Рецензии

Хельга Старк
Северное солнце.
Я подумала, и решила просто написать агитационный призыв посмотреть этот фильм. Это будет очень предвзято, так что если хотите объективно - простите, но не читайте.

Историческая драма, рассказывающая реалии Датского королевства на заре Эпохи Просвещения, в начале 1770-х. Вся Европа уже вовсю 'просвещается', тогда как Дания упорно остаётся в тёмном Средневековье, с властью церкви и грязным оборванным простым народом. И вот тем временем английскую принцессу Каролину-Матильду в 15 лет привозят в эту дикую и не родную для неё страну, чтобы полубезумный король Кристиан стал её мужем. Она, надеясь что её будущий муж будет также образован и разносторонне одарен, как и она, разочаровывается с первых минут знакомства. Но, увы, ничего нельзя сделать, и она терпит унижения и безразличие со стороны своего супруга, который предпочитает развлекаться в притонах. Но общий ребёнок у них всё-таки появляется на свет, но после этого Матильда не пускает более его в свою спальню. Так продолжается, кажется, бесконечно. Пока в путешествии по Европе Кристиан не привозит врача-немца Иоганна Струэнзе, который быстро находит с ним общий язык и завоёвывает бесконечное доверие. Вскоре и королева проявляет к врачу благосклонность, переросшую в Любовь между ними. Конечно, всё кончается плачевно, как и предрекал Брандт, пересказавший Струэнзе историю Артура, Гвиневры и Ланселота.

Я не очень много (совсем ничего, собственно) не знаю об истории Дании, поэтому о достоверности сказать особо много не могу, но Википедия по основным пунктам дала исчерпывающий вердикт правдивости картины. Тем более, ведь и снимали в Дании, уж не будут же сами датчане перевирать свою историю. Так что достоверность является первым плюсом фильма.

Вторым плюсом режиссура, костюмерная работа, декорации и операторская работа с саундтреком. Ну вот всё вместе в одном пункте, потому что и придраться-то не к чему, так что просто можно написать, что всё хорошо и гармонично.

Третьим и любимым плюсом для меня является актёрская игра. Миккель Фёльсгор, Алисия Викандер и Мадс Миккельсен. Король, королева и врач. Все сыграли просто на высшем уровне. Фёльсгор получил Медведя за передачу на экран марионетки-короля, безумного любителя театра и довольно несчастного человека, пусть и зовущегося Королем. Заслуженная награда. Он передавал смены настроения, нервно-истерический смешок, растерянность и страх. Шведка Алисия мне нравится. Она очень тонко чувствует всех своих героинь, очень точно и искренне раскрывает всю их душу перед зрителем. Здесь она также не подкачала. Милая, нежная, ранимая, образованная, в надежде на любовь, но потом жестоко разочарованная, и неожиданно обретшая мимолетное счастье. Есть актрисы, которым действительно удаются такие сложные и многосторонние роли, и Викандер одна из них. Я пока ни в одной её роли не разочаровалась. И Мадс Миккельсен. Свет очей моих. Я о-б-о-ж-а-ю и боготворю его актёрский талант. Каждый раз зарекаюсь смотреть с ним драмы, но он же там больше всего шикарен! КАК он играет драматические роли! Как ему всегда это удаётся вообще?!?! Вот в едва уловимых изменениях взгляда и мимики передать, понимание неизбежного конца. Похожий момент был в фильме 'Михаэль Кольхаас' и я просто готова каждый раз писать оду игре Мадса, он один из немногих актёров, которые могут играть только лишь глазами, одним лишь взглядом заставить зрителя поверить в чувства, переживаемые в этот момент персонажем. Он просто чёртов гений. И даже если фильм откровенное гэ, он его вытянет на одной лишь своей харизме, прущей на километры даже через экран. Больше сложных ролей Миккельсену!

Короче, 'Королевский роман' как историческая драма выглядит в ряду других исторических драм как бриллиант среди стекляшек. Он явно демонстрирует не отполированную до блеска наигранную историчность Голливуда, а просто рассказывает, как оно было. Открыто, честно, но и не напоказ, всё в нём в меру и как нужно. Именно этот исторический фильм я бы и пересмотрела. Не только из-за прекрасной и трагичной истории любви, но и из-за просто качественно сделанной работы.

P.S. 'Я один из вас! Я один из вас!' (с)
Показать всю рецензию
Люстик
Настоящее европейское.
Дания, 18 век. Королева Каролина Матильда, англичанка по происхождению, вынуждена терпеть психически больного мужа короля Кристиана VII. Большинство ее любимых книг запрещены датской цензурой. И только библиотека личного королевского врача, немца Струэнзе, становится для нее отдушиной, пищей для ума и радостью мысли.

Это фильм об эпохе Просвещения и, наверное, об одном из самых ярких королевских романов, приведшему к серьезным государственным реформам. И огромное удовольствие смотреть настоящее европейское кино, не опошленное преувеличенными всплесками сентиментальности, а сосредоточенное на полутонах.

Все, начиная актерской игрой и композицией кадра, заканчивая декорациями и саундтреком, - дышит достоинством и уважением к исторической детализации.

Помимо перечисленных прелестей, это ко всему еще и очень трогательное кино. Сцена, в которой молодая Каролина общается со своими 'недоступными' для нее детьми, надорвала мне душу.

P.S. инфа для более полного погружения в эпоху: на момент приезда в Данию Каролине 15. Струэнзе она встретила в возрасте 18 лет (ему было 32). В 23 года ее жизнь оборвала скарлатина.

7 из 10
Показать всю рецензию
Тиррувилеиядаль
Один роман на троих
Вообще очень люблю фильмы на историческую тематику, а этот фильм у меня входит в число наилюбимейших. Просто невероятно атмосферное, живое, очень точное в плане исторических нюансов и шикарное в плане постановки, актёрской игры, операторской работы, музыкального сопровождения кино.

Говоря словами Шекспира, фильм в той или иной степени о том, что 'прогнило что-то в Датском королевстве..' ©

Историческая эпоха, отображённая в фильме, относится к тому времени, когда во всей окружающей Европе уже расцветала пышным цветом эпоха Просвещения, а в Дании ещё царили мрачные времена дремучего пуританства, душившие простой народ в болезнях, нищете, суровых пытках, цензуре, страхах и суевериях, тогда как дворянство и знать процветали. И так уж случилось, что на долю этого горемычного народа выпало ещё и правление не совсем нормального в психическом плане короля, которому 'дали в жёны' его 15-летнюю кузину - Каролину Матильду... И было всё грустно и печально до тех пор, пока не появился на горизонте светлых (точнее - замутнённых алкоголем, блудом и некими проявлениями шизофрении) очей короля новый придворный врач - Иоганн Фридрих Струэнзе - немец по происхождению, вольнодумец и вообще весьма просвещённый человек.

И...понеслось... Далее сюжет пересказывать не буду, ибо просто надо смотреть (а после - можно и википедию почитать, весьма пользительное занятие, хорошо, когда просмотр фильма может сподвигнуть на подобные вещи )

Так о чём это я? О фильме. Чем он хорош? Чем цепляет?

Начну с актёрской игры. Все три центральных персонажа сыграны просто великолепно.

Королева Каролина Матильда в исполнении молоденькой и талантливой шведки Алисии Викандер юна, свежа, красива, образованна (как это и положено принцессе по рождению), но помимо этого, сильна духом, упряма и любит читать запрещённые книги. Посему не мудрено, что её так увлёк (хоть и не сразу) столь же вольнодумный, образованный, умный и с рискованными свежими для той поры взглядами на мир доктор... К чему это привело - см. историю, показанную в фильме и описанную в хрониках... Актрисе в этой роли великолепно удалось отобразить все тонкости эмоций и переживаний, через которые за свою не очень долгую жизнь пришлось пройти юной королеве.

Король Кристиан в исполнении Миккеля Фольсгаарда также сыгран отлично! Видя на экране этот образ, сразу становится ясно, что король действительно слегка не стабилен в психическом плане, ищущий утешения в веселящих запоях и развлечениях с дамами лёгкого поведения, при этом он абсолютно безволен, как марионетка, которой управляют некие приближённые к 'телу' знатного происхождения люди. И каким же сильным глотком свежего воздуха, прям-таки спасательным кругом для него оказывается Иоганн Фридрих Струэнзе...

Струэнзе... ах, этот доктор-иностранец...ах этот образ...как он пленяет взор девичий... С трепетом и придыханием можно говорить эти слова, ибо так и есть. Мадс Миккельсен в этой роли прекрасен. Этот мегаталантливый, харизматичный и просто очень по-мужски красивый Мужчина - идеально вжился в образ Струэнзе. Сильная вольнодумная личность, не боящаяся перемен, жаждущий перемен и в окружающем его мире (хоть эта жажда и вышла ему боком в конечном итоге), в буквальном смысле обладающий каким-то магнетизмом к своей персоне, желанный и просто восхитительный... Да-да, и это всё о нём. Редкий талант - умение играть одними лишь глазами - за это я перед Миккельсеном и преклоняюсь.

Ладно, хватит уже восторгов актёрами, пора бы уже и про остальные составляющие этого прекрасного фильма поговорить.

Сценарий? О, да... Сильная, правдивая, эмоциональная и со смыслом история. Вероятно, всё так и было на самом деле. По крайней мере, после просмотра не остаётся ни единой тени сомнения в этом. И это есть хорошо.

Музыка? Отлично вписывается в кадр, не мешает, не раздражает, присутствует именно там где она необходима. Зачёт, в общем.

Работа костюмеров, декораторов, оператора - всё на очень высоком уровне, выверено буквально с точностью до миллиметра. Видимо, над этой работой трудились настоящие профи своего дела. За что им тоже большое число благодарностей и уважений.

Режиссёр, который всё объединяет в единое целое и под чьей твёрдой рукой находится всё руководство фильмом? Да, всё отлично - Николай Арсель - отлично справился со своей задачей (к слову, столь же несметные респект и уважуха ему за 'Девушку с татуировкой дракона', но это уже совсем иная история...)

Итак, что же мы имеем в итоге? А имеем мы по сути - великолепное историческое полотно, невероятно точно, красиво, грамотно и со смыслом отражающее короткий и сложный исторический период Датского королевства на пороге эпохи Просвещения. Если Вы любите исторические фильмы о прошлом старушки-Европы, не проходите мимо!

10 из 10
Показать всю рецензию
Resiente
Верю-не верю
Люблю исторические ленты за красоты, атмосферу, эпохальность.

Благодаря мастерской постановке и съемке события в фильме, смена эпох, королевские страсти, благие намерения, церковь и безумие - весь этот коктейль действительно затягивает, местами даже завораживает.

Роль короля Кристиана, на мой вкус - лучшая. Больной, слегка безумный король - он немного ребенок и не желает никому зла, напротив, всё хорошее, все позитивные идеи находят в нём отклик. Он не любит мужской любовью, но любит человеческой - и своего подлого друга врача и неверную жену.

Образ королевы подан очень холодно. Алисия совершенно одинаково играет свои роли. Всё тот же тревожный взгляд, дрожание губ и растерянный вид, меняются только костюмы. Нет любви, есть слабость - муж не привлекает, а тут такой статный взрослый мужчина заинтересовался - ну и ладно, соблазнюсь, пожалуй. Не поверила и интересу королевы к Просвещению - она ж из дома всего пару раз выходила и пару книг прочла - ну где там видно всеобъемлющую заботу о Дании. 'Дания меня сейчас не очень то волнует' - скажет она в конце, а правдивее было бы вначале.

Врач - красавец, но такой уже старый. Не покидало ощущение, что для него - роман с королевой лишь способ развлечься и последний шанс. Любви в его глазах тоже не увидела. Зато хорошо запомнилось выражение лица, тоже не меняющееся на протяжении 2х часов, выражение хладнокровной болезненной усталости (король кстати выглядел куда здоровее физически). Лишь когда пришёл час расплаты, наш герой дал эмоцию и заплакал. Ну спасибо и на этом.

Каким-то чудным образом 2 унылых главных героя не были для меня главными и не сильно повлияли на впечатление.

А потому за короля, красивую картинку и интересную историческую базу:

7 из 10
Показать всю рецензию
Tristo
'В ком больше сумасшествия: в короле или в том, кто считает, что Земля была сотворена за шесть дней?' - Струэнзе
Историко-биографическая драма 'Королевский роман' датско-шведско-чешского производства основана на книге писательницы Бодиль Стинсен-Лет. Что в этой книге, а следовательно и в фильме быль, а что выдумка, пожалуй, уже никто не установит с фактической достоверностью. Но события, разворошившее дворцовое гнездо при правлении психически неустойчивого датского короля Кристиана VII, всё-таки имели место. Главным толчком того, чтобы во вроде бы мирном королевстве, если не вспоминать незабвенную пьесу Уильяма Шекспира, случился переворот стала связь между королевой Каролиной Матильдой и придворным врачом Иоганном Фридрихом Струэнзе, позже узурпировавшим власть в своих руках с соизволения его покровителя Кристиана VII. Как часто бывало в прошлом различные королевские дворы заранее договаривались о браках своих отпрысков. Вот так и Каролина Матильда была выдана замуж за Кристиана VII, но ни о каком счастливом браке и речи не шло.

Роковое стечение обстоятельств, преклонение перед идеями реформации Струэнзе, психическая неуравновешенность Кристиана VII привели к конечному трагическому исходу. Фильм 'Королевский роман' не обвиняет и не восхваляет адюльтер, но пытается раскрыть нюансы того, почему же так случилось и почему всё же Каролине Матильде так недолго пришлось быть счастливой и любимой. Любому зрителю, который не чужд в своих наклонностях к жанру историко-биографической драмы, будет весьма интересно познать что же происходило в период правления де-юре Кристиана VII, а де-факто доктором Струэнзе. 'Королевский роман' действительно увлекательный фильм, погружающий в атмосферу дворцовых интриг и козней. И совсем не даром и не по чьему-то лобби он попал в номинацию 'За лучший фильм на иностранном языке' на ежегодной премии 'Оскар'. Скандинавы не так часто как хотелось бы нас радуют хорошим кино, но всё же стабильно это делают, и, думаю, что с 'Королевским романом' нужно познакомиться всем киноманам.

В фильме удивительно точно, как мы это представляем, передана атмосфера того времени. Этому очень помогала искусная работа гримёров, костюмеров и декораторов - к этой художественно-технической части фильм нет и быть не может никаких претензий, настолько блистательно выполнена эта работа. Нельзя обойти вниманием и профессионально исполненную операторскую работу Расмусом Видебаком. Именно при помощи его чёткого и чуткого ведения камерой мы и оказываемся погружёнными в атмосферу 'Королевского романа'. А сценаристы-адаптаторы книги Бодиль Стинсен-Лет Расмус Хейстерберг и Николай Арсель (также стал режиссёром ленты) смогли выделить из событий, окружающих главных действующих лиц, и политику реформ, направленных на упрощение существования простого люда, со стороны Струэнзе, и их трагическую любовную связь с Каролиной Матильдой, и на властолюбивых вельмож, которых в порыве агрессии со всех постов изгнал Кристиан VII. В общем, есть на что посмотреть и о чём подумать, и о чём узнать и запомнить.

Уйти от актёрской игры в 'Королевском романе' невозможно. Роль Струэнзе исполнил Мадс Миккельсен - один из самых заметных и востребованных датских актёров. Многим он запомнился по роли антагониста Ле Шиффра из 'Казино Рояль', но Миккельсен своей игрой в 'Королевском романе' доказал насколько он выдающийся актёр с огромным диапазоном. Хочется добавить, что в том же году - 2012-ом - когда вышел 'Королевский роман', он сыграл и в драме 'Охота', оставив в полнейшем восторге критиков. Прекрасно себя показала Алисия Викандер, которой на тот момент исполнилось всего 24 года. За её Каролину Матильду возникает и чувство горечи и чувство восхищения её стойкостью. Конечно, оправдание её связи со Струэнзе найти можно, исходя из фильма, но всё же брошенные ей обвинения тоже обоснованы. Вот такой вот неоднозначный персонаж. Стоит Вам ознакомиться с ней, чтобы своё мнение составить. И Миккель Боэ Фёльсгард, сыгравший короля, сыграл великолепно. С первого взгляда понимаешь, что его герой явно не в себе, а Фёльсгард сумел найти ту тонкую грань, чтобы зритель не решил, что король полностью сумасшедший, он неуравновешенный, это - да, но актёр смог показать как его болезнь прогрессировала, а не взять одну ноту и на ней пытаться играть всё время.

Поклонникам жанра смотреть 'Королевский роман' строго-настрого обязательно, потому что это действительно достижение скандинавских кинематографистов и хотелось бы ожидать от них чего-то похожего по качеству и уровню. Интересная, насыщенная событиями драматическая история, которая берёт за душу и ещё своей атмосферой и декоративностью. Безусловно радует актёрская игра, да так что понятно почему Мадса Миккельсена и Алисию Викандер можно считать звёздами мирового класса. Одно лишь 'но' - так хотелось узнать побольше о том какие же реформы проводил Струэнзе и какие последствия они имели для датского королевства.

9 из 10
Показать всю рецензию
sasha_misar
Фаворит
Красивое и интересное историческое кино, в котором рассказывается о Дании 18 века, когда на престоле восседал король Кристиан, монарх с психическими отклонениями, который был марионеткой в руках парламента. Даже красавица жена английская принцесса Каролина Матильда не могла затушить безумие Кристина, но все поменялось, когда при дворе появился доктор Струэнзе, личный врач короля, человек эпохи просвещения, который смог не только соблазнить королеву, но и устроить просвещенную революцию в Дании.

В истории много фаворитов, которые влияли на мнение монархов. Но фаворит «Королевского романа» это конечно необыкновенный человек, человек который попытался изменить жизнь страны к лучшему, вывести Данию из средневековья и открыть ее в виде цивилизованного общества. Но, как известно такое люди и их идеи не всегда приходятся по вкусу. Слишком велика цена власти и каждый хочет отхватить свой кусок. Будь безумный король немного смелее, может быть ничего бы и не случилось. Может быть Дания смогла расцвести, но увы и король и его фаворит оказались слишком слабы.

Что касается любовной линии фильма, то она тоже показана правильно, не сопливо как это обычно бывает, а просто и со вкусом, здесь присутствует и романтика и страсть, а самое главное то, что люди творят и понимают последствия своих действий.

«Королевский роман» - прекрасная историческая мелодрама, интересное и завораживающее кино, которое надолго застрянет в памяти и его, конечно, захочется пересмотреть.
Показать всю рецензию
Wayneee
Роман на скомканной бумаге
Прогнившее датское королевство, надрывающееся голосом драматурга с деревянных подмостков — это синие угрюмые дали, свинцовая гладь морей и пелена серых облаков. Дания XVIII века — это Вольтеровский катарсис, страсти в духе рококо и новые декларации о полузабытых правах. А для Николая Арселя — ещё не совсем лишенное нордической самобытности европеизированное сценическое пространство. Не мудрствуя лукаво, не пытаясь создать нового бога из машины, он прекрасно осознаёт, что за историю должен рассказать. Очередной — но пронзительно прекрасный — рассказ о личности, которая из никому не нужных бумажек вырезает себе корону. Визуальный ряд здесь так же холодно совершенен, как безукоризненно прямая фигура Мадса Миккельсена, а камера с отработанной отточенностью выхватывает косые острые скулы. Идёт борьба за корону с позолотой разряженной столицы — на её гранях сапфир чистейших рек и озер, изумруд лесов и полей. Возвысившийся доктор, сам того не желая, сделал её ещё богаче — добавил самый крупный, самый яркий рубин, отливающий собственной алой кровью.

Какая-то необъяснимая, немногословная лаконичность есть в этой ленте, будто автор-режиссёр с меланхоличной аккуратностью вырезал из старинного учебника по истории самые важные главы и вклеил поверху пару совершенных старинных гравюр. «Королевский роман» — двойственная роялистская история, в которой гражданские мотивы переплетены — незаурядная историческая калька ad exemplum — с личной драмой. Не было бы у Иоганна Струэнзе навязчивого желания создать новую Данию по образу и подобию рационализма и свободомыслия, не было бы и щемящих встреч, трепетной любви и одобрения юной королевы Матильды. Струэнзе — муза, вдохновение и гордость маленького народа — к власти идёт не карикатурно стервозными шагами, равнодушно прохаживаясь по головам с напудренными париками, а исключительно с помощью вкрадчивой проницательности и стремления стать параноидальному королю не очередным манерным покровителем, а добрым другом.

Здесь всё отрицают. Первое отрицание не сводится к пресловутому базаровскому nihil, скорее, к напряженному наблюдению за тем, как очередной дерзкий мотылек сгинет в пламени с едва слышным пергаментным шорохом. Это отрицание неизбежности — вспыхнувшая любовь, короткие взгляды, ликование и торжество возлелеянных идеалов Просвещения — не спасает от застывшего ожидания момента, когда огромная и мрачная сила поглотит запутавшихся в собственных недоправдах героев. Даже не по-скандинавски жаркие сцены исчерчены предопределенностью — лейтмотивом всего фильма, грустно и умело ведущим через все перипетии дворцово-спальных интриг. Вскользь раскрытая первопричина всех несчастий — философское неприятие обмана — укором возникает лишь на последних строчках. Увы, излишняя амбициозность и идеи гуманизма в те времена до добра не доводили — чаще до плахи. Второе отрицание – справедливости – горькая вещь, но за чернильной точкой, поставленной бездушно-расчетливым и пьющим за свою победу окружением короля, послесловием возникнет письмо изгнанной Матильды, освещенное светлыми лучиками надежды от старинной лампы.
Показать всю рецензию
Scarlatto
Мармеладно, но не плохо
1766-й год, Дания. Король Кристиан VII женился на своей двоюродной сестре Каролине Матильде. Мечты юной королевы о муже-интеллектуале и тихих семейных вечерах разбиты вдребезги. Монарх, страдающий душевным заболеванием, не желает вести беседы о литературе, предпочитая им прогулки по борделям и общение с проститутками. Каролину Его величество открыто презирает.

Во время путешествия Кристиан знакомится с немецким врачом Иоганном Фридрихом Струэнзе. Король сближается с Иоганном и даже делает его весьма влиятельным человеком при дворе.

Как оказалось, в основу фильма легла реальная история, но насколько точно она воспроизведена, мы вряд ли узнаем. Что касается самой подачи, мне она показалась несколько… мармеладной (изложенное ниже – личное мнение). Во главе угла чувства королевы. Все события рассматриваются через призму ее ощущений и переживаний, поэтому роман получился не королевским, а дамским. Хотя допускаю, что так кажется только мне, не зря все отзывы исключительно положительные.

Актеры тоже удивили.

Иоганн Струэнзе как персонаж остался для меня загадкой. Романтичный любовник уступил место врачу-новатору, преследующему собственные великие цели. Еще раз скажу, что это – личное мнение, сформировавшееся после просмотра. Возможно, кто-то с ним не согласится.

Обычно М. Миккельсен, присутствующий в фильме, делает свою роль, пусть даже небольшую, запоминающейся. Здесь произошло иначе, холодный Миккельсен, он же доктор Струэнзе отошел в тень, а самым ярким героем стал король.

Миккель Боэ Фёльсгор сыграл великолепно, и заслуживает лестных эпитетов. Правитель в его исполнении – это самодур и ранимый подросток, лишенный друзей, душевно больной ребенок и эксцентричный хам одновременно. Иной раз метаморфоза происходит моментально.

Ее величество (местами точь-в-точь Н. Портман) – абсолютно женская роль. Наивное дитя сталкивается с грубостью в свой адрес, смиренно терпит ее, постепенно наращивая панцирь безразличия. Жертва страсти и придворных интриг. Та самая жертвенность идет вразрез с дальнейшим поведением. В фильме королева делает все возможное, чтобы обрушить на себя гнев недоброжелателей. Иногда непонятно, кто она: мстящая женщина или все та же наивная девочка.

Нельзя не отметить декорации, костюмы, выполненные тщательно и радующие взор. Детали сделаны добротно, красиво. Если сравнивать с голливудскими костюмированными лентами, то получится сравнение масла и пастели, краски в «Королевском романе» выглядят слегка приглушенными. И лишь эпизоды, снятые на природе демонстрируют сочность цвета. Не могу сказать, что подобный прием портит впечатление. Надо отдать должное оператору, он постарался на славу. Еще один плюс – хорошо подобранная, ненавязчивая музыка.

Вердикт: смотреть стоит, любители жанра получат истинное наслаждение.

P.S. Для особо чувствительных натур: никакого разврата и пошлости, притоны Копенгагена показаны схематично, без скабрезных подробностей.

7 из 10
Показать всю рецензию
advenyuress
Я один из вас! (с.)
Меня тронуло. Нет, я не самый черствый зритель, и своим слезам в конце совсем не удивлена. Скорее удивлена их причиной.

Очень многое современное кино грешит ограниченностью, что ли. Они враждовали - они полюбили - кто-то умер - зритель стенает. И так из раза в раз. Но не в 'Королевском романе'.

Здесь, во время просмотра, ловишь себя на мысли, что на тебя давят со всех сторон, и ты просто не знаешь за кого переживать больше. За Каролину, которую выдали замуж за полубезумного мужчину, от одного взгляда на которого становится противно, мерзко, гадко. За Кристиана, которому просто не дают шанса почувствовать себя нормальным и даже страсть к искусству воспринимается как отклонение. Или за Струэнзе, который хотел, мог сделать многое, но только доказал известный афоризм 'инициатива наказуема'. Недалекий простой народ не хочет принять новые идеи. Люди скорее готовы поверить священнику, который прикрывает крест рукой, чтобы спрятать свой грех от Господа, чем вакцине от оспы.

И смотришь ты на все, что происходит, видишь, как Каролина изменяет мужу, Кристиан все больше запутывается в том, кому верить и что делать, Струэнзе теряет голову от свалившейся на него власти, и понимаешь, они люди, они живые, они ошибаются и их просто безумно жаль.

Не знаю, насколько близка картина к историческим событиям, но во время просмотра мне отчаянно хотелось верить, что Струэнзе действительно сильно любил Каролину, а король не был настолько безумен, насколько хотелось придворным. Слишком уж тонким было замечание по поводу короля Пруссии.

10 из 10

Великолепное кино
Показать всю рецензию
Olesya V
Совершенный роман
Только живите!— Я уронила руки,
Я уронила на руки жаркий лоб.
Так молодая Буря слушает Бога
Где-нибудь в поле, в какой-нибудь
темный час.
И на высокий вал моего дыханья
Властная вдруг — словно с неба —
ложится длань.
И на уста мои чьи-то уста ложатся.
— Так молодую Бурю слушает Бог.

Марина Цветаева

О фильме «Королевский роман» Николая Арсела хотелось написать давно. Но было как-то боязно и даже жутковато – наверное, от того, что этот фильм – один из очень немногих, оставляющих рубцы на сердце, как инфаркт. Это – как путешествие во времени, пространстве и душе. В пятый раз смотрела и пыталась разгадать – в чем секрет этой притягательности? В чем его бездонность, бесконечность познания? Может быть, в невероятной честности? Честности режиссерской, операторской, актерской? Когда прекрасный английский луг, на котором гуляет юная английская принцесса Королина-Матильда, обреченная стать королевой Дании, – с раннего детства обрученная с незнакомым ей королем Кристианом VII, - сменяется серым Копенгагеном, полным грязи и крыс.

Что должна чувствовать 15-летняя романтичная девочка, одна в этой огромной карете, - без мамок и нянек, едущая навстречу неизвестности? Она знает о своем будущем муже только то, что он, кажется, красив и очень любит искусство. Она создает прекрасный образ в своих мечтах, спешит навстречу им. И что же? Ее будущий муж оказывается совершенно другим. Он груб и насмешлив со своей Королевой, к тому же, кажется, нездоров душевно. Все романтические иллюзии растоптаны. Она обречена на полное одиночество.

Одиночество – это отдельная тема в «Королевском романе». Каролина одинока. Одинок и Кристиан. В своем безумном вихре драк, борделей и пьянства – он безумно одинок. И его больная душа лечится театром, - единственная страсть, которая вызывает огонь в его глазах, его настоящее увлечение. Одинок и третий герой нашего романа – доктор Иоганн Струэнзе, волею судьбы и определенных придворных интриг ставший личным врачом короля. Одинок в своем стремлении сделать этот мир лучше. Он пишет анонимные статьи, мечтая о том времени, когда Просвещение наконец достигнет и берегов Дании. И совсем не похож на всех придворных. Он не носит парик, не знает, что манжеты должны выглядывать из-под сюртука, он застегнут на все пуговицы и чувствует себя не в своей тарелке среди стаи разряженных попугаев.

Они оба мечтают о свободе, оба, начитавшись Вольтера и Руссо, запрещенных в Дании, стремятся сделать этот мир капельку лучше, чем он есть на самом деле. Искра загорается, пламя вспыхивает. Все как и положено по жанру и, наверное, было бы банально и пошло, если бы не этот режиссер и эти актеры.

Алисия Викандер, сыгравшая Каролину, - безупречная маленькая гордая, с достоинством переносящая все удары судьбы, королева. Недаром режиссер и Мадс Миккельсен, исполнитель роли доктора Струэнзе, ездили на ее поиски в другую страну, как водится в настоящем романе. Что до Мадса, то тут язык немеет и руки опускаются, потому что это нужно видеть. Актер – весь в себе, он не пользуется лишними движениями и ужимками, его игра на уровне взглядов и даже полувзгядов, тонов и полутонов. Мне когда-то довелось прочесть в одной из рецензий, что Струэнзе Мадса Миккельсене вовсе королеву не любит, потому что ну совсем этого ничем не выказывает. Не соглашусь! Чего стоит единственный взгляд за бильярдом, на Каролину, оторвавшуюся на миг от чтения, перехваченный внимательным Брандтом! Или другой момент. Доктор Струэнзе лично вынужден сообщить королю о том, что королева желает видеть драгоценного супруга в своих покоях. Он ждет, когда все это закончится, чтобы войти к любимой женщине и услышать: «Нам нужно видеться как можно реже.» Что переживает герой – сильный и мужественный человек, мы видим только по его остановившемуся взгляду. Движения Мадса лаконичны и точны – и неудивительно, ведь он профессиональный танцор(впрочем, так же, как и Алисия). И как же до обидного мало им пришлось танцевать в «Королевском романе»!

Иоганн и Каролина пытаются бороться с чувствами, но любовь сносит все на своем пути сумасшедшим вихрем. Это буря. Это стихия. И вот уже ключ от потайной двери в руках Иоганна – и только маленький негритенок становится немым свидетелем зарождающейся измены. Интересный штрих – Моранти и Струэнзе обменялись мимолетным взглядом. Казалось бы, что такого, случайность. Да, только вот роли у них похожи – оба они живые королевские игрушки, куклы в руках Провидения, в которое материалист Струэнзе не верил, в руках полубезумного короля и рвущейся к власти мачехи Кристиана Юлианы Марии.

Отдельно хочется сказать о музыке. Она настолько органична, что воспринимается как часть действия, как отзвуки переживаний героев. В ней все - рушащиеся судьбы, предательство, обман. И что самое жестокое – равнодушие народа – того самого, за которого Иоганн Струэнзе так ратовал, отменяя пытки, цензуру, давая каждому право на учебу и бесплатное лечение. Именно этот народ будет глазеть на его казнь, как на спектакль. Очень сильная сцена в карете – когда обманутый Иоганн понимает, что не будет никакого обещанного помилования – по бегающим глазам священника, по руке, судорожно вцепившейся в крест. И он понимает, что связан по рукам и ногам и ничего уже не изменить.

А толпа – толпа беленеет, она готова его разорвать. Он пытается докричаться до них: «Я один из вас!» Но слишком поздно и слишком неблагодарное занятие – делать благо темному, закостенелому в своем рабстве и невежестве народу.

Что он видел в последний момент своей жизни? Эту толпу? Нет, он видел Каролину в теплых лучах заката. А может быть, тот недолгий и единственный их менуэт. Он ушел в Любовь…

10 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4 ... 5
AnWapМы Вконтакте