Рецензии

Александр Попов
Просмотренное давно, но отрецензированное лишь сейчас (часть 8)
Этот замечательный фильм смотрел по меньшей мере трижды: первый раз полностью, два других — фрагментарно и случайно, потому помню его очень хорошо, хотя и видел последний раз почти год назад. «Квартира» — лирическая трагикомедия, наиболее драматичная из всех комедий Уайлдера. Этот выдающийся, наряду с Вуди Алленом, американский комедиограф предпочитал буффонаду и бурлеск, тщательно прописанные веселые ситуации и искрящиеся шутками диалоги проблемному нарративу. Однако, от этого его комедии не стали хуже, а «В джазе только девушки» уже долгие годы считается самыми разными группами критиков лучшим образцом жанра всех времен. Среди достижений Билли Уайлдера «Квартира» стоит особняком, это очень детализированное и эмоционально нюансированное повествование о «маленьком человеке», дышащее гуманизмом и сочувствием, пронизанное вниманием к его личной и общественной жизни.

Уайлдер никогда не был социальным критиком, не стал он им и здесь, хотя комизм ситуации «маленький человек в мегаполисе», большой фирме, неизвестно чем занимающейся что и дело оборачивается драматизмом положения «винтика в механизме». Джек Леммон — любимый актер Уайлдера, то и дело перебарщивает с мимикой и пластикой, стараясь выглядеть смешным (таков жанр, ничего не поделаешь), но это играет на руку его персонажу и режиссерскому замыслу: он выглядит нелепым и жалким, вызывающим сочувствие и вместе с тем стыд за него и общество, доводящее человека до такого уровня самоуничижения. Режиссер не критикует мир, он скорее показывает его неисправимость, где одни ездят на других, эксплуатируют их добродушие и мягкосердечие — такова жизнь, ее не изменишь.

Важно, что в «Квартире» эмигрант из Германии Билли Уайлдер атакует железобетонную американскую концепцию успеха (не критикует, а ставит под сомнение), показывая, что не только создавшие самих себя ницшеанцы заслуживают уважения (вернее они как раз его не заслуживают, по мысли режиссера), и именно ничего не добившиеся аутсайдеры, социальные неудачники и маргиналы — хранители подлинной человечности (той же позиции придерживается и Вуди Аллен). История любви героев Леммона и Маклейн — не просто милое дополнение к фильму, а один из его самостоятельных нарративных стержней. Любовь возможна даже тогда, когда жизнь все запутывает, и даже квартира уже становится не твоя, а твоих высокопоставленных коллег.

По добродушию оставляя другим свою квартиру, желая тем заслужить расположение высших чинов, герой Леммона оказывается в западне, в хитроумном переплетении житейских ситуаций. Скажите, неправдоподобных? Но сила комического гения Уайлдера в том и состоит, что он умеет придать самым смелым и странным ситуациям эффект жизненной непредсказуемости. Как и любая хорошая комедия, «Квартира» эксцентрична в лучшем смысле этого слова: в ней нет китчевых гэгов, на которых специализировались, например, Гайдай и Луи де Фюнес, но она по-настоящему богата комическими непредсказуемостями, ее действительно интересно смотреть. Пусть многое в ней с течением времени забывается (я, например, начисто не помню финал, но не сомневаюсь в том, что он счастливый), но даже и сейчас 60 лет спустя «Квартира» остается жемчужиной трагикомического жанра и едва ли не единственной по-настоящему драматичной комедией Уайлдера (а значит — так и непревзойденной им самим) во многом благодаря своей человечности и любви к «маленьким людям», которых Голливуд (особенно современный) обычно учит презирать за безынициативность и пассивность. Уайлдер же видит в них живых, страдающих существ, смешных и нелепых, но излучающих неподдельную теплоту сердечности.
Показать всю рецензию
no.spoilers
Кто-то теряет, кто-то находит
Пока я нахожусь в своих тщетных попытках найти что-то годное, вышедшее в релиз в последнее время, остаются лишь старые-добрые киношки, которые не стареют. Например, «Квартира» от Билли Уайлдера.

Это история о молодом и слегка наивном клерке, который трудится с утра до вечера в страховой компании. А еще он совсем не умеет отказывать, особенно, если дело касается его многочисленных начальников. Поэтому те быстро смекнули, что этим можно воспользоваться, и без стеснения просят освобождать его жилплощадь по вечерам, чтобы покувыркаться в комфорте со своими пассиями. А взамен лишь обещают скорейшее повышение.

Фильм естественно выстрелил в свое время, ведь куча слабохарактерных карьеристов узнали себя в герое Джека Леммона (которого я помнил до этого исключительно по фильму «В джазе только девушки»). В нынешних реалиях, этот фильм более актуален как никогда, и я не удивлюсь, если кто-то решится на ремейк или же превратит в ситком.

И как бы много на экране не было выпивки и беспорядочных связей, этот фильм все же о любви и одиночестве. О любви к тем, кого не следовало бы. Об одиночестве хороших людей, которые не заслуживают быть одни.

В этой ленте большую и важную роль играют детали: то что можно сказать словом здесь обыгрывается вещами — они заменяют все невысказанное и недосказанное. Эта картина о простых людях, которые во всей этой суете могут найти друг друга. Потрясающий фильм!

8 из 10
Показать всю рецензию
Plyazhnik
Being a mensch
Однажды я решил ознакомиться с фильмографией двукратного лауреата премии Оскар за лучшую режиссуру Билли Уайлдера. И знаете, что я заметил? Я заметил, как Уайлдер взрослеет вместе с тем, как и взрослеет кинематограф. Да именно так. Начинал Уайлдер с популярных на тот момент фильмов в жанре нуар (довольно хороших), далее продолжил легкими и комедийными мелодрамами (хочется отметить мои любимые «Сабрина», «Зуд седьмого года»). И вот наступили 60-ые, нуар устарел, мелодрамами ни кого не удивишь. И тогда Уайлдер решил снять великолепную картину «Квартира».

Что же особенного в этой киноленте? А то что «Квартира» это американские горки, где тебя бросает от комедии к драме, и наоборот. Именно драма сделала этот фильм для меня особенным. Личная история главных персонажей заставляет сопереживать им сильнее, чем любым персонажам из обычных мелодрам.

Есть Френ лифтерша, у которой проблемы с грамматикой и выбором мужчин. Ей не везёт в любви, и после очередного предательства противоположного пола, она решает покончить с собой. Попытка не удалась, но инцидент заставляет ее остаться дома у коллеги.

Есть Бакстер тот самый коллега, неуверенный в себе карьерист, который за повышение, готов отдавать ту самую квартиру. По сюжету мы узнаем что и у него есть своя личная драма в прошлом, опыт от которой поможет Френ преодолеть ее проблему. И в ходе событии фильма Бакстер становиться Mensch, настоящим мужчиной.

У Уайлдера есть много хороших фильмов, даже есть народный любимец («В джазе только девушки»). Но для меня именно «Квартира» является венцом творения этого автора.
Показать всю рецензию
NYeloshyna
«MOVIE-WISE, THERE HAS NEVER BEEN ANYTHING LIKE IT — LAUGH-WISE, LOVE-WISE, OR OTHERWISE-WISE!»
Как же хорошо после тяжелого рабочего дня прийти домой, разогреть готовый обед с супермаркета и заснуть под звуки работающего телевизора. Но что делать, если так случилось, что каждый вечер твой любимый продавленный диван служит не тебе, а твоим начальникам?

«Квартира» — классика американского кинематографа, лучший фильм 1961 года, хотя правильнее было бы сказать с 1961 года, если не с момента его выпуска. Эта лента -продукт классического Голливуда, снятая в 1960 году всего за 4 месяца величайшим режиссером в истории кинематографа — Билли Уайлдером (тем самым, который снял всеми известный «В джазе только девушки»).

Жанр «Квартиры» точно определить сложно. Это что-то между драмой и комедией с оттенком сатиры. Она рассказывает историю простого одинокого клерка СиСи Бакстера, работающего бухгалтером в крупной страховой компании Нью-Йорка. Непонятным для самого Бакстера образом между ним и его женатыми начальниками установился негласный договор: взамен на сомнительное способствование быстрому продвижению по карьерной лестнице они использовали съемную квартиру Бака в качестве места для любовных интрижек на стороне. Ему приходится засиживаться на работе допоздна, а после еще долго мерзнуть у своего подъезда под дождем и снегом, глядя на светящиеся в его квартире окна. Кажется, Бакстер выбрал неправильную дорогу, чтобы выбраться «из грязи в князи». И все было бы совсем грустно, если бы не эта очаровательная лифтерша.

Фильм очень душевный. Здесь нет ничего лишнего: простой сюжет, но отличный сценарий, искренние актеры, хорошо прописанные диалоги, удачно подобранная музыка и черно-белая съемка, которая 1960 году уже сама по себе выглядела художественным приемом. Отсутствие цвета замечательно передало одиночество холостяцкой квартиры и модернистский кошмар офиса страховой компании.

Главные роли исполняют милая Ширли Маклейн и, только если самую малость напоминающий Дафну из «В джазе только девушки», Джек Леммон. Ко времени съемок они уже славились популярными кинозвездами, имеющими приличный багаж фильмов и наград. Интересно, что в этом фильме хотела сняться красотка Мэрлин Монро, которую не утвердили, возможно, что не только из-за того, что согласно ее контракту она должна была сниматься только в цветных фильмах.

В свое время «Квартира» имела чрезвычайный коммерческий успех: доходы от проката составили 25 миллионов долларов, что превысило расходы на съемку этого кинематографического шедевра в 8 раз. Помимо главного «Оскара» киноакадемии стоит отметить, что фильм «Квартира» входит в список 100 лучших американских фильмов за 100 лет по версии Американского института киноискусства. Хотя и это далеко не все награды, которыми был удостоен фильм, его производители и актеры.

Лента, безусловно, не на один просмотр для всех и на все времена. Если некоторые зрители ограничатся экранными чувствами, других «Квартира» может заставить задуматься и в невысказанном заметить намного большее. Об этом же и бродвейский мюзикл «Promises, promises», поставленный по мотивам шедевра Уайлдера.

Про «Квартиру» говорят, что она — фильм для рождества, а ведь за маской развлекательности прячется совершенно грустная и немного ироничная история о людях, которым нужно перестать топтаться на месте во имя счастья своих собственных жизней. Но все-таки эта добрая, чистая и теплая трагикомедия содержит важное социальное послание, которое, наверно, нужно получить как раз в канун рождества.
Показать всю рецензию
Akatos
Квартира молодости нашей
Приезжий добрый малый С. С. Бакстер усердно работает клерком в гигантской конторе, насчитывающей 32 тысячи сотрудников, получает 93 доллара в неделю, и чуть больше, чем за 80 в месяц снимает недалеко от Центрального парка квартиру в 8-миллионном Нью-Йорке. Вот только Бакстер каждый день задерживается в офисе допоздна, потому что «переуступает» свою квартиру на время офисным начальникам, которые водят туда любовниц. Те покладистому Бакстеру обещают продвижение по службе, вот только самому клерку это чертовски неудобно. И, тем не менее, путь на верх у клерка вскоре пошел стремительный, потому что на квартиру Бакстера стал претендовать еще и биг-босс Джефф Шелдрейк. А тем временем, удачно делающему карьеру клерку, очень сильно стала нравиться офисная сотрудница Фрэн Кубелик, работающая в фирме лифтером.

«Квартира» Билли Уайлдера по своему идейному и внешнему антуражу очень сильно напоминает «Марти» Делберта Манна, которая в середине 50-х также получила главный «Оскар» киноакадемии. Офисная современность и одинокие сердца в большом городе — этим как раз эти две работы чертовски похожи. Правда, если Манн снял фильм о любви, в котором главный герой хоть и хороший простой парень, но внешне явно юродивый (внешность Эрнеста Боргнайна к особой романтике не располагает), то Уайлдер затронул несколько иные «струны». Главный герой в «Квартире» Си Си Бакстер в исполнении Джека Леммона типичнейший американский служащий — не урод и не герой, слабохарактерный, трудолюбивый и, безусловно, карьерист. Он — конформист, но его неумение сказать «нет» создает ему массу трудностей. И как раз в таком вот Си Си Бакстере миллионы американцев легко узнали сами себя, что сделало этого не самого выдающегося персонажа, максимально близким зрителю.

Кроме того, Уайлдер в присущей ему сатирической манере, поднял еще одну ранее табуированную в кинематографе проблему — «оказывается» мужики МАССОВО изменяют своим женам. В фильме эта доведено до определенного абсурда, потому что смотреть, как руководитель гигантской конторы не может себе найти место, где можно было бы проводить время со своими любовницами, несколько странно. Но именно на этой странности и основан достаточно оригинальный (хотя и не совсем правдоподобный) сюжет, согласно которому съемная квартира главного героя превратилась по сути в маленький бордель. Однако именно в «Квартире» чуть ли не впервые в американском кинематографе показывается, что адюльтер не только массовое, но и естественное явление. И хотя Уайлдер наоборот, противопоставляет любовь и измену, отдавая симпатию, безусловно, первой, а сами изменники в фильме сплошь показаны козлами, но педагогических выводов режиссер зрителю никаких не навязывает. Каждый делает свой выбор, включая и главного героя, которому в какой-то момент нужно будет из кармана достать правильный ключ — или от квартиры, или от статусного директорского туалета.

И пару слов об актерском составе. Джек Леммон к 1960-му уже был голливудской звездой, но именно после этого фильма он доказал, что готов тянуть успешно и главные роли. Его персонаж Си Си Бакстер подкупает обаянием и понятливым сопереживанием. И зритель вместе с Леммоном делает довольно-таки не простой выбор между успешной карьерой и возможно настоящей любовью, которая еще и не факт, что станет взаимной. По-настоящему впервые понравилась Ширли МакЛейн, сыгравшая романтичную, ранимую и одновременно гордую девчушку. Ее финальная раздача карт даже у прожженных циников выбьет слезу. И, наконец, одну из последних своих знаковых ролей в этом фильме сыграл уже чуток подзабытый, но находящийся все еще в великолепной физической форме 52-летний Фред МакМюррей. Его биг-босс западающий на сотрудниц, но при этом верный семейным ценностям, вышел органично-достоверным, возможно, еще и потому, что МакМюррею особо и не приходилось слишком глубоко вживаться в эту роль.

Билли Уайлдер в очередной раз словил тренд эпохи и поставил актуальное и современное кино для своего времени, за что заслуженно и собрал набор главных призов от киноакадемии.

7,5 из 10
Показать всю рецензию
Ландолька
Чудесный фильм с Джеком Леммоном и совсем юной Ширли Маклейн. Из тех, что никогда не выйдут из моды и не потеряют актуальности.

Бакстер — холостяк, единственный в своем офисе. Этим обстоятельством бессовестно пользуются его многочисленные сослуживцы — любители сходить налево. Квартиру Бакстера они используют как гнездышко для любовных свиданий. Хозяин меж тем вынужден допоздна гулять вокруг собственного дома и слыть у соседей за Казанову, невоздержанного по части женщин и спиртных напитков.

Единственная отдушина для Бакстера — милая сослуживица Френ. Каждое утро он любуется ее улыбкой, мечтает однажды пригласить ее на свидание. Но в один прекрасный день узнает, что дама, с которой его босс встречается на его же квартире… и есть та самая Френ.

Бакстер решает благородно отойти в сторону, но у голубков все совсем не гладко. В итоге, несчастному влюбленному приходится решать проблемы парочки. И его чувства к девушке становятся еще сильнее.

Это очень добрая картина, настоящая классика американского кино, его «золотой фонд». Трогательный Джек Леммон, удивительная Ширли Маклейн — на них можно любоваться бесконечно.

8 из 10
Показать всю рецензию
totar
Отличный фильм, для семейного просмотра!
Однажды мы с женой решили посмотреть фильмы, которые в свои года выиграли самую значимую номинацию Оскара за лучший фильм. Одним из первых, который мы решили посмотреть, оказался замечательный, черно белый фильм Квартира. Снятый в 1960 году, фильм, в наше время смотрится довольно свежо, энергично и самое главное моментами даже смешно. Юмор в этом фильме добрый, забавный и не капли не пошлый.

Актеры сыграли выше всяких похвал, особенно мне понравился Джек Леммон, который сыграл такого простого, работящего, немного наивного мужчину, который хочет любить и быть любимым, лицом он отыгрывает просто превосходно, порой он у меня вызывал улыбку когда просто появлялся в кадре. Честно признаюсь, про Ширли МакЛейн я знаю довольно мало, ни одного фильма с ней я к сожалению до этого момента не видел, но в этом фильме она выглядит привлекательной и милой девушкой, улыбка которой явно покорила не мало сердец.

Сюжет фильма простой, но он очень жизненный на самом деле, ведь в нашей жизни очень часто ты встаешь перед разного рода выбора, любимая работа — работа за которую больше платят, любимая мама — любимая жена и т. д. И наш главный герой вполне со своей задачей справляется, конечно на его пути встречаются разного рода комичные ситуации, где то даже не приятные, но в итоге он становится морально сильнее, набирается смелости и делает то, что он хочет, а не что ему навязывают.

Фильм отличный, равнодушным он точно ни кого не оставит, в нем есть все хорошее за что мы любим фильмы такого жанра, ставлю ему заслуженную

10 из 10
Показать всю рецензию
MC LOUD
Это третья лента Билли Уайлдера, которую я посмотрел. Увы, я очень жалею, что только сейчас начинаю знакомиться с творчеством этого замечательного режиссера.

Так повелось, что, наверное, всё-таки, главным фильмом, с которым ассоциируется имя Уайлдера, является «В джазе только девушки». Именно эту ленту чаще показывают по телевизору и она все же больше на слуху. Однако, могу сказать, что лично мне фильм «Квартира» понравился намного больше.

В этом кино, я почувствовал и увидел так называемый «чаплиновский почерк». Именно Чарльз Чаплин часто упоминал, что в его картинах всегда присутствует «смех сквозь слезы». И здесь, в фильме, который получил пять Оскаров из десяти номинаций, на которые он номинировался, этот самый принцип очень хорошо прослеживается.

На первый взгляд, перед нами комедия. И с первых минут, замечательная игра Джека Леммона, заставляет нас улыбаться, ведь его герой — «маленький» человек в большом городе — такой забавный, отчасти неуклюжий и местами так похожий на самого зрителя.

Но, на самом деле, под завесой шуток, иронии и забавном развитии сюжета, прячется самая настоящая драма, разглядев которую, у тебя сжимается сердце.

Фильм бесконечно трогательный, добрый и, скажем так, полезный. Сейчас все реже можно увидеть картины, которые хоть чуть-чуть были бы похожи на эту по той смысловой нагрузке, которую он в себе несет. Здесь нет спецэффектов и, по правде говоря, нет какой-то восхитительной операторской работы. Здесь есть лишь замечательные актеры и прекрасный сценарий в руках талантливого режиссера.

Это одна из немногих картин, которые хочется пересматривать снова!
Показать всю рецензию
sofiyask
«Квартиру» 1960-го года принято считать шедевром а) «комнатного» жанра/ пьесы четвёртой стены и б) рождественско-новогодних фильмов. Картина словила аж пять «Оскаров», в том числе за лучший фильм, лучший оригинальный сценарий и лучшего режиссёра. Небезызвестный Билли Уайлдер, знакомый почти всем по большей части за «В джазе только девушки» (особенно в странах СНГ) перетащил из «комедии переодеваний» с Мэрилин Монро и Джека Леммона в свою следующую картину, взял ему в пару очаровательную молоденькую Ширли Маклейн, которая известна современному зрителю сейчас преимущественно по ролям бабушек и свекровей с характером. Здесь она безумно напоминает Елену Кореву, такой же молодой-зелёной и милой, какой она была в «Покровских воротах».

Чего можно ждать от сентиментальной мелодрамы, происходящей в весьма замкнутом пространстве с участием двоих? Сильных чувств, длинных разговоров, психологизма наконец. Билли Уайлдер, на мой взгляд, всё-таки режиссёр более лёгкого жанра, именно поэтому «Квартира» вышла не совсем гармоничной и не особо запоминающейся.

Актёры играют замечательно, диалоги вроде бы и не скучны, но хронометраж не оправдан, а сам фильм болтается между комедией, которая практически отсутствует, и драмой, для которой всё слишком несерьёзно. Главные герои показались претенциозными, играющими на публику. Не актёры, которые играют, а актёры в роли героев, которые играют. Это раздражает.

Многие отмечают, что картина хороша для просмотра на Новый Год в одиночестве, если таков уж ваш удел по жизни — быть одному. Что ж, не особо заметно, почему картина новогодняя — настроения никакого она не создаёт, хоть и силится приблизиться к какой-то меланхолии; да, действие там происходит где-то зимой, но это и не важно, акцента на этом особо никакого не делается.

7 из 10
Показать всю рецензию
savage1981
Долгожданное счастье
За этот фильм Билли Уайлдер получил «Оскара», тем самым повторив успех своей предыдущей работы «В джазе только девушки». Но в этой ленте режиссер обошелся без переодеваний, сняв картину на черно — белую пленку и приближенную к камерной манере. Уайлдер нарисовал тонкую историю взаимоотношений персонажей, в процессе просмотра истории которых картина меняется от жанра комедии к драме.

Перед зрителем протекает история маленького человека и холостяка мистера Бакстера, обычного клерка одной большой страховой компании, его образ воплотил Джек Леммон. Единственное что выделяет его из толпы таких же как он это его квартира, которая служит местом любовных утех четырех его боссов. Каждый раз он покорно отдает ключ от квартиры, когда это требуют его начальники. За это те продвигают его вверх по служебной лестнице. Так случилось что однажды Бакстер обнаруживает в своей квартире лифтершу Фрэн, работающую в той же компании что и он сам, она пыталась покончить жизнь самоубийством. Бакстер влюблен в эту девушку и при очередной попытке шефа заполучить ключ Бакстер отказывает ему.

Джек Леммон блестяще справился со своей ролью. Поначалу его герой жалок, покорно принимает правила игры своих боссов. Но его любовь к Фрэн пробуждают в нем смелость и решительность, Бакстер меняется и к концу картины приобретает твердость и принципиальность. Грустная маска Леммона идеально подошла к этому фильму. Д. Леммон шикарный мим и эта картина тому подтверждение. Как один из примеров, то как он подбрасывает спагетти теннисной ракеткой. Выбор на роль партнерши Бакстера пал на Ширли МакЛейн. Режиссер явно не ошибся, Ширли в полной мере раскрыла здесь весь свой творческий потенциал. Ее героиня смотрится беззащитной, в меру наивной и очень обаятельной.

В этой ленте большую и важную роль играют детали, то что можно сказать словом здесь обыгрывается вещами, они и заменяют все невысказанное. В конце фильма нравственное начало берет вверх и это залог того что еще не все потеряно в нашем мире. Двое людей, таких вроде бы незаметных, обретают друг друга. Они становятся примером нравственности, честности и порядочности.

Квартира — один из лучших фильмов в истории кино, умная картина говорящая своему зрителю о победе маленького человека над обществом лжи и лицемерия.

10 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 ... 5
AnWapМы Вконтакте