Рецензии

Swami-Abyssananda
Испанская драма «Энималс» 2012-го — поистине откровение с заглавной О. Едва ли когда-либо ещё в такой острой форме затрагивались столь сокровенные пружины, исподволь определяющие вектор направления личностного развития человека. Смысловой основой сюжета выступает мотив десакрализации реальности в процессе взросления, утраты её сказочного измерения, и как следствие Немезис — необратимые последствия к которым такое подавление неизбежно приводит.

Фильм базируется на противопоставлении друг другу волшебного, сказочного мира главного героя, олицетворяемого его трогательной дружбой с живым и говорящим плюшевым медведем по имени Дерхуф, и той социальной действительностью, в которую ему предстоит интегрироваться. С одной стороны, мы видим зачарованный Лес, где всё наполнено трепетом жизни, а с другой, замкнувшуюся на себе и оттого отчуждённую от всего остального Школу, со своими тоталитарными правилами и искусственными ограничениями.

С одной стороны, существует бескорыстная забота и преданность, а с другой, корыстный интерес использовать отношения для удовлетворения собственных потребностей. Немудрено, что единственный настоящий друг Пола — это его любимая игрушка детства: в общении с ней его магическая защита от грубого прессинга окружающей реальности. И когда он лишился ее, сон разума воистину начинает порождать чудовищ. Пол оказывается лицом к лицу с полностью «расколдованным» миром, в котором лишен точки опоры, и где таким как он по большому счёту не осталось места.

Пытаясь заполнить образовавшуюся в душе пустоту, и натыкаясь на каждом шагу на тотальное непонимание ближних, он подсознательно ищет замещение своей утраченной сказки. И к несчастью, для себя находит её в сказке страшной в сближении с новым учеником его класса. Мы видим, как на фоне панически бегущих мимо него людей, Пол устремляется в противоположном направлении к своей душе в образе Дерхуфа.

Дело в том, что этот фильм неизбежно наводит внимательного зрителя на мысль о собственной участи: сопереживая главному герою он не может не задаться вопросом: а какой выбор совершил он сам, некогда оказавшись на судьбоносном распутье, как обошелся с собственной неповторимой индивидуальностью, не принёс ли её в жертву социальному конформизму во имя сомнительной выгоды общественного признания?

И так он оказывается перед перекрёстком от которого расходятся три пути: во-первых, он может отказаться от своей самобытности и раствориться без следа в общей массе. Во-вторых, он имеет возможность попросту отказаться взрослеть и уйти в параллельное измерение, став призраком, невидимым никому кроме немногих «зрящих», и наконец, как минимум в теории — он может попробовать сохранить свой тайный источник вдохновения нетронутым, и попытаться творчески выразить свою сокровенную суть в самом этом мире, не предавая её.

Пол же несмотря ни на что сделал свой последний шаг и вернул себе свое неповторимое Я.

10 из 10
Показать всю рецензию
лундалианец
Зверье мое
«Нам нужно поговорить о Поле»,
«Убей своих любимых»,
«Мы в ответе за тех, кого…»,

я чувствую себя почти Диккенсом, перебирая стопку названий, ни одному из которых не суждено будет стать заглавием очередного опуса а-ля «А давай-ка назовем это рецензией, дружок»… помнится, он тоже делал это, отыскивая лаконичную возможность сказать то, что позже станет его «Тяжелыми временами». Я чувствую себя почти ничтожеством, осознавая, что все они не мои, и что мне просто хочется провести пальцем по виску Ориоля Пла, аккуратно выдавливая кровь из извитой вены обратно в diploe его собственного черепа против воли его собственных клапанов, восстанавливая симметрию его идеального лица. Кто из нас не разговаривал в детстве с плюшевым мишкой? Только тот, у кого его не было.

Я отвлекся от вены, кажется… впрочем, несложно – тягуче тянущееся повествование похоже на тягу таницитов, всасывающих избыток ликвора. На втором часу рассказов о призраках, донимавших еще, кажется, Гойю, начинаешь постепенно терять контроль за аргументацией лживых построений, обычно называемых смыслом происходящего. Полюбите гитариста, но только быстро, очень быстро, - он так устал быть один. Ему даже не с кем поговорить. Форес не заботится о прошлом своего героя, как не заботится и о будущем. Зачем? Прошлого практически нет, будущее – это спойлер, настоящее полно от захватываемого губами лучшей подруги завитка ушной раковины до первого секса с пряным мускусным запахом чужого мужского пота. В школе изучают историю искусств, а ты читаешь комиксы. С тобой хочет дружит родной брат, а ты предпочитаешь ему убитого тобой же тедди. По степени девственности и чистоты ты равен утопленнице, спавшей с твоим первым. Кажется, ты можешь ее видеть, пытаясь восстанавливать чувство собственного тела нажатием на ручку карманного ножа, расслаивающего кожу против линий Лангенса, обязательно против, чтобы остались шрамы-напоминания. Все дело, пожалуй, в страхе, вот только как от него избавиться? Если только тотальной необходимостью кому-то. Кто не задумывался о том, будут ли помнить о нем после смерти? Только тот, кто никогда не жил.

Cоn anima – и аккорды странного испанского рока сложатся таки в мелодию, замкнутся пространства чужих потемок (потемков?), где-то на заднем ряду пустого кинотеатра хочется прошептать: «Там нет меня», уж слишком плотным, наэлектризованным кажется воздух, пропитывающий чужую повествовательную ткань… как бы своей не стала.
Показать всю рецензию
Dead_April
Ох, это детство.
Детство закончится тогда, когда ты это почувствуешь. Только не слушайте остальных, что ты вроде вырос и переставай играть с этими плюшевыми медведями. Фильм основан на границе между взрослением и детством. Режиссёр тонко сделал свою работу и, вальсируя между двумя гранями, создал очень хороших фильм.

Что же сказать? Картина оставляет непонятное ощущение, привкус неизвестного чувства. Мысли у меня были очень разные, когда я смотрела 'Энималс'. Но, конечно, несомненно, фильм меня не разочаровал.

На что я обращаю первым делом, когда смотрю фильм, это, естественно, актёры. В 'Энималс' играли малоизвестные, но очень интересные ребята, которых я очень хорошо запомнила и их лица до сих пор маячат у меня в голове. Мартин Фриман- единственный актёр, которого я знала до просмотра. Он как бы разбавил всю 'таинственность' актёрского состава. Он справился со своей ролью великолепно, как и все остальные актёры.

Музыка приятная. Она словно окутывала меня и уводила в другой мир. Это огромный плюс. И ко всему этому у меня в телефоне появилось пару новых песен, которые ублажают мои уши.

Сама атмосфера фильма невероятна. Будто ты сам живёшь в этом городке, рядом с лесом. Проникаешь всеми клеточками в кино и просто растворяешься.

Что же ещё сказать? У меня не хватит эпитетов, метафор и. т.д. чтобы объяснить все мои мысли. Просто хочется сказать, что фильм очень необычен и по-своему прекрасен.

10 из 10
Показать всю рецензию
Александр939
ВЗРОСЛЕЯ, МЫ ОПИРАЕМСЯ НА ЧИСТОТУ СВОЕГО ДЕТСТВА
Очень много догадок в рецензиях, и некоторые авторы вплотную подходят к смыслу, но не делают последнего шага и отступают, путаясь в отсылах к загадочности Линча, сексуальности Озона...

А суть рядом. Помните имя медвежонка? – Дер хуф. Что переводится как 'копыто оленя'. Вот и кончик ниточки. Копыто – основное орудие самозащиты оленя. Лишенный копыта олень должен погибнуть. Это элемент, который особо выделен в сопоставлении подростков и животных. И те, и другие, живут природными данными, они могут избежать опасности в естественной среде, но бессильны против вторжения чуждых и злобных сил, осообенно, если лишаются главного оружия. Так происходит с животными: собака становится жертвой на шоссе, а голову убитого оленя мы видим на мгновение в начале школьного праздника.

Пол, герой рассказа, прощается с детством, он на пороге незнакомого, манящего и пугающего взрослого мира. Единственной опорой служит ему его детский внутренний мир, представления о добре и зле, чувстве и мужестве. И символ этого мира - 'копыто оленя', медвежонок, его детская игрушка. Но взрослые нетерпеливы: в возрасте Пола стыдно тащить за собой детство. Они действуют запретами. В школе запреты непрерывны: не уходить с территории, не рассказывать о пропавшей ученице... А поговорить, а выслушать подростка, попытаться понять его мир и затем прийти ему на помощь? Нет, разумность в отношениях воспитателей с учениками отсутствует. А брат Пола идет еще дальше: он 'хоронит' медвежонка – Пол лишился защиты. Но не зря в повествовании появляются чудовища Гойи: сон разума рождает именно их.

И реальное чудовище не замедлило явиться в лице нового ученика Икари. Это ипостась демона, без эмоций, с легкой ухмылкой. Как и положено демону, он подсовывает герою желаемое, но в искаженном виде: секс без любви, мужество без смысла... И врослеющая душа не в силах справиться с этим насилием без поддержки своим детством. – Я не могу без тебя жить, старик, – говорит мальчик медвежонку. – Я тоже не могу без тебя, дружище', – отвечает медвежонок-'оленье копыто'.

Фильм свеж и тонок и оставляет щемящее чувство, потому что сделан прекрасно, а жанр его – трагедия юности.

10 из 10
Показать всю рецензию
ianaleks
'Сон разума рождает чудовищ'
Первая полнометражная работа Маркаля Фореса 'Энималс' - картина яркая и оставляющая после себя привкус хорошего кино. Определенная атмосфера фильма достигается не только умелым и точным подбором характеров и выстроенной режиссером линией действия, но и визуальным рядом картины, наполненным завораживающими видами осенней Испании.

В фильме мы видим не историю взросления, а само взросление изнутри. Семнадцатилетний Пол - не просто обычный подросток, мучимый проблемами, свойственными молодым людям его возраста, но почти достоевский подросток, испытывающий страдания всех подростков мира. У героя 'Энималс' есть тайный друг – видавший виды плюшевый медведь Дерхуф, говорящий на английском. Кстати, именно по этой причине фильм носит непереводное английское название. Дерхуф - альтер эго героя, тот, кем не стал ему его брат-полицейский. Для Пола медвежонок – все лучшее, что есть в его жизни. С ним он проводит время в разговорах, прогулках, играет на электрогитаре в придуманной ими же рок-группе. Плюшевый друг отражение и внутренний голос героя. Он отвечает Полу взаимностью, и его поведение часто показывает, что в тот или иной момент чувствует Пол, о чем он думает, чем взволнован. По самому герою о его эмоциях можно судить не всегда.

Завязка сюжета происходит в тот момент, когда Дерхув потерян мальчиком, его уносит в лес собака. Спокойная жизнь Пола прекращается, он становится мрачен, не находит общего языка ни с братом, ни с одноклассниками, пропускает экзамен. В 'Энималс' внутренний мир главного героя как бы перенесен в реальную внешнюю жизнь из-за чего фильм сначала воспринимается как фэнтези. Но очень скоро фэнтези перерастает в трагифарс, а затем и в притчу о поиске и обретении самого себя.

'Энималс' кино многослойное, есть в нем и глубокие точные характеры персонажей и скрытые подводные камни метафор, а так же сцены, отсылающие нас к, по-видимому, близким автору фильмам Франсуа Озона и Гаса Ван Сента. Например, сцена расстрела школьников в кульминации 'Энималс' говорит нам о знании режиссером фильма Гаса Ван Сента 'Слон', но решена Форесом по-своему. Она представляет, искрящийся и страшный карнавал Хэллоуин - праздник полулюдей, полузверей смеющихся над своей животной сущностью, так и не решивших, как с ней поступать. Одни ее боятся, другие пытаются преодолеть, третьи, не найдя ничего лучше, высмеивают ее.

Тема животного – сквозная тема фильма. Появление мертвых и живых, видимых и невидимых героем животных. Животных с гравюры Франсиско Гойи из серии 'Капричос', обсуждаемой на занятии в классе Пола. Поведение самого молодого человека в разных ситуациях: будь то взаимоотношения с влюбленной в него подругой, или смешанные чувства к своему одновременно вызывающему у него интерес и подавляющего его однокласснику, переживание таинственного исчезновения девушки из школы. Все это должно нас подтолкнуть к мысли о животном происхождении этих эмоций, мысли, что главным животным является сам герой и вообще человек.

Есть еще одна, на мой взгляд, важная черта фильма, которую можно поставить режиссеру в заслуги. Жизнь и смерть в нем показаны не как результат, а как состояние, процесс. Можно сказать, что во время всего фильма герои постоянно умирают и возрождаются, как образно, так и по-настоящему, находя и теряя нового себя, обретая новый смысл или ощущая бессмысленность сущего. Заставляя так же зрителей переживать схожие чувства, рождая в них новое понимание этих вечных понятий. Жизни невозможной вне смерти и смерти являющейся частью жизни.

Нужно заметить, что родительские отношения с героями в фильме выведены за скобки, как будто в мире, где живут герои, и, правда, нет взрослых. Но ведь если вспомнить и обернуться на реальную жизнь, то сталкиваясь с взрослением, молодой человек, как правило, всегда остается один на один с собой в независимости от внимания к нему взрослых. Единственными представителями взрослого мира в картине являются учитель и брат Пола полицейский. И именно они предстают перед нами самыми обезличенными персонажами. Стремящийся сделать все ради благополучия Пола, быть ближе к нему, брат-полицейский совершает самый невообразимый и черствый поступок – закапывает его друга медведя в саду. Учитель, пытающийся скрыть от учеников обстоятельства смерти пропавшей девушки из школы, все время разглагольствующий о воображении, но при этом не представляющий, что есть еще какой-то взгляд на мир, кроме как общепринятый. Это незримое противоборство взрослых и детей, после фильма рождает у зрителя ощущение еще одного мира, в который ему довелось заглянуть – мира молодости, тех переживаний и поисков через которые предстоит пройти молодому человеку, чтобы стать взрослым и обрести себя. Мира не мрачного или светлого, скорее мира лишенного определенной окраски, мира животного, свойственного всем людям и потому естественного и прекрасного в своей простоте.

Подпись к картине 'Сон разума рождает чудовищ' Франсиско Гойи, которую обсуждают на занятии в классе Пола гласит: “Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ, но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес”. Воображение и разум Маркаля Фореса определенно сотворили чудо. Конечно, можно еще порассуждать о том, что у фильма есть все приметы артхаусного кино: страстный мужской поцелуй, альтерэго герой, нежелание режиссером хэппи энда. Но, не смотря на все эти элементы, я бы назвал 'Энималс' Маркаля Фореса просто живым и настоящим фильмом.
Показать всю рецензию
AnWapМы Вконтакте