Рецензии

Blam8
От(с)чет утопленников
Многофигурная, по-немецки обстоятельно выраженная, очень мощная постановка Петерсена даже в музыкальном плане стучит как нервный пульс и методично сочится все нарастающей и нарастающей атмосферой безысходности. «Лодка» это вам не трогательный «Титаник» Голливуда в «студеную пору» встречи с айсбергом — под водой творится не только трагедия разных людей на войне, а уже безоглядный ужас на пути к безумию обреченных, неуловимо похожих на полковника Курца Копполы.

Автору удался детальный и страшный, жесткий, и твердо верится, что честный и жизненный фильм о висельниках с водянистыми глазами. О стихии и людях, жалких и выдающихся, о том чего стоит долг и человек в этой сложной жизни.

Фильм выдающийся и мастерский, вызывающий содрогание, подобно «Городу Бога». Показанный без лживых сантиментов и жонглирования красивыми темами в отличие от временами даже карикатурных картинности и приторности отечественных и голливудских лент о подводниках и катастрофах. Бьющий больно, как когда-то делал классик Пекинпа в «Дикой банде». Глядящий с экрана безжалостно, удушливо, отчаянно, но правдиво.

9 из 10
Показать всю рецензию
Unrule
280 метров, отличная лодка!
'…лучше фотографируйте на обратном пути, у нас у всех будут бороды…»

Могу себе представить разногласия и идеалогический резонанс, который вызвала картина, выйдя в свет. На моей памяти это единственный фильм о Второй Мировой Войне, в которой немецкие военнослужащие не показаны, как мы привыкли, в виде олицетворения жестокости, аморальности и беспринципности, как ужасные фашисты-националисты, жаждущие испепелить весь мир. Вольфганг Петерсен совершил идейный перелом, показав своей выдающейся картиной простую истину — не важно кто ты — немец, русский, англичанин, американец, кто угодно, война — это ужас, и она ужасна для всех, кто в неё вовлечён. Потому что любой солдат — это человек, со своими желаниями, принципами, страхами, мечтами, слабостями. И перед лицом смерти равны все.

«Подлодка» — очень мощная и серьёзная мужская драма, без всяких соплей и слёзок. Это жёсткая история мужества и дикой отваги, непоколебимой силы духа и стойкости. И, пожалуй, один из самых достоверных и реалистичных, ничем не приукрашенных фильмов. Да, есть другие очень хорошие картины про подводников, говоря о западных, та же «U-571» и другие. Но они уже никогда не сравняться с этим фильмом, поскольку более зрелищны, более увлекательны и красивы, персонажи этих фильмов хороши, да, но порой смахивают на супер героев. Здесь нет ни йоты вымысла или пафоса. Картина очень тяжёлая и мрачная.

Это однозначно картина не для тех, для кого лучшее кино про войну «Пёрл Харбор», т. е. не для того, кто жаждет зрелищ, такой человек вряд ли досмотрит кино до конца. Я решил ознакомиться с картиной, посмотрев расширенную режиссёрскую версию длиною в три с половиной часа, и, признаюсь, при всём восхищении этим фильмом, мне было тяжело, просмотр очень утомил. Но фильм запомнился навсегда…

Фильм рассказывает о экипаже немецкой подводной лодки, отправленной на патрулирование в Атлантику с целью перехвата британских транспортников. Экипаж молодой, капитан недоволен, понимая, что будет трудно. «…крестовый поход детей.» Все ожидали трудностей и испытаний, но никто не мог предположить, что эти испытания окажутся настолько жестокими и страшными, не раз поставив экипаж на грань между поверхностью и бездной, между жизнью и смертью.

Очень сильная эмоциональная картина. Безусловно сильнейший драматический финал, о котором трудно что-то сказать, это нужно посмотреть. Вообще, если уже вы намерены посмотреть картину, то посмотрите хотя бы режиссёрскую версию. Просто представить себе не могу, что собой представляет 150 минутный вариант. Потому что даже расширенная версия, которую я смотрел выглядела настолько гармоничной и полной, что даже не могу себе представит фильм в другом формате. Этого времени как раз нужно чтобы раскрыть очень глубоко персонажей, показать всю трагичность и тяжесть испытаний, выпавших на их долю, то, как они с ними справляются.

Очень хорошая актёрская игра всех до одного, кто в кадре, хотя из всех я знаю только Юрген Прохнов, исполнившего роль капитана. Очень запомнился в самом начале буйный Томсон. «Я хотел выблевать все мозги. Я так пьян, что не могу трахаться. Зик хайль!»

Стоит так же отметить и визуальную часть фильма. В картине хватает сцен военных сражений, которые смотрятся действительно очень напряжённо и захватывающе, по мимо этого очень красиво и качественно, даже смотря сейчас, тридцать лет спустя, картина и визуальные эффекты просто потрясают, нигде ни на секунду не вызывая ощущения искусственности и дешевизны. Мрачная и тяжёлая атмосфера узких переходов внутри, вода, пробивающаяся сквозь щели после глубинных бомб, всё создаёт невероятное ощущения реалистичности происходящего и вызывает сильные эмоции. Плюс великолепная музыка.

Что могу сказать в итоге. «Подлодку» нельзя сравнивать ни с одним любым фильмом в жанре и роде, это абсолютно уникальное кино. Есть «Подлодка» и есть другие фильмы, только так. Сильнейшая драма, очень тяжёлая и не весёлая. Один из самых реальных и лучших фильмов про Вторую Мировую Войну в истории кинематографа.

10 из 10
Показать всю рецензию
Frick
Недостижимая глубина
Написать отзыв о данной картине прекрасного режиссера Вольфганга Петерсена меня сподвигла не столько прекрасная режиссура немецкого постановщика, сколько неоспоримое отличие этой картины про подводников от любых других в жанре.

Ну, если сюжет, кстати, он является экранизацией романа Лотара-Гюнтера Букхайма, несильно отличается от других представителей жанра. И повествует о судьбе одной немецкой подводной лодки U-96 и ее экипажа, то постановка куда больше разнится с остальными фильмами про подводников. Правда, стоит оговориться, и признать, такой проработанности героев и особенно характера капитана мы не видели и вероятно не увидим не в одном подобном фильме.

Именно в представлении событий «Подводная лодка» представляет особый интерес. Вольфганг Петерсен не пытается показать патриотизм немецких солдат, в отличие от «Ю-571», они всего лишь солдаты, обязанные выполнять даже самые непродуманные приказы. Каждый из них не старается быть каким-то героем, в отличие от «К-19», а остается самими собой, даже не смотря на свои недостатки. И даже капитан волен оценивать, конечно, с некоторой опаской, приказы Фюрера.

Звуковое сопровождение. На эту картину всем фильмам жанра нужно ориентироваться. Любая подводная сцена содержит только те звуки, будь это проникновенный саундтрек Клауса Дольдингера или еле слышимый шум глубинной бомбы, или грохот одной из машин, которые должны и вовлекают зрителя в ту невероятно сложную и напряженную атмосферу, царящую на глубине.

Не могу не отметить отдельно исполнителя главной роли — Юргена Прохнова. Его капитан, пожалуй, самый интересный и харизматичный персонаж картины. Сценаристы уделили огромное внимание этому герою и вместе с Прохновым оживили его. Каждое серьезное решение и каждое ранение его субмарины все больше отнимает у капитана жизненные силы. И если в начале картины, капитан просто опытный подводник, то к ее завершению, он больше похож на измотанного старика.

«Подводная лодка» — уже на протяжении тридцати лет остается лучшим фильмом про подводников и одной из лучших картин о второй мировой войне. Это работа Вольфганга Петерсена просто обязательна к просмотру всем ценителем настоящих серьезных военных драм.
Показать всю рецензию
ulitkon
Читая воспоминания Карла Дёница…
… прокручиваешь в голове куски Das Boot.

Редко бывает так, чтобы лента не оставляла тебя в покое в течение почти недели. Несомненные плюсы фильма Петерсена вроде реалистичности, задевающего за живое сценария, выдающегося командира в исполнении Прохнова и отсутствия перетягивания идеологического одеяла, настолько очевидны, что обсуждать их подробно не стоит. Другое дело, что подобное кино рисует перед глазами весы, на одной чаше которых лежат честь, долг, доблесть и суровая мужская романтика, а на другой — трагедия посланного воевать человека, причем его национальность и идеология не имеют значения.

Можно бесконечно говорить, что убийство — это зло, что война — это борьба за интересы держав, а люди с точки зрения правителей и главнокомандующих — абстрактные массы, которыми можно жертвовать во имя интересов держав. Всё равно, активируя глубинные слои сознания, нас продолжает восхищать выдержка и дисциплина солдат, самоотверженность настоящих мужчин.

Фильм Лодка заставляет зрителя переживать за команду немецких подводников и искренне желать, чтобы их плавание закончилось благополучно. Игра актеров весьма талантлива, лента смотрится на одном дыхании.

После подобного кино еще больше хочется самостоятельно анализировать историю не на основе школьных учебников, а читая заслуживающие большего уважения источники разных сторон конфликта.

10 из 10
Показать всю рецензию
Sex Machina
Тонуть без вредных последствий (шутка подводников).
На тему Великой Отечественной Войны было снято очень много лент, одни были интересны и жизненны, вторые, наоборот, были по своей сути глупы и пафосны и не представляли никакой художественной ценности для любителей кино. Но «Подводная лодка», несомненно, относиться к положительной категории этих фильмов.

Что такое субмарина для подводника во время плаванья по просторам океана? Это дом где он ест и спит, общаясь со своими сослуживцами. Это оружие, в котором один человек всего-навсего винтик в большом организме… и это его металлический склеп, в котором он найдёт свое последнее пристанище (при неблагоприятных для него обстоятельствах). Вот об этом этот тяжелый, но очень достоверный фильм.

Немецкий режиссер Вольфганг Петерсен отлично передал атмосферу замкнутого пространства, где капитан и его старшие офицеры это наставники для своих юных подопечных. Где каждый взрыв глубинных бомб это мелодия смерти на нервах подводника. Где единственная связь с внешним миром это только собственные воспоминания о родной земле. Где масса тёмных вод чувствуется на собственной шкуре, и ты содрогаешься всем телом, слыша треск обшивки от давления на многометровой глубине.

Также создателям этой ленты хочется сказать отдельное спасибо за работающий макет немецкой субмарины, который был максимально приближён к оригиналу и по размеру и по внешнему виду (говорят, он даже плавал и опускался под воду). И это радует, ведь без такого точного копирования вещей не было бы и полного погружения в атмосферу подводного ада созданными немецкими кинематографистами. Саундтрек Клауса Дольденгера, вне всякого сомнения, заслуживает отдельного внимания, хотя бы тем, что в начале 90ых годов группа «U-96» создала его «техно-ремикс» который прославился на весь мир.

Актёры отлично передали характеры своих героев. Особенно порадовал Юрген Прохнов, который великолепно исполнил роль опытного немецкого капитана, который то отец своим подопечным, то одержимый морской дьявол, постоянно ходящий по тонкому лезвию судьбы (надо сказать, что характер получился и вправду многогранный и цельный).

Но если подумать и посмотреть на эту киноленту под другим углом, то может придти и другая (печальная) мысль. Ведь фильм про наших врагов, которые топили и наши суда, с нашими людьми (у которых были свои судьбы и жизни). Но есть одно но! Этот фильм не пытается возвысить немецких мореплавателей сделав из них героев на все времена, фильм наоборот (в какой-то степени) показывает всю бессмысленность войны, демонстрируя насколько она страшна и ужасна на самом деле…

Подводя итоги, хочется вот что сказать. Если вам понравился, например «Пёрл-Харбор», или «Враг у ворот» то этот фильм вряд ли подойдёт вам… слишком он тяжёл для восприятия и в нём нет того пафоса и фантастических ситуаций, которые присущи американским лентам сегодняшнего дня… Зато здесь есть жестокая правда жизни, а это многого стоит, поверьте мне.

9 из 10
Показать всю рецензию
sergeyrt64
Кинематограф призван делать людей лучше
Ужасы войны можно показывать по-разному. Можно с назиданием, можно с развращением. Данный фильм можно отнести к последним.

Когда кающийся идет на исповедь к священнику, он не исповедует все подробности и нюансы совершенного им греха, но называет грех по имени: развратничал, блудил или прелюбодействовал. Подробности здесь не нужны, мол как, с кем, что при этом делал и каким образом. От этого может сойти с ума любой священник. Да и припоминание всех подробностей совершенного греха может еще больше заразить самого кающегося…

Понятно, что на войне было множество ужасов, но ведь искусство кинематографа и призвано показать эти ужасы с назиданием для зрителей. Зритель должен стать хоть немножко лучше или, по крайней мере, задуматься над тем, что ему есть над чем работать в себе.

Откровенный разврат, показанный в фильме с первых минут, безобразное поведение немецких солдат на боевой субмарине, грубость и вульгарность (цитировать фразы из полной режиссерской версии не позволит себе ни один человек в приличном обществе) заслуживают оценку 0 из 10. Кто-то скажет, что это показана жизнь без прикрас, да, тогда посмотрите «Список Шиндлера» и вы оцените разницу в способе показывать жизнь без прикрас.
Показать всю рецензию
Nogeboss
Война в одном квадратном метре.
Очень серьёзный фильм о войне, с тонкой нейтральной позиции. Отсутствие идеологии и пафосности, большая доля реализма делает его поистине шедевром. Фильм с документальной, беспристрастной точки зрения.

Напоминает рассказы русских танкистов о бойне на Курской дуге и их впечатлениях, когда всё вокруг становится уже не важно, а воевать ещё надо. Об этом же есть средненький такой фильм «Ливан» про экипаж израильского танка, и наш гениальный «На войне как на войне».

Страшное чувство включает психологическую защиту в виде апатии у одних, фобий у других. Подводники и танкисты наиболее подвержены психической атаке — ведь большую часть войны проводят в нескольких квадратных метрах, фактически не видя ничего вокруг, или видя сквозь узкую щель. Повезло возможно больше, чем герою «Иди и смотри», но с точки зрения человеческой психики — это тоже очень тяжёлое испытание.

Фильм ничего не пропагандирует, только констатирует факты с железной немецкой выдержкой, и очень тонкой иронией.

Теория обманчива, а факты способствуют внутренней работе сознания. Бояться толпы людей не совестно и по сей день, ведь всегда и всё можно списать на клаустрофобию или социофобию.

Так, так. А может и ни так всё плохо, и этот фильм нам прямо и говорит — вы замкнуты в своих суждениях и оценках, все точки зрения нужно постоянно переоценивать, всё не то, как кажется и т. д.

Особенно моему поколению это известно — в начале нам пропагандировали об успешности коммунизма и соц чего то там, потом всё начало рушиться и вообще запутались все.

Может превратимся в общество осознанных людей, способных к самостоятельному мышлению? Ясно что Гитлер и подхваченный им фашизм — полное втирание. Ясно что и с нашей стороны не так всё гладко, и Сталина, я надеюсь не возведут в ранг святых, и его коммунистическая религия возлежит теперь в прахе.

Могу только сказать что фильм смотреть нужно хотя бы только за то, что он не пропагандирует нам ничего, только факты для осознания.
Показать всю рецензию
GANT1949
Недостижимая глубина
Потрясающий фильм, один из лучших о второй мировой войне и лучший на тему подводных лодок.

Основан на мемуарах Лотара-Гюнтера Букхайма, который служил в войну военным корреспондентом и совершил один из походов на этой лодке.

Что такое подводная лодка U96? Это узкая железная кишка с практически отсутствующим свободным пространством, где в проходах с трудом могут разойтись два человека, с постоянным запахом масла и пота, равномерным шумом машин и зловещими звуками снаружи, с трудом вмещающая 50 человек экипажа, закупоренных наглухо под водой.

Капитан корабля в исполнении Юргена Прохнова настоящий профессионал-подводник, уверен в себе, суров, не берет, согласно приказу командования, пленных, но справедлив по отношению к экипажу и не лишен прочих человеческих эмоций. Капитан уважает Черчилля, с презрением и горькой иронией относится к недалекому высшему руководству рейха и ставит выше всего подвиг простых солдат.

Фильм пронизан антифашистским и антивоенным пафосом, здесь нет восхваления немецкой военной машины и преклонения перед культом личности, здесь есть простые немецкие моряки, пушечное мясо, которых отправили сражаться на войну, и они до последнего исполняют свой воинский долг. Несмотря на то, что торпеды, выпущенные с подводной лодки, несут смерть и разрушения, мы понимаем, что это война, и показан взгляд изнутри с немецкой субмарины, со страхами и подвигами обычных людей.

Потрясающе передано все: атмосфера клаустрофобии и первобытного ужаса человека в сражении не только с противником, но и со Стихией, когда лодка под ударами глубинных бомб вынуждена погружаться на большую глубину и корпус трещит по швам.

Все подводные звуки в фильме – это совершенно недостижимая глубина для большинства фильмов на эту тематику, великолепны и надводные съемки в ужасающий шторм.

Смотрел полную режиссерскую версию - 293 мин предельно жесткого и напряженного повествования, и не представляю, что можно выкинуть из этого шедевра. Ничего лишнего.

10 из 10
Показать всю рецензию
dmitrythewind.livejournal.com
На глубине страха
Каким бы «правильным» ты ни был, иногда случается играть «за темную сторону». В детстве, играя «в войнушку», выпадает играть «за фрицев». В компьютерной игре играешь за кровожадные силы Мордора. В шахматах играешь черными… А иногда смотришь фильмы о войне, снятые с точки зрения противника – и поневоле начинаешь сопереживать его героям… Таких фильмов немного — всё-таки «историю пишут победители». На память приходит «Железный крест» Сэма Пекинпа, разобранные на анекдоты «Семнадцать мгновений весны», скоро на экранах появится «Валькирия» об «одумавшихся» фашистах. И «Подводная лодка» Вольфганга Петерсена, заслуженно занимающая место в первой сотне лучших фильмов в истории по версии IMDB.

Снять увлекательный трех-с-половиной часовой фильм, действие которого почти полностью проходит в узких стенах подводной лодки – задачи почти невыполнимая. Снять фильм о немецких подводниках, несущих смерть британским судам в водах Атлантики в 1941 году, так, чтобы зритель желал им если не победы, то хотя бы выживания – практически невозможно.

Петерсену удалось и то, и другое. Не на секунду не забывая, кто эти измученные обросшие бородами люди и чьи приказы они выполняют, зритель как будто сам переносится в эту чертову лодку, узкую настолько, что два человека могут с трудом разойтись, слышит глухие разрывы глубинных бомб то справа, то слева, судорожно хватается за переборки, когда лодка содрогается от точного попадания. Вода пропитывает всё вокруг, безумие и страх наполняют воздух, в котором углекислого газа с каждой секундой становится больше, и кислорода – меньше, а стрелка уровня глубины предательски ползет из желтого сектора в красный, а потом еще ниже – глубже 260 метров, туда, где кончается шкала, и эта стрелка ошеломляет больше, чем все возможные компьютерные спецэффекты, которых в этой картине 1981 года еще нет.

Немецкий актер Юрген Прохнов для меня всегда ассоциировался с эпизодическими ролями – далеко не всегда удачными. В роли капитана в «Подводной лодке» он безупречен. Немногословен, суров, он как будто сделан из стали, будучи крепче, чем сама его лодка. Его взгляд выражает все: гордость своим экипажем, выполнившим боевую задачу, ярость и гнев по отношению к «тепло устроившемуся» экипажу немецкого корабля в испанском порту, последнюю надежду, когда загнанная британскими бомбами его лодка неподвижно застывает на морском дне…

Посмотрев этот фильм, понимаешь, почему Вольфганг Петерсен был с распростертыми объятиями принят в Голливуде: «Идеальный шторм», «Троя», «Посейдон» — всё это будет потом. А сразу после «Лодки» будет «Бесконечная история» — на мой взгляд, одна из лучших киносказок в истории, музыка которой удивительно созвучна мелодии из «Подводной лодки», а сказочный полет сквозь облака на драконе удачи Фалькоре удивительно похож на стремительное скольжение лодки по водной глади: как будто сама лодка, утратив свое страшное прошлое, очистившись от проклятия войны и клейма свастики, вырвалась в другое измерение и спасла души тех, кто доверил ей свои жизни…

«К-19», «U-571», «Глубина» — сколько фильмов про подводные лодки разных стран было снято впоследствии, но никому из них не удалось опуститься на те глубины страха, отчаяния и надежды, где проплывала «Подводная лодка» Вольфганга Петерсена.

10 из 10
Показать всю рецензию
Sergent Sagara
Подводные лодки серии VII были основным средством борьбы с союзными конвоями во время Второй мировой войны. Вообще, битва за Атлантику — это отдельная тема. Как становится понятно после просмотра фильма, битва за Атлантику шла не очень успешно для Германии.

В реальности ситуация была такова: ещё во время Первой мировой немцы поняли, что атака торговых суден, снабжавших Британию означает её полная изоляция от других стран. В 1939 году история повторилась. До 1942 года подводный флот Германии, находящийся под командованием адмирала Дэннитса, успешно атаковал конвои и Британия была почти поставлена на колени. Однако, британцы разрабатывали все новые и новые средства борьбы с подводными лодками: глубинные бомбы со встроенными гидролокаторами, многоствольные бомбометные установки, радары и т. д. Кончилось всё это тем, что немецкие подлодки даже не могли всплыть (а в то всёмя подводные лодки не могли находится под водой более 2 суток). В результате Дэннитс понял, что битва за Атлантику была проиграна.

Ну а в этом исторически достоверном фильме рассказывается о том, насколько тяжело приходилось подводникам во время битвы за Атлантику. Надо сказать, немцы неплохо сняли этот фильм (хотя и не без помощи американцев).
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4
AnWapМы Вконтакте