Рецензии

Lost__Soul
Вопрос веры
Проект, основой для которого послужила книга рассказов Ральфа Сарчи, бывшего полицейского, состоявшего на службе в нью-йоркском управлении в общей сложности двадцать лет, находился в разработке довольно давно. Ещё в начале нулевых Джерри Брукхаймер проявлял интерес к материалу, задумав крепкий хоррор, ввиду чего нанял молодого (на тот момент) Скотта Дерриксона для написания сценария. Тем не менее, реализовать задуманное кинематографистам удалось лишь недавно, и поспособствовал этому небезызвестный 'Синистер', благодаря успеху которого новый проект Дерриксона получил поддержку Screen Gems.

Изначально создатели планировали сделать упор на мистике, но в последней версии сценария Дерриксон пересмотрел приоритеты, и решил уделить изрядную долю внимания подробностям полицейской работы, которые описывались в книге Сарчи. Данный факт может несколько разочаровать тех, кто настроен на стандартный хоррор, так что его стоит принять к сведению. Сборник рассказов бывшего копа описывал различные необъяснимые явления, с которыми, как уверяет автор, ему приходилось иметь дело за свою долгую карьеру. Главная сюжетная линия фильма является вымышленной, но она объединяет эти эпизоды из рассказов в одно целое. Эрик Бана играет Ральфа Сарчи, сержанта полиции 46-го участка, расположенного в Бронксе. Какими бы чудовищными не были преступления, с которыми он привык иметь дело (в начале можно видеть, как он обнаруживает труп маленького ребёнка в мусорном баке) - Сарчи остаётся реалистом, привыкшим полностью полагаться на проверенные факты и находить всему рациональное объяснение. Однако, цепочка некоторых ужасающих событий посеет зерно сомнения даже в таком скептически настроенном прагматике. Существенную роль в этом сыграет появление в сюжете священника Джо Мендозы (Эдгар Рамирес). Джо - вымышленный персонаж, но у него есть два реальных прототипа, из которых сценарий создал этот собирательный образ.

Поначалу оба героя (в особенности Сарчи) относятся друг к другу весьма прохладно, но в последствии им приходится объединить усилия для продолжения расследования. Сценарий очень много времени уделяет демонстрации того, как постепенно меняется мировосприятие Ральфа - и наблюдать за этим действительно интересно. Да и экранная химия между двумя профессионалами просматривается невооружённым глазом, и выглядит не менее притягательно. Оба актёра наделяют своих героев харизмой; но если у Бана вырисовывается этакий бывалый образцовый коп - то персонаж у Эдгара Рамиреса получается просто феноменальный. Где ещё вы увидите священника, который честно признаётся, что 'Ну да - я много пью. А что? Зато давно уже слез с героина'. Отношениям Сарчи с женой (Оливия Манн) и дочерью здесь уделяется не столь много внимания, в частности, образ Манн выглядит весьма стандартно. По хорошему, стоило бы чуть более расширить эту линию - но, судя, по всему, создатели решили не растягивать и без того существенный хронометраж. Но такой немалый объём кажется вполне оправданным. Поначалу действие может показаться вялым: на экране можно видеть полицейские будни, лишь изредка разбавляемые какими-то намёками на хоррор - но постепенно, шаг за шагом, фильм воссоздаёт необходимую атмосферу. Здесь важно было показать именно внедрение сверхъестественного в реальную жизнь - поэтому в таком подходе нет ничего удивительного.

И более всего подкупает то, что Скотт Дерриксон в данном случае не пытается подстраиваться под какие-то стереотипы и снимать кино в угоду фанатам жанра - он видит историю шире и глубже, и до конца гнёт свою линию. Может, для хоррора здесь мало пугающих эпизодов, но всё это компенсируется ровным сценарием, отличной режиссурой и превосходными актёрскими работами (не так много представителей жанра могут похвастаться хотя бы одним из этих качеств). Причём, картина настолько хорошо снята, что даже заставляет воспринимать поднимаемые философские вопросы на полном серьёзе. Ведь одна из кульминационных сцен здесь как раз таки обошлась без сверхъестественного, ограничившись лишь демонстрацией противоречивой человеческой природы, как она есть.

8 из 10
Показать всю рецензию
TheWallflower
Мимо.
Очередное детище Скотта Дерриксона, после всем известных и нашумевших «Синистер», «День, когда Земля остановилась» и «Шесть демонов Эмили Роуз». Предыдущие его режиссерские работы наталкивали на мысль, что это будет действительно что-то стоящее, но, увы. На этот раз, к сожалению, режиссер не оправдал надежд и не снял хорошего, интригующего, и самое важное, страшного кино. Сюжет основан на, внимание, реальных событиях. По крайней мере, реальные события это рассказы бывшего полицейского Нью-Йоркской полиции. Скептикам эти реальные события покажутся чересчур нереальными и надутыми, но Голливуд не мог пропустить такой рассказ, его обязательно нужно было экранизировать.

«Избави нас от лукавого» - это в первую очередь не фильм ужасов, это детектив, триллер, но никак не ужасы. Хоть это и реальные рассказы, но персонажи клишированы до невозможного, коп и священник, которые будут гнаться за человеком, чтобы изгнать из него демона. Чтобы как можно сильнее испугать зрителя, угадайте-ка, что используют создатели. И конечно же, пресловутые бу-эффекты. Вместо угнетающей обстановки, развития сюжета, которого тут вообще не существует, режиссер подает нам неожиданные появления страшной рожи, приправленные сильным звуком. Вот черт возьми, когда это стало основным способом напугать зрителя? Куда подевалась жуткая атмосфера, таинственные и мистические знаки и направления, где переживания главного героя?

Еще, тут будут нелепые отсылки к религии, так что на этой почве могет возникнуть много споров. Есть тут и более нелепая отсылка к легендарным The Doors. Поначалу это заинтриговало, но когда медленно фильм начал катиться по наклонной, эти отсылки и постоянная музыка группы вызывали раздражение. Их музыка отличная, но посыл к этой группе показался в этом фильме нелепым и немного оскорбительным, так как намекает на то, что творчество этой группы имеет в себе что-то сатаническое.

Непроработанными до конца остались жена и дочь Сарчи. Складывалось впечатление, что их добавили в фильм, только потому, чтобы офицеру было за что переживать и к кому возвращаться. Их просто вставили в сюжет, чтобы они были, и чтобы в конце, Сарчи, как настоящий герой мчался на их спасение. Также непонятыми для меня остались два момента. Немного сомнителен тот факт, что в Ираке, в какой-то пещере будет красоваться надпись на латинском языке, вместо арабского или другого местного. Еще один нелепый эпизод связан с женщиной, которая сбежала из камеры. В последний момент, когда она уходит, мы видим в ее зубах ключи. Серьезно, в зубах, а сама она на четвереньках ходит?

По мере развития событий главный герой наделяется необычными возможностями, он будет слышать и видеть то, что другие не могут. Ну конечно, он ведь избранный! В конце фильма будет мучительно долгая, дешево выполненная сцена экзорцизма. Вообще хронометраж картины – 2 часа. И они проходят очень и очень долго, потому что расследование событий движется очень медленно, потому что заинтриговать зрителя создателям не удалось. Этот фильм мог бы вполне вписаться в полтора часа, и тогда все вышло бы намного лучше. Примечательно, что почти все сцены сняты ночью. Как-то неправдоподобно выглядит, что офицеры работают только ночью, а днем непонятно чем занимаются, или ночь – это пора демонических расследований?

В общем, кажется что рассказы, на которых основан фильм – большой обман, а сам фильм вышел неудачным, хотя многим понравится.
Показать всю рецензию
SumarokovNC-17
Буйство демонов в их голове
Pater noster, qui es in caelis, sanctificetur nomen tuum. Adveniat regnum tuum. Fiat voluntas tua, sicut in caelo et in terra. Panem nostrum quotidianum da nobis hodie. Et dimitte nobis debita nostra, sicut et nos dimittimus debitoribus nostris. Et ne nos inducas in tentationem, sed libera nos a malo. amen. Amen! AMEN!. Искусно расписанное татуировками тело жадно извивалось в конвульсиях, а бледная кожа взмокла от пота, который ручьями сочился из нее, источая приторный смрад. Из искаженного невыносимой болью и затаившимися криками рта текла густая белесая пена и рвота. Глаза, некогда бывшие орехово-карими, закатились в чувстве изобилующего страдания, обнажив стерильную белизну зрачков. Руки, медленно высвобождавшиеся из пут наручников, отплясывали в разгоряченном неразряженном воздухе некий ритуальный танец, они царапали, тянулись, извивались. В этом акте экзорцизма не было ничего сакрального; все было до боли типично, ибо никогда еще в своей истории Город Желтого Дьявола не был так близко к Нему. И офицер полиции Нью-Йорка Сарчи, не без помощи священника Мендозы, начинает собственную охоту за демонами на злых улицах червивого и гнилого Большого Яблока.

Совместное детище известного американского режиссера и сценариста Скотта Дерриксона и знаменитого блокбастерных дел мастера Джерри Брукхаймера, впервые в своей карьере обратившегося к жанру ужасов, фильм «Избави нас от лукавого» 2014 года представляет из себя весьма качественный продукт симбиотического жанрового брожения, своим сюжетообразующим фундаментом упираясь в одноименный литературный первоисточник из категории бестселлеров, принадлежащий перу Ральфа Сарчи и Луис Колльер Кул. Взявшись в очередной раз рассказывать зрителям историю о самой страшной из всех существующих видов одержимостей — демонической бесноватости -, Дерриксон не столько стремится в своей новой картине провести окончательную и бесповоротную деконструкцию этой уже порядком изнасилованной множественными эксплуатациями темы, не столько тщится подвести красную черту под расшаблонизацией, ибо художественные возможности избранного жанра невелики, сколь просто создает крепкий, имеющий огромный кинематографический потенциал полижанровый фильм, в котором в качестве основного метода воздействия на аудиторию становится не упоение кровавыми банями и бессодержательная расчлененка, не постмодернистские иронические игрища, а постепенно нагнетаемое напряжение и макабрическая атмосфера, присущие преимущественно классическим образцам хоррора. Дерриксон со знанием дела играет оттенками и полутонами ужаса, не утяжеляя повествование побочными линиями, погружая зрителей в полное безысходности и безумия пространство.

Впрочем, «Избави нас от лукавого» как хоррор проявляет себя далеко не сразу, ибо фильм, если не брать во внимание зловещий и довольно кровавый эпилог, начинается как весьма традиционный, хотя и депрессивно-гнетущий детектив, в котором в роли центрального протагониста и по совместительству истового католика выступает полицейский Сарчи, к своему ужасу столкнувшийся в один не самый прекрасный миг своей жизни с чем-то неизведанным и потусторонним, стремящемся поколебать не только устои его веры, но и приблизить родной для него Нью-Йорк к амбразурам Ада. Очень скоро фильм продолжается в линии психопатологического и религиозного триллера, радуя крепким рисунком динамического развития и режиссерской сбалансированностью без ухода в визуальную избыточность и содержательную вязкую трясину, лишь в финале, который более чем удачно ломает линейность нарратива, звуча инфернальными аккордами хоррора. Обладая определенной, но вполне приемлемой долей вторичности(все таки даже для Дерриксона этот фильм стал уже вторым обращением к теме демонической одержимости после «Шести демонов Эмили Роуз»), в «Избави нас от лукавого» присутствует лишь тень незатейливых клише, которыми Дерриксон оперирует вполне умеренно, не раздражая и не навязывая их.

И финал-то как раз является той приятной неожиданностью, делающем на выходе «Избави нас от лукавого» не просто очередным и сугубо проходным фильмом ужасов, отчетливо поднимая в картине ряд актуальных вопросов, касающихся веры и безверия в современном мире в целом и в мегаполисах в частности. Отчасти своей фильм начинает играть на поле семантики Айры Левина и Романа Полански, затрагивая ту же самую проблематику, которая доминировала в «Ребенке Розмари», и даже Нью-Йорк в обеих этих, кардинально разных и по кинематографической структуре, и по сюжетному наполнению, и по синефильским узорам и кружевам, которые Дерриксон бережно сплел в своей ленте, выглядит одинаково — как вместилище истинного Зла, лик которого множествен и ужасен в своей перманентно ускользающей природе и антропоморфной красоте, которая уродлива и прекрасна водночасье. Дьявол — он повсюду, буквально говорит режиссер, и кажется, что с этим утверждением трудно не согласиться. Помимо сугубо привычного для религиозных хорроров конфликта между Добром и Злом, в «Избави нас от лукавого» на первый план выдвигается иной, более интересный и противоречивый, конфликт между разными по взглядам на жизнь и веру героями Эрика Баны и Эдгара Рамиреса, и конфликт этот касается столкновения истовой, подчас ослепляющей веры в Бога, и веры, полной сомнений и скепсиса. Выбранная режиссером неожиданно нейтральная позиция позволяет равно громко высказаться как персонажу Эрика Баны, для которого вера в высшие силы является подобием эскапизма от жестокой реальности, в которой он существует, вера как смирительная рубашка тотального смирения, потому выход за рамки для него становится испытанием этой слепой, не ведущей никуда, веры, так и герою Рамиреса, который экстраполирует в себе большинство образов священников-экзорцистов: от Ланкастера Меррина до, собственно, отца Мора. Его вера построена на умозрительности и поиске истины, на сомнениях и страхах, ибо Бог для него столь же реален, как и Сатана, с которым ему по долгу нелегкой службы приходится сталкиваться не раз и не два, а много больше.

Шелковой и красной от крови нитью через всю картину проходит и тема преступления и наказания, преступления, которое бумерангом возвращается к тем, кто преступил законы человеческие и божьи. И наказания, которое не бывает слишком жестоко, слишком беспощадно, слишком чудовищно, ибо за все совершенные грехи должна быть расплата — кровью, слезами, душой, всем чем угодно, что стоит целой загубленной жизни. Создав целую галерею антагонистов, придав фильму многоголосицу, Скотт Дерриксон будто стремится к резкому социальному высказыванию, выдвигая фильм из категории стандартизированных ночных кошмаров и странных видений в полюс религиозно-философской драмы, из которой отчетливо виден расписанный под брутальную палитру Иеронима Босха портрет современного общества, в котором нет веры, нет надежды, нет любви. Нет ничего и никого, кроме многоликого Дьявола и его демонов, по праву занявших свое место в буйных головах. И изгнать их, не переступив черту, будет очень непросто, особенно если и сам еще не веришь, что Он не всегда бывает всесилен.

8 из 10
Показать всю рецензию
ЧестноеКино
Полисмен Ральф сталкивается со странными и жестокими преступлениями на улицах Нью-Йорка. А самое главное они отдают неприкрытой чертовщиной, но Ральф убежденный религиозный скептик, и даже увидев перед собой бородатого Иисуса, уверял бы всех, что перед ним небритый завсегдатай финской сауны. Волею несчастного случая, полицейский встречает священника, который открывает глаза слепошарому упрямцу на мистические события...

Фильмов про экзорцизм снято несметное количество, но все они похожи между собой, потому что основная мысль таких лент сводится к обряду экзорцизма и ползающим по потолкам засранцам с перекрученными набекрень головами. Придумать нечто новое довольно проблематично, а вот смешивать экзорцизм с другими жанрами не запрещается, что режиссер и сделал, отсняв мрачную, депрессивную детективную историю про демонов.

Лента предлагает погрузиться зрителю в расследование загадочных происшествий, постепенно распутывая таинственный клубок (пускай и не особо то запутанный). Картина пропитана атмосферой дождливого и неприветливого города, обилием тусклых фонарей и серых планов, мистической составляющей и явным оттенком нуара.

Несмотря на некоторую клишированность и заезженную тему, фильм все же удерживает у экрана и предлагает увлекательное зрелище на протяжении всего хронометража.

Мораль: любой недельный запой изгоняет демонов на раз, а не то что все эти ваши кресты и распятия.

В итоге крепкий фильм в рамках своего жанра, не предлагающих свежих идей, но выполненный стильно и качественно.

7 из 10
Показать всю рецензию
Страницы: 1 ... 8 9 10
AnWapМы Вконтакте