Рецензии

XXV XXV
Капитан Фантастик
Вышедший в 2016 году фильм Мэтта Роса повествует нам историю, ставшей путь отшельничества и нон-конформизма необычной семьи, которая после долгих лет жизни в лоне природы наконец сталкивается лицом к лицу с 'цивилизацией'. Повод для этого трагичный - смерть матери, после чего аж 6 детей остались с отцом, роль которого замечтально отыграна Вигго Мортенсеном.

Повествование фильма, являющее собой наложение комических и трагических моментов раскрывает нам образ жизни этой семьи и актуализирует изрядное количество идей, порой совершенно противоречащих друг другу. Их бы хотелось разобрать по-подробнее.

Что мне понравилось:

1) Положительный образ многодетной семьи. Это очень правильно, в эпоху моды на бездетоность и разговоров о том, что не следует 'плодить нищету'.

2) Отношения внутри семьи, которые строятся на основе органической солидарности и взаимовыручки. Так же плюс за положительный образ отца, как главы семьи.

3) Здоровые методы воспитания, которые вступают в противоречие с 'современными' методами воспитания. Бен развивает в детях полезные для жизни навыки, заботится об их физическом и интеллектуальном развитии, развивает дух соревновательности и делает всё, чтобы они выгодно отличались об собственных изнеженных сверстников, растущих в тепличных условиях разлагающего комфорта.

4) Акцент на телесном развитии. В семье ценят атлетичность, выдержку, силу, а вредная еда не в почете. Так же уместной с моей точки зрения была шутка над страдающими ожирением американцами, которые 'выглядят как бегемоты'. Да, это смешно!

5) Интеллектуализм. В фильме есть отсылки к трудам Набокова, Достоевского, Д. Элиот, Даймонд и не только. Бен поощряет любопытство и увлечение идеями, которые не всем доступны.

Да, понятно, что все эти крайности здесь представлены в порой комичном и гипертрофированном виде, но они являются положительной реакцией на происходящие в обществе процессы физиологической, интеллектуальной и моральной деградации, порожденные отсутствием каких-либо положительных стандартов на уровне культуры.

Что мне не понравилось, так это левачество, которого в фильме немало. При чём тут дело не столько в моей нелюбви к Троцкому, Мао, Хомски, плебейско-популистским лозунгам а-ля 'power to the people' или демонстративной анти-буржуазности. Проблема в том, что оно реально здесь выглядит неуместным.

Ведь Бен и его дети могли вести свой образ жизни именно потому что они живут в стране, где всё ещё живы принципы классического либерализма, из-за чего дети могут не посещать государственные школы, хранение оружия является легальным, а люди могут сохранять определённую автономию от централизованного государства. Они не могли бы жить по этим принципам на Кубе, в Венесуэле, во Франции или Швеции. Их образ жизни гораздо более близок идеям анархо-примитивиста Теодора Качиньски, нежели унылого социалиста Ноама Хомски.

Ещё не понравилось высмеивание христианства, особенно на фоне восхваления буддизма, который с духовной точки зрения не отличается в лучшую сторону даже от американского протестантизма, который является далеко не самым лучшим выражением веры христовой. Но это частности.

В целом фильм неплохой и интересный.

7 из 10
Показать всю рецензию
Мавла
Первые кадры этого фильма заставляют подумать, что перед зрителем обряд инициации мальчика в одном из индейских племён. Сильный режиссерский ход, который определяет часть разыгравшейся драмы.

Знакомьтесь, это Современная американская семья: Бен и его шестеро детей. Они умеют лазать по отвесным скалам, охотиться и свежевать животных, знают по 6 языков. Самые младшие могут рассуждать на предмет Билля о правах, а старшие о квантовой физике. Семейное образование в диких условиях.

Все могло бы так и остаться, если бы не смерть матери, на похороны которой они отправляются через всю страну. Вот тут и становится очевидным тот самый конфликт, с которым должны столкнуться дети-люди, воспитанные в закрытых сообществах, с правилами и ценностями, которые сильно отличаются от правил Большого цивилизованного мира. Речь о социализации, конечно!

Помню свою очарованность законами жизни и условиями детства, когда я читала Маргарет Мид «Культура и мир детства». В 20 лет мне казалось прекрасным то, что в традиционных обществах у людей почти нет возрастных кризисов. Но проблема заключается в том, что для этого любая группа должна сохранять традиции, а значит быть закрытой.

Какими бы прекрасными не были ценности группы, их приходится защищать. Но в глазах цивилизованного человека традиционный человек всегда остаётся дикарем, со своими дикими обычаями. И как во всем этом быть детям? И как может поступить любящий их родитель?

Ещё одна глобальная тема занимает меня, после просмотра. Биполярное расстройство матери. Об этом не пишут в рецензиях, но я раздумываю о том, какую роль в создании особого мира семьи сыграло психическое расстройство матери? И мог ли он остаться прежним, после её смерти?

Шикарный фильм, друзья! Очень много важных вопросов. Актерская игра Вигго Мортенсена великолепна. Молодец Арагорн, и здесь не подвёл!
Показать всю рецензию
Наталья Дашевская
Капитан властолюбец
Фильм произвёл тягостное впечатление.Чёткое ощущение, что его заказчиками выступили лоббисты кремирования усопших, а создатели картины проявили максимум креативности и, в принципе, небесталанно облекли эту 'рекламуху' в поэтическую (местами), трешевую (по большей части) и антиклерикальную (по сути) форму.

'Красивое' убийство царственно-благородного оленя какими-то грязными, на чертей похожими существами в начале фильма ну о-о-очень интригует. Нормальная реакция - прекратить просмотр, но любопытство требует глянуть до конца, дабы понять, за что ж это произведение номинировали на 'Оскара' и кучу других премий.

Итак, что получится, если мега-начитанный, интеллектуально подкованный, но не дружащий с моралью тип найдёт душевнобольную девчонку, сманит в лесные дебри и приживёт с ней шестеро детишек? Не, в данном случае не ждите розовой идиллии насчёт слияния с природой.

Перед нами безудержный властолюбец с вселенскими амбициями, который пытается слепить из своих детишек не абы кого, а чрезвычайно подготовленных и закалённых сверхчеловеков, эдаких супер-спецназовцев, а потом сбить из них военизированную группировку. Учит их правду-матку рубить и одновременно - врать и красть. Сам срамник, и их сделал бесстыдниками. Культ жестокости насадил под высоколобый трёп и гитарный звон.

Вывод из всего этого педагогического эксперимента напрашивается примерно такой: вот что происходит, когда сила есть, ум (вернее, интеллект) вроде тоже, а вот душа - в запустении.

В фильме 'торчат нитки' - заметны притянутости и вымученности вроде нелепой тирады старшего сына перед девушкой из трейлера. С прекрасными пейзажами - вообще негусто. Музыка не берёт за живое. И это хорошо, так как фильм сляпан, а не создан по вдохновению, и дивная музыка могла его бы спасти, вытянуть на себе. Хорошим людям ленту к просмотру не рекомендую.
Показать всю рецензию
ars-projdakov
Для любого человека важно жить в гармонии с собой и с окружающим миром, и каждый по-своему достигает этой цели. Случается, что людям достаточно самого малого, при этом они чувствуют себя счастливыми так, как если бы они были баловнями судьбы. Такой философии и такого состояния придерживается главный герой в семейной драмы Мэтта Росса «Капитан Фантастик».

Синопсис Эти дети говорят на нескольких языках, разбираются в квантовой физике и американской юриспруденции. Они способны выжить в условиях дикой природы и искусно владеют самообороной. Однако они никогда не пользовались интернетом, ни разу не играли в видеоигры, прожив всю свою сознательную жизнь вместе с отцом посреди густого леса. Лишь трагическое стечение обстоятельств вынуждает их покинуть родные места и окунуться в непонятный и шокирующий мир цивилизации.

Игра актёров Вигго Мортенсен, как всегда, был на высоте, сумев вжиться в роль заботливого отца, который искренне верит в свое дело по необычному воспитанию детей, и в то же время готовый отказаться от своих принципов опять же ради их благополучия. Из других исполнителей я бы отметил Джорджа Маккэйя в роли старшего сына Бо, умного не по годам юношу, который, с одной стороны, верит в пользу дела отца, а с другой, мечтает вырваться в этот мир, чтобы, наконец, его по-настоящему познать.

Режиссура Несмотря на небогатую послужной список в качестве режиссеру, Мэтту Россу удалось снять довольно милое, хотя отчасти затянутое, семейное кино, в котором сразу сплелись история о важности поддержания семейных уз и философская идея о том, как мало нужно человеку для полного счастья. Режиссер рисует перед нами полукомедийную драму о семье, живущей в глубокой чаще леса почти в диких условиях, и в то же время для полноценной жизни у них также есть абсолютно все. В силу обстоятельств они вынуждены покинуть свой дом, и тут мы видим противостояние двух миров, благодаря которому четко прослеживаются недостатки мира современной цивилизации, представляющей собой общество потребления, отстаивающее права, значение которых в действительности даже не понимает. В то же время сюда вмешивается глубокая семейная и психологическая драма о человеке, который, когда привычный ему мир рушится, начинает сомневаться в своих убеждениях, когда они должны иметь непреодолимую силу.

Сценарий Действие сюжета происходит где-то на северо-западе США в глубокой части леса, окруженного высокими горами. В нем живет семейство Кэшей, включающее главу семейства Бена и его шестерых детей. У них нет электричества, интернета, канализации и водопровода, но у них есть все то, что нужно человеку для полноценной жизни. Они привыкли распределять между собой обязанности, ежедневно проводить тяжелые физические тренировки, а вечером читать классику мировой литературы, либо изучать естественную науку или иностранные языки. Они живут в идеальной гармонии с природой, окружающим миром и, прежде всего, с собой. Но их привычный мир рушится, когда мать семейства, страдающая биполярным расстройством и находящаяся по этой причине в больнице, накладывает на себя руки. Поскольку последней волей усопшей было быть кремированной, а ее прах может быть спущен в первый попавшийся унитаз, все семейство решает ринуться в непривычный им «цивилизованный» мир, чтобы выполнить волю матери. В дороге с ними происходит множество происшествий, которые открывают им окружающий мир и заставляют заново оценить свое место в нем. Но, несмотря на трудности, с которыми им предстоит столкнуться в дороге, на ссоры и недопонимания, они все же сохраняют самое ценное, что у них есть, - любовь друг к другу.

Итог В целом «Капитан Фантастик» - добротное кино о семейных и просто человеческих взаимоотношениях, о том как важно продолжать любить и радоваться жизни, несмотря ни на какие неурядицы в жизни, и о том, как мало нужно человеку для полноценного счастья. У главных героев нет ни миллионов, ни дорогой техники, ни (по факту) полноценного дома, но ничто из этого не помешало им обрести те качества, которые превозносит их по отношению к тем людям, которые обладают всеми этими атрибутами.

8 из 10
Показать всю рецензию
TheMiff
Рецензия на фильм 'Капитан Фантастик'
Фильм повествует нам о человеке по имени Бен, который живет со своей семьей вдали от большого города, воссоединившись с природой. Оторвавшись от жизни в цивилизации, он и его дети замечательно осваивают навыки выживаемости в дикой среде, а также приобретают обширные знания в истории, философии, владеют несколькими языками. Этим они намного обгоняют своих сверстников. Весть о смерти жены Бена, которая заканчивает самоубийством в больнице, приходиться ударом для всей семьи и заставляет отправиться в город. Но морально дети совсем не готовы к жизни в современном обществе...

Капитан Фантастик, можно сказать, высмеивает это общество с его потребительскими ценностями и ограниченностью взглядов. Бен имеет совершенно иное, независимое мировоззрение и твердо отстаивает свою картину мира. Но давление со стороны людей, конфликты внутри семьи и произошедшие события заставляют переосмыслить - а правильное ли будущее он выбрал для своих детей?

Фильм показывает насколько трудно порой признавать ошибки и что, соединив противоположности, можно, в конце концов, придти к положительному результату.

Актерская игра не вызвала сомнений, ярко переданы эмоции героев, их переживания, Вигго Мортенсен в роли Бена вписался отлично.

Музыка подобрана также очень хорошо, завораживает.

Данное кино оставило положительные впечатления.

8 из 10
Показать всю рецензию
Ilya Kantanistov
'It was too much'
Мы всегда балансируем на грани черного и белого, хорошего и плохого. В фильме 'Капитан Фантастик' много моментов в которых зрителю приходится задумываться: главный герой является тираном или прекрасным отцом, где настоящая жизнь, в лесу или в 'цивилизации', быть уникальным или стандартным членом общества? Какую бы точку зрения вы не приняли, одно можно сказать точно, не стоит перебарщивать. Избыток вкуса убивает вкус.

'Капитан Фантастик' затрагивает множество идей и проблем над которыми стоит подумать, в частности идеи о воспитании детей, проблемы образования, общественной морали, семейных взаимоотношений, свободы выбора. Все вопросы режиссер Мэтт Росс оставляет открытыми и предлагает ответить на них самим зрителям.

Капитан, он же Бэн, он же Вигго Мортенсен - неординарная личность. Его нестандартность заключается не в том, что он псих или фрик, а в том, что он является смелым человеком. Редко встретишь храбрецов которые готовы бросить вызов себе, своим страхам, общественному мнению. Кто готов бросить все и уехать в дикие условия? Кто готов стать капитаном своей жизни? Таких людей мало.

Бэн - настоящий капитан. Существует закон, что если корабль тонет, то капитан уходит последним или остается на борту навсегда. У Бэна вместо корабля была его семья и он не мог допустить того чтобы его семья 'утонула'. Корабль попал в шторм общественного мнения, непонимания со стороны близких, начался разлад внутри семьи, поэтому Бэном были сделаны выводы и корабль скорректировал курс направления к берегам идиллии.

Фильм добрый, познавательный и вдохновляющий. Станьте капитаном своей судьбы!

8 из 10
Показать всю рецензию
kinoman_82
Разочаровавшись в идеалах капитализма, Бен и Лесли Кэш взяли своих шестерых детей и уехали подальше от населенных пунктов, найдя счастье в вашингтонских лесах. Отпрысков они воспитывали отнюдь не дикарями – хотя ребятам пришлось постигать основы выживания и охоты, эти маленькие «Беары Гриллсы» были обучены разным наукам и иностранным языкам, опередив многих ровесников в умственном развитии. Но однажды случается беда: мать семейства, долгие годы страдавшая биполярным расстройством, в итоге покончила жизнь самоубийством в клинике, куда ее пришлось экстренно госпитализировать. Поскольку женщина была буддисткой и желала быть кремированной на лоне природы, Бен вместе с детьми отправляется на ее похороны, чтобы помешать родителям Лесли совершить погребение более традиционным способом. Но столкновение с цивилизацией окажется непростым испытанием для Кэшей-младших, поскольку в головах молодежи проявится сомнение: а хотят ли они и дальше жить вдали от комфорта и возможностей современного мира?

Конфликт между жаждой личной свободы и во многом удобным, но часто полным ограничений существованием в социуме - тема не новая, и совсем недавно мы видели очень удачную картину Дебры Граник «Не оставляй следов», в которой, помимо трудностей выживания в дикой природе, изучались и вопросы эскапизма, и невозможность полной душевной гармонии в добровольной изоляции, и горькие моменты расставания родителя и повзрослевшего ребенка. Актер, сценарист и режиссер Мэтт Росс, удостоенный за постановку «Капитана Фантастика» премии Каннского фестиваля в рамках программы «Особый взгляд», подходил к похожему сюжету несколько более компромиссно и менее болезненно, что, впрочем, картину не испортило. Историю семьи Кэш он рассказывает с душой, сердечностью и мудростью, размышляя, насколько реально в условиях современного мира жить в минимальном контакте с ним, без соцсетей, телевидения и интернета, не переступая при этом черты закона и одновременно учитывая пожелания самих детей, чье мнение относительно собственной судьбы не должно зависеть от сублимированных родительских желаний.

Актерский состав – отдельная удача картины. Безоговорочно заслуживший за свою игру номинации на премии «Оскар», «Золотой Глобус» и BAFTA Вигго Мортенсен великолепен в образе того самого «Капитана Фантастика», одной из его бесспорно лучших ролей. В лице этого героя мы видим всё: желание воспитать своих детей думающими, интеллектуально развитыми индивидуальностями, сочетающееся со страхом за их дальнейшую судьбу и неуверенностью в выборе правильного пути, сделанного заочно, когда ребенку порой все же нужно немного детства с Сантой Клаусом на Рождество и правом решать, куда ему двигаться дальше. Остальные персонажи, особенно юные, хотя и не прописаны сценарием максимально объемно, сыграны молодыми актерами со всеми необходимыми штрихами и кажутся очень естественными (ну разве что 'старший' Джордж Маккей порой чуток переигрывает). И пускай завершает свое кино Росс, как было уже упомянуто, на довольно компромиссной ноте, не «обидев» никого и мягко разгладив все сформировавшиеся заранее острые углы, этот прием не кажется банальным угождением зрителю – скорее именно так бунтари вроде Кэшей постепенно понимают, что истинная гармония заключена не в бесконечном противоборстве с конформистской реальностью, а в тактичном балансе с ней, когда необходимо следовать своему мировоззрению, не задевая чувств других людей и уважая их решения.

8 из 10
Показать всю рецензию
Федор Сопичев
История фантастической семьи
Некоторых людей цивилизация утомляет настолько, что они готовы забрать всю свою семью и уехать жить в лес в дикие условия, подальше от шума, грязи, социальной несправедливости и прочих прелестей больших человеческих поселений. Бен с женой и детьми так и поступил. Воспитание – штука непростая в принципе, а уж в таких условиях тем более. Но у Бена к этому оказался настоящий талант: дети мало того, что развиты физически, так еще и читают каждый день, умеют самостоятельно мыслить и знают гораздо больше своих городских сверстников. Настоящие лесные вундеркинды.

В какой-то момент всему семейству приходится собраться и поехать в большой город. Через столкновение этих необычных людей с цивилизацией в фильме и раскрывается самое интересное.

Разговор Бена с дочерью:

- И как тебе эта книга?
- Ну... интересно.
- Интересно — запретное слово, пустое, его лучше избегать. Расскажи об этой книге.
- Там взрослый мужчина влюбляется в девочку, он...
- Это сюжет. Анализируй то, что читаешь. Важны твои мысли, чувства. Что ты думаешь о прочитанном?

Бен много общается с детьми, рассказывает о несправедливом социальном укладе ('Те, кто держит власть, управляют жизнями безвластных'), о ценностях общества ('Главным достоинством демократии наши сограждане считают безумный шопинг'), о нравственных устоях ('Человека определяют его поступки, а не слова'). Его дети очень умные, сильные, но при этом совершенно дикие, неприспособленные к жизни в обществе, не понимающие самых простых вещей, доступных каждому школьнику. В этом есть как свои плюсы, так и свои минусы. Отмечать день рождения Ноама Хомского (известный политический публицист и философ), но отвергать Рождество, как глупую сказку про эльфов — означает лишать детей очень важной части жизни. Едой кормят тело, знаниями — ум, но если не насыщать душу, она высохнет, и тогда все остальное уже станет совершенно неважно. Уйдет то главное, что делает нас людьми.

Фильм смотрится легко, в нем все связано, переходы плавные. Некоторые моменты вызывают отторжение нереалистичностью (чтение книги ночью в свете костра, да еще после дня физической активности — ну ну), некоторые — разницей в культуре. Бен - тот еще провокатор, и с очень своеобразным мышлением. Но в целом фильм смотрится приятно, он оригинален и дает много поводов посмотреть на себя и свою жизнь со стороны.

8 из 10
Показать всю рецензию
Безымянный пользователь
Система против системы
'Капитан Фантастик' поднимает довольно актуальный вопрос о жизни в общем и о воспитании детей в частности. То, что современная система имеет множество недостатков - неоспоримый факт. Пластмассовая еда, убитая экология, зомбоящики и зомбоящички - это печальная действительность. Человечество убивает себя в перспективе работать на аптеку, уровень образованности падает ниже плинтуса, а такие вещи как любовь и взаимопонимание - вообще в наше время что-то из разряда невероятного.

Идея хиппарской утопии абсолютно не нова, но утопия - вещь сама по себе невозможная. Жить на природе по, казалось бы, правильным принципам органичного единства это, конечно, круто - однако, с основной системой в любом случае необходимо считаться. Особенно, когда речь идет о воспитании детей - которые люди новые и необязательно могут разделять взгляды своих родителей.

Основной принцип грамотного развития любой жизни - это свобода. А свобода ни в коем случае не может быть в изоляции от остального мира, потому что рано или поздно с этим остальным миром придется столкнуться.

- Я прочитал кучу книг, но не знаю о жизни абсолютно ничего! - кричит отцу старший сын, который со всеми своими навыками выживания в дикой природе, не имеет понятия как вести себя с обычной девчонкой.

Подход отца семейства к воспитанию детей - вполне себе разумен, но малость недоработан - ибо мир, это не только опушка леса. Слава богу, к финалу данные баги исправляются и семейство таки весьма грамотно интегрируется в общество, подходя к уровню настоящей гармонии.

Сама история получилась по-хиппарски лиричной и очень годной. Особо доставляет ракурс на воспитание детей, которых сразу как-то не хочется убивать фастфудом и смартфонами. Ну это тем, для кого дети хоть что-то значат, естественно.

В целом, фильм стоит, как говорится, сохранить на полочку и отложить кое-какие мысли себе в голову. Капитан же, вывозит так, что действительно Фантастик. Очень зачотно.
Показать всю рецензию
margolin.a.j
Живой фильм про неживое общество
Когда искал фильм на вечер ключевым тэгом в списке жанров был 'Комедия'. Но он оказался гораздо глубже, при этом не теряя своей лёгкости.

Однозначно рекомендую к просмотру. Рекомендую тем, кто любит небанальные сюжеты и при этом истории, которые выглядят невыдуманными и настоящими.

Ожидал увидеть комедию, как дикари будут нелепо и смешно выглядеть в современном развитом обществе, а увидел как нелепо и грустно на самом выглядит современное общество с его предрассудками, ценностями и разрушающимся будущим.

Смотрится почти на одном дыхании. Несмотря на все ошибки, которые совершал главный герой в лице отца, не раз ловил себя на мысли во время просмотра, что было бы очень круто вырасти в такой семье.
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 ... 16
AnWapМы Вконтакте