Рецензии

Chudische
Гимн человеколюбию
Приступая к просмотру данного фильма, я изрядно волновался. Дело в том, что последний раз я его смотрел еще в далеком детстве, и хотя вынес только самые хорошие воспоминания, опасения, что зрелище окажется невыносимым, были. Развеялись они минут через десять. Фильм увлек, захватил, и не отпускал на протяжении всего просмотра. Ни разу за все время, а надо сказать, что идет фильм целых три с половиной часа, я ни разу не посмотрел на часы, считая, сколько осталось до конца.

О чем же фильм? Шестнадцатый век, Японию раздирают гражданские войны. Пользуясь всеобщим хаосом, повсюду бесчинствуют банды, грабя и убивая самых беззащитных на земле людей, то есть, простых крестьян. Впрочем, крестьяне одной деревни, оказываются не такими уж и простыми, и, узнав о том, что одна такая банда собирается ограбить их деревню, эти самые крестьяне решают защитить себя. Как же им это делать? Решено нанять самураев, что бы те дали отпор обидчикам. И посланники деревни отправляются в большой город, что бы искать тех, кто будет согласен рисковать своей жизнью практически только за еду. Вот такая завязка этого фильма.

Трудно не отметить актеров, которые прекрасно сыграли свои роли: мудрый глава маленького отряда, преданный юный романтик, шикарный немногословный мастер клинка. И конечно же особняком, во всяком случае для меня, стоит звероподобный «безумец» в исполнении неподражаемого Тосиро Мифунэ. Тосиро в этой роли просто великолепен, игра его феерична, а характер этого ненормального самурая оказывается наверное, самым сложным из всех персонажей. Если в начале фильма стопроцентно комедийный герой Тосиро вызывает только смех, то в середине и особенно, ближе к концу образ этого гордого крестьянина, который не желает влачить жалкое существование, по примеру своих соплеменников настолько заставляет сопереживать, что становится едва ли не главным героем картины. И вообще, актеры понравились все, от смешных крестьян и до главы бандитов.

Что еще. Очень понравились съемки. Панорамы деревни, съемки сражений в ней же, финальные съемки работ крестьян в поле. Очень натуралистичные сцены боев, хоть кровь рекой и не хлещет, но, когда человека убивают, каждый раз содрогаешься. Еще можно отметить небольшую любовную линию, кстати, девушка тоже отлично сыграла.

Так о чем же фильм? А фильм о простоте подвига, о том, что хладнокровные, безжалостные воины вдруг оказываются способными на сострадание, милосердие, любовь и готовы отдать свои жизни за благополучие одной маленькой деревеньки. Причем совершая свой подвиг, эти самураи не только спасают крестьян, но и дарят им внутреннюю свободу. Преодолевая укоренившееся чувство животного ужаса, уничтожая своего противника, крестьяне прекращают пресмыкаться, встают с колен и начинают новую жизнь, в которой нет уже места страху и унижению. Вот примерно так я понял то, что хотел до меня донести Куросава.

Если будет возможность, не пропустите этот замечательный, с одной стороны жестокий, а с другой очень добрый, фильм прекрасного режиссера.
Показать всю рецензию
Nek joker
Семеро храбрых
Фильм, ставший значительной вехой в развитии кино, я посмотрел всего пару лет назад. На меня, признаюсь, картина произвела сильнейшее впечатление. Акира Куросава, безусловно, великий режиссер, вложил в свой шедевр всю мудрость Востока, и весь талант художника, создав потрясающий образ настоящего самурая. Этот фильм в последствии с успехом пересняли в США. 'Великолепная семерка', хоть и стала классикой, все же была лишена того глубочайшего смысла, что заложил в свое произведение японский режиссер.

Эпическая, более чем трех часовая постановка Куросавы, с грандиозной точностью и достоверностью показывает социальный быт японских крестьян. Фабула фильма проста, но проста только на первый взгляд. Хитрый японский режиссер за три с лишним часа успевает высказаться на все актуальные и волнующие его проблемы. Социальное неравенство, поиски духовного лидера, столкновение характеров и многое другое.

Для меня эти семь самураев стали символом борьбы и противостояния, симолом свободы. Именно они сумели обьединить изнывающую от страха деревушку перед лицом врага. Куросава очень точно уловил веяния того времени, все выглядит пугающе достоверно. Внимание режиссера к каждой детали, к каждой мелочи - поражает. Можно сказать, что для послевоенной Японии, картина стала своего рода символом добра и добродетелей. Семь самураев преподносятся режиссером как будто они супергерои, в контексте того времени, конечно, это так и было.

Блистательная роль великого Тосиро Мифуне, за которую он любим многими поколениями. Его невероятно харизматичный и яркий персонаж держит на себе внимание зрителей при просмотре, и заставляет сопереживать себе, как никому другому в данной ленте. У его персонажа - Кикудзие - сложная судьба, на которую повлияла каста самураев. Герой Мифуне по ходу фильма произносит несколько душераздирающих, наполненных экзистенциальным смыслом реплик, которые остались в памяти на долгие годы.

'Семь самураев ' - это великое кино, наполненное высокой поэтичекой красотой образов и персонажей, и, глубоким социальным и философским смыслом. Показав в самураях гуманизм, сострадание к простому народу и фантастическую храбрость, Акира Куросава создал невероятный культ. Перед его творением преклоняются многие современные режиссеры, в том числе и Джордж Лукас, который использовал некоторые черты образов 'Семи самураев' в своих 'Звездных войнах'. Фильм множество раз цитировали и пародировали, можно вспомнить хотя бы пиксаровские 'Приключения Флика ', но оригинал остается невероятно актуален и по сей день.

10 из 10
Показать всю рецензию
Ангел Осени
7 самураев
Гениальный фильм, до предела реалистично показывающий дух средневековой Японии. В нем нет места пафосу и голливудской декоративности, он настолько натуралистичен, что зритель поневоле начинает верить в происходящее.

Яркие и вместе с тем человечные образы самураев, деликатная любовная линия, истинно японская постановка боевых сцен, мастерское раскрытие социальной и психологической темы, лаконизм и «самурайская» сдержанность в подаче материала оставляют особенное «послевкусие», после просмотра.

10 из 10
Показать всю рецензию
Killa
Очередной шедевр от Куросавы! Никак по другому этот фильм назвать нельзя. Переснятая «Великолепная Семерка» ни в какое сравенение не идет с этим фильмом.

По началу смущала продолжительность в 160 минут, но после посмотра понимаешь, что ни один эпизод не может быть выброшен. Лишний раз подтвердили свое мастерство Акира Куросава, Такаси Симура, Тосиро Мифунэ и другие актеры конечно тоже на высоте.

Смотреть обязательно.

10 из 10
Показать всю рецензию
grishatavro
Я вовсе не большой ценитель азиатского кинематографа, тем более середины прошлого века, потому просто могу не понимать в чём же заключается культовость данной ленты, поэтому буду оценивать данную картину, в большинстве случаев не учитывая фактор времени.

В первую очередь, вас мог отпугнуть космически большой хронометраж — 3 с половиной часа, но смею вас заверить, что у фильма есть на то основания. Его спокойно можно смотреть в несколько подходов — как минисериал, а ещё в нём предусмотрен перерыв (чуть меньше двух часов после начала). Мне повезло посмотреть всё в один заход и я могу сказать, что, в целом, фильм не чувствуется сильно затянутым относительно своего хронометража.

Итак, суть максимально простая — бедные крестьяне, желая защититься от бандитов, идут в город и нанимают семерых самураев, готовых помогать почти что за милую душу. После того, как крестьяне с большим трудом взяли опытного старика заодно с мальчишкой, который захотел стать его учеником, организуется целая кампания по поиску достойных самураев. Когда набирается достаточно воинов, они идут в деревню и учат крестьян, готовя их к обороне своей деревни.

С самого начала можно начать замечать клише: от персонажей и до сюжетной логики. Взять хотя-бы Шимаду или Кикучио— эти герои представляют собой обобщённые образы определённого типа, и история разворачивается так, чтобы персонажи ощущали себя в привычных им условиях. Многие вещи также являются клише, но одновременно с этим и частью японской культуры — в этом плане фильму нечем удивить современного зрителя. Хоть в фильме и полно всякого рода клише, но это отнюдь не плохо: с каждым паттерном авторы работают и всячески его детализируют, органично вписывая в повествование. Здесь можно наблюдать пример правильно применённых и интерпретированных клише, в которых кинолента не теряется, а наоборот — раскрывается. Но такая детализация основной истории приводит к неполноценности картины в следующем смысле: начиная новую тему, фильм не доводит её до конца, возвращаясь к основному сюжету, откуда он начинает сначала. Так было с обличительной речью Кикучио: да, он сказал свои неласковые слова и в сторону самураев и в сторону крестьян, потом его слова подтверждаются, но что с того? Эта линия так и осталась незаконченной, хотя и помогла в понимании персонажа. Лента имеет неплохой скрипт с точки зрения глубины главного сюжета, но эта глубина достигается путём добавления так называемых 'костылей', эффективность которых вполне можно оспорить.

Хоть кино и сделано с явным старанием, но все же это не лишает его слабых мест. Здрасьте, как вам такой ход: добавляем в фильм условную карту-джокер, которая способна развалить органичность ленты и бездарно слить ключевых персонажей, а именно это сделали авторы, судя по всему, посчитав, что это хорошая идея. Также старание режиссёра сделать картину максимально понятной, при этом сохраняя азиатский колорит вызывает ощущение, что режиссёр принимает зрителя за идиота. Суть в следующем: многозначительные молчаливые кадры сменяются на пояснения этих кадров. Так, гениальная немая сцена в конце становится нелепым и избыточным итогом всей ленты. Несмотря на данные обстоятельства, почти вся затянутость ленты связана в первую очередь с постановкой: если надо показать, как бандиты приезжают на лошадях, задумчиво чешут репы, стреляют из ружья и неторопливо разворачиваются и уезжают, или, например, как необразованные крестьяне смеются с не очень-то и смешных шуток по полторы минуты — именно это зритель и увидит, причём почти что без единого слова.

Саунд-дизайн. Это то, за что ленту могли бы наградить отдельной премией. Он шикарен: саундтрек представляет собой типичную (наверное) музыку для Японии того времени, а звуки природы и окружающего мира отлично вписаны в композицию и даже дополняют характеры героев. Операторская работа интересна: с одной стороны, в ней можно видеть крутые художественные приёмы, а с другой — её недостаточно, чтобы в полной мере понимать пространство в фильме — она содержит только необходимые вещи, чтобы зритель не потерялся в конкретной сцене, но не более того. К сожалению, сцены экшна (их и не так много) по большей части реально плохи — но это может быть как проблемой оператора, так и проблемой того времени, в котором снимался фильм.

«Семь самураев» — целая эпопея как для своего, так и для нашего времени, она рассказывает не очень-то интересную историю в своей сути, но она имеет такую степень детализации, что это просто отходит на второй план. Сделанная с немалым старанием, но закрывающая на многое глаза лента может быть уникальной по своему масштабу, но не по идее.

7 из 10
Показать всю рецензию
LonelyThrowBack
Длинная классика
Культовая драма Акиры Куросавы повествует о Японии 16 века. Небольшая деревня, жителей которой грабят бандиты. Набеги, угон скота, кража продуктов, насилие и прививание страха. Основной акцент режиссёр делает не на антагонистах, а именно на последствиях после экспозиции. Как защититься мирным жителям? Как противостоять угрозе, которая ещё не раз нагрянет? Нужна защита, нужны наёмники, нужны самураи.

Главный акцент ленты, в тоже время основной «минус» её, долгая раскачка. Хронометраж в три с половиной часа ощущается, долгие действия и раскрытие главных героев забирают львиную долю просмотра. Понятное дело, что для большего погружения в эпоху Средних веков такая направленность действий и была бы весьма кстати, так как Куросава уделяет внимание и культуре, и быту, и трудностям в процессе поиска защиты. Тем не менее, картина концентрирует внимание на самураях и на их условиях.

Кажется, что очень легко и просто найти защитников (это то в эпоху «супергеройских» блокбастеров), но режиссёр акцентирует внимание на времени, на возможностях. Сильные войны очень редки, никто не хочет работать за идею, честь, достоинство, поэтому плата весьма уместна. Жители деревни, сильные мужи и храбрые сыновья пытаются привлечь самураев всеми возможными способами. Фильм отчётливо подчёркивает упадок и бедность, когда даже не деньги волнуют наёмников, а хотя бы пропитание.

Самураев найти среди горожан несложно: их отличают и форма одежды, и мечи в ножнах, и поиск работы как таковой. Но как отличить хороших воинов от шарлатанов или от неопытных бойцов? Проверки, способы оплаты, поиск реальных защитников. Найти семь героев – ещё половина дела, другое дело, что у каждого самурая свои взгляды на защиту, свои правила. В этом и исключительная сущность, что героев раскрывают. Характеры непривычных для зрителей протагонистов, «тёмные» и «светлые» стороны у каждого самурая, но весьма интересно персонажи проходят раскрытие.

Самураи в деревне. Драматично и немного иронично жители встречают своих защитников, отчего возникают смутные сомнения о цели появления в городе стильных воинов. Режиссёр выставляет быт на одну чашу весов с боевиком, погружая зрителей в ожидание экшена. Долго тянутся минуты, долго самураи уживаются с крестьянами, помогают жителям, обучают слабых крестьян, но подчёркивают важный пункт – они здесь для определённой цели, они не деревенские жители, им такое умиротворение не по нраву.

На фоне подготовки к боевым действиям фильм разбавляет и опасными эпизодами (похищение ребёнка, к примеру), и небольшой романтикой (женский персонаж, который косит под мальчика для своей безопасности), таким образом, те или иные самураи показывают себя не в боевых действиях, а в разных ситуациях. Кража риса вызывает опасения не за голод крестьян, а за то, что теперь не за что будет нанять наёмников, отсюда и переосмысление ценностей.

По технической структуре картина содержит Интерлюдию в середине хронометража, пауза, позволившая разделить просмотр и отдохнуть. Такой элемент кинотеатрального показа был часто распространён в 50-60-х годах, особенно если полные метры собирали полные залы. История Акиры Куросавы впоследствии будет отражена в вестернах, это очередной раз подчёркивает значимость картины в целом. Сюжет о деревне, в которую врываются бандиты, грабят, собирают все блага и отправляются восвояси, чтобы спустя какое-то время снова поживиться продовольствием беззащитных людей.

Наконец-таки, спустя два часа экранного времени, наступают ожидаемые события. За такой большой промежуток создалось впечатление, что может ничего не будет. Может, бандиты больше не появятся на горизонте? Но ожидания стоили того. Сцены осады, жестокости врагов, отверженности самураев красиво сочетают драму и бои. Стратегия самураев и толковых жителей позволяют насладиться и умелым сражением, и хитрыми приёмами союзников. Численное превосходство врагов с лихвой компенсируется эффектом внезапности, обороной и обманными приёмами.

Лента не боготворит героев, показывает их ошибки, пороки, жестокие действия, но полноценно сочетает в себе культ самураев, смысл жизни этих опытных бойцов и выстреливает драматизмом в финале. «Семь самураев» пестрят красивыми кадрами, широкими изображениями, символичными пейзажами, что является большим преимуществом для чёрно-белого фильма. Красиво, драматично, но затянуто. Опять же кино можно не осилить за раз, а некоторые эпизоды вообще убрать. Но такова воля режиссёра! Хозяин – барин!
Показать всю рецензию
AlekseySM
Кому жизнь, а кому смерть.
Жанр 'дзидайгэки' или в простонародье самурайское кино многие года чтился кинематографистами Японии. Пластом этому явлению послужила многогранная японская история. На протяжении многих веков Японию разрывали феодальные войны, сёгуны сменялись одни за одним, а воинственный класс самураев все больше и больше занимал сословное первенство. Быть самураем значит быть готовым умереть за своего хозяина это ли не истинное проявление мужественности и отваги. Однако среди самураев были и те кто становился грабителем, убийцей или насильником (зачастую в одном лице). В большинстве своем это были ронины оставившие свой сёгунат, либо по причине бегства или же потому, что не смогли уберечь сёгуна от смерти.

Так образ самурая в глазах обыкновенных крестьян сильно омрачился со временем. Их боялись все больше и зачастую считали за обыкновенных бандитов. Можно ли их за это винить. Ответ пытается найти в своем фильме Акира Куросава, снявший в 1953 году один из величайших приключенческих фильмов (а по совместительству и один из величайших фильмов в жанре 'дзидайгэки') 'Семь самураев'.

Сюжет повествует о бедном крестьянском поселении, подвергающемуся нападкам бандитов. Лишь несколько смельчаков из деревни понимают, что долго терпеть такую жизнь невыносимо посему они отправляются на поиски ронинов, готовых за невысокую плату уберечь их от головорезов.

Вскоре им посчастливится встретится со многими личностями имеющими характерные особенности. Тут и балбес, и весельчак, и мастер клинка, ну и кончено мудрый умудренный жизнью предводитель всей компании в исполнении Такаси Симуры.

Он станет первым с кем крестьяне встретятся в своем небольшом путешествии и именно сцена, в которой Его герой спасает ребенка из рук захватчика определяет основной посыл фильма и тот корень на котором строится вся канва повествования. В тот момент когда Кэмбей убивает бандита Куросава прибегает к помощи рапида. Этот мародер появится всего в одной сцене фильма, далее зритель про него забудет и сюжет польется в другом русле, однако Куросава заостряет наше внимание на гибели этого персонажа, обозначив тем самым, что в этом фильме смерть не станет просто дополнением к подвигам самураев, но станет непосредственным участником всех событий и далее каждой смерти будет уделяться в фильме частичка экранного времени.

Уже потом самураи прибудут в деревню, преодолеют барьер негодования и смогут сплотить крестьянское населения, отбив тем самым поселение от злостных захватчиков. Каждая смерть будет подсчитана и мы точно знаем, когда и сколько было убито врагов. Мы знаем как были убиты самураи и крестьяне. Каждый человек присутствующий на экране не безликое пустое пространство в первую очередь он человек.

Мы знаем, что это всего лишь экран, а это всего лишь фильм тем не менее каждая лишенная жизнь должна отразиться в нашей памяти. Буквально кровью и потом, преодолев и огонь, и воду деревня будет спасена. Но не услышат самураи ни слов благодарности, ни щедрых подарков и возгласов прославления их храбрости. Они сыграли свою роль и отдали свои жизни как им и положено. Все, что у них осталось возможность дышать и помнить за кого они боролись и за что склонили головы их товарищи. Песни - теперь удел крестьянский.

В своем фильме Куросава без сантиментов и пафоса постарался проанализировать отношения крестьян и самураев. Тех, кто боится и тех кого боятся. Тех, кто слаб и кто силен. Тех кто остался жив и тех кто погиб. Но кто в действительности выиграл вопрос остается открытым.
Показать всю рецензию
Doppelgegner
«7 самураев» - это культовый фильм про группу отважных самураев, который имеет множество ремейков и отсылок, включая 'Великолепную семерку' и 'Властелин колец'.

Куросава - мастер создания образов. Как на японских театральных масках кабуки, рисует он трусов, храбрецов и безумцев. Каждая минута этой живой притчи наполнена действием, подготовкой к бою, напряженным сражением. Три часа проходят как одно мгновение, полное напряжения и переживания за героев.

Япония, 16 век, эпоха феодальной раздробленности. Даймё (военные феодалы) со своими самураями набрали силу, что привело к децентрализации власти в Японии и нестабильности. Маленькая деревушка оказывается беззащитной от набегов разбойников-грабителей из соседних земель. Мы видим бедных крестьян-тружеников, сраженных горем, ни сёгун, ни их даймё не защищают их. Но тут у местного старосты появляется идея нанять самураев-ронинов для защиты деревни, - этот план кажется сложным и опасным, но выбора нет. Отчаянные крестьяне собирают группу воинов, готовых помогать им за еду. “Семь самураев” - это шесть ронинов и один бродяга.

Ронины - это самураи, потерявшие своего сюзерена (хозяина), это особая каста без социального статуса, часто имеющая криминальную славу. Потерять хозяина можно было по-разному: добровольно оставить службу, быть исключенным за проступок, или не суметь спасти своего хозяина. По кодексу чести самурай, который потерял хозяина, должен был сделать харакири, и если он этого не делал, то терял достоинство и становился изгоем. Многие из таких самураев пускались во все тяжкие: разбои и грабежи, поэтому простые люди их боялись.

Золотая эпоха самураев закончилась в 15 веке. Поднимается вопрос самоопределения самурая, кто он теперь: служитель кодекса чести или просто наемный воин. Эта дилемма ещё острее стоит для ронина. Он свободен и выкинут за рамки стандартных социальных групп, поэтому волен сам себе выбирать определение, он - герой-воин или беспринципный мелкий мастеровой или бандит. Самураи Куросавы не лишены романтики высоких стремлений, они хотят доказать это самим себе и берутся за миссию спасения крестьян.

Режиссер показывает меркантильное и примитивное мышление крестьян. С расчетливостью и недоверием относятся они к благородству воинов, готовых им помочь. Они боятся лишиться своих стереотипов и малодушно закрывают глаза на их возвышенные чувства.

В фильме ставится вопрос классовости самураев и воинской чести. Бродяги, которые пытаются стать самураями, и даже подделывают родословную, хоть и обладают большой отвагой, очень часто лишены чести, достоинства и дисциплины самураев, что приводит к трагическим последствиям в бою. Другой вещью, несовместимой с традиционными ценностями самураев, является использование противником огнестрельного оружия. Все это приводит к печальным последствиям для старой школы, их романтических идей и высоких идеалов.
Показать всю рецензию
Страницы: 1 ... 4 5 6
AnWapМы Вконтакте