Рецензии

romashkina_nastja
Ich kann nicht wählen!
Этот фильм — один из самых жестоких, что я когда-либо видела в своей жизни, несмотря на его начало, которое, в принципе, можно было бы назвать позитивным: милая девушка с польским акцентом, увлекающаяся творчеством Эмили Диккенс, веселящаяся на аттракционах в погожий весенний денек. Идиллия заканчивается резко: у Нее была своя драма.

«Выбор Софи» — это история, которая буквально кричит о том, что после войны не было, пожалуй, ни одного человека на всем земном шаре, чья судьба не была бы так или иначе перечеркнута. Даже те, кто в ней выжил, акклиматизировался в чужой стране (как Софи в США), носят на своей руке страшное клеймо нацизма и в своем сердце — пронзительную боль пережитого…

Несмотря на то, что фильм оставил в моей душе сильный отпечаток, в нем всего несколько сцен, которые лично я бы могла назвать сильными. Это разговор Софи с дочкой коменданта, ее ссора с Натаном на лестнице в самом начале фильма и, безусловно, сцена, в которой Софи делает выбор. Весь остальной хронометраж фильма занимает подготовка самой Софи и нас, зрителей, к заключительной, финальной точке… Возможно, его можно охарактеризовать как несколько затянутый, но, как мне кажется, этот фильм напоминает сеанс у психоаналитика или разговор с хорошим другом — им ведь тоже раскрываешься не сразу…

10 из 10

P.S. посмотрела «Выбор Софи» три дня назад, но до сих пор в моих ушах звенит отчаянный крик…
Показать всю рецензию
danitta
Я решила посмотреть Выбор Софи, потому что я очень люблю Мерил Стрип, и хотела увидеть роль, за которую эта гениальная актриса (а у нее почти все роли достойны высоких наград) получила Оскар. После просмотра могу с уверенностью сказать, что Оскар она получила абсолютно заслуженно

Фильм очень продолжительный (2,5 часа), и события развиваются неравномерно интенсивно. Первую половину фильма смотришь довольно легко- дивишься чудаковатости героев, сопереживаешь их эмоциям в бурных размолвках, умиляешься их очарованию в их идиллии и непосредственности… И только каким-то внутренним чутьем ощущаешь натянутый нерв двух потерявшихся в этой жизни людей, неразрывно связанных и идущих по краю пропасти- эмоциональной, психологической, на грани жизни и смерти, когда они едины и одинаково безразличны. Кому-то, быть может, это покажется скучным и лишенным динамики, но он будет неправ. Потому что это создает настроение повествования и дает мощный противовес жестокому и мрачному, появляющемуся после экватора ленты. Во второй половине фильма показано, как нарыв, зревший в кажущейся идиллии и, пусть нестабильном, но благоденствии, открывается, и все летит в тар-тарары. Дружба, любовь, искренность… и даже мораль. Все становится крайне относительным. И все оказывается не тем, чем казалось, и во что так легко и с удовольствием верилось. Этот фильм режет по живому. И, несмотря на трагический финал, я не осудила Софи, потому что я не могу представить, как она могла существовать с тем грузом на сердце, который она носила в себе. Потому что после того жесточайшего выбора, который ей пришлось сделать по приезду в Освенцим, наверное, вообще все становится безразличным — жизнь, смерть, боль, абсолютно все, потому что то, что мы понимаем под жизнью, заканчивается в тот самый момент, когда она делает этот ужасающий выбор. И даже если бы все остальное в этом фильме Мерил Стрип сыграла бы непримечательно, за одну эту сцену на путях ей стоило бы дать Оскар. Это не сыграно, это прожито- на разрыв аорты, пройдено по лезвию острой бритвы босыми ногами, воплотившись в молчаливую боль… Этот взгляд вслед, и душераздирающий вопль, раскатистым эхом пронесшийся в темноте… Это настолько сильно — пронзительно, мучительно сильно, что мороз по коже, несмотря на жару, и слезы на глазах. Знаете, после этого все наши повседневные проблемы становятся какими-то совершенно нелепыми и мелкими. И я не могу забыть этот взгляд Софи- взгляд, полный боли, ужаса и отчаяния, той нечеловеческой боли, от которой физически не умрешь, но которая превращает душу и сердце в выжженое поле, и никогда не заживет…

Это очень сильный фильм. Сильный и глубокий, показывающий то, что за ярким фасадом может скрываться темный лабиринт, а освежающий источник в пустыне- всего лишь мираж. То, что есть боль, которую невозможно пережить. То, что есть предел человечности, когда добродетель встречается с бесчеловечностью. И то, что есть предел всему. Даже жизни. Этот фильм оставляет очень тяжелое впечатление. Не мерзкое, а именно тяжелое, и ощущение потрясения и полного опустошения. И стоит перед глазами тот пронзительный взгляд Софи, и грустная улыбка ее спасенной, но так, наверное, и не выжившей. И понимаешь, что эта ощущаемая всем существом гнетущая, мучительная пустота — это ее пустота, Софи. То, что осталось после всего пережитого, и то, что объясняет всё. В том числе то, что могло бы произойти, но уже никогда не произойдет…

И когда промелькнет последний кадр, необходимо какое-то время, чтобы осознать увиденное, переварить, и вернуться к способности что-то говорить. Потому что любые традиционные в описании фильмов слова будут по отношению к этому фильму выглядеть пошло и неуместно. Хочется выключить свет, зажечь свечу, и молча смотреть на огонь…

Тем, кто любит динамичные, легкие фильмы, а также впечатлительным натурам — смотреть нельзя. Всем же думающим зрителям, кто понимает и может прочувствовать тяжелую психологическую драму, блестяще срежиссированную и сыгранную, а также тем, кто любит и ценит талант Мерил Стрип, смотреть обязательно.

10 из 10
Показать всю рецензию
NeoSonus
После книги Стайрона
Я прекрасно осознаю, что ни один фильм не в состоянии передать всю палитру красок книги, я отдаю себе отчет, что не реально следовать во всем букве, что у кинематографа и фильма разные приемы и средства для достижения своей цели, что кино как таковое не в состоянии объяснить все… оно может только попытаться показать. Но, тем не менее, это ужасно! Это худшая экранизация книги когда-либо встречавшаяся мне… просто ужасно.

Во-первых, по существу фильм это 20% от книги. Такое впечатление, что режиссер взял самые скандальные отрывки и, слепив их вместе (порой без определенной последовательности) смонтировал фильм. Многие вещи пришлось самому дописывать (например, героев, сцены, другие места действия), чтобы какая-то логика была.

Во-вторых, то, какими предстают актеры… Этот фильм один большой спойлер!!! Потому что уже через 5 мин. после просмотра зритель понимает кто есть кто, и чем это все закончится… В книге же автор настолько интересно рассказывает о главных героях, настолько неожиданными становятся для нас факты их биографий на протяжении книги, что узнав сокровенную тайну, вы не верите своим глазам, перечитываете строчки и пытаетесь свыкнуться с этой новостью. В фильме же все предельно очевидно и озвучивание тайны для вас не становится неожиданностью.

В фильме теряется то, что я бы назвала самой солью – обаятельного и остроумного повествования автора. И хотя речь Стинго за кадром комментирует происходящее, но так убого… Он предстает перед нами как какой-то зеленоротый птенец, не заслуживающий внимания, просто прыщавый юнец, не более того. МакНикол больше похож на куклу… Ладно, Мерил Стрип умеет играть, и в общем у нее получилось передать суть Софи и ее внутренний мир… Но все остальное… А Халмер, который должен был играть невозмутимого, непробиваемого Хесса?! Это издевательство над творчеством Стайрона, скажу я вам.

Просто невыносимо было смотреть.
Показать всю рецензию
meryl@nicole
Жизнь — череда выборов
Фильм глубокий, сложный, эмоциональный… О жизни, о сомнениях, о выборе… О настоящем, прошлом, будущем…

В эмоциональном напряжении проходит все повествование этой сложной истории: сцены, на первый взгляд, беззаботной жизни главных героев /Софи, Натана и Стинго/ — прогулки, карусели, веселый смех Софи время от времени прерываются рассказами Софи о ее прошлом: о ее семье, о лагере, о том выборе, который ей пришлось делать не раз.

Я преклоняюсь перед талантом Мерил Стрип, безумно благодарна ей за то, что она боролась за эту роль в фильме. Но это даже не актерская работа. На весь фильм я забыла, что Софи — это Мерил Стрип, которую я очень люблю в «Часах», «Мостах округа Мэдисон», «Истинных ценностях», «Сомнении» или «Дьявол носит Прада»… я видела молодую женщину, которая говорит на английском языке с милым польским акцентом, невероятно прекрасную, женственную, нежную и беззащитную. Она говорит о своем прошлом, в котором так много пришлось выбирать… и душа разрывается от безысходности, что ничего уже нельзя сделать.

Никогда не говори «никогда». К сожалению, нас иногда вынуждают принимать решения, которые мы просто не можем принять. Но выбор сделан. И с ним приходится жить.

Фильм из тех, которые стоит смотреть однозначно. Чтобы понять.

10 из 10
Показать всю рецензию
Glo_Kuzdra
Мнений слышала много, от «гениально» до «тягомотина».

Этот фильм и должен вызывать такие полярные оценки, ибо он не просто неоднозначен, он на большого ценителя. В первую очередь, ценителя диалогов, монологов миниатюрных, но многочисленных и глубоких изменений в поведении, оценке, реакции, мыслях героев.

Не о Холокосте фильм. А о том, что было потом. Что было после того, как пережил. И какую цену заплатил. И как жить дальше, если нет себе прощения. и пусть объяснить можно, — оправдать себя нельзя. Выбор…

Ключ, — именно выбор. Выбор Софи в Освенциме. Выбор Софи между двумя мужчинами. выбор Софи между жить и не жить. Выбор Софи вообще. После того, как выбор сделан и ключ повернут, — пути назад нет. «А как было нужно… Может быть, был другой выход.. И понимание того, что, скорее всего другого выбора не было, — не облегчает душу. Потому что это обреченность до самого конца «Я. Это. Сделала». И уже не важно, что вопреки. важен просто факт.

Мерил Стрип — не просто гениально играет. Она живет в этой роли. Веришь каждому слову, каждому жесту. Она — Софи.

10 из 10
Показать всю рецензию
Allison
Американская история о холокосте
В Саласпилсе были уничтожены около 12 тыс. детей в возрасте до 12 лет. Более 43 тыс. человек погибли в Дахау. Число жертв Бухенвальда около 56 тыс. человек. В Освенциме (Аушвице) погибло, по разным данным, от 1,5 до 4 миллионов человек. Счёт выживших едва достигает нескольких тысяч.

Исторические сводки

Спокойное, размеренное течение начала фильма нарушает истошный женский крик, умоляющий мужчину остаться с ней. Вместе с одним из главных героев — Стинго (Питер МакНикол) — мы подглядываем ссору «влюбленных» Софи (Мэрил Стрип) и Натана (Кевин Клайн), которых весьма с натяжкой можно назвать таковыми. Так происходит знакомство с Софи, чья судьба в чёрно-белых и цветных картинках проплывет перед нашими глазами в течение ближайших 2,5 часов.

Софи рассказывает свою историю медленно, мучительно, стремясь сделать себе как можно больнее, чтобы заглушить чувство вины. Прошлое не отпускает её. Она осознанно выбирает именно Натана… Она должна искупить свою вину перед семьей и перед всеми, кто не выжил…

Даже не знаю, есть ли смысл рассказывать о сценарии, музыке, постановке, актерском ансамбле… Думаю, достаточно сказать, что это картина о холокосте, увиденном глазами американцев Алана Дж. Пакулы и Уильяма Стайрона, в которой с непревзойденным актерским мастерством сыграна глубокая, разрывающая душу драма женщины, пережившей все ужасы нацизма. Женщины, каких тысячи осталось после войны жить, когда все, кто был дорог, умерли по ту сторону колючей проволоки концлагеря.

Меня этот фильм… нет, не поразил, а оставил чёткий и глубокий отпечаток в душе. Он переполнен эмоциями: горечь, скорбь, бессилие, ужас, злоба, ненависть — с одной стороны, и любовь, желание жить, радость каждого дня — с другой. То одно, то другое попеременно перевешивает и с разных ракурсов раскрывает личности героев. Все здесь стремится подвинуть эту ширму, которой Софи и Натан отгородились от внешнего мира, все кричит о том, что их сердца устали от боли и просят разделить хотя бы часть её с ними…

Мой выбор очень прост: этот фильм стоит смотреть!

10 из 10
Показать всю рецензию
Frroid
В Дахау было куда приятнее, чем в Освенциме
- Скажи мне пожалуйста, что у тебя за изображение на платье?
- Это значок чемпиона по плаванию. Я была чемпионом по плаванию в классе.
- А где это было?
- В Дахау. В Дахау было куда приятнее, чем здесь в Освенциме, у нас там был чудный бассейн с подогревом только для детей офицеров.

Диалог из фильма

Может быть это воспитание, может я очень наслышан о геноциде, но данный диалог, вынесенный в эпиграф, для меня прозвучал, словно ножом по горлу. Главной темой фильма является судьба женщины, которая любила, работала, училась, обожала родителей, несмотря ни на что, но... Все прервалось. И на время драматичных событий она не жила, она выживала. Самым натуральным образом, не гнушаясь ничем.

Главная героиня, исполненная с блеском гениальной Мэрил Стрип, безвольная, готовая сделать все что бы ей ни сказали, независимо по какую сторону баррикад находится приказатель. Даже когда она делает свой главный выбор, у меня сложилось впечатление, что она это выбор сделал сразу, хотя ждала до последнего момента, чтобы его высказть. Образ противоречивый, в разных мгновеньях филмьа она предстает то дамой, то заботливой женой, то кокеткой, то отчужденной, то гордой - это список перечислять можно еще очень и очень долго. Но всегда и везде она женщина, при чем ничем не выдающаяся. Она такая как все.

Её образ раскрывается режиссером через 2 главных приема - отношения с мужчинами и её рассказами (соответствующими вставками событийминувших дней) о прошлом. ТО есть сюжет с фабулой не совпадает. Также фильм чрезвычайно удлиннен, буквально пропитан крупными планами Стрип и её ухажеров. Эти планы только помогают оценить масштаб и сложность всех 3ех персонажей в целом и понять героню в частности. Пакула мастерски, надрывно, нагнетает атмосферу готовя нас к главному выбору Софи, который кстати был сделан еще задолго до событий филмьа. Как результат буря эмоций и мыслей врывается в голову к концу фильма, хотя, повторюсь, судьба девушки - довольно стандартна.

Можно было бы написать о двух мужчинах Софи. Стинго, молодого писателя романтика, являющегося 'глазами и ушами' кинозрителя. У меня к нему возникла только улыбка умиления. Наивный, он получил огромный опыт в течение сюжета, но так и не понятно повзарслел он к концу или нет. Его образ не обладает диалектикой души. Второй - Натан. Он уже гораздо интереснее был сыгран Кельвином Клайном, нежели его визави. Самая противоречивая фигуры, у меня как раз таи и вызвала неоднозначные эмоции. Каждый в нем отыщет своего Натана. Скажу лишь, что он заочно противопоставлен отцу Софи.

Фильм восхищает, завораживает, удивляет. Но даже для меня, любящего неспешное развити событий, очень трудно было сконцентрироваться первый час просмотра. Это потом становится все на свои места. Современному зрителю, потребителю массовой культуры, наверное, не стоит тратить времени, думающему - непременно смотреть.

10 из 10
Показать всю рецензию
moscvitsova
Эффект разорвавшейся бомбы
Один из самых душеразрывающих фильмов, которые мне доводилось видеть в своей жизни. Здесь просто гениально представлен шокирующий своей болью и жестокостью сюжет. В этом заслуга и самого материала - книги У. Стайрона, и режиссера А. Пакулы с оператором Н. Альмендросом, и конечно же, актеров, не просто играющих роли, а поистине переживающих судьбы своих героев.

Роль многострадальной польки Софи поистине одна из лучших в карьере блистательной Мерил Стрип, у которой, кажется, вообще не было кинематографических неудач. Жертвенность Софи, ее мужество при выборе между жизнью сына и дочери, единственных, кто остался у нее после смерти родителей и мужа, поражает в самое сердце. Насколько нужно быть благодарной мужчине, поверившему ей и проявившему в свое время милосердие, чтобы остаться с ним, когда он умственно болен и зачастую не отвечает за свои действия и слова. И это тогда, как другой - молодой, перспективный, знающий правду о ней и ее выборе - предлагает руку и сердце.

Первый, страдающий шизофренией Натан Ландау - человек с необоснованными приступами агрессии, по большей части живущий в иллюзорном мире каких-то несуществующих открытий. Кевину Клайну настолько удалась роль Натана, что его героем восхищаешься и ненавидишь его одновременно. Хотя что можно взять с больного человека?! Но герой Клайна вызывает все что угодно, кроме жалкого сочувствия.

Вторая альтернатива выбора Софи - молодой писатель Стинго (П. МакНикол), совершенно случайно оказавшийся в одном доме с Натаном и Софи. У него детская психологическая травма, связанная с отцом и накладывающая отпечаток на всю его жизнь и творчество, - он пишет автобиографичный роман. Софи производит настолько сильное впечатление на молодого парня с юга, что становится для него чем-то вроде навязчивой идеи, недосягаемой мечты. Стинго мечтателен, чувственен и очень чуток к чужому горю и боли.

Поразительны сцены воспоминаний Софи - Мерил Стрип поистине гениальна как в плане внешнего перевоплощения, так и в освещении душевного состояния своей героини. В разные моменты жизни это разные люди. Секретарь Софи, молящая симпатизирующего ей немецкого офицера помочь ее сыну. Пытавшаяся украсть для сопротивления радиоприемник арестантка, сидящая с дочерью офицера, склонившись над фотоальбомом. Мать, которую вынуждают выбрать между двумя детьми, - да лучше б ее саму убили - так и читается в ее глазах. Женщина, пришедшая в библиотеку в поисках 'Дикинсона', - романтичная, надрывная после пережитого кошмара. Даже с Натаном и Стинго - две разные стороны Софи.

Мерил Стрип просто великолепна - ее жизнь на экране завораживает. Вместе с ней хочется плакать навзрыд и кричать, заламывая руки, от безысходности и неизбежности происходящего.

Сильнейший, гениальнейший фильм. Это нужно увидеть каждому...
Показать всю рецензию
Anjela
Между невинным, романтиком, чувственным, и невероятным есть все еще некоторые вещи, которые мы должны все же вообразить.
Послети мне постель, это наша постель
Не дождемься мы дня страшного суда,
Суда честного и справедливого,
Ложа будет пусть твердым и пусть будет подушка мягка,
И пусть нас никогда не пробудит желтый солнца шум…

Эмили Дикинсон

Молодой писатель Стинго приезжает в Бруклин после войны и останавливается в отеле в тихом местечке вдали от шума города, чтобы никто ему не мешал написать книгу. Там же живут Софи и Натан. Впервые Стинго видит Софи, когда Натан и Софи ругаются и Натан уходит, бросая плачущую Софи одну на лестнице. Стинго сразу понравилась Софи — женщина, пережившая очень многое во время войны и намного старше него.

Отношения еврея Натана и полячки Софи были немного странными. Натан мог пропадать днями и ночами и не говорить Софи где он, но каждый раз, когда он возвращался, Софи принимала его с нежностью и любовью и больше никого не представляла рядом с собой кроме него. Натан тоже любил ее всем сердцем, несмотря на то, что часто с ней ругался и оскорблял ее. Софи прощала ему все.

Стинго очень подружился с ними — так, что он стал членом их семьи. Теперь они были неразлучными друзьями, но в глубине души Стинго любил Софи, а не был для нее просто другом.

И когда Натан днями и ночами пропадал в своей лаборатории, Софи рассказывала о своей тяжелой жизни Стинго, который всегда был готов ее выслушать. Она рассказывала, как тяжело ей было во время войны, о том, что она пережила в концлагере, о том, как она познакомилась с Натаном и о поставленном перед ней бесчеловечном выборе. Рассказывая все это, она снова и снова переживала все те чувства, которые в то время были у нее. И все это время Софи сохраняла верность Натану. Для нее существовал только один мужчина — Натан. Все бы так и продолжалось, если однажды Натан не пригрозился бы убить Софи и Стинго, подозревая что Стинго влюблен в Софи и что Софи тоже любит его и спит с ним. И тогда Стинго вместе с Софи уезжают из этого отеля. Но это не конец.

Две разных лиц. Два абсолютно разных характера. Две разных мужчин. Софи должна сделать выбор.

Очень тяжелый, но в то же время очень хороший фильм. Когда смотришь на то, что главная героиня пережила в концлагере, на лицо Мерил Стрип — просто мурашки по коже, и просто просишь и умоляешь Бога, чтобы не было войны и был мир на всей земле.
Мерил Стрип как всегда великолепно справилась с ролью.
Показать всю рецензию
volkovanata
Сразу скажу, что я очень люблю Уильяма Стайрона, по книге которого снят этот замечательный фильм. Но — именно «Выбор Софи» я и не читала до того, как посмотрела картину. И хорошо. Роман и фильм — два разных произведения искусства, говорящие об одном и том же. Когда смотришь фильм, когда читаешь и ревешь все равно.

Выбор Софи — это не просто фильм о женщине, лишившейся родных во время фашистской эпохи. Это фильм о человеке, который постоянно делает выбор. Он вынужден делать выбор. Всегда. Богом так предопределено, Богом, Который дал человеку безграничную свободу выбора.

Софи выбирает между своей жизнью и жизнью отца. Она выбирает между евреями и соплеменниками, между молчанием и криком, между мужем и любовником. Она выбирает между сыном и дочерью. Между правдой и ложью. Она выбирает между одним мужчиной и другим… Выбор она делает всегда, всю жизнь. Об этом фильм, наверное. О том, что можно выбрать не то и к чему это приведет в конечном итоге…

Жизнь Софи и сумасшедшего, как выясняется, человека — это жесткая ирония. Она, всю жизнь, выбирающая и он, не могущий выбрать, потому что болен…

Может быть, я суживаю смысл «Выбора Софи». Делаю это сознательно, иначе напишу слишком много.

Мерил Стрип великолепна, Кельвин Кляйн — тоже.

10 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4
AnWapМы Вконтакте