Рецензии

Besvik
Генералы моего детства
В начале 1973-го года все ребята нашего двора «заболели» доселе неизвестными нам бразильскими фавелами. Да что там ребята – вся страна сошла с ума по этим бедняцким хижинам из далекой экзотической страны, которую мы знали только в связи с каким-то карнавалом, проводимом там ежегодно.

Простая и, в общем, тривиальная история о группе бразильских беспризорников, вынужденных грабить и воровать ради своего существования, всколыхнула каждого зрителя в нашей стране. Но особенно нас – таких же мальчишек и девчонок, чьи сверстники из далекой страны не имели такого счастливого детства, как мы (все это я пишу без кавычек, потому что искренне так считаю до сих пор). Мы выстраивались в длиннющие очереди за билетами, чтобы в третий или четвертый раз испытать праведный гнев за лишенных детства сверстников, а в словесных поединках выясняли наиболее полюбившихся персонажей.

Кому-то нравился хромой Августо, торгующий собой ради куска хлеба, другим – пастор Жозе Педро, пытающийся помочь окружающим не только словом, но и делом. Но всем без исключения нравились бразильские Ромео и Джульетта – Педро и Дора, чья трагическая любовь на задворках помоек разрывала сердце каждому из нас. Мы сами были не из богатых семей и не избалованы роскошью, но то отчаяние, развернувшееся на экране, потрясло даже нас. Прижимаясь друг к другу в темном кинозале, мы все вместе любили и ненавидели, сражались и воровали, молились и проклинали, пытались выжить вместе с этими ребятами, прозванными «Генералами песчаных карьеров».

Это был, пожалуй, первый случай, когда все без исключения (включая воспитанных пионеров и отличников) встали на сторону молодых уличных хулиганов, испытывая всеобщее чувство стыда за взрослых, допустивших по отношению к ним столько несправедливости и жестокости. Мы все чувствовали себя причастными к их борьбе за свою жизнь, свое будущее и свое право на частичку всеобщей любви. Мы все пытались прочувствовать, что такое чужая боль как своя, а во дворах, после сеанса, разыгрывали «всамделишные» бунты против мира родителей, желая казаться независимыми и чуть более взрослыми, наигранно считая, что вслед за Генералами песчаных карьеров весь мир ополчился против нас.

Сегодня ни один фильм не вызывает таких эмоций и чувства какого-то всеобщего национального объединения, как «Генералы песчаных карьеров» в то время. Для всех нас «той поры» этот незатейливый фильм стал своеобразным мерилом человечности и тестом на сострадание и любовь к своему ближнему. Теперь таких объединяющих фильмов нет. И дело даже не в самом фильме, а в его восприятии. Изменились времена, изменились и приоритеты. То, что казалось тогда невероятной романтикой и вихрем свободы, теперь полностью скомпрометировано и является частью обыкновенной повседневности. После «лихих 90-х» люди уже без сожаления относятся к всевозможным «братским сообществам», бандитам и объединениям, своими неправедными действиями пытающимся вырваться из низов своего сословия.

С этим фильмом связано еще одно. В то время, как отовсюду звучала холодная, но бодрая «Потолок ледяной, дверь скрипучая…» Эдуарда Хиля, с экранов кинотеатров, где демонстрировались «Генералы…», зазвучала слегка тревожная, но такая родная и очень теплая мелодия на непонятном никому языке, полная тоски и щемящей грусти. Уже потом мы узнали, что это всего лишь «рыбацкая молитва», наполненная просьбой о хорошем улове и счастливом возвращении из моря, но тогда нам казалось, что рукой автора водил сам Всевышний, наделив его произведения не только завораживающей мелодией и текстом, но и душой.

Песня проникала в самую глубину твоего сердца, и сердце отзывалось полным унисоном такой печальной и такой возвышенной мелодии. Бархатный голос певца звал за собой – в те пустующие барханы у берега океана, где жили не только герои этого фильма, но и их несбыточные чаяния, так горячо отстаиваемые нами, простыми ребятами с заснеженных московских улиц, а барабанные там-тамы уносили далеко в небо, где были бескрайние мириады южных звезд и полная свобода.

Уже потом появилось несколько русскоязычных вариантов этой песни, самая известная из которых включала в себя мелодраматические слова, мало соответствующие правильному переводу, но прекрасно дополнявшие драматический финал самого фильма:

«Зачем так рано ты ушла от нас, зачем покинула меня?

Качает ветер на волнах баркас, я на руках несу тебя…

Тебя целую я в последний раз и отдаю волне,

А слезы льются у меня из глаз, а руки тянутся к тебе…».

Сегодня этот текст может показаться пошлым безумием, но не тогда, когда тысячи благодарных поклонников фильма бренчали на гитарах эти незамысловатые слова в любом дворе, превращая их в подобие высокой лирики, но по моде тех лет – на блатной манер тюремного шансона.

Были и другие переводы песни, среди которых детворе особенно нравился шуточный «Зачем Герасим утопил муму, я не пойму, я не пойму», идеально ложащийся на музыку неизвестного композитора, который наверняка не одобрил бы такую транскрипцию своего произведения.

По популярности эта песня тогда не могла сравниться ни с чем, как и сам фильм, названный зрителями лучшим в 1973 году. «Генералы песчаных карьеров» не оставили в истории мирового кино никакого следа, но навсегда поселились в наших с вами душах. Лента стала культовой в СССР, а у культа есть одно неоспоримое качество. Предмет поклонения миллионов – критиковать как-то неприлично. И не важно, что спустя время приходишь к выводу, что фильм не идеален и имеет мало художественных ценностей, но, если он до сих пор согревает миллионы своих зрителей, значит он – шедевр. И с этим трудно поспорить.

P.S. Через какое-то время стало известно, что так подкупало в этом фильме простого зрителя. Естественная, не по-детски взрослая актерская игра молодых ребят, исполняющих роли так полюбившихся нам малолетних преступников. Оказывается, они вовсе не играли, а были настоящими изгоями того общества, которое отторгло их, как и их героев. Режиссер просто подобрал эту молодежь на улицах, заставив исполнить для нас свои горькие судьбы на «бис». Вот откуда столько проникновенности во всем фильме и столько боли и отчаяния в глазах «артистов», наполненных не только страданием, но и надеждой. Тихой надеждой на светлый просвет в этом беспросветном существовании. Такое не сыграешь, будь ты трижды лауреатом премии «Оскар». Такое можно только пережить.

К тому моменту, как фильм вышел в наших кинотеатрах, многих из этих экранных ребят уже не было в живых. Съемки закончились, и они вернулись к своему прежнему занятию, которое, как и в фильме, было связано с огромным риском и постоянной опасностью погибнуть. Кто-то из них отыграл у судьбы еще немного времени, а кому-то она не дала такой возможности, отказав в непредусмотренном жизнью втором дубле.
Показать всю рецензию
JackNaper
Ветер воет
Воруют нищие и власть имущие. Нищих карают тюрьмой, а власть имущих – суммой.
Валентин Петрович Рычков


Ветер шумит, разрезая воздух, он воет и парит над головами молодых людей, обреченных скитаться босиком по песку и каменистым дорогам, беспризорные и усталые, они скрывают от всех свои чувства, выплескивая лишь агрессию и протест на весь сущий мир. Судьба коварна, а неминуемый рок может настигнуть каждого, поэтому дети и подростки без труда могут оказаться вышвырнуты на улицу и отданы сами себе. Обделенность питает их злобу, заставляя полыхать огонь ярости в сердцах, они крадут, дерутся, делают все, чтобы выжить, ведь у улицы свои законы – жестокие. История, показанная режиссером Холлом Барттлетом жестока, а радостные интонации повествования далеко на периферии, но автор умудряется обогащать ленту эпизодами, где клокочет надежда.

Надежда, гипертрофировано ощутимая в лике прекрасной Доры, ее улыбке, взгляде, отражающем добросердечие. Она – луч света, среди бездомных и голодающих, затупившая мятежный характер бродяги Булита, наполнив его жизнь любовью. Наблюдая за их идиллией легко понять, что ветер не всегда воет, иногда он мягко предостерегает, но слушаться его не хочется, ведь блаженный аромат жизни – это самое прекрасное, что есть у этих двоих и всех людей планеты. Проблема в том, что ветер, вольный и свободный, нельзя остановить, и его вой тоже, а иногда он предвещает ураган.

Кинолента Холла Бартлетта по своей конструкции напоминает театр теней, где “исхудалые” куклы сражаются за луч света. Это нелегкая борьба. Противостояние против системы способно как сплотить бесприютных юнцов, так и обернуть их друг против друга, но такова жизнь и ее жестокие законы, когда люди вынуждены поддаться своему неведению и страху. Нельзя предугадать, кто вонзит нож в спину и насколько глубоко войдет его острие. Бартллет не ставит расовых ограничений – у него все равны перед общим горем и неизмеримыми проблемами, все хотят выжить, будь то негр, араб или юнец с ослепительно белой кожей. В театре теней нет цветов, есть экспрессия, эмоции и повествование, которое нужно донести до зрителя безмолвно, так и эпизоды кинокартины “Генералы песчаных карьеров”, те молчаливые сцены воспоминаний, всплывающие перед мысленным взором персонажей, аки театр теней, зачастую рассказывают о беспризорниках больше, чем сюжетные диалоги.

Разве не волшебен этот театр теней? Волшебен. Но в этом театре уж слишком много “темных магов” – беззакония, нечестивых священников и пороков. У Холла Бартлетта только одна “добрая фея” – Дора, но ее чар не хватает на бразильский город, а печаль осознания собственной беспомощности кидает ее в объятия любимого человека, чтобы боль отупела в поцелуях.
Показать всю рецензию
CoffeeCat
Его Величество Контекст
Фильм вышел в 1971-м. Я учился в первом классе. За последующие несколько лет его посмотрели все мои сверстники и все, кто постарше. И реакция всегда была 'ах !'. Нет, не так - 'АХ !' Но как-то так получилось, что я фильм не видел. Тогда. Ну, как-то не пришлось. Только душераздирающая мелодия из него, и в оригинале, и во множестве вариаций, преследовала всю жизнь. И вот, в мои 54, откуда-то взялся DVD с 'Генералами...'

С каким-то внутренним трепетом сел за просмотр. И... Ноль ! От слова 'совсем'. Оставлю в стороне кинотехнологии тех лет. Я о собственно фильме. Отчётливо понятно, что тогда, в семидесятые, это стало бы и для меня событием, как для многих и многих зрителей тех лет. А сейчас, когда мы видели жизнь в гораздо более жёстких и затейливых её проявлениях, это не цепляет практически совсем. Впечатление оставляет разве что священник, пытающийся спасать беспризорную братию.

И пусть не ругают меня поклонники фильма, бегавшие в детстве по стопятьсотмиллионов раз на этот фильм: я с должным уважением отношусь к вашей ностальгии по юности. Но в отсутствие подливки в виде благополучной советской действительности, железного занавеса и благородной дворовой романтики тех лет этот фильм сейчас в качестве самостоятельного блюда не воспринимается. Ибо видено не в кино, а в жизни и круче, и страшнее.

Наверное я лишился чего-то в юности, не посмотрев 'Генералов...' тогда, но сейчас ничего, кроме лёгкого любопытства и трудно подавляемого раздражения творение Бартлетта у меня не вызвало.

Контекст ! Его величество Контекст... Здесь он сыграл зулю шутку.
Показать всю рецензию
veraproskryakova
Они люди! Услышьте их…
Фильм — просто потрясающий! В первый раз смотрела когда мне было четырнадцать. Ощущение было, что сердце разорвётся от горя. Тем более что сама жила в более или менее комфортных условиях. Тогда была потрясена до глубины души видя на экране детей умирающих от голода, отвергнутых обществом. Это было ужасно. До сих пор сильны во мне те первые впечатления от фильма.

Недавно вспомнила о нём, пересмотрела, была потрясена не меньше чем тогда. Как могли выживать эти дети в таких ужасных условиях? Покинутые и отвергнутые, презираемые обществом и страной они отчаянно цепляются за жизнь. Ради куска хлеба, эти дети готовы рыться в отбросах, попрошайничать и воровать. Им неведомы родительская любовь и забота, их дом — улица, их школа — сама жизнь. Они сбиваются в стаи, чтобы выжить и не погибнуть по одиночке, их боятся, презирают и стараются обходить стороной. Но нельзя думать, что дети улиц не способны чувствовать, что у них нет сердца. Это не так! Они такие же люди, как и все остальные, и больше всего на свете им нужны Любовь, Доброта, Тепло и Забота. Нужно то, что остальные дети получают от родителей с лихвой. У них нет никого, но они есть друг у друга. Их группа — это их семья, где все друг друга поддерживают, где старшие оберегают младших и где каждый стоит горой за своего названного брата. За ними охотится полиция, у них нет возможности даже обратиться к врачу во время болезни. Это ужасно!

Такое может произойти в любой стране мира, и это к сожалению так. Очень грустно и обидно за любую нацию, где богачи и чиновники отъедаются в ресторанах и греют пузо на дорогих курортах в то время как дети их же страны (по сути будущее государства) умирают от голода и болезней. Какое будущее у такой страны? Что её ждёт в дальнейшем? Полное вымирание, деградация и исчезновение? Тема актуальная и по сей день. Не особо то в мире что-то меняется в лучшую сторону. Смотреть можно не однократно конечно, но всё же фильм драматичный и по этому часто смотреть его довольно тяжело. Но хотя бы один раз посмотреть его обязательно стоит каждому человеку. Возможно тогда в людях проснётся сострадание, понимание, осознание происходящего вокруг них. Фильм довольно тяжёлый в моральном плане, сейчас он очень актуален и в России, потому что у нас в стране на сегодняшний день огромное число беспризорников, когда его показывали в СССР, я думаю многие удивлялись такому положению дел на Западе и правильно удивлялись, потому что в Советское время их не было, но вот пришла демократия и они появились и у нас. А какие слова сказал священник епископу, просто душу переворачивают: «Разве они виноваты, что стали беспризорными?… Ведь трудно представить то, что Иисус Христос, мог Жить в этом роскошном доме и питаться изысканными винами и яствами в то время как дети, Его Дети умирают от голода…»

Такое кино нужно показывать всем, особенно старшеклассникам в школах, чтобы они могли понимать, что айфоны, планшеты и наряды не главное и не основное, что есть в жизни человека. Чтобы могли осознать, что бывает и по другому и каждый ребёнок может оказаться на месте этих покинутых детей. Это реалии современной жизни! И это ужасно. Стоит отдать должное и музыкальному сопровождению фильма. Музыка здесь, больше чем просто музыка — это гимн брошенных и оставленных, но не сломленных людей!

Даже не знаю как оценивать этот невероятный фильм. Любая оценка будет мала. И всё же за достоверность, за реалии жизни, за попытку докричаться до общества и людей ставлю самый высокий балл.

10 из 10

P.S. Общество способное выбросить детей на свалку, обречено на гибель…
Показать всю рецензию
sergei likhachev
Генералы песка
Этот фильм уже давно звучит как реквием против несправедливости, вечным напоминанием тем, кто украл, и что украденное вернется им потомкам сполна. Этот фильм про тысячи загубленных и не порочных душ, не нашедших себя или просто отвергнутых в этом мире. Некоторым из которых, возможно, суждено стать святыми, и которые сотрут с земли память о сытых и уверенных в себе, беспечных людях, не признающих правды и трагедии ближних. Это фильм — также о людях, прикрывающимися богом, молитвами их преданности ему., о тех, кто ради своего собственного блага, чинят зло ежедневно, постоянно и неизменно.

Великий Жоржи Амаду написал свое послание миру еще в 1937-м. По-началу, произведение «Капитаны песка». воспринималось, как повествование о локальном бедствии бездомных детей Бразилии, оно разойдется по миру незабываемым романом, а потом, фильмом — через 30 с лишним лет, который станет вечным напоминанием о зле и бездуховности и, одновременно, гимном человеческой доброте и милосердию.

Картина обошла весь мир, как откровение. Успех картины в СССР был просто невероятен, особенно среди молодежи. Однако, фильм, показанный на кинофестивале в Москве в 1971 году, дошел до большого зрителя только в 1976. Он буквально взбудоражил людей, заставил задуматься о самих себе, буквально окрылил многих.

Фильм, на мой взгляд, снят совершенно виртуозно. Поначалу, воспринимаемый как боевик (негр на пляже, налет/погром в ресторане), потом превращается в глубокую много-сюжетную драму, где каждое действие героев заставляет с замиранием сердца следить за ее концовкой. Потрясающая игра молодых актеров, подростков, совсем детей, которые даже не играют, а, кажется, просто живут своей жизнью. Такая игра не просто подкупает, а зачаровывает, заставляя задуматься о том, как возможно заставить их играть так естественно и просто…

Трагический конец фильма, все-же предугадать не сложно. Слишком велико расстояние между действительностью и людьми ее воспринимающих. Большинство чурается, боится или просто ненавидят их — «генералов песка», чей дом песок и локоть друга, кусок хлеба. Музыка из фильма затронула души миллионов и стала неотъемлемой частью не только фильма, но и одной из самых популярных мелодий сегодняшних дней.

Досадно, что фильм был снят на какой-то некачественной пленке, звук — вполне достойный. Это — один из фильмов моей молодости, который совершенно не потерял своей значимости. Все описанное существует и по сей день и не только в Бразилии. Я рассматриваю этот фильм как один из безусловных шедевров кино ХХ века и рекомендую смотреть это всем.
Показать всю рецензию
Majj-s
О капитанах песка, шнурках и собаке.
Я была совсем маленькой и Муслим Магомаев, певший про свадьбу, которая пела и плясала, не казался еще похожим на обезьяну. А другой дяденька на маленькой пластинке с густым, так похожим на магомаевский, только еще красивее, баритональным басом, пел грустную песню на английском языке. И отчего-то представлялось, что тот дяденька — негр. Спросила как-то маму, о чем эта песня. О беспризорных детях, которые живут на улице и у которых нет родителей, чтобы заботились о них, — ответила она, соединяя информационную составляющую с воспитательным моментом (1. У меня есть такая замечательная она, 2. Я живу в Советском Союзе, где беспризорники были только после революции,3. Ура!)

А через много лет советский прокат неожиданно решил запустить ту старую ленту, песня из которой так бередила душу, вторым экраном. И все знакомые девочки сходили на него, и всем понравилось. Мы с подругой пошли тоже. И насмерть влюбились в Буллета. Бедную Дору, конечно, было жаль, но в том, что она его не стоит, сошлись. После подружка попала в странную историю: парень на остановке попросил ее подержать на руках щеночка, пока он завяжет шнурки, а вместо шнурков прыгнул в отъезжающий троллейбус и был таков. Как сострадательная девушка (какой и показалась ему), Алена не оставила песика тут же, а взяла его домой. И мы всерьез обсуждали в качестве имени «Буллет». Мама подруги вмешалась, сказала, что не позволит уродовать животному судьбу таким кошмарным именем. Спустя пару дней пес стал Егором, в честь экс-бойфренда подруги.

А мы прочли «Капитанов песка» Жоржи Амаду. И были разочарованы, любимец, вовсе не таким центральным персонажем книги оказался, каким был в фильме. В сюжете практически нет мелодрамы (хотелось уже-таки продолжать плакать, понимаете?), а тут помесь плутовского романа с криминальным и густой национальный колорит. Оп-па, вот на этом он меня и взял. Разве может девочка, выросшая на книжках Монтейру Лобату, не влюбиться в истории о далекой стране, рассказанные замечательным рассказчиком?

И бог с ним, с Буллетом. После были «Габриэла», «Дона Флор», а «Терезу Батисту» не прочла, испугалась того, что она «уставшая воевать». Есть повод вернуться.
Показать всю рецензию
The Lord Vier
«Я ваш брат, я человек!!!»
Если спросить у большинства взрослых людей, какой период в своей жизни они позиционируют, как наиболее счастливый и значимый, то большинство, не задумываясь, ответит, что это мимолётное и беззаботное детство, которое им подарили родные и близкие. Поэтому особенно трагической и лишённой чего-то жизненно необходимого, кажется судьба тех детей, у которых по каким-то страшным причинам не было этого прекрасного времени. И вот для того, чтобы напомнить людям, что далеко не всё в этом наболевшем «детском» вопросе решено и нужны ленты на подобии «Генералов песчаных карьеров» режиссёра Холла Бартлетта. В данной картине очень остро и правдоподобно изображена жизнь беспризорников из бразильских фавел. Через каждый новый кадр зритель всё больше начинает проникать в этот жестокий мир, где дети умирают от голода, холода, болезней и что ещё ужаснее погибают от рук своих же «братьев по несчастью» в борьбе за крохи с «господского стола». Для человека не чёрствого и умеющего сопереживать, это кажется, каким-то варварством, пережитком прошлого, но это не так, ведь даже в наше как мы любим, говорить «прогрессивное» время, «дети без детства» являются суровой действительностью.

Разбирать актёрскую игру в этом фильме, я думаю, нет особого смысла, так как львиную долю ролей сыграли настоящие беспризорники, которым не нужно было притворствовать, показывая вымышленную действительность, так как для них она к глубокому сожалению была реальна.

У русского человека при просмотре сразу появляется устойчивая ассоциация с «Республикой Шкид» и возможно именно поэтому в России этот фильм пользовался большей популярностью, чем во всём остальном мире, так как эта тематика очень близка нашей душе. В общем и целом фильм обязателен к просмотру, для того чтобы пробудить в себе ещё не выветренные современным миром истоки человеческой ответственности за тех с кем мы рядом и кому мы должны помочь пойти правильной дорогой.

9 из 10
Показать всю рецензию
Cucci
Вы дали б мне за всё ответ!..
Когда я первый раз посмотрел этот фильм (ещё в детстве), я не сомневался в том, что он — либо мексиканский, либо бразильский. Трудно было впоследствии поверить Интернету, что это — фильм всё от того же Дяди Сэма, потому что едва ли в этой упивающейся собственной успешностью и богатством стране могли снять что-либо к вящему удовольствию коммунистов всех марок и систем.

Однако ж факт налицо: таки сняли. Что называется, идеологически безукоризненный. В плане идеологии соцреализма, естественно. И факт категорического остракизма в капиталистическом мире — также налицо. Зато в мире социализма — фильм ждал закономерный успех. Особенно, как всегда, — у нас, в России.

Ведь тогда было модно быть пролетарием. А богатством кичиться не следовало, иначе ждали большие проблемы… Люди, конечно, всё равно пытались легально или не очень подзаработать (иначе не появилось бы сарказма вроде «чтоб те жить на одну зарплату!»). Но всё ж таки не афишировали этого. А порой даже усердно отрицали, что у них водились деньги. Например, мой покойный дед (долго проработавший в вузе и прошедший все должности, кроме ректора) до смешного упорно пытался заставить меня поверить, что прислуги в квартирах важных госслужащих, музыкантов и учёных при Советской власти не было, что на такси никто не ездил и что класть деньги в банк было почти некому, т. к. все жили от получки до получки. А когда я, улыбаясь, говорил деду, что всё это (прислуга, такси и счета в банке) таки было и при Советах, он, насупившись, отвечал, что, может, и было, но он лично о таком не слышал.

Вот вам и разница в идеологии. В наши дни быть бедным уже крайне не модно. Сейчас всё больше народу хочет, чтоб обращение было не «товарищ», «гражданин» или «уважаемый», а не иначе как «господин». Русские машины иначе как хламом и не называют, а людей, стремящихся покупать в магазинах эконом-класса, именуют «нищебродами». Отношение к бездомным животным часто оказывается даже гуманнее, чем к бездомным людям. И едва ли многие сейчас испытывают тёплые чувства по отношению к малолетним преступникам, потому что принято считать, что если ты не калека, должен наниматься на работу или заниматься бизнесом, а не разбойничать.

А между тем, проблема-то, если элементарно подумать, — вечная. Во все времена и в любом обществе существуют беспризорники, ведомые отдельными молодыми пролетариями и порой даже служителями культа. Действительно, чего ради мы, дружная пацанва, побираемся и жрём отбросы на помойках?! Разбойниками будем!

И несётся шпана на дело…

И находятся творческие работники, поющие им дифирамбы. И находятся политики, поднимающие романтические сказки об агрессивных люмпенах на свой щит. И находятся пролетарии чуть менее обездоленные (чем герои этих сказок), которые идут за этими политиками, ведь это так благородно с их стороны — защищать интересы бедных! А потом те из бедняков, кому удаётся мало-мальски разбогатеть, как правило, категорически отрекаются от бедняков и начинают уже всерьёз ненавидеть малолетних подонков, ведь социальная пропасть между ними растёт… И тогда политики посылают силовиков на усмирение особо опасных босяков, а «почтенные граждане» голосуют за тех политиков, которые успешнее защищают их покой. Круг замыкается…

Так было, так есть, и так будет всегда. В связи с этим, у меня нет определённого мнения об этом фильме. Он просто сделан в пику одной идеологии и в угоду другой. Нарочно поднята острая тема, снята в настоящих трущобах с настоящими уличными мальчишками вместо актёров, с помощью художественных средств бедные окрашены в красный цвет героев-пролетариев, а богатые — в белый цвет высокомерных недотрог. Песня фильма нарочно перепета советской эстрадой с текстом, изменённым с сентиментальной рыбацкой темы на тему нищего сироты, смотрящего волком на благополучные кварталы и в глубине души мечтающего пустить их жителям кровь, предварительно обобрав до нитки…

Кто-то сомневается, что за этими парнями не заржавеет сделать именно так? А сцена изнасилования в начале фильма о чём говорит? Даже жестокая и привыкшая видеть смерть героиня фильма «Хранители» Лори искренне считала, что мужчина, способный на принуждение к сексу, — достоин ненависти. Пожалуй, с этим не лишне согласиться… И потому разбойники и грабители всех мастей, даже если их «принято» оправдывать, на самом деле всё равно бесчеловечны и аморальны…
Показать всю рецензию
Elena Beliakova
«Генералы песчаных карьеров» — гениальный фильм.

Это Лучший Фильм Всех Времён и Народов!

Как определяется качество произведения искусства? — Только тем впечатлением, которое оно производит на публику. А «Генералы» произвели оглушительное впечатление. Фильм врывался в сознание и душу, заполнял зрителя, подчинял себе. Этот фильм вызвал такую волну интереса к творчеству Жоржи Амаду! Люди массово бросились в библиотеки: чтобы взять книгу Амаду, приходилось записываться и ждать несколько месяцев. В том фильме была сила, и романтика, и красота, и любовь, и социальный протест. Жоржи Амаду написал книгу, когда ему было только 25 лет. Холл Бартлетт сделал удивительную вещь: он сохранил дух книги, но снял фильм так, как будто сценарий написал уже зрелый Амаду, тот Амаду, каким он был в 70-е годы. Художник тем гениальнее, чем меньшими средствами он может создать образ. Холл Бартлетт, несомненно, — гений: несколько кадров — и раскрыт характер каждого, его прошлое, его надежды, его мечты. Эти беспризор¬ные, выброшенные из общества мальчишки, лишенные дома, семьи, челове¬ческого тепла, обреченные на нищету и преступления, вопреки всему не только не утратили своего достоинства, но и воплотили в себе лучшие человеческие качества: душевную чистоту и благородство, стойкость и мужество, верность в дружбе и способность любить. Нечеловеческие усло¬вия жизни, жестокость окружающих и постоянные унижения не сломили их, не поставили на колени — они не хотят быть жертвами, они борются за свою свободу, за право называться человеком, право жить и любить. Поэтому так сильно звучит социальный протест, когда эту талантливую молодёжь убивают в конце фильма.

А какая в этом фильме музыка! Поют на незнакомом языке, но, кажет¬ся, каждое слово понятно, и самые чуткие душевные струны отзываются ей, и уже в самом сердце звучит эта печальная и мужественная мелодия.

Фильм не нравится только тем, у кого нет ни сердца, ни совести. Нормального человека он не может оставить равнодушным.
Показать всю рецензию
Тал
Не ходи здесь по ночам.
Фильм смотрел в году 1998г. смотрел на одном дыхании, порой казалось, что это документальное кино, складывалось впечатление о некоторой отрывочности и скачкообразности действий. Дети брошенные на произвол судьбы, равнодушно отвернувшегося общества и государства не знающего как бороться с данным явлением, кроме как репрессиями. Они как волчата от своей беспомощности и слабости инстинктивно сбиваются в стаи и мстят этому обществу своим криминалом. Ведь не секрет, что подростки самые жестокие преступники, т. к. не сформировалось устойчивая психика, они балансируют на краю, впадая из крайности в крайность, но тем не менее дети, есть дети им также хочется ласки, чувства семьи, это достигается их братством, которое идет вразрез с личным благополучием. Из фильма больше всего зацепила история мальчика Августо и его приемных родителей. Ком в горле при виде страданий мальчика, после драматической развязки очень органично входит песня генералов песчаных карьеров. Помню в далеком раннем детстве, конца 70-х г. г. отголоски этой песни. Добрый и одновременно жестокий фильм, несправедливости в этом мире, но автор пытается раскрыть, что причиной этой несправедливости является само общество. Популярность фильма в Советском союзе считаю две составляющие, это идеология о загнивающем капитализме, и романтика улицы и разумеется саундтрек.

8 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3
AnWapМы Вконтакте