В Хибинах

Я предпочитаю отдыхать «дикарем» - с рюкзаком, палаткой, и прочей атрибутикой, свойственной туристам. В классическое понятие «турист» вписываюсь не вполне, но оно мне и не надо; при этом нечто туристическое мне не чуждо, как то хождение по горам, подъемы на всякие перевалы и тому подобное. Высокогорья я не люблю в силу собственной природной лени, а вот бродить по среднегорьям – очень даже уважаю.

Случай, который я собираюсь описать, произошел 14 лет назад, во время моей первой поездки на Кольский полуостров, в горном районе Хибинские Тундры, многим туристам знакомого, хоженного-перехоженного. Никаких понятий «где не ступала нога человека», «аномальная зона» к этому месту применить нельзя.

Группой, количеством человек пять, мы планировали пройти по определенному маршруту, по ходу маршрута было несколько перевалов, простеньких, судя по описанию, и вообще, сам маршрут был прост, так как среди попутчиков были люди неподготовленные, до того в горах не бывавшие. Перед поездкой, как это водится, я почитал всякой литературы по истории, народонаселению и мифологии этой русской части Лапландии, ничего меня особо не впечатлило, кроме одного из местных верований – верования о сейдах. В мифе о живых камнях было нечто новое, и я думал периодически в процессе похода о том, какого было бы такому камню жить, если бы он на самом деле существовал. Казалась мне его жизнь слишком долгой и, в общем-то, довольно печальной. Всерьез, естественно, ни в какие сейды я не верил.

В один из дней мы остановились на ночевку перед перевалом, который планировали пройти на следующий день. Погода была премерзкая, все быстренько поужинали, да и легли спать. Я – в том числе.
И, дальше по классике, снится мне сон. Муторный такой сон, и, вроде я во сне понимаю, что сплю и вижу сон, и проснутся хочу, а не могу, бывает такое иногда. Сон мне снится, что я сейд. Что я нахожусь сейчас как раз на вершине того хребта, под которым стоит наша пара палаток, и вроде даже вижу эти палатки сверху. И более – ничего в общем-то конкретного, никаких особых мыслей или воспоминаний, но мироощущение во сне у меня совсем другое. Это сложно передать словами, другое мироощущение, но суть его – в совсем ином восприятии времени и событий. Ощущение, что я существую бог весть сколько времени, наверно от начала времен, и буду существовать еще бог весть сколько времени, и время – не имеет никакого абсолютно значения. Это всё неосознанно, время настолько неважно, что я просто знаю это, не задумываясь лишний раз о нем. И я вижу этих людей внизу, и нисколько они меня не волнуют, и других до того видел, и увижу еще неоднократно. И не развлекают, и не интересны, так, просто подмечаю мимоходом факт их существования. И я точно знаю, куда эти люди идут, и я так же точно знаю, что они не пройдут завтра тот перевал, на который собираются. И меня это тоже нисколько не волнует. Я смотрю на все это, как смотрит, задумавшись о чем-то своем, человек, глядя на муху, что бьется о стекло, и зная, что муха эта все равно стекла не преодолеет, и нисколько по этому поводу за нее не волнуясь.

И на этом я проснулся. Номинально была еще ночь (солнце летом там не заходит), народ еще спал, я поворочался немного, думая об этом сне, и заснул опять. И ничего больше мне не снилось.
Наутро я рассказал свои попутчикам о сне. Они оказались более впечатлительны, чем я, и на перевал лезть отказались. Дескать, такой сон мог быть «предупреждением», и бог весть что с нами на этом перевале случится, пойдем, дескать, лучше другой дорогой. И пошли другой дорогой. Сон, таким образом, сбылся.

И я бы, наверно, забыл этот случай, как неинтересный, и полностью соответствующий моим представлениям о самовнушении, если бы не одно «но». Я на этот перевал все равно поперся. Поскольку рано утром никто никуда не собирался, и у меня было несколько свободных часов, и была злость на всю эту глупость, то я решил слазать на этот перевал просто из упрямства. И полез.

Нудный оказался перевал. Скально-осыпной, всё сыпалось под ногами, идти было тяжело, пару раз чуть не съехал с осыпями, и я, помню, всё радовался, что группа сюда не пошла, ибо кто-нибудь точно бы свалился с какой-нибудь осыпью. Лез долго, но в конце концов долез. В конце подъема – щель в скале. В Хибинах много перевалов заканчивается так, щелями, пройдешь через такую, и ты в другой долине. Я через эту щель прошел, вышел на склон другой долины, и сел отдыхать. Сидел где-то полчаса, покурил, отдохнул, полюбовался красивым пейзажем, да и пошел потихоньку назад, к своим. Спустился быстро и легко (что странно: обычно спуск тяжелее подъема), вернулся к своим, сказал, что правильно не полезли, что сыпется всё. Далее мы потихоньку собрались да и ушли оттуда другим путем.