Рецензии

gordy
Жизнь прекрасна
Подступаясь к просмотру «Пелле завоевателя» вовсе не обязательно знать, кто такой был Мартин Андерсен Нексе. Впрочем, если кому-то довелось прочитать его одноимённый роман, вреда от того не будет. Но вот брать в голову членство автора в коммунистической партии Дании не стоит – может помешать чистоте восприятия совсем не политизированного произведения искусства.

Жутко пожилой Ласе Карлсон, похоронив жену, вместе с сыном Пеле отправился искать своего счастья в недалёкую Швецию, в надежде заработать там деньжат, обзавестись новой хозяйкой и тихо-мирно осесть на новом месте.

Восьмилетний Пеле с недоверчивым возбуждением слушает слова отца, вещающего о достатке и довольстве жизни в новых краях, с сомнением переспрашивая: «И что, дети там не работают?», надеясь, что теперь-то он сможет спокойно учиться и играть в своё удовольствие.

Реальность, надо сказать, оказалась весьма далека от иллюзорных фантазий старого работяги. В таком возрасте рассчитывать на хорошее трудоустройство уже не приходится. А потому – должность скотника в отдаленном имении, жильё через стенку с коровником и… 100 крон в год на … двоих.

Не стоит пугаться, история не сводится к скрупулёзному описанию тяжёлых трудовых будней мальчишки и его незадачливого папаши. Роман Нексе – произведение глубокое и многоплановое, далёкое от того, чтобы свести все к банальной истории тяжёлой жизни подпаска на свекольном поле.

Переехав на новое место, отец с сыном оказываются среди нового сообщества людей, работающих в имении и живущих по близости, в небольшом посёлке. Так или иначе, им приходится пересекаться с множеством других людей, открывая при этом новые и новые направления для развития действия этого фильма.

Бесплодная хозяйка и её беспутный супруг, неравная любовь батрачки и сына состоятельного заводчика, дружба с недоразвитым приятелем и отчаянное противостояние с одноклассниками, - всё это предоставляет широкое поле для развития разнообразных драматических линий.

При этом стержневое значение имеют два направления: знакомство Пеле со своевольным батраком Эриком и попытка Лассе сойтись с отчаявшейся дождаться мужа женой рыбака. В этом проявляются давно зародившиеся противоречия между отцом и сыном.

Престарелый отец ищет, где бы ему осесть для безбедной старости, а его малолетний сын, жаждущий избавиться от нужды и неволи, стремится уйти из этих мест, чтобы в далёкой Америке обрести свою счастливую долю. Его желание уйти становится всё сильнее и сильнее, тем более, что отец оказывается не способен защитить сына от измывательств и унижений со стороны дворовой челяди.

Именно поэтому, в критический момент выбора отец не может поддержать выбор сына, отказавшегося от лестного предложения своей хозяйки, предпочитая дать свободу молодости искать и найти свою судьбу, отпустив Пеле в одиночку покорять чужой мир.

И вот, когда спустя два с половиной часа после начала просмотра, одинокая фигурка бегущего мальчишки устремляется в морозную даль, отчего-то не верится, что это конец, что продолжение, которого так требует твоё внутренне «я» тебе придётся додумывать самому и в этом продолжении никак не избавиться от непреодолимых симпатий к этому мальчишке.

А заслуга в этом – исполнителя роли Пеле – Пеле Хвенегарда, оказавшегося способным на органическое сближение со своим персонажем, великолепно чувствуя его характер, психологию и мотивацию поступков. Почти первый кадр картины: Пеле, положив голову на руку, опирающуюся на борт судна, всматривается в приближающийся незнакомый берег. Только половина лица. И глаза. Скачущее движение глаз, стремящихся увидеть, схватить, понять…

Но, как Пеле связан со своим отцом, так Хвенегард связан по фильму с Максом Фон Сюдовым. Их дуэт – счастливая неизбежность этого фильма, поражающая невероятной степенью, едва ли не физиологического реализма.

Фон Сюдов создаёт абсолютно достоверный характер, добавляя к нему неповторимую походку и пластику движений, в которых сквозит давняя усталость от жизни и нескончаемой череды неудач, оставляя немного места всполохам радости, озаряющим лицо отца, счастливого от школьных достижений своего способного сына.

По фильму Пеле – поздний ребёнок, но даже при таком раскладе, работа пары Хвенегард - Фон Сюдов носит уникальный характер, поскольку, не сомневаюсь, потребовала немалых усилий от обоих участников этой пары.

Старик Лассе, реально выглядит шестидесятилетним стариком. Каково играть сына этого великовозрастного папаши – можно себе представить. Однако Хвенегард, на удивление, не боится своего партнёра, доверяя и ему, и своим чувствам. Фон Сюдову, думаю, тоже было не легко сохранять психологическое равновесие в такой ситуации, притом, что многие сцены требовали от актёров абсолютного доверия друг к другу.

Можете поверить, каждая, мало-мальски значимая роль имеет в этом фильме своего достойного исполнителя. И не важно, сколько слов досталось тому или иному персонажу, главное – осязаемое стремление актёров выложиться, не жалея, ни физических сил, ни эмоций. В некоторых случаях хватало эпизода, даже мгновения в кадре, чтобы совершенно безмолвный персонаж остался в памяти своим неординарным поступком.

При таком немалом хронометраже, у камеры практически нет никакого холостого пробега. Изображение ровно следует за действием, расставляя акценты и дополняя его вовремя выхваченными деталями, обеспечивая необходимую здесь обстоятельность и глубину основательного рассказа.

Суровые нордические пейзажи, мгла над холодным морем в разводьях меж разбитого льда. Такая же суровая реальность без слёз и сантиментов. Даже, когда напрашивается лирический мотив, действие неизменно сохраняет состояние стойкой мужественности этих северных мест.

Казалось бы, никаких особенных «наворотов», обычное техническое исполнение, без вычурных спецэффектов и длинных речей, а ведь берёт кино за душу, берет и не отпускает. Отчего так? Просто всё по-честному. По жизни.
Показать всю рецензию
Monk Iron
Даже как то не получается у меня подобрать слов для объективной критики фильма. Одни восторженные слова и эмоции!

Невероятно точно прочувствованна показанная нам история, очень драматичная и трагичная, которая у особо впечатлительных способна даже вызвать слезы на глазах. Но видя на экране такую печальную история думаю каждому будет довольно тяжело сдерживать эмоции.

Вроде бы, казалось бы, никаких технических новшеств в фильме нет - все снято обычно и стандартно, без каких либо 'новаторств', а ощущений после просмотра масса. Очень редко попадаются такие качественные экранизации книг.

Актерская игра вызывает восхищение. Впервые вижу Макса фон Сюдова в таком образе, но как же он гениально справился с ролью... Просто великолепно. Пелле Хвенегаард несмотря на свой возраст сыграл на высшем актерском уровне. В общем, здесь все актеры, даже исполнители маленьких эпизодических ролей, справились гениально.

Отличная музыка, показывающая весь драматизм положения главных героев и передающая все их чувства даже лучше, чем это показано на экране.

Несмотря на огромный хронометраж фильм абсолютно не кажется скучным или затянутым. Он идет столько, сколько надо и, я думаю, еще минут десять бы фильму не помешали.

В общем, история цепляет. Фильм замечательный!

10 из 10
Показать всю рецензию
crazy_mecsikaco
Край несбыточных надежд
- Папа, папа а расскажи еще про Данию!
- Но я же тебе уже столько раз рассказывал!)
- А ты еще расскажи!


Дети способны бесконечно слушать сказки, пусть слышали они их уже тысячу раз. А сказка такова, что существует таинственный край, где всем живется хорошо, где едят свинину с изюмом (а иногда с яблоками!) и детям не надо работать, они играют все дни напролет.

Только жизнь такова, что сказка редко становится явью. Таинственный край оказывается холодным негостеприимным местом, где нет места ни тебе, маленькому, ни твоему, уже состарившемуся отцу. Тебя в этом краю никогда не ждали и никто тебя здесь не собирается любить. И отец твой, по природе слабохарактерный, не способен превратиться в твоего героя и отомстить обидчикам...

А помимо всего прочего судьба такая штука... Она любит смеяться над людьми. Порушить все планы и надежды, убить любовь и счастье. И пусть то женщина, не способная дать ребенка своему мужу и потому вынужденная потихоньку сходить с ума наблюдая а тем, как он делает детей всей округе. Или пусть то будет одинокий мужчина, вдовец, сошедшийся с такой же одинокой женщиной, в надежде обрести дом, 'просто-напросто пить кофе в кровати по воскресеньям'. И бравый парень, мечтающий накопить денег и уплыть в Америку. И молодая парочка: сын богача и служанка-эмигрантка — так сильно любившие друг друга, но такие покорные чужой воле. Ничьи, ничьи мечты не сбудутся тут, им всем суждено быть растоптанными в этом холодном краю. Остается только собраться, покинуть его и начать завоевывать мир. Сначала Америка, затем Китай, потом Австралия...

9 из 10
Показать всю рецензию
billfay
Земля обетованная
Это вторая попытка экранизации, первой книги из квадрологии классика соцлитературы Мартина Андерсена-Нексе, о похождениях мальчика Пелле. Первой была телевизионная восточногерманская лента, с одноимённым названием, снятая всего за год до фильма Аугуста. Датский писатель, обильно наделил свой роман, собственными детскими переживаниями, создав тем самым отчасти автобиографичную монографию.

Так, остров Борнхольм, где происходит действие фильма и книги, был тем местом куда эмигрировала семья самого Андерсена-Нексе, а многие сцены школьной жизни автора, перешли в повествование о Пелле.

Билле Аугуст- человек закончивший сразу две киношколы Стокгольмскую и Копенгагенскую, тем самым став 'глашатаем' всего скандинавского региона, снимая свои фильмы в наднациональной манере. Склонность режиссёра к подробному, бережному воплощению экранизаций, убедила продюсеров доверить ему постановку 'жемчужины датской литературы'. А ведь когда-то, к ней подступал сам Карл Теодор Дрейер! И они не прогадали. Не выкинув из 'песни даже малейшего слова', скрупулёзно, страница за страницей, Аугуст воссоздал атмосферу романа, скромно уйдя в тень автора книги.

Картина и впрямь получилась настоящим кинороманом, повествовательный и традиционный стиль которого вполне соответствует духу исходного произведения. Режиссёр сделал мудрую вещь- не став персонифицировать себя с героем ленты и показывать мир глазами ребёнка, тем самым обойдя ненужную сентиментальность и продемонстрировав реальность 'кусающейся', как она и есть.

Ведь во многом, это фильм о взрослении, потому, все что происходит в кадре, заставляет Пелле учиться понимать жизнь вокруг себя. Жёсткий, а порой жестокий быт закаляет мальчика, формируя его мужской характер. Он мужает параллельно дряхлеющему отцу, тем самым транслируя естественный природный цикл. И всё это происходит на фоне живописно показанных смен времён года, тем самым отмеряющих постепенный вход героя в пору зрелости и веры в себя. И когда он станет готов, его хрупкая фигурка распрямится и отправится в дальний путь, всё больше превращаясь в убывающую точку, на фоне бескрайнего Балтийского моря...

10 из 10
Показать всю рецензию
Ватсон
Жизнь как она есть
К футболу отношения не имеет. Кино про тяжкую долю батраков-гастарбайтеров. Очень российское такое кино — мрачное, беспросветное, надрывное, очень натуралистичное. Хотя к России отношение имеет не больше, чем к футболу. Из него с удивлением узнал, что шведы в 19 веке ездили батрачить и калымить в Данию, и были уверены, что там рай земной и деньги льются рекой. А на самом деле к «шведским свиньям» в Дании относились похуже, чем в России-21 к таджикам.

Старый швед (Макс фон Зюдов, гений) с маленьким сыном после смерти матери приезжают в Данию за счастьем. Хрен они его нашли. Мальчику Пелле доведется испытать на себе массу неизвестного — тяжкий труд, подлость, благородство, доброту и дружбу. Ну а впереди, естественно, мечта свалить в Америку. Ведь там-то точно рай, в этот раз не обманут.

Не могу сказать, что фильм меня потряс. Но свои 8,1 по кинопоиску он заслужил больше, чем 7,8 по имдб, и в первую очередь своей режущей глаз достоверностью. Никакого «киношества», чистая незамутненная жизнь. Ну и актеры, конечно. Без пафосного надрыва, но такие живые, что актеров в них не видишь, это абсолютно живые люди.
Показать всю рецензию
voznick
Шедевр
Я был потрясен и ошеломлен какое же прекрасное произведение искусства! На уме только одни положительные эмоции.

Скандинавские фильмы — суровые, дотошно правдивые, наполненные жизнью до каждого кадра. Не устаю удивляться этому своеобразному народу.

Что же такое настоящее кино? Кино — как способ показать определенных какие-либо события, происшествия, менталитет и так далее. У этой картины, как ни у какой другой получается показать суть происходящего в Швеции и Дании в то время. И режиссеру удается выполнить эту задачу на самую высокую оценку.

Плюс я бы еще отметил историческое сходство быта и окружающего всего в данном фильме. Некоторые смогли бы почерпнуть для себя что-нибудь.

Лично я дал бы этому фильмы все возможные награды в мире на тот год.

10 из 10
Показать всю рецензию
tuszkanczyk
Через унижения — к силе духа. Бороться и учиться, стремиться и не сдаваться.
По холодным водам неспешно плывёт ветхое судёнышко. Его пассажиры – отчаявшиеся бедняки с юга Швеции. Его пункт назначения – Дания, рай на земле в представлении измученных нищетой шведских эмигрантов. Среди них отец и сын Карлссоны, Лассе и Пелле. Лассе надеется на обеспеченную старость; Пелле рассчитывает жить припеваючи, ведь отец сто раз заверял его, что в Дании детям не приходится работать, и они могут посвятить весь день играм и забавам. И поэтому любознательный взгляд Пелле нетерпеливо скользит по просторам горизонта, пытаясь поскорее обнаружить очертания Земли Обетованной.

Сойдя на датском берегу, Карлссоны быстро понимают, что их переезд есть не что иное, как прыжок из огня да в полымя. Лассе оказывается слишком старым для претендента на приличную должность, Пелле же ещё молод для серьёзной работы. По этой причине переселенцам приходится довольствоваться скромной работёнкой на заброшенной ферме и комнатушкой в коровнике. В глазах Пелле появляется разочарование, но отец, как может, пытается подбодрить сына, стараясь сгладить хмурые морщины на своём исхудалом лице.

Зрителю не стоит опасаться значительного хронометража в два с половиной часа. Каждый кадр фильма Билле Аугуста несёт уникальный смысл. Кадры складываются в эпизоды с отдельным конфликтом, эпизоды передают общее настроение сцены, а сцены образуют органичное целое: убедительную экранизацию первой части квадрологии Мартина Андерсена-Нексё.

Режиссёр и его коллеги выбрали для претворения в жизнь своей идеи путь, дешёвый с коммерческой точки зрения и очень дорогой – с кинематографической: ключевую роль киноромана играет натура, фон действия. «Пелле-завоеватель» далёк от канона крупнобюджетного блокбастера с бесчисленными спецэффектами – ленту Билле Аугуста отличает строгое соответствие своей эпохе декораций и костюмов, цельный и связный сюжет, ненавязчиво поданная мораль и вдохновенная игра дуэта актёров в главных ролях.

Крайне важно, что «Пелле-завоевателю» удалось избежать распространённых недостатков произведений подобного жанра. Несмотря на то, что в сценарии оставлено несколько ключевых точек (повседневная жизнь слуг и рабочих, школьные будни Пелле, отношения между сыном богатого фермера и батрачкой-эмигранткой, личность хозяина фермы), сюжет фильма свободен от провисания. Каждый эпизод – сосредоточение внимания зрителя на поведении конкретных персонажей. Лёгкие переходы между эпизодами стали возможны благодаря аккуратно отобранным общим видам и чарующей музыке. В результате, зрителю остаётся лишь мягко перенаправлять свой взор на те или иные факты из жизни обычных рабочих фермы в датской глуши последней четверти ХІХ века.

Ещё одно достоинство картины – отсутствие обширных философских вкраплений, которые зачастую запутывают зрителя, пусть даже и подготовленного. Билле Аугуст, прежде всего, демонстрирует нам обычаи и нравы жителей рядовой датской деревушки столетней давности. Но «Пелле-завоеватель» – не только бытовая картина о нелёгкой крестьянской доле, не только этнографическая экспедиция на север Европы, показанная на большом экране. В первую очередь, это лента о трогательном простодушии старика, о нетерпимости человека к людям, чуть-чуть не похожим на него самого, об ужасах социального неравенства, о решимости мальчика доказать себе и другим людям своё право на достойную и порядочную жизнь.

«Пелле-завоеватель» – бенефис актёрского дуэта. Макс фон Сюдов запоминается в образе Лассе, который прожил честную и скромную жизнь, но так и не скопил мало-мальски приличной суммы денег. Измученный взгляд шведского труженика выдаёт в нём человека, который чувствует, что становится стар и скоро не сможет работать. Трагедия Лассе в том, что ему никак не удаётся найти себе укромную крышу над головой и доверить себя заботливой хозяйке.

Пелле Хвенегаард впечатляюще исполнил роль Пелле – мальчика, которому рано пришлось повзрослеть. Мальчуган близко знакомится с несправедливым устройством мирка, к которому принадлежит, и решает искать лучшей доли. Пелле отличают усердие, уважение к справедливости, трогательная любовь к отцу и твёрдая вера в то, что ему удастся выбраться из окружающего его ада. Лицо парня (в особенности глаза) живо передаёт весь спектр эмоций, возникающих под действием чувств, которые волей-неволей приходится испытывать Пелле.

Режиссёр подошёл к своей работе со скандинавской строгостью, прямотой и отсутствием сантиментов. Именно поэтому «Пелле-завоеватель» поражает своей достоверностью и продуманностью каждого кадра. Нет нужды описывать мысли, заложенные в картине Билле Аугуста, ведь они слишком очевидны. Зрителю нужно лишь внимательно следить за повествованием, и режиссёрский посыл окажется простым и ясным.
Показать всю рецензию
Малов-кино
Карлсон, который не жил на крыше
Восьмилетний Пелле и его пожилой отец Лассе Карлсон бегут в 1877-м году из голодной Швеции в сытную Данию и находят пристанище на крестьянской ферме, где теперь им приходится батрачить на хозяина с утра до ночи. Центральный мотив ленты – становление души юного Пелле, познающего мир через первую любовь и предательства, дружбу и унижения, но вдохновляемого мечтами о Земле обетованной – далёкой Америке.

В основе фильма первая часть хрестоматийной классики – романа-тетралогии (1906-1910) Мартина Андерсена-Нексё. Вслед за романом фильм в подробностях воссоздает быт датских крестьян конца XIX-го века. Эта доскональность определяет художественный смысл ленты, ставшей в своё время одним из фестивальных фаворитов.

Тот факт, что в период постмодернистских игрищ Билле Аугуст сделал ставку на консервативный стиль и в итоге не потерпел фиаско наилучшим образом отражает приверженность европейского кино проверенной десятилетиями традиции. Старомодность ленты позволяет скрупулёзно показать формирование мировоззрения простого человека, то, как приобретался опыт социального протеста против постоянного унижения, в том числе на национальной почве.

Однако в фильме помимо социально-психологического пласта можно обнаружить ещё и метафизический взгляд на круговорот жизни. При всех натуралистически воссозданных подробностях крестьянского уклада, картина максимально прессует время. Это выражается как в соединении некоторых сюжетных линий, так и в отказе от второстепенных персонажей, присутствовавших в первоисточнике.

В своё время об экранизации этого романа, чьё просветительское и культурное значение не подлежит сомнению, подумывал великий Карл Теодор Дрейер, затем за него собирался взяться швед Бу Видерберг. Однако у них не случилось. Датчанин Аугуст, специализировавшийся на подростковой тематике, попал в точку: фильм ознаменовал новый прорыв датского кино в мировой мейнстрим.
Показать всю рецензию
cyberlaw
За пределами Догвилля
Не скажешь многого об этом фильме. Пронзительный, надрывный, холодный, будто завывающий во фьордах, этот фильм начинается как датский аналог 'Оливера Твиста'. Вместе с маленьким мальчиком и его престарелым папой мы едем в Данию, надеясь на все самое доброе для них. Все надежды идут прахом. Мальчик понемногу мужает находясь едва ли не в позиции крепостного. Уставший от жизни отец делает все, чтобы не повредить ребенку. Сложно ведь назвать слабохарактерным человека, целью которого является всего лишь вырастить сына. Практически каждый его поступок прагматичен - понимая, что сил осталось немного, он старается как можно меньше размениваться на мелочи. Хотя, кому-то вероятно он конечно же покажется жалким и ничтожным.

Билле Аугуст просто потрясающ в описании быта маленького 'проклятого' датского городка. Тут попросту нет хороших персонажей. Все доброжелательны, но за их благими намерениями скрываются отверженные души. Гордые, страстные, чванливые - все они раня друг друга лишь бросают тень на свою душу. Просто обратите внимание с какой яростью Пелле будет хлестать своего товарища. Все честно, по уговору - но с каким энтузиазмом. В этом-то и проявляется проклятие окружающей его реальности, засасывающей в пучины насилия и несправедливости каждого. Пелле, конечно же получит свой шанс. А вот городок имеет все шансы, чтобы стать аналогом 'Догвилля', описанного Ларсом фон Триером.

Так что, Аугуст показывает себя как мастерский рассказчик, умеющий со спокойствием Бергмана и накалом Луи Маля выжигать памятные отпечатки на впечатлениях о просмотренной картине. Фильм удался и он заслуживает самых высоких оценок (моя отдельно взятая оценка, все же немного снижена по слишком субъективным нюансам - отсутствие конструктивности, не слишком удачная игра мальчика). Это тот случай, когда классику смотреть интересно от начала и до самого конца. 'Пелле' смотреть необычайно легко, несмотря на все описываемые жестокости. Особого бонуса за роль заслуживает и Макс фон Сюдоф. Его участия тут будет совсем сравнительно немного, но как непрост и противоречив будет его персонаж.

8 из 10
Показать всю рецензию
Арт11
мастер экранизаций снял свой главный фильм
Билле Аугуст один из всего нескольких режиссеров, которые имеют сразу две золотые пальмовые ветки Каннского фестиваля. И если победа в 1992 году во многом случайна (а во многом была данью Бергману, а не Аугусту), то ветка за «Пелле-завоеватель» абсолютно заслужена.

Фильм поставлен по роману Мартина Андерсена-Нексё. Эта книга относится к числу главных датских литературных произведений. За несколько десятков лет до Билле Аугуста сам Карл Теодор Дрейер собирался ее экранизировать. Тогда не срослось. Аугуст же всегда считался мастером экранизаций, поэтому неудивительно, что именно ему была доверена такая важная для датчан книга.

В центре сюжета история шведского мальчика, который переехал с отцом на заработки в Данию. Кстати говоря, не знал, что шведы в те времена жили хуже датчан и ездили к своим соседям на заработки, прямо как таджики к нам. Очень понравились актерские работы. Мальчик очень точно играет. Но особенно понравился актер, сыгравший отца. Очень нестандартно исполненная роль. Во многом фильм о взрослении и мы видим, как взрослеет мальчик. Но еще сложнее сыграть старение. А мы видим, как отец на глазах стал дряхлым в конце фильма.

Прекрасно передана атмосфера. Суровые нордические пейзажы в сочетании с тщательно переданным бытом скандинавов того времени дают отличный эффект. Действительно веришь всему, что происходит. Хотя не могу сказать, что я был потрясен. Очень крепкий, качественный фильм.

8,5 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2
AnWapМы Вконтакте