Рецензии

Боб
Красный фонарик - спутник удовольствий...
Чем больше я узнаю классику французского кино, тем больше удивляюсь, насколько французы любят короткий жанр - как много французских фильмов я уже пересмотрел и сколько из них созданы в виде альманахов, объединяющих несколько тематических сегментов-киноновелл. 'Кутилы' - из той же серии, что и 'Дьявол и 10 заповедей', '7 смертных грехов' и т.д. Но по атмосфере этот фильм напоминает скорее наши 'Не может быть!' или, еще больше, наш очаровательный сборник новелл 'Деловые люди'. Да, совершенно точно. Как и в 'Деловых людях', в 'Кутилах' представлены 3 очаровательные новеллы одного и того же автора, экранизованные талантливыми французскими режиссерами.

Как и в фильме Гайдая, в 'Кутилах' в каждой новелле есть свои лидеры - гениальные актеры, и все новеллы представляют собой различные вариации на одну тему. В нашем шедевре по мотивам О`Генри - это авантюризм, в фильме Лотнера и Гранье - тема гораздо более занимательная и, в то же время, опасная - проституция. Кроме всего прочего, оба фильма наполнены таким жизнеутверждающим оптимизмом, что пересматривать их хочется постоянно, а еще они сняты, несмотря на возможности времени, на черно-белую пленку и оба стали настоящей классикой в золотой копилке лучших фильмов эпохи.

Итак, все три новеллы 'Кутил' объединяет одна тема - проституция и проститутки. Темка, скажу я вам, преотличнейшая и, конечно, пресложнейшая. Тема, которая не терпит перегибов и никаких нажимов. Стоит слегка надавить - полезет пошлость и вульгарность, стоит чуть приспустить, появится неискренность, фальшивость. Трудно снять комедию о проститутках такой, чтоб ее можно было смотреть много-много лет, чтобы ее не стыдно было показать детям, и чтобы комедия выполняла свою основную функцию - доставку смеха на дом. Даже такие удачные и любимый на эту тему фильмы, как 'Красотка' все же попахивают определенным рейтингом и слащавостью.

Лотнеру, постановщику интеллигентной трагикомедии 'Дальше некуда', в которой блистал Пьер Ришар, и которая была снята на ту же тему, и Гранже, создателю авантюрной, и не лишенной сарказма комедии 'Джентльмен из Эпсома' с де Фюнесом и Габеном, таланта работать с такими скользкими темами не занимать - они ни разу не перешагнули ту грань, за которой кончается смех и начинается дурновкусие. Каждый привнес в фильм что-то свое - в результате, фильм и смешной, и не глупый, и саркастический, и романтичный и трогательный, и красивый. Лучший фильм, что я видел на эту тему.

Даже само слово 'проститутка', казалось бы, весьма общеупотребительное, в фильме не произнесено ни разу, впрочем, как и слово 'секс' - напрямую вообще об этом не говорится. Все сделано намеками, тонкими и значительными паузами, в которые зритель вдруг понимает, что речь идет не о ком ином, как о проститутках и сутенерах, хотя в картине это люди интеллигентные, умные, стоически настроенные, элегантные, настоящие джентльмены. Еще бы, это же французское кино... И жрицы любви тут вовсе не опустившиеся, развратные идиотки, а милые, симпатичные, приятные девушки, которым симпатизируешь против воли - уж больно очаровательные актрисы их играют.

В первой новелле, 'Закрытие', рассказывается о закрытие публичного дома, о чем очень горюет его гостеприимный хозяин в прекрасном исполнении Бертрана Блие, его подопечные девушки, и, конечно, посетители. В фильме довольно активно обсуждается вопрос - что такое проституция - действительно тяжкий грех и противозаконное, уголовно наказуемое деяние, или все-таки 'публичные дома' - райские места, обитель прекрасных нимф и ни с чем несравнимых удовольствий, где честные и 'работящие' девушки за ваши честные деньги честно заставят вас почувствовать на 7-м небе от счастья.

С изрядной доли романтики и иронии показано, как страдают от грядущей разлуки продажные девицы с 'домом, в котором прошла их юность'... Как страдает респектабельный мусью - их хозяин и благодетель, какими зверями предстают легавые, закрывающие маленький рай... И, честно, никакой нелюбви к этим красоткам не возникает - они любят свою профессию ,считают ее достойной, и умеют пробиваться в жизни, совершая свой путь на спине, зато и добиваясь внушительных успехов..

Об этом, кстати, вторая новелла 'Судебный процесс'. Нет, это не Кафка, это одна из жриц любви значительно выросла в плане карьеры, и, активно работая, через несколько лет умудрилась стать баронессой. А тут ее ограбили. Украли многое, но в суд она подала лишь потому, что у нее украли единственную память о доме, где она начала свою блестящую карьеру. (Это не высокопарные слова - на самом деле в фильме примерно такая же терминология - сначала и не понять, о чем говорится - о проституции, или о шоу-бизнесе).

Конечно, вызывается масса свидетелей, среди которых и работящие красотки, и бывшие 'благодетели' и мерзкая собачка - короче, заседание превращается в фарс, конечно, ведь судья балдеет от ножек своей свидетельницы, адвокат-гей пристает к подсудимому, встреча бывших подружек превращает суд в вечеринку... Но, в сущности, вопрос остается тем же - так ли плоха проституция?

И, наконец, третья новелла - собственно, 'Кутилы', превращающая этот фильм в настоящий шедевр. Именно здесь блистает и властвует Луи де Фюнес, хотя и не он один... Как может измениться жизнь значительного и респектабельного человека, когда в его жизнь случайно врывается кокетливая шлюшка, просящая у него защиты... Доброта стареющего мусью, (а может, то, что чуть пониже и побольше доброты) призывает отставить у себя эту пламенную блондинку, герой фильма и не замечает, как всего его друзья-товарищи по атлетическому клубу стали наведываться к нему все чаще и чаще. За какие же заслуги его избрали президентом клуба, как же у него в доме оказалась музыкальная машина?

Почему члены атлетического клуба забросили атлетику? Нам-то ясно - у мужиков началась другая атлетика... 'Не справляющаяся' с обязанностями 'мамы' и 'хозяйки' девушка, зовет 'не помощь подругу', которая оказывается сексуальной брюнеткой в откровенном наряде - чисто членов клуба незаметно увеличивается... Все новые и новые подруги появляются в доме у лысоватого коротышки - жизнь его и его друзей превращается в постоянный кутеж, герой забросил работу, но - странно, деньги в доме не переводятся...

А в это время в доме дефилируют по лестницам латиноамериканки, жгучая чернокожая кошечка, красивая китаянка... Да ,вот это спорт! Этот последний эпизод просто гениален. Так сместить акценты за полчаса времени сможет не каждый режиссер - герои и место действия меняется буквально на глазах. Полную ясность внесет только концовка фильма, в которой выяснится, что главный герой - старый лис а не наивный дурачок, и что все все прекрасно понимают и считают случившееся большой удачей...

Луи де Фюнес в окружении длинноногих красоток - это что-то. Девушки для фильма подобраны просто идеальные - я бы на месте комика балдел и офигевал, но Луи остается самим собой. Девушек в этом фильме много, но настоящий экстаз и мечта зрителя мужского пола - Мирей Дарк, с которой де Фюнес работал очень часто - воплощение божественной красоты на земле - самая совершенная француженка из всех, что были на экране, и, как это ни странно, очень хорошая актриса. Мирей и

Луи превращают этот фильм в настоящую мечту киномана - не развратную, не пошлую, не тупую комедию на фривольную тему. Ну, а самое интересное в этой ленте, повторюсь, крайне неординарное отношение к 'жрицам любви', настолько неординарное и настолько великолепна Мирей Дарк, что красный фонарь, - непреходящий символ фильма, в финале готов просто расцеловать. Что ж, наверное, кинематографисты правы - проституция хороша хотя бы тем, что благодаря ей рождаются такие шедевры!

10 из 10
Показать всю рецензию
AnWapМы Вконтакте