Рецензии

Ilinet
Если на луну, то только по лестнице
Гордость, принципы, идеализм или возможность супружеского счастья с обожаемой женщиной? Непростой вопрос возникает перед исключительно — незаурядной натурой барона.

Местные жители Ганновера, насмехающиеся над невероятностью происходивших с бароном историй и гневно удивляющиеся его непоколебимой верой в собственную правду, ненавистная меркантильная престарелая жена Якобина фон Дуттен, не желающая разводиться, герцог, под влиянием пастора, безжалостно выдвигающий оскорбительные условия развода, и, в конце концов, очаровательная возлюбленная, объявляющая свой ультиматум; кажется, что весь мир против него, кажется настало время, придется сделать выбор, неминуемо отказаться, разделив свое естество пополам, он был бы неизбежен для каждого, для всех, но не для Барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена! Для человека, вытягивающего себя за волосы вместе с лошадью из болота, стреляющего из ружья вишневыми косточками по лбу оленя, охотившегося на медведя, борясь с ним голыми руками и держав его до тех пор пока он не умрет с голода, стрелявшего смородиной в мамонта и, наконец, для того человека, у которого по расписанию дня запланирована война с Англией и дружеские беседы с Шекспиром и Ньютоном — это по определению невозможно. И вопреки абсолютной уверенности окружающих относительно его репутации выдумщика, живущего в мире фантазий, барон уверяет, что он славится не своими подвигами, а тем что никогда не врет. Ведь доказательством этому служит удивительная практика, как правило, подтверждающая слова барона.

Барону придется принять и преодолеть очередные жизненные испытания, где он умрет и воскреснет, кардинально поменяется, вновь обретет себя и снова подвергнет свою жизнь опасности. Нет сомнения, что все эти неприятные сюрпризы преподнесенные судьбой ни при каких условиях не смогут его остановить. Особенно вспоминая из каких невероятно трудных если не безнадежных ситуаций он выбирался. Полет на луну, 32 мая, великодушное освобождение запеченной утки на волю, смена времени дня и ночи по щелчку пальца, для барона Мюнхгаузена нет ничего невозможного! Вне зависимости от ситуации великий барон не унывает, не отказывается от своего позитивного, донкихотского, романтического образа мыслей.

Чудачество, сумасшествие или уникальный взгляд на мир? Как бы оно ни было, но барон это прежде всего жизнерадостный, непримиримый с унылыми законами действительности, свободный от общественного мнения и пробирающийся сквозь него человек, тот, которым хотел бы быть каждый. Он не боится казаться смешным и может себе это позволить, так как умное, серьезное лицо — это еще не признак ума, все глупости на земле совершаются именно с этим выражением.
Показать всю рецензию
Диляра Галиева - 2502
“Тот самый Барон Мюнхгаузен”
Фильмы Марка Захарова вошли в русскую культуру. Режиссер в своих картинах создает особый мир, театрализованный, волшебный, сказочный, вызывающий отклик в душе каждого зрителя. “Тот самый Барон Мюнхгаузен” рассказывает о верности к себе, любви, самопожертвовании, правде.

В фильме Барон Мюнхгаузен соотносится с классическим литературным образом чудака– героем непосредственным, открытым к миру и людям. Подобно отважному Дон Кихоту барон одинок, имеет свое виденье на вещи и не находит понимания даже среди своих друзей. Под влиянием героя Сервантеса Ф.М. Достоевским когда-то был создан князь Мышкин – совершенно искренний, миролюбивый персонаж. Он так же, как барон Мюнхгаузен, кажется странным, “другим” для общества. Все эти герои, несмотря на свои фантазии, детское восприятие мира, очень умны, естественны и несут мудрость. Говоря о “детскости” можно вспомнить Иванушку-дурачка – персонажа волшебных фольклорных сказок, который в силу своей простоты, доброты всегда побеждает.

По замыслу картины счастье – это образ мышления. Необходимо быть честным с самим собой и окружающими, даже если для кого-то это кажется странным. Барон Мюнхгаузен придерживался этого правила, и его жизнь была желанной и радостной. Он боролся с бытовым отношением к миру, принципиально отказывался быть как все – жить с повседневным укладом, социальными ролями, общепринятыми нормами. Конфликт в фильме разворачивается по принципу “герой и толпа”. Герцогу интересны фасоны одежды, он бы стал модельером, но вынужден управлять государством, до которого ему нет дела. Его подчиненные, понимая это, ничего не говорят, делают вид, что не замечают. Бывшая жена барона заботиться о деньгах, своем благополучии, удобстве. Все они завязли в обыденности. Смотря на все это, барон Мюнхгаузен хочет осчастливить всех. С помощью вычислений он приходит к тому, что все это время человечество упускало целый день. Наступает кульминация, в самый важный момент – когда их судьба с Мартой должна наконец решиться, барон Мюнхгаузен, ни на секунду не задумываясь о том, что скажут и подумают другие, объявляет о 32 мая, об ещё одном весеннем, светлом дне, о возможности видеть ещё один восход и закат. Но новый день оказался никому ненужным, герой остался непонятым, даже преданный слуга Томас и возлюбленная Марта не оценили его стараний.

Ради любви Барон Мюнхгаузен готов пойти на компромисс, изменить себе, нравственно принять смерть. Увидеть, что может случиться с человеком, предавшим свои принципы ради тех, кто его не понял, помогает сцена, где Томас разговаривает со своим бароном за столом. Мюнхгаузен предстает там в неузнаваемом виде: обросший, в оборванной одежде, с тусклыми и безразличными глазами он удовлетворяет свою биологическую потребность в пище. В то время как человечество, упуская самого главного, приняв все его поступки буквально, пытается повторить его подвиги, слагает про него мифы.

Воскрешая, барон Мюнхгаузен вновь идет к людям со своей истиной– нужно всегда говорить только правду. Марта была готова следовать этому, но после разговора в темной коляске с бывшей женой барона, где было видно лишь ее невозмутимое лицо из-под черной вуали, девушка вновь оступается. Сцена, где смелый, свободный барон Мюнхгаузен находится за решеткой, изображается в черно-белых тонах. Так создатели фильма подчеркивают трагизм ситуации.

Легко узнаваемые гротескные образы, смех, острые фразы придают фильму театрализованность (неслучайно в фильме присутствуют отсылки на Н.В. Гоголя) Мысли, поступки большинства персонажей комичны. Они пустые по сравнению с тем, что пытается донести до героев барон Мюнхгаузен, поэтому фильм представляется трагикомедией.

Марк Захаров стал продюсером для многих актеров. В его фильмах снимались самые яркие, талантливые артисты: Олег Янковский, за которым закрепится образ барона Мюнхгаузена, несмотря на главные роли в картинах (не уступающих фильму Марка Захарова) “Ностальгия”, “Полёты во сне и наяву”, “Мой ласковый и нежный зверь” и др., Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Инна Чурикова и многие другие.

Обладающая светлой грустью музыка Алексея Рыбакова “Лестница в небо” по-особенному звучит на последних кадрах. Мелодия главной темы, лежащая между октавами, движущаяся снизу вверх (согласуясь с образом лестницы) и наоборот (герой воскрешает и вновь приходит к людям, он сам признает: “Как умирать надоело”). Барон Мюнхгаузен поднимается вверх по бесконечной лестнице. И музыка, направляющаяся вверх в последнем такте, заканчивается на высокой светлой ноте “до”.

“Улыбайтесь господа, улыбайтесь!” так заканчивается фильм Марка Захарова, подаривший нам чудо. Выходящий за пределы, барон Мюнхгаузен напоминает, что ни к чему бояться казаться смешными, нужно до конца быть собой, чувствовать правду.
Показать всю рецензию
Oksana Ivashchenko
Нужно вернуть себя
Мое сердце взорвано. Я рыдаю и не могу остановиться.

О чем этот фильм? О тотальной честности. О том, как жить по правде, по своей внутренней правде и не предавать себя. Быть собой до конца, каждую секунду, на все 100, нет 1000%. А ещё о свободе выбора.

О ком этот фильм? Обо мне, о нас, о каждом. Сколько раз мы предаем себя в своей каждодневной жизни? Лукавим даже в мелочах. Обесцениваем наши слова, говорим, что от нас ждут, что правильно, что принято, что удобно, что выгодно. А каждое его слово - правда, и в каждом его слове сила. Сколько раз мы предаем других? Сколько раз мы предаем правду и эту жизнь? Так мы становимся 'обыкновенными', забываем свой уникальный путь и теряем себя. Но правда в том, что предавая себя, мы никогда не будем счастливы.

К счастью, есть люди-маяки - души, для которых немыслимо жить во лжи, притворяться, потому что это жизнь 'живого трупа', и они идут до конца, тотально и честно проживают свой путь.

Эта сцена 'Присоединяйтесь' просто свела меня с ума. Когда ты чувствуешь его боль, боль человека, который должен сделать выбор: пойти на компромисс и предать себя или остаться собой, даже понимая, чем это ему грозит. Ну не может живой человек присоединиться к мертвым! Они - эти живые - здесь для того, чтобы будить нас, чтобы мы становились такими же настоящими, как они. А мы их зашориваем, загоняем в рамки, распинаем. Нам проще уничтожить их, чем изменить себя.

Что со мной делали глаза Янковского! Я останавливала, пересматривала и еще раз останавливала и еще раз пересматривала. Ради этих глаз, которые говорили все.

И да, в него невозможно не влюбиться.

Я смотрела фильм в первый раз (много раз видела рекламу по тв, но почему-то сопротивлялась и не хотела смотреть, а тут решилась) и судя по началу и потрясающим шуткам настроилась на легкий вечер искрометного юмора. Я не ожидала, что закончу вечер в рыданиях, но я безмерно благодарна каждому, кто причастен к созданию этого фильма. Гениально всё: игра каждого актера, сценарий, все реплики. Это невероятный пир для глаза, ума и сердца.

Как же долго я сопротивлялась тебе, барон Мюнгхаузен, но ты меня покорил. Тот случай, когда лучше в 33, чем никогда.

10 из 10
Показать всю рецензию
veraproskryakova
Самый честный из всех баронов.
Как известно, литературные герои часто становятся олицетворением неких качеств человеческих, в большей степени отрицательных. Жадность — это Плюшкин, скупость — Скупой Рыцарь, зависть — Сальери, ревность — Отелло. А если человек врун, его называют бароном Мюнхгаузеном. Да, это самый знаменитый обманщик во всей мировой литературе.

Но у Марка Захарова и Григория Горина всё наоборот. Барон Мюнхгаузен славен тем, что никогда не врёт. Получается, и его полёты на ядре, и вытаскивание за волосы из болота, и олень с вишнёвым деревом на голове — это всё правда, это всё было? Да, это всё правда, и всё было. Только не в приземлённом реальном мире. А в его мире. В его реальности. В мире прекрасной, чудной игры, мире творчества, потому что Мюнхгаузен творец. Только не всем есть доступ в этот мир. Не все допущены туда. Кто допущен? Верный Томас, любящая Марта. И есть целый лагерь «чужих», скучных, серьёзных, «взрослых» людей. Пастор (Владимир Долинский) — скучный и тёмный, как его чёрная сутана. Герцог (Леонид Броневой) — он вроде сочувствует Мюнхгаузену, и ничего против него не имеет, но вообще его волнуют больше вопросы дизайна и пошива одежды. Генрих Рамкопф (Александр Абдулов) — энергичный, даже слишком, и вместе с тем глупый и трусливый. Человек без чести — таким места в мире барона Мюнхгаузена не будет никогда. Феофил (Леонид Ярмольник) — ничего от своего замечательного отца. Глупая, нелепая бездарность. Насмешка природы. Бургомистр (Игорь Кваша) Он помогает барону. Друг? Но сильнее дружбы у него — жалкое стремление угодить «и нашим, и вашим», не испортить свои отношения ни с герцогом, ни с баронессой.

Баронесса Якобина фон Мюнхгаузен — наиболее интересный персонаж из лагеря «чужих». В первую очередь потому, что она, в отличие от других, — умна. Она очень умна! Её бесят не фантазии барона. Возможно, она даже приняла бы эти его выдумки, и придумала бы как извлечь из этих выдумок пользу и выгоду, и они бы приносили ей деньги. Да жаль — не пускают её туда, в мир барона. Нет ей — умнице-красавице — хода в этот мир, где беседуют с Шекспиром и летают на Луну. Вот потому она и злится, — зависть! Она — женщина с шармом, сильная, умная, практичная, пробивная — и не дано. Быть такой, как барон, быть рядом с ним — ей не дано. А ведь она считает, что именно она этого достойна. Инна Чурикова потрясающа в этой роли. Её баронессу нельзя любить, но не получается и ненавидеть, потому что талантлива она, в другой сфере — но талантлива.

Дано Марте. Но, впрочем, так ли уж хорошо Марте в этом «ином мире»? Ведь, по сути, она всё же «земная». Она жаждет «земного», официального брака. А получается, о чём она просит барона? Просит соврать. Его, который никогда не врёт! Просит стать таким, как все. А просить барона стать таким, как все, — все равно, что просить его умереть. Выбор актрисы на роль Марты на самом деле очень точный. Елена Коренева — актриса амбивалентная, за ней не закреплены ни чисто положительные, ни чисто отрицательные образы, она с успехом играет и тех, и других. И Марта получилась вот такой изменчивой, непостоянной за счёт противоречивости образ живой и яркий.

Мир раскалывается 32 мая. Тут проверяются все: друзья, недруги, любимая и… сам барон. И оказывается, никто не выдерживает этого счастья — лишнего дня. Но барон — не все.

Барон Мюнхгаузен не может жить — таким. Именно так играет эту сцену Олег Янковский. Слёзы в глазах и — всё равно улыбка, интонация на подъём и тут же упавший до шепота голос. Трагедия ломаемого, уничтожаемого предательством человека передана пронзительно и ярко.

Неудобный барон исчезает. У оставшихся в реальном мире начинается новая забота — прославление барона Мюнхгаузена. Сейчас он — идол, бог, герой. Только весь этот посмертный шум — ложь. Так было всегда, и так есть сейчас — вспомним Высоцкого, Цоя, Влада Галкина…

А потом, как птица Феникс возрождается барон Мюнхгаузен! Но никто не рад. Снова правда принимается за ложь, а ложь — за правду… Но не любовь нужна, барону, не верность. А ВЕРА. Это дороже любви. И даже жизни. К чёрту ложь. Ведь барон Мюнхгаузен никогда не врёт. И пушка заряжена настоящим сухим порохом, и лестница ведёт вверх. И он уйдёт по этой лестнице — прямо в небо. Улыбайтесь, господа! Серьёзное лицо — это ещё не признак ума. Все глупости в мире делаются именно с этим выражением лица…

Это не просто фильм… Это целая эпоха, целая жизнь. К сожалению ничего подобного уже не снимут и не напишут. Это эталон, который будет радовать людей пока они не разучились думать. Непревзойдённый шедевр. Тут можно плакать и смеяться, буря эмоций. Фильм был актуальным, и будет таким всегда. Актёры сыграли все гениально, но Янковский, это вообще супер. А его высказывания…

Это абсолютно универсальный фильм — он о любви и о ненависти, о преданности и предательстве, о глупых политиках и тупых военачальниках, о том, что правда далеко не всегда очевидна и не всегда выглядит как правда. Это гениальное кино, это совершенное кино — и по форме и по содержанию, по актёрской игре, по музыке, по сценарию, по режиссуре — во всём. Я знаю этот фильм наизусть и всё равно пересматриваю регулярно, потому, что на совершенство можно смотреть бесконечно.

Спасибо тем гениям, которые создали это совершенство. Спасибо судьбе, которая свела всех этих людей вместе, спасибо за то, что этот фильм не положили на полку и не уничтожили, несмотря на то, что он абсолютно антисоветский. Спасибо зрителям, которые любят этот фильм. Моему поколению неслыханно повезло, мы родились, выросли, выучились в СССР, работать стали уже в России. Видели излом эпох, лучшие книги, фильмы появлялись и читались. Музыка на все времена, фильмы, и всё это было так необычно и классно по-настоящему! Да здравствует Мюнхгаузен! Ура, господа, любите жизнь, не будьте, как все, и не бойтесь умереть! И почаще смотрите на звёзды!

Олег Янковский сыграл очень много ролей, ролей значимых, ставших событием русского искусства. Но когда он ушёл от нас так неожиданно и навсегда, многие передачи, издания вспоминали почему-то именно Мюнхгаузена. И финальная сцена из фильма Захарова была показана так, что кажется — это не Мюнхгаузен, это сам Олег Иванович уходит от нас вверх по этой лестнице в ясное голубое небо, пожелав на прощание: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь»…

10 из 10
Показать всю рецензию
vvkornev
Вся власть — воображению!
В чём особенность ситуации барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена, укрывшегося от глупого и пошлого мира в замке своих фантазий? — в донкихотовской верности призрачному идеалу. Шокирующий профанов лозунг Мюнхгаузена: «Всегда говорить правду!». Правду о полётах на Луну, путешествии в древние Афины, переписке с Шекспиром? Барон, вы сошли с ума! Это невозможно!

Ключ к теме именно в этом категорическом императиве: говорить правду, какой бы невероятной она не казалась! Конечно, речь идёт о правде как философской категории, а не как эмпирическом факте («Нет, это не факт! Это больше, чем факт — так оно и было на самом деле!»). Короткая методологическая дуэль Якобины фон Мюнхгаузен и Марты на тему «что есть истина?» проясняет и философскую фабулу всего фильма.

- Какую правду вы имеете в виду?
- Правда одна!
- Правды вообще не бывает. Да. Правда — это то, что в данный момент считается правдой. Разве этот сытый торговец, этот тихий семьянин — Мюнхгаузен? Что вы, побойтесь бога. Я восхищаюсь вами. За три года вам удалось сделать из моего мужа то, что мне не удавалось и за 20 лет. Браво!

Совершенно верно: в логике гегелевского «чистого различия» Мюнхгаузен как Мюллер — уже не Мюнхгаузен как Мюнхгаузен. Человеческая субъективность — это результат отождествления себя с иллюзиями Другого. Отказ от любимой фантазии — отказ от самого себя. Потеряв однажды свой путеводный вымысел, превратившись в нормального бюргера, Мюнхгаузен практически «умер», но вовремя схватился за голову, чтобы спасительно подняться над житейским болотом. Будучи же самим собой (то есть верным своему симптому, желанию, воображению), Мюнхгаузен действительно разговаривает с Сократом. Ведь, как известно, рукописи не горят, их авторы буквально «говорят с нами». Все подлинно великие мыслители — по-прежнему наши современники, ибо помогают и сегодня понять что-то важное в нас, в нынешней эпохе. Сократ «советует» Мюнхгаузену жениться, и этот совет меняет жизнь барона.

Кстати, жаль, что барон не переписывался ещё и с Жаком Лаканом. Одно из краеугольных положений лакановской этики: не сдавайся в своем желании! Человек, умеющий мечтать, должен уметь защищать свои фантазии, должен иметь мужество желать. Мюнхгаузен, как никто другой, понял бы Лакана. Неощутимая в «Обыкновенном чуде» гравитация реальности со всей силой давит на барона даже в тот момент, когда он остаётся наедине с любимой. Но, как говорит Якобина Мюнхгаузен, «дочь аптекаря — она и есть дочь аптекаря». Любовница барона Марта — «обыкновенная женщина, не годящаяся для 32 мая». Её любовь по-женски несовершенна — это, помимо прочего, любовь простушки к богатому аристократу, к социальному статусу, к фамилии «Мюнхгаузен». Трагедия героя в том, что даже самые близкие люди (Марта, верный слуга Томас, друг Бургомистр) несут в себе то уродство социальной реальности, с которым барон так упорно борется. Предательство друга, слабость любимой женщины и глупое несвоевременное сетование Томаса о пропущенной выплате жалования — это куда более досадно, чем нотации Герцога, арест, заключение… Конечно, Марта — это ещё и парафраз Дульсинеи, одновременно вдохновляющей и фрустрирующей нашего рыцаря фантазии. Лакановский парадокс любви как дарения другому того, что ты не имеешь (то есть дарения субъективности, абсолютно не интересной другому в его увлечённости вымышленным образом, виртуальной проекцией любимого) объясняет все сложности взаимоотношения Мюнхгаузена и Марты. Привлечённая образом умного-красивого-богатого неунывающего выдумщика и весельчака, Марта впоследствии не принимает заурядного Мюнхгаузена-Мюллера. Самое смешное, что Марта не понимает, что именно она выступает в роли кастрирующей и репрессивной инстанции, начиная с мягкого требования «стань таким, как все» и заканчивая этой маниакальной зацикленностью на разводе и новом браке.

Несомненно, что в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» коллизия фантазии и реальности носит и сложный, и мрачный характер. Оба выхода из драматического положения равно катастрофичны. Буквальная реализация фантазии — например, женитьба на любимой женщине — это убийство фантазии. В лакановско-жижековском психоанализе одним из определений слова «кошмар» является ситуация наличной реализации желания, сопровождающаяся одновременным уничтожением и фантазии, и любимого субъекта (в котором за вычетом этого идеального образа, остаётся одно лишь тело, грубо говоря, мясо). Другой выход из тупика — уступка своей мечты и желания — так же катастрофичен. Ритуальный отказ от свободы воображения, психологическая экзекуция у Герцога («И не надо так трагично, дорогой мой. Смотрите на это с присущим вам юмором… В конце концов, Галилей-то у нас тоже отрекался») приводят Мюнхгаузена к срыву и утрате личности.

«Когда фантазия рушится, — как говорил мне лично об этой проблеме Жижек, — вы не получаете реальность. Вы получаете ужас реального». Урок барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена состоит в том, что свой фантом нельзя уступать даже любимой женщине. Потому в совсем не оптимистичном финале Мюнхгаузен остаётся на лестнице один. Наедине со своей, отторгнутой даже любимыми людьми субъективностью. Ну и, конечно, с возвращённой свободой воображения.

10 из 10
Показать всю рецензию
SuperLenin
Чтобы вернуть её, надо вернуть себя
- А ты что, и впрямь думаешь, что он долетит?

- До Луны — конечно!

- Её ж даже не видно.

- Когда видно, так и дурак долетит. Барон любит, чтоб было потруднее.

С данным фильмом я познакомился лишь недавно. Буквально несколько месяцев назад. Вот любят у нас в стране, во время новогодних праздников, заполнить эфирную сетку вещания советским кино. Причем новогодняя тематика обычно не имеет приоритет, и демонстрируются также подобная классика. Не сказать что данный фильм мне сильно понравился, но и в топку я его отправлять не собираюсь.

История разворачивается вокруг сумасбродного барона Мюнхаузена, который славится своими эксцентричными выходками и полувымышленными автобиографическими историями. Он живет в своем замке с прекрасной девушкой Мартой, и хочет на ней жениться. Но вот проблема, Мюнхаузен уже женат из сугубо практических соображений. И чтобы добиться развода с нелюбимой ему женщиной, барону придется поступится своими принципами…

Я с детства знаком с некоторыми рассказами и литературными приключениями Мюнхаузена, поэтому могу сказать, что с персонажем знаком не понаслышке. Но вот до этого момента с экранизациями дела не имел. Поэтому посмотрев версию 1971 года, у меня возникло двойственное чувство. Во-первых я немного не так представлял себе приключения барона на большом экране, но во-вторых — а чего я собственно ожидал?

Сюжет достаточно простой. Создатели не стали выводить какую-нибудь интригу, а сразу открыли перед зрителем все карты. Вот он главный герой, а вот и обстоятельства, мешающие ему. Но несмотря на простоту, сюжет все таки петляет, тем самым немного запутывая зрителя, и подбрасывая ему новых подробностей. Лично мне было немного скучновато, от монотонности происходящего, но было интересно чем все кончится.

Стоит отметить достаточно яркий актерский состав. Главную роль исполнил Олег Янковский, и исполнил хорошо. Выжал из этого интересного образа все что только можно было. Также в фильме отличились Елена Коренева, Инна Чурикова, Игорь Кваша, Леонид Броневой. Это те кто меня впечатлил и запомнился своей ролью. Хотя в фильме еще предостаточно отличных актеров, и все они замечательно вписались в свои роли.

Этот фильм считается золотой классикой отечественного кинематографа, но мне почему то он показался средним во всех смыслах. Поэтому оценка соответствующая.

5 из 10
Показать всю рецензию
smidmi1979
Недетская версия жизни знаменитого враля.
В интерпретации Горина и Захарова Мюнхгаузен, скорее, фантазер, первооткрыватель, хохмач (но не клоун), пророк, да и просто здравомыслящий, но неординарный при этом человек. Кстати, радующийся жизни, но не подчиняющийся сложившемуся порядку. Но славный, в первую очередь, тем, что не врёт. Как ни странно, но это чистая правда.

Разумеется, в этом почти средневековом (романтическом) сюжете не могло не быть аллюзий на советскую действительность, особенно если поменять служителей церкви на какое-нибудь ГБ или ЦК. Впрочем, аналоги этих «замечательных» организаций найдутся везде.

Вообще, очень многим свойственно видеть антисоветское и протестное, вроде как свободное в несвободном, во многих произведениях советской культуры. Но, боюсь, что это не совсем так. Как ни странно, но и Горин и даже Захаров вполне в советском тренде: антиклерикализм, борьба с мещанством и гуманизм советской идеологии никак не противоречили. Хотя иронические вставки про правильную одежду на праздники и в будни, применение силы, жизнь без фантазий… В общем, половину текста можно растащить на анекдоты и цитаты о советской (но не только) жизни. Однако ж Мюнхгаузен — это кино не о XX веке, а о вечном. Недаром в своей трактовке века XVIII-го Горин опередил самого Терри Гиллиама, который с тех же идейных позиций неистребимого ироничного и вечно молодого романтизма интерпретировал знаменитого немца. Горин наполняет сценарий вставками про отречение Галилея и любовь потому к Джордано Бруно (Мюнхгаузен проходит по существу оба пути в течение действия), приписанными Архимеду, Сократу и Шекспиру цитатами, да и Гоголь помянут не случайно. Мюнхгаузен — собирательный образ чудаков, создающих доброе и светлое…

Хуже становится с момента смерти, когда «сами себе они не принадлежат», потому что именно после смерти труднее всего вернуть себя. Потому что только оставаясь собой, ты можешь любить и достоин любви… Вряд ли эта мысль именно социальна, она универсальна и по счастью доказана в Мюнхгаузене эстетически.

Правда, как и в Формуле любви горинский сценарий почти вытеснил захаровскую режиссуру… Шедевром самого Захарова по-прежнему осталось Обыкновенное чудо, прекрасное в своей телевизионной театральности. «Тот самый…» более традиционен, что ли. Да и менее визуален… Зато на недосягаемой высоте актёры — ансамбль во главе с Янковским прекрасен. А несколько сцен, без преувеличения, гениальны — особенно удались финалы первой и второй части, в которых всё-таки именно Захаров добавляет мистической безысходности — Янковский с зонтом и особенно «Присоединяйтесь». Последнее выглядит жутковатым приговором мнимой коллективности живой индивидуальности (кто кого приговорил — решите сами).

И, кажется, не случилось лучшей оговорки в истории нашего кино, чем про умное лицо, которое, и вправду не признак ума. Хотя сценарное и отстаиваемое Гориным серьёзное лицо претендует и на более серьёзное обобщение.
Показать всю рецензию
dina7911
Топ 250 марафон. Фильм N213: «Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны»
Хорошо помню, что в детстве бабушка часто читала мне «Приключения барона Мюнхгаузена». Тогда я была под впечатлением, но думала, что сейчас не восприму вольную интерпретацию его жизни. «Что они могут придумать про него?» — думала я, ведь всё уже придумано. Я никак не ожидала, что получу такое.

С первых минут поражает полная нешаблонность фильма. Просто поражаюсь, как в то время разрешили снять такое. Думаю, создатели специально обратились к истории, которая заведомо не претендует на правдивость, чтоб под прикрытием показать сатиру на общество. Невооружённым глазом видно, как тонко и изящно обсмеяны стандарты, глупые устои, закостенелость, консерватизм.

Фильм как будто кричит: «Очнитесь, люди! Дышите полной грудью! Улыбайтесь! Неважно, что скажут другие, главное — будьте счастливы». Откровенно говоря, я не люблю фантастические вещи, иронию в советских фильмах не особо приветствую, но этот фильм особенный. Даже не знаю, как объяснить этот феномен, но точно скажу, что чего-то похожего я в жизни не видела и вряд ли увижу. Он какой-то сумасшедший, но в то же время очень трогательный, смешной, но в то же время очень трагичный. Полный замес жанров, полная неразбериха в голове после просмотра, но в то же время голова ясна, как никогда.

Я не знаю, чем берёт заглавная музыкальная тема фильма, но точно знаю, что чем-то трогает, заставляя проникнуться каким-то волшебством, заставляя поверить и в полёты на луну, и в оленя с вишнёвым деревом вместо рогов, и половине коня. Для меня это намного реальней, чем надуманные стереотипы общества, полагающие всё именно вот так и никак иначе. Не знаю, будет ли уместным сравнение с недавним фильмом «Лобстер», ибо они целиком и полностью разные, но оба тонко и остро смеются над стандартами, стереотипами, ясно давая понять, что каждый волен жить, как хочет, при условии, что это не вредит другим. Этим для меня оба фильма ценны, оба фильма говорят мне о том, что есть всё-таки на свете люди, которые сделают всё, чтоб жить по-своему, что быть счастливыми.

В первый раз познакомилась с Олегом Янковским и сразу хочу отметить его великолепную игру: каждое его выражение лица настолько искреннее, что я реально бы поверила всему, что он скажет. Кроме того, хотелось бы отметить его потрясающую мужскую харизму: думаю, он смог бы покорить и скорее всего покорял любое женское сердце, ведь перед таким не устоишь точно.

Неожиданно я очень довольна просмотром, а ведь была практически уверена, что мне фильм не пойдёт. Рада ошибаться и с удовольствием рекомендую всем, кто ещё не имел счастья его лицезреть.

8 из 10
Показать всю рецензию
fedorsymkin522
Фильм про не такизм как все
О том как снят фильм и про работу актёов:

Игра актёров на высоте, большой респект. Особенно Абдулов, Чурикова, и Броневой. Очень удачно получилось совместить комичность и драматичность, ну и декорации конечно заслуживают похвалы. Не понравилась пара моментов, когда Марта слишком много красуется, а также музыканты у барона, которые явно фальшиво играют одну и ту же тему, смотрятся как-то не очень.

Про message фильма.

Фильм про «не такизм как все».

Казалось бы, фильм явно говорит нам что вот это хороший парень, а вот эти плохие парни, которые не поняли и отвергли нашего гения. Но я бы не торопился делать такие выводы. Ведь если посмотреть с точки зрения здравого смысла, в чём гениальность нашего хорошего парня? В том, что он рассказывает такие удивительные истории? В том, что он придумал 32 мая? Да кто угодно может рассказывать такие истории, главное чтобы хорошо был язык подвешен. Я абсолютно не понимаю, в чём собственно заключается «не такизм как все» барона Мюнхгаузена. Это больше похоже на желание заявить о себе любой ценой (напоминает современный шоу-бизнес).

Истинный не такой как все лично для меня видится например как музыкант, который умеет шпарить так, что у всех челюсть отваливается. Или режиссёр Леонид Гайдай — не такой как все, достаточно посмотреть пару его фильмов. С моей точки зрения, «не такизм как все» — это умение делать что-либо намного лучше чем другие, и это должно быть доступно и понятно для всех. Ни к чему этот ореол «вам простым смертным не понять». Иначе можно любой бред выдать за «не такизм как все» (вспоминается т. н. «современное искусство»). Я не вижу у барона какого-то конкретного умения, которое делало бы его лучше других. Я вижу фиксацию на самом понятии «не такой как все», а не на чём-то конкретном.

По моему мнению в фильме неправы все. Толпа «обычных людей», показанная в фильме, не права в том, что она подавляет фантазию человека. Вот это «давайте без фантазий». Хочется человеку заниматься чем-то интересным, тут же прибегают «мудрые» и начинается это «давайте без фантазий» — так и появляется офисный планктон (и не только офисный). Я не жил в советское время, но есть подозрение, что толпа «таких как все», показанная в фильме — это камень в тот огород.

С другой стороны, барон — вечно обиженный ребёнок, который негодует, почему же «взрослые» не хотят смотреть на его игрушки. Достаточно посмотреть на его выражения лица: на протяжении всего фильма он на всех всё время обижается. Даже речь про то, что «не надо делать серьёзные лица, давайте улыбаться» барон произносит с поразительно серьёзным лицом, мудрость у него на лице прямо таки зашкаливает. Так и хочется ему ответить, что ты сам сначала лицо сделай попроще.

Как мне показалось, есть всё таки одно качество. которое выделяет барона на фоне других: он мастер PR и шоу-бизнеса. В лучших традициях «желтого» шоубиза: не важно, что о тебе будут говорить, хоть штаны сними на красной площади, главное — чтобы говорили. И с этим барон справляется идеально.

8 из 10
Показать всю рецензию
Dana Tales
О том, как абсурдные сказки для детей превратили во взрослую философскую трагикомедию
Где-то в Германии, в большом старинном замке живёт всеми известный барон Мюнхгазен. Человек он дружелюбный и с удовольствием пригласит вас на чай. Сам сядет в старое кресло перед горящим камином, скользнёт пальцем по своим длинным, закрученным усам, растянет ноги на ковре из шкуры белого медведя. И начнёт рассказывать свои небылицы. Истории его забавные и безумные, но он всегда уверяет, что это чистая правда. Только, непонятно, кому он их рассказывает — вам или своему псу.

Вот такой сборник рассказов про безумные приключения барона Мюнхгаузена под руководством режиссёра Захарова и из-под рук талантливого сценариста Григория Горина лёг в основу юмористической фантазии про Жизнь, Любовь и Смерть Карла фон Мюнхгаузена жившего во второй половине 18-го века в Германии. Перед нами предстала философская драма, сатира на общество, невероятно смешная комедия с разрывающе трагическим концом. Комедия, в конце которой ужасно хочется плакать.

А ведь насколько реально все, что происходит на экране! Ведь это правда — люди не принимают правду, только из-за того, что по их мнению, она не выглядит правдой. Это правда, существует 32 мая, проходят века и тысячелетия и три секунды могут превратиться в 24 часа. И совсем не при чем тут дни недели, два понедельника…

Сюжет рассказывает о необычном для общества человеке. У него свои идеи, свой взгляд на жизнь и бурная фантазия. На каждый день у него запланирован подвиг. С ним никогда не бывает скучно. Но все невероятные истории, общество считает ложью, небылицами, даже если это не так. Но Карл никогда не боялся казаться смешным. А это не каждый себе может позволить. А общество пытается загнать его в угол, сделав таким, как все. И заставить замолчать. Но он не может молчать. И не может жить во лжи.

Да что сюжет пересказывать, это надо увидеть! Сколько цитат, мудрых мыслей, диалогов! Отличнейшая работа оператора, красивейшая музыка, прекрасный Янковский! А сколько просто красивых кадров! И конечно, смешно здесь почти что после каждой остроумной фразы.

Эта история о сильном человеке, готовый отдать жизнь ради своих идей, ради правды. История о том, как люди сами же могут убить человека, а после его смерти лицемерно ценить и делать героем. И я настолько привязалась к персонажу гениально воплощенным Янковским, что каждый раз плачу, когда Карл уходит по бесконечной лестнице в небо…

Вот так Мюнхгаузен стал известен не тем, что летал на Луну, а тем, что никогда не врет. Настоящее произведение искусства. Посмотрите сами — здесь не нужны слова.

10 из 10.
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 ... 7
AnWapМы Вконтакте