Рецензии

VitokAssassin
Ожидал другого
Этот фильм изначально сильно меня заинтересовал своей концепцией. Я ожидал увидеть пугающие и жестокие сцены войны, которые проберут до глубины души. Но жестокость войны, от силы занимает 5 процентов фильма, а остальной фильм вы увидите:

Очень сомнительную операторскую работу. Есть конечно фрагменты, где довольно длительные сцены сняты непрерывно и без склеек, в этом авторы молодцы. Но есть сцены, когда нам крупным планом, буквально в упор показывают лица и кривляния актеров. И это длиться несколько минут! Это было невозможно смотреть на столько, что я просто сворачивал окно с фильмом.

Море воды. За два часа в фильме почти ничего не произошло. Все события ужасно затянуты. И было бы нормально, даже хорошо, если бы долго показывали сцены с ужасами войны, но нет, нам могут несколько минут показывать, как герой просто идет по болоту. Зачем? Непонятно. Это никак не развивает сюжет, и не раскрывает персонажа. Если из фильма убрать воду, то он стал бы в 2 или 3 раза короче.

Что касается жестокости? Ее в фильм реально очень мало. Да, нам пару раз показывают трупы, одного обгоревшего человека, одну оторванную ногу, но все жестокие убийства происходят где-то за кадром.

По задумке автора, как я понимаю, ужасать должно именно то, что фильм основан на реальных событиях. Но когда видишь забавных и карикатурных фашистов, а затем моментально стареющего главного героя, хотя в реальной жизни такое невозможно, понимаешь что реализма в этом фильме мало, и проникнуться происходящем на экране не получается.

Положительные моменты в фильме тоже были.

Например симпатичная актриса, и пара интересных сцен с ней. Но это не тот жанр, в котором за это можно поднять оценку.

Так же понравилось, что показали военные преступления красной армии, в фильме есть момент, где они ведут себя не лучше нацистов.

И те две с половиной жестокие сцены которые есть в фильме, все таки сняты неплохо, пусть их и мало.

Возможно 35 лет назад, фильм смотрелся здорово. Но для нашего времени он очень скучный и не интересный. Если не посмотрите, ничего не потеряете.

5 из 10
Показать всю рецензию
TMikha
Гротеск и война
Вчера ознакомился с работой режиссёра Элема Климова.

Что сказать — фильм, вызывающий противоречивые чувства. Честно говоря, как фильм о войне он мне не понравился: дело в том что к войне он как ни парадоксально будет звучать моё утверждение, имеет весьма косвенное отношение.

Да, события развиваются в оккупированной немцами Белоруссии 1943 года, главный герой — подросток-партизан. Но на самом деле фильм вообще не про это.

«Иди и смотри» — это сплошной набор символов, гротеска, я бы назвал это самым настоящим «авторским кино не для широкого зрителя».

Именно в том была моя основная ошибка в начале просмотра — я ждал художественное игровое кино, которое старается быть максимально правдоподобным. А на самом деле надо смотреть на символы, они тут по всюду. Например, парящий в небе немецкий самолёт, который всегда появляется перед тем, как случится что-нибудь очередное страшное, или аист в лесу, мокнущий под дождём, девушка-партизанка, танцующая на ящике.

Климов показал своё видение войны, не снаружи а изнутри личности. Картина полна крайностей, гротеска и преувеличений, но всё это сделано намеренно.

Многие сцены смотрятся очень тяжело. Подчеркну это слово, они именно тяжёлые, не страшные, не отвратительные. Они скорее гнетущие. Фашисты изображены настоящими нелюдями, пьяное стадо убийц, устраивающее жуткий балаган с массовой казнью целого белорусского села. Их прихвостни-полицаи ещё хуже: это какие-то скоморохи, готовые унижаться и под улюлюканье пьяных фельдфебелей загонять в сарай малолетних детей, свой же народ.

А через час эти же люди (нелюди точнее) трусливо цепляются за свои жалкие жизни, стараясь друг на друга переложить вину. Все эти художественные приёмы и формируют общее впечатление от картины.

Подводя итог могу сказать, это кино, которое запоминается. Это кино однозначно отличается от всего, что я раньше видел на тему ВМВ. Это если можно так сказать, совершенно авторский проект и абсолютно не всем он придётся по вкусу. Так же стоит добавить, что с момента выхода ленты прошло 35 лет, а это, на секундочку, всего на 10 лет меньше, чем время между Войной и выходом фильма. И надо понимать, что тогда снимали совершенно не так как сейчас. Авторского кино это тоже касается. Понравился ли мне этот фильм? Честно говоря, скорее нет чем да. Но это однозначно выдающаяся работа, совершенно не «такая как у всех». Наверное, просто «не моё».
Показать всю рецензию
forrestphgump
Иди и мотри, по-другому никак
Когда думаешь, что посмотреть или что показать своим на 9 мая, в первую очередь вспоминаются фильмы светлые, с надеждой. Да, там есть ужас войны, да, там есть страдания и преодоления героями трудностей, но там есть вера и настроение победы. И правильно детям в первую очередь показывать такие фильмы.

Есть и другая категория фильмов, в которых как раз все ужасы войны показаны без прикрас: войны, ранения, судьбы людей, их горе и их потеря — такие фильмы тоже нужны и важны.

А есть «Иди и смотри», фильм о войне внутри одного человека. Да, там есть сцены перестрелок, физических увечий и геноцида, но фильм про внутреннюю войну.

Если открыть любой киносайт, то в описании можно прочитать, что фильм о превращении 15ти летнего мальчика во взрослого или даже старого человека за несколько дней. И мы ждем кучу крови, насилия, смертей — и там это есть, но это не основное, основное — это главный герой. Мальчик, сын, брат — неопытный, но уже сильный, решает помочь своей стране, своей семье и уходит в партизанский отряд, откуда начинается его перевоплощение от пацана-хулигана к мужчине-защитнику, мужчине-мстителю. Каждая сцена, каждое событие делает новый разрез на сердце Флеры, пока оно не становится мозолистым и твердым. Каждое новое «смотри» добавляет боль в его глаза и морщины на лице. Они не старческие, они от сухости, от грязи, от ссадин, но это след опыта и осознания, который есть не у каждого старика. Каждое новое «иди» погружает нас все глубже в себя, хотя делается это через внешние обстоятельства.

Не друзей главного героя убивают, а тебе напоминают о неполноценности юзе осознания и понимания. Не деревня сжигают со всеми жителями, а разрывают твое сердце. Не на других персонажей смотрит Флера, а в твою душу. Смотрит пристально, смотрит по-разному, смотрит все новый человек.

Прием крупного плана, когда герой смотри прямо в камеру удивительно удачен в данной работе, весь фильм можно было построить на этом, не показывая других сцен. И мы бы ужасались не меньше, как меняется лицо, выражение и ощущение человека. Не только главный герой смотрит на тебя, но и остальные, кто с надеждой, кто с ненавистью, кто мольбой о помощи, а ты ничего не можешь сделать, ты все глубже погружаешься в отчаяние. И кажется нет надежды, кажется, что ничего хорошего не будет, но вот Флера стреляет в Гитлера, еще раз и еще, но не в малыша. Не все потеряно для наших ребят, не все сердце изрублено, в душе осталось место не только для мести, но и для сострадания. Мы победим, но не сейчас…

Фильм — полный символов, фильм — образ. Не фарс, не сатира, как может показаться если включить некоторые отдельные фрагменты, а искусство полное метафор, полное горя и отчаяния. Сильное, проникающее в самую суть, как пуля, как нож, как пламя выжигающее рану — это кино нужно идти и смотреть, не расслабиться вечерком на диване, не пустись фоном во время приготовления к празднику, а настроиться и приготовиться думать и чувствовать.

PS а то, что корову убили по-настоящему, не нам это судить. Возможно, по-другому и фильма этого могло не быть.

8 из 10
Показать всю рецензию
akolychkine
Как и многие посмотрел этот фильм, как «лучший фильм о войне» по рекомендации критиков, режиссеров и простых зрителей. Посмотрел 9 мая 2020г. Ждал увидеть как минимум вторую «Проверку на дорогах», однако очень разочарован. По пунктам:

1. Полное отсутствие эмпатии. Главный герой, извините, дебил, партизаны, простите, какие-то разбойники, а немцы те вообще садисты. Жалко только жителей деревень, которых сожгли и расстреляли

2. Оборванные сюжетные линии, левые персонажи. Что привнесла Глаша в этот фильм? В чем роль главного сурового партизана, кроме того чтоб хмурить брови? И куда эти партизаны вообще уехали в начале фильма, чтоб потом появится в конце?

3. Немцы такие садисты. Не претендую на историчность, но немцы показаны как антагонисты из американских комиксов — иррационально злы когда их много, и комично трусливы когда повержены.

4. Не к месту натуралистичность — оторванная нога, кинутая в воронку, обожженный человек почти весь, но сухой и рассудительный. Расправы над населением. Местами напомнило итальянские фильмы про каннибалов.

5. Отсутствие развития главного героя, и вообще кого-либо. Где катарсис? Что поменялось к концу фильма, кроме внешнего вида главного героя?

В сухом остатке, по мне это один из худших фильмов о войне, чернобелый, однобокий, типа война — это ужас-ужас, будто мы и не знали.
Показать всю рецензию
breaspe83
35 лет назад
Сколько бы вы ни искали самое страшное кино среди хорроров и прочих ужастиков, чтобы как следует испугаться, а найдёте всего лишь кино. Нет уверенности, что «Иди и смотри» начинали снимать именно как кино. У этого явления нет названия. Вероятно, потому что от реализма пробирает намного сильнее, чем от самых ужасающих выдумок.

Как в войне пострадала эта республика, всем, кто нормально изучал прошловековую историю, объяснять не нужно. В фильме середина войны — год, когда по соседству был Карпатский рейд Ковпака, а на территории Белоруссии партизанские отряды создавали угрозу вермахту. Нарастало ожесточение. Если у кого из участников ещё и оставались где-то за душой мифы о благородных методах ведения войны, то к этому году развеялись и они.

Геноцид перестал шокировать людей в форме с погонами и мирных людей почти не осталось. Если не ты, то тебя… Главный человек в фильме ещё не взрослый, но уже и не дитя, фильм страшнеет, когда жуткие свойства тотальной войны превращают мальчишку в старика.

Если хватит духу досмотреть до конца, то ясно, кого надо убивать, в том числе, и в себе. Только так заглядывать в героев фильма и в себя — это не для слабонервных. А страшнее всего то, что в фильме ничего не выдумывали. Показано, как было. И от этой реконструкции озверения не очень-то защищает экран, который между вами и событиями.

Главные события разворачиваются во время карательной операции, потом мы видим умирание ребёнка в ребёнке. Так об истреблении людей людьми ещё никто не снимал. Военное кино стало по-настоящему антивоенным без дополнительных слов, что-то там объясняющих. Тут слова уже не нужны.

Иди и смотри, чтобы помнить.

10 из 10
Показать всю рецензию
imil1
Посмотреть данную картину Элема Климова меня привёл её неофициальный статус самого страшного фильма о войне. Посмотрев его, я был полностью согласен с данным определением данной киноленты. В данной картине без каких-либо недоговорённостей показана ужасная и беспощадная война, напоминающая ад. Кстати насчёт сравнений: было бы слишком просто показать лишь ужасы войны прямолинейно, и поэтому режиссёр Элем Климов обращается к сопоставлению реальных людей, объектов и событий с религиозными. Так, немецкий разведывательный самолёт, пролетающий над Флёрой, главным героем фильма, почти всё время в самые ужасные моменты с характерным гулом, можно сравнить с ангелом смерти. Первым моментом его появления является эпизод с нахождением Флёрой оружия, где «ангел», словно, обозначает, что оно несёт с собой страдания и смерть. Членов айнзацгруппы можно сравнить с чертями, прислужниками дьявола, а Флёру и белорусских мирных жителей — с мучениками. Даже название фильма является отрывком из книги «Откровение Иоанна Богослова», где описываются пророчества о конце мира, на что и похоже всё произошедшее в картине.

Хочу также выделить три эпизода, которые больше всего повлияли на меня в этом фильме.

Первый эпизод: обращение полуживого с многочисленными ожогами старосты деревни к Флёре. В этой сцене я увидел нечеловеческую боль и её превозмогание. Также поражает невероятная ужасность ситуации, в которую попал персонаж, о которой он и пытается изо всех сил рассказать. Несмотря на то, что староста деревни произносит лишь обрывки предложений («…Меня бензином… Горю… Бегу… Догоняю их… Прошу… Молю: «Добейте меня»… Смеются… Смеются…»), это не мешает достроить зрителю всю ужасную картину произошедшего.

Второй эпизод: сожжение амбара. Даже больше самого факта сожжения амбара с невинными жителями деревни меня поражает весёлый йодль, исходящий из громкоговорителя в этот ужасный момент. Причём, будь на месте этого пения другая музыка, я думаю, что она не так глубоко бы действовала на мою голову, как действовал на неё йодль.

Третий эпизод: расстрел портрета Гитлера Флёрой. Наверно, это самая главная и захватывающая сцена фильма. Выстрелами Флёра выплёскивает всё накопившееся зло от увиденного на того, кто это увиденное и породил. В это время сцена сопровождается нарезкой кинохроники, идущей в обратном направлении, где Гитлер постепенно молодеет, пока не становится младенцем на руках матери. Но выстрелить в ребёнка Флёра не может, поскольку понимает, что тот ещё не способен испытывать ненависть или какие-либо другие чувства. Этим поступком Флёра показывает, что, несмотря на пережитый ужас, он остался человеком. Может он и мёртв снаружи, но он ещё живой внутри. Таким образом, Флёра, словно, победил Гитлера, пытавшегося, в каком-то смысле, убить в подростке всё человеческое.

Кроме того, у фильма великолепная (можно сказать, новаторская) операторская работа и работа со звуком, что как раз и помогает зрителю окунуться в фильм и стать свидетелем страшных событий. Как факт: для съёмок использовался система стабилизации камеры «Стэдикам», которая появилась в советском кинопроизводстве лишь за несколько лет до снятия фильма и почти не использовалась; эффект «глухоты» и звона в ушах, испытываемого Флёрой после разрыва снаряда неподалёку, позже использовался знаменитым режиссёром Стивеном Спилбергом в его не менее знаменитом фильме «Спасти рядового Райана».

Фильм «Иди и смотри» — это великолепное кинополотно, с невероятной точностью и глубиной описывающее все ужасные события, которые пережили наши предки и утверждающее очень верную истину: каким бы лютым не было зло, оно не в состоянии убить человечность в каждом.

10 из 10
Показать всю рецензию
zombion
Мой кинематограф!
От режиссера «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»!

Иди и смотри

В это трудно поверить, особенно после просмотра «Иди и смотри», но именно Климов сделал тот старенький черно-белый фильм с Евстигнеевым в главной роли. Смотрите, какая интересная штука, Климов начал с картины про детей в пионерлагере, т. е. с комедии. Затем последовала еще одна — «Похождения зубного врача», где играл Мягков.

Да-да, а закончил жуткой антивоенной драмой. Даже не драмой, «Иди и смотри» — самый настоящий фильм ужасов. Кино, которое пугает так сильно, как не испугает чистый хоррор (с вампирами или другими монстрами). Я не понимаю (и не принимаю) критику в адрес «Иди и смотри». Почему? Потому что киноманы (видимо) не обращают внимания на одну деталь — перед нами художественное кино от великого режиссера.

Человек стоял за железякой (камерой) и снимал кино, хотел достучаться до людей. Оно холодное. Оно мрачное. Оно ужасное. Оно космически эмоциональное. Оно способно сжать в кулаке твое сердце. Я посмотрел много драм, я посмотрел много ужасов — все равно, «Иди и смотри» выжимает слезу. О чем это говорит? У него получилось. Работа Климова не оставляет равнодушным.

Картина начинается с ребенка. Он улыбается и всеми силами хочет попасть в партизанский отряд. Через пару дней, ребенок превратится в старика. Без души, без сердца, в уродливого, искалеченного старика. Кравченко — я не знаю. Я не знаю, что Климов сделал с Кравченко (это вот к вопросу, якобы маленькие дети не должны хорошо играть, угу). Лучшая роль Алексея, не обсуждается.

Режиссер правильно сказал — тот, кто забывает свое прошлое, обречен пережить его снова. Я люблю «Иди и смотри», но хотел бы немного отгородиться от тех, кто кричит с пеной у рта про безумную любовь. Уверен на сто процентов, они его даже не будут пересматривать. Тяжко! Это эмоции, конечно. «Иди и смотри» — большая смелость постановщика Климова.

Климов ушел из кинематографа на очень сильной ноте. Моя любимая сцена в фильме — когда Флера смотрит на фотографию Адольфа Гитлера, где тот маленький сидит на руках матери. Мне кажется, что именно в этой сцене находится вся суть фильма. Не бывает плохих наций, не бывает плохих детей. От каждого из нас зависит, кем мы в итоге станем — животным или все-таки человеком.

Люди — единственные в мире (я подчеркиваю), кто уничтожает себе подобных. Банальная истина. Сколько еще нужно испытать боли, чтобы все это прекратилось, чтобы люди хотя бы попытались. Ничего не осталось, ничего! И они еще сейчас идеализируют войну, тьфу…

9 из 10
Показать всю рецензию
Вячеслав Лебединский
Как сильно человека может поглотить неоправданная и бездумная жестокость. Этот фильм до невероятного натурален, (цветовой гаммой напоминаем мне «Сталкер») и что-то твердит, что та людская бездумность, что была показана в «Иди и смотри», имела место быть и была. И то, что происходило в Белоруссии, это только часть небольшой истории о всеобъемлющих ужасах Второй мировой войны.

В картине правдоподобно показано как фашисты с презренными улыбками и радостью изощрённо убивают других людей, не своей якобы чистой арийской расы; но те им ничего плохого не сделали. Это же не они захватчики, пришедшие с мечом и огнём, неся за собой смерть, разорение и людскую скорбь.

Фильм прошибает на эмоции и поражает актёрской игрой, мимикой, взглядами или точнее тем, как всем сыгравшим удалось вжиться в свой образ и передать всё так, словно бы оно по-настоящему было и отразилось на них.

Большая часть происходящего в картине — это агония потерь.

В лесу, когда парень с девушкой затаились (и чуть-чуть порадовались жизни) подальше от военных действий, они и не подозревают, что на них обрушиться.

Пареньку Флёре посчастливилось выжить, на всём его существо отразился глубокий отпечаток страдания. И все виденные и пережитые ужасы останутся с ним навсегда. В конце фильма становиться ясно, что не мстить он попросту будет не в силах.

Глаша… девушка с невероятным выражением таинственных глаз и приятным овалом лица… Она не знает, куда идёт, не находит себе места в этом хаосе. Произойдёт так, что она чуть с ума не сойдёт от происходящего, но её ждут ещё те потрясения.

А вообще, фильм ли это, или воссозданное мгновение прошлого?

Элем Климов поставил жёсткую картину, это неоспоримо; на данный момент ни в одном Российском фильме я не видел такого накала, напряжения и трагизма, как в этом фильме.

«Иди и смотри» оставляет для меня лишь один вопрос: За что на людей выпали все те ужасы?

Я буду пересматривать этот фильм. Обязательно. Чтобы помнить.

Без оценки.
Показать всю рецензию
Dsholgin
«Если мы забудем своё прошлое — мы обречены пережить его заново». О фильме «Иди и смотри»
Пожалуй, самая амбициозная задача для критика — разобрать работу, признанную не просто эталоном жанра, а отдельным, уникальным явлением, затмившим так или иначе всё, что с жанром связано. «Иди и смотри», картина о Великой Отечественной войне, стала неотъемлемой её частью, неподдельной визитной карточкой, достоверной летописью. На одном из зарубежных показов фильма встал пожилой немец и сказал: «Я офицер вермахта. Я прошёл всю Польшу, Белоруссию, дошёл до Украины. Я свидетельствую: всё рассказанное в этом фильме — правда. И самое страшное и стыдное для меня — что этот фильм увидят мои дети и внуки».

Фильм повествует об одной из 628-ми хатынских деревень, уничтоженных нацистами. Главный герой — Флёра (Флориан), парнишка 13-ти лет, подавшийся в партизаны и за несколько дней перенесший на своих плечах весь ужас войны. Элем Климов, главный идеолог и постановщик ленты, с войной знаком не понаслышке. Родился в Сталинграде, во время Сталинградской битвы под немецкой бомбежкой вместе с матерью и новорожденным братом бежал за Урал. Война, судя по сохранившимся интервью, оставила в его душе глубокий след, саднила невысказанной болью. После «Иди и смотри» Климов, по его словам, был так выжат и опустошен, что с тех пор кино больше не снимал.

На мой взгляд, у картины «Иди и смотри», если говорить о воздействии на зрителя, два сильнейших крена, две области применения в подсознании, по которым фильм, как оружие поражения или наоборот источник силы, работает сильнее всего. Эти направления тесно переплетаются, и все же вполне различимы. Первый крен — патриотический, или вернее сказать гражданский. Второй — более общий, морально-нравственный.

С точки зрения гражданско-патриотического эффекта фильм — это эликсир отрезвления. Фашизм, как образец абсолютного зла, здесь показан «во всей красе». В качестве напоминания о том, кто есть кто в окружающем мире, как предостережение, как искоренение исторического склероза и социальной безграмотности этот фильм действует безотказно. Точность вражеского образа, выразительная откровенность и неприглядность покушения на мирную жизнь — это те самые факторы, которые во многом затмевают все остальное. Кроме того, фильм ясно взывает к гражданскому долгу — помнить о перенесенных муках, о цене, которую наш народ заплатил в ходе тех страшных событий. Здесь нужно быть предельно точным в формулировках — муки, цена, но не подвиг. В фильме никакого подвига нет. Война по Климову — это скорбь, страх, ненависть, отчаяние, но не геройство. Никаких победителей, есть только проигравшие. Одни погибли, другие в одночасье состарились, остались без сердца и, быть может, позавидовали мертвым. Если бы мы с рождения видели войну только глазами Элема Климова — ни о каком Дне Победы не было бы и речи. При всей пронзительности высказывания, его идеологической пользе, нужно отдавать себе в этом отчет.

Оригинальное название фильма было иным — «Убейте Гитлера». Имеется ввиду убийство в человеке дьявольского начала. «Убейте Гитлера в себе», если расшифровывать дословно. С морально-нравственной точки зрения выбор кажется идеальным. Только на практике он оборачивается идеалистической догмой, опустошающим ударом реальности и, что более тревожно, ненавистью. Зябкое, неявное, но все же удовлетворение испытываешь от сцены расправы над немцами. Даже где-то досадуешь от их быстрой кончины.

Авторы фильма не оставляют тем, к кому они обращаются, никаких шансов на воодушевление. А что, если убить Гитлера в себе не удастся? Что если война все таки наступит? Неужели в этом случае все обречены? Своим кипящим отчаянием «Иди и смотри» порождает безысходность, бьет по рукам, сеет в душе зерна безнадёги. И даже тащит за собой, как безропотную корову, в пропасть безумия. Находясь очевидцем на адской карусели войны, ждешь, что найдется хоть кто-нибудь, кто сможет рвануть рычаг тормоза, собраться с мыслями, остаться хладнокровным. Взамен ты наблюдаешь, как участники событий мечутся, бьются словно рыбы об лед, наивными овцами лезут в пасть клыкастой смерти. Партизаны скорее озабочены общими фотографиями и вместо того, чтобы защищать населенные пункты, уходят из очага боевых действий, странная девушка Глаша буровит незрелому мальчишке какую-то околесицу про птиц, обездоленные жители деревни, якобы помирая с голоду, лепят чучело Гитлера. Как-будто невидимая рука намеренно подбрасывает дрова в топку общего психоза.

Военные фильмы, лишенные тепла и надежды, к тому же если они фокусируются исключительно на воцарившихся панике и безвыходности, носят деструктивный характер. Но «Иди и смотри» — особый случай, слишком близкий к реальности, слишком честный. Как сказал один из сценаристов фильма, писатель Алесь Адамович: «Пусть не смотрят, но мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире».

P.s. Рекомендую помимо самой картины посмотреть короткий, но многое объясняющий фильм о фильме.
Показать всю рецензию
Connor James
Это не война.
В понимании большинства людей продукция советского кинопрома это бесспорные фильмы на века, фильмы с душой и для души, и вообще, раньше было лучше. Зачастую это правда. Любой человек, выросший в СССР с легкостью может назвать как минимум десять советских фильмов, которые он с удовольствием пересматривает каждый год. С той же легкостью можно назвать и режиссёров, вроде Гайдая, Рязанова, Тарковского, которые своим творчеством целые поколения. Особняком от всех остальных фильмов в СССР всегда стоял жанр военного кино. И не в последнюю очередь, учитывая военный опыт страны. Фильмы о войне и победе всегда были чём-то особенным и воспринимались иначе.

Прорывом в этом жанре в эпоху позднего Союза стала картина Элема Климова «Иди и смотри». Фильм называли (и продолжают называть) самым точным, жестоким и правдивым фильмом о Великой Отечественной Войне. Им восхищались (и продолжают восхищаться) целые поколения жителей СССР и постсоветского пространства. А западные киноделы, вроде Спилберга, и вовсе ставят этот фильм в ряд с лучшими картинами о войне в принципе.

Такая широкая известность и орды возгласов, кричащих о том, что это лучший фильм о войне, перед просмотром не оставляют никаких шансов на сомнения. Поэтому, мой личный шок от фильма был ещё более чудовищным, когда по прошествии 145 минут картины я пребывал в некотором ступоре и замешательстве. Лучший фильм о войне? Едва ли! Самый правдоподобный? Вряд ли! Легендарный?.. Увы, но да.

Первые минуты нам отводятся на краткий рассказ о жизни Флориана (Флёры), главного героя картины. Парень жаждет поскорее присоединиться к отрядам партизан. Почему? Лучше меня ответит цитата из фильма: «Все идут, а я что?». Дело ясное: война, долг Родине и прочее, но мать, оставшаяся с сыном и двумя его младшими сёстрами, даже не пытается особо препятствовать. Её страдания выливаются в сомнамбулические метания по дому, крики и стоны. Собственно, отвратить неизбежное не получается (да никто особо и не пытается), и Флёра оказывается новобранцем в полку партизан.

С этого момента кажется, что картина берёт курс на более личную историю о жизни рядового партизана. И в какой-то степени да, но Элем Климов решил, что просто показать жизнь в оккупации и рядовые будни партизан недостаточно. Вернее, те приёмы, к которым мы привыкли, недостаточны для усиления якобы шока от якобы войны. И тут фильм превращается в самый настоящий артхаус! Сперва ты воспринимаешь это как некий сюрприз-удивление (надо же, подлинное авторское кино о войне во времена СССР!), но чем дальше смотришь, тем больше понимаешь, в какой же ад окунает режиссёр своего зрителя. Притом слово «ад» — отнюдь не комплимент данному фильму.

Очевидно, что Элем Климов считал: для того, чтобы заставить зрителя ужаснуться увиденным, его сперва надо довести до чувства полнейшего стыда за то, что он смотрел на происходящее на экране. Мнение режиссёра поддержал и оператор проекта. Иначе как объяснить эти чудовищно длинные планы лиц, снятых самым крупным образом, где персонажи общаются друг с другом? В особенности в сцене разговора Глаши и Флёры в лесу. Я буду молчать про то, что они говорят, про то, как они говорят, достаточно сказать, что когда вам в лицо будет смотреть белокурая девочка и сладким голосом говорить о том, как она хочет жить (это лишь вырванная фраза из контекста, который ввиду очень пространного монолога передать не представляется возможным от слова «совсем»), вы будете отводить глаза от экрана каждые 10—15 секунд, просто из-за того, что смотреть на это постепенно становится неприятно.

И ладно, если бы такой финт был однократным. Однако создатели идут ещё дальше. Все же мы знаем этот «тёплый ламповый» звук несовершенных советских звукозаписывающих систем, который не особо качественно записывал речь. Большинство режиссёров это понимали, и намеренно убирали музыкальный фон из диалогов, либо глушили музыку как только возможно, лишь бы зритель слышал то, о чём говорят персонажи. Но половина сцен в фильме Климова сопровождается оглушительным рёвом летящего самолёта, крика журавлей и орущих жителей. И вся эта звуковая какофония очень сильно портит впечатление от просмотра. Не говоря уже о том, что звуковой ряд перекрывает диалоги в большинстве сцен. Так, один из самых пронзительных моментов — сцена с полуобгоревшим жителем деревни — тоже оказался попросту «задавлен» фоновыми звуками. Всё, что можно разобрать в последних словах умирающего — это обрывки фраз и одно единственное «Добейте…».

И так везде — от сцен, где, по сути, должна катиться по щеке слеза, до батальных моментов. Куда ни ткнись, всюду тебя встретят с «особенностями». Благодаря такому особому авторскому видению сюжета, персонажи напрочь уничтожаются как личности. Они странные, непонятные, отвращающие от себя. Им не хочется сопереживать, их не хочется уберечь от этих ужасов…которых тут как таковых и нет. Есть некоторые схематические изображения насилия и геноцида над оккупированными жителями Белоруссии. Но ничего из ряда вон выходящего вы тут не найдёте. Нацисты, говорите, подонками изображены? Да не особо то им и веришь… Жуть несусветную показали? Да, было пару моментов, и то спасибо воображению, которое додумало то, что якобы происходило в этой сцене, ведь режиссёр предпочёл сфокусироваться на сотнях орущих баб и нацистах, забавляющихся с домашним скотом.

Но есть в этом всём и один несомненный плюс. Это Алексей Кравченко. Его игра потрясает, завораживает, да и чего уж там, он попросту тащит на себе весь фильм. К огромному сожалению, сценарий сделал из персонажа Кравченко не пойми кого: не то ребёнка с задержкой в развитии, не то воина в теле подростка. То он юный новобранец в партизанском отряде, а через 10 минут фильма он уже матёрый боец, потерявший связь с человеческим.

Увы, но в целом фильме есть всего лишь одна сцена, где режиссура, актёрская игра, звуковой ряд и операторская работа сошлись воедино и дали правильный результат: сцена на болоте, в которой Флёра узнает о судьбе своей семьи. Вот тут у тебя и мурашки по коже и кровь в жилах стынет…

Для советского зрителя в далёком 1985-м году такое кино стало открытием, сейчас же это больше смахивает на дилетантскую работу, которую по счастливой случайности вытащил один хороший актёр. Фильм не способен заставить зрителя прочувствовать эмоции персонажей; он не вкладывает никаких мыслей в головы своей аудитории; он не поражает тем, о чём пытается рассказать, так как делает это в максимальной степени отвратительно и бесчестно по отношению к смотрящему. «Иди и смотри» — это пустая, претенциозная картина, которая благодаря сарафанному радио уже без малого 35 лет имеет славу куда большую, чем ей положено.
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4 ... 14
AnWapМы Вконтакте