—1954, когда происходит основное действо, такой большой флешбек, по сути), но ведь он устами Эда Мюрроу говорит напрямую о том, чем стало телевидение и чем оно может и дОлжно бы быть.

Извините за смазанную рецензию, просто это один из самых умных, полезных и нужных фильмов, что я когда-либо видел. Это честный фильм о честных людях. А их сейчас так мало — как людей, так и фильмов.

P.S.: Лицо Дона Холленбека в баре — это, наверное, один из образцов для всего кинематографа, в нём передана такая гамма чувств, что сжимается сердце и ты понимаешь, насколько ему тяжело слышать этого глупого, но критика, который называет его нет, даже не красным, а «розовым»… Я давно не встречал такой игры, низкий поклон.

9 из 10

Good night & good luck!
Показать всю рецензию
volohov
«Америка — страна контрастов»
Кино-контраст. Контраст к этике и эстетике современного кинематографа. К развлекухе, яркости красок и спецэффектов. Черно-белое кино, больше похожее на публицистическую телепередачу. Решенную теми же художественными средствами, которые были в арсенале телевидения 50-х.

Фильм полностью погружает в атмосферу Америки 50-х, но не ту, которая известна миру по картинам и картинкам с Мэрилин Монро и записям Элвиса Пресли, по розовым Кадиллакам и рекламе Кока-Колы. Это обратная, точнее, внутренняя сторона Америки 50-х, тёмная, как ч/б-плёнка.

Здесь нет экшна и лихо закрученного сюжета, супергероев и красоток. Только диалоги и монологи, дым сигарет и джазовые перебивки. Но фильм захватывает внимание полностью. Если, конечно, вас может захватить история отстаивания своих принципов обычным человеком, которому за твёрдость позиции грозит, как минимум, потеря любимой работы. Если борьба за свободу, нет, не свободу Африки, а собственную внутреннюю свободу — лейтмотив вашей жизни.

Фильм особо интересен журналистам. Не только потому что герои вдохновляют на принципиальность и моральность, не только потому что поднимается главная проблема масс-медиа — добровольный отказ от роли информатора в пользу роли массовика-затейника в виду большей коммерческой выгоды последней. Фильм открывает глаза на технологию свободы слова. Нам остаётся смотреть, раскрыв рот, и завидовать, что даже в эпоху реакции владелец телекомпании старается не вмешиваться в журналистскую работу.

И про эстетику. Это фильм-стиль. Лаконичный, как мужской костюм 50-х. Если вам безразлична тема картины, от первой до последней секунды можно наслаждаться операторской работой, работой костюмеров, декораторов и гримёров и строгой игрой великолепного актёрского ансамбля. Каждый кадр фильма — отменная чёрно-белая фотография. В джазовой рамке.
Показать всю рецензию
КиноПоиск
Маккартизм и «Молот коммунистов»
Среди кинолюбителей ходит анекдот про то, что, когда на съемках шумахерского «Бэтмена» Арнольд Шварценеггер похвастался, что в будущем станет губернатором Калифорнии, Джордж Клуни ответил, что, если такое случится, то он снимет черно-белый фильм с безызвестными актерами.

«Доброй ночи и удачи» — вторая режиссерская работа Клуни после «Признаний опасного человека» (если не брать в счет сериал «Unscripted», на съемках которого любимец Америки сблизился с Грантом Хесловым, впоследствии работавшего с ним и над исторической драмой «Доброй ночи» и над комедией «Люди, которые смотрят на коз»). Признаюсь, к просмотру данной картины, прекрасно зная пафос и манеры Клуни, проявляющиеся везде, где только можно, от съемок «Друзей Оушена» до вручения кинопремий, я был не расположен. Но, увидев вместо знаменитых гримас режиссера «железное» лицо борца-правдолюбца Эдварда Мурроу в исполнении Дэвида Стретхерна, я понял насколько все-таки фильм не такой, в каком свете он представлен. Кстати то, что этот фильм снял Клуни очень заметно, хитроумные улыбки, холодная задумчивость и подергивания головой при разговоре — это присуще всем персонажам фильма, начиная от Мурроу, заканчивая на Джо Вершба в исполнении Роберта Дауни младшего.

Доброй ночи и удачи.

Что же эти слова означают? Эти слова в фильме повторяются четырежды, а может и больше, главным героем, тележурналистом Эдвардом Р. Мурроу, после каждого своего еженедельного вечернего выступления во вторник. Это — не его пожелания, а штампованная фраза, присущая каждому телеведущему, которому нужно закончить парад новостей.

Действие разворачивается в начале 50-х годов, когда только начинает ощущаться Холодная война. Западный мир быстро набирает обороты в экономике и в вооружении на случай атаки СССР, тележурналистика только встает на ноги, а в США в самом разгаре маккартизм и антикоммунистические настроения. Политические репрессии против всех инакомыслящих явились причиной для бунта в голове Мурроу, ведущего еженедельной политической программы. «Красная истерия» охватила всю страну, но, несмотря на это, Эдвард решает противиться самому сильному на тот момент сенатору в штатах, стараясь минимально подставить под удар своих напарников. «Я всегда знал, — обвиняет Эдвард своего друга Фреда за пару минут до эфира, — что ты трус» «Зато я не красный, — отвечает Фред». Конечно, канал CBS, на котором ведется трансляция этой программы, не в восторге от идеи Мурроу, но владелец канала решается на такой рискованный шаг, и обвинения в адрес Маккарти выпускают в эфир. К удивлению многих, положительные отзывы превышают отрицательные многократно, журналистам даже не предъявляют обвинения в сочувствии коммунистам, что подталкивает их на продолжение обвинений в следующих программах. Обвинения заключались в подтасовке фактов, лжесвидетельствах, в том, что Маккарти ищет коммунистов даже у себя в супе. Обвинения не беспочвенны: одним из жертв маккартизма стал Альберт Эйнштейн, ранее подавший просьбу о миграции в США из нацистской Германии. Телевидение поворачивается против героя Америки, что приводит к неизбежным последствиям для обеих сторон.

Фильм бы был не так хорош, если бы в нем нельзя было найти скрытого подтекста, независимо от того, заложен ли он был создателями или попросту зародился в нем сам. Когда каждый, посмотревший этот фильм, осознал для себя, что этот фильм о вечных противостояниях власти и СМИ, то далеко не каждый понял, что это — фильм о красоте, в которой нельзя сомневаться. Не о свободе и не о правде, о которой в своей речи говорит Эйзенхауэр в конце фильма, а о безупречной красоте. Каждый, кто участвует в скандальной программе, носит тщательно начищенные ботинки, белоснежные рубашки, тратит на стрижку и прическу уйму времени, даже курит сигару так, что, особенно в черно-белой версии, зритель сможет не только увидеть красивые завитки дыма, но и ощутить запах табака. Такой престиж противопоставляется в фильме поведению антагониста Маккарти, одутловатого, потного и эмоционального, в отличие от стального Мурроу, в руках которого даже от сигареты дым замедляет свое движение. И каждого, осмелившегося повернуть с дороги самоуверенности, отвернувшегося от собственного «я», настолько отшлифованного годами работы в Mass Media, ждет неминуемая участь — забытье.

Для людей умных «Доброй ночи и удачи» — история о проявлении тоталитаризма в самой свободной стране на Земле, о вечной борьбе правды и цензуры, история, навеки актуальная, история о вечных проблемах. Для людей мудрых «Доброй ночи и удачи» — не просто тщательно вызубренная фраза, а искреннее пожелание каждому человеку быть уверенным в себе и собственной красоте, чтобы тот смог отстоять свое мнение, а не свернуть с пути.
Показать всю рецензию
Kojima-kun
Ещё один фильма режиссёра с известным всему миру именем Джордж Клуни. Оказалось, что он не только великолепный актёр, но и классный режиссёр.

В этот раз он исследует тему СМИ. Свободу СМИ. Свободу.

Действие картины переносит в 50-е года в США. В центре внимания — деятельность сенатора МакКарти. «Охота на ведьм» — охота на коммунистов в США, увольнение их из государственных органов, обвинения без суда и следствия. Сами понимаете, центр мировой демократии не мог позволить себе вести себя с гражданами так, как это делали в СССР. Точнее, сами граждане не очень хотели, чтобы с ними себя так вели.

Не сказать, что деятельность сенатора была пресечена сразу. Вспоминается фильм с Джимом Керри «Маджестик», когда несмотря на уйму положительных дел, разум жителей был закрыт красной занавесочкой с серпом и молотом при обвинении главного героя в пособничестве коммунистам. Это клеймо. Это страх. Это изоляция и отчуждение.

Эдвард Морроу начинает борьбу против гонений, против сенатора МакКарти. Он голословно не обвиняет, он не пытается выпрыгнуть из штанов. Выпуск его программы на телеканале CBS дозирован, тщателен, чёток, сух и точен. Филигранная работа команды Морроу.

Строгость и чёткость происходящего на экране дополняется монохромом. Будто перед тобой и кино, и историческая хроника. Что-то среднее.

Клуни пытается показать работу самоотверженных людей. Журналистов. Именно журналистов, а не пародию на них. Режиссёр показывает сложности, с которыми сталкивается создатель программы, обличая, в общем-то, по существу сенатора, но при этом рискующий остаться за бортом компании. Везде есть спонсоры, спонсоры связаны с государственными заказами, есть руководство канала, есть давление со стороны властей. Всё это не новость. В США это не было новостью в 50-е. Для России это не новость сейчас. Но почему-то люди продолжают работать, продолжают выполнять свой профессиональный долг, несмотря на все риски. Есть жёны, есть дети. И есть долг.

На фоне происходящего на экране ненароком проводишь аналогии с ситуацией раньше, сегодня, завтра. Кто-то скажет, что кино скучное, однако почему-то мало кто обратит внимание, что оно способно пробудить думы о свободе и телевизионных СМИ. Кто-то скажет, что в фильме мало внимания уделено персонажам, их характерам. Это правда. Но не в этом смысл ленты. Смысл ленты в другом. Его можно услышать из уст Эдварда Морроу. Кино начинается его речью, ей же он и заканчивается:

«Давайте хотя бы иногда говорить громко о важности информации. Давайте помечтаем о том, что когда-нибудь в субботу вечером вместо развлекательного шоу у Саллевана мы увидим политическую программу о состоянии американского образования, а через две недели вместо комического шоу Стива Аллена услышим анализ американской политики на Ближнем Востоке. Пострадает ли от этого имидж компаний-спонсоров субботних шоу? Будут ли протестовать их акционеры? Случится ли что-нибудь плохое? Или миллионы людей разберутся лучше в явлениях, определяющих будущее нашей страны, а значит, и будущее её компании. Тем, кто скажет — люди не будут это смотреть, им это не интересно, безразлично, скучно — я отвечу: «По мнению одного репортёра, есть доказательство несправедливости этих утверждений. Но даже если они верны, нам терять нечего. Если эти утверждения верны и телевидение годится лишь для того, чтобы развлекать, значит, телевидение теряет свою ценность и вскоре мы увидим, что битва проиграна. Телевидение может учить, просвещать, даже вдохновлять. Но только при условии, что люди хотят использовать его в этих целях. В противном случае, телевидение — это просто куча ящиков, начинённых лампами и проводами». Добро ночи, и удачи».

Великолепная, необычная и злободневная работа. Атмосферно. Сильно. Важно.
Показать всю рецензию
travis76
Мужество и мужественность
Мне иногда становится завидно тому, что я никогда не испытаю. Еще с самого раннего детства нам хочется быть кем-то, быть похожими на кого-то, жить в какой-то эпохе и совершать какие-то настоящие смелые поступки и подвиги. Мы читаем «Трех мушкетеров», и нам хочется сражаться на шпагах, скакать на лошади и иметь таких прекрасных троих друзей. Мы смотрим вестерны Серджио Леоне, и мы сожалеем, что родились слишком поздно и никогда не испытаем дыхание сухой прерии, не надвинем на лоб шляпу, не сможем хитро прищуриться, затянуться сигарой и сказать что-то немногословное, но очень точное и значимое. Мы смотрим «Однажды в Америке» и огорчаемся по тем ушедшим временам шляп, подпольного виски и строящихся небоскребов.

Похожее чувство я испытал и при просмотре «Доброй ночи и удачи». Какой же все-таки молодец Клуни, сразу решил для себя я. Как здорово он сумел сломать все стереотипы о себе, представ по-настоящему тонким и самобытным художником. И как же я стал завидовать тем людям, о которых речь в фильме. Этот фильм воспевает мужество и мужественность. Причем это сделано не на фоне войны, кровавых битв, погонь и природных катастроф. Это воспевается в обстановках небольших студий, кабинетов, столиков. Какой молодец Клуни, что с такой трогательностью и любовью показал этих людей и этот, признаюсь честно, совершенно неизвестный мне период истории Америки. Это фильм о свободе, в первую очередь свободе внутренней. Это фильм о подвиге — своем личном подвиге. Фильм еще раз подтверждает тезис о том, что в жизни всегда есть место подвигу. Даже в уютной и стыной Америке 50-х годов. И мне по-настоящему завидно этим людям с верой в то, что они делают, с их целеустремленностью, правдивостью и бесстрашием. Я восторгаюсь от этого стиля — мягкие костюмы, подтяжки, рубашки, сигареты «Кент» и джаз. Вот это настоящие мужчины. Глыбы. И как приятно наблюдать, когда несколько таких людей делают одно общее и очень важное дело, не задумываясь о подвиге. А они его совершали. Это фильм о подвиге журналистов и людей, которым не безразлично происходящее вокруг. Которые хотят говорить и не хотят молчать. Как же это актуально и поныне.

И какой Клуни молодец, который с таким мастерством это показал и преподнес. Он сделал это сквозь дымку сигарет, крупными планами, полутенями, черно-белой камерной тональностью. Он так изумительно показал нерв и борьбу внутри стен, что понимаешь, насколько он тоже честен, искренен, и что он такой же как главные герои. Или хочет бытьь таким же. Как захотел быть и я.

И конечно, отдельный разговор про исполнителя главного героя. Есть стереотип, что для того, чтобы сыграть выдающуюся и запоминающуюся роль, надо сыграть, например, полусумашедшего, алкоголика, человека в опасности, злодея и т. п. Чтобы сыграть запоминающуюся роль, надо наложить тонны грима и наклодной нос, яростно жестикулировать в кадре и закатывать глаза. А здесь мы видим классическую актерскую школу. Достаточно увидеть и услышать, как Стрэтэйрн произносит «Доброй ночи и удачи», чтобы встать и аплодировать. Невероятная внутрненняя энергия в этих движениях губ, взгляде, мягких жестах и сдержанности.

В общем, очень тонкое и самобытное кино о настоящих людях. Которыми мы, возможно и к сожалению, уже никогда не будем. Доброй ночи. И удачи.

7 из 10.
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4 ... 5
AnWapМы Вконтакте