Рецензии

gordy
Поступок, как удостоверение личности
Ожившие воспоминания главного героя относятся к поре начала семидесятых, когда в Чехии, отгремев танковыми гусеницами, прошло вторжение советских красноармейцев, и возвращенная к строительству социализма страна, подмяв недовольных, продолжила путь в светлое будущее, которое представлялось его друзьям - товарищам в мрачных цветах застоя и разложения.

Переписанный в сценарий фильма роман известного чешского писателя Петра Шабаха охватывает здесь четыре года юношеского протеста, которым наполнены приключения четырёх неунывающих парней, чья школьная жизнь, внеурочные похождения и семейные трения с родителями составляют портрет целого общества, вынырнувшего из демократического всплеска, погрузившись в репрессивный сталинизм, провоцирующий сопротивление испытывающих и ощущающих становление собственной индивидуальности молодых людей, чей взгляд на вещи приобретает силу действия, ведущего их к неожиданным открытиям в себе и в других.

Кино необыкновенно аутентично передает как дух времени, так и его внешний антураж, составленный из тщательно подобранной предметной среды, деталей внутренних интерьеров, мебели, одежды, телевизионных звуков, торжественных ритуалов и красных знамён. Собственно с одного такого ритуала и начинается рассказ пятнадцатилетнего Петра о получении их компанией первых гражданских паспортов, открывающем череду их отважных попыток посчитаться со строем и его охранителями, применяя подсказанный молодостью весёлый приём.

Декорации и действующие лица создают полновесное ощущение «снова в СССР» с полным набором издержек и противоречий партийно организованных ценностей, явно не разделяемых четвёркой бравых борцов, чья отвага, пробираясь сквозь страх, являет образцы гражданской твёрдости, находящей отклик в домашней среде, представляя в противовес богатый разнообразием лиц набор мелких и темноватых личностей, чьими делами и делишкками множится и неистовствует коварное тёмная часть, не поколебав уверенности, укрепляя ребят в преданности бунтарской волне, при этом не ударяясь из искренности в политику, отчего вместо чернушной прокламации у авторов выходит очень смешная, полная смысловой глубины трагикомедия, где максимумом является отречение от жизни, которое не спишешь на ошибки молодости, принимая за революционный порыв.

По рождению далёкие от социализма пацаны, видят былое не хуже того, кто создал эту историю, совместив яркость индивидуальностей с типологией гражданских отношений во всем разнообразии гримас эпохи государственного подавления вольнодумства и свободомыслия, которое хипующие длинноволосые отроки питают от западного винила, при первой возможности оставляя в дураках дураков, с переменной удачей выпутываясь из всяческих передряг, нелепых по неопытности, проходящей с возрастом от одного года к следующему, крутые повороты которых скрашивают беспечность ответственностью уже не мальчиков, а настоящих мужей.

Хроникальность формы, подчеркнутая закадровым голосом юного автора, привносит в фильм исповедальный тон признаний и признательности своим близким и близким товарищам, не мешая счастливой улыбке пробиваться сквозь боль утрат и горечь расставаний, возвращая в памяти беспокойную юность, не выбирающую своё время, а просто обязывающую жить и умирать здесь и сейчас, так, как тебе подсказывает совесть, печалясь об ушедших, но не испытывая жалости к тому, что прошло.
Показать всю рецензию
AnWapМы Вконтакте