Рецензии

Mister_Christmas
#сел_посмотреть «Доктор Стрейнджлав, или как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»
Немного предыстории: досмотрел я третий сезон 'Очень странных дел'. Каков итог? Хоппер фиг знает где, демогоргон в СССР, Оди в слезах, а я в шоке от того, куда скатился сериал. Zloy Soviet Union проник и туда. Если вы скажете, что это как-то ко временному промежутку можно привязать и все происходит в альтернативной вселенной, то у меня другие мысли по этому поводу. Я считаю, что в кинематографе нередко явление, когда представителей других народов проще лепить по стереотипам.

За все народы говорить не берусь, но пунктик на русских у Америки сложился под давлением пропаганды. Пропаганды не только в виде документалок но и бесчисленного числа художественных фильмов из разряда 'На нас хотят напасть'. Помимо фильмов произошло еще два события, которые сделали киноленту 'Доктор Стрейнджалав' актуальной. Во-первых, не так давно закончилась эпоха маккартизма, сопровождавшаяся политическими репрессиями и усиленной пропагандой против коммунистов. Во-вторых, Карибский кризис, где один лишний чих мог спровоцировать ядерную войну. В общем, Стэнли Кубрик очень удачно зашёл.

Режиссер ознакомился с романом Питера Джорджа 'Красная тревога', но возникала проблема. Продюсер Джеймс Б. Харрис, давний друг Кубрика, не находил ничего смешного в противостоянии между Россией и США и хотел сделать остросоциальную картину, в то время как Стэнли собирался сделать сатиру. Смешные элементы фильма не могут заставить абсолютно всех валяться, схватившись за животики, тут скорее приходишь к мысли 'картинка смешная, а ситуация страшная'. Но чтобы вы улыбнулись, тут есть 'абсурдные фамилии' персонажей и сцены, где советский министр разговаривает по телефону в нетрезвом состоянии и угрозы суда с компанией Coca-Cola.

Фраза 'бесценные телесные соки' была обречена на успех. Карикатурный поехавший американский генерал объявляет план атаки на СССР и чуваки в Военном Кабинете такие 'Упс, и что нам делать?'. Подход очень интересный, ведь если сначала не удается воспринимать ситуацию с иронией, то на телефонном разговоре между Россией и Америкой ты смеешься над 'состязанием по сожалению'. Фильм снят очень минималистично - небольшой бюджет, черно-белый цвет, четыре ведущие локации, там даже один актер играет трех персонажей.

Питер Селлерс играет трех персонажей одновременно, но они выглядят и ведут себя по-разному, ты даже с лупой не увидишь в них что-то общее. Кубрик нарочно акцентирует внимание зрителя на деталях, вкладывая в мелочи смысл. У президента нервный тик, командующий косо смотрит на советского посла, первое появление сумасшедшего генерала зритель видит под определенным ракурсом и с характерной игрой со светом, а доктор Стрейнджлав с его рукой и 'Mein Fuhrer' - это локальный шедевр.

'Доктор Стрейнджлав' - претендент на звание самой нетипичной картины режиссера, где заигрывают с киноязыком, делают внимание на образах и ненароком возникает вопрос - не звонили ли Кубрику в три часа ночи с намеками на gulag? Хотя, это не прожарка президента и не фарс, это сатира, где говорится, что 'здравый смысл', 'мир' и 'политика' - это слова-антонимы.
Показать всю рецензию
Sophie Pashkina
Карманная Библия и русский разговорник в одном переплете, сто русских рублей, сто долларов золотом, девять жевательных резинок, один презерватив, три губных помады, три пары нейлоновых чулок. Чёрт, с этим можно неплохо провести уик-энд в Лас-Вегасе.
В 'Доктор Стрейнджлав', направленном на прекращение Холодной войны, Кубрик с особой комичностью и с перчинкой преподнес историю Карибского кризиса. Вышло задиристо для тех времен.

Позабавили сцены с перестрелкой через щит с надписью 'Peace is your profession', полет ракеты с ядерной бомбой, движущейся к цели, в то время как президент США беззаботно и мило болтает с пьяным русским премьером, который в течении всего диалога беспокоится о том, чтобы переговоры двух сверхдержав имели приятельский характер, обязательно избегая сухих формальностей.

О, а это глобальное умозаключение о фторировании пищи коммунистами, как причина усталости в любовном акте. Вот на какой mvp способна плановая экономика: трепещите игроки рынка! И вообще, много-много сатирических деталей, порой своим абсурдом напоминающих Монти Пайтоновские скетчи, потому что война и есть абсурд.

7 из 10
Показать всю рецензию
nikita.lomskov
Холодная война по Кубрику
Думаю, Стэнли Кубрика знают все, по крайней мере все знают «ну ту сцену с топором» из «Сияния», все видели образ Алекса из «Заводного апельсина», и конечно все знают эти безупречные речи сержанта- Хартмана из «Цельнометаллической оболочки». Но все это было у нашего гения только впереди. В этой же рецензии я хочу поведать о 7 фильме в его карьере – «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». Фильм – это адаптация романа Питера Джорджа «Красная тревога», но достаточно вольная, ведь в отличии от романа, фильм это едкая политическая сатира. Фильм был номинирован на Оскар – 4 номинации (Лучший фильм; Лучшая мужская роль (Питер Селлерс); Лучший режиссер (Стэнли Кубрик); Лучший адаптированный сценарий). Любопытный факт – который не каждый заметит – актер Питер Селлерс в этом фильме исполнил 3 РОЛИ, но благодаря гримерам, и разносторонней игре Селлерса вы могли это просто на просто не заметить.

Сюжет картины сконцентрирован на ошибочном приказе генерала атаковать территории СССР, и о том, как президент США пытается спасти положение.

Фильм, в отличии от романа – это абсурдная, политическая сатира. Самые интересные моменты происходят за, так сказать «круглым столом» политиков, за счет ярких персонажей – президента, российского посола – и главная изюминка – бывший нацистский ученый с синдромом чужой руки – Доктор Стрейнджлав.

А диалог про сожаление между американским президентом, и Дмитрием поражает наповал. Так же стоит упомянуть генерала, что отдал приказ, через него фильм показывает, что война по сути, нужна только законченным психопатам.

Можно даже с натяжкой назвать это кино «диалоговым», ведь кроме моментов с со стреляющим генералом зритель следит за словесными баталиями, кроме последних сцен в самолете, летящий бомбить «проклятых» коммунистов.

Как правило у Кубрика все актеры справляются отлично, и комичный русский посол, и психопат, жаждущий войны генерал, но есть актер, который их всех затмевает - Питер Селлерс. Этот выдающийся актер исполнил сразу 3 роли, впрочем, выше об этом было упомянуто. Его игра настолько хороша, что зритель и не поймет, что перед ними один человек, конечно в этом заслуга и гримеров, но если смотреть фильм в оригинале, то можно даже услышать разные тембры голоса. Селлерс сыграл президента США, помощника генерала, и самого запоминающегося персонажа фильма – Доктора Стрейнджлава – в этой роли Селлерс бесподобен. И это большая ошибка для академиков, что они не вознаградили актера, за такой труд. Также стоит отметить что у Селлерса в роли Доктора была полная творческая свобода, так как Кубрик сказал ему импровизировать, как тот пожелает, в пример приведу, когда Стрейнждлав внезапно поднимается с инвалидного кресла, с криками «я могу ходить».

К сожалению, увидеть здесь фирменный стиль Кубрика еще сложно, например, его фирменные заигрывания со цветом здесь отсутствуют, по понятным причинам, ведь фильм черно – белый. Но такие мелочи в виде наплыва камеры на мелкие детали в самолете, и центрирование кадра дают уже о себе знать.

Про операторскую работу сказать особо нечего, она обычна, как и монтаж.

«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» - это далеко не зрительское кино, многим оно может показаться скучным. Но Кубрик снял уникальную пищу для мозгов, через свою сатиру он говорит насколько война бессмысленная, и нелепая штука, и какие нелепые люди заинтересованы в ней. Это уникальное кино, таких картин сейчас и в правду не хватает.

9 из 10
Показать всю рецензию
nikitanicola@mail.ru
«Я был на всемирной выставке родео, но такой глупости не слышал нигде»
Сюжет таков: Командующий американской военно-воздушной базы бригадный генерал Джек Риппер, который явно сошел с ума, отдает приказ на начало массовой атаки по Советскому Союзу бомбардировщиками В-52, несущими ядерное оружие. В это же время, в «Военной комнате» Пентагона собрался состав, включающий в себя президента США Мёркина Маффли, генерала Бака Тёрджидсона, доктора Стрейнджлава (бывшего немецкого ученого) и других чинов. Перед ними задача, как поступить в данной ситуации: попытаться отозвать самолеты или же решиться нанести удар первыми.

Весь фильм построен на гротеске, от начала и до конца. Момент, когда доктор Стрейнджлав поднимается с инвалидного кресла, делает неловкий шаг и вскрикивает: «Майн фюрер, я хожу» или момент бомбардировки, когда майор Конг оседлал атомною бомбу и вместе со снарядом отправился в «добрый путь» — это черный юмор, несомненно. Но он вызывает целый спектр эмоций: возмущение, отвращение, ужас. Это одна из любимых Кубриком особенностей — эстетика гротеска. Уже тогда мэтр начал затрагивать проблемы войны, показывая это в абсурдном варианте: перестрелка между военными США, на базе, где расположен Джек Риппер. Так же подчеркну, любовь Кубрика к технике (детали панели управления бомбардировщиком), которая в будущем будет все ярче и ярче проявляться.

Актерская игра — все как по Станиславскому, веришь тому, что они преподносят. Чего только стоит игра Питера Селлерса, показавшего трех персонажей: доктора Стрейнджлава, президента США Меркина Маффли и офицер Лайонела Мандрейка. Тут только остается поаплодировать.

Музыкальное сопровождение, это одна из фишек фильмов Стэнли Кубрика и «Доктор Стрейнджлав» не исключение: военные аккомпанемент вместе с песнями 40-х, 50-х годов прошлого столетия.

Подводя итог, скажу, что фильм рекомендую людям, которые начинают знакомиться с творчеством Стэнли Кубрика, а так же тем, кто хочет посмотреть отличное авторское кино. А от меня

10 из 10
Показать всю рецензию
LonelyThrowBack
Кубрик в студию
Сатира на мир, который только оправился после Второй мировой войны, который боится начать Третью, когда нервы у сильных мира сего напряжены, а легенда о «часах судного дня» уже не кажется легендой, а реальной угрозой. Кубрик показал напряжения с трёх локаций, связав события между собой.

Одержимый командир, который считает, что русские хотят отравить «все его телесные соки». Действия происходят на военной базе, где с помощью гротеска режиссёр демонстрирует волнение. Нервы на пределе, вот и помрачение рассудка даёт о себе знать. Классический приём одержимости на военной почве, панические атаки. Его помощник вызывает больший интерес, так как взывает к голосу разума, но из-за субординации бессилен что-либо предпринять. Именно у этого командира зарождается конфликт всего сюжета.

Далее в качестве последствия демонстрируют уже эскадрилью бомбардировщиков, которые направляются на СССР с целью выполнить приказ командира ВВС. Тут прослеживается малая толика негатива у отечественного зрителя, мол, Кубрик замахнулся на нас, но это только первое впечатление, показывающее то, что боязнь оправдана, что после разгрома нацистов Советы — сверхдержава. Такой комедийный и в тоже время уважительный посыл раскрывается в замысле режиссёра. Склейка при монтаже полёта самолёта вызывает дискомфорт. Конечно, 1963 год — это не эпоха Рубежа в кинематографе, но почему-то у Альфреда Хичкока в картинах я такой съёмки не видел. Хотя, он и не снимал полёты самолётов, в этом Стэнли Кубрик расширил мастерство. Панорамная съёмка атомных бомб — великолепно!

Третья локация на совете президента, который пытается решить проблему и предотвратить катастрофу. Демонстрация панической ситуации переносится с одного взволнованного лица на другое. Съёмка в панорамировании, с наплывом камеры создаёт определённый эффект, учитывая круглый стол и овальную комнату. Политики пытаются решить проблему, высказывая на счет советов опасные предположения. Ведь у Союза есть Машина смерти. Характерно то, что события происходят одновременно. В штабе полковника медленно идут душевные разговоры. В резиденции президента все бегают, сломя голову, пытаясь добиться понимания с СССР. А самолёты тихонько, медленно подлетают к точкам сброса бомб.

Решение проблемы высказывает второстепенный персонаж — Доктор Стренджлав. Пока зритель расценивал положение вещей с трёх ракурсов, развязка подошла в виде взгляда на будущее от немецкого учёного. Герой великолепен. Забавный ход, что главные роли в локациях играет один и тот же человек — Питер Селлерс. Мимика лица потрясающая. Образ капитана полностью противоположен президенту, а Стренджлав вообще эксклюзив.

Песня Веры Линн «We`ll Meet Again» очень кстати присутствует в этой картине, так как является своего рода гимном к началу судного дня. Везде отражается и ассоциируется именно с атомными бомбами, упоминалась также в «Хранителях» Алана Мура и Зака Снайдера соответственно. Такой красивый жест сделал Кубрик, просто загляденье, учитывая события фильма.

Что стоит оценить? Абсурдность ситуации, которая может повлечь к глобальной катастрофе. Субординация превыше всего. Варианты развития будущего от Стренджлава, который действительно перестал волноваться и полюбил атомную бомбу — так как этот элемент служит сильным толчком для эволюции сильнейших, сохранения нации и будущего не только страны, но всей планеты. Фильм, который вышел во время «холодной войны». Для чего? Для щекотания нервов, ах, ты Кубрик, шутник. На самом деле, учитывая положения в мире, такая сатира могла послужить взглядом на возможные действия в будущем.

Качество съёмки идёт в ногу с прогрессом. Развитие в 60-х авторского кино позволяет режиссёрам отразить свой взгляд на положение в мире, без указки власти.
Показать всю рецензию
MC LOUD
Очень знаменитая лента, которую довольно часто называют лучшей работой Стэнли Кубрика. С творчеством Кубрика я начал знакомиться примерно лет пять назад. Безусловно, считаю его один из величайших режиссеров (нет, даже творцов кино) за всю историю кинематографа.

Когда я узнал о том, что этот фильм снят в жанре комедии, то был прилично удивлён — до этого момента работы Кубрика в этом жанре я не видел. И мне стало еще интереснее. Как, человек, который работал над безумно тяжёлым по восприятию «Сиянием» или фантастической «2001: Космической Одиссеей» может взять и снять картину в совершенно не типичном для себя жанре. Оказалось, может. И еще как!

Перед нами смелая, дерзкая сатира на политические игры с такой страшной игрушкой, как атомная бомба. Я бесконечно восхищаюсь смелости режиссера снимать такой фильм. Ведь в нем высмеиваются практически все, кто так или иначе причастен к политике США в то время. Тут вам и мямлящий, неуверенный в себе президент, и обезумевший от «красной угрозы» «настоящий военный волк», который не выпускает изо рта сигару, и сумасшедший учёный.

Я читал в интернете немалое количество злобных отзывов на этот фильм из-за высмеивания Советского союза на тему вечного употребления водки. При просмотре, мне на несколько мгновений тоже стало неприятно, но чуть позже я понял, что над американцами Кубрик постарался еще хлеще.

Да и все эти карикатурные персонажи, их нелепые действия, их провокационные высказывания созданы и представлены в этой ленте скорее не для того, чтобы использовать сатиру исключительно для высмеивания политических персонажей США и СССР тех лет, а для того, чтобы показать всю безответственность этих двух держав в атомном вопросе, когда, на пределе холодной войны, судьбы этих народов (а, может и всего человечества) зависели от нервного, необдуманного решения нажать на «красную кнопку». Поэтому, после просмотра, через какое-то время, анализируя эту ленту, улыбка, вызванная забавностью действия, происходящего на экране, сменяется серьезностью и задумчивостью. Потому, что в серьезные игрушки, нужно играть очень осторожно. А, лучше, вообще оставить их в стороне.
Показать всю рецензию
Тимофей Новиков
Peace is our profession…
В шестидесятые годы в мире стояла напряжённая обстановка. Был разгар холодной войны. Все население планеты находилось в состоянии страха и незащищённости. В связи с чем, Кубрик счёл более безопасным уехать в Великобританию. Режиссёр стал изучать тему ядерной войны. Он прочитал груду книг и был подписан на несколько журналов для более глубокого проникновения в тему. После тщательного изучения, Кубрик снял «Доктор Стрейнджлав, или как я научился не бояться и полюбил атомную бомбу». Лента стала культовой.

Фильм повествует нам о том, как политики пытаются спасти мир на грани катастрофы. Из-за оплошности в приказе «R», психически нездоровый человек смог начать ядерную войну по своей прихоти. Генерал Риппер полностью переводит базу в автономный режим и отдаёт приказ сбросить ядерные бомбы на СССР. События развиваются сразу в трех местах. На военной базе США, в кабине американского бомбардировщика с бравыми парнями и в Пентагоне, в котором недоумевающие политики пытаются понять, каким образом произошла такая ситуация и пытаются найти пути решения этого казуса.

Несмотря на такую серьёзную тему, фильм смешит своей карикатурностью. Наверно это лучшая политическая сатира, которую я видел. В картине очень хороший юмор. Все персонажи яркие и живые. Стерлинг Хейден сыграл ненормального генерала Риппера, отважного бойца, который очень сильно беспокоится о «источении своих телесных соков». Питтер Селлерс сыграл абсолютно адекватного подполковника базы. Так как он с Риппером находится в одном помещение, понимая безумие своего начальника, он всячески пытается угодить и не раздражать Риппера, он слушает весь его бред и делает вид, что он прекрасно понимает душевные страдания главнокомандующего, да и вообще, он один из самых адекватных персонажей. Также Питтер Селлерс сыграл президента США, который со своими советниками пытается найти выход из такой сложной ситуации. В целом его характеры персонажей похожи, они являются хорошими дипломатами. В обеих ролях он сыграл идеально. (С первого просмотра даже не заметил, что он играет две роли). Слим Пикенс сыграл отважного командира бомбардировщика, он смог передать нам все свои чувства: недоумение, уверенность, напряжённость. Все актёры имели примерно одинаковое количество экранного времени, поэтому хотел бы сказать, что все им распорядились прекрасно. Они внесли огромный вклад в общую структуру фильма. Картина поражает своим безумием, все люди просто неспособны собраться в одно целое, для решения одной задачи. Карикатурно показана политическая система страны, которая противоречит сама себе. Фильм радует хорошим сюжетом и идеальным исполнением. Несмотря на долгую продолжительность ленты, она вас не заставит скучать. Также хотел бы отметить приятный напрягающий саундтрек. Юмор в картине качественный и приятный, который должен понравиться каждому. К тому же Картина является очень актуальной на данный момент, в связи с нынешней политической ситуацией. В заключении хочу сказать, что я получил большое удовольствие от комедии. Всем советую.
Показать всю рецензию
awaness113hb
Фильм в жанре сатирико-политической, трагикомической драмы режиссера Стэнли Кубрика, выпущенного в 1964 году. Именно тогда, когда все уже отошли от бурных последствий второй мировой войны, а холодная война между СССР и Америкой продолжает набирать обороты. Гонка вооружений, желание получить в мире большее влияние чем соперник, успехи в развитии науки и многое другое, порождает очень неприятное соперничество, которое несмотря на то, что проходит без оружия, становится очень агрессивным, порождая волну ненависти, навешивание ярлыков и тотальное недоверие своему сопернику во всем. Тут еще масло в огонь подливает космическая гонка между двумя сверхдержавами, изобретение ядерного оружия и совсем недавний Карибский кризис (1962), который, наверное, являлся главной причиной для создания этой ленты, возможно это даже фантазии режиссера на дальнейшие события и последствия к, которым он мог привести, от этого картина получает очень крупный культурный вес. Появился новый аспект, где можно обставить своего конкурента и показать свое превосходство, но теперь вся эта гордыня может вылиться в огромную трагедию, которая гораздо страшнее второй мировой войны, ведь она может положить конец всему человечеству, но как видно, ни ту, ни другую сторону это совсем не заботит. Стэнли Кубрик точно и вовремя поймав все эти перемены в обществе решил показать в такой гротескной и юмористической форме последствия, к которым может привести данное противостояние уже доходящее до безумия. Намекая нам тем самым, что это все вполне реально. И образ Американского генерала психопата, который уже из- за напряженной обстановки что твориться в мире, видит угрозу, заговоры и одержим этими идеями настолько, что сам хочет нанести удар по противнику, чтобы этого не сделал он, совершенно игнорируя все моральные нормы. Однако ситуация не так проста, СССР изобрел специальное секретное оружие при контакте с которым уничтожится весь мир. Американские власти узнав о подобном, пытаются остановить уже запущенную атомную бомбу и здесь ощущение той самой трагедии превращается в комический фарс, которым пропитан весь фильм, а генерал до которого, к сожалению, не добраться, чтобы активировать код для отзыва бомбы является самым комичным и устрашающим образом во всем фильме. Он олицетворяет уже крайнюю степень безумия, именно этот образ и помогает Кубрику передать то настроение, с которым он относится к нависшей угрозе. Великий мастер один из немногих который имеет нестандартную точку зрения на самые острые социальные явления, именно здесь он воплотил весь свой потенциал, который показывает чем отличается Кубрик от других мастеров кино.

Сама подача выглядит достаточно странно, то что могло выглядеть в перспективе прекрасно здесь является противоположным. Юмора совсем немного, он только изредка создается благодаря ощущению абсурда данной ситуации, и то как опять же абсурдно это показано, но этого недостаточно, фильм идущий полтора часа умудряется немного утомить, выглядя в некоторых местах достаточно сухо и от этого воспринять данное творение становится сложнее.

В наше время, когда все стремятся к миру и отсутствию насилия, гуманизму, а картина явно антисоциальная, причем в достаточно резкой форме и не стесняющаяся это показывать. Еще один пример свойственный фильмографии этого режиссера, который также ярко отражает и настоящий характер Кубрика в жизни (по многим биографическим источникам говориться о склонности его «нелюбви» к людям). Но кто бы мог подумать что данная картина окажется актуальной и сегодня, когда мир изменился и прошло уже более пятидесяти лет со дня ее выхода? Ситуация не сильно изменилась, угроза все еще сильна, гонка вооружений и взаимная неприязнь противников продолжается, также как и холодная война, несмотря на то, что многие думают, что ее уже нет(официально окончена в 1991) или просто не хотят ее замечать. Это плохо, но эта ситуация подтверждает мысль режиссера. Теперь вся эта затянутость и неразрешимость конфликта реально выглядит абсурдно. Все это очень выгодно продлевает картине жизнь и, к сожалению, наверняка, будет продлевать еще очень долго. Выходит, что несмотря на свой возраст фильм является одним из самых актуальных на сегодняшний день. Ведь как тогда общая политическая ситуация наталкивала на создание этой картины, так и сегодняшняя политическая обстановка наталкивает на интерес к картине.

С помощью всей этой обстановки раскрывается весь потенциал картины, открываются новые подтексты и видна вся ее философская глубина, которой могут в кино похвастаться лишь единицы. Было ли это случайно или изначально хранилось в нем столько тайн, мыслей, предсказаний? Возможно Стэнли и правда имел пророческий дар в данном случае, оставив нам здесь такой секрет, который позволяет понять, и самое главное обоснованно интерпретировать картину по-разному. Расслабляться не стоит ведь финальная точка в данном вопросе на сегодняшний день совсем не поставлена, в отличие от фильма, который нам дает явную, шокирующую и трагичную концовку. В ней также содержится множество интерпретаций и глубокий философский смысл. В некоторых фильмах у Стэнли важна концовка, которая и показывает его настоящее отношение к людям. Ярым примером может служить фильм из его раннего творчества «Тропы славы», где имеется выбор, но заканчивается все по тому, что чувствует душа. Но не стоит маэстро обвинять в крайней бесчеловечности, возможно, этот прием создан и ради юмора, чтобы не ломать концепцию и строго соответствовать своей идее. Но многогранность картины настолько велика, что может быть первое, второе и третье разом и между прочим третье имеет самую прочную основу, и как раз с ходом времени это подтверждается все больше и больше. Данный пример является назиданием для нынешнего и будущего поколения. По сути такой назидающий характер можно отнести ко всему фильму, а подобная гротескная фикция позволяет более доходчиво все показать на примере. Тогда, наверное, это кино будет жить вечно. Воспитывая нас и удерживая от тотального, глупого насилия.

8 из 10
Показать всю рецензию
SpaceStationOne
Похождения бравого солдата Кубрика
В 1914 году началась Первая мировая война. Через четыре года, в 1918-м, это безумие кончилось, оставив после себя более 16 миллионов трупов, более 21 миллиона инвалидов и только Бог знает сколько ещё поломанных жизней. А ещё через несколько лет, в 1921—1923 годах, об этой (и не только) войне рассказал чешский сатирик Ярослав Гашек, при помощи своего героя — бравого (ну очень бравого) солдата Швейка — высказав примерно такую мысль: «Только сойдя с ума (то есть, научившись не волноваться), можно рассказать о таком».

Юношество Кубрика пришлось на ещё более ужасающую войну — Вторую мировую, которая закончилась первым в истории человечества применением ядерного оружия, после чего плавно перетекла в (угадайте с трёх раз!) ещё одну войну, которую вскоре назвали Холодной.

В 1962 году, когда Кубрик, уйдя по-английски из Голливуда, до конца жизни поселился в Великобритании, Холодная война закономерно приплыла к Карибскому кризису — первому в истории человечества конфликту, когда оно имело вполне реальные шансы всем составом дружно вернуться в рай.

В такой обстановке Кубрик и создал, как я считаю, главную чёрную комедию в истории кинематографа.

Как и любой другой шедевр мирового искусства, с течением времени «Доктор Стрейнджлав» приобретал всё новые и новые смыслы и значения. Актуальность этой картины прежде всего состоит в том, что в ней, несмотря на присутствие многих знаменательных атрибутов 1960-тых, фактически выведен за скобки весь политико-событийный контекст эпохи, а ядерное противостояние двух сверхдержав проявлено через вневременные тёмные свойства человеческого характера: паранойю, интеллектуальную ограниченность, ксенофобию, мелочность, неспособность к самокритике и самоиронии, агрессивность, милитаризм, безумие…

В «Докторе Стрейнджлаве» Кубрик подробно раскрыл мысль, которую через четыре года гениально закроет HAL 9000 из «Космической одиссеи»: «Человек по своей природе склонен к разрушению, уничтожению и убийству, поэтому всё, что он создаёт (самолёты, радиосвязь, атомная энергия, компьютеры и т. д. и т. п.) рано или поздно, но в любом случае совершенно неизбежно приобретает те же самые свойства, вследствие чего разрушает, уничтожает и убивает то, что находится рядом — то есть, самого человека».

10 из 10

P.S.: Единственное, о чём я жалею относительно этого фильма (ну, кроме того, что он не идёт хотя бы 3 часа, конечно): в 1963 году, когда Кубрик подбирал саундтрек, ещё не было песни Queen «We Are the Champions». Она бы идеально подошла на финальную сцену.

Но «We`ll Meet Again» тоже прекрасна, бесспорно.
Показать всю рецензию
olegzaytsev
Классическая «киноклассика»
Если вы, как и я тремя часами ранее, сидите перед выбором — смотреть или нет «Доктор Стрейнджлав», потому что «как это я умудрился пропустить классику от самого Кубрика, практически самого любимого режиссера!», смело пропускайте!

Я не назову ни одной причины, чтобы потратить полтора часа на это кино, кроме того, что «Доктор Стренджлав» поставлен Кубриком. Если совсем нечем заняться, полезней узнать, что там нового спродюсировал Бекмамбетов или снял Бондарчук, вместо того, чтобы заполнять пробел в кинообразовании.

И в этом месте я не могу не сделать шаг в сторону и не сказать о роли прогрессивного киносообщества в деле воспитания вкусов. У «Доктора Стрэнджлава» 96%(!) свежести на Rotten Tomatoes и 76% положительных отзывов на Matecritics. И, конечно, он входит во все известные топы лучших картин, не говоря о 8,5 баллах на iMd. Ни одной отрицательной рецензии от пользователей на Кинопоиске! Мистика.

Современные 18-и летние с меньшим удивлением обнаружат, что их старшие товарищи положительно относятся к творчеству группы «Руки вверх», чем я восторги Роджера Эберта 10 раз посмотревшего «Доктор Стренджлав» и каждый раз находящего в нем что-то «поразительное и вдохновляющее». Заговор! Те же люди, которые кирпича на кирпиче не оставляют не то, что от Трансформеров, от Омерзительной восьмёрки, восхищаются «ДС»

Похоже, в кинокритике доверять нельзя никому.

О фильме

Доктор Стрейнджлав — это даже не кино, но телевизионная комедия, снятая в 4-х павильонах. Привет тв фильма ленинградского телевидения. Сюжет картины движется исключительно диалогами, раскрывающими гениальность серьезных актеров и смелость гениального автора. В «ДС» Кубрик, видите ли, простебал американских политиков на пороге 3-й мировой и показал, к чему можно провести паранойя гонки вооружений, заставив планету задуматься.

Мэйби, мэйби, но сегодня «ДС» смотрится не более убедительно, чем римейк на «Гребне волны».

6 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 ... 9
AnWapМы Вконтакте