Создатель звёзд

В Предисловии, датированном мартом 1937 года, Стэплдон характеризует свою книгу как попытку взглянуть на кризис современной цивилизации (стремительно приближающий её к катастрофе) в перспективе космической эволюции, «на фоне звёзд».

Роман необычен по форме. Он практически полностью лишён диалогов и по форме напоминает скорее учебник по истории будущего (а в последних главах — философский трактат), чем художественное произведение («скорее эссе, чем романом» называет его Станислав Лем, и сам автор в предисловии замечает, что «по стандартам художественной литературы… фактически это вовсе даже не роман»). В жанровом отношении книгу можно сравнить со средневековыми видениями.

Отмечают, что в социальных вопросах взгляды Стэплдона, воплощённые в книге, близки к марксизму, а в метафизических (в частности, представление о Создателе) — к концепции Уайтхеда, с которой Стэплдон был хорошо знаком.

Станислав Лем указывает на заметные совпадения философской концепции Стэплдона с теологическим эволюционизмом Тейара де Шардена.

Помимо необычных для своего времени идей относительно эволюции разума в Космосе, роман Стэплдона изобилует разнообразными идеями как в области фантастики, так и футурологии. Среди его предвидений можно выделить: идея галактической федерации, космические поселения в виде искусственных полых «планет» (дается описание их конструкции и систем жизнеобеспечения), использование обычных планет в качестве межзвездных кораблей (движение осуществляется направленными атомными взрывами), идея астропоселения в виде колец из гигантских жилых орбитальных станций, вращающихся вокруг звезды (фактически повторена идея «колец Циолковского»), идея астропоселения в виде «сферы Дайсона», концепция межгалактического корабля в виде искусственно направляемой по определенной траектории звезды с планетами, орбитальные станции с искусственным источником света для освещения планеты в период ее перемещения от одной звезды к другой (на основе аннигиляции материи), концепция жидкостной ракеты с атомной боеголовкой, концепция ядерной войны с применением атомных ракет, виртуальная реальность, концепция параллельных миров на основе квантовой теории (фактически предсказана многомировая интерпретация Эверетта), использование атомных космических кораблей для межзвездных полетов, идея «живого мира» (позднее развита С.Лемом в романе «Солярис»), межзвездные войны различных разумных цивилизаций, инопланетяне различного вида, коллективный разум (обсуждаются самые разные варианты подобных существ), разумные звезды, разумные галактики, разумные плазменные существа, живущие на поверхности звезд, альтернативные Вселенные (похожие на нашу и отличающиеся от нее по физическому устройству), высказана идея Мультивселенной, состоящей из похожих друг на друга или же наоборот, отличающихся Вселенных, описаны вселенные с альтернативной конструкцией времени, высказана идея существования таинственного надвселенского Сверхразума, повторена идея Чижевского о влиянии циклов солнечной активности на историю, описаны разнообразные глобальные катаклизмы, грозящие Земле (ледниковый период, падение астероида и т. п.), описано использование солнечной энергии с помощью солнечных батарей, описаны планеты, существующие в системах двойных звезд, впервые в фантастике описан Большой Взрыв и энтропийное затухание вселенной, впервые в художественной литературе описано космологическое расширение вселенной, колонизация галактики.

==========================================

Рассказчик обретает способность усилием мысли перемещаться, покинув своё тело, в космическом пространстве (а также во времени). Как он понимает позднее, его перемещение по космосу направляется чувством «духовного притяжения» к другим разумным существам. Сперва он способен обнаруживать таким способом лишь миры, населённые схожими с ним существами; затем, вступая с некоторыми из этих существ в мысленный контакт (подобие телепатического общения), он постепенно расширяет свою «чувствительность». Не теряя индивидуальности, вместе они образуют некое духовное единство, коллективный разум, открытый каждому индивидуальному сознанию и выводящий его на новый уровень. Продолжая вместе путешествие из мира в мир и приобретая всё новых отличных от них спутников, они постепенно расширяют свои способности, свой духовный диапазон.

Путешественниками движет стремление постичь сущность той творящей силы, чьё присутствие во Вселенной они ощущают (и которую называют Создателем звёзд), и то, «какую именно роль играет в космосе, как в целом, сообщество разумных существ».
Страницы: 1 23 4 ... 8
Добавлен: 22.11.2021
Прочли: 143 раз.
Скачали: 15 раз.
Скачать: TXT
AnWapМы Вконтакте