Рецензии

exsnarel86
Проверка на проверке
По стечению обстоятельств довелось когда-то подряд посмотреть этот фильм, а потом ещё и про 20 дней без войны с Никулиным и Гурченко. Тогда сильно изменились представления о войне и тыле. Прошло почти 30 лет и опять, как по заказу, произошла встреча с фильмами, только в обратном порядке — первыми теперь были «Двадцать дней без войны». Проверено временем дважды: один из лучших фильмов века.

Прививка от Германа до сих пор работает. Не смотрятся ни «Солдаты свободы», как бы их ни рефрэшили, даже «Освобождение», а современная киноклюква на темы Отечественной войны даже как кино не воспринимается.

Становится досадно, что «Проверку» пятнадцать лет держали в запасниках. Кстати, очень понятно, почему: планка киноправды у Германа на таком высоком уровне, что «соответствующие партийной генеральной линии» антишедевры придворной кинематографии просто имели бы скандально пустые залы, если бы публика имело что-то для сравнения.

До сих пор восхищают и мастерство режиссёра, да и всех, кто делал фильм, и актёрские работы. Для меня на полке шедевров все три германовских достижения рядом с самым лучшим, что сделало человечество в кино: к уже упомянутым ещё надо добавить и ленту «Мой друг Иван Лапшин», а насчёт «Торпедоносцев» немного другое восприятие, они кажутся отдельными, что ли. Не знаю пока... Его Аранович хорошо снял, но Герман, хоть и писал сценарий, а мог бы снять ещё лучше, как кажется.

Драма человека, совершившего солдатский подвиг ценой жизни, потому что стыдно было, лучше, чем Германом, на мой вкус никем не описана. Бывает, начинаются споры в своём кругу про СССР...

Ну, всяко бывает, однако не знаю ни одного человека, который считал бы, что советская цензура правильно делала, припрятывая на полки шедевры. Вот этот фильм — шедевр, на 15 лет украденный нелюдью у людей. А оценки фильму максимальные.

10 из 10
Показать всю рецензию
Скептик_Кино
Выразительное кино от первого до последнего кадра
У Германа все по-настоящему: если по сюжету идет ливень, то персонажи в кадре промокшие насквозь; если мороз — актеры мерзнут всерьез, да и сам зритель начинает зябнуть под впечатлением от реалистичности. Если солдаты по сюжету голодные и давно толком не ели — так они и в кадре худые и сморщенные. Если на экране сцена 'дуэли' на зимней дороге, то зритель наравне с ее участниками чувствует как глаза застилает снежной пылью, начинает бешено колотиться сердце, а нервы натягиваются. Одним словом, Герман — настоящий гений изобразительного искусства в области кино.

Особенно хочется выделить работу Ролана Быкова. Его герой Лоскутков — обаятельнейший образ военного человека. В завершающей сцене режиссер показывает свою позицию: именно за счет таких людей была выиграна война. На плечах простых русских мужиков, рассудительных и справедливых, страна смогла вынести все тяготы и дать отпор врагу. При этом такие как Лоскутков не обласканы наградами, всю войну прошли в одном звании. Они не готовы идти по головам, в каждом солдате видят человека, а не просто пушечное мясо. Благодаря им на фронте сохранялись остатки человечности.

'Проверка на дорогах' — тяжелая психологическая драма, показанная максимально убедительно. Здесь и противостояние двух командиров, и ненависть к предателю, душевные муки самого предателя и желание начать с чистого листа. Животное желание жизни у одних, и сознательная жертвенность своей жизнью — у других.

Выразительное кино от первого до последнего кадра.
Показать всю рецензию
yulilev
С наступающим готом!
В фильме довольно откровенно для патриотического военного сценария показано, что все партизаны и полицаи относятся к одним и тем же лагерно-чекистским структурам и совместно занимаются преступлениями на оккупированной территории под кураторством эмвэдэшных служб - 'фронтовых штабов'. Простые хуторские жители презирают и боятся ряженных карателей, которые грабят и насилуют, а также затягивают молодых парней в бандитские акции-провокации в личных интересах старост-начальников, которые все являются операми-сыскарями. В этой картине восхищают актерские работы по созданию исторически точных характеристик действий всех героев, которые получали награды и сроки в зависимости от выполнения или невыполнения заданий корпорационного командования. И поэтому внутри отрядов была жесткая конкуренция за угождение юнкерским офицерам, поощряемая такими хитрыми опытными начальниками как персонаж Ролана Быкова.

Взрывы мостов, и ликвидация барж с крепостными ранеными солдатами, случайно выжившими на закрытых оружейных полигонах, и которых командование не хотело возвращать домой как ненужных свидетелей, и сопровождение железнодорожных грузоперевозок в анклавы курляндских помещиков, - вот то, чем занимались и на чем зарабатывали 'лесные братья' и на что намекается в отдельных эпизодах. Считаю. что этот фильм наряду с другими нашими тематическими кинопроизведениями является настоящим историческим кинодокументом, который должны изучать современные русские студенты и школьники, интересующиеся настоящими фактами об истории страны.
Показать всю рецензию
smidmi1979
Негероические герои
Ушедший от немцев солдат Лазарев пробрался к партизанам, но свое прошлое загладить не так легко... Не все ему верят.

Алексей Герман всегда был режиссёром бескомпромиссным и поэтому их всех его фильмов до перестройки по существу вышли лишь '20 дней без войны' и то с трудом. Седьмой спутник шел вторым экраном и известен лишь поклонникам Германа и киноманам, а Мой друг Иван Лапшин попал уже в перестройку. Но самым, как оказалось, многострадальным фильмом стала Операция с Новым годом (Проверка на дорогах). Та и вовсе легла на 'полку' и только чудом сохранилась. Почему?

Как рассказывал сам режиссёр, больше всего начальство возмутили небанальные оборванные партизаны. 'Клевета на доблестных защитников Родины!' Хотя это была всего лишь правда. Да и какими могли быть партизаны в глубоком тылу противника. Отдельной претензией стала героиня Майи Булгаковой, которая бросает тяжёлые упрёки тем же партизанам, вплоть до обещания сдать их фашистам... Впрочем, в итоге не выполняет его.

Мало того, что партизаны оборванные, так они ещё и не героические - один рванул за коровой, пренебрегая воинским долгом, второй даже с оружием не может охранить предателей... А командир отряда травит анекдоты, да отпаривает ноги в тазу... Явно не тот образ героя-партизана, который мог рисоваться в правильном кино.

Странно, что цензоры (специально или случайно...) пропустили 'вопиющие' христианские аллюзии типа оставленной у дерева иконы, вряд ли случайной фамилии Лазарев и совсем уж не случайной сцены, которая прямо указывает на Иуду, удавившегося по слабости и неверию...

Что уж говорить про конфликт комиссара (вот уж 'повезло' Солоницыну играть не самых адекватных героев в военном кино) и командира отряда (Ролан Быков), завязавших во время 'битвы насмерть' спор о ценности жизни пленных. Мягко говоря, неудобно отвечать было на вопросы об оправданности многочисленных жертв, которых не жалели подобные Петушковы... С другой стороны, насколько же трудно в условиях, когда жизни - грош цена, не разбрасываться людьми, не ждать и не создавать ситуации преднамеренного геройства.

И уж самый болезненный (и до сих пор) вопрос: А можно ли верить тому, кто предал? При этом Герман опускает в тексте, но держит под спудом вопрос, а не провокатор ли Лазарев?..

Но всё-таки наиболее важен нравственный выбор между безвестной смертью и сытой сиюминутной жизнью (звериным желанием выжить). Слабость и сила - нравственная и звериная. Наконец, совесть, которая не позволяет жить предателем. Финал... Наверное, про то, что победа общая и неизвестная, а часто неофициальная и малая. В ней неизвестные солдаты и негероические герои. А в людей надо просто верить.
Показать всю рецензию
Daniluck
«Лазарь! Иди вон».
Режиссёрский дебют Алексея Германа раскрыл потенциальные актёрские возможности Владимира Заманского. Сдержанность протагониста, который не распыляется и не метает бисер, переживая свой конфликт исключительно внутри, позволяет мне сказать, что Заманский очень серьёзно подошёл к вопросу об актёрской игре, отдавшись своей роли полностью. Недаром Владимир удивлялся вопросам несознательных граждан:

- Владимир, как Вы могли играть этого полицая?!

Без сомнения, режиссёру и актёру не чуждо христианское: если человек оступился на жизненном пути, то это вовсе не означает, что он не сможет заслужить прощения.

Фильм имеет сторонние мотивы, которые акцентируют внимание не только на глубинной трагедии человека, но и на мирском — кесарю кесарево. Конфликт майора Петушкова (Анатолий Солоницын) и Ивана Локоткова (Ролан Быков) очень остро затрагивает проблему человечности и идейности перед лицом боевых действий. Если командир партизанского отряда сочувствует предателю, понимая, что его вина может быть омыта кровью врага, то Петушков не хочет лишних забот, открыто заявляя о том, что Лазарева нужно пустить в расход.

Если меня попросят назвать самый выдающийся фильм про войну, то я, пожалуй, назову вовсе не «Иди и смотри», что, конечно, никоим образом не умаляет значимости киноленты по мотивам «Хатынской повести», но если у Климова во главе угла стояло детское восприятие тех ужасов, которые настигли Советский Союз, то в «Проверке на дорогах» очень сильно осознание великовозрастным человеком своей собственной судьбы.

Я скажу следующее — смотрите «Проверку на дорогах». Это уникальная работа.

10 из 10
Показать всю рецензию
omandelshtam
'… самая страшная война — не внешняя, не под знамёнами, а в душе у каждого, внутри» Вевер.
Давно не испытывала потрясения во время просмотра фильма.

Сначала посмотрела «Двадцать дней без войны», фильм хороший, но не захватил мое восприятие полностью. Посмотрела его, т. к. читала книги Гурченко про работу с Никулиным. Сама она пишет про войну, про непроходящий холод, про окоченелых людей на улице, про то как стояли в очереди за водой у проруби, а немец отбирал воду и выливал. Все эти картинки сильнее отразились в картине «Проверка на дорога», в моем восприятии.

Феноменальная игра актеров (актеры, говорят, о том как их ломал Герман, заставлял работать в данном контексте). Ролан Быков, сыграл жизнеутверждающую роль. Сильнейшая личность командира, который во время лишений и жизненных трагедий травит анекдоты. И одновременно чувствуется груз ответственности за людей, которые его окружают.

Владимир Заманский, роль «блудного сына». Видно как он кается и какой ад у него в душе.

Фильм просто и правдиво говорит о подвиге наших дедов, о сострадании в нечеловеческих условиях, о несправедливости к попавшим в плен. После таких фильмов, хочется почтить память героев, мысленно их поблагодарить. Обязательно покажу фильм детям!
Показать всю рецензию
BroonCard
«Так может быть у них такой возможности не было!» Локотков
Война успешно порождает множество вещей, но более всех иных массово она после себя оставляет следующее: боль и легенды. Легенды разные: о человеческой вере и непоколебимом духе, о самоотверженности и самопожертвовании, о силе и мужестве, о многом ином, что так или иначе пересекается с ранее упомянутыми чертами людского характера. И при съёмках фильма на военную тематику очень важно уметь правильно подать эту легенду, акцентировать внимание зрителя на том, о чем хочется поговорить, вместе с тем не забыв обременить визуальный ряд и демонстрацией столь же распространённой в военное время, той самой боли. Горечь и страх могут быть не только внутри созданной истории, точнее они могут там и не быть, однако окружать рассказываемую историю они должны, дабы не терялась чувственная нить времени. Когда персонажи и сценарий отвечают за событийную черту фильма, атмосфера и мастерская реализация антуража — за проникновенность. На таких принципах строились главные фильмы о войне в стране народа, вкусившего более всего иного мира порождения этой самой войны: в СССР.

И так вышло, что с течением времени, как утихала боль, которая закономерно с течением времени даже после таких своих масштабов нисходит, как сама страна пережила собственное разделение, как кинематограф начал вместе с талантливыми и идейными творцами впускать в своё нутро неумелых бизнесменов с камерами, фильмы о войне.. изменились. Стали пошлее, нереальней, менее проникновенными — не знаю, как правильно сказать. Сегодня примеры вроде «Брестской крепости» — исключение. И потому обязательно следует иногда возвращаться в тот кинематограф, вновь входить в ту плеяду фильмов, которые пугали, завораживали, нравоучительно говорили о боли и страданиях, показывали пример героизма и отваги. Способов для подобного «путешествия» существует масса: «В бой идут одни старики» Быкова, «Они сражались за Родину» Бондарчука, «Иди и смотри» Климова — зависит о желаемого масштаба и тематики размышлений.

Но вместе с тем куда менее распространенным и также действенным для подобного «возвращения» является первый полнометражный фильм Алексея Германа «Проверка на дорогах».

Что интересно, Герман в данной работе только начинает развитие собственного, неповторимого стиля, вместе с тем продолжая развивать умение общаться со зрителем на неоднозначные темы, которое он продемонстрировал ещё в своей прошлой работе «Седьмой спутник», что была создана в соавторстве с Григорием Ароновым. Размышляя о природе предательства, Герман даёт два примера, два характера с различной судьбой и мотивами. Он не симпатизирует кому-то определённому, на что ярко намекает финал. Зритель сам решает, кому сопереживать, а кому нет. Герман вовсе не на данных героях ставит свой фильм — он лишь затрагивает одну определённую легенду с одним определённым лицом в центре внимания, Лазарев (Владимир Заманский), вместе с тем стремясь показать общий портрет войны, на что явственно намекают начало и финал картины. Это позволяет вплести в событийное веретено множество отзвуков, неких сторонних происшествий, вместе с тем не потеряв определённой линии рассуждения — очень умело воссозданная схема, которая в кинематографе является, к слову, не самой простой, особенно для первой полнометражной работы. Хотя незаурядность Германа после данной картины однозначно дала о себе знать: его умение напомнить, оживить кадр, не используя вместе с тем актёров — это отдельная тема для разговора. За ней требуется следить по мере роста Алексея Юрьевича как режиссера, однако отличительная черта уже крайне яркая и проникновенная.

Столь грамотно поставленная декорация, её подробное насыщение, распределение предметов и особенностей интерьера, которые настолько акупунктурно введены в кадр «3 на 4», что не только не перезагружают его, а воссоздают то ненастное время и, главное, окружают им зрителя — это непередаваемое ощущение, которое и принято называть пространным обозначением «магия кинематографа».

Это фильм исключительной красоты. Она встречается только в советских фильмах и только на определённую тематику. На какую? Думаю догадаться не трудно. Он сентенциозный и красивый, пугающий и философский, в рамках обыкновенного, среднего хронометража он размышляет о вере человека в своё отечество, о гордости человека, о чести и бесчестии. Это локальная картина о глобальной войне, которая полностью отражает специфику и ужас тех великих сражений и людей, которые их вели и/или от них страдали. И вместе с тем это — картина далеко не о войне и людях, а о чувствах. Чувствах не межличностных, а индивидуальных. И благодаря той простоте и глубине, с которой Герман ведёт диалог со зрителем, «Проверка на дорогах» остаётся в памяти не размотанным комом тем и образов, к которому если и не захочется полноценно вернуться вновь, то прильнуть в воспоминаниях, пытаясь определить те паттерны, благодаря которым он работает — возжелается.

P.S. Спасибо за внимание.
Показать всю рецензию
alexgpomor
Прелюдия к «Трудно быть Богом»
Когда на экраны страны вышел «Трудно быть Богом» Алексея Германа, многие взвыли. Ожидали, помня культовый в советские времена роман братьев Стругацких, одно — а получили совсем другое.

Если бы недовольные внимательно посмотрели хотя бы «Проверку на дорогах», недовольства было бы гораздо меньше. Поскольку гораздо меньше бы пришло на «Трудно быть Богом», а те, кто пришел, знали бы, что их ждет.

Во-первых, что нужно сразу отметить — «Проверка на дорогах» разбивает миф о Германе — великом сценаристе. Герман как сценарист — посредственность. Здесь, правда, в титрах значится еще Эдуард Володарский, но, поскольку сценарий основан на повести отца Алексея Германа, его ведущую роль вряд ли можно отрицать.

К числу главных недостатков сценария относится непрописанность главных героев. Попробуйте на основе фильма дать ответ на вопрос: «Почему Лазарев стал предателем?» Или, если это трудно: «Почему Лазарев перешел к партизанам?» По факту, это роль-функция (подобная таким же ролям-функциям в «Освобождении» Озерова) — исполняющему ее Владимиру Заманскому остается только улыбаться.

Это же можно отнести и ко всем остальным героям фильма. Фактически, «Проверка на дорогах» — это пропагандистская агитка о трагических власовцах, злых комиссарах и мудрых командирах тактического звена, готовящая типичные для 1990-х вбросы о людоеде Сталине и дуболоме Жукове, которые лично развязали войну против миролюбивого Гитлера и из-за которых СССР и понес такие потери («гнали безоружные дивизии на пулеметы, уничтожали мины штрафниками и т. п.»).

Разумеется, Герман не был бы выдающимся режиссером, если бы не попытался прикрыть всю эту чернобелость замысла за счет стилистики. Ему это почти удалось. Почти — поскольку фильм смотрится не как единое стройное повествование, а как слабо связанная мозаика эффектно поставленных эпизодов.

Если бы эту ленту снял какой-нибудь посредственный режиссер, ее можно было бы назвать превосходной. Для режиссера калибра Германа это просто плохой фильм. Не верите — сравните с «Торпедоносцами», снятыми в германовской стилистике, но другим режиссером.
Показать всю рецензию
Чепушинка
На закате ходит парень возле дома моего
Пятнадцать лет пролежавшая «на полке» «Проверка на дорогах» Алексея Германа — картина о доверии и вере. «Верьте мне, люди» — не только экранизация одной из повестей Юрия Германа, но и лейтмотив всей его прозы. Прозы, от которой режиссер сознательно отходит, сохраняя только авторские интонацию и мысль.»… лучшее из повести сохранено; финал, диалоги допроса, интонация авторская, а все остальное ушло», — писал режиссер. Неуверенно, словно случайно, объектив выхватывает лица, не имеющие отношения к дальнейшему повествованию. Да и сама первая сцена, на первый взгляд, словно случайно попала в картину, сюжет которой будет завязан на еде. Испорченная немцами картошка, гибель партизан за банки с тушенкой, немецкий эшелон с продовольствием — все это занимает одно из центральных мест в сюжете. На этом фоне стираются временные рамки и происходит «движение к правде»: конфликт нравственных позиций, искупление и прощение.

Декабрь 1942 года, оккупированная фашистами Псковская область. Иван Егорович Локотков — командир партизанского отряда в тылу врага. В отряд попадает Александр Лазарев — бывший военнопленный, сотрудничавший с немцами, надеющийся на возможность хоть бы кровью искупить свою вину перед родиной. Лазарев — бывший таксист, живший до войны «легко и без забот». «Мне ведь политика ни к чему. Про фашистов только и знал, что песенку». Лазарев «думал, что сильный, а вышло наоборот». Так и возникает основной конфликт — столкновение двух нравственных позиций, взглядов на ищущего прощения оступившегося человека. Комиссар отряда уверен, что даже единожды оступившемуся нет и не может быть не только прощения, но и доверия. У майора погиб сын, направив на танки свой горящий самолет. Командир же отряда готов поверить Лазареву. Речь идет о втором шансе, но кажется, что Локотков готов поверить и человеку, оступившемуся не раз. Он сильнее и мудрее остальных, способен бесстрастно судить людей, отделяя добро от зла. Как сказал о своем герое Алексей Герман: «Не стоит село без праведника».

Фамилия Лазарева отсылает нас к евангельскому рассказу о воскрешении Лазаря. Да, Лазарев стремился выжить любой ценой: «Жить хотел и сломался». Грех предательства приводит его к гибели духовной. И физическая смерть для него далеко не так страшна, как нравственная. Он открывает в себе то, что никак бы не смог открыть, будучи простым таксистом в мирное время. Лазарев надеется на возможность искупления, а, потеряв эту надежду, пытается покончить жизнь самоубийством. И, несмотря на зрительские симпатии и сочувствие герою, он пока ни чем не отличается от того же Рыбака из повести Василя Быкова «Сотников», поэтому, как и в случае с Рыбаком, веревка обрывается. Лазарев еще не заслужил облегчения, но, в отличие от Рыбака, он получает шанс искупить свою вину и нравственно воскреснуть. Владимир Заманский, исполнивший роль Лазарева, считал, что ему удалось достоверно изобразить глубокое покаяние и «высказать свою сокровенную мысль»

Ролан Быков, исполнивший роль командира партизанского отряда Ивана Локоткова, умел потрясающе убедительно изображать на экране все оттенки доброты и мудрости, словно подтверждая мысль Сократа о том, что мудрость и доброта связаны неразрывно. Мирные фамилия, характер и внешность. Очень живой и приземленный образ: Локотков страдает от радикулита и греет ноги в тазике, рассказывает анекдоты про Гитлера, речь его проста, к бойцам своим относится по-отечески. Комиссар же Петушков, роль которого исполнил Анатолий Солоницын, его полная противоположность. Деловой и решительный, бескомпромиссный и прямолинейный. Солоницыну уже доводилось играть комиссара Евстрюкова в картине Панфилова «В огне брода нет», но Евстрюков правду искал, а Петушков не видит в этом необходимости — правда у него одна, общая.

Алексей Герман не первым задумывается о тех, кто в годы ВОВ оказался в плену, неволе, служил немцам. К этому времени уже были сняты и «Человек N217» Михаила Ромма, и «Альпийская баллада» по сценарию Василя Быкова, и «Судьба человека» Сергея Бондарчука. Но в этих картинах все-таки «живет героическое начало». У Германа его нет. Героизм в «Проверке на дорогах» напрочь лишён пафоса. Подвиг у Германа — просто работа, обыденность и суровая необходимость. За «искажение образа героического времени» фильм и будет положен «на полку», режиссера обвинят в в дегероизации партизанского движения, а главный конфликт «Проверки на дорогах» будет назван фальшивым.
Показать всю рецензию
Threefold5ive
Здравствуйте, товарищ женщина. Дай Бог, свидимся!
Топ-250

#249*

С этим фильмом я познакомился сейчас впервые. Причем, до этого момента, я даже не знал о его существовании. Конечно это далеко не самый известный и популярный фильм о войне, так что я был достаточно сильно удивлен, когда нашел его в списке лучших.

Не сказать что мне сильно понравилось, однако все же чем то меня зацепило. История вроде бы не претендует на звание самой оригинальной, но есть в ней что то такое, что не дает оторваться от экрана. Несмотря на большое (если не сказать огромное) количество фильмов о войне, в частности советских, тут я не увидел ни одного шаблона подобных фильмов. Так что в этом плане плюс.

Сюжет непредсказуемый. Внимание зрителя постоянно пытаются переключить то на второстепенных героев, то вообще на третий план. Однако главные герои постоянно находятся где то поблизости, и включаются в действие когда того требует сюжет. Из-за этого достаточно сложно предугадать что же будет дальше, а да и вообще чем закончится фильм. Весьма грамотный ход. Особенно если вспомнить, что это дебют режиссера.

Ну и наверное стоит сказать об актерах и их образах. Лучше всех справился со своей ролью Ролан Быков, по понятным причинам. Практически на одной его игре держится весь фильм. Отыграл очень правдоподобно и выдал именно тот уровень, который требовался. Также следует отметить Владимира Заманского. Именно вокруг его персонажа, в основном, и крутится весь сюжет. Однако тут получилось как то без искорки, если не сказать немного лениво. Хотя вполне возможно этого требовала роль.

В целом неплохо. Но фильм стоит на порядок ниже более известных работ о войне. Так что только 5.

5 из 10

*Cписок ТОП-250 на момент 30.11.2017
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 ... 5
AnWapМы Вконтакте