"Наше Вам!"

Уже не помню как, но приобщил меня мой дед к охоте. И с раннего детства моими любимыми игрушками стали гильзы, шомпола, пыжи. К 10-ти годам я уже прекрасно разбирался в номерах дроби, порохах, мог спокойно собрать патрон; я точно знал, какая дробь на перепела, какая - на утку, какая - на зайца, какая - на лисицу. Знал, в чем отличие дроби от картечи, пули «СПУТНИК» от пули «Полева», как собирать патроны с разной кучностью и так далее. Но теория теорией, а практика – практикой. И где-то с 12 лет я на правах подмастерья принимал участие в этой старинной народной забаве. В мои обязанности входило: номерование патронов, закладка патронташей, чистка оружия, - в общем, все то, чем в быту обычно опытному старому охотнику, имеющему подмастерье, заниматься не с руки. Когда мне исполнилось восемнадцать лет, то, соблюдя все юридические формальности, я стал законным обладателем лицензии на приобретение оружия, а дед мой этот процесс ускорил и подарил мне одну из своих, не новую, но крайне добротную двустволочку советского выпуска, которая служит мне верой и правдой и по сей день. Не описать тех ощущений, которые я испытал в тот день, когда на открытие сезона прибыл уже не мальчиком на побегушках, а полноценным членом охотничьего коллектива. Шло время, один сезон сменялся другим, знания и опыт приобретались на ходу, стопка журналов про охоту росла, а в охотничьем коллективе с моим мнением начинали считаться. В те времена это была сугубо народная забава; наш коллектив состоял в основном из отставных офицеров, пенсионеров и членов их семей. Все были людьми простыми, небогатыми, прямыми. Расходные материалы в виде гильз, пыжей, капсулей, порохов и дроби стоили относительно недорого, взносы в охотничье общество были символическими, лицензии на отстрел дичи - крайне бюджетными. Помню, с каким нетерпением ждали открытия сезона… Для нас, охотников, это был праздник. Некоторые из нас, особенно люди преклонного возраста, жили просто этими днями: забывали про болезни, ограниченность нагрузок, таблетки и выезжали в поле. Шли они наравне с молодыми, и при разделе добычи им, как ветеранам, доставалась большая доля. Иногда по слабости зрения они уже и добыть толком ничего не могли, но без трофея их никогда не оставляли.
Лето и первая половина осени 1994 года на Кубани выдались жаркими, сухими. Открытие сезона на степную птицу по непонятным причинам задержали и вместо третьей субботы августа открыли в первую субботу сентября. Все пересохло, добычи практически не было. И все охотники ждали первой половины ноября, когда по всем правилам должен быть открыт сезон на пушного зверя, а это в нашем регионе: заяц, лиса, шакал да енотовидная собака; последняя, правда, встречалась так редко, что даже «ветераны» не помнили, когда видели ее в последний раз. Как сейчас помню, что перед самым открытием сезона погода «играла» у нас на нервах: в начале недели собирался дождь. В среду небо разродилось холодным, колючим ноябрьским дождем и ветром, который оборвал последние листья. В четверг-пятницу дождь сменялся ветром; к вечеру, уже на самом закате, показалось солнце. Долго шли споры: ехать или не ехать. В конечном итоге за «ехать!» проголосовало всего 10 человек из планируемых четырех десятков. Не буду вдаваться в подробности приготовления и сборов. Но, как и положено, около шести часов утра мы с дедом на его стареньком «Москвиче» отправились в направлении охотхозяйства. По дороге нам необходимо было подобрать еще двоих наших товарищей, но один из них задержался минут на 20, что послужило причиной нашей задержки к месту прибытия. В назначенном месте нас уже ожидали чета Кудряшовых: Василий Михайлович, его сын Андрей Васильевич и внук Костя, а еще трое сослуживцев с дедушкиной прежней работы. Все были уже собраны и подготовлены.
- Степаныч! Где тебя носит! Мы уже тут час как вас ждем! - сказал Василий Михайлович вместо приветствия.
- А, это не ко мне, это вон, к Паше, мы его минут сорок дожидались! - буркнул мой дед.
- Хватит вам, мужики, собачиться… собирайтесь быстрей и на номера, - вставил кто-то.
Мы быстро надели патронташи, расчехлили ружья и двинулись к полузаброшенным яблоневым садам. Костя Кудряшов всегда сопровождал своих родственников на охотах. Несмотря на то, что был он на год меня старше, ружья у него не было; с его слов, он копил на него деньги. Был он на голову выше меня, крайне худой и постоянно какой-то всклокоченный; его походка была крайне забавная и чем-то напоминала походку жирафа; а еще он очень забавно здоровался: сначала поднимал руку вверх, затем опускал вниз по некоторой дуге, при этом приговаривал: «Наше Вам!». Парень он был безобидный, простой, и мы с ним строили планы на будущие сезоны, когда он наконец-таки обзаведется ружьем и у нас появится возможность отпочковаться от пенсионеров и охотится самостоятельно.
Дорога к полузаброшенным садам вела через поле, сплошь поросшее высоким бурьяном. Когда-то это все (и поля, и сады, и каналы, и дороги) было землей крепкого колхоза, но новая эпоха распорядилась иначе: колхоз умер, земли не обрабатывались несколько лет подряд, сады дичали, зарастали порослью, а наверху решалось, в чью собственность они попадут. Но пока они были ничьи… Шли, как и положено, молча. Трава, мокрая от прошедших дождей, не хрустела и сильно не шевелилась.
- Так, Степаныч, Николай, вы давайте вот туда, ближе к каналу; Михалыч, Андрюша, Костя, вы берите центр; Алексеич, Паша, вы слева, а мы на тот край, - шепотом стал командовать, расставляя нас, один из бывших сослуживцев моего деда.
- Нас опять в центр! - возмутился Андрей Васильевич. - Сейчас как все пойдем, заяц поднимется и кинется на края, нам опять только заячьи хвосты и достанутся! - не унимался он.
- Ладно тебе, мы по центру станем, - приглушенно сказал мой дед. - Костя! С нами пойдешь! А, кстати, где Костя? - дед посмотрел по сторонам. - Николай, бери Костю… Да где он? - продолжал командовать дед.
При этих словах все оглянулись. Кости нигде не было…
- Где Костя? Он с тобой шел? - обратился ко мне Андрей Васильевич.
- Да нет, дядь Андрей, я впереди шел, Костя вроде с вами со всеми был. Я его крайний раз у машин видел.
- Да срет где-то под кустом ваш Костя, пять минут назад я ему рюкзак поправлял, - прошептал Алексеич, - догонит, никуда не денется, пойдемте уже!
- Нет, ну что это значит без Кости? Вдруг с этого сада нам придется идти в следующий, он нас потеряет, что ему тогда делать - сидеть до вечера и машины сторожить? - не успокаивался Андрей Васильевич. - Да и одному оставаться тут негоже.
Страницы: 12 3 ... 4
Категория: Легенды
Добавлен: 19.07.2017
Прочли: 1502 раз.
Скачали: 37 раз.
Скачать: TXT
AnWapМы Вконтакте