Рецензии

ZiZiZip
Все песни только о любви
Первое впечатление от «Возлюбленных» — милая французская мелодрама, которая очень весело начинается и грустно заканчивается. Смотрится она легко, и на первый взгляд, оставляет такое же впечатление. Но это только на первый взгляд: приготовьтесь к тому, что этот фильм крепко засядет у вас в голове, и вы еще не раз мысленно к нему вернетесь.

Сначала никакого родства с героями, а особенно с героинями, не чувствуется. Реакция на все их поступки — либо «Боже, вот дура!», либо сводится к «падение нравов, тяжелая жизнь, что с них взять». И, конечно же, никто и не подумает, что мог бы оказаться в таких же ситуациях. Между тем, все мы влюблялись безответно, всех безответно же любили, все влюблялись с оговорками — и поступали подчас еще глупее, еще аморальнее. Вместо того, чтобы вешать на героев ярлыки, в них стоит поискать себя — и не отмахивайтесь, каждый найдет.

Потом начинаешь размышлять над художественными приемами, благо фильм на них богат. Например, зачем нужны песни? Их слишком мало для полноценного мюзикла (фильм где-то даже ошибочно проходит под таким жанром), вокруг них не строится сюжет. Песни никогда не связаны с каким-то действием, они только обозначают состояние героев (это как если бы в «Кошках» все арии были похожи на Memory). Они появляются тогда, когда становится слишком много чувств и слишком мало слов. Появляются — и остаются: Les chiens ne font pas des chats преследует меня везде.

Интересно и то, как меняется картинка от начала повествования к концу. Шестидесятые нарисованы глянцевыми, чистыми цветами, наше же время (когда действие уже концентрируется на Вере) изображено преимущественно в серых тонах. На время молодости Мадлен нам предлагают смотреть ее же глазами, и становится понятно, кто тут главный герой.

Фильм, понятное дело, о любви — не какой-то заоблачной, а очень человеческой, с большим количеством неудач и ошибок, иногда фатальных. Вариант для верующих — о карме, о том, как дети повторяют судьбу родителей, изо всех сил пытаясь от нее убежать. Ведь Вера, насмотревшись на своих мать и отца, которые все делали без оглядки, в своих чувствах выверяет каждый шаг — и даже влюбляется будто специально в того, с кем никакого будущего быть не может. В итоге она так же несчастна. Подать такую горькую историю в такой легкой форме, и еще и сдобрить песнями, и чтобы все смотрелось не нелепо — для этого нуден большой талант. И он у «Возлюбленных» есть.

9 из 10
Показать всю рецензию
sartanikus
«Смелость — это когда делаешь то, что хочешь, даже если заранее знаешь, что проиграешь»

Звучит прекрасно! Так и хочется плюнуть на все условности и кинуться в омут любви, свободной от всяких границ, быть дерзким, смелым, наглым. И делать то, что действительно велит сердце. Как это, например, делала Мадлен: хочется ей Яромила, который ее уже однажды бросил, так плевать на доброго честного мужа, а значит можно отдаться своему прошлому, пришедшему восполнить потерянное. И всем хорошо. Хочется Вере быть вместе с геем-американцем — так плевать, что он гей, что он ВИЧ-инфицированный и что он, в конце концов, ее просто не любит! Хочется террористам взорвать небоскребы в США и самим погибнуть? Так почему бы нет! Однако, я думаю, было бы слишком глупо выводить из этого всего мораль нравственности и благопристойности… Нет, смелость, конечно, нужна. Но вторая добродетель, про которую говорит герой Милоша Формана, — это осторожность. Смелость и осторожность — казалось бы, две противоположные вещи, но одно без другого превращается в крайность. Однако, сам Яромил, описывая себя и Мадлен, говорит также про легкомыслие. Легкомыслие иногда приносит счастье и легкость жизни, однако очень часто приводит к тому, что человек просто остается ни с чем, с пустыми руками…Что в итоге стало с Яромилом? (пусть и не по его вине…но разве не заслуженно? хоть и жестоко). Что стало с Мадлен в финале? С Верой? Но с другой стороны, разве не делали они того, чего хотят? Но видимо, просто делать то, чего хочешь вопреки всем обстоятельствам недостаточно для достижения счастья.

«Яблоня от яблони недалеко падает»

- Поют Мадлен и Яромил в одном из диалогов. Да, по сути перед нами две параллельные, но очень схожие истории жизни матери и дочки. Увы, такое ощущение, что несчастная и странная судьба матери передалась дочке Вере по наследству. Да и то, Мадлен вроде была даже счастливее, чем ее дочь, она вкусила плоды любви и даже продолжала их вкушать в преклонном возрасте (эта ее порочная любовная связь, даже несмотря на то, что Мадлен в возрасте играет Катрин Денев, выглядит немного нелепо. Однако, лишний раз понимаешь, что любви, даже такой любви, все возрасты покорны. Главное…главное все то же — смелость, осторожность, легкомыслие…ну и немного наглости) Вере кажется, что любовная жизнь ее мамы прекрасна, она пытается повторить ее по той же формуле, однако все оборачивается полным крахом. Нет, невзаимная любовь, а тем более любовь к существу, которое не может полноценно воспринимать тебя как представительницу прекрасного пола, заранее обречена.

Увы, это сказка, но не с таким светлым концом, как хотелось бы. Но все-таки сказка. С туфельками, принцессами и демонами-искусителями.

9 из 10
Показать всю рецензию
Somanta
Любить и быть любимым
С первых кадров фильма хочется поудобнее устроиться в кресле в предвкушении легкой, красивой, воздушной, непринужденной романтической французской мелодрамы. Однако, не тут-то было. Нет, несмотря на все происходящее на экране – картина действительно очень воздушная, и по-французски атмосферная, и пропитанная весенним свежим ароматом. Однако главная тема - тема любви, (что впрочем и так ясно по незамысловатому названию) далека от идеальной и светлой. За этой самой любовью, за страстью, желанием, очарованием скрывается грусть, трагедия, отчаяние…Или же наоборот? За хаотичном мраком отношений иногда просвечивают лучи счастья? Увы, одно просто неотделимо от другого. Как бы всем хотелось, чтобы герои, которые умеют любить, просто и искренне, а я думаю все герои этого фильма на это способны, чтобы они нашли тех, с кем могут быть по-настоящему счастливы...

Однако, никогда ничего просто не бывает. Француа любит Мадлен, Мадлен стремится к Яромилу, Яромил, к ней, конечно, то же стремится, но постоянно провоцирует на низкие поступок по разрушению священных семейных уз. Клеман любит Веру, но Вера бежит к Хендерсону, который вполне счастлив и без нее со своими мальчиками-геями. Что ж такое-то. Хочется сказать, очнитесь! Любите тех, кто рядом, не бегите за тем, кто вами не дорожит. Почему Мадлен никак не может полюбить по-настоящему верного ей, как она сама его назвала «идеального» мужа Француа, который прощает ей все, потому что любит всей душой? Яромил – это прошлое, которое все время врывается в настоящее и разрушает в итоге будущее. Зачем Вере сдался этот хоть честный и симпатичный, но гомосексуальный американец? Который все-таки никак не может переключиться со своих партнеров на несчастную Веру. Рядом с ней есть Клеман, который хоть больше друг, чем любовник, но все-таки также любит ее, своей юношеской, но зрелой любовью. Эх, а все потому что сердце не обманешь. И наше собственное сердце на пару с горькой иронией жизни способно сыграть с нами злую шутку и герои этого фильма - прямое тому доказательство.

Однако, несмотря на грустное настроение, после фильма остается приятное послевкусие и куча мыслей в голове…А главное хочется любить. По-настоящему. Любить и быть любимым.

10 из 10
Показать всю рецензию
Denis Sorokin
Ложное представление о Любви, разжигающей похоть и толкающей на прелюбодеяние
Фильм «Возлюбленные» (фр. Les bien-aimes) не имеет никакого отношения к Возлюбленным Людям, Людям испытывающим Любовь. Это «история» одержимости, страсти, т.е. похоти – суть причины прелюбодеяния.

Любящий Человек преумножает Благо, создает Благо для Любимого, и всегда это возможно только своими собственными силами, своим Трудом (душевным, физическим, нравственным), своим усилием. И никогда в ущерб кого бы то ни было еще. Это Истинная Любовь.

Что же мы видим в этом «кино»? Люди, находящиеся на своей низшей животной стадии, постоянно разжигая в друг друге похоть, совершают прелюбодеяния практически с любыми такими же «животными», встречающимися на их жизненном пути. Немаловажную роль в таком поведении играет их практически постоянное состояние опьянения (никотин, этиловый спирт), являющееся уже даже не скрытой пропагандой курения и употребления алкоголя.

Центральный персонаж – молодая женщина, постоянно курящая и очень часто употребляющая алкоголь, под их одурманивающем воздействием на протяжении всего фильма совершает поступки, которые у не развращенного «достижениями» западного общества человека вряд ли вызовут сочувствие. Фильм отметился и толерантностью к содомитам – они сыграют не маловажную «роковую» роль в развитии ее экранной судьбы. Показательна так же сюжетная линия взаимоотношений «родителей» «героини».

Последняя сцена с «героиней» является вполне естественным концом ее сюжетной линии. Что может дать окружающим или своему возможному ребенку такая «женщина», в душе которой уже не осталось места для чего бы то ни было светлого и доброго. Самостоятельно она не может стать Любящей Матерью, Женой, Дочерью, а рядом с ней нет никого, кто бы Любил ее и мог вернуть к Жизни.

И не удивительно, что страной производства этого «продукта» стала Франция. Именно в этой стране появился тот литературный жанр, «любовный роман», который и породил такое представление о Любви – похоть (страсть), разжигающая похоть, через низведение Женщины до удовлетворительницы половых желаний, и как следствие, она сама уже ничего другого не желает, как удовлетворять свои сексуальные похоти.

Тем, кого заинтересовало высказанное здесь мнение, уверен, имеет смысл прочитать как минимум такие произведения Льва Николаевича Толстого: «Предисловие к сочинениям Гюи Де Мопассана» («французский роман»), «О безумии» (о самоубийствах), «Крейцерова соната» (об отношениях Мужчины и Женщины), «О ЖИЗНИ».

1 из 10
Показать всю рецензию
luckythirteen
Нелинейная история, гуляющая по Европе, а конкретно по самым значимым столицам, - Лондону, Праге и, конечно, Парижу, - радует уже тем, что подтверждает: да, «Мужчина в ванной» был помешательством и помутнением. И хотя «Возлюбленные» тоже несколько отличаются от более ранних работ Оноре, в принципе Кристоф возвращается как к своим излюбленным темам, так и к излюбленным актерам. Но вместе с Кьярой, Гаррелем, Санье мы видим пожилую, но все еще прекрасную Катрин Денев, очень пожилого, но обаятельного Милоша Формана.

Вообще, кажется, что Оноре всеми возможными способами добивается цели сделать картину как можно более зрелой, подводящей итоги. И актеры, и постоянный мотив воспоминаний, и меланхоличная сожалеющая мелодика всего фильма, и проблемы, приходящие вместе со зрелосью и уходящие только вместе с жизнью…Но несмотря на все это, видимо Оноре еще не готов к подведению итогов. И его зрелость, и сугубая серьезность итогов кажутся чем-то столь же неправильным, как Луи Гаррель с сальными прямыми волосами. Может все дело в том, что режиссер с головой погрузился в стилизацию, в цитацию, в рефлексию и побоялся испортить всю глубину и значительность излишней эмоциональностью или слишком буйными кудрями.

Короче говоря, Оноре в этой картине становится глобальным режиссером, художником вне времени и пространства, способным совместить в одной картине и прустовские искания (время – любовь – смерть), и прекрасную эстетски выверенную картинку, и социально-мировые проблемы от русских в Чехии до нью-йоркских башен-близнецов. Он успевает пробежать через 50 лет туда и обратно, поговорить об отцах и детях, СПИДе, гомосексуальности, естественно не отходя от главной нетленной темы – темы любви. Далее – облачить все это в форму мюзикла и красивым жестом с красными туфельками замкнуть фильм кольцевой композицией (с чем снова кивнуть Прусту и его временным поискам). То бишь Оноре делает множество прекрасным вещей, но, к сожалению, будто бы перестает быть Оноре. Тем Оноре, который всегда умудрялся даже самые глубинные фильмы делать легкими и парящими.

8 из 10
Показать всю рецензию
Страницы: 1 2
AnWapМы Вконтакте