Рецензии

Grass
В каком-то смысле уникально для ПОП-культуры
1. Индивидуалистическая мораль против коллективистской.

Несмотря на то, что сценаристы хотели показать во второй половине сериала, и ближе к концу, силу коллективной мысли, которую проповедуют русские (и поэтому они сильны, и поэтому они побеждают), героиня на самом-то деле являлась индивидуалисткой, и весь её выигрышный путь — это борьба с самим собой, с помощью своих же сил, с опорой на свои ценности, с отвержением других людей. Она не общалась с подругами в школе, она ушла с домашней вечеринки, ей это было неинтересно. Это был эксперимент по определению «кто я», завершенный вопросом «зачем я здесь». На вечеринке студентов её присутствие определялось одноразовым бегством от себя (отдушиной и разгрузкой, которую она нашла также и в транквилизаторах ранее. Что ещё больше характеризует её как личность «Я-Я», а не «Я-МЫ/ТЫ». Исключение подтверждает в этом случае правило, ничего так не характеризует «степного волка» как редкие выползки к людям, и контакты с ними, которые на самом деле тебе не очень приятны, которые не являются «твоими». Возможно чтоб сказать себе ещё раз что это не «твоё»). Общение с красавцем-журналистом — её не сильно интересует, она в каком-то роде завлечена им, но он для неё призрак, проходной человек, который изредка мелькает в её судьбе, потому-что в первую очередь хочет этого он. Молодой шахматист играющий с ней в её доме — интересен ей как игрок, он думает что тренирует её, ей же нравится просто играть. И контактирование с ним у Лизы Хармон происходит по принципу «почему бы и нет?». Предложение ночевать от Лизы — всего лишь, сохранение сложившегося (регулярными его посещениями) статуса кво. Она в нём не нуждается. Мать её, к которой она несмотря на всё, относится с симпатией, для неё средство достижения взаимовыгодных целей, как и Лиза для матери. Шахматиста-ковбоя она уважает как сильного игрока, и не более.

Контактирование со всеми людьми встречающиеся в сериале для Лизы — это либо неизбежность, либо дело случая, либо некая разгрузка. Фундаментально — они ей не нужны, они не играют роли для неё. Попытка показать в конце сериала коллективную помощь «друзей» — не идет ни в какие рамки, если четко проанализировать кто такая Лиза Хармон, почему она добилась того — чего добилась, что ей в этом помогло, и что её вдохновило. Ответ один — она сама. И все её мнимые переплетения с другими персонажами сериала — это бегство (не в плохом смысле этого слова) от шахмат, отдых от шахмат, но ради шахмат! Транквилизаторы — тоже. И значит ради себя, потому что она и есть «шахматы».

2. Не последний человек

Лизе Хармон неинтересен феминизм, коммунизм, христианская мораль, привычный комфорт, общество потребления, патриотизм и американские ценности. Лизе Хармон интересны шахматы. В сериале не показана героиня, ходящая по головам, преследующая свои интересы в ущерб другим, которая выбрасывает свою жизнь ради благ. В сериале показана героиня, которая знает что она хочет, у которой и взгляд и путь соответствуют друг другу, которая является по духу своему -«титаном». Ей (отчасти благодаря ковбою) становятся смешны безалаберность, несерьёзность, халатность американского шахматного мира. В сериале не очень тонко это и показано. Она восхищена как устроен русский шахматный мир. Брутальность, жёсткость, напористость, против хрупкости, мягкотелости, и пассивности. Монументальное здание с фасадом «воинов», внутри играющей романтично-воинственной темнотой. Это не идёт ни в какое сравнение с американскими яркими и светлыми пейзажами. Нация, помешанная на шахматах даёт Лизе о себе знать, поднося бумаги для автографов, суетясь перед ней. Виды стариков-шахматистов поражает её. Она чувствует эту силу, этот фундамент на котором произрастают рыцари шахмат. Лиза Хармон — это фашист (образно говоря) в мире шахмат, сверхчеловек. Сопливая демократичность американского шахматного мира — не для неё. И она это понимает. Она не влезает в политику, и не собирается говорить «я горда что являюсь американкой». На предложение выступить в русском эмигрантском клубе в США против «советов», она отвечает уходом из машины, и последующей игрой со стариками-титанами. Ей смешна мысль о христианской антикоммунистической проповеди, которую ей предлагают спонсоры поездки в атеистическую империю. Она выше всего этого.

3. Отсутствие культурной повестки

Лизе неинтересен феминизм, и сценаристы не стали оборачивать сериал в эту тему, и славно. Во всём сериале было только два момента-отсылки. Когда биологическая мать говорит ей, что «мужчины буду ей указывать», и когда репортёр спрашивает её «как ей приходиться быть среди мужчин». Репортёру она отвечает что «никак». Она об этом не думает, её борьба не заключается в том, чтобы изменить этот мир, перестроить его ценности, показать что она «девочка» которая сражается против «мужчин». Или что она винтик, сражающейся с машиной. Это не плохо, и не хорошо (это не оценочное суждение), это факт. Её борьба заключается в доказательстве себе самой её таланта. Она не представляет США и американские ценности, она не представляет христианский мир в борьбе против атеистического, она не представляет женский пол против мужского. Она представляет себя.

В каком-то смысле уникальный сериал для ПОП-культуры в целом, и для нетфликс в частности. Здесь показан труд, а не тунеядство. Здесь показана мораль, а не сиюминутные необдуманные действия, здесь нет эгоизма (в плохом смысле этого слова), но есть честное сотрудничество, здесь нет легкомыслия, и есть четко продуманный путь. Это сериал не про подростков которые «убивают» себя, и тянут за собой в «могилу» остальных. Это сериал про подростка который знает кто он, чего он хочет, и этим вызывает уважение. Это сериал не про ПАРАЗИТИЗМ, а про ДОБЛЕСТЬ и ЧЕСТЬ. И в этом его главная заслуга и прелесть. В этом его уникальность для нашего времени (как мне видится).
Показать всю рецензию
Роман Филимонов - 8209
Хорошая «девочковая» сказка, 7/10
Нельзя было обойти стороной главный мини-сериал второй половины 2020 года. Можно сказать сразу — смотреть стоит, потому как это пока что «флагман» Нетфликса, сменивший на данном посту закончившуюся летом «Тьму».

Визуально сериал прекрасен, несмотря на местами кривую «зеленку». Ракурсы, общая эстетика, выбор цветов и коррекция — все это настолько хорошо, что многие кадры можно забирать себе в рамочку на стену.

Саунд-дизайн профессиональный, без экспериментов. Музыкальное сопровождение — есть, сильно не запоминается, разве что сторонние композиции, вроде «Venus», «Along Comes Mary» и «Gymnop?die No. 1».

Сюжетно же здесь все довольно просто и сделано по шаблону, обычная история из учебника. Но это не проблема, а точнее не самая большая.

Дело в том, что в попытках создать мизантропичную героиню а-ля человек дождя сериал местами доходит до откровенных «мэри сью» моментов. И дело не в том, что героиня на самом деле ранимая — противоречия в герое это хорошо, если сделано как надо. И даже не в том, что таких протагонистов мы видели кучами в нулевых и начале десятых в сериалах — те работы до сих пор любимы многими. Смысл в том, что «мэри-сьюшность» зайдет далеко не каждому.

Плохо ли это? Вряд ли. Кажется, что определенной целевой аудитории вполне зайдет. Нельзя же отказывать в существовании «девочковой» сказке, просто потому что «серьезным дядям» такое не нравится.

Атмосфера сказки ведь заложена не только в типаже героини и сюжете, но и в эстетике, о которой я говорил выше. Воспринимая все это вместе, мы, на самом деле, получаем достаточно целостную картинку.

Далеко не новаторский сюжет может спасти хорошо скроенное повествование — в сериале почти нет каких-то откровенно скучных проседающих моментов. Снижение темпа в середине 6—10 серийных проектов — часто встречающаяся проблема, но здесь удалось ее избежать.

Да, с образом СССР там получилось немножко кринжово. Да, история банальная. Да, шахматы показаны как «магия», если ты в них не шаришь. А если шаришь, то их тема может показаться недораскрытой — условно говоря, не чета хакингу и нюансам кибербезопасности в «Мистере Роботе». Но посмотреть все равно советую, хотя бы попробовать заценить.
Показать всю рецензию
sunabozu379
Нетфликс и типичный продукт Нетфликса в 2020 году.
Я конечно всё могу понять, не сказал бы что я Кино-гурман или какой-то критик, но мне нужно сделать несколько важных заявлений.

1) Это произведение не о шахматах.

2) Сериал кидает персонажей вам в лицо, забирает, потом опять кидает, потом опять забирает. Мотивы поведения главной героини не объяснены, как и мотивы в поведении её родителей.

Существует только один тезис в этой ленте — это «тупые мужики».

3) Показанное лечение от зависимостей — сказка. В свою очередь, прототип шахматистки был взят с Роберта Фишера и это является своего родом отсылкой, но по большому счёту это мелочь и не является центром картины.

В сериале отсутствует логика. И это самое печальное. Данная картина нам не рассказывает о шахматах, не даёт какого-нибудь глубокого посыла с моральной или психологической точки зрения.

Она расскажет только о том, какие все представили мужского пола — отвратительны в этом сериале, слабы и беспомощны.

Всё будет оправдано только тем, что она сирота.

Отвратительно.

2 из 10
Показать всю рецензию
Рекапча
С одной стороны у нас есть прекрасная актёрская игра Ани Тейлор Джой, с другой стороны у нас есть абсолютно несуразный сюжет. На то он и нетфликс, что вывозит одной картинкой.

Глупая романтизация наркотических веществ, алкоголя, аморального образа жизни. Наша героиня вся такая гениальная шахматистка, которая без пилюли психует и дёргается. Не любит проигрывать, не признает чужую гениальность — человек с мозгами четырнадцатилетнего подростка. Активное употребление транквилизаторов очень «позитивно» скажется на вашей способности мыслить. Смешайте это дело с алкоголем, и ваш мозг, на удивление, превратится в машину по уничтожению своих оппонентов. Все будут вам хлопать, удивляться вашей уникальности\гениальности, просить автографы, а надо всего лишь сторчаться и спиться. Фантастика.

Аня, удивительно вписывается в эту роль. По моему мнению, это один из главных плюсов сериала, чего не скажешь о игре второстепенных персонажей. Антагонист у нас «ЗЛОЙ РУССКИЙ» из страны чудес USSR. Всё по канону. Чуткое руководство Каспарова, также жирный плюс фильма, однако сериал не про шахматы.

Посмотреть стоит, но чего-то гениального и великого тут явно нет. Сериал очень сильно переоценён.
Показать всю рецензию
Squie7
Примитивизм
Ход королевы — примитивный, гротескный и вредный для ваших знаний сериал.

Пожалуй стоит пометить несколько важнейших миазм. Главная героиня употребляет транквилизаторы, при употреблении которых, кто знаком хоть немного с химией, у человека утрачиваются когнитивные способности, оказывая седативный эффект у вас НЕ может быть галлюцинаций. Они наступают лишь после длительного совсем болезненного употребления как вторичная хроническая и побочная зараза. Мозг не способен вести под таким эффектом индукцию, даже тут на такой элементарной вещи режиссер делает ошибку. Ни один наркоман (алкоголь так же является депрессантом) не может стать гениальным шахматистом, а тем более будучи абсолютно безликим и безынтересным. ГГ — флегматичное существо — не более, чем индивид. Ее катарсис и метаморфозы жалки, потому что ей банально не хватает хронометража, из-за этого складывается ощущение чего-то гротескного, поскольку даже ГГ не могут сценаристы уделить время, не говоря про второстепенных. Все любовные линии — примитив, они не раскрыты и показаны откровенно слабо и безэмоционально, персонажи не прописаны. Ни о каком колорите, личном интеллекте, пуще парадигмы у «Королевы» нет. Она употребляет вещества, ее мысли могут вам навредить, ибо просто выносят своей простотой. Хармон, или как ее там обычная маргиналка, которую пытаются инкриминировать в стан Гениальных шахматистов — это плевок в лицо всей интеллигенции и всяко думающим людям. По поводу насыщенности высоких элементов — забудьте. То мысли в открытую говорят про «Сильных» женщин, хотя тут же показывают, что эти же женщины слабые и представляют из себя социальное дно, то псевдо-философические, но очевидно не оригинальные глупые сентенции. Авторам нечего вам сказать, не ждите элитарных подчерков, различных тропов философии и речи. Операторская работа так же хромает, она скучна, ничем не примечательная (за исключением). Сериал безумно грязный, несмотря на некоторые интересные композиции, вся эта эстетика нивелируется пошлыми и животными сценами. Сюжет конъюнктурно-гомогенный, абсолютно одноступенчатый и понятный на детском слаборазвитом уровне. Он тривиален, незамысловат, предсказуем. Иногда с этим сериальчиком происходит инфернальная нарративная вакханалия, когда вместо того, чтобы грамотно и филигранно распределить столь низкий хронометраж, сценаристы решают забить на это и дают нуднейшие рудименты. Многие коммуникации героев сделаны ради коммуникаций героев, все любовные линии сделаны ради любовной линии. Из них ничего не следует, никакого интересного гештальта, никакой страсти, никакой фабулы, лейтмотива. К чему все это ?Потому что режиссура это явно не то призвание создателей. Диалоги сырые, наполнены антимонией. Опять же сценарий безудержно спешит локомотивом в никуда, вместо ярких и выдающихся героев нам дают аморфный шлак у которого нет мыслей (учтите — это так показывают премьер-лигу интеллектуальных шахматистов!). Этот сериал не обладает суверенитетом, он ординарен, по таким лекалам штампуются тонны мерзкой дилетантской смеси. Заключая свой силлогизм, обязательно стоит сказать — в Ходе королевы нет ничего выше среднего, кроме игры ГГ, однако опять же не раскрыли, добавьте рамки абсурда связанного с абсолютно сюрреалистическим бредом в виде Гениальных маргиналов и получите слабую конвейерную работу для детей.
Показать всю рецензию
vyacheslav.markina
Лучший сериал 2020 года.
Это было великолепно. Волнение смешивалось с напряжением, сердце стучало, ноги дрожали, а по телу шли мурашки. Кто бы подумал, что сериал про шахматы можно так хорошо снять? Срежиссировано так грамотно, что даже полному профану захочется научиться играть. Кто-то скажет — «наискучнейший спорт», а я им посоветую этот сериал и подожду пару деньков, спустя которые они напишут о своей ошибке.

Композиционные и операторские решения, применённые в сериале — достойны отдельного разбора. Сериал напичкан кинематографическими приёмами, смотря на которые, ты сразу ловишь себя на мысли, как же хорошо и незаметно это сделали. «Ход Королевы» — идеальный сериал, чтобы полюбить кино. Именно из-за него я принял решение писать про кино, которое мне нравится.

Первый эпизод показывает нам главную героиню, Элизабет Хармон, в юности, когда она ещё не была знакома с шахматами. Холодные тона, ощущение безысходности и депрессии — это идеальное описание первой серии. Но юная Бет находит клочок света в яме тьмы, отправляясь в подсобку, она встречает там сторожа, играющего в интересную и не понятную на первый взгляд игру. Сторож сидел в одиночестве, разыгрывая партии с самим собой, оттачивая собственное мастерство и, похоже, не надеясь встретить спарринг-партнера. Бет заинтересовалась тем, над чем так долго думает сторож. Спустя время, она уже рассчитывала, как будет его побеждать, а уже в 10 лет стала играть невероятно хорошо для своего возраста.

Время идёт, Бет взрослеет, а её мастерство становится всё большим и большим, переставая соотноситься с её возрастом. Бет уничтожает своих соперников, а снято это настолько душещипательно, настолько напряжённо, что чувствуется, словно ты стоишь за её спиной и всей душой болеешь за её победу.

Обворожительная Аня Тейлор-Джой в главной роли радует нас действительно достойным раскрытием персонажа и её виденьем на него. В сериале очень любят крупные планы, особенно крупные планы Ани Тейлор-Джой. В диалогах, партиях и в сценах мыслительных процессов оператор обожает наводить объектив на наших героев. В итоге мы получили сотни потрясающих композиций и фотографически-идеальных крупных планов актрис и актёров.

Перфекционист во мне ликовал, когда смотрел этот сериал. Симметрия здесь — часто основа всей красоты кадра, а крупные планы сняты столь хорошо, что моя рука лежала на PrtScr на протяжении каждого эпизода. Серьёзно, у меня настолько много скринов, что я даже выложу их в отдельном посте, чтобы и вы насладились эстетикой 60-х в сериале про шахматистку.

Персонажи в сериале не идеальные личности, со своими изъянами и бесами внутри. Этим он и захватывает — это не просто сериал про гениальную шахматистку, а сериал про личность. Личность гения, которая борется с зависимостью и старается поддерживать ментальное здоровье. В персонажей веришь, они выглядят, говорят и ведут себя как настоящие люди. В этом, несомненно, заслуга актёров и автора книги Уолтера Тевиса. Несмотря на то, что некоторые сюжетные ходы легко угадываются, персонажи здесь отличные, прописанные и такие, с которыми хотелось бы и самому встретиться в реальной жизни.

Сериал выполнен в тёплых тонах, очень часто в кадре встречаются оранжевые и красные цвета, как в освещении, так и в декорациях. Даже главная героиня обладает рыжими волосами. Картинка в сериале складывается уютная, уникальная и притягательная.

Смотря сериал, я очень часто ловил себя на мысли, что на струнах моей души играет потрясающий саундтрек Карлоса Рафаэля Ривьеры. Он действительно, словно британский чай в дополнение к любимой еде придавал красок нужным моментам и добавлял ещё больше драмы в сценах драматических. Саундтрек для меня стал одним из лучших, что я когда-либо слышал в сериалах, в Спотифае альбом сериала был прослушан мною бесчисленное количество раз, под него особенно хорошо играть шахматные партии, воображая себя гроссмейстером. Музыка очень важна и Нетфликс с ней не прогадали в этом сериале.

Я определённо и без всяких сомнений советую этот мини-сериал каждому. Даже тем, кто с шахматами ещё не перешёл на ты, этот сериал вполне может прийтись по вкусу. А уж тем, кто в шахматах хотя-бы немного разбирается, будет вдвое приятнее смотреть сериал, ощущая всё напряжение. Этот сериал — живой туториал, как нужно снимать что-либо про шахматы. Консультировал известный и великий шахматист, 13-й чемпион мира — Гарри Каспаров.

Снобы, впрочем, будут ругать сериал, ссылаясь на эпизод с Москвой, мол, клюква, недостоверно и прочая дребедень. Но давайте мы не будем их слушать, а просто насладимся очень качественным сериалом, которые определённо заслуживает своего внимания.
Показать всю рецензию
marie_bitok
Королевский гамбит
Несмотря на то, что первый месяц нового года уже практически подошел к концу, мы все еще продолжаем переживать и осмыслять события года ушедшего. И сериальный бум на стриминговых платформах дает нам для этого большой простор.

Откровенно говоря, мало кто мог предположить, что одним из главных событий 2020-го станет сериал о шахматах! Какие шахматы в наше время? Какой еще шахматный вундеркинд в эпоху тиктокеров? Оказывается, и о самом интеллектуальном виде спорта по-прежнему есть что сказать. Правда, здесь еще приплели феминизм и прочие вопросы актуальной повестки, но в данном случае это как раз сути не меняет: «Ход королевы» словно бы выше всех этих контекстов.

Что же делает этот мини-сериал если и не шедевром, но настоящим событием? Во-первых, это, конечно, сама идея, рассказанная через историю о девочке-сироте, нашедшей себя благодаря шахматам. Сериал снят по одноименному роману Уолтера Тэвиса, который вышел в 1983 году. Кстати, название «Queen’s Gambit» дословно переводится как «Ферзевый гамбит» и в оригинале очевидна игра слов, связанная с сюжетом, которая в русском переводе утрачивается. Ретро обстановка (1950-е годы), на мой взгляд, лишь подчеркивает непопулярность шахмат что тогда, что сейчас. И все же сценаристам и режиссеру Скотту Фрэнку удалось удержать внимание и интерес зрителя не только историей в духе self-made [wo]man, сколько именно тайной той игра, о которой говорят в «Ходе королевы» очень много.

Все герои сериала бесконечно рассуждают о теории игры, разыгрывают знаменитые шахматные партии, изучают противника. И это не просто антураж фильма — это его суть, его философия. Конечно, и ничего не понимая в шахматах, смотреть будет интересно, но, наверное, чем глубже познания в этой области, тем ощутимее и интереснее смысл и подтексты фильма.

Возвращаясь к ретро контексту «Хода королевы» нельзя не сказать, что стилизация под эпоху тоже стало важным условием успеха сериала: начиная от обоев и мебели, заканчивая платьями и безупречными стрелками Элизабет Хармон — за всем этим можно следить бесконечно. И у блестящей работы команды художников и стилистов есть еще один аспект: это попытка показать советскую атмосферу. Получилась такая тема: «Оттепель: взгляд с Запада». И надо сказать, что тенденция, заданная еще в «Чернобыле», — отнестись ко всему советскому с максимальной эмпатией, избежать «клюквы» и штампов — это в «Ходе королевы» продолжено и реализовано замечательным образом. В самом деле, в какой еще стране американскую шахматистку после очередной игры встречали бы толпы поклонников, ласково зовущие ее на свой манер Лизой?

Вообще одним из путей развития шахматной темы в сериале является разница в отношении к игре в США и в Союзе. И для главной героини одним из главных уроков становится отношение ее основного оппонента Василия Багрова не только к игре, но и к сопернику, и, в еще большей степени, к собственному проигрышу. А за сцену с аллеей шахматистов, подсмотренную, кажется, в «Москва слезам не верит», моя отдельная зрительская благодарность создателям «Хода королевы».

Наконец, сложно себе представить этот сериал с кем-то другим в роли Элизабет Хармон: Аня Тейлор-Джой виртуозно реализует на экране весь спектр чувств и мыслей героини. И ее сосредоточенное размышление над партией, и внешне невыраженная любовь к приемной матери, и ее асоциальность, и невысказанное раздражение — все это актрисе удается воплотить в полной мере при минимальных внешних проявлениях. Вообще, Аня Тейлор-Джой второй раз за год впечатляет нас: в апреле 2020 года состоялся цифровой релиз парадоксальной «Эммы.» с ней в главной роли, а уже в октябре того же года — «Хода королевы». И оба раза выстрелы были безошибочными — в самое яблочко.

«Ход королевы» относится к тем сериалам, говорить о которых приятно — хочется смаковать подробности и находить в этих обсуждениях новые нюансы. И для фильма, который требует такого сосредоточенного всматривания и вдумывания, это вполне естественно.
Показать всю рецензию
Иван Петин - 6939
«Ход Королевы» — плохой сериал, получивший столько восторженных отзывов и одобрение критиков только по причине полного отсутствия конкуренции из-за кризиса 20 года, но обо всем по порядку,

1. Плоский и примитивный сюжет. Бедная сиротка девочка, случайным образом узнавшая о шахматах, быстро обучается этой игре, становится сверх-разумом и обыгрывает всех. Даже до уровня спортивной драмы не дотягивает (не хватает тяжелых препятствий на пути к успеху, ряда поражений, психологического давления на героя, долгого и тяжелого пути к победе).

2. Пафос. Он в этом сериале сочится изо всех щелей. Каждый, даже примитивный, диалог настолько наигран, что кажется, что герои обсуждают не шахматы, а мировые проблемы. Сами же матчи смотреть невозможно, герои безумно эмоционально думают и передвигают фигуры, дерзко и бессмысленно кидаются профессиональными терминами, а на игру двух человек собирается больше зрителей, чем болельщиков на футбольный матч. Если у кого-то это и вызывает желание скорее записываться в секцию шахмат и покупать доску, то у меня это вызывает лишь рвотный рефлекс.

3. Пустые герои. Тут не только второстепенные, но и главный герои абсолютно пусты и неинтересны. Они никак не развиваются на протяжении всей истории. Жизнь каждого из них примитивна и скучна, а 90% всех разговоров ведется исключительно о шахматах.

4. Растянутый хронометраж. Все происходящее в сериале можно было сократить до 2х часового фильма. выкинув добрую половину всех сцен, картина бы не потеряла бы, ровным счетом, ничего. Во всех диалогах очень много воды и затяжных пауз. Непонятно, зачем добавлена сюжетная ветка с магическим действием транквилизаторов, которая никак не развивается и никуда не ведет. Все серии (за исключением первой) максимально одинаковы.

5. Странные ценности. Главная героиня — лицемерная эгоистка, склонная к любой зависимости (от таблеток, от алкоголя, от секса, от спорта). Она без всяких усилий добивается всего, не потерпев ни одной крупной неудачи. Развитие персонажа не происходит от слова совсем. такими нас и учит быть этот сериал.

Не могу сказать, что сериал плох во всем, нет, однозначно нет. Подборка актеров, их игра, декорации, костюмы, работа операторов были великолепны. Атмосфера создавалась невероятная. Но этого и не могло не быть в сериале от нетфликс. А ведь мы с вами смотрим кино и сериалы не только, чтобы посмотреть на красивую картинку, ведь так же? Или нет…
Показать всю рецензию
дрон89
Ферзевый гамбит
Уже пару лет медиа бесперебойно талдычат, мол, кино умирает, и скоро его место займут стриминги и ТВ. А на смену среднебюджетным фильмам приходят (да что там, уже пришли) мини-сериалы, где у авторов больше времени на разного рода психологизмы и экспозицию — к тому же не надо заставлять зрителя сидеть по два с половиной часа у экрана. Обычно от таких разговоров хочется просто закатить глаза, но потом вдруг выходит что-то вроде «Хода королевы». Что-то, что не только показывает высокое мастерство в работе с длинным форматом, но и рассказывает историю, которая никогда в жизни так не сработала бы в полном метре.

В ноябре 2016-го, все были поглощены шахматами. Тогда в Нью-Йорке за мировую корону бились норвежец Магнус Карлсен и россиянин Сергей Карякин. После 12 партий счет был равным, исход матча решился на тай-брейке, где победу одержал Карлсен. Мини-сериал «Ход королевы», вышедший на Netflix, очень хорошо напоминает о том ощущении четырехлетней давности — что ничего более драматичного и увлекательного в жизни не существует. Вполне вероятно, это самое зрелищное шоу 2020 года.

Это история о девушке, которая врывается в традиционно мужской мир (фактически первое, что она слышит про шахматы, — что женщины в них не играют) и, разумеется, подчиняет его себе. Однако делает это за счет титанических усилий, несмотря на природную гениальность

На первый взгляд это стандартная спортивная драма — пускай и не о совсем стандартном спорте (впрочем, «Жертвуя пешкой» уже доказал, что при желании и шахматы можно сделать увлекательными, при этом, что показательно, провалился в прокате). Такая прямолинейная история успеха, в данном случае зарифмованная и идущая параллельно с сюжетом о взрослении. На месте и обязательная первая влюблённость, и нависающая фигура сильного, почти недостижимого по мастерству противника, и образ наставника (или наставников), исчезающего в какой-то момент прямо по методичке.

Хоть история и вымышленная, но она смотрится настолько убедительно, что многие после просмотра начинают гуглить информацию и немного разочаровываются. Я же считаю, что это огромный плюс всей съемочной группе. И, действительно, сил, чтобы всё выглядело достоверно, вложено немало. На съемочной площадке присутствовали в качестве консультантов шахматный тренер Брюс Пандольфини и чемпион мира Гарри Каспаров.

И немного о главной актрисе. Если честно, мне Аня Тейлор-Джой не нравилась еще со «Сплита», там она безжизненная и угловатая. Но в этом сериале она раскрылась. За ее игрой интересно наблюдать, она сделала героиню харизматичной, живой, со своими слабостями, а эти взгляды, в которых виден весь спектр эмоций!

Дома, конечно, картонные, улицы нарисованные, но азарт настоящий, и тут кстати Сэнгстер в ковбойском плаще, да и страстные товарищи, приносящие знания и разделяющие с ней свой опыт, на которых отчаянно везёт беспечной девчонке, неуёмно смешивающей секс, таблетки и алкоголь в навязчивом стремлении стать лучше, аполитично отвергая предложения стать антисоветской звездой, что важно в русской части приключений Элизабет Хармон, устремляющуюся в советскую столицу, чтобы открыть для себя культ шахмат с восхищёнными поклонниками, встречающими её у входа и рядами столов в парке, где люди парами сидели за шахматной доской, — наиболее правдоподобная часть её визита в Москву, где мрачный игровой зал похож на сводчатые просторы рыцарского замка.

Итог: на Netflix ничего, подобного по качеству, точно не выходило. Впечатляющий сериал о проблемной, но гениальной шахматистке с Аней Тейлор-Джой в своей лучшей роли.

Однозначно лучший сериал 2020 года. Сыграем?
Показать всю рецензию
Carbolka
Разрази меня гром, если я когда-то предполагала, что пущу слезу в финале сериала на спортивную тему. Сериала, в котором все семь серий играют в шахматы.

Я не специалист киноиндустрии, я просто зритель — и не не могу объяснить, как создателям фильма удалось сделать захватывающее кино, в котором практически нет сюжета.

Я не шахматист, никогда в эту игру не играла, я законченный гуманитарий — и хоть убейте, не могу объяснить, как удалось сделать такое хорошее кино вокруг — не бокса, не автогонок или плаванья на худой конец — вокруг шахмат.

Это хорошая история — о шахматах, о любви, о прощении, о дружбе, об ошибках и падениях. Это хорошее кино с красивыми актерами, качественным антуражем. И, наверное, можно придраться к каким-то деталям, обвинить авторов в «сказочности» сюжета, в клишированности изображения советской действительности, и, наверное, обвинители будут правы… но главное, на мой сугубо гуманитарный взгляд, — это то послевкусие, которое оставляет сериал, и те мысли, с которыми он оставляет зрителя. Вот за это спасибо.

10 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 ... 12
AnWapМы Вконтакте