Рецензии

КиноПоиск
Сапожок
Фильм про римского императора, которого легионеры прозвали сапожком за его странную детскую любовь к солдатским сапогам(отец был известным полководцем и брал сына в легион с малых лет) мог бы стать шедевром кинематографа, если бы попал в нужные руки. Но влияние со стороны журнала для взрослых сделало свое дело: разврат и оргии, которые были лишь одним из многочисленных актов мерзости в то время, получили в фильме Тинто Брасса львиную долю экранного времени. Из-за этого «Калигула» вообще может показаться исторической порнографией, если имеется ввиду его режиссерская версия. Зацензуренный же вариант не даст ничего, кроме кучи диалогов и декораций. Такая нескладуха и неправильное распределение ресурсов кажется вообще жутью, если еще и прочесть книгу Зигфрида Обермайера «Калигула», вышедшую в свет в 1990ом году. Там автор изобразил живописный портрет Римской империи, чиновников, императора и его подданных, и уделил много места интересным интригам. И в книге очень много интересных персонажей, судьбы которых оказались переплетены замысловатым образом. Так что все имело свой вес. А о всяких мерзостях и пошлятине речь в книге заходит лишь в нужных моментах, и без заострения внимания не сексе. Император же предстал хитрым, умным и опасным, он чередой тонкого и холодного расчета пробился к трону, избежав смерти. И его характер был раскрыт здорово. Его даже стало жаль, невольно, да и сама система государственной власти автором была показана четко и понятно. Словом, в книге была и история, и драма, и любовь, и трагедия, а что снял Тинто Брасс для меня по сравнению с литературным произведением просто померкло.

В фильме показана очень узкая картина тогдашней действительности: одни декорации, костюмы и диалоги. И куча порно — в режиссерской версии, а о политике и жизни речи не идет вообще. Калигула выглядит как душевно больной, сексуально озабоченный дебил с манией величия. И это при том, что роль исполняет Малкольм Макдауэлл! А что делать, когда сценарий характер императора никак не проясняет?! Тут и можно только под дурачка косить. Из актеров запомнился лишь Питер О Тул(Тиберий, дед Калигулы), но его роль коротка по задумке. Никаких тебе гладиаторских боев, никаких экскурсий по римским улицам и провинциям. Только оргии и тому подобное в режиссерской версии, и только болтовня, пусть и не лишенная почвы, в обычном варианте. Словом, ничего любопытного. Если Вам интересно хорошо погрузиться в ту эпоху, когда император Калигула, прослывший как кровожадный тиран, слетевший с катушек под конец своей недолгой жизни, вершил свою волю и показал наглядно суть выражения злоупотребление властью, то смотреть этот фильм не советую. Лучше прочитать книгу З. Обермайера.

5 из 10
Показать всю рецензию
КиноПоиск
Ибо какая польза Человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит — Евангелие от Марка, 8,36
Мне всегда казалось, что железная прерогатива причислять себя к авторам, ставить своё «от» к сотворённому фильму, целиком и полностью принадлежит режиссеру-постановщику. Именно он заставляет солнце светить ночью, снег выпадать летом, пулю замереть в воздухе… Именно он руководит съёмочной группой — актёрами, сценаристами, операторами, художниками… Именно его видение материала мы с интересом воспринимаем или с негодованьем отвергаем. Кто-то смешивает творцу краски, кто-то натягивает холст, кто-то позирует. Но именно режиссера зрители призывают к ответу за получившийся результат. Правда, есть ещё продюсер — не менее важный персонаж. Как-никак, этот парень платит за всё и имеет полное право влиять на создание фильма. Но это скорее промежуточная инстанция между нами, зрителями, и режиссёром.

Но так уж получилось, что вышеуказанных господ обошёл простой оператор. То есть тот, кто, руководствуясь указаниями режиссёра, включает или выключает камеру, манипулирует фокусом, углом обзора, стирает тряпочкой пыль с объектива… Чем собственно и занимался Тинто Брасс, в фильме «Калигула» (во всяком случае, в оригинальных титрах, он указан, как оператор и ничего более).

Итак, «Калигула» 1979 года — не классика, а легенда, так и общая или собственная. Сравнивать фантазии Брасса с реальностью я не хочу, ведь даже «Жизнь двенадцати цезарей» грешит многими неточностями. Да и художественный фильм сам по себе не может являться документом. Уже хорошо, если съемочной группе удастся воссоздать атмосферу того исторического периода, о котором идет речь, а актерам продемонстрировать грани личности их персонажа. С этой точки зрения «Калигула» действительно очень хорош. Это не те целомудренные голливудские исторические блокбастеры, которые со страхом и трепетом показывают грудь. Тинто Брасс, набивший руку на эротике и порнографии, по-моему, был практически идеальным кандидатом на кресло режиссера. Ему без стеснений удалось показать нам то, что так старательно опускается в учебниках по истории. Мальколму МакДауэллу с успехом поддался образ Калигулы с его безумием и болью, перемешанной со сладострастием. Конечно, такой монстр не может вызвать сочувствие, особенно когда тайным желанием режиссера является возбудить зрителя и шокировать. А некоторые сцены фильма, такие как разговор Калигулы с Тиберием, на фоне комнаты оргии, или продажа римских матрон вовсе исключают возможность показа в крупных кинотеатрах. Сокращенная версия фильма убивает весь замысел, и попросту человек похотливое существо, что с успехом доказала история Рима. А ведь с другой стороны, как нежно и трепетно Калигула любил свою сестру, он не столь однозначный персонаж, как может показаться. Разве можно выделять зверя среди других зверей, кто-то более безумен, кто-то менее. В любом случае, консулы мне показались менее чувствующими людьми, нежели Калигула

Благодаря столь волнующему жанру, фильмы Тинто Брасса (как режиссёра) легко завоевали российский видеорынок вначале 90-х, а заодно раскрутили его имя, как бренд. Любой видеопират скажет, что эротика, да ещё «от Тинто Брасса» — стопроцентный успех. Не надо было обладать супертехникой, чтобы разглядеть в пиратской копии фильма «Калигула» его имя. И неважно кем он там числится, хоть младшим помощником тётки — «хлопушки», главное, что можно тыкнуть пальцем в экран и сказать: «Вот он! Тинто Брасс». И понеслось! Налетай, торопись, раскупай! Да не просто каких-то, а «от Тинто Брасса». С лёгкой руки разговорчивого парня с «Горбушки» Тинто Брасс стал режиссёром этого фильма. Интересно, а сам-то он в курсе?

6 из 10
Показать всю рецензию
Малов-кино
Эякулируй это
Калигула, четвертый Цезарь Римской империи, находился во главе государства всего четыре года (37—41 гг н. э.), однако их хватило, чтобы остаться в истории одним из самых коварных и порочных правителей. Наслаждаясь прелестями абсолютной власти, он казнил родственников и советников, устраивал садистские расправы, спал со своей сестрой Друзиллой и любимой лошадью, организовывал массовые оргии, принуждая жен сенаторов работать шлюхами в борделе, насиловал молодожёнов на их собственной свадьбе и, в конце концов, провозгласил себя Богом. Однако всё равно стал жертвой кровавой расправы.

Всё это следует из фильма, который вошёл в историю кино как один из самых скандальных проектов. Сначала из него ретировался сценарист Гор Видал, потом у порномагната Боба Гуччоне возник конфликт с Тинто Брассом, которого он сам выбрал в качестве постановщика, но в итоге всё же отстранил от работы (хотя Брасс утверждает, что ушёл сам после того, как ему не дали сделать окончательный монтаж). Игнорируя эти потери, харизматичный босс Penthouse, которому море было по колено, сам занялся доводкой проекта до ума. Главное, что сделал, снял пару особо горячих сцен со своими девочками, которые старались, как могли, ведь ставки были как никогда высоки.

Для поддержания реноме «большого искусства», создатели заручились поддержкой главного феллиниевского художника Данило Донати, только что отработавшего на «Казанове», и музыкой Хачатуряна & Прокофьева. Кроме того, в проект были ангажированы звёзды британского кино и Королевского театра. К чести английских актёров (или, наоборот, их бесчестию), они ничуть не стушевались в плотном окружении лиц, у которых главными являлись не лица, а то, что находится между ног.

Макдауэлл от имени Калигулы более чем убедительно оправдывает невиданный сексуальный разгул, расхаживая среди ни на шутку увлёкшихся статистов. Больше того, буквально поражает своей отвагой: ни в чём не желая уступать профи из порнобизнеса. Облизывая с головы до пят сексапильную Терезу Энн Савой или танцуя обнажённым в центре массовки, он по полной программе, как заправский порнографист, отрабатывает свой гонорар. И это в то время, когда другие звёзды предпочитали сразу умереть, или же так ни разу и не обнажиться.

Однако, как только в Америке начались судебные тяжбы вокруг картины, английские звёзды поспешили откреститься от «этой разнузданной порнухи». И если Джона Гилгуда ещё можно понять: его герой умер первым и сцены с его участием были не шибко эротичны, то всё, что касается Питера О’Тула и Макдауэлла, выглядит как-то предательски нехорошо.

Тем более что оба регулярно фигурировали среди голой тусовки, и говорить задним числом, что, дескать, не знали мы о том, что за кино снималось, — как-то совсем неприлично. Но именно эта попытка звёзд отмежеваться от опального фильма очень хорошо объясняет, какого рода подставы опасался Дональд Сазерленд, когда снимался у Феллини в «Казанове».

Всё же судебные тяжбы закончились тем, что в протоколе заседания суда был зафиксирован достигнутый консенсус. Из заключения следовало, что «данный фильм не возбуждает, а, наоборот, подавляет сексуальность». Позитивный вердикт звучал как-то уж совсем уничижительно. Однако после него «Калигулу» оставили в покое, и ушлый Гуччоне добавил в картину ещё кое-что, предусмотрительно припрятанное под сукно.

Приступая к постановке, Брасс, похоже, находился под впечатлением «Сало» Пазолини, во всяком случае, наверняка держал его в уме. Но если у Пазолини малоизвестным и преимущественно молодым статистам приходилось всё время преодолевать собственное стеснение, послушно выполняя задачи режиссёра, то у Брасса энд Гуччоне всё было отдано на откуп профессионалам своего дела, уже набившим руки в порнокино. А именно — отборным девицам без комплексов, чьи достоинства теперь уже, наверно, обсуждают их внуки, + отборным самцам-производителям, лиц которых в момент их эрогенного триумфа зритель так и не увидит. Да и зачем?

Нарушив по настоянию продюсера все допустимые пропорции, Брасс, тем не менее, превзошёл сам себя, во всяком случае, не преминул воспользоваться шансом возродить жанр пеплума и переплюнуть тех, кто за полтора десятка лет до него ваял в Голливуде монументальных Клеопатр и тот совершенно невыносимый сегодня псевдоисторический кич. В конечном счёте, то, что Брассу навязал Гуччоне, стало для него пожизненным ориентиром, на который он и по сей день продолжает ровнять попки своих «старлеток». (Брасс: «Попка — лучшее место женского тела и женской души. Лицо может быть глупое, умное или кислое, а попка может быть либо грустной, либо весёлой — иного не дано»).

Защищая «Калигулу», он говорил, что «жестокость лучше всего передаётся через чувственность, и чем выше степень чувственности, тем масштабнее жестокость. Чем сильнее чувственность, тем больше жестокости». Вооружившись этими вполне интеллектуальными тезисами, он с присущим ему гинекологическим простодушием и урологической прямотой пошёл в наступление против самовластия и насилия, чтобы с помощью трепетных оргазмов показать, как безраздельная власть способна унижать и сексуально эксплуатировать. Падкость диктатора-самодура на удовольствия как раз и призваны были отразить его содомитские развлечения. Во всяком случае, процесс вырождения власти показан здесь в обескураживающих подробностях.

Хотя съёмки были завершены в декабре 1976-го, на экраны этот псевдоисторический байопик, больше напоминающий порноблокбастер, вышел только в августе 1979-го, и то поначалу лишь в либеральной Италии. В США потребовались ещё шесть месяцев, чтобы получить соответствующее разрешение. А в России премьера в кинотеатрах состоялась только (страшно сказать!) 20 апреля 1993-го.
Показать всю рецензию
Born on the Fourth of July
Калигула. Зло прошлого непременно породит новое зло
Фильм иллюстрирует животную природу человека, будь то акт совокупления, страх за свою «шкуру», безоговорочное подчинение «всемогущему Кесарю» или дикость обезумевшей толпы… Фильм заставляет задуматься о сущностной природе Зла… Что порождает Зло и жестокость: стремление к власти, восприятие любого «ближнего» как потенциального врага и предателя или внутреннее осознание собственной неполноценности и никчемной жизни? Что сделало Калигулу таким, каковым он предстает перед зрителем? Вспоминаются слова Иешуа из «Мастера и Маргариты»:' злых людей нет на свете, есть несчастливые люди»… Может быть Зло и жестокость Калигулы — это болезнь, поразившая его разум и душу, подобно лихорадке?

«Я существовал до сотворения мира и буду существовать, пока последняя звезда не упадет с неба»,- заверял Калигула толпу и самого себя. И в этих словах смертного, наделенного властью человека была какая-то трогательная детская самонадеянность и наивность… Но была в них и правда: Калигула оставил свой неизгладимый след в истории, а Зло, жестокость и человеческие пороки остаются в этом мире и по сей день…
Показать всю рецензию
SumarokovNC-17
Хлеба и зрелищ!
Историческая драма «Калигула» 1979 года режиссера Тинто Брасса является одной из самых скандальных и провокационных лент 20 века. Частично основанный на сценарии знаменитого американского писателя Гора Видала и спродюсированный Бобом Гуччионе, создателем эротического журнала «Пентхаус», фильм рассказывает зрителю биографию одного из самых жестоких римских императоров в мировой истории — Калигулы.

Режиссер Тинто Брасс в шокирующих и жестоких тонах приоткрывает завесу власти, показывая зрителю последствия тирании для власть имущих. Помимо сугубо шокирующего содержания, фильм все-таки гениально сыгран и именно это в первую очередь привлекает в фильме, а не извращенный, но впечатляющий видеоряд. Малкольм Макдауэлл с его одновременно порочным и прекрасным лицом сыграл Калигулу просто феноменально и дерзко. Он сумел показать всю постепенную деградацию личности своего персонажа, ставшего правителем в момент начала медленной агонии Римской Империи. Питер О, Тул не менее гениально сыграл Тиберия, тоже ставшего жертвой жернов власти. Джон Гилгуд, Паоло Боначелли и Хелен Миррен, с блеском исполнившая роль жены Калигулы, стали настоящим украшением этого эпатажного фильма, вызывающего неоднозначную реакцию даже сейчас.

Работа оператора Сильвано Ипполитти заслуживает особого внимания, ибо визуальная картинка в фильме очень контрастная. Роскошные виды императорских дворцов и красивые пейзажи итальянского леса создают резкий контраст происходящим в фильме событиям, отчего лента производит еще более сильное впечатление. Тинто Брасс в своей режиссерской манере в этой картине отчеливо опирается на стилистику Пьера Паоло Пазолини и Луиса Бунюэля.

Музыка в картине тоже играет немаловажную роль. Саундтреки Бруно Николаи и Ренцо Росселлини создают в картине как лирическую атмосферу, так и нагнетают напряжение, особенно ближе к финалу фильма.

Особо рекомендовать данную картину я не буду, но если Вы ищете что-то шокирующее и необычное, и Вам понравились «Сало, или 120 дней Содома» или «Сербский фильм», то «Калигулу» Вам не стоит пропускать.

10 из 10
Показать всю рецензию
splispli
безумство от власти.
Даже не знаю с чего начать. Всегда было сложно мне критиковать фильмы в котором присутствовало абсолютно всё — и абсурд и гениальность. Порносцены, эмоции, мимика, сюжет — всё передано восхитительно. Фильм однозначно не для всех. Чтоб его понять и как бы так сказать.. ощутить.. нужно смотреть абсолютно разные фильмы и быть готовым ко всему. Тазик конечно мне не потребовался, так как я смотрел подобных фильмов достаточно много. Чего стоит «Сало.120 дней Соддома» Пазоллини.

(кстати этот фильм нашел на кинопоиске, и сначала подумал что его снял Пазоллини).

По сюжету — Калигула, ставший слишком резко императором обезумел от власти. И попросту начал превращать Империю в бордель, который его развлекал. Правление Римской Империей для него — развлечение, Дворец — бордель. Знатные жёны сенаторов и людей из высшего общества — шлюхи. Его девиз в этом фильме — «Кто слишком честен и чист — тот скучный, а следовательно предатель» — вот такая вот логика Калигулы.

Игра актёров — бесподобна. Ни одной претензии нету к этому. Всё сцены натуральны. Похотливо-обезумевший взгляд Калигулы чего стоит только.

10 из 10

п. с. но фильм далеко не для всех. Для тех кто любит жестокую реальность и принимает её такой какая она есть.
Показать всю рецензию
Эндрю Вулф
Известный мастер эротического кино Тинто Брасс («Салон Китти», «Миранда», «Паприка») сразу после неплохой исторической драмы об эпохе нацизма «Салон Китти» берётся за амбициозный и дорогостоящий проект (большой по тому времени бюджет в 17 с половиной миллионов долларов) воссоздания на экране жизни и правления самого одиозного римского императора Калигулы. Позаимствовав часть денег у боссов журнала «Пентхаус», известного своей эротической продукцией, Тинто Брасс, при помощи сорежиссёров «Пентхауса» Боба Гуччионе и Джанкарло Луи, вынужден был поневоле уделить особое внимание знаменитым оргиям Тиберия и его преемника Калигулы. Именно это и погубило этот не лишённый таланта фильм, ибо увлечение режиссёров сценами на грани явно оттенило исследование психики Калигулы и его пути к власти. Типично фрейдовские мотивы вожделения к сестре и зависти-ревности к императору Тиберию, заменившему Калигуле рано умершего отца, выражены чересчур прямолинейно, явно в расчёте на эпатаж и клубничку. Поэтому «Калигулу» вряд ли можно поставить в один ряд с другими фильмами, исследующими природу власти на примере одиозных исторических фигур («Телец» Александра Сокурова, «Гитлер: Восхождение дьявола» Кристиана Дюгуэя), хотя работа Брасса, Гуччионе и Лиу точно поинтереснее последнего фильма польского классика Ёжи Кавалеровича «Кво вадис?» об эпохе императора Нерона.

К несомненным удачам фильма, впрочем, нельзя не отнести актёрский ансамбль. Малькольм МакДауэлл, Питер О`Тул, Джон Гилгуд, Хелен Миррен — все они проявили немалое мужество, согласившись участвовать в таком заведомо скандальном проекте. Особое украшение фильма — игра прекрасного английского актёра Малькольма МакДауэлла, которого снимавший его в «Заводном апельсине» Стэнли Кубрик относил к числу 4 гениев, с которыми ему пришлось работать. Ему отлично удалось передать психологию человека, страдающего болезненной подозрительностью, мстительностью и сексуальной невоздержанностью. Волею судьбы унаследовав престол, Калигула не устоял перед соблазном власти, превратившись в тирана, которого до этого не знала Римская империя. Некогда великое государство, колыбель философских школ, наук, искусств, с течением лет, под влиянием внешних и внутренних причин, постепенно деградировало. Не спасло даже позднейшее правление 5 просвещённых императоров, ибо затем, после смерти Марка Аврелия, престол унаследовал его сын Коммод, который мало в чём уступал Калигуле, особенно в части болезненного самолюбия. Однако Ридли Скотт в «Гладиаторе» сосредоточился всё же на духовном противостоянии двух антиподов, по-разному относящихся к императорской власти, генерала Максимуса и императора Коммода, а вовсе не на невоздержанных оргиях и альковных историях из жизни сильных мира сего. И положение не спасают даже запутанные придворные интриги. Лишь в финале Тинто Брасс, охладив неуёмный эротический пыл своих коллег-режиссёров, позволяет Калигуле превратиться в трагическую фигуру, в полном соответствии с античной поэтикой, пожав плоды посеянного им рока.

4,5 из 10
Показать всю рецензию
David Fisher
Как и для многих, этот фильм стал в свое время для меня шоком. Но постепенно шок прошел, а параллельно с этим родился и интерес к главному герою этого псевдоэпика императору Гаю Юлию Цезарю Августу Германику, вошедшему в историю под именем Калигула (по названию сапожек, которые он любил носить, именовавшихся «калиге»).

Однажды в качестве эксперимента я перемонтировал фильм, удалив из него все порносцены и жестокие сцены с членовредительствами, сократив таким образом картину практически на полчаса. После чего пересмотрел. Получилось вполне смотрибельное зрелище, хоть и лишенное всяческой историчности, на которую якобы претендовал фильм. Ну право, смешно называть «Калигулу» историческим фильмом, когда даже популярные блокбастеры, как «Гладиатор», к примеру, грешат грубыми историческими ляпами и откровенной неправдой. Но вот что интересно, лишившись своей шокирующей «начинки», фильм лишился и всякой содержательной части. На выходе мы имеем мешанину из исторических домыслов и штампов. Перед нами образ коронованного маньяка, садиста, психопата и кровосмесителя. В общем образ, созданный почти две тысячи лет назад и приобретший завидную устойчивость в глазах потомков. Так нам его и преподносит Мальколм Макдауэлл, бесспорно талантливый актер, которому эта роль изрядно подпортила его кинокарьеру. Но несмотря на его хорошую игру какого императора мы видим? Схематичного, будто нарисованного на бумаге. Вот он, Калигула — со всеми своими пороками и демонами! Но даже если тупо принять за чистую монету все характеристики ему приписывамые, фильм не дает, да и не может дать ответа почему же император стал тем, кем стал? Ведь чудовищами не рождаются, ими становятся. Если становятся. Фильм навешал на Калигулу столько жутких эпитетов, что невольно задаешься вопросом: неужели всё это один человек? Причем весьма молодой человек. И не многовато-ли дерьма вылито на голову одного императора, процарствовавшего чуть больше 3 лет и лишенного жизни в 28 лет?. Понятно, что авторы опирались на определенные исторические источники, сильно грешащие субъективностью и небрежностью в подходах, типа сочинений Светония, которые иначе как беллетристикой назвать трудно. Тем более, что Светоний писал через 100 лет после смерти Калигулы.

Претендуя на некий эпик, авторы фильма предпочли шокировать зрителя крупноплановыми совокуплениями, нежели попытаться разобраться в природе человеческой, даже применительно к той теории об императоре Гае Германике, которую они выбрали и которая до недавнего времени не подвергалась сомнению. Между тем современные историки весьма скептически и осторожно относятся к древним источникам и не склонны видеть в Калигуле сумасшедшего, садиста и психопата. А обвинения его в инцесте с сестрой Друзиллой вообще не имеет под собой никаких документальных обоснований. К слову сказать, современник Калигулы философ и сенатор Сенека нигде ни словом не упоминает о подобном «компромате», при том, что он всей душой ненавидел Калигулу и не применул бы отметить подобное.

Впрочем, я отвлекся на историю и не отметил главного. Фильм «Калигула», будь он воплощен в ином ключе, смог бы пожалуй претендовать на то, чтобы стать серьезной и интересной картиной на тему восходящей Римской империи и роли в ней императора — человека наделенного огромной властью, которая может как возвысить своего носителя, так и растоптать и уничтожить его, превратив проигравшего властителя в «мифическое» чудовище, презираемое потомками. Ведь эти потомки будут читать о нем то, что написали победители, ибо победители всегда пишут историю!
Показать всю рецензию
kingsbounty
Наконец-то мне удалось посмотреть этот нашумевший и широко известный фильм о римском императоре Калигуле, вошедшим в историю как один из самых одиозных, неуравновешенных, деспотичных, маньякальных, развратных и жестоких правителей Рима.

В общем, пожалуй, все знают, благодаря чему прославился этот правитель. Черты, шизофреничные поступки и пороки императора и стали основой для данной киноленты, в которой создатели пытались их наиболее ярко и красочно показать. Но то как бездарно, невнятно и неуместно это было сделано, свели все эти попытки на нет. И вместо эффекта некого шока от увиденного ужаса, низости и порочности человека и его души, просто возник некий тошнотворный эффект.

Поражает ещё тот факт, что на создание данного фильма ушло 4 года и было потрачено огромное количество средств. А конечный результат и гроша ломанного нестоит. Лента ужасно растянута. Она совершенно не динамичная, не живая, не интересная, а кадры оргий, которые иногда идут просто в разрез с общим сюжетом и совершенно его не дополняют. Всё выглядит не реально, не адекватно, не по-настоящему. И в результате чего становиться просто противно от манеры показа.

Картина не развивается и сильно устаешь от одного и того же происходящего на экране. Вот оргия, через 15 минут снова оргия, потом снова. В результате на экране практически всё время видишь одно и тоже. Игры актёров нет, поскольку игровых эпизодов очень мало. А те не многие, которые иногда всё таки попадаются, похожи на бред во сне. Диалоги, за редким исключением, пустые, занудливые, не яркие и не внятные и так же в большинстве своём бредовые. Это как слушать речь душевно больного человека — бессмысленно и очень утомляет. Но было и кое-что, что приглянулось.

Очень понравилось начало, которое сильно обнадежило, что лента и правда выдающиеся. А если точнее сказать первые секунд тридцать, когда цитируется «Евангелие», под красивую и очень подходящую музыку. И ещё один положительный момент — вступительные титры. Под музыку Прокофьева, так же блестяще подходящую, в кадре бронзовое изваяние Калигулы, из глаз которого начинает течь кровь. Вот пожалуй и всё талантливое, что удалось разглядеть при просмотре фильма.

Все остальные нити разумного, талантливого и просто интересного кино, которые кое-где всё таки мерцали, полностью утонули в океане пошлого, невзрачного, неудачно совмещённого и временами просто бредового хронометража фильма.

Всё что сделали создатели — это собрали большую массовку, одели как римлян, потом сделали декорации подходящие для той эпохи, а затем всё с тех же актёров и массовки сняли 70 % одежды и начали снимать. В кадр постоянно попадают полуголые люди, мы видим попы, гениталии, которые порой совершенно не к месту. Вперемешку с этим в кадре порой просто порнографические сцены орального секса, которые ну уж никак фильм не красят. Сцены большого количества полуголых людей, занимающихся сексом, совершенно не делают фильм знаковым и талантливым.

Эпоха воссоздана ужасно. Всё население Рима похоже на зомби. Им ничего не нужно, они не думают, они развратны и порочны. И Калигула со своей маньякальностью и шизофренизмом на их фоне выглядит вполне обычно. И Тиберий, и Калигула по фильму ничем не отличаются друг от друга. Просто один развратник и шизофреник сменяет другого.

Люди вообще не показаны в нормальных ситуациях, только в порочных, казнях, расправах и оргиях. Ведут себя не естественно и не правдоподобно. Короче вряд ли бы Римская империя стала столь могущественной и великой и оставила бы такое богатое культурное наследие, если бы в ней жили такие люди, как в киноленте. В фильме нет ни намёка на какие-то конструктивные поступки и моменты жизни людей в общем и Калигулы (он как личность вообще не раскрыт) в частности.

Поэтому показ Калигулы и Рима только с одной стороны, деспотичной и развратной, отдаляет фильм от реальности и делает его просто похожим на кошмарный бредовый сон. Это никакая ни классика, ни шедевр, а полная ерунда. Хотите пошлости — смотрите порнуху, она и красивее и гораздо приятнее, да и смысла в ней столько же. Хотите красивую эротику — смотрите Хулио Медема.

3 из 10
Показать всю рецензию
Hitand
Упущенная идея
Безусловно, Калигула был и остается уникальным явлением кинематографа. Вероятно, споры о художественной ценности этого фильма будут вестись еще многие годы. Многих этот фильм отпугивает своей вульгарной натуралистичностью, других привлекает необычным подходом к изображению истории Древнего Рима на экране.

Так, что же двигало режиссером при создании данного пеплума? Я думаю, что прежде всего амбиции и желание встать в одном ряду с великими от мира кино. Конечно, оценивая Калигулу, трудно критиковать Тинто Брасса, так как фильм многократно редактировался без него, и, как известно, Боб Гуччионе лично вмонтировал в картину особо пикантные сцены. Тем не менее, фильм, на мой взгляд, имеет немалую художественную ценность.

На главные роли были приглашены уже прославившиеся тогда Малкольм МакДауэлл, Хэлен Миррен и Питер О`Тул. МакДауэлл создал на экране харизматичный и запоминающийся образ обезумевшего молодого императора. Лично мне роль эта видится во многом импровизационной, образ был создан скорее не режиссером а актером, поэтому образ Калигулы вышел ярким, но его личность в фильме явно не исследована автором фильма до конца.

Я думаю роль Тиберия для Питера О`Тула, была одной из самых удачных его работ в кино — на мой взгляд он великолепно воплотил на экране образ развратного и больного тирана. Надо отметить, его персонаж гораздо старше его самого, однако благодаря гриму и превосходной актерской игре разница эта практически незаметна.

В целом к игра актеров в этом фильме не вызывает у меня никаких нареканий.

Теперь про сюжет. Завязка выглядит весьма интересной, но вот вся вторая половина фильма в основном посвящена безумным выходкам императора, которые разбавляются «шокирующими» сценами. И тем не менее, фильм, как мне кажется, показывает как власть может поедать человека и рождать в нем параноика. Сам Калигула, стремившийся к этой власти, не смог совладать с ней и именно это обстоятельство привило его к краху.

Так что же выводит «Калигулу» из коммерческого шокирующего блокбастера на уровень более серьезного кино? Я думаю прежде всего, то, что к нему приложили руку очень талантливые люди, такие как сценарист — известный писатель Гор Видал, художник — работавший с Феллини, Данило Донати и, конечно, превосходные актеры первого плана.

В целом, Калигула неоднозначное кино которое, тем не менее, заслуживает внимание киноманов.

Поставить этому фильму конкретную оценку я затрудняюсь.
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 6
AnWapМы Вконтакте