Рецензии

FRIDMON
- Мы бьёмся за то, чему нет цены в мире – за Украину!
- Когда я смотрю, как умирают эти солдаты - я холодею от ужаса...

Александр Петрович Довженко говорил о том, что в работе над сценарием 'Украина в огне' отразилась его внутренняя борьба сценариста с писателем. С одной стороны - строгое соблюдение канонов профессионального сценария, а с другой – стремление расширить тему, вставить в неё свои размышления, дать место лирическим отступлениям. Именно поэтому жанр произведения можно и нужно определить как киноповесть. Сюжет разворачивается вокруг празднования пятидесятилетнего юбилея Татьяны Чабан (Зинаида Дехтярёва), за которым следует начало войны и последующая оккупация фашистами родной земли – Тополивки. Условно киноповесть можно поделить на три части. Повествование начинается с отступления Советской армии, в которую вплетается любовная история Василя (Юрий Фесенко) и Олеси (Ирина Короткова). Вторая часть рассказывает о жизни в оккупации и партизанском движении. Эпилог картины – наступление Советской Армии. Это всего лишь кратчайший синопсис ленты, у которой почти такая же трагическая судьба, как рассказанная в фильме история.

- На завтрак ненависть, на обед, и на ужин. Так и живём...

Сценарий 'Украина в огне', который Довженко закончил летом 1943 года - кульминация его литературного творчества. Писатель решился рассказать горькую правду о советском бюрократизме и халатности, которые привели к гибели сотен и тысяч неповинных людей в военное время на Украине: «Земля наша украинская, мученица наша, в огне ты, в огне!». Но киноповесть была запрещена для печати и для постановки с формулировкой, что 'это вылазка против нашей партии, против Советской власти, против колхозного крестьянства, против нашей национальной политики. Книга отражает враждебную идеологию автора'. Сейчас мы понимаем, что 'Украина в огне' — произведение особенное, ни на что не похожее: пронзительное, настоящее, живое. Ни единого фальшивого слова, ни одной неискренности, - только правда о людях, об истории, о перемолотых войной человеческих душах.

- Если не хочешь жить, то выпей лекарство - месть...

Сценарий киноповести, после обсуждения в Политбюро ЦК ВКП (б), получил крайне негативную оценку Сталина и не был принят к производству. После этого у Довженко начались серьезные идеологические проблемы с властями, о которых Довженко делает запись в своём дневнике от 28 ноября 1943 года: 'Запрещение 'Украины в огне' сильно удручило меня. Хожу мрачный и места себе не нахожу. И всё-таки думаю: пусть она запрещена. Бог с ними, она всё равно написана. Слово произнесено. Я знаю хорошо, насколько пошатнётся хорошее ко мне отношение сверху. Возможно, я ещё и поплачусь как-то за это. Но я верю: несмотря ни на что, невзирая на гражданскую смерть... Я написал рассказ честно, как оно есть и как я вижу жизнь и страдания моего народа...'

- Я не чернилами, а слезами сердца пишу эти строки...

'...Плохо, что сдали мы Гитлерюге проклятому свою Украину и освобождаем ее людей плохо. Мы, освободители, все до одного давно уже забыли, что мы немного виноваты перед освобождёнными, а мы считаем их второсортными, нечистыми, виновными перед нами, дезертиро-окруж`нно-приспособленцами. Мы - славные воины, но у нас не хватило объективной человеческой доброты к этим людям. В этом рассказе я как-то полусознательно, то есть совершенно органично, заступился за народ свой, несущий тяжкие потери в войне. Кому же, как не мне, сказать слово в защиту, когда такая большая угроза нависла над несчастной моей землёй? Украину знает лишь тот, кто был на ней, на её пожарах сегодня, а не по газетам или салютам отсчитывает ее победы, втыкая бумажные флажки в мёртвую географическую карту. Грустно мне...'

- Листая памяти страницы...

Александр Петрович Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта на своей даче в Переделкине, не успев реализовать многое из того, что ему так хотелось рассказать людям. Но его дело, к счастью, не замерло, не затормозилось благодаря супруге и верному спутнику жизни - Юлии Ипполитовне Солнцевой, сумевшей довести до экрана многие задумки великого мастера и большого человека. Сейчас уже невозможно сказать, как бы сам Довженко снял 'Украину в огне': был бы доволен полученным результатом, или нет? Что бы мы сейчас не говорили - всё это будут лишь домыслы. А работа Солнцевой - вот она. Протяни руку, включи телевизор и прикоснись к миру, в который Довженко вложил не столько физический труд, сколько сердечную боль о родной Украине...
Показать всю рецензию
AnWapМы Вконтакте