Рецензии

antipea
Оригинальный грустный фильм
Пронзительная история о человеке, который решил умереть. Сначала воспринимаешь его эгоистом и сочувствуешь только жене. А потом по мере раскрытия его душевного мира начинаешь понимать, что он всегда жил в прошлом, в своих мечтах и сожалениях. А в настоящем только существовал, как-то так.

Но! Настоящее - это и есть реальная жизнь. Как название фильма - цыпленок с черносливом, вкус жизни, маленькие радости каждого дня. Они настоящие, они здесь и сейчас.

Отказываться от дара жизни в пользу своих иллюзий и минутных порывов - это все-таки слабый и даже низкий поступок. Жить не всегда радостно, но отказываться от жизни - это предательство своих близких.

Фильм очень тонкий, даже философский. Тема отказа от жизни сложная, но здесь подача очень доступная, даже лиричная, немного с юмором. Почти притча - история про купца, который бежал от своей смерти в Индию.

По ходу фильма задумалась, а если бы герой женился на своей первой любви? Возможно ведь, что в конце концов нехватка денег и бытовые проблемы привели бы к такому же сценарию семейной жизни, как у него были с нелюбимой женой. Потому как мечты-мечтами, а кому-то надо и дело делать... И девушка, которую он боготворил, рано или поздно, спустилась бы с пьедестала и тоже бы начала попрекать его, что ей приходится работать за двоих... Кто знает...

В любом случае, фильм действительно интересен своим оригинальным подходом к теме жизни-смерти.

По мотивам фильма вспомнились стихи неизвестного автора:

Дни прошедшие не возвращаются, мечты сбываются и не сбываются.

Любовь растаяла в тумане дымкою, а мне оставила осенний свет...
Показать всю рецензию
Nasten1
Ломай колесо судьбы, если оно начнет вращаться вопреки твоему желанию
Для этой картины лично у меня есть два стандарта - визуальный и сюжетный. Названия условные и мои собственные, не претендующие на эталон. С визуальной точки зрения фильм идеален и я однозначно рекомендую его поклонникам эстетики Уэса Андерсона. Каждый кадр - лощеная композиция, яркий импрессионизм, красивый световой рисунок, в общем, опять 'eye candy'.

В основе сюжета лежит история инфантильного музыканта, который во всем слушался маму и во всем винил нелюбимую жену. Казалось бы, это отрицательный персонаж, хотя бы потому, что он пренебрежительно относится к своей семье, отказывался нести за нее ответственность и стонал о потере своей драгоценной скрипки. Персонаж, кстати, очень напомнил отца Неточки Незвановой. Нежеланный брак задушил его любовь и его талант. Никчемному человеку все время что-то мешает и я ему не сочувствую.

Может быть, эта история актуальна для страны, в которой и сегодня заключаются браки по расчету, но для меня сейчас это нелепая сказка, в которой два пожилых человека горько рыдают от того что не могут быть вместе.

Итог - насладиться красотой кадров можно, но смотреть фильм, как я их обычно смотрю, для достижения катарсиса вместе с героями, не получится.

3 из 10
Показать всю рецензию
Soleyl
Придумай меня живым
Устраивайтесь поудобнее, мои драгоценные слушатели, я хочу рассказать вам современную восточную сказку, прекрасную снаружи и поучительную внутри как все восточные сказки. Пусть тар играет так радостно, а солнце светит безмятежно как в детстве, освещая узкие улочки Тегерана 1958 года. Я расскажу вам историю Насера Али, иранского скрипача, талантливого и знаменитого, который однажды лишился своей скрипки и решил умереть. Располагайтесь, друзья мои, я раскрою перед вами волшебную книгу его жизни.

Мало кто знает, что волшебные книги можно читать в любую сторону, из начала в конец и из конца в начало. Вот Насеру Али под 50, у него сварливая жена (о Аллах, одни острые углы - острые плечи, колючие глаза, резкие слова, не тронь – порежешься!), абсолютно неуправляемый сын и равнодушно-безмятежная дочь. А еще он потерял свою скрипку и больше не может играть. Где искать такую же, в лучшем музыкальном магазине города или среди разнообразного хлама лавки ушлого проныры из соседнего? Нет, бесполезно, другой такой нет, никакая другая уже не вернет ему потерянную сладость звучания. Осталось только умереть, по возможности быстро и безболезненно. Лечь под поезд? Броситься со скалы? Пистолет? Таблетки? Впрочем, за 7 дней Насер Али обязательно что-нибудь придумает. Книга, качнувшись, раскрывается с другого конца: Насер еще ребенок, и садист-учитель кричит, что он паршивая овца и позор своих родителей. Пусть будет ему стыдно, стыдно, стыдно!

Страницы книги трепещут в порывах невидимого ветра, перелистываются все быстрей. Перед твоими глазами, о мой внимательный зритель, развернутся декорации города, четкого как рисунок гуашью, как… графический комикс? Но яркие краски и сочные слова направлены на совсем непривлекательного человека, черствого и пустого, которому нет дела ни до чего кроме шайтановой скрипки, хоть бы ее разбил кто-нибудь! Но этот верхний слой - как позолота, сойдет и не останется. На уникальном, единственном в своем роде холсте изящным каллиграфическим смыслом написаны очень печальные болезненные вещи. Про мальчика, которого никто не любил. Про мужчину, упустившего свое счастье так бездарно. Про то, что нельзя вписать свою жизнь в чьи-то правила. И про то, что когда ломается что-то важное – скрипка ли, или вера в свое прошлое – маленькие радости вроде цыпленка с черносливом уже ничего не могут исправить.

А книга, распахнувшаяся ровно посередине, наконец, показывает то, что до сих пор оставалось скрытым. Причину одержимости Насера Али музыкой и не-счастья его семьи. Причину смерти Насера Али задолго до того, как его тело опустили в могилу. Момент, когда жизнь разделилась на до и после, когда на взлете окрыленный надеждой Насер еще умел мечтать, и в падении – когда его спутницей осталась лишь тоска. Незнакомку с изящными щиколотками и ослепительно-нежной улыбкой, которая поманила его ощущением счастья – и ушла, забрав с собой все краски. А спустя годы забрала даже веру в них.

Это на самом деле так просто, перелистнуть страницы чужой жизни, выцепить переломный момент, когда судьба повернула не туда. Либо же просто листать их бездумно, по пути натыкаясь на все новые и новые истории. Шехерезада не смогла рассказать свою сказку за одну ночь не потому, что хотела пленить султана чудным голосом, о мой прагматичный читатель, но и потому что истории всегда вплетаются одна в другую, становятся началом и концом друг друга. И Насер Али, который одновременно и маленький мальчик, и опустошенный муж, и его несчастная жена, любящая и нелюбимая, и его мечта, такая прекрасная – все они страницы в книге, написанной кем-то давным-давно, открытой и брошенной посередине, прочитанной до конца, но все еще живой, реальной в каждом своем моменте. Живой, пока ты, мой снисходительный читатель, помнишь о них.
Показать всю рецензию
gerber96
То ли было это, то ли не было
Есть, действительно, те категории фильмов, именно атмосфера которых подкупает надолго. Мне бы очень хотелось верить, что создатели никоим образом не хотели привлечь, опять же подкупить зрителя, создав ту самую завораживающую, местами сказочную, местами привлекательно-серую атмосферу, используя анимационные вставки и различные эффекты. А наоборот, посредством этих эффектов хотели более точно выразить идею, высказаться. Однако во время просмотра я нередко ловила себя на мысли, что меня в прямом смысле заманивают эти красивейшие пейзажи, цвета, архитектура города, переданные в фильме, когда на самом деле это, по сути, лишь бутафория.

В фильме можно проследить достаточное количество символов. Это и имя единственной возлюбленной главного героя - Ирэн, и сломанная женой скрипка - как сломанная ею же его жизнь, и молитва маленького сына за поправление отца, и многие другие символы, которые можно найти, если захотеть, а можно и не искать. Весомый акцент сделался именно на скрипке - с нее начинается и заканчивается повествование. Скрипка здесь - неодушевленный инструмент, становящийся живым в руках главного героя, одно из того немногочисленного, что держит Нассера в его жизни. И после разлома этого инструмента Нассера перестает здесь что-либо интересовать, если только дети, в особенности похожая на него внешне и 'натурой', как он сам говорит, дочь.

Мне показалось, что в начале у фильма нет границ, нет пространства, в то же время когда оно постоянно присутствует, окружает. Просто у героя представление о нем размыто, поскольку размыты теперь и смысл существования, и цели. Раз их не видит главный герой, не видит и зритель. Музыкант перелетает из прошлого в будущее, присутствуя одновременно в настоящем. Но под конец эти границы начинают проявляться и, постепенно сужаясь, обнажаются ему и, следовательно, нам.

Несомненно, фильм заслуживает внимания, хотя бы за эту красочную метафоричность. Но вот уловить истинный смысл у меня так и не получилось. О чем картина, и что хотел передать режиссер посредством нее? Безысходную невзаимность между людьми или вечно живущие внутри чувства, музыку жизни или вообще ее смысл?
Показать всю рецензию
EvgeneValeriya
Любовь и смерть
В чем смысл жизни? В искусстве. В чем смысл искусства? В любви. В несчастной, хотя это уже детали. Важно то, что прочувствовать мелодию настоящей жизни можно только тогда, когда Она тебя настигнет. А все остальное — тщета. Об этом говорит фильм «Цыпленок с черносливом» — не то сказка, не то слезовыжимательная мелодрама, не то байопик о жизни гения от музыки. Скорее синтез всего этого, в живом остатке — катарсические мурашки.

В самом начале фильма перед нами — уже поживший (трудно сказать пожилой) музыкант Насер Али, переживающий личную драму. У него разбили скрипку. Казалось бы, почему нельзя купить новую и не мучать себя и свою семью? Насер Али пытается найти другой инструмент, но напрасно. Разбитая скрипка уникальна, Насер Али понимает, что единственный выход — лечь в постель и ждать прихода смерти. Смерть действительно придет через восемь дней, в течение которых нам расскажут, кто такой Насер Али, и «кто такая» эта его исключительная скрипка.

Если говорить честно, то поначалу фильм кажется скорее комичным, может быть трагикомичным, эдаким фарсом о том, как спятивший на музыке гений кончает суицидом (причем весьма странным способом). С развитием действия мы вроде бы начинаем узнавать его получше: несчастливое детство, глумление сверстников, превосходство старшего брата в семье. Неудачный брак и не то чтобы любимые дети. Складывается образ человека, отрекшегося от земного мира ради мира искусства. Но все гораздо интереснее. Где-то в середине картины, а может и чуть дальше, неожиданно появляется любовная линия, и Насер Али мгновенно приобретает человеческие черты, бесконечно трогательные и трогающие. Выясняется, что эта-то линия главная. А дальше — смотрите сами, но я предупреждаю, что проронила-таки несколько слез к финалу.

Наполовину полнометражный, наполовину анимационный «Цыпленок с черносливом» завораживает своей «картинкой», но это — только богатая оправа для драгоценного камня. Не пугайтесь сказочных приемов, бутафорской крови, рогатых существ, не кривите лицо от «мультяшки». В этот фильм нужно окунуться с головой: звуки скрипки, падающие снежинки, мировая скорбь и светлый луч искусства — спутники героя, которые проведут и вас в маленький мир его огромной души. К этому списку можно (и нужно) добавить большие глаза Матье Амальрика, обласканного критиками в последнее время французского актера. Нет, ну вы посмотрите только в них! Случалось ли вам видеть глаза влюбленного в вас мужчины, которые очень боится быть отвергнутым? Если да, то при виде Амальрика воспоминания, согласно другому французу — Марселю Прусту, захватят все ваше существо. А это здорово.

«Цыпленок с черносливом», вы можете подумать, фильм для эстетов, однако он гораздо более массовый, чем кажется. Это фильм о большой любви «одной на всю жизнь». Согласитесь, желающих на это посмотреть всегда больше, чем любителей искусства? Поэтому смотрите, что бы вы ни искали в этой картине — любви, смерти, лекарства от ревности или от скуки, а может быть даже смысла жизни. Может быть, найдете.
Показать всю рецензию
Kira Knightley
История о человеке, который захотел умереть.
В одной картине соединилось все мыслимые и немыслимые образы, которые возможно и невозможно описать.

И все ради чувства, заставляющего играть в наших сердцах самую прекрасную музыку. И все ради любви.

Невероятные кадры, которые хочется поставить на паузу и рассматривать вечность. Музыка, добирающаяся аж до самых-самых глубоких глубин. Тихое нашептывание за кадром, погружает в атмосферу так, будто бы и сам находишься в этих сказочных декорациях.

Прелесть этой картины еще и в том, что она не просто дает нам пищу для размышлений, она позволяет додумывать историю так, как хотелось бы нам.

Великолепный творческий тандем получился из французского сценариста (Венсана Паронно) и иранского режиссера (Маржан Сатрапи). А что может быть волшебней, французской сказки с восточными напевами.
Показать всю рецензию
dburiy
Безосновательная трагичность
Французско-бельгийско-немецкая картина, срежессированная французско-иранским тандемом о жизни известного скрипача из столицы Ирана Тегерана, стилистически и структурно похожая на Амели. Фильм сугубо фестивальный, не для массового поедания, если принимать во внимание кулинарное название, был номинантом на золотого льва в Венеции в 2011 году.

Начало фильма проходит в исключительно шутливом и даже порой карикатурном ключе с обилием мультипликационных вставок (тандем режиссеров ранее прославился мультипликационным фильмом, номинировавшимся на Оскар, Золотой глобус, Золотую пальмовую ветвь и еще кучу других менее престижных наград). Сцена с поездкой в автобусе очень веселая. Далее тон картины сменяется на драматический и во главу угла становится несчастная любовь и размышления о смысле жизни, с помощью флешбеков или фантазий героя нас знакомят с прошлым и даже с будущим персонажей картины и самого скрипача. В итоге за всеми излишне театрализованными переживаниями и шутливыми философствованиями я разглядел лишь несколько классных сцен, которые и обозначены в общей оценке фильма. Про сцену в автобусе уже упомянул, сцена вылетающей души из тела матери в виде сигаретного дыма очень красива, ну и перемотка 20 лет жизни влюбленных, но разлученных героев под прекрасную музыку тоже впечатляет. Так же есть символичность в имени возлюбленной главного героя, которую зовут Ирэн (читай Иран), и, соответственно, здесь заключен еще тайный смысл разлуки не только с любимой женщиной, но и с Родиной (скрипач сразу после разлуки с Ирэн, 20 лет успешно, гастролировал по миру (читай скитался). Символизма же заключенного в названии картины, мне однозначно разгадать не удалось. Появившиеся версии были либо слишком примитивны для такой глубочайшей картины, либо не соответствовали происходящему в ней совсем.

Я такие фильмы не очень люблю. Да, в них есть глубина, мысль и нешаблонность, но вот эта вся завуалированность и размытая мораль приводят к холостому выхлопу. Т. е. когда ты думаешь над фильмом и приходишь к определенному ответу, или не приходишь, но ответ точно есть, и ответ этот интересный или необычный — это для меня эталон кинематографического творения, а когда ответ для каждого может быть свой, с формулировкой «это очень глубокий фильм… ты просто ничего не понял… наводит на размышления…», а какая точно глубина, что конкретно я не понял и на какие размышления он наводит никто точно не знает — это для меня халтура, такая же как многое в современном искусстве — ляпнул кляксу на холст, а вы уж там сами додумайте, что это и насколько глубоко.

P.S.: Это лично моё мнение, которое не умаляет заслуг создателей фильма. Картина весьма привлекательна визуально и имеет весомую смысловую нагрузку, но при этом слишком проста и одновременно слишком сложна для восприятия (как бы это парадоксально ни прозвучало), местами скучна, чрезмерно и, по-моему, безосновательно трагична.

4 из 10
Показать всю рецензию
cyberlaw
2011. Цыпленок с черносливом
Красивый поэтичный фильм. Конечно, картина сделана в рамках определенной парадигмы, заданной «Амели» и творчеством Эмира Кустурицы. Но тут речь не должна вестись о вторичности картины, скорее о некотором стилистическом сходстве.

Обычно такие фильмы тепло принимаются публикой. Тут все дело в мягкости интонаций и точности избранной темы. Семейные отношения, вопросы любви и смерти, сменяемости поколений — беспроигрышны, интерес к ним не зависит от культурных тенденций и социальных перемен.

Можно конечно сказать, что перед нами картина о том, как мужчина средних лет решает, что через семь дней он умрет. Вся жизнь, настоящее и будущее проносится перед ним. Такое описание сюжета ничего не расскажет Вам об этом фильме.

Его можно рассказать лишь через поток ассоциаций: Облако дыма на похоронах. Разбитый тар. Звучание струн, где найти то звучание? Встреча с ангелом смерти. Будущее дочери. Будущее сына. Умирающая мать. Нелюбовь. Как Вы смеете приходить в мой дом и просить руки моей дочери. Вы музыкант и у Вас нет денег. Я пришла попрощаться, любимый

«Цыпленок с черносливом» — это наполненная изяществом восточная притча о смысле жизни и ценности смерти. Персидские напевы в безукоризненном исполнении Маттье Амальрика и Марии де Медейруш, Изабеллы Росселлини и Кьяры Мастроянни, не раз заставивших меня вспомнить об Алишере Навои:

«И сердце просит забытья у сил небытия:

Жестокой дланью бытия гнетет мой путь земной»…

8 из 10
Показать всю рецензию
Малов-кино
Восток — дело томное
Француз Венсан Паронно и иранка Маржан Сатрапи прославились пять лет назад, когда также вместе сделали анимационный и преимущественно чёрно-белый «Персиполис», претендовавший не только на анимационный «Оскар», но и на «Золотую пальмовую ветвь», как лучший фильм. Но удачливый дуэт не стал развивать успех в рисованном кино, а оперативно переключился на более престижное игровое.

Однако окончательно избавиться от влияния мультипликации Венсану и Маржан, похоже, не удалось: несмотря на философичность ключевой темы, «Цыплёнок с черносливом» очень напоминает восточную сказку, наряженную графическими эффектами так же, как новогодняя ёлка — игрушками. Кичевая визуальность и нарушение жанровых пропорций отчасти могут объясняться тем, что за основу был взят графический роман Сатрапи (читай по-простому — комикс).

После того как нелюбимая жена разбивает уникальную скрипку, музыкант Нассер Али Хан решает добровольно уйти из жизни. Разубедить его в этом поступке не может даже любимое блюдо скрипача — цыплёнок с черносливом, благодаря которому супруге долгие годы хоть на какие-то мгновения удавалось видеть мужа счастливым. Однако жена напрасно тешила себя иллюзиями, что путь к сердцу Али пролегает через его желудок…

Подавляющее большинство ролей исполнили здесь известные французские и европейские актеры. Игра некоторых из них отчасти отдает маскарадом, пусть и хорошо исполненным. Что касается основной роли, то на неё искали актера с большими выразительными глазами. Благо, такой обнаружился во Франции. После того как Матье Амальрик сыграл в «Скафандре и бабочке» главную роль одним лишь глазным веком, другие варианты отпали автоматически. Тайную возлюбленную Али Хана по имени Иран сыграла тут умопомрачительной красоты иранка (мой ум, во всяком случае, чуть ни помрачился) — 28-летняя Голшифте Фарахани, которой из-за вольнодумства с некоторых пор заказан путь домой. Фильм этот можно смотреть уже только ради её одной.

Собственно, в имени красавицы и «зашифрована» метафора картины: Маржан Сатрапи, уже довольно давно покинувшая Иран, «олицетворила» в своей божественно прекрасной соотечественнице образ потерянной родины. Благосклонная к талантам Франция предоставила восточной рассказчице возможность сублимировать личную тоску не только в книжном, но и в экранном творчестве.
Показать всю рецензию
Еретик
«Цыпленок с черносливом» — кросскультурный шедевр, плод сотрудничества французского режиссёра Винсента Паронно и иранской актрисы и режиссёра Маржан Сатрапи. Съёмки фильма проходили на территории Европы: во Франции, Германии и Бельгии. В результате этого смешения европейской и азиатской культуры, мужского и женского взгляда на мир получилась очень тёплая, искренняя драма с множеством комичных моментов.

Действие фильма разворачивается приблизительно в 60-х годах XX века. Главный герой — талантливый музыкант Насер Али (Матье Амальрик). Фильм начинается с того, что жена во время ссоры разбивает его любимую скрипку и он, не в силах найти ей замену, решает умереть. Перебрав в голове различные способы сведения счёта с жизнью, он находит их либо болезненными, либо глупыми. Поэтому он предпочитает лежать в постели и медленно угасать в ожидании смерти. Его окружает любящая семья: жена, двое детей, брат — но даже они не в силах вернуть ему радость к жизни…

Подобно «Красоте по-американски», фильм сразу сообщает нам, что главный герой погибнет. Называется даже точное число отведённых ему дней — семь, одна неделя… Во всём этом чувствуется фатализм, неизбежность трагической развязки для героя. Далее это чувство нарастает и концу фильма из ощущения превращается в логическую цепь — зрителям становится понятно, что физическая смерть Насера Али — логичный финал душевных мук и переживаний, терзавших его на протяжении многих лет. Его смерть стала неизбежна не в тот момент, когда он принял решение умереть и даже не в тот, когда разбилась так любимая им скрипка — а в тот момент, когда умерла надежда в его любящем и ранимом сердце… Фильм показывает семь оставшихся дней его жизни, давая нам возможность вместе с героем вспомнить и пережить самые яркие моменты прошлого и, одновременно, перенося нас на десятки лет в будущее, чтобы показать, что станет с его детьми. В этом круговороте времён зрители проникаются сочувствием к истории талантливого скрипача Насер Али…

Как и большинство французских фильмов «Цыплёнок с черносливом» сделан очень… вкусно. Это проявляется и в красивых декорациях, и в замечательной работе оператора, и в тонком европейском юморе. Помимо аналогии между разбитыми скрипкой и душой, в фильме очень много символов и аллегорий, что вызывает желание пересматривать эту кинокартину, замечая новые и новые детали. Вместе с тем из-за смешения столь многих аспектов как в работе над фильмом, так и в его сценарной части, возникает некоторый барьер восприятия кинокартины… Местами она кажется затянутой, а некоторые сцены — бессмысленными в контексте общего хода сюжета. Тем не менее, картина заслуживает внимания любителей качественного, умного, европейского кинематографа.

8 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3
AnWapМы Вконтакте