Рецензии

Фюльгья
Этот Михалков, который такой и сякой… Так вот этот самый Михалков — хороший режиссер! (почти с)
Личность Михалкова мешает воспринимать его фильмы. Его некоторые люди просто ненавидят, и, как следствие, не могут спокойно воспринимать его творчество. Но пусть он какой угодно человек, мне в нем и самой многое не нравится, но давайте отрешимся от личности автора и просто посмотрим фильм.

Очень хороший фильм. Конечно, есть исторические несоответствия, а где их нет? Чего-то ужасного, что бросается в глаза любому образованному человеку и при этом не может быть объяснено нуждами самого фильма, тут нет. Кто-то всерьез осуждал Михалкова, что он Кремль в белый цвет не перекрасил. Это как-то важно для фильма (не говоря уже о том, что примерно в те годы Кремль и так перестали красить в белый)? Да и как бы ему это удалось? Ну разве что этот несчастный противогаз, да. Ну а Штирлиц в одном знаковом эпизоде слушал песню, которая лет через десять выйдет. Анахронизмы — совершенно нормальное явление. Я лично считаю, что практически любое художественное произведение описывает альтернативную реальность — ну так вот в той реальности противогаз был изобретен на десять лет раньше. Тут без противогаза пришлось бы одну из центральных метафор просто убить.

Пафос и некая лубочность изображаемого — самое узкое место фильма. Да, фильм на пафосе. «Россия — великая страна», вот одна из идей фильма. А в девяностые годы мейнстрим был «У нас все плохо, и было плохо, и будет плохо». Но к чему хорошему ведут упаднические настроения? Нормально любить свою страну. Причем я ее люблю совсем не за то, за что Михалков — я не монархист и не православная, но я понимаю его чувства.

А что царем себя сделал — ну не верх скромности, да, но роль-то такая небольшая, что к этому странно иметь претензии.

Что до Меньшикова в роли юноши… Во-первых, Михалков-Меньшиков это стопроцентный резонанс душ в паре режиссер-актер. Даже Бартон-Депп, самый известный тандем, не настолько идеально подходят друг другу. Любой другой актер, сколь угодно подходящий по возрасту, не сумел бы так тонко взаимодействовать с режиссером. Во-вторых, играет он отлично — ни разу не ведет себя как зрелый мужчина (пока по сюжету таковым не становится), не выпадает из роли — роли экзальтированного, наивного мальчика. Экзальтация и романтичность были «в моде» у молодых образованных людей того времени, очень точный типаж. Слишком сильные эмоции довели его до практически помешательства — не было не причины, ни повода, кроме дикой ревности, нападать на генерала со смычком. Тут же эгоцентризм и недальновидность: унижать генерала в сцене с признанием, вылезать со своими чувствами, плюнув на его — поведение явно недостойное. И Меньшиков тут красив, эмоционально красив, эти горящие черные глаза…

Джейн. Миловидная и живая авантюристка, шпионка-на-доверии. Проституированность как психологическая защита от глубокого, еще с подросткового возраста, душевного слома — настоящее чувство, компрометирующее эту защиту — крах этого чувства — душевный надрыв, остановивший, «завесивший» ее на этой точке на десять лет, не позволяющий жить дальше, обрести другое чувство… Очень близкий образ через десять лет создадут сценаристы Bioware — Зевран.

Прекрасен и Палиевский в исполнении Башарова — нигилист и аристократ, сложная натура, его отчаянная привязанность к Толстому, где смешаны нежность и зависть, желание защитить и насмешливый взгляд свысока. Один из самых ярких моментов — его яростный, львиный прыжок на плечи только что подписавшего себе приговор друга — уже бесполезный, уже опоздавший, и вой: «Что ты надела-ал?!»

Не так прост и Радлов. Один из типажей русского начальника — уж не знаю, как той эпохи, но нашей — точно. Невежественен, ленив, но добродушен и житейски умен. Я таких сама знаю. Странно, что многие его восприняли, как отрицательного персонажа — а что ему было нужно сделать, скомпрометировать себя и, кстати, Джейн, потому что некий юнец поехал крышей и ни за что ни про что устроил при всем честном народе эту эскападу? У него еще за поруганное сватовство к Толстому немалый счет. Единственное что — запойный, но не детей же с ним крестить…

Забавен и сержант Бешеный Пес из параллельной истории. Его финальную речь я знаю просто наизусть. «Этот Моцарт, который загнал мне в задницу кувалду по самый пуп…» Такой милый, в сущности, дядька. Как и русский капитан Мухин — «слуга царю, отец солдатам». Как человек, более всего мне симпатичен Мухин… просто хороший мужик, этакий «батяня-комбат».

Дуняша. Простая, милая девушка — и вызывающая одновременно восхищение и страх своим желанием защищать свое счастье любой ценой зрелая женщина. Патронаж или нет со стороны Михалкова, но играть она умеет и сыграла хорошо.

Все остальные герои, включая эпизодников, ни разу не показали чего-то меньшего, чем «крепкая работа».

Но актерами и образами дело не ограничивается. Операторская работа в фильме отличная. Как снята любовная сцена — страстная, на грани истерики эмоциональная, показанная на той грани эстетики и естественности, что свойственна только лучшим — как и сцене из первого «Терминатора». Дуэль — совершенно не трюковая, минимум собственно фехтования, но максимум эмоций, напряжения, драйва. И самый замечательный, навсегда врезающийся в душу кадр — прыжок Толстого, уже «сибирского цирюльника», в его беге по тайге — грациозный, сильный прыжок охотника, хозяина леса, человека в своей стихии.

Языковая фишка. Двуязычие — и просто обидно слышать замечания насчет «почему не сделали дубляжа» — даже если и есть тут нотка ориентации на Запад, в первую очередь — это выполнение художественной задачи, это же фильм о русском и американке. И кто как не Михалков знает, с какой интонацией произносить слова, он отлично передает суть реплик, давая нам слышать и оригинальные голоса актеров… и это ярче передает контраст ситуаций, где герои говорят по-русски и по-английски, и как они это говорят. В лучшие моменты сам факт существования перевода просто выпадает из сознания, ты просто слышишь чужой язык, понимая его, как свой. Об этом феномене Гоблин говорил, очень точная, правильная мысль о самоценности одноголосого перевода.

Человеку юному фильм может показаться историей любви, но все же, здесь — история жизни. В финале свободный вздох снявшего противогаз юноши — словно освобождение от уз прошлого двух людей. Уже давно подвел свою черту он, выкурив ту сигарету и проводив свое прошлое взглядом, в последний раз с той самой остротой вспомнив ту любовь и ту боль, и поняв, что все это в прошлом. И вот теперь, еще через десять лет, освободилась и она, написав письмо, где все рассказала… и тоже увидела другими глазами, попрощалась с тем, что было и вздохнула свободно.

9 из 10
Показать всю рецензию
kirik b
Великое кино о Великой стране
Есть кино хорошее, есть кино плохое. Бывают фильмы интересные, и бывают фильмы скучные. Но существуют так же и уникальные в своём роде произведения кинематографа. Такие картины как правило неповторимы, созданы авторами с огромной любовью. Про такие фильмы обычно говорят, что они сняты с душой и от всего сердца. Именно такие фильмы именуются Великими. Такими их делают не только участие звёзд, высочайшее качество постановки и увлекательность сюжета. Просто такое кино создано с определённым умыслом, и несёт некое послание своему зрителю. Оно способно затронуть его своей глубиной, заставить сопереживать вымышленным кино-героям, и даже полюбить их как живых, родных людей. У каждой страны есть в закромах один такой фильм, способный представлять страну во всём мире. Своеобразный флагман национального кинематографа, способный рассказать жителям других стран о той земле на которой он был создан, и о тех людях что её населяют. Поведать чужестранцу с некой долей пафоса и фольклора историю своей родины. Для нас это безусловно, «православный блокбастер» Никиты Михалкова — «Сибирский Цирюльник». Фильм выпущенный практически по всему миру. Большой, костюмированный, историко- романтический фильм — фреска, отточенная автором до немыслимого стилистического блеска. Настоящее, русское Кино Большого Стиля, в лучших традициях Голливуда и профессионализма национальной школы. Невероятно духовно богатое произведение, которое не просто вдохновляет. Но в некотором смысле лечит душу, и спасает от скверны творящийся вокруг. В том числе и от засилья мерзости в отечественном кинематографе. Во-истину, Великое кино от великого (и лучшего, кто бы что о нём не говорил) кинорежиссёра нашей родины…

«-Русский солдат храбр, стоик и терпелив. Потому непобедим. Любите русского солдата, берегите его.» (с)

Идея о создании этого колосса пришла Никите Сергеевичу ещё во время Перестройки, после коммерческого и критического (прежде всего на Западе) успеха его итало-советской постановки «Очи Чёрные», снятой в «русском-национальном» духе, на заграничные деньги, и с привлечением звёзд мирового кино. Но понимая, что дорогостоящая, историческая постановка с огромными массовками, декорациями, костюмами и пр. в данный момент невозможна, Михалков ограничился лишь тем, что вместе со своим другом Рустамом Ибрагимбековым написал сценарий, и «прикидочно» отобрал исполнителей на главные роли в будущей картине. Оставив её создание до лучших времён. Которые, впрочем после 1991-ого (когда многие именитые советские режиссёры и артисты остались за бортом профессии) могли и не наступить. Но для художника важно терпение. А им Михалков, могущий годами возится с одним проектом, обладал в полной мере. И к концу десятилетия, при господдержки и при изрядной доле западного капитала, он смог таки воплотить свою мечту — приступить к съёмкам давно вынашиваемого фильма. При огромном (не только по тем временам) бюджете в 45 миллионов долларов, небывалом размахе постановке и благодаря участию целого сонма известных и популярных как наших, так и иностранных артистов -«Сибирский Цирюльник» стал не только вехой в истории отечественного, но и заметным событием в истории мирового кинематографа. Работа над картиной, включая подготовку и организацию сложных, массовых съёмок (которые велись не только в России, но и за рубежом -в Мексике и Праге, а среди отечественных локаций были Сибирь, Тайга и даже Кремль!) велась около четырёх лет. Затем был долгий монтаж отснятого материала, и создание специальных компьютерных эффектов, которые в нашем кино тогда делались впервые. Потому значительная часть «пост-продакшна» проходила заграницей. Никитой Михалковым при помощи Геннадия Иозефавичуса была придумана целая рекламная компания по «раскрутке» и продвижению фильма как на отечественный, так и на международный рынок, которая буквально захлестнула в начале 1999-ого всю страну. Такой маркетинг тоже для нашего кино было в новинку. «Цирюльник» представлял собой бренд, на котором создавались различные сопутствующие успеху в прокате товары (ванные полотенца с символикой ленты, мужская туалетная вода, сигары и даже пиво «Юнкерское»!) Долгожданная премьера первого русского блокбастера прошла с помпой и пафосом в Кремлёвском Дворце Съездов, накануне Масленичных гуляний, и увенчалась колокольным звоном и многомиллионным фейерверком на Красной Площади. Что и говорить — большое государственное дело свершилось, в стране впервые за долгие годы появилось кино которым народ мог по праву гордится! Да и сам Никита Сергеевич некогда не слыл скромным человеком, что впрочем его только украшает как гражданина, общественного деятеля и художника.

«-На войну с песнями, под венец в слезах, и всё всерьёз. Всё до конца!» (с)

Принят фильм был многими по-разному. Если массовый зритель валил в кинотеатры (до того, во многих провинциальных городах вообще закрытые) с восторгом, то так называемые «эстеты» и кинематографисты восприняли творение Михалкова весьма сдержанно, впрочем отметив высокое «техническое» качество картины. Если отечественные критики вменили в вену режиссёру довольно простой и бесхитростный сюжет, который по их мнению не как не соответствовал заверениям Михалкова о том, что он нашёл и выразил в своём фильме давно искомую русским народом, почти мифическую Национальную Идею. А так же попеняли за то, что дескать, эта романтическая «лав-стори» не вяжется с доминирующим в сюжете государственным антуражем. То иностранные критики в большинстве своём отнеслись к масштабному произведению автора «Рабы Любви» и «Утомлённых Солнцем» враждебно. Так, к примеру будучи фильмом-открытием Каннского фестиваля, «Сибирский Цирюльник» получил столь низкие оценки членов жюри, что был признан провалом. Это конечно же нельзя счесть объективным мнением о картине, по той простой причине, что данный фильм откровенно демонстрировал превосходство широкой, русской «на-распашку» души над западной меркантильностью. Что, конечно же не могло быть встречено теми же американцами (кстати, в кино-прокат США фильм так и не попал, по другой правда причине- Михалков в Каннах осудил вооружённое вторжение Штатов в Югославию) с таким как у нас в стране восторгом. Но любовь к фильму на родине, и интерес к нему за рубежом всё же разные вещи. А картина до сих пор остаётся одним из популярных и влиятельных представителей нашего кинематографа в мире, а одно это уже говорит о многом.

«-…похоже в России «слегка» не бывает.» (с)

В картине рассказывается отнюдь не только и не столько о первой и трагической любви молодого романтика-юнкера. В ленте говорится о безграничной любви авторов к своей Родине, о живущих на этой земле людях, об их национальном укладе и об их обычаях и традициях. О бескрайних её полях и лесах, о безграничной и необъятной как сама Россия, такой загадочной и непонятной иностранцам, но такой простой русской душе. Фильм Михалкова — не просто триколор «Православие, Самодержавие, Народность». Это сама гордость за отчизну, и выраженная на экране к ней Любовь. В конце — концов -Он русский. Это многое объясняет!

10 из 10
Показать всю рецензию
vfyeirf
Сибирский цирюльник — один из любимых моих фильмов. Поэтому это не рецензия — это 100% субъективное, возможно, абсолютно несправедливое, мнение о картине Никиты Михалкова. Тут не будет критики: только размышления и благодарности.

Я уважаю и ценю историю своей страны, люблю нашу природу… А «Сибирский цирюльник», если в двух словах, это очень серьезная, взрослая история, снятая в совершенно прекрасных декорациях царской России. Замечательная музыка, честные русские характеры, все это зацепило меня нереально глубоко… И запомнилось на всю жизнь.

В фильме очень романтичная, очень русская атмосфера. Я даже не представляю, каких стараний стоило съемочной группе воссоздать ту эпоху, но у них получилось. Погружаясь в нее с первых снежных кадров, до самых титров, я оказался, как будто, в машине времени, которая позволила мне заглянуть в это красивое, но сложное время моей Родины. Где все еще существует широкая душа русского человека, преданная дружба, искренняя любовь. Где чувство долга и чести русского офицера стоят дороже личного счастья и сытой жизни. Где наивная честность — не исключительная глупость, а обычное, хорошее и ценное качество человека. Где молодые, пылкие, преданные сердца мальчишек-юнкеров готовы погубить свою судьбу ради чести мундира. Где не изгаженные и исковерканные, а хорошие люди. Где на улицах развешан не миллион глянцевых рекламных плакатов, а гремит праздник масленицы. Все это накатывает с экрана с первых кадров, и заставляет влюбиться в себя навсегда.

И на фоне всего этого прекрасного антуража развивается очень непростая драма. В которой судьбы хороших людей, желающих друг другу счастья, оказываются разбиты суровой действительностью жизни. Тут все по-настоящему, без киношных условностей и уступок. Здесь нет хороших и плохих, просто жизнь устроена так жестоко. Никто не виноват, но так сложилось. Такова жизнь. Грустно.

Наверное, иностранцам не понять силы этого фильма. Это совершенно русская картина, до конца понятная только нам. И это так приятно, когда есть чем гордиться. Спасибо, Никита Сергеевич, за этот фильм. Это один из лучших образцов российского искусства.

10 из 10
Показать всю рецензию
Laudavic
«Наверно, Моцарт тоже русский…»
Ох, уж эта загадочная русская душа, тайна которой, судя по всему, никогда не будет разгадана. Масленица, Прощенное воскресенье, Великий пост, водка, медведи, кулачные бои и бескрайние, необъятные просторы: все это есть и всегда останется самым странным, неизведанным, непостижимым, но и бесконечно притягательным для немыслимого числа иностранцев, тщетно пытающихся понять природную суть нашей с вами души.

Фильм в свое время не смог снискать ни зрительских симпатий, ни лавров критиков, да и кассовые сборы были даже не провальными, ибо их, в сущности, вовсе не было. Но значит ли это, что данная кинокартина действительно необычайно плоха, ужасна, банальна и бездарна, как многие о том с уверенностью говорят? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо досконально разобрать каждую составляющую этой киноленты.

Режиссура

Никита Михалков, как известно, может создать нечто весьма стоящее и достойное, но так же способен сотворить что-то бездарное и просто-напросто отвратительное, не будем уж приводить конкретные примеры. Здесь же его работу нельзя назвать блистательной, но она, надо признаться, в высшей мере добросовестна и качественна. Порою фильм тянулся действительно долго, но как только повествование становилось чуточку стремительнее, то аж час хронометража пролетал мимолетно. Словом, режиссура тут крепкая и добротная, что благоприятствует просмотру этого фильма.

Актерский состав

В последнее время многие стали забывать, кто же такой актер. Увы, большинство довольствуется тем, что человек умело кривляется и дурачится на камеру, называя такого клоуна актером (за примером опять-таки не нужно далеко ходить), но то, что я увидел в этом фильме, можно смело назвать подлинным актерским мастерством.

Олег Меньшиков был просто бесподобен и великолепен. Его игра была максимально убедительна и фундаментальна. Выражаю огромное уважение и восхищение этому потрясающему актеру.

Джулия Ормонд так же была ослепительна. Но, справедливости ради, стоит заметить, что она мне запомнилась не своей неповторимой игрой, а своим шармом и утонченностью. Ее вклад в превалирующий драматизм картины несравнимо мал с вкладом того же Меньшикова, но лепта, внесенная ею в очаровательную красоту и беспечную обаятельность этой кинокартины, поистине необъятна и неоценима.

Ричард Харрис, а точнее его герой, не вызывал у меня особых симпатий по причине очевидной капиталистической меркантильности, однако сыграно и показано это было умело и убедительно.

Владимир Ильин сыграл здесь роль сугубо второго плана, но сделано это было потрясающе. Невероятно сильное и запоминающееся исполнение. Учитывая весьма непродолжительное время пребывания Ильина на экране, в памяти он отпечатался ни чуть не меньше остальных, что говорит о непревзойденной актерской игре.

Александр Петренко тут не показал чего-то выдающегося. Да, он занимает немало экранного времени, и да, местами он был комичен, но ничего большего он не продемонстрировал, посему я считаю, что из всего актерского состава именно Петренко не дотягивает до общей атмосферы накаленных страстей.

Марат Башаров так же исполняет роль второго плана, но те кадры, в которых он был задействован, нельзя назвать никак иначе, как ключевыми. Во время дуэли он полон мальчишеской запальчивости, но, вот, проходит пару мгновений, и он уже переполнен искренним и боязливым сожалением. А его душераздирающий, отчаянный, взывающий и умоляющий крик «Что ты наделал?!» пронзал до самой глубины души. Браво!

Операторская работа

Фильм изобилует нас чудеснейшими видами. Подчеркнута вся эпохальность нашей несравненной и непревзойденной природы, наших всеобъемлющих полей и лесов, нашей безграничной Родины. От этого было невозможно оторвать глаз, что, естественно, является неоспоримым достоинством этой картины.

Музыкальное сопровождение

Работа композитора в этом фильме так же неподражаема. Вся музыка в этой картине поддерживает и обостряет обширный спектр самых разнообразных эмоций, что так же является несомненным плюсом этого фильма.

Итог

Наша страна знавала разные кинематографичные времена: времена советской классики, ставшей абсолютно эталонной, времена оскароносных картин, которыми восхищались даже американские киноакадемики, времена бездарных комедий и посредственных боевиков от Бондарчука, времена попирания всех культовых советских кинолент. Сейчас же наше кино ходит по крайне тонкому лезвию, снимая как бездарные фильмы, так и, к сожалению, крайне редко достойное кино, которым смело можно гордиться, взять хотя бы «Легенда N17», «Брестская крепость» и недавно вышедший фильм «Поддубный». Ко всем этим немногим фильмам, за которые, как говорится, не стыдно, теперь я добавил «Сибирский цирюльник». Это чудесное кино с абсолютно потрясающей актерской игрой, с прекраснейшей музыкой, красивейшей операторской работой, качественной режиссурой и цепляющим сюжетом. И пусть этот фильм хоть трижды не признан, вы обязаны его посмотреть. Вы об этом совершенно точно не пожалеете!

10 из 10

- Вам нравится Моцарт?
- Нравится?! Я обожаю его! Его все обожают! Моцарт — Великий композитор, мадам!
Показать всю рецензию
ipsente
См. ниже
Фильм, разумеется, представляет определенную ценность для отечественного кинематографа: такого размаха, масштаба и роскоши российские зрители не видели в наших фильмах. Чего только стоят бесподобные пейзажи заснеженной Москвы, великолепные костюмы и декорации? Но для кого создано это кино? Уж точно не для русских, оно было задумано для американцев, которые всегда недолюбливали нас, и во многих голливудских лентах мы (русские) были либо помехой, либо вовсе главными отрицательными героями.

Но вот прославленный российский режиссер Михалков в своем новом и очень дорогостоящем для российских лент (бюджет фильма составил 35 мл. долларов) фильме «Сибирский цирюльник» решил рассказать американцам о нашей великой и необъятной стране. Этот фильм, по сути, является энциклопедией русской жизни. Здесь Россия показана со всех сторон — с ее бедностью и богатой историей, с многовековыми традициями и тайной русской души. Но именно в этом и заключается главный минус этой ленты — всему мешают пафосный патриотизм и показуха, с которой автор ведет свой рассказ, что и оттолкнуло заокеанских зрителей смотреть эту ленту. На протяжении… трёх (!!!) часов режиссер обсасывает и размусоливает русскую историю и сущность русского народа, более того, используя при этом уже надоевшие нам голливудские приемы. Совершенно нелогичная любовная история, списанная с шаблонных голливудских лент так же не добавляет фильму плюсов.

Сразу видно, что сценарий фильма подогнан под стандарты американского зрелищного фильма: он кишит кучей нелогичных но неожиданных поворотов, угодных зарубежным зрителям, а чтобы кино вызвало еще больший интерес, режиссер пригласил в проект и голливудских актеров (при чем не абы-каких!). Хотя неужели нельзя было бы рассказать американцам о России с наличием в фильме исключительно отечественных актеров?

И в конце концов (после просмотра) невольно приходишь к выводу, что кино это — просто красивая картинка, способ Михалкова сникать еще большую популярность созданием столь масштабного кинополотна, а то, что «Сибирский цирюльник» — фильм о чести, дружбе, любви к Родине и т. д — мастерски созданная режиссером иллюзия.

6 из 10
Показать всю рецензию
TheBestDoc
«Россия — это окутанная тайной загадка внутри чего-то непостижимого.»
«Сибирский цирюльник» — это необычная, захватывающая история человека, который поступил так, как должен был поступить.

Кто-то скажет, что это глупо, что он просто бездумно сломал себе жизнь, разбил сердце любимой, во всем этом нет ничего достойного. Но подумайте: не хотели ли вы когда-нибудь, хотя бы один раз в своей жизни, надавать по самое не хочу кому-нибудь высокопоставленному? Нет? Никогда не поверю. Но, так как законы (и вообще уклад человеческого общества) таковы, что кому-то можно больше, а кому меньше, приходится ограничиваться несколькими грубовато-вежливыми замечаниями (это если вы не добрый человек) или вообще промолчать (если вы больше беспозвоночное, чем хордовое). Андрей- человек гордый и очень впечатлительный, совершил такой вот шаг, что лично у меня вызывает негодование, смешанное с восхищением.

И что бы кто не говорил о русском характере, есть он вообще или это своеобразный домовой нашей культуры, но я увидела его в этом фильме.

А в конце, когда друзья Толстого бегут за поездом и поют, глаза многих зрителей оказываются на мокром месте. Часто ли сейчас можно увидеть такую дружбу?.. Эта сцена- ну просто что-то.

Напишу немного про актёров. После этого фильма я навсегда полюбила Олега Меньшикова, самый талантливый российский актёр современности, мне кажется. Башарова я вообще до просмотра не могла нормально воспринимать… В целом, актёрский состав очень хорош, что так часто не хватает в российском кино. И то, что Михалков снова заснял в этой картине всех своих детей… Даже немного весело, ничуть не плохо.

А музыка… Тут слов не надо.

Единственное непонятное и немного сбивающее с толку: почему все поголовно по-английски говорят? Несостыковочка, но опять же небольшая.

Красочные сцены масленицы, пейзажы Москвы, возможность посмотреть со стороны на некоторые русские традиции, Меньшиков, падающий в обморок со словами: «Вы не любите меня?»- вот за это я люблю и не устаю пересматривать «Сибирский цирюльник»

10 из 10
Показать всю рецензию
пираполейкин
О, сударыня, русская зависть. Она национальный двигатель, страной движет как паровая машина у британцев.
Чтобы написать рецензию на фильм «Сибирский цирюльник», мне придется сначала сделать глубокий вдох и утереть ладонью слезы. В моей голове все еще звучит «Ария Фигаро», перед глазами стоят бескрайние русские леса. Никогда еще я не видела ничего столь чувственного и сильного, как сей шедевр Никиты Михалкова. Я искренне не могу понять, как только можно написать отрицательную рецензию на такой фильм? Во-первых, кино очень патриотичное, поднимающее русское самосознание. Ведь о чем оно? О загадочной и широкой русской душе. Я вот сразу почувствовала всю свою загадочность и широту, ей богу. Да и не только я, мои подруги после просмотра побежали покупать себе цветастые русские платки, ведь фильм мы смотрели аккурат под масленицу, так что потом в этих платках и блины ели, и баранки. Во-вторых, фильм продуман до мелочей, в нем привлекательна не только патриотическая составляющая, но и все прочее, включая музыкальное сопровождение, актерскую игру и режиссуру. В общем, такие фильмы очень нужны, ведь молодежь должна гордиться своей страной и ее традициями.

«Сибирский цирюльник» — это самый дорогостоящий российский фильм, снятый Никитой Михалковым в 1998 году. Главные роли в нем исполнили Олег Меньшиков, Джулия Ормонд, Марат Башаров, Алексей Петренко и Анна Михалкова. Музыку к фильму написал Эдуард Артемьев. Как многие полагают, единственный недостаток фильма — это возраст Олега Меньшикова, почти в сорок лет сыгравшего молодого юнкера Андрея Толстого. Мне, к слову, довелось посмотреть сериал «Доктор Живаго», где Меньшиков и в сорок пять отлично играет юного Юрия Живаго. Ну что поделать, если хорошо выглядит человек, так что я не вижу в этом недостатка абсолютно.

Все действие картины происходит в Москве в годы правления Александра III. Американец Маккрэкен пытается получить заказ на производство своей лесопильной машины под названием «Сибирский цирюльник». Он вызывает в Москву юную авантюристку Джейн Кэллаген, ее цель — очаровать генерала Радлова и добиться от него помощи в получении заказа. Однако под чары Джейн попадает не только генерал, но и юнкер Андрей Толстой, с которым она познакомилась в поезде. Именно Андрей Толстой — это собирательный русский характер. Как гласит слоган фильма, Андрей русский, и этим все объясняется.

Как я уже сказала, главную роль в картине исполнил Олег Меньшиков, мой самый любимый российский актер. Сыграл он просто превосходно, как и спел. Я даже представить не могу, чтобы на эту роль взяли кого-нибудь другого, пусть даже и молодого. Очень понравилась игра британки Джулии Ормонд, она невероятно красивая и обаятельная. Также я просто по-новому взглянула на Алексея Петренко, так как до этого момента видела его только в советской «Агонии», и уж очень у него там персонаж к себе не располагающий. А какой у него колоритный персонаж получился в «Сибирском цирюльнике», взять бы только одну сцену масленицы! Вот он, настоящий русский медведь: упертый, глотающий водку стаканами. Несмотря ни на что, я увидела в нем положительный характер. Кроме того, первую свою роль здесь исполнил Марат Башаров, тоже просто отлично сыграл юнкера Полиевского.

Смотреть обязательно, смотреть и гордиться. Хотя первый раз у меня просто сердце кровью обливалось, но в итоге каждый сам для себя решает, хорошо все закончилось или плохо. Фильм настоящий и искренний, единственный в своем роде. Много ли вы видели фильмов о душе, да еще и о загадочной русской?

В России могут обмануть, украсть, ограбить, но порою данное кем-то слово может цениться дороже любой официальной бумаги с сургучными печатями, а неосторожно сказанное — привести к кровопролитию.
Показать всю рецензию
sashaner1
Слезоточивый и не газ, а фильм
Когда не сразу можешь слова собрать в кучу и сидишь под впечатлением минут сорок, а фильм не посмотрел, а прожил его: тогда это можно назвать действительно искусство. Фильм лучших времен Михалкова и Меньшикова, и он меня забрал не только близким по духу сюжетом о жизни паренька Андрея Толстого, но и тем как искусно сыграна роль главного героя. Меньшикова тут можно возносить на самые высокие пьедесталы, ведь я смотрел потом фильм пять раз и пять раз рыдал, когда его выводили на перрон с толпой других заключенных. Надрыв сердца от чувств, переполняемый в тот момент меня, разорвал в буквальном смысле и я здоровый взрослый дядька плакал и не капли не стеснялся косых взглядов мужиков в кинотеатре. Меня впервые кино прошибло на реальные слезы, которые я никак сдержать в момент прощания друзей, любимых и вообще всего происходящего.

Михалков применяет прием, когда показывается сначала как развивается одна сюжетная линия, потом возникает другая и не связана с предыдущей, ну а затем другая переплетается в финальной части с первой и получается законченный сюжет. В первой: приезжает в Россию изобретатель по нашим временам нелепой машины, а по тем… новаторской — Сибирского цирюльника. В его компании приезжает Джейн Кэлген, которая должна своей привлекательностью решить вопрос о финансировании проекта Сибирского цирюльника с российским генералом Радловым, имеющему возможность походатайствовать перед императором Александром Третьим.

Но первым, с кем познакомилась в России Джейн, еще по забавному случаю в поезде, случайно ей встречается и в Санкт-Петербурге в качестве юнкера императорского военного училища Андрей Толстой и между ними возникают пылкие чувства. Радлов, зная что Джейн должна достаться ему в качестве вознаграждения встает на пути между Андреем и Джейн и конфликт заходит настолько, что во время концерта Толстой не выдерживает и со шпагой кидается на генерала, еле сдерживая слезы (причины были).

За этот выпад его разжаловали и сослали в Сибирь.

Как развивались дальше события уже сами как-нибудь досмотрите, однако постарайтесь не ждать чего-то от фильма — просто проживите его как я, и будет вам в кайф.

10 из 10
Показать всю рецензию
RinaErtseva
- Anna Karenina made Tolstoi drunk. — I`m not drunk. I`m happy.
Пишу сразу после просмотра, пока свежи впечатления. Странно, как это я посмотрела этот фильм только сейчас, в 21 год, хотя определённо была возможность увидеть его в детстве.

Помню, что оставило неприятные ассоциации с «Сибирским цирюльником» и неприятие даже мысли о просмотре этой картины. Эта та самая пресловутая сцена секса, во время которой родители неизменно выгоняли меня из комнаты. Что за зверство. По сравнению с тем, что они позволяют смотреть моим братьям сейчас, это просто цветочки. Но оставим некоторые аспекты воспитания детей и поговорим о фильме.

Удивительный, чистый душой и немного наивный Андрей Толстой (в исполнении любимейшего Олега Меньшикова), Джейн МакКрекен Кэлэген, раскованная, энергичная леди с невеселым прошлым (Джулия Ормонд, помню её по фильму «Первый рыцарь»), юнкерская братия (особенно запомнился Марат Башаров, естественно), из второстепенных его герой, Палиевский, раскрыт больше остальных. «О, сударыня, русская зависть… Она национальный двигатель, страной движет как паровая машина у британцев».

Хочу отметить капитана Мокина (Владимир Ильин), очень понравился его персонаж, потому что он самый типичный русский — благороден, за своих мальчишек и соврет и убьёт; ещё понравился эпизод с газетами.

Раскрывать сюжет смысла не вижу, олд рашн традишн, не рассказывать, о чём фильм. Скажу только, что он ещё раз подчеркивает нашу совершенно особую культуру, приближаясь к раскрытию «тайны загадочной русской души».

Я как бы видела Россию глазами Джейн, тайну этой огромной страны, которую она так и не смогла разгадать.

Само восприятие России через человека чужого, пришлого, по-моему, очень удачная идея для сценария. По крайней мере, я задумалась о вещах, о которых я раньше не думала.
Показать всю рецензию
la flamme
Эта загадочная русская душа!
Когда-то фильм произвел впечатление, с год назад решила посмотреть еще раз, чтобы понять, как же он на меня подействует теперь. Оказалось, так же: переживала, плакала, но высокую оценку ставить не буду. Михалков в своем стремлении снять красивый, рассчитанный на Запад, лубок явно переборщил, при просмотре все время что-то раздражает в изображении «широкой русской души».

Более 50% денег на фильм дали иностранные фирмы, и прогадали, так как в американский прокат его вообще не пустили, в Европе он тоже не стал событием. Еще часть денег дали с условием, что будет воспето русское офицерство, в результате мы видим юнкеров, которые вытворяют, что вздумается.

Это не комедия, но, благодаря стараниям и мании величия режиссера, фильм можно назвать трагикомедией или фарсом. Михалков своим образом царя и закадровым переводом сбивает с толку (можно подумать, что переводит Александр III). По его просьбе даже отключили внутреннее освещение кремлевских звезд (!), ранее это делали только один раз — во время начала Великой Отечественной войны. Этот фильм- одна из ступенек лестницы, по которой Михалков быстро докатится до «УС-2».

Показывать свою страну Западу в таком виде (генерал напивается так, что закусывает стаканом, проводит ночь на улице…) — это перебор, самому режиссеру и его семейству эта страна дала слишком много, чтобы он вот так издевался. И хотя Петренко с ролью справился отлично, смотреть на это грустно. Меньшикову его возраст припоминают многие, во времена Костика он бы фильм вытянул, мне он вообще-то нравится, как и многим женщинам. Ормонд хороша во всех нарядах, играет неплохо.

Внимательные зрители увидели множество ляпов: количество звезд на американском флаге неправильное, курсанты бегают в противогазах, изобретенных на 10 лет позже, в России английский не был так распространен, подорожную уже не надо было получать, герой Башарова заходит в дверь в одних погонах, выходит в других. Если бы фильм не был так затянут, думаю, на неточности меньше бы обращали внимание.

Изображение той России слишком красочное, этакая ностальгия по времени, в которое режиссер не жил (в пику 90-м годам, на их фоне, конечно, смотрелся красивой сказкой!). Несчастный поселенец, которому сломали жизнь, устроился со всеми удобствами (даже чашка чуть ли не императорский фарфор, сам он очень изуродован гримом, но кольцо на пальце блестит!).

Итог: масштабно, с размахом, снятый фильм. Красочная картинка, наряды, знаменитые актёры — всё это сделало фильм заметным явлением тех лет, но за сценарий и лезущие из каждого кадра штампы о русских хвалить никак нельзя.

Рада, что рейтинг фильма меньше 8, на большее он не тянет. Из нас, зрителей, успешно выбивают слезы, но я призываю отделять эмоции от критического осмысления фильма!

7 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 10
AnWapМы Вконтакте