Рецензии

Ilya Mitrofanov
Dead Man
Желательно не путешествовать с мертвецом.

Анри Мишо

Есть такое небольшое количество фильмов в истории кино, которые подобны островам в океане. Они настолько самобытны и самодостаточны, что им и не требуется никакие оценки, никакие комментарии. Они обладают не то чтобы своей оригинальной атмосферой, а целым миром, который может вам понравится, а может и нет. Они находятся в какой-то особой параллельной вселенной, в которую приглашают всех желающих. Но фильмы эти крайне требовательны к своим зрителям. Те должны следовать строго заданным правилам, установленным автором. Смотреть эти фильмы — сложная работа, но те, кто проходят этот путь до конца, получают нечто большее. К таким фильмам, безусловно, относится magnum opus Джима Джармуша «Мертвец».

Даже точно определить жанр фильма составит немало труда. С одной стороны, это — вестерн, но другого подобного вестерна история кино не знала ни до, ни после. Американский кинокритик Джонатан Розенбаум причудливо охарактеризовал его как «кислотный вестерн». С другой стороны, это — и типичное роуд-муви (кстати, излюбленный жанр Джармуша). Найдется здесь место и историческим элементам, и притче, и прекрасному юмору. То тут, то там всплывают многочисленные отсылки то к Кафке, то классическим вестернам, но на первом месте, конечно же, стоит творчество английского поэта и художника Уильяма Блейка, ключевой фигуры для понимания картины.

«Мертвец» опередил свое время. Даже на Каннском кинофестивале, вроде бы не имеющим никаких консервативных ноток и отличающимся стремлением ко всему новому и оригинальному, картину освистали. А кто-то из зрительного зала даже выкрикнул «Джим, что за дерьмо?!». Фильм вышел в ограниченный прокат аж через год и при бюджете в девять миллионов долларов, собрал лишь один миллион. Причём во время съёмок Джармуш и исполнитель главной роли, тогда ещё мало кому известный, Джонни Депп выделяли деньги из личных средств, чтобы просто-напросто закончить фильм. После съёмок кинокомпания «Мирамакс» неоднократно требовала от Джармуша перемонтировать фильм, но режиссёр был непреклонен и, как показало время, был прав — через пару лет картина стала культовой и чуть позже была названа одной из главных картин конца XX века.

Что же такого особенного в этом фильме?

Обратимся для начала к сюжету.

Скромный бухгалтер Уильям Блейк едет в Богом забытый Город Машин, где ему обещано место на заводе некоего мистера Дикинсона. Но, когда он приезжает, место его уже оказывается занятым, и он остается абсолютно один, без гроша в кармане в незнакомом ему месте. Он попадает в передрягу, где случайно убивает сына мистера Дикинсона и сам оказывается смертельно раненным.

Это лишь начало картины. Всё, что происходит дальше, может считаться как реальностью, так и предсмертным бредом умиряющего Блейка. Его подбирает индеец по имени Никто, принимая за знаменитого однофамильца, и весь оставшийся фильм ведет его полумертвого в место, откуда приходят и куда уходят все души. За этой необычной парочкой охотятся головорезы и полицейские, на своем пути они встречают множество колоритных персонажей и так далее и так далее.

Вроде бы классический сюжет для вестерна. Но Джармуш не был бы Джармушом, если бы все было бы так просто. При внимательном просмотре можно заметить, что Джармуш переворачивает с ног на голову структуру жанра, где белые — хорошие, а индейцы — отъявленные негодяи. В «Мертвеце», по сути, нет ни одного хорошего белого. Его Америка наполнена сплошными уродами, для которых не существует никакой культуры, никаких ценностей, кругом царит насилие по отношению к индейцам и к друг другу, варварское отношение к окружающей среде и к животным. В противовес белым поставлены индейцы, которые живут преимущественно духовной жизнью, чудом знают наизусть стихотворения Уильяма Блейка и как будто бы постигли какую-то наивысшую истину, недоступную другим.

Все повествование обволакивает некий мистицизм, который не в силах понять главный герой, идущий как слепой котёнок за своим провожатым. Необъяснимым образом у героя Джонни Деппа восстанавливается зрение, за считанные дни он обучается мастерскому владению оружием.

Общему ощущению таинственности и загадочности помогает необыкновенная черно-белая съёмка Робби Мюллера и гениальный саундтрек Нила Янга.

Музыка к фильму создавалась крайне необычным образом. Джармуш посадил Янга перед экраном с уже смонтированным фильмом, и музыкант, смотря на экран, передал свои ощущения от увиденного при помощи грязного звучания электрогитары. Так родился один из самых лучших саунтреков в истории кино.

«Мертвец» — ключевой фильм в карьере Джармуша, поскольку здесь присутствуют все элементы, все характерные черты, присущие его творчеству, которые по отдельности можно найти в других его лентах. Это и черно-белая съёмка, и во многом критическое отношение к Америке, и слегка меланхоличный взгляд на жизнь, и чёрный юмор, и друзья-актёры, и многочисленные отсылки к другим произведениям искусства, и бережное отношение к музыке в фильме. Но как бы дотошно не пытались разбирать «Мертвеца» зрители и критики, он всё равно останется не до конца разгаданной загадкой, каким-то недосказанным, одухотворенным, овеянным мистической тайной — в этом, пожалуй, и заключается вся прелесть и величественность данной картины.

10 из 10
Показать всю рецензию
Nikla_Bukova
Я знаю фильмы, которые смотреть просто весело, и те, что смотрю ради соответствующего настроения или счастливого слезливого финала, и те, что как жвачка от бессонницы включаются ночью, и те, что заставили задуматься, и те, что зацепили игрой сюжета, и те, что именуются «не для всех».

Сегодня же видела идеальный фильм. Он все поставил на свои места. Вот то, что называется искусством в кино. Картина, в которую надо вглядываться и вслушиваться.

Больше никогда не смогу быть прежней и пересмотрю фильм не один раз. Очищенная эстетикой смерти и хаоса кажется, что не смогу больше смотреть ерунду. Прямая ассоциация с первой моей исповедью, после мне казалось, что больше никогда, ничего, только свет и чистота.

Первый фильм, в котором я осознала талант Джонни Деппа. Выражение лица, пара фраз и внутри уже понимания на абзацы текста. Актер, играющий индейца, Гэри Фармер — открытие. Бог Пан, сошедший на землю, и философствующий об бытие.

Музыка.. Мне давно запала в голову фраза о том, что мысль о том, что звуковая дорожка подсказывает нам что нужно чувствовать. Слушая Нила Янга, я ощущаю как отзываются мои кости и сухожилия, плачет кровь.

Джим Джармуш — мой новый герой от режиссуры! Человек, создавший произведение непостижимой для меня гармонии! Нет ни одной лишней сцены, натянутого диалога, выпавшего образа, но юмор тонко сочетается трагедией жизни.

PS. Фильм похож на мой сон.. Я убила кого-то и пытаюсь сбежать, возможно уже и сама умираю. Мое доброе ведет меня к смерти, мое злое нагоняет меня и хочет отомстить.

10 из 10
Показать всю рецензию
cinephile George
Я предпочитаю, чтобы меня звали «Никто».
Более удивительного, гениального, неординарного и увлекательного вестерна я еще не встречал. Посмотрев фильм первый раз, я был потрясен и с каждым днем, после просмотра, я вспоминал «Мертвеца», его сюжет, его необычайность, Джонни Деппа в роли Уильяма Блейка, невообразимые саундтреки Нила Янга. Со временем я понял, что посмотрел тогда чистейшей воды шедевр, произведение искусства, творение потрясающего Джима Джармуша.

Уильяму Блэйку приходит письмо из далеких западных краёв, где обещано место бухгалтера на местном металлургическом заводе.

Если обратить внимание, можно заметить работу режиссера на столько гениальной, что все ошибки фильма — это не ошибки, всё сделано намеренно, и, тем самым, ошибок «Мертвец» не имеет, но это не важно. Задние планы, построения, местность — всё в фильме сделано, вкладывая душу, продумывая каждую мелочь. Картина наполнена гениальнейшими диалогами, которые можно просто сидеть и пересматривать.

Джонни Депп так вошел в роль, что, я думаю, готов был отдать все деньги, дабы закончить шедевр. Он играл очень чётко и убедительно, невероятным образом перевоплотившись из интеллигента в убийцу. Эта, на мой взгляд, лучшая роль Джонни, лучшая работа Джонни, а так же лучший образ Джонни. Он — Уильям Блэйк, он — мертвец.

Артхаусное кино, фильм-притча, шедевр, лучшая роль и работа в кино Джонни Деппа, как угодно можете назвать это великолепие, но ничего поразительнее я не видел. Я уверен, что большинство зрителей ничего не поняли или не поймут и этом печально, но этот фильм не создавался для дуболомов, правильно? О «Мертвеце» можно говорить вечно и я многое не сказал в моём отзыве, но всё же, приятного просмотра!

«Орёл больше всего теряет времени, когда ему приходится учиться у вороны.»

10 из 10

Как же приятно писать о фильме, который заслуживает, чтобы о нём писали!
Показать всю рецензию
Dronelektron
Приготовьтесь к долгому путешествию с мертвецом.
Это-артхаусный роуд муви на лошадях по выжженным палящим солнцем и дикими нравами просторам дикого запада.

Простите, я должен сразу сказать, что при первом же просмотре фильма у вас возникнет ощущение, что от вас требуют невозможного, а именно- понять хоть бы малую долю того, что происходит на экране. Крайне всё замороченно, пропитано философией, афоризм на афоризме. Как, например, эта фраза, звучащая в самом начале фильма: «Никогда не путешествуйте с мертвецом»… (Эта фраза взята из стихотворения Анри Мишо, повествующего о человеке, убившем всех, кто ехал с ним в одном поезде. Примерно дословно: И дабы не было столько у вас проблем — по возможности, не путешествуйте с мертвецами).

Именно эта фраза и подсказала мне однажды, что за смысл укрыт в этом долгом, слегка затянутом, медитативном фильме.

Точнее, смысл фразы. Посмотрите внимательно: каждый, кто напрямую столкнулся со смертельно раненным в сердце Уильямом в кадре, или же те, кто охотился за ним-все находили неминуемую смерть. Что говорить про индейца Никто, который и вовсе принял Уильяма за умершего уже как около сотни лет однофамильца героя, поэта Уильяма Блейка, ставшего однажды литературным кумиром индейца.

У меня фильм занял не один просмотр. Даже- не один десяток просмотров. И теперь, спустя десять лет со дня первого знакомства с «Мертвецом», мне кажется, существует некая параллель, связующая данный фильм и Линчевский «Голова- ластик» по признакам понимания и абсолютного непонимания происходящего на экране. Чисто- материально в принципа всё предельно ясно, но «Мертвец» не призван стать просто картинкой для глаз. Он — медитация, умиротворение, пища для души. Врата в мир Джармуша, мир, раскрытый по- другому, по- новому.

И поэтому, не раскрыт толпе. Фильм- пища для ума интеллектуалов, раскопище афоризмов и цитат для литераторов, палитра звуков для музыкантов, гармония кадров для художников. Невыносимое творение для людей нетворческих, оттуда и выплески, типа «нудятина, уснуть можно, тупняк»…

Много времени уйдет, не останется и тени сомнения в том, что данный фильм — действительно шедевр, написанный на века, как произведения и труды Моцарта, Баха, Шуберта, Листа… И, конечно, писателя, поэта и философа Уильяма Блейка!

10 из 10
Показать всю рецензию
Henri Ducard
Принять судьбу
Этот фильм действительно лучше посмотреть несколько раз. Тогда и замечаешь мелкие детали, на которые раньше не обращал внимание, а именно они придают фильму его изюминку.

Уильям Блэйк по воле случая становится ходячим мертвецом, с застрявшей пулей у сердца и головой, за которую назначена крупная награда. Ему предстоит совершить долгое путешествие, в конце которого по вере его спутника «Никто», дух его переродится в следующую легенду.

В фильме главный герой является собирательным образом людей, приезжавших на Запад в погоне за новой жизнью. А судьба их была уже предрешена здесь, в месте, где грань между жизнью и смертью размыта. Вообще необычная роль для Джонни Деппа, поэтому смотрел с любопытством за его работой. Спутник-индеец, ставший его проводником на этом нелёгком пути, понравился своим добродушием и спокойствием.

Вообще атмосфера Дикого Запада передана хорошо, хоть и без пресловутых динамических погонь, перестрелок, драках в баре. Неторопливо, но содержательно, а именно о людях того времени. Музыка в фильме играет нечасто, в ней есть нотки витающей смерти над путниками, что очень понравилось, хоть и иногда навевало тоскливость.

Фильм тонкой грани между жизнью и смертью, о судьбе людей, которые отправились в край полный опасностей искать лучшей жизни, но разочаровываясь находили там совершенно другое.

9 из 10
Показать всю рецензию
zenitos-rostov
Жизнь — это путь к смерти
Фильм Джима Джармуша «Мертвец» — один из самых нестандартных фильмов в жанре вестерн. Канва фильма крайне неказиста и каждый воспринимает этот фильм по своему. По мне этот фильм, своего рода рассуждение на тему жизни и смерти. Что такое жизнь и что такое смерть? Идею «Мертвеца» можно выразить одним словом — жизнь это путь ведущий рано или поздно в могилу. А вот сама смерть, это нечто загадочное и метафизическое. И по мнению индейца Никто, её не стоит бояться. Таким образом мы видим, что все наши представления о смерти — это мягко говоря чепуха. Фильм начинается именно с момента встречи Блейка и Никто. А не с поездки в поезде. То пролог. Начало именно в этой встрече. Перевоплощение души из тела в тело (вспомним момент с Блейком — Блейк английский поэт XVIII века). идея ещё из буддистских времён. Таким образом — идея фильма не нова, даже чуть-чуть банальна, но так оно и есть.

Во-вторых: вестерн — это типично американский жанр. Мы привыкли к героям с лицами Клинта Иствуда, Джона Уэйна и Чарльза Бронсона, перестрелке на главной улице городка и прочим стереотипам. Но в этом фильме Джармуш эти стереотипы нещадно ломает, как ребёнок купленную ему игрушку. Главный герой в исполнении Джонни Деппа невзрачен и банален, но он куда больший герой, в самом полном смысле этого слова, чем все эти людишки с этого вонючего городка. Это же касается и Никто.

Хочется ещё выделить операторскую работу (Робби Мюллера) и роли второго плана, где сыграли Габриэл Бирн, Билли Боб Торнтон, а также Игги Поп

10 из 10
Показать всю рецензию
Кирилл Хозяинов
Беспокойный мертвец
Посмотрел фильм только сегодня, пишу по свежему впечатлению.

Ощущение фильм двоякое, я понимаю, это артхаус, где нет места стереотипам и штампованным героям. Уважаю. И все же мне интересно, чем был накачан автор сценария этого фильма…

Город, в который прибывает герой в начале фильма, напоминает ад. Измученные люди, которые страдают, словно грешники, на изнурительной работе, местный дьявол, самодур начальник, приветливо встречающий посетителей с ружьём наперевес. В этом месте я бы не хотел оказаться. Главный герой тоже. Чем дальше в ад — тем жарче и больше чертей. Он становится свиделем убийства и сам вынужден убить человека.

Меня напрягает мейнстрим нынешнего кино, где мотивация героя — это Великое Предзначение, С Большой Буквы. Обычный студент / слесарь / писатель / военный в отставке вынужден внезапно стать спасителем мира. А после — не получить никакой награды. Чего хочет получить Блейк, спасаясь бегством от прежней жизни, в начале фильма не понятно. В конце, к сожалению тоже. Смерть? Избавление? Возвращение в родной город? У героя нет внятной мотивации, в отличие от его спутника, Никто. Индеец твердо ставит себе цель и тащит ГГ к ней весь фильм. Он не просит награды, не пытается мотивировать свою решимость, он внутренне решил для себя, что так надо. В этом есть хороший посыл: когда человек не знает, чего он хочет, он с готовностью последует за другим человеком, который «лучше него самого знает, что ему нужно». Фильм полон таких отсылок к философии, каждый зритель откроет для себя что-то новое, один сделает один вывод, другой — противоположный, и оба будут правы… по своему.

Сюжет фильма гениален, даже в своей недосказанности, музыка и стилизация «под старые фильмы» сразу настраивают на нужный лад. При этом фильм не вызывает тоску и депрессию, напротив, он даёт намёк, что из любой безвыходной ситуации есть выход, из тьмы всегда есть дорога к свету.

Сюжет великолепен, если его рассматривать целиком. А вот разбора на детали он не выдерживает. В фильме много героев, а хорошо проработан как персонаж только индеец Никто, остальные ведут себя странно и говорят необъяснимые вещи. Фильм длится два часа, очень много кадров где герой «спасающийся от погони» неспешно бредет по каким-то кустарникам и лесам. Перестрелки, в которых персонажи делают выстрел и стоят на месте, перезаряжают ствол и получают заслуженную за неспешность пулю. Трио охотников за головами, которые ведут странные диалоги и мечтают поубивать друг друга. Невозмутимое лицо главного героя, словно спрашивающее «что тут происходит». Я признаться с таким же лицом смотрел этот фильм. Смотрим на деревья и траву, сюжетная сценка, 5 минут любуемся природой, опять сюжетная сценка. Пару раз я сдерживался от желания «промотать на 30 секунд вперед, может кого-то убьют в кадре».

В итоге мне больше понравилось читать краткое изложение сюжета фильма с «википедии», чем смотреть его.

Как фильм, имеющий огромную ценность для жанра и вообще кинематографа — 10/10.

Как фильм, длящийся словно сон длиной в 2 часа —

2 из 10
Показать всю рецензию
bMARVINb
Фильм о Пути
Этот шедевральный фильм стал для меня одним из главных художественных произведений в жизни. Актерская игра, потрясающий саундтрэк от Нила Янга, сам сюжет, атмосфера фильма оставили в моей душе и сознании невероятное впечатление, многократно усиленное повторными просмотрами.

Для меня, «Мертвец» — сюрреалистическое восприятие жизни современного человека, фильм, показывающий сочетание жизни и смерти абсолютно во всех наших действиях, мыслях, поступках. Идея жизни — сам Уильям Блейк, его наивное и далекое от реальности лицо, когда он едет в поезде, и безжалостное «Я Уильям Блейк, вы читали мои стихи?» этот бесконечный талант Деппа, полностью раскрытый в «Мертвеце», это индеец Никто, показывающий, насколько разным, необычным может быть наша жизни.

Смерть Джармуш показывает нам в виде какой-то безжизненности романа, полного отсутствия интриги, в обреченности и убожестве почти всех встреченных в романе второстепенных персонажей, и наконец, финальной сцены, где добро и зло убивают друг друга, но это не имеет абсолютно никакого значения

10 из 10

за любимый фильм
Показать всю рецензию
hatesummer
Кто здесь мертвец?
Название фильма и эпиграф («Никогда не путешествуйте с мертвецом») задает главный вопрос — «Кто здесь мертвец?». Оригинальное название фильма Dead Man — Мертвый человек. Уильям Блейк посещает Город Машин, и мало кто из его жителей претендует на статус человека. Поэтому на место того самого мертвеца есть как минимум два кандидата: Уильям Блейк и индеец-изгой Никто. Джим Джармуш на пресс-конференции в Каннах заметил, что стихи Блейка «словно пропитаны духом индейцев». Ряд критиков считают, что развитие персонажа Уильяма Блейка созвучно с мотивом цикличности внутреннего развития личности в философии реального Уильяма Блейка.

Касаемо личности Никто стоит обратить внимание на тот факт, что в любой социальной системе изгой считался мертвым для общества, т. е. уже был мертвым человеком, при этом оставаясь живым. В этом и кроется суть имени, которым он нарекает сам себя, именно это во многом сближает его с Уильямом Блейком, но в определенном смысле делает их антиподами. Сам Джим Джармуш в своих интервью неоднократно говорит, что персонаж Никто намного более глубокий и важный, чем видит его большинство (Джармуш вернет этого персонажа в фильме «Пес-призрак: Путь самурая»).

В своем фильме Джим Джармуш для стилистического сходства с вестернами использует черно-белое изображение, но, по сути, делает его не каноничным, добавляя массу оттенков серого, что придает картине особую контрастность и своеобразную цветность. Такие краски отдаляют изображенный мир от реальности и позволяют зрителю самому выбирать в какой момент главный герой Уильям Блейк перейдет из состояния живого к состоянию мертвого.

Само пространство, в котором путешествует герой, ирреально. Оно заключается в том, что мир Блейка балансирует между суровым реализмом и абстракциями. Он населен персонажами строго выполняющими свои функции, которые гротескны до уродства. Физические способности и навыки самого Блейка прямо пропорциональны его духовному росту. Окружающий пейзаж увядает и мрачнеет вместе с затуханием жизни в Блейке. Сознание Блейка также искажает мир, он видит то, чего в принципе нет.

Лодка — это по сути ковчег, который должен доставить душу в другой мир. Смерть — достижение переправы — является конечной точкой жизни каждого человека. В данном случае режиссер, оставляя открытым вопрос о том, когда же Блейк умер, точно показывает, что его душа достигла той самой переправы, в отличие от Никто, который пал жертвой Коула, и убил последнего, лишь убедившись, что Блейк отправился в последнее путешествие на каноэ.

Мертвец — фильм с удивительной атмосферой, цепочкой загадок и тайн, разгадать которые удается не сразу, а может и никогда не удастся.

9 из 10
Показать всю рецензию
Chernoknygnik
Это завораживающее и волшебное кино
Это завораживающее и волшебное кино. Примерно через полчаса после начала фильма вам становится совершенно наплевать, о чем тут речь и чем закончится дело. Вы просто не можете оторваться от этой контрастной, изумительно красивой черно-белой картинки (все снято в ч/б, и такое ощущение, что перед вами ожившие старинные дагерротипные снимки), вы околдованы этой неторопливой, размеренной и полусонной историей (хотя весь фильм в общем-то — погоня со стрельбой, убийствами, индейцами, шерифами и даже людоедством) о чуть-чуть затянувшемся путешествии человека из этого мира в мир лучший. Великолепная игра актеров — Джонни Депп, Брюс Гловер, Ланс Хенриксен, умопомрачительный «шаманский» саундтрек. Нила Янга, операторская работа, постановка — все выше человеческих похвал. Пищи для ума фильм предлагает предостаточно: можно просто отгадывать загадки и искать аналогии и параллели с классикой мировой литературы (вплоть до дантевской «Божественной комедии»). Редкий случай, когда кино оказывает благотворнейшее влияние на эмоциональную, интеллектуальную и эстетическую сферы восприятия одновременно.

— Как и у всех хороших вещей, у этого кино единственный минус — оно заканчивается
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 19
AnWapМы Вконтакте