Рецензии

daniilkrupskyi8123@gmail.com
Die Blechtrommel на одной из самых золотых полок мирового киноархива
Жестяной барабан — роман немецкого писателя Гюнтера Грасса и фильм Фолькера Шлёндорфа по мотивам одноимённого романа Гюнтера Грасса. Можно было бы считать оба произведения немецким ответом на Питера Пэна, причём альтернативой, а не конкурентом. Однако фильм в 1979 году сняли четыре страны: Фрнция, ФРГ, Польша и Югославия. И Югославии больше нет — там вовремя не поняли, что означает трах-бабах жестяных барабанов.

Сюжет фантастический, как и в сказках про Питера Пэна: невзрослеющий мальчик негативно оценил мир взрослых, оценил, как маленький мудрец. В эпоху нарастания нацистского психоза, на глазах у малыша поражавшего общество довоенной Германии, единственное, что он смог сделать, это колотить в жестяной барабан.

Иногда он не получал ничего, иногда наказывали, но иногда он производил на окружающих фантастический эффект. Мы уже знаем, что этот эффект не спас немцев ни от национал-социализма, ни от войны, ни от длящейся до сих пор американской оккупации. А снова расти он сам решил после двадцатилетнего перерыва, когда заметил, что мир взрослых стал избавляться от безумия и пакостей.

Сегодня фильм Die Blechtrommel на одной из самых золотых полок мирового киноархива. При появлении вызывал бурю эмоций, скандалов и даже судебных исков. Сегодня хорош для просветления мозгов и понятий, для очистки взора от шор и розовых очков.
Показать всю рецензию
Витаминфильм
Порой думаешь, как легка и радостна моя судьба, ведь я не угнетаема другими государствами, войны пока ещё нет и в моём окружении люди по большей мере психически здоровые.

К Оскару двойственные чувства: жалость и злость.

Понимаю, что парень родился от случайно зачатой мамы на грязном поле картошки, прямо на земле; рос он в нездоровой семье, где инцест был очевидным и привычным делом, а взрослые и не пробовали скрывать смешение крови; со сверстниками не сложилось. Мама у него бросилась в брак с нелюбимым человеком, в то время, как любимый и не думал брать на себя ответственность за отношения, а пользовался матерью на протяжении жизни. Замуж мама вышла за бесчувственного потребителя её, как домохозяйки. В итоге три безответственных взрослых, растивших Оскара.

Но злость на героя-мальчика так же свербила меня во время просмотра. Неужели можно быть таким слабым, чтобы настолько испугаться взрослого мира и отказаться взрослеть? Ты ведь не обязан быть таким же, как те, кто растил тебя. Кроме того, у мальчишки проблемы с эмоциями - все чувства он либо проигрывает на барабане или кричит. В общем, если бы это был мой ребёнок в современном мире, то, мы бы годами ходили с ним к психотерапевту.

Давид Беннент сыграл великолепно, его необычная внешность смогла передать внутреннее состояние души ребёнка. Для меня Оскар это монстр, способный на жуткие вещи: он плачет, если ему что-то нужно; он делает наивные глаза, если хочет остаться живым в руках солдата; большая часть его рассуждений пусть и взрослые, но довольно высокомерные.

На мой взгляд, фильм о безответственности. Безответственные взрослые научили тому же ребёнка и в мире фильма все абсолютно безразличны друг другу, так как мысли у героев лишь о себе.

Страшна предвоенная атмосфера, безответственный народ не понимает и не осознаёт, что фашизм приведёт к страшным вещам, одна из героинь будет ' счастлива, если фюрер посмотрит' на неё.

Прочтённый роман и фильм оставили тяжёлое впечатление.
Показать всю рецензию
daryssimo
Уродство или гениальность?
Смотрела режиссёрскую версию длительностью почти три часа, с фрагментами, где отсутствует перевод. Пришлось вспомнить немецкий язык, который двадцать лет назад был у меня свободным.

Тяжелейший фильм. Редко попадается такое кино, Слава Богу. Про болезни, войну, смерти, сумасшествия, глупость. Главный герой – маленький человечек Оскар, который взрослеет, но его тело остаётся телом трёхлетнего ребёнка. Вокруг него творится история. И он, играя на своём бело-красном жестяном барабане, рассказывает нам про свою жизнь.

В фильме много эротики. Местами прямо порно. Напомнило «Калигулу» Тинто Брасса, снятую также в 1979 году. Модно, что ли, это было тогда? Как-то пошло, рыночно, развратно. Жестокие дети писают в кастрюлю и варят суп, играя в кухню, а потом кормят им больного ребёнка. Рыбак вылавливает полуразложившуюся лошадиную голову, облепленную извивающимися угрями. Как теперь есть суши с угрём? Только недавно на работе завхоз рассказал, что во время службы на Кавказе они выловили в реке труп, весь покрытый угрями, присосавшимися. С тех пор он не есть угрей. Я теперь тоже. Женщины листают книги с фривольными картинками и возбуждаются, трутся коленками. Мужчины залазят им под юбки, а дети наблюдают за этим, сидя под столом. Мать главного героя живёт сразу с двумя мужьями. Хотя кого этим удивишь? Знаю счастливо замужних женщин, имеющих по пять любовников. Запретная тема детского суицида. Не менее запретная тема, когда уставшая мать хочет избавиться от взрослеющего мешающего сына. Женщины устают от всего. От орущих детей, ненасытных любовников, домашнего хозяйства, работы... Нарушение общечеловеческих запретов. Почва, на которой благодатно произросло древо фашизма. На самом деле, безграничная человеческая глупость, которая неиссякаема. И всегда с нами. Также в этом кино раскрыта табуированная тема произвола советских солдат на территории поражённой Германии.

Не удивительно, что психика мальчика травмирована. В три года он прыгает с лестницы и перестаёт расти. В дальнейшем он наблюдает за изменяющимся миром мудрыми глазами старика в теле ребёнка. Характерна смерть одной из героинь – от того, что всё достало. Сейчас, глядя на всё с позиции 36-летней женщины, я её прекрасно понимаю. Мне очень понравилась мать рода – бабушка Оскара, носящая четыре длинные юбки. Женщина – настоящая соль земли. Мир вокруг рушится, а она, знай себе, картошку выкапывает.

Отрицательная рецензия. Фильм великий, получивший множество значимых наград. Но слишком тяжёлое для меня кино. У ребёнка должно быть детство, школа, друзья. Когда его прямо из колыбели погружают во взрослую жизнь – всё во мне восстаёт против этого. Много издевательств и боли. Я не хочу, чтобы кто-то из моих близких мог пережить подобный опыт.
Показать всю рецензию
silentiarius
1. Грасса, к сожалению, не читал.

2. Фильм понравился и впечатлил отдельными и даже многими аспектами, моментами, но в целом все-таки не склеился в единое сильное впечатление.

3. Разумеется, в такого рода фильмах для целостного восприятия необходимо найти ключ к 'раскодированию' иносказательной составляющей - то есть, в данном случае - найти адекватное понимание, что именно должен символизировать мальчик с его барабаном. А на этот счет, судя по рецензиям, которые я прочитал единого мнения у рецензентов не сложилось.

3а. Думаю, все-таки суть здесь в том, что мальчик должен символизировать немецкий народ (или любой другой в подобных исторических обстоятельствах - русский, украинский итд). Он одновременно достоин жалости и ненависти. Он и сам виноват в том, каков есть: ведь сам принимает осознанное решение 'не расти', оставаться избалованным и деспотичным ребенком, но в то же время трудно его в этом обвинять: ведь какой осознанности можно ожидать от трехлетнего ребенка (от обычного среднего народа). Показательно, что роковой выбор он как бы делает даже из совершенно 'высоких' побуждений - чтобы избежать испорченности мира взрослых (так религиозные или националистические фанатики отказываються от современной просвещенности, дабы не загрязнить себя неминуемо связанным с ней размыванием границ между «хорошо» и «плохо», вообще «падением нравов»). Но запрет на рост неминуемо приводит к куда более плачевным последствиям.

Итак, мальчик отказывается расти. Мальчик остается маленьким страшным деспотом, который наблюдает судьбы людей и страны, какбы невольно приводит к трагедии близких ему людей, людей, которые его любят и жалеют. Он даже осознает свою вину в этих личных катастрофах, но осознание это какое-то туманное, временное, безэмоциональное, отстраненное, олигофреническое. Таков и народ, который в силу сложившихся трудных исторических обстоятельств вдруг решает не расти, вдруг решает взять в руки барабан (т. е. прямолинейную идею типа 'барабан / Германия / нация / Магомет / Иегова / власть народу / Русский мир /Бандера / Майдан / Крымнаш превыше всего') и ничего, кроме этого барабана не знать и не видеть. И пусть рушатся судьбы отдельных людей и целых народов, да и его самого – он видит только барабан и терроризирует этим барабаном всех вокруг. И рано или поздно все вокруг поддаются его террору: кто из чувства собственной вины перед ним, кто из чисто человеческой благородной доброты, а кто – просто, чтобы не связываться. Все ему потворствуют и сотворяют из него чудовище.

Важен посыл, что нельзя винить этого мальчика в его выборе, в том, каков он есть. Чего можно хотеть от мальчика? Какого осознанного выбора? Его жаль. Он раздражает, он бесит, но у каждого адекватного человека он неминуемо вызывает жалость. Да ведь и барабан то ему пообещали взрослые! (предводители, демагоги, политики итд).

И только через падение в гроб, через потерю всех самых близких ему людей он вдруг понимает, что пришло время расти. После всех катастроф и трагедий, которые происходили на его глазах, он созревает до осознания, что все-таки пора вырасти. Но реализуется ли это решение, мы не знаем. Хотя первый шаг сделано – «барабан похоронен». Это как денацификация Германии, декомунизация России (которая так по-существу и не состоялась) итд.

Еще раз повторюсь. Самое важное в этом образе, мне кажется, – это именно эта двойственность: когда мальчик (народ) одновременно и виноват в страшных трагедиях, и вызивает искреннее сочуствие. Ведь он ребенок, он виноватый невинный ребенок. Его невозможно не любить. Так и народ, особенно родной народ. Ты можешь его ненавидеть за то что именно он привел к власти Гитлера, Сталина, Путина, за то что он тупо майданит каждые 10 лет. Но в то же время ты не можешь его не любить, как не можешь не любить то доброе и невинное, что есть даже в деспотичном ребенке. Можешь разве подобно Яну Гусу повторить «sancta simplicitas», наблюдая, за сжигающим тебя фанатиком.

Кстати, эти сцены с сексуальной озабоченностью маленького Оскара очень хорошо изображают эту двойственность. Ты одновременно и умиляешься невинностью этой любовной страсти, она прекрасна и чиста, как и всякая детская любовь. Но в то же время ужасаешься (подобно юной героине фильма) животностью, которая в это все вдруг вмешивается, ты понимаешь, что здесь не только чистая детская любовь, но и омерзительная эгоистическая животная страсть.

4. Много отдельных достоинств. Визуальный ряд. Сцена с угрями – великолепна. Мальчик – безупречен, демонически прекрасен (такой себе Омен). Сцены избалованности сыграны удивительно натурально.

Наверно, в некотором смысле повлиял стилистически на Амели. Хотя фильмы совершенно разные и с совершенно разной претензией. Может, и глупое сравнение. Просто подумалось.

Словом, идея хорошая, отдельными аспектами – прекрасно. Но в целом для меня не склеилось – чисто эмоционально не склеилось. Как-то вся эта метафора не раскрывается во всей своей полноте. Может, и вообще неправильно все интерпретирую

Да, и еще момент, не очень оптимистичный. Старшее поколение всегда попытается передать младшему этот самый барабан. И даже, если очищение произойдет, даже похоронив барабан в одном поколении, мы никогда не застрахованы от его воскрешения в поколении новом – так Оскар подарил барабан своему предполагаемому сыну на его трехлетие. Страшная история всегда может повториться – достаточно просто снова запретить себе расти и фанатически влюбиться в барабанную дробь.

6 из 10
Показать всю рецензию
cyberlaw
Проклятый сезон
Странная история о мальчике, который в раннем детстве решил не расти и в таком, весьма странном состоянии пережил все ужасы войны не может не шелестеть глянцевым букетом таких навязчивых ассоциаций. Излишне стерильная и несколько академическая стилистика европейского интеллектуала Гюнтера Грасса бравирует множеством толкований. Ну а херр Шлендорф просто доводит их до нашего сведения. На поверхности, конечно же аналогия маленького героя со всем поколением детишек, которые оказались виноватыми без вины. Конечно же в отказе от взросления можно проследить желание избежать ответственность за деяния родителей. Это понятно. Но присмотритесь каким злым оказывается этот мальчик. Фактически он признается, что виновен в смерти дяди. Конечно там по ситуации едва ли мальчик был причастен. Но, вероятно думал он о родственнике много недоброго. Да и с отцом как-то неловко все вышло. Склонен предположить, что не слишком любил наш герой своих родителей.

Шлендорф конечно лукаво намекнет, что мальчик сильно переживал заигрывания мамы с дядей. Потом же и вовсе будет допущение о том, что дядя возможно был ему отцом. Представьте только?! И это при том, что другая женщина - молодая девушка с которой он завел такой запретный роман (речь ведь идет о юноше в теле мальчика - отсюда и многочисленные обвинения фильма в педофилии), изменяла ему. Только представьте его отчаяние, переполняющую злость и отчаяние. Никому ненужный злобный гном, или карлик похожий на гнома. Никому нет дела до его чуства, детства и нужд. Единственное увлечение - барабан, и то приходится отстаивать всеми силами. Финальный аккорд, так сильно задевший многих советских критиков, связанный с совсем недружественными действиями освободителей из Красной Армии не мог не вызвать сожаления. Проклятая жизнь. Проклятый гном. Проклятый сезон. Как все это перекликается с 'Горящим полем' Мурнау и 'Голубым светом' Риффеншталь. Неожиданность и гротескность персонажа тут позволяет выпустить пар целой чередой ассоциаций, тем самым возвеличивая вполне заурядное произведение до уровня философской притчи.

По мне, фильм показался очень скромным, безупречно рассказанным, но более чем простоватым по своей сути. Великолепно ошеломив зрителя странным феноменом ребенка, Шлендорф занимает большую часть экранного времени забавными моментами из его отрешенной рефлексии. Сексуальности тут отдается одно из самых центральных мест. Интересно, что рассказал бы о фильме Славой Жижек (уважаемый мною), но определенно сексуальная сцена между Дэвидом Беннентом и Катариной Тальбах - одна из центральных в фильме. Их секс - это ведь не что иное, как метафора несуразного взросления. Оба актера, к слову, справились с ролями на отлично и добавили фильму естественности.

Запомнилась мне еще и сцена на берегу моря. Копание в отрубленной голове коровы и доставание оттуда угрей - действует безошибочно. Это очень сильная, жесткая сцена, которая придает фильму совершенно зловещую атмосферу. Хотя, дело-то вероятно в тех краях было вполне житейское.

Сейчас мне этот фильм совсем не кажется чем-то значительным. Шлендорф, конечно - молодчина, что справился с такой сложной экранизацией и смог быть интересным рассказчиком. Однако, мы ведь можем сейчас сравнить это кино и с более поздними работами (сделанными с безусловной оглядкой на него). Это и 'Белая лента' Ханеке, и 'До свидания, дети' Маля, и 'Мефисто' Сабо, и 'Непобедимый' Херцога. Но самое важное для меня совсем другое - ведь несколькими годами ранее было 'Змеиное яйцо' Бергмана, коснувшееся тех же самых струн, но куда более изящнее. Однако о вкусах тут не спорят, а посему -

6 из 10
Показать всю рецензию
mrkkrdn
Многое-многое обойдя вниманием, остановлюсь лишь на одном моменте, — что больше всего зацепил. Этот отнюдь не мудрый и не милый мальчик, как почему-то утверждается в аннотации, показан абсолютным человеческим ничто, идиот и уродец.

Вместе с тем, этот образ очень гибкий и отражает сущность многих невыдуманных людей, ну, вот, в частности, меня самого (от чего и задело). У него этот барабан, у меня там всякая литературщина, у кого-то компьютерные игры,

или вообще что-нибудь невнятно-безобидное. Но он с этим барабаном (читай — мы все), все равно что живой мертвец, мир вокруг разрушается, близкие люди страдают, в частности, и по его вине, но ему все равно, он, такой дурак, начихав на мать, например, просто, видите ли, не растет и, видите ли, стучит в свой барабан. Что из этого получается? Барабаны иногда лопаются, их приходится менять.

А больше ничего не получается — а от этого и страшно и тошно, вообще-то говоря, становится, — как оглянешься на жизнь свою…
Показать всю рецензию
nepdabass
Жестяной барабан
Прочитал несколько рецензий на данный фильм, итогом стало, что они все одинаковы тем, что практически не привязаны к сюжету — стандартно что я понял и что хотел нам сказать автор.

Скажу несколько слов об этом. В данном фильме сюжетом должна была быть история мальчика, который перестал расти в возрасте трёх лет. Живёт он в такое-то время, и за период жизни, показанный в фильме, с ним приключается такое-то.

Непосредственно сам фильм. Он не про мальчика, это только нам может так показаться, но на самом деле мальчик — это инструмент режиссёра, и с самого рождения, когда ещё он новорождённый не желает появляться на свет, нам этим показывают через такой эпитет неблагополучное время его рождения. Всё, что случается с нашим маленьким героем, как и его собственный выбор не становиться взрослым, так и все события с ним связанные, олицетворяют и настраивают нас на атмосферу национал-социализма и военного времени, которую и хотел показать нам режиссёр. Поэтому лично я не мог воспринимать мальчика реальным персонажем фильма. Также и указывают на это — фэнтези от режиссёра, может также и от автора книги, как феноменальный крик мальчика, от которого разлетаются вдребезги стёкла. Смысловая нагрузка от вечного атрибута мальчика — барабана, поедаемой до рвоты рыбы и половых связей, тоже должна помочь создать некую атмосферу.

Фильм снят, фильм просмотрен, фильм не зацепил. С технической стороны всё идеально, игра актёров тоже безупречна. Моя оценка

6 из 10
Показать всю рецензию
Комеди
Если отбросить всю философию, то вот что остаётся. В три года мальчик решает больше не расти, и кидается с лестницы вниз головой. Мазохист.

Однако остановился в росте не только физическом, но и умственном. Даже будучи 14-тилетним подростком везде ходит с барабаном, постоянно стучит в него и почти не разговаривает. О себе говорит в третьем лице. Не дай боже, кто-то попытается взять его барабан – поднимается такой крик, от которого стёкла лопаются. Да и вообще по поведению больше чем на 3 года не тянет – крайне избалован..

Собственно, все интересы и умения нашего героя ограничиваются долбёжкой по барабану. Даже когда идёт перестрелка он требует: «Хочу барабан!». Порой мальчика хочется чем-нибудь пристукнуть, а барабан… пожалуй, это слишком грубо.
Показать всю рецензию
Little Drummer Girl
Про фашизм от немца и про немцев
Мальчик по имени Оскар, рожденный в 1927 году, в три года решив, что жизнь взрослых плоха, непонятна и не интересна, отказывается расти. Он падает с лестницы и после этого остается карликом. Все повествование фильма ведется от его имени, режиссер глазами мальчика показывает жизнь простой семьи в тот тяжелый период: у матери двое любовников, она живет с обоими, не может выбрать и даже не знает, чей Оскар сын; два отца (один — немецкий бакалейщик, который в начале фильма верит в Гитлера, и даже меняет фото Бетховена на Гитлера на пианино в доме; другой — поляк, работающий на почте и оказавшийся в числе первых вооружено оборонявшихся против армии Третьего Рейха); бабушка кашубка, убийство семейного друга еврея, владеющего магазинчиком детских игрушек и т. д.

В общем, автор показывает настроения того времени: от небольшого ужаса Оскара от масштабной встречи фашистских офицеров с гимнами и лозунгами (когда Оскар пролезает под трибуны и начинает мешать митингу, громко стуча по своему барабану) до абсолютно разрушенных улиц Гданьска после приезда Оскара из Франции и убийства отца Советскими офицерами казахской или киргизской наружности, что подразумевает окончание войны. С последним не совсем согласна, как будто режиссер отвергает саму мысль завершения войны Советским Союзом.

Теперь непосредственно мое мнение: фильм очень сложный для восприятия своими многочисленными историческими отсылками, также как и неприятными сценами сексуального характера, если это так можно назвать. Смотреть как маленький некрасивый ребенок хочет какую-то женщину, а потом и занимается с ней этим; также как и смотреть на женщину, которая в доме своего мужа спит со своим кузеном, а муж с сыном ее просто ждут, или когда все лезут под юбку к бабушке — все это было мне неприятно.

Теперь об исторической сложности. Этот фильм был снят по одноименному роману Гюнтера Грасса. Поскольку иногда есть истории или есть режиссеры, которые могут на экране показать точнее, глубже, интереснее, чем то, что написано в книге, можно привести в пример «Сияние» Кубрика по Стивену Кингу. Также есть и книги, которые очень сложно экранизировать, поскольку писатель настолько ярко, детально, живо рассказывает об этом, что порой все эти мелочи, которые и составляют основу книги, практически невозможно уместить в фильме. Как мне кажется, «Жестяной барабан» — этот фильм из этой серии.

Теперь о том, что понравилось. Фильм совершенно небанальный. Фильм про войну, где фактически нет батальных сцен, а больше внутренних монологов маленького мальчика по поводу происходящего. Фильм очень глубокий. Он был снят немцем, история написана немцем, так что можно увидеть трагизм фашизма изнутри. Фолькер Шлёндорф и Гюнтер Грасс хотели показать неизбежность судьбы простого человека в отдельности и нации в целом. Закончилась Первая мировая война, люди веселятся, все дружны — и поляки, и немцы, и кашубы. Началась Вторая мировая война — люди разделились, кто присоединился к фашистам в силу своей национальности, кто умер за свой народ. Но при этом все они простые люди, со своими переживаниями, мелкими хлопотами, любовью и т. д. Все хотят простого мирного счастья, семейных радостей, покоя и благополучия. И то, что людей так сильно разделяет жизнь и кидает в разные стороны, не их вина. И по сути, человек просто плывет по течению; общество, война, экономическая стабильность / не стабильность, страна проживания, национальность и т. д. — все это влияет на судьбы обычных людей в большей степени. Хотя есть и такие, как например маленький Оскар, в 1927 году — в период зарождения фашизма в возрасте трех лет он отказался расти, протестуя как бы реалиям того времени, а в 1945 году — в год окончания войны, он вдруг начинает расти.

9 из 10
Показать всю рецензию
Малов-кино
И карлики начинали с малого
Место действия фильма - город Данциг (он же Гданьск), где накануне Второй мировой войны компактно и мирно проживали немцы и поляки. Но когда к власти приходит Гитлер, и Третий Рейх начинает свой крестовый поход, первыми жертвами становятся именно поляки. На фоне утверждения и падения фашистской Германии развивается история мальчика Оскара Матцерата, который в трехлетнем возрасте разочаровывается в мире, где всем заправляют взрослые, и поэтому решает никогда больше не расти.

Вооружившись любимой игрушкой - жестяным барабаном, Оскар устраивает взрослым нешуточные испытания: под барабанную дробь, сопровождаемую визгом, он высаживает витражи в соборе, разбивает лампочки, стекла учительских очков, а то и вовсе нарушает поступательный ритм фашистского парада. Доводя взрослых до исступления, Оскар категорически не хочет расставаться с любимой игрушкой, которая становится для него смыслом жизни, а для фильма – ключевой метафорой. Бунт против взрослых становится протестом против уродливого мира, в котором Оскару пришлось появиться.

В 1979-м году жюри Каннского фестиваля было в смятении. Отчаявшись определить лучший фильм, решено было дать две «Золотые пальмовые ветви»: одну - антивоенному «Апокалипсису сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, вторую - «Жестяному барабану» немца Фолькера Шлендорфа, который в аллегорическом духе философской притчи рассказывал о сложных реалиях германской истории - от прихода нацистов к власти и до их поражения во Второй мировой войне.

Шлендорф тайно мечтал экранизировать роман нобелевского лауреата Гюнтера Грасса с момента его первой публикации в 1959-м году. Мечтал, но опасался. Как и все большие метафорические произведения («Доктор Фаустус», «Мастер и Маргарита», «Чевенгур»…) творение Грасса было крайне сложно перенести на экран… Шлендорфа смущала эта гремучая смесь фантасмагории и сатиры, начиненная к тому же обилием тайных смыслов и символов. Но главная проблема упиралась в крайне неоднозначный образ главного героя – малыша Матцерата. Из Оскара с равным успехом (или неуспехом) можно было сделать и инфантильного мудреца, и бунтующего карлика, и пророка-террориста...

Но после знакомства с юным Давидом Беннентом Шлендорф не смог больше сопротивляться напору продюсера Франца Зайца, подключившего к этому проекту еще и любимого сценариста Бунюэля Жана-Клода Карьера. Собственно 12-летний (на момент съемок) актер наполовину предопределил успех картины. Увидев хотя бы раз взгляд этого ребенка, будто испепеляющий и пронизывающий насквозь, вы уже никогда его не забудете. Не меньший эффект производит и его голос, постоянно звучащий за кадром, поскольку повествование ведется от лица Оскара. Создается ощущение, что это играет вовсе не ребенок, а именно взрослый карлик.

Однако Давиду Бенненту было именно 12 лет (родился 9 сентября 1966-го), и его работа в этом фильме с полным правом может претендовать на звание лучшей детской роли за всю историю кино. Беннент играет своего героя на протяжении 21-го (!) года - с момента его рождения в 1924-м и до окончания Второй мировой. Собственно он начинает играть, еще находясь в материнской утробе, которую упорно не хочет покидать, и лишь обещание купить жестяной барабан вынуждает Оскара появиться на свет.

Уже в сцене родов Шлендорф с ходу осваивается в необычной для себя стихии бурлеска, с помощью которого, наверно, только и можно было отобразить прихотливый и уродливый мир, придуманный Грассом. Экранизация книги о юном анархисте, решившем бороться с миром взрослым, «оживила» Шлендорфа как режиссера, до того исповедующего сухой и мало-эмоциональный стиль, в целом характерный для лидеров новой немецкой волны 1960-70-х – от Клюге до Вендерса.

Про этот фильм неадекватно мало писали у нас в советские времена. Можно сказать - не писали совсем. Причина, скорее всего, кроется в образе русских солдат, которые врываются в финале в подвал, где прячется семейство Матцератов. Освободители с Востока стали у Шлендорфа абсолютным воплощением блоковских скифов, ибо предстали теми самыми азиатами «с раскосыми и жадными очами», только что вместо копий и стрел вооруженными автоматами ППШ. Они насиловали женщин и отправляли на тот свет без суда и следствия мирных немецких обывателей.

В результате наша идиологизированная официальная критика предпочла вообще «замолчать» фильм, нежели использовать его как очередной контраргумент в «разоблачении буржуазного кино». Бдительные советские «киноведы» не рискнули или не смогли рассказывать о фильме, даже притом, что он мог трактоваться как мощное антифашистское кино. А пока в СССР устраивали немецкому шедевру обструкцию, он одну за другой получал награды. Апогеем его триумфального шествия стало присуждение «Оскара», как лучшему иноязычному фильму.
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3
AnWapМы Вконтакте