Рецензии

lapistola
Бесспорно, Дэвид Финчер явил миру один из лучших фильмов скудного на громкие премьеры года и главный синефильский проект 2020-го, который, без всякого сомнения, оставит равнодушным большую часть массового зрителя, жаждущего лицезреть новое творение культового творца. В прошлом году сие знамя горделиво нес эпос Тарантиныча «Однажды в… Голливуде», однако даже при всем своем повествовательном завиральном гигантизме, картина Квентина зиждилась на знакомых зрителю жанрах, именах, событиях и пусть изрядно подзабытой, но все еще легко узнаваемой эпохе, а в столь необычном и многоструктурном нарративе без труда считывались фирменные режиссерские коды.

В отличие от финчеровского «Манка», который обильно вымочен в настолько далекой от широких масс эпохе Золотого Века Голливуда, что уже давно превратилась в коллапсирующую точку в бескрайней Вселенной мировой кинематографии. И без специальных киноведческих подсказок зрителю современному подобные авторские экзерсисы будут вызывать лишь неумолимую скуку, зевоту, раздражение и абсолютную растерянность при ближайшем рассмотрении столь яркого светила.

Для истинных киноманов же «Манк» окажется подлинным кинематографическим пиршеством. А уж тем более, если opus magnum Орсона Уэллса входит в число ваших любимых творений (как, например, у вашего покорного слуги, сразу после финчеровской премьеры с невероятным удовольствием пересмотревшим легендарную картину в 4-й раз). Да, приступать к «Манку», не ознакомившись с одним из величайших кинодебютов всех времен и народов (боже, как можно было создать такой шедевр в 24(!) года), гиблое дело. Вне минимального контекста картина Финчера будет восприниматься неподготовленным зрителем набором чужеродных и непонятных мизансцен, обильно сдобренных лавиной воляпучных имен, фактов и околокиношных оказий.

Для Финчера новая режиссерская работа это даже не оммаж великой голливудской эпохе, а, прежде всего, очень чувственное и проникновенное посвящение умершему отцу, для которого сценарий фильма стал первым и единственным достижением на кинематографическом поприще, что перекликается с судьбой главного героя фильма- Германа Дж. Манкевича, вошедшим в кино анналы единственным и неповторимым детищем- оскароносным сценарием к «Гражданину Кейну».

«Манк» завораживает не только искусно прописанной историей, сценарий которой ловко жонглирует занятной голливудской фактологией, но гипнотизирует и по-настоящему восхищает тщательностью воссоздания эпохи и щепетильностью реализации финчеровской задумки, благодаря чему фильм смотрится и ощущается действительно картиной из 40-х, а не броской стилизацией «под». Атмосфера, построение кадра, глубокий фокус, съемки с низкой точки- все это пропитано духом визионерской кино глыбы еще одного режиссера-перфекциониста.

Академики обожают кино о себе и про себя, поэтому стоит ожидать ворох оскароносных номинаций для творческой команды «Манка» и, думаю, с вероятность в 99% Финчер наконец-то получит заслуженную режиссерскую награду за столь титанический и впечатляющий труд. Без внимания не останется и потрясающий перформанс Гари Олдмана, без капли грима органично превратившимся в острослового и балагурного сценариста-пьянчугу. Да и Аманда Сейфрид изрядно удивила.

В общем, прекрасный синефильский опус для посвященных и с неожиданно актуальным фейкньюсовым и постправдным тропом.

Вердикт: Кулик в восторге от этого болота!
Показать всю рецензию
J_James
Гражданин Манк
Акт I, сцена I

Осень, 1940 г.

К гостевому ранчо, заброшенному где-то в глубине знойной пустыни Мохаве, подъезжают два автомобиля. Из них выходят несколько человек, в том числе, мужчина средних лет с весьма уставшим видом и загипсованной ногой. Его зовут Герман Манкевич, для друзей просто Манк, и в ближайшие 90 дней ему предстоит написать сценарий для картины подающего надежды дебютанта, Орсона Уэллса. Картины с непростой судьбой, провалившейся в прокате, и погрязшей в череде скандалов и судебных разбирательств. Картины, которая затем неоднократно будет признана лучшим американским фильмом в истории — «Гражданин Кейн». Но это всё впереди, а пока на дворе 1940-й год и Манк, руководствуясь напутствием: «Рассказывай о том, что знаешь», должен написать сценарий за 60 дней (да, еще «Орсон срезал месяц»).

И на протяжении последующих 2 часов нам предстоит узнать, что же такого знал Герман Манкевич, и что из этого легло в основу сценария будущего шедевра.

Но, как сказал сам Манк о сюжете «Гражданин Кейна»: «Невозможно рассказать судьбу человека за 2 часа, можно лишь оставить впечатление о ней».

И это в полной мере справедливо и для картины Дэвида Финчера. Также, как и «Гражданин Кейн», «Манк» — не классический байопик, нам не показывают молодость Германа Манкевича, его работу в качестве литературного критика для журнала The New Yorker (об этом упоминается лишь вскользь). События, показанные в фильме предвосхищают создание самого значимого сюжета в жизни Манкевича, его opus magnum, дают понять какие реальные исторические события повлияли на автора и как это отразилось в его работе.

И именно поэтому сюжетно и во многом визуально «Манк» сделан также как и «…Кейн», — глубокий фокус и неожиданные ракурсы, многочисленные флешбэки и блестящие остроты.

«Манк» — глубоко личный проект для Дэвида Финчера, который он хотел снять на протяжении долгих лет и вот, наконец, обрел эту возможность. Сценарий, написанный его отцом, основан на статье критика Полин Кейл, которая оспаривала абсолютное авторство Орсона Уэллса, и считала, что не менее половины заслуг в создании сценария принадлежит именно Манкевичу. Бывший репортер Life, Джек Финчер, сделал попытку разобраться в истории этого человека, отдать ему должное и восстановить справедливость.

Так каким же человеком предстает перед нами Герман Манкевич?

Азартный игрок, алкоголик («bibamus, moriendum est»), остроумный и циничный, но все же весьма добродушный человек, который за словом в карман не полезет, и будучи, как правило, под действием винных паров, говорит то, что думает и быстро наживает себе друзей и еще быстрее врагов, но его, кажется, это совсем не волнует.

А волноваться бы стоило, ведь среди его друзей, ставших впоследствии врагами был один из самых влиятельных людей того времени, а именно, — медиамагнат Уильям Рэндольф Хёрст, ставший прототипом Чарльза Фостера Кейна, и вставивший затем немало палок в колеса создателям картины. А также его спутница — актриса Мэрион Дэвис в исполнении великолепной Аманды Сайфред.

Не смотря на то что Гарри Олдман внешне совсем не похож на реального Германа Манкевича, он настолько органично вписался в эту роль, что трудно представить другого актера на его месте. Впрочем, все актеры подобраны в картине очень удачно, как собственно, это всегда бывает у Финчера.

Помимо истории самого Манкевича, и людей его окружавших, «Манк», безусловно, — это еще и ода яркому и бурлящему Голливуду 30-х, Голливуду, в котором сюжеты придумывались на лету, киностудии были всесильны и могли заставить людей поверить во что угодно, братья Маркс без стеснения жарили хот-доги в камине приемной боссов MGM, а уважение к данному слову в среде киноделов еще что-то значило.

В завершение хочется сказать, что «Манк» — это легкая, остроумная и блестяще сделанная картина, однако людям, не смотревшим «Гражданина Кейна», и не знакомым с историей создания этого фильма и связанного с ним противостояния Хёрста — Уэллса — РКО (в свое время, про это был снят отдельный фильм), будет легко запутаться в лабиринте имён, событий и локаций и потерять тонкую нить сюжета.

Создается впечатление, что в стремлении рассказать такую значимую для него историю Финчер немного увлекается, рискуя быть не понятым и прослыть скучным ретроградом, но его, кажется, это совсем не волнует.
Показать всю рецензию
Ruslan Avdonin
Страсти по Дон Кихоту.
Целых два часа просмотра я думал зачем этот фильм, почему Финчер так хотел его сделать и воплотить отчасти мечту своего отца, что нового здесь я могу понять кроме красивой картинки стилизованной под ч/б фильмы золотой эры Голливуда, да кто все эти люди в самом деле. Потом, уже после просмотра я все думал и думал. Фильм не отпускал. Казалось, что есть неуловимая идея или даже боль, которую хотел донести режиссер. Инсайд случился.

Шел 1940 год. Герман Манкевич пишет сценарий легендарного фильма, снятого Орсоном Уэллсом «Гражданин Кейн». Фильм, который почти всегда лидирует в списке величайших фильмов 20 века. Это символ американского кино, сага о разбитых мечтах, тлене прекрасных чувств и намерений, когда юный талантливый журналист становится монстром, эпитафией капитализма. Кино разобрано на образы, изучается кинокритиками и будущими режиссерами, как пример новации в кино и идеального сочетания идеи и ее воплощения. Чего стоит только посмертная фраза героя «Бутон розы». Пресловутый бутон уже стал именем нарицательным. Естественно и сам процесс создания фильма овеян легендами. Одна из таких легенд и захватила Финчера на долгие годы. Считается, что сценарий фильма написали два человека: Манкевич и сам Уэллс. Оба получили Оскара за оригинальный сценарий. Оба считали сценарий своей заслугой. Оба недовольны своим соавтором. Оба публично об этом высказались в грубой саркастической манере. Однако Финчера волнует совсем другое. В его фильме по сути настоящий автор один — Манкевич (Манк), так как пишет он не просто сценарий, а последнюю и самую важную главу в своей жизни. Перед нами не линейное повествование, как и сам «Гражданин Кейн». Многочисленные флэшбэки, которые заботливо помечены в качестве таковых на экране, выполняют основную функцию — объяснить причину написания именно такого сценария и именно этим человеком. Кто же такой Манк? Азартный балагур, пьяница, талантливый раздолбай, большинство работ которого похоронены в недрах голливудских студий. Его любят. Друзья, жена, боссы студий, актеры, вся Голливудская братия. Он резонер на пышных празднествах, ему все прощают ведь он такой блистательный оратор. Кажется все приняли решение сделать его гениальным шутом, который говорит едкую правду у тронов американских магнатов. Он, в сердце социалист, служит оплоту капитализма, вечной американской мечте, обслуживая голливудских функционеров. Он это хорошо понимает. Этот диссонанс перерастает в разрушение его внешней оболочки во имя спасения совести. Он сам принял на себя роль шута, чтобы можно было крикнуть им всем: Вы разложившиеся хищники в своих золотых клетках, как символ студии MGM — заточенный грозный и никому не страшный лев. Портрет Манка: обрюзглый вид, лихая челка, хитрый прищур, рюмка в руках и рассуждения о Дон Кихоте. Дон Кихот, который от простого воспевания прекрасной дамы перешел к сражению с ветряными мельницами. Променял вечный рай иллюзий на вызов непобедимому врагу. Манк заворожен этой историей. Он видит в ней себя. Вернее, он мечтает стать таким героем. Однако сил нет. Удавка окружающего мира ложного блеска давно затянута на нем. Вот он на блистательных ужинах в замке Херста. Такая же обезьянка с шарманкой, как и все остальные. Просто роль у него другая. Говорить неприятные вещи, блюя под столом. Дежурный пьяный шут тоже нужен в компании. Он мог стать и вторым Херстом. Вознестись на вершину пищевой цепочки, отвергнуть все свои идеалы и променять талант на серебряники, власть, красивую женщину, купить любовь, а не завоевать ее. И это тоже ему не под силу. Ведь тогда нужно сломать не только внешний облик, нужно очернить и свою суть. Бутон розы тогда завянет. Нет. Манк застревает между Дон Кихотом и Херстом. Эти две противоположности манят с одинаковой силой. Они два мощных магнита выбора куда идти. И оба эти пути ведут к гибели. Первый — к физической, второй — к моральной. Манк предпочитает не выбирать, а смотреть глазами на шута на этот прогнивший мир. Пьет, чтобы было легче переварить свое положение и мечтать. Мечтать бросить настоящий вызов.

Мечты редко сбываются. Может быть и к лучшему. Манк свою осуществил. Пусть в конце и совсем ненадолго. Сценарий, прототипом героя которого стал, его вечный покровитель и по совместительству внутренний враг — Уильям Херст, символ погибшего настоящего человека. Манк не укусил руку, которая его кормила, он всего лишь перестал быть обезьянкой шарманщика.

Фильм снят красиво. Черно-белая картинка отлично сочетается с широкомасштабным кино. Режиссер не играет в ретро. Его стилизация нарочита и прямолинейна. Просто именно так легче воспринимать то время, тех людей, те нравы. Согласитесь кино 30—40-х может быть только в черно-белой гамме. Стильно, остро, четко. Никаких отвлекающих красок от лиц героев, их эмоций. Красота и уродство максимально наглядны именно в такой подаче. Как это не наивно, но зритель и правда оказывает в том времени или становится просто зрителем того времени. Музыка тоже сыграла свою роль. Нервная, меняющая согласно настроению кадра; саунд отсылает нас и в эпоху немного кино, когда музыка заменяла отсутствие голоса актеров и в 70-е с их акустической революцией.

Удивительно, как такой простой прием помогает воспринимать современных голливудских актрис в роли героинь эпохи зарождения звукового кино. Вполне себе современные Аманда Сайфред и Лили Коллинз просто куколки классического Голливуда, когда от актрис прежде всего требовался образ недосягаемой мечты, а не реалистический портрет современниц.

Фильм наполнен реальными кумирами тех лет. Большинство мы не знаем. Ну может быть имена Уэллса, Майера, Селзника, Херста нам знакомы, за остальными придется обращаться к википедии. Это очень полезно. Ушедшие герои эпохи. Почти забыты. Но не забыт «Гражданин Кейн», а значит все было не зря. Неважно какими они были людьми. Настоящие проявления таланта не исчезают и Херст думаю сейчас бы поблагодарил Манкевича. Магната помнят благодаря сценария, который он пытался потопить.

Конечно, для такого фильма принципиален выбор актера на главную роль. Никакой фальши здесь не простят. Такие роли становятся визитной карточкой или красивой точкой любой карьеры. Роль могли сыграть многие. Амплуа сломанного судьбой гения с бутылкой в руке очень популярно. Черт возьми, даже Николас Кейдж мог вписаться. Режиссер идет простым путем. Берет уже признано гениального Гари Олдмана, который предсказуемо блистательно справляется с ролью. Ну идет ему это все. Внешность спившегося писателя, уточенные черты лица, нервные губы, бешеная репутация, мощнейшая фильмография. Правда я усмотрел проступавшие нотки тайного величия и сарказма из его другой звездной роли — Черчилль «Темные времена». Возможно он использовал наработки. Уж больно знакомо он работал, развалясь на кровати и попивая виски. Да все это конечно же неважно. Теперь мы знаем кто такой Манк.
Показать всю рецензию
Mister_Christmas
#сел_посмотреть «Манк»
Если вы давно меня читаете, то знаете, что к фильмам Дэвида Финчера я отношусь с теплотой. Можно сказать, что это мой второй любимый режиссер после Квентина Тарантино. И я не вижу ничего зазорного в том, что такой человек решил обратиться к эпохе раннего Голливуда. Вот только если Тарантино в своем последнем фильме делал упор по большей части на атмосферу, то Финчер обратился к истории одного конкретного человека — Германа Манкевича — человека, которого иногда путают с его братом Джозефом Лео Манкевичем, снявшим «Все о Еве» и «Клеопатру».

Важно понимать, что перед просмотром настоятельно рекомендуется посмотреть «Гражданин Кейн» — тот самый magnum opus того самого Манкевича. Если говорить обобщенно, то фильм мне понравился. Он оказал огромное влияние на развитие Голливуда, но я себя не считаю достаточным специалистом, чтобы называть картину величайшей в истории. Я люблю посмотреть кино не своей эпохи, я обожаю «Крестного отца», мне нравится «Унесенные ветром» и «Гражданина Кейна» уважаю, но топ-лучших картин в истории у всех варьируется по-своему.

В «Манке» «бутоном розы» является сценарий «Американца», который потом станет «Гражданином Кейном». Фильм начинается с того, как Херман Манкевич (Гэри Олдман), лежащий в постели с гипсом после аварии, сочиняет с помощницей Ритой Александр (Лили Коллинз) сценарий фильма, который его прославит и в то же время отправит в тень. На все у него три месяца, а еще лучше, чтобы он управился за два. При этом самому фильму отводится где-то 20% хронометража, ведь все внимание у нас приковано к истории саркастичного театрального критика, который с головой погружен в Голливуд 30-х годов. Методом грамотно вплетенных флэшбеков нам раскрывают историю Манка, его взаимоотношения с культовыми личностями того времени. И что тут скрывать — «Манк» — это в первую очередь потрясающее диалоговое кино.

Для Финчера это личный проект. Снятый по сценарию его отца, Джека Финчера, умершего в 2003 году, применяя современную технику, режиссер играет по старым правилам. Трент Резнор и Аттикус Росс, писавшие саундтрек к «Социальной сети» и «Исчезнувшей», здесь перешли от индастриал-рока к джазу. Оператор Эрик Мессершмидт цитирует работу Грегга Толанда в «Гражданине Кейне» — глубокий фокус, взгляд сверху и снизу, потолок в кадре. Характерный «сигаретный ожог» в верхнем правом углу, подсказывающий киномеханику, когда ставить пленку с другой сценой.

Но это не признание в любви к старой эпохе. Местный Голливуд — не тот трамплин к «американской мечте». Нам показывают проблемы на студии Metro-Goldwyn Mayer, как сценаристы в пьяном угаре придумывают сценарий к фильму про Франкенштейна и Человека-волка. Здесь нет того, кто был бы целиком доволен своей работой. Одним из элементов картины является политическая гонка за пост губернатора Калифорнии, где кандидата-социалиста Синклера пытаются подавить глава студии MGM и медиамагнат Хёрст (Чарльз Дэнс), ставший прообразом Кейна.

В своих трудах Герман также вспоминает своеобразный клубок взаимоотношений. Один с Майером, другой с Хёрстом и его любовницей Мэрион Дэвис (Аманда Сайфред). Когда нас возвращают на ферму, где Манкевич пишет, немаловажным является конфликт с Орсоном Уэллсом за имя в титрах. О том, кто настоящий автор «Гражданина Кейна», ходят споры уже почти 50 лет. Когда Манк в пьяном бреду балагурит на званом ужине у Хёрста и рассказывает про нового Дон Кихота, и ему говорят, что Херст уничтожит его, то он не верит. А теперь этот сценарий — его способ прославиться.

Возможно, чересчур упорядоченная натура «Манка» не слишком играет в пользу картины. Ибо если вы не слышали про «Гражданина Кейна», не факт, что вы поймете эту картину правильно, увидев какую-то двухчасовую болтовню, разбавленную сарказмом главного героя. Но когда фильм набирает обороты, он втягивает в себя. Жестокая критика политики Голливуда подводит к мысли о том, что какие бы экстравагантные или противные люди вам не встречались, необходим компромисс. Ну, или по крайней мере, это одна из идей «Манка».
Показать всю рецензию
Mike Corleone
Один большой оммаж на американское кино 40х годов
Шесть лет прошло с последнего полнометражного фильма одного из самых педантичных голливудских режиссеров. Дэвида Финчер, мастер триллеров, от мозга костей американский кинорежиссер, наконец получил возможность экранизировать сценарий своего отца Джека Финчера, посвященный Герману Манкевичу, сценаристу культового фильма Гражданин Кейн. Этот дорогой для сердца сына сценарий, лежал у него на полке еще в 90е, и благодаря NETFLIX, наконец был поставлен.

Финчер с теплотой воссоздал стилистику и атмосферу фильмов 40х годов. По сути это его дань уважения, тому кинематографу, режиссер снял технический шедевр. Манк — это кино, где современные операторские и монтажные приемы чередуются с приемами фильмов того времени, конечно в особенности использовавшимися в картине Гражданин Кейн. Звук, как в старом кино, черно-белая картинка, с насыщенными тенями и рассеивающем светом, на которой периодически возникают артефакты, все это великолепно работает на атмосферу. Костюмы, декорации также не подкачали, даже сценарий написан, как стремились писать в те годы, когда герои постоянно бросают остроты, друг в друга или описывая события.

Фабула фильма:

Известного сценариста Германа Манкевича нанимает написать сценарий для дебютного фильма, молодой вундеркинд из театрального мира Орсон Уэллс, который получил полную свободу действий от студийных боссов и был назначен режиссером, исполнителем главной роли и продюсером. Весь фильм поделен на 2 временные линии, которые история будет чередовать:

1. Настоящее, где Манкевич пишет сценарий Гражданин Кейн.

2. Прошлое, где зритель подробнее узнает о жизни этого сценариста и какие события и люди вдохновили его на создания своего шедевра.

В целом сценарий Манка, получился блестящим, разговорное кино при хронометраже 2 часа, смотрится на одном дыхании. Множество сюжетных линий, каждая из которых приходит к логическому завершению, и имеет свой вес в истории. Персонажи получились проработанными, каждая личность понятна и не вызывает сомнений. Достигнуто это конечно во многом благодаря актерам.

Главную роль исполняет неподражаемый Гари Олдман, Манкевич у него получился глубоким, противоречивым героем: остроумный, рефлексирующий, иногда циничный, но не лишенный сострадания к людям, человек с алкогольной зависимостью, которому претит общество богемы, что его окружает и в то же время он часть этого общества. Второстепенные роли исполнили Аманда Сайфред и Лили Коллинз, у них также получились очень приятные актерские работы.

Вердикт:

Дэвид Финчер в очередной раз снял великолепный фильм, который оценят, как зрители, так и профессионалы. Если вы любите хорошее зрительское кино, смело смотрите!

9 из 10
Показать всю рецензию
waddehell
«В этом бизнесе покупатель не получает ничего, кроме воспоминаний»
«Манк» — это новый проект Дэвида Финчера, одного из виднейших режиссёров современности, который вернулся спустя шесть лет после выхода «Исчезнувшей», занимаясь всё это время в основном продюсированием сериалов, причём вернулся на ныне популярную платформу Netflix. Хотя по сути своей «Манк» — история совсем не первой свежести, которую Финчер разрабатывал аж с конца 1990-х; сценарий фильма написал его отец, Джек Финчер, и это его единственная заметная работа в кино. В главной роли Финчер видел Кевина Спейси, однако в связи с неприятной историей под хэштэгом #MeToo он временно оставил актёрскую деятельность, и его место занял Гэри Олдмен. Если говорить коротко, я считаю Финчера если не гением, то крайне талантливым и во многом новаторским постановщиком; каждый его проект важен и оставляет свой заметный след в кинематографе, и «Манк», несмотря на свою драматическую направленность вопреки склонности режиссёра в большей степени к триллерам (за исключением разве что «Социальной Сети»), не обманул моих ожиданий и на деле даже многократно их превзошёл. Этот фильм великолепен. Но давайте обо всём по порядку.

Сюжет фильма основан на вполне реальных событиях и рассказывает историю Хермана Манкевича — талантливого и неординарного сценариста, работающего по найму в 1930-е годы в Голливуде. В один момент своей жизни прямо перед началом Второй Мировой Манк, как он сам просит себя называть, оказывается прикован к постели после аварии. Но ему есть чем заняться; ведь он по заказу молодой восходящей звезды Орсона Уэллса пишет сценарий не абы к чему, а аж к «Гражданину Кейну». Работа получается весьма занимательной, и попутно мы вместе с главным героем погружаемся во многочисленные флэшбэки, в которых наблюдаем историю его взаимоотношений с близкими, друзьями, коллегами и всей меняющейся под влиянием Великой Депрессии и предвыборной борьбы двух диаметральных политических идеологий киноиндустрией; всё это нашло отражение в его творении, особенно люди, с которыми он был знаком.

Байопики — жанр вполне популярный и даже во многом проверенный и прославленный, однако «Манк» можно называть таковым только косвенно; в центре внимания оказывается не только личность Манкевича, но и огромное количество социальных и политических тематик. Всё это подаётся со здравой долей приятного юмора и колкой иронии, без излишних кривляний и ненужных аллюзий; хотя, безусловно, рассматриваемые в фильме конфликты не привязаны к времени по своей сути и абсолютно актуальны и для нашей с вами действительности. Сам Манк — персонаж неоднозначный, но в большей степени приятный, живой и ну очень интересный; ему нет места ни среди жадных до прибыли бездушных создателей конвейерного ширпотреба, ни среди отчаявшихся голодных артистов, готовых на участие в революции ради своего куска хлеба. Он знает цену своей харизме и своему таланту, он за искусство и за писателей, он любит признание, но предпочитает не светить везде своим лицом и именем. Он любит свою жену и хочет быть хорошим мужем, не может устоять перед слабостями (в его случае это алкоголь) и банальным желанием хорошей и спокойной жизни, но никогда не забывает о чести и порядочности. Отмечу здесь, что мне как человеку персонаж Олдмена особо запал в душу, поскольку я нашёл в нём много собственных черт и близких мне принципов и взглядов на жизнь, поэтому я не мог не проникнуться к нему и не воспринимать его победы и поражения как отражение моих собственных.

Ощущается, выглядит и звучит «Манк» просто потрясающе; замыленность и монохромность плёнки, периодические чёрные пятна в углу экрана, крутейший джазовый саундтрек от Трента Резнора и Аттикуса Росса; ощущение того, что я смотрю фильм прямиком из времени его действия, не покидало меня на протяжении всего просмотра. Кадры безумно красивые и эстетичные, монтаж выполнен крайне умело и играет огромную роль в сторителлинге, хотя как раз к повествованию у меня есть, наверное, единственная небольшая претензия. В целом линейное и размеренное, а где-то даже монотонное, оно местами становилось несколько сумбурным (как будто фильм должен был идти не два с хвостиком часа, а все два с половиной), и, теряя от этого нить сюжета, приходилось вспоминать и обдумывать уже увиденные сцены, и находить ответы на вопросы только спустя несколько минут, что несколько сбивало темп и ощущение погружения, но это, конечно, мелочи.

Ладно, более нет смысла не замечать слона в комнате, вернее, целое стадо. Гэри Олдмен невероятен. Я ничего не имею против Спейси, но я рад, что сыграл именно Олдмен; это абсолютно его роль, он придаёт и без того объёмному персонажу ещё больше обаяния и харизмы, он живёт им, держит на себе каждый диалог, он великолепен и он однозначно заслужил ещё один «Оскар». В этом фильме аж целых три красивых и талантливых актрисы, и каждая идеальна на своём месте; Лили Коллинз в роли секретарши Манка Риты, Таппенс Миддлтон в роли его жены Сары и Аманда Сайфред в роли его подруги актрисы Мэрион Дэвис. Критиками отдавалось предпочтение Аманде, однако я бы сказал, что местами она всё же слишком театрально переигрывала; актриса, понятое дело, но смотрелось не везде уместно, хотя в целом она, конечно, прекрасна. Так что для меня выиграла Лили; она тут просто очаровательна, у её героини есть сцены с очень сложными эмоциями, и она справилась на «ура», да и не любоваться ей в каждом кадре с её присутствием просто невозможно. Из мужского второстепенного каста приятно удивил Том Бёрк, до этого не так часто виденный мной на большом экране — он воплотил образ собственно легендарного Орсона Уэллса, чей персонаж редко появляется в кадре, но часто упоминается, и когда здешний Уэллс всё же «выходит на сцену», он неотразим.

Конечно, для кого-то фильм может показаться скучным, ведь он по-своему старомодный и разговорный, однако для меня это однозначно лучшее творение Финчера, по крайней мере, мой фаворит теперь уж точно. Я не особо люблю пересматривать его работы, однако у меня есть ощущение, что «Манка» я бы через пару лет с удовольствием пересмотрел. Финчер, на мой взгляд, идеально поймал образ и Голливуда тех лет (в этом смысле картина стала для меня в один ряд с Тарантиновской «Однажды в Голливуде»), и Америки, и главного героя; «Манк» прекрасно работает и как драма, и как социальная сатира; он изумительно и мастерски написан, поставлен, снят, сыгран, смонтирован и озвучен, однозначно заслужив награды во всех номинациях. Этот фильм обязателен к просмотру всем, кто интересуется кинематографом в особенности, да и вообще всем тем, кто в нынешние «тёмные времена» хочет узнать или вспомнить, за что вообще мы любим кино.

9 из 10
Показать всю рецензию
Hyb1to
Гражданин сценарист. Рецензия на фильм «МАНК»
«Манк» — основанный на весьма неоднозначной публикации газеты The New Yorker, оспаривающей вклад Орсона Уэллса в сценарий «Гражданина Кейна», фильм Дэвида Финчера. Снята картина по сценарию его отца специально для стримингового гиганта Netflix. Лента концентрирует своё внимание на истории написания первого драфта к «Кейну» Германом Манкевичем — голливудским сценаристом, театральным критиком, журналистом и невыносимым алкоголиком, изменившим кино раз и навсегда. Манк, так звали сценариста друзья и коллеги, был фигурой любопытной, педантичной и крайне неприятной, но сумевшей повлиять на мир.

История «Манка» вертится преимущественно вокруг двухмесячного этапа написания сценария к фильму «Американец» (первоначальный вариант названия «Гражданина Кейна») Германом Манкевичем (Гари Олдман). Прикованный к собственной кровати после аварии, Манк получает заказ от продюсеров и самого Орсона Уэллса: в кратчайший срок написать оригинальный сценарий. Манку не дали ни тему, ни идею, ни синопсиса — ничего. «Пиши о том, о чём знаешь» — услышал Манк, чем в итоге он и занялся, написав историю про медиамагната Кейна, явно вдохновлённого Уильямом Р. Хёрстом — одним из самых влиятельных американцев своего времени.

А дальше, уже история: «Гражданин Кейн» становится мировой классикой, завоевывает любовь критиков и зрителей, однако получает лишь один Оскар именно за оригинальный сценарий Манкевича и Уэллса. Но фильм Финчера вообще никак не концентрирует своё внимание на «Гражданине Кейне», что и так из названия понятно. Именно профессия сценариста в «Манке» стоит во главе угла, дотошно воссозданная на экране режиссёром. Конечно же, самого «Кейна» в картине очень много: здесь и цитаты из него, и реальные люди, в будущем ставшие прототипами для магнум опуса Манкевича, и визуальная эстетика.

Дэвид Финчер из принципа не снимает кино на плёнку — режиссёр давно пересел на цифру и, по всей видимости, слезать с неё не планирует. Поэтому «Манк» имеет целый ряд технических особенностей, связанных с работой с цифровыми кинокамерами. Финчер не стал идти по пути Роберта Эггерса, чей «Маяк» 2019 года снимался на культовую Panaflex Millennium и 35-мм плёнку, а выбрал немного другой вариант. Картинка «Манка» — дотошно стилизована под кино 20—40-х годов прошлого века со всеми своими дефектами, зерном и монохромным изображением с жёстким освещением без использования софтов.

Финчер не чурается использовать визуальные эффекты в своих работах, однако, чтобы «Манк» выглядит так, словно он снят на плёнку, а не на цифру, режиссёр пошёл ещё на одну хитрость. Фильм снимался при зашкаливающем даже для кинокамеры Red Helium значении ISO в 3200. Обычно при киносъёмке операторы ISO выше 800 (реже 1600) не поднимают, дабы картинка не потеряла резкости и все артефакты не испортили общее качество. Финчеру же не нужна была эта феноменальная чёткость современного оборудования — это испортило бы всю атмосферу «Манка». Но дабы фильм не выглядел, как одно большое мыльное месиво, оператор Эрик Мессершмидт снимал ленту Финчера в разрешении 8К.

Подобное техническое решение помогло одновременно убить двух зайцев: режиссёр не снимал на плёнку, однако смог добиться почти идеального с ней сходства. Если бы не одно, но. Рука Финчера чувствуется даже там, где «Манк» показываем все свои «дефекты». Зерно, царапины, фирменные для плёночных проектором чёрные кружки в правом верхнем углу и недостаточная чёткость изображение — сделаны настолько идеально, что из-за этого магия фильма зачастую рушится. Дэвид Финчер — форменный перфекционист, который даже стилизацию под брак делает вылизанной и идеальной, что для многих может стать слишком сильным ударом по восприятию.

Однако всё, что касается уже самой режиссуры Дэвида Финчера — вопросов не вызывает. Режиссёр, с одной стороны, активно подражает стилю Орсона Уэллса, со всеми его знаменитыми ракурсами съёмки снизу на широкий угол при закрытой до предела диафрагме, а с другой — остаётся верным себе. Кадры с глубоким фокусом (двойной экспозицией), ставшие визитной карточкой «Кейна», роднятся с весьма стандартной для Финчера съёмкой на уровне глаз на «телевик» при открытой диафрагме, сильно размывающей фон. Оно и к лучшему: режиссёр лишь делает визуальные отсылки и цитаты к «Кейну», не стараясь имитировать или же нагло копировать чужое, выдавая это за стиль — всё же «Манк» — картина Финчера, а не Уэллса.

Финчер безупречно работает с блокингом, перемещениями и ракурсами камеры, создавая вокруг обычного движения актёров наглядную методичку по тому, как в кино вообще должен работать монтаж по фазе движения. Режиссёр расставляет акценты таким образом, чтобы даже далёкий от азов сценарного мастерства зритель понимал внутреннюю природу «Манка» — это в первую очередь кино о сценаристе. И именно по всем основным законам великих сценаристов Манкевич и проходит. Здесь и банальная «Пиши про то, о чём знаешь», и более тонкая и важная стратегия с наблюдением за людьми. Чтобы сценарист понимал не только людей, но и как они общаются — ему очень важно уметь не только смотреть на них, но и слушать.

Именно такого персонажа и играет великолепный Гари Олдман. Герман Манкевич у Финчера — педантичный наблюдатель, докапывающийся до всех грехов окружающих его людей, при этом не являясь идеальным человеком. Манка можно сравнивать с великим гением, отличающимся от остальных остротой ума и грубостью языка — персонаж Олдмана то и дело критикует и оскорбляет светских снобов. Поскольку именно слово и является главным оружием писателя, аккурат им Манк и пользуется, создавая с его помощью один из главных кинематографических шедевров в истории.

Однако при всех своих недостатках, «Манк» — это лучшая режиссёрская работа Дэвида Финчера на данный момент, но далеко не самый лучший его фильм. Самое запоминающееся, что есть в нём, помимо визуальной эстетики и актёрских работ, если не считать явно переигрывающую Аманду Сайфер, это трепетное уважение к «Гражданину Кейну», огромное количество камео разных исторических личностей той эпохи и совершенно оторванное от реальности восприятие окружающего мира Германа Манкевича.

Герман Манкевич был очень странным, отчасти скрытным человеком, чей оскароносный сценарий к «Гражданину Кейну» стал последним оригинальным сценарием в его карьере (после Манк писал лишь адаптации). Поэтому Финчер и не стремится показывать правду и только правду — как было на самом деле знали лишь сами Манкевич с Уэллсом. «Манк» же больше походит на полёт фантазии, на авторский взгляд на целый ряд фактов, которые говорят о том, что «Гражданин Кейн» — критика Уильямом Р. Хёрстом, его жизни, власти и денег.

9 из 10
Показать всю рецензию
ConstanceFleur
hollywood vs windmills
Каждый великий режиссёр на чём-то учился, чем-то вдохновлялся. Все, кто создают нынче киноклассику, которую будут старательно изучать в будущем в университетах, воспитывались на картинах старого Голливуда, помимо всего прочего.

Одним из главных фильмов той эпохи является «Гражданин Кейн» — фильм, который показал максимум технических возможностей 1941 года, да ещё и рассказал гениальную историю. Вот за неё, помимо вундеркинда Орсона Уэллса и отвечал Херман Манкевич — склочный, неприятный большинству голливудских деятелей 44-летний старик.

Сценарий же байопика о Манкевиче написал отец Дэвида Финчера. И вот настало время взглянуть на его реализацию.

«Манк», как и «Однажды в Голливуде», и даже «Ла-Ла Лэнд» требует от вас необходимых знаний о давно минувших днях черно-белого кино. И речь, отнюдь, не только про «Гражданина Кейна».

На протяжении всей картины мы будем наблюдать за Манкевичем (роль которого блистательно исполнил Гари Олдман), старательно пишущим историю крупнейшего медиамагната, совершенно не стесняясь использовать образы своих знакомых. Манк не встаёт с кровати, ведь совсем недавно сломал ногу, а дедлайн уже очень близок.

Время от времени мы будем погружаться в воспоминания героя Олдмана, в годы Великой Депрессии. Времена, когда крупнейшие киностудии сокращали зарплату сотрудникам, а на Гитлера дети Голливуда смотрели как на очередного политического фрика.

«Манк» весьма стремительно проводит нас по сбивчивым волнам памяти Манкевича, от которого просто не оторвать взгляд. Это человек, которому студийные боссы позволяли многое лишь за его чудесные речи, наполненные остротами. Манкевич был испорченным и гениальным ребенком Голливуда, об этом, в общем-то и фильм.

А также «Манк» — это одна большая отсылка на пресловутого «Гражданина Кейна», которого я настоятельно рекомендую к ознакомлению перед работой Финчера. Про ту знаменитую историю напоминает здесь абсолютно всё: от нарративной структуры до чёрно-белого изображения и слегка приглушенного звука, неразрывно связанного с золотой эрой уже окончательно запутавшегося в себе Голливуда.
Показать всю рецензию
ШОКЕР
История Германа Манкевича от Дэвида Финчера
Сразу скажу, что моя рецензия будет как от обычного зрителя, а не от профессионального кинокритика, так что не обессудьте.

Под конец 2020 года нас решил порадовать своим фильмом Дэвид Финчер, который не выпускал свои фильмы уже на протяжении более 6 лет.

Итак, фильм рассказывает нам про Германа Манкевича — сценариста, профессионального критика и продюсера, роль которого исполнил Гэри Олдман. Главная задача, которая стояла для Германа Манкевича в фильме — написать сценарий для своего нового фильма («Гражданин Кейн»), который позже снимет Орсон Уэллс, где позже они получат за этот фильм «Оскар».

Помимо основной задачи, фильм нам еще рассказывает про саму жизнь и карьеру Германа Манкевича, и показаны они в виде фрагментов как флешбэки (воспоминания).

Перехожу теперь к своему субъективному оцениванию:

Из плюсов могу выделить то, что фильм отлично передает ту атмосферу 30—40-х годов, когда киноиндустрия только начинала свое развитие. Именно благодаря отличной съемке, и декорациям тех времен, мы можем прочувствовать ту самую атмосферу, о котором я говорил ранее.

Из минусов хочу отметить то, что фильм не является Финчеровским жанром.

«Манк» ПО ЖАНРУ очень похож с прошлой работой Дэвида Финчера, под названием «Социальная Сеть». Понимаю, что Финчер экспериментирует себя в новом для себя жанре, но все же, как по мне, этот жанр («Биография») — не подходит для Финчера. И я как бы ничего не зная про этот фильм — с полной «амнезией», так скажем, посмотрел его. И так как фильм по жанру, опять же, схож с фильмом «Социальная Сеть» — мне было попросту скучно при просмотре «Манка».

Надеюсь, что Дэвид Финчер вернется к своему главному жанру, по которому он ранее снял куча фильмов, а именно — «детектив».

7 из 10
Показать всю рецензию
Miller_92
Синефильская матрёшка
Спустя 6 лет Дэвид Финчер (Бойцовский клуб, Социальная сеть) возвращается с новым проектом на экраны. Не совсем те, что мы ожидали, а сразу на Netflix, с которыми режиссер продуктивно работал над двумя сериалами: «Карточный домик» и «Охотник за разумом». Платформа позволяла ему заниматься тем, чем он хочет, не подстраиваясь под Голивудскую систему. Кто бы в здравом уме выделил большой бюджет под разговорный черно-белый фильм про сценариста великого фильма «Гражданин Кейн»? Никто, а Netflix готов.

История берет начало в 40х годах. Юный гений Орсон Уэллс решает снять амбициозный фильм и зовёт именитого, но уже потрепанного жизнью сценариста Манка. Человек с букетом противоречивых качеств: талантливый писатель и идеалист, при этом алкоголик с игровой зависимостью, которого за спиной его называли шутом. Он постоянно боролся с циничной системой и наводил хаос в тихом болоте.

«Манк» — это нетипичный финчеровский фильм. Отчасти потому, что сценарий написал его уже покойный отец. По форме можно сразу узнать почерк режиссёра. Скрупулезная детализация той эпохи (похожий трюк он проделал в фильме «Зодиак»), одержимый герой и уверенная работа с актерами, операторские ходы и незаметная интеграция спецэффектов для достижения нужного эффекта. Тут вопросов нет.

Но вот по содержанию «Манк» выбивается из фильмография Финчера. И к нему есть вопросы. После просмотра сложно было вспомнить о чем была картина, о чем со мной беседовал режиссёр на протяжении двух часов, в чем великий замысел. И честно говоря мне сложно ответить на этот вопрос.

Некоторые аллюзии на жизнь самого режиссёра можно отыскать: борьба с системой и отстаиванием своих идеалов. Рассуждение на тему кинематографа в целом и какие фильмы нужны зрителю. Одержимость героя своим творение и разрушение себя себя в процессе.

Но если посмотреть на фильм со стороны, тут вырисовывается крайне занимательная матрешка. Финчер пытается подражать стилю кинематографа той эпохи, снимая про то, как снимают кино в 40-х, где главный герой пытается написать сценарий, в котором воплощены люди, окружавшие Манка.

Поэтому честно говоря фильм оставляет после себя ничего. Я не испытал и толики восторга или удивления, раздражения или злобы. Я восхищался тем, как кино снято, работой со светом (снимать черно-белое кино не так просто, наложением фильтра не обойдёшься), как играет Олдмен. Но отклик весь этот капустник у меня не нашёл. Перфекционизм в кадре в этом случае оставляет только ощущение выхолощенности и пустоты.

7 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4 ... 5
AnWapМы Вконтакте