Рецензии

Берта100
При проклятом царизме
Трагическая история маленького сироты, которого отдали в цирк.

«Гуттаперчивый мальчик» - одна из тех книжек, на которых росли и воспитывались советские школьники. Заливаясь слезами мы читали о мальчике, над которым издевался его наставник и которого некому было защитить. Конечно, такой сюжет не мог пройти мимо кинематографа. А если учесть, в какое время был снят фильм, то пнуть ненавистный царский режим было дело чести.

Что же получилось в итоге?Актёры задействованы великолепные, что ни актер, то звезда. Первую скрипку играет великий и неповторимый Алексей Грибов. Ему подыгрывают Михаил Названов и Ольга Викландт, мастера его класса. На одну из эпизодических ролей взят Андрей Попов, еще один гений кино. Но почему же такой мегавеличине дали эпизодическую роль тупого чиновника, состоящую из нескольких реплик и пожатия плечами? На детские роли актеры подобраны не самым лучшим образом. Главный герой больше похож на упитанное розовощекое барское чадо, чем на гуттаперчивого книжного заморыша, да и игра посредственная. Сюжет изменен так, что исказился смысл книги. Не трагедия беззащитного человека, а порядки в царской России да бездушные тогдашние чиновники.

Если забыть о всех недостатках, то сам фильм получился на хорошем уровне, особенно порекомендую тем, кто хочет увидеть настоящее актерское мастерство.

7 из 10
Показать всю рецензию
OoLab
Печальная история для детей
'Гуттаперчевый мальчик' ценен прежде всего тем, что это история с трагическим окончанием, настоящая драма - не такой уж распространённый жанр для детских фильмов. Сюжет простой, мораль очевидна. Едва ли его станут смотреть современные дети, избалованные качественной картинкой и обилием динамичных спецэффектов. Не смогут они проникнуться в полной мере и воссозданным здесь духом дореволюционных времён: слишком сильно изменился мир. Однако, если отбросить 'материальную' составляющую повседневности, останутся непреходящие ценности, понятные всем людям во все времена: дружба, сострадание, отвага. И в драматической подаче эти ценности осмысливаются ребёнком серьёзнее. В этом добром фильме, оставившем скромный, но заслуженный след в советском кинематографе, все актёры совершенно искренне воплощают свои роли. Главный же актёр, учитывая юный возраст, сыграл Петю вообще выше всяких похвал.
Показать всю рецензию
veraproskryakova
«…Когда я родился - я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился…» - Дмитрий Григорович, «Гуттаперчевый мальчик».
Неделя новогоднего просмотра, совмещённая с неделей просмотра экранизаций русской классики 18-19 веков. Фильм 4-й.

Помню, сколько слёз я пролила над этой книгой в школьные годы. Тогда я зачитывалась классикой, и помню многие произведения над которыми я рыдала (это и «Овод» Этель Лиллиан Войнич, и «Гроза» и «Бесприданница» Островского, и ещё несколько), но над книгой «Гуттаперчевый мальчик», я рыдала сильнее чем над всеми остальными. Потому что это история о несчастном ребёнке-сироте, который постоянно подвергался истязаниям со стороны человека, которому его отдали на воспитание, и который в итоге погубил его однажды.

О том, что есть экранизация этого произведения, я признаюсь не знала, до вчерашнего дня, когда выбирала фильм на просмотр в рамках нашей недельной программы. И конечно же я не могла пропустить этот фильм, памятуя насколько грустной оказалась книга. И вот мы его посмотрели сегодня. И невозможно теперь забыть застывшую гримасу горя на лице клоуна, и невыразимую печаль в его глазах, и это страшно, и этот взгляд пробирает до слёз.

Снят этот фильм одним из гениальных режиссёров советского кинематографа - Владимиром Герасимовым. Сюжет рассказывает об истории одного ребёнка, мальчика Пети, восьми лет отроду, оставшегося без матери и отца, в конце девятнадцатого века в Российской Империи… Советская драма «Гуттаперчевый мальчик», снята по мотивам одноимённой повести Дмитрия Григоровича.

Фильм создан в лучших традициях советского кино пятидесятых. Главные роли исполняют такие титаны советского кино, как Алексей Грибов, снявшийся во множестве картин и наверняка знакомый зрителю по роли капитана из «Полосатого Рейса», и Михаил Незванов, который снимался ещё у Эйзенштейна в «Иване Грозном». Режиссёр выбрал для экранизации тяжёлую драматическую историю, и актёры не подвели, мастерски сыграв своих персонажей. Сироту Петю отдают на обучение в цирк к злому и неприветливому акробату Карлу Беккеру. Мальчик очень талантлив и делает большие успехи на арене цирка... Но жестокосердный наставник заставляет Петю трудиться без продыху, на грани возможного, ещё и обращается с ним, как с животным. Единственный, кто сочувствует маленькому мальчику - клоун Эдвардс, который пытается как-то помочь юному акробату.

Как оказалось, законы в этой области (в смысле определения сирот) не работали, видимо дети гибли часто, но никому до этого не было дела - всех интересовали только деньги и проблема выживания..., особенно в низших слоях общества. Что скажешь, время летит, на дворе двадцать первый век... а проблемы всё те же, и всё же эти проблемы злободневны, будут тревожить сердца людей всегда, как этот фильм…

Автор повести знал об этом, поэтому и создал данное произведение (чтобы обратить внимание на данный факт…). Несмотря на то, что первый раз посмотрела фильм только сегодня, в сознательном своём возрасте (в 42 года), он произвёл на меня очень сильное впечатление, и рыдала я не меньше чем в детстве над этой книгой.

Исторические фильмы, классические драмы, экранизация произведений русских и зарубежных писателей, замечательные жизнеутверждающие и просто смешные до слёз комедии, прекрасные, удивительные сказки, снимаемые советским кинематографом, до сих пор будоражат сердца зрителей. Во всех этих фильмах присутствовал один главный герой, имя которому - народ. Прошло более полувека, до сих пор эти фильмы смотрятся с большим интересом и не только по причине ностальгии, это было настоящее искусство, в котором как в зеркале явственно отражалась наша жизнь.

В 1991-ом году Cоветский Союз «распался». На сцену вышли иные «герои». Это бандиты лихих девяностых и те, кто сумел выжить в бандитских разборках и легализовать себя, став «уважаемым» членом общества - следователи, полицейские, наркоманы, проститутки, светские львицы, дельцы, сутенёры и вся разношёрстная публика, которая сидит на хребте у нищего народа и к тому же ещё им погоняет. В этом вся разница между кино (и не только кино) советского периода и современным «искусством», где в театре, скачут голые на сцене и размахивают непотребными предметами для развратных утех.

Пушкин, Гоголь, Достоевский, Некрасов… некому прийти и защитить простых людей от всевластия сильных мира сего, рассказать о нуждах простых людей, так и не появились, не произвела их на свет постсоветская Россия, погнавшаяся за Западом в поисках «ценностей цивилизованного мира». Разве не по причине скорби о народе Пушкин поехал в ссылку в Кишинёв и Михайловское, разве не по этой причине Достоевский прямо с эшафота отправился на каторгу?

Нет ни Пушкина, ни Достоевского, ни Некрасова, они стали для новых поколений чем-то отвлечённым от их чаяний и размышлений над судьбой русского народа, никак не связанными с ним. Но только кровная связь с народом подняла этих поэтов и писателей на недосягаемую для современных авторов бестселлеров высоту.

И вот один из шедевров 50-х годов прошлого столетия - «Гуттаперчевый мальчик». В той стране, где снимали этот фильм, были и улыбки, и слёзы печали и радости, всё было естественным. Эта жизнь вместила в себя целую эпоху и подарила миру пример народного по закону и по сути государства. А потом её убили, эту эпоху. И не стало «гуттаперчевого мальчика», с гениальным мхатовцем Грибовым, теперь такое кино не снимают, как нет сегодня на экранах ни монтажников-высотников, ни кочегаров, и ни плотников.

Однако живое, вечное искусство убить невозможно. Всякий раз, когда зрителю или читателю захочется утолить жажду родниковой водой, он будет возвращаться к неиссякаемому источнику народного искусства великолепного периода в истории человечества, называемого советской эпохой.

Считаю, что фильм - очень тяжёлый: впечатлительным рвёт сердце, а равнодушные даже смотреть не станут... Поэтому рекомендовать могу только желающим для ознакомления с проблемами тех, кто жил и живёт на дне общества... век и страна роли не играют…

10 из 10
Показать всю рецензию
AnWapМы Вконтакте