Рецензии

Gina
После него хочется плакать и любить
Отличный живой, остроумно-тонкий, светлый фильм. И очень грустный. Очень трогательный. Где каждый герой - не шаблон, не калька, а самый настоящий, яркий, полнозвучный. Незабываемая музыка. И глаза графа Калиостро.

Мы любим иностранное кино и не устаем им восхищаться. Но какое восхитительное кино снимали у нас...
Показать всю рецензию
Valiza
Хочешь большой, но чистой любви?
Пребывание в России действует разлагающе на неокрепшие умы .... или умом Россию не понять.

Один из моих самых любимых фильмов! Вот, что я могу пересматривать бесконечное количество раз!

Сколько же тут крылатых выражений, буквально на каждом шагу!

Очень мудрое, ироничное и одновременно легкое кино! В общем как и все фильмы Марка Захарова.

Любовь! Любовь! Любовь! Бессмертная тема! Вот что действительно не поддается никакому логическому, научному, а тем более магическому объяснению,. ..просто люди владеют таким забавным даром - любить! Согласитесь, что есть над чем задуматься! Не пустое кино, тут есть пища для размышлений.

А о чем бы писали бы книги? о чем слагали бы песни и снимали кино? да фильмов было бы в 100 раз меньше!

Душевное, доброе и очень умное кино!

Браво!!! Отечественный кинематограф!!!

10 из 10
Показать всю рецензию
N@T@W@
О любви не говорят, о ней молчат и вздыхают...
Удивительно, что этот шедевр советского кинематографа остался совершенно без внимания. Это замечательная постановка Марка Захарова. Совершенно потрясающий актёрский состав.

Фильм похож на сказку, на интересную сказку для взрослых о любви. О том, что любовь берётся из неоткуда, и нельзя заставить человека полюбить. О том, что нет универсальной формулы любви. 'О любви не говорят, о ней молчат и вздыхают', - сказала героиня Татьяны Пельцер. Фильм стоит того, чтобы его посмотреть. В фильме много этаких спецэффектов для того времени. Всё-таки начало 80-х.

На самом деле фильм замечательный, и если вы его ещё не посмотрели, то стоит посмотреть. Фильм о любви, о мечте... Особый колорит и искромётный юмор вносят Фарада и Абдулов. А песня 'Уно-уно-уно ун моменто...' - просто шедевр.

Сколько баллов?

10 из 10
Показать всю рецензию
Mitich
Ежели доктор сыт, то и пациенту легче
Да, если бы хоть один американский продюсер мог бы собрать в одном фильме такой актёрский состав, каковые наличествовали в постановках Марка Захарова, то, вероятно, отправился по миру с протянутой рукой, собирая на гонорары. Советским режиссёрам повезло больше - в их распоряжении было вдоволь Актёров, способных воплощать любые роли и с трепетом относящихся к искусству.

Одним из выдающихся качеств Марка Захарова является способность выбрать на нужную роль из всех Великих Актёров самого правильного. А дальше персонажи начинают жить сами, и уже не замечаешь, богато ли костюмирован фильм, щедро ли потрачено на декорации и т.п. Наслаждаешься фильмом и игрой актёров.

'Формула любви', на мой взгляд, один из сильнейших фильмов Мастера (кстати, в нём и с костюмами, и с декорациями порядок). Он давно разобран на цитаты, для многих молодых актёров роли в нём стали главными в их карьере. Да и ветераны были бесподобны - Леонид Броневой, Татьяна Пельтцер, Семён Фарада, Николай Скоробогатов... При минимуме действия выдавали зрителю максимум эмоций.

Невероятно искромётный юмор, невероятно живой фильм на все времена.

10 из 10
Показать всю рецензию
Йозеф Кнехт
Ты снова колдуешь любовь, Джузи? (с)
Эта картина не просто о любви молодого человека к девушке, она гораздо глубже. Это грустная повесть о поисках смысла, одиночестве и искренности.

Актерский состав безусловно превосходный, все персонажи, начиная от кузнеца и заканчивая самим Калиостро сотканы из мельчайших деталей.

На мой взгляд, основным элементом этой картины являются диалоги, наполненные глубочайшим смыслом, что во многом и выделяет этот фильм из ряда других комедий. Я думаю, что здесь сложно говорить о жанре. Конечно, здесь много от комедии, но здесь также достаточно драматического.

В сущности перед нами несколько историй любви: история Лоренцы, влюбленной в Калиостро, Алексея питающего слабость к выдуманному образу, его тетушки и ее молодости, наконец, Жакоба и Фимки. И каждая из этих историй настоящая. Замечательно показано отношение к жизни каждого из героев - кто-то из них выбирает простоту и естественность, а кто-то пытается создать эфемерную реальность.

Великолепное музыкальное сопровождение, прекрасные вкрапления юмора с грустной улыбкой.

Закончить этот отзыв можно лишь словами самого графа:
'...Вы мне помогли одну очень важную вещь понять... Что в Любви главное - это не задумываясь отдать свою жизнь за другого... Интересно попробовать...'

10 из 10
Показать всю рецензию
Elefeiro
О любви, магии и человечности. В сопровождении музыки, юмора и грусти.
Если коротко: фильм шикарен. Он цепляет с первых кадров. Уже в самом начале просмотра я поняла, что фильм мне понравится. Так и случилось. Даже сложно выделить, что именно позволило сложиться такому положительному мнению о фильме, поскольку в нем была уйма хорошего:

1. Сюжет. Он хорош своей динамичностью, лёгкостью, логичностью, завершенностью. К тому же действия, разворачивающиеся в картине, заставляют о многом подумать... Но об этом чуть позднее. Помимо этого сюжет поднимает интерес к реальной личности графа Калиостро, то есть, заставляет интересоваться историей, по сути.

2. Персонажи. Этот фильм просто сборник интересных персонажей. Они все разные, непохожие друг на друга, раскрытые с разных сторон. Мечтательность Алексея Алексеевича и его нежелание жить только реальным миром заставили меня и улыбнуться, и взгрустнуть, потому что многие из нас, собравшихся здесь, по части умения витать в облаках такие же Алексеевичи, пусть и несколько другого плана.

Граф же меня полностью покорил. Такая харизма, умение управлять людьми, находить ко многим из них свой подход, властность, обаяние, ум, честолюбие. А ведь при этом мошенник и плут, по сути. Но в мотивах его, исходя из его же слов в конкретно этом фильме, не главенствует желание нажиться. Графу интересно заставить людей поверить в чудо. А это желание вывести формулу любви? Чего в нем было больше: честолюбия или внутреннего одиночества? Персонаж, конечно, очень многие эмоции вызвал. Вот правда. И интерес, и восхищение, и сочувствие. Последние два пункта плохо сочетаются между собой, но именно их сочетание позволяет проникнуться к персонажу большим...пониманием, что ли.

Жакоб так же выше всяких похвал. Меня этот персонаж очень радовал на протяжении всего фильма, как и Маргадон. Фимка тоже очень забавная получилась, такая наивная, простая, смешная и, в чем то наоборот довольно серьезная и практичная. Мария Ивановна мне почему-то понравилась меньше всех вышеназванных, но это мнение исключительно субъективное, мало на чем основанное. Так то она часто говорила дельные вещи и как личность мне тоже скорее понравилась. У них у всех-всех была своя харизма. Ах, да, чуть не забыла выделить отдельно Федосью Ивановну. Она была просто оплотом здравомыслия и простой житейской мудрости в этом фильме. Такая уютная спокойная женщина. Вместе с тем иногда меня коробило от такой 'нормальности'. Думаю, живя с такой, я бы тоже поспешила слинять через окно и на коне ускакать навстречу магии и возвышенной любви.

3. Актеры. Не буду здесь писать ничего такого развернутого, потому что актерский состав замечательный. Роли исполнены - по моему мнению - превосходно, едва ли можно было сделать лучше.

4. Художественная ценность фильма. Фильм сделан, помимо всего прочего, красиво. Эти музыкальные вставки, красивые кадры, местами - примитивные (но по тем временам хорошие!) яркие спецэффекты, которые смотрелись, на самом деле, очень уместно, придавая некоторую сказочность картине. А вообще, музыкальные вставки с танцами очень поднимали настроение. Они мне так понравились, что я их иногда даже буду сама пересматривать. /Да и весь фильм уже хочется пересмотреть/

5. Цитаты... Ох, сколько их тут. И на самые разные темы. Приведу несколько наиболее понравившихся, которые первыми пришли на ум:

* — У вас в Италии мята есть?
— Откуда у них мята? Видел я их Италию на карте: сапог сапогом.

* Пребывание в России действует разлагающе на неокрепшие умы.

* — Сходил бы искупался или окуньков бы половил.
— Что вы говорите такое, тетушка! Река жизни утекает в вечность, при чем тут окуньки?

6. Юмор. Он в фильме был приятным. Уместным, простым, хорошим, без лишнего.

Может, я бы еще что-нибудь добавила, но я и так сделала отзыв слишком длинным. Прошу прощения за такое количество текста, но сложно выразить мнение об этом фильме в более сжатой форме, если хочется его обосновать.

Фильм буду рекомендовать всем тем, кто его не смотрел. И пересматривать сама.
Показать всю рецензию
smidmi1979
Умом Россию не понять... До сих пор
В Россию прибывает знаменитый маг и чародей самозваный граф Калиостро со своею свитой. Наделал в Петербурге много шуму и сбегая оттуда прихватил с собою милую девушку Марию, с которой ставит эксперимент, проверяя выведенную им формулу любви. И все бы ничего, да застревает под Смоленском, где местный помещик Федяшев желает с его помощью оживить статую, в которую своеобразным образом влюблен.

Вообще-то в захаровских фильмах всегда был больший крен в театральность и свойственные ей эффекты. Поэтому они чаще были телевизионными. В Формуле любви этих эффектов, если не считать периодически возникающих арлекинов, почти нет. Отчасти поэтому картина не считается творческой удачей именно режиссёра. Но возражать против замечательного сценария Григория Горина и культового саундтрека Геннадия Гладкова вряд ли кто-то решится. Ироничное размышление о несовпадении рационального кода европейцев и русской алогичности получилось ярким на цитаты и актерские работы, сопровождаемое как стилизацией итальянской песни (знаменитая Uno momento) и хулиганских маршей, так и лирикой русской природы и женской красоты. Поэтому фраза 'Все пришельцы в Россию будут гибнуть под Смоленском' не только констатирует, но и объясняет поражение не только Наполеона и Гитлера, но и фигур масштабом поменьше. Почему объясняет?.. Потому что это и бездорожье (там как раз была карета разобрана), и безвестность (децентрализм) и помянутая уже нелогичность русской жизни:

- За сколько починишь карету гостей?
- За день
- А за два?
- Починим и за два.
- А за 10 дней?
-Тут без помощников не справлюсь.

В России и воровать-то можно только по-крупному - мелкого просто не заметят (солонку спёр и не побрезговал - хороший человек).

Или же забавная характеристика крепостной крестьянки в отношении слуг Калиостро: Дядя Степан, помог бы ты им. Подневольные ж люди - одной рыбой питаются.

По эстетике же Формула напоминает Мастера и Маргариту. Калиостро сотоварищи аки Воланд со свитой. Да и делает то же самое - пытается удивить, объявив чёрное белым и белое чёрным. Только это у него не очень выходит, потому что умом Россию не понять.
Показать всю рецензию
Хорват
Марк Захаров уже приучил зрителя, что многое в фильме будет излишне напоминать театральную постановку. Я не знаю всех законов театра и кино, но предполагаю, что они разные. В спектакле вполне одобряется, когда происходит что-то не вполне логичное, но зато яркое и, например, музыкальное. Если вдруг посреди спектакля выскочат чумазые шуты и начнут танцевать – никто же не удивится, и не будет кричать из зала «это не по сценарию! У Толстого такого не было!». Нет, это развлечение, потеха публике. Вот так и фильмы Захарова – смотришь на то, что логикой не объяснишь, но при этом совершенно над этим не задумываешься.

«Формула любви» повествует о мистификаторе из страны-сапога Джузеппе Калиостро. Исполнили эту роль Нодар Мгалоблишвили и Армен Джигарханян. Один в кадре, другой за кадром. Вдвоём они создали очень любопытного персонажа. Иллюзиониста, искусного обманщика и мошенника, который, на мой взгляд, сам не может разобраться в любви. Он её хочет разложить по полочкам и вывести универсальную формулу. Не потому, что у него есть тяга к науке. А, наверное, потому, чтобы самому понять, как же, наконец, овладеть и покорить это чувство. Ведь если хочешь чем-то владеть – нужно знать, как оно устроено. И в то же время его печальные холодные глаза выдают тоску по этому чувству. Вот и трудится граф, пытается облегчить себе задачу. Но всё-таки полностью раскрыть этого персонажа я не смог. Что для него важнее – его шарлатанские занятия с людьми или стрелы амура? От чего из перечисленного он мог бы отказаться?

Фильм определённо радует разнообразием персонажей. Очень ярких и непохожих друг на друга. Каждый со своим характером, со своей маленькой историей. И тем лучше это разнообразие видится, чем легче каждого персонажа описать с помощью двух-трёх слов. Именно тогда становится очевидно, как все интересны и непохожи друг на друга. Калиостро – загадочный маг, Федяшев – романтико-философский юноша, влюблённый в статую, Фимка – непосредственная крепостная девка, Лоренца – любящая мага помощница, Джакоб и Маргадон - своеобразные помощники графа, каждый со своими тараканами в голове. Украшение фильма – персонаж доктор – потрясающий дядька, самый саркастичный и острословный, при этом сохраняющий каменное выражение лица. И многие другие.

Даже в этом наборе персонажей прослеживается что-то театральное. И если говорить в общем, то это привычный уже нам фильм Марка Захарова. Музыкальный, с шутками, с отличным актёрским составом, с репликами, которые ушли в народ (здесь почтение сценаристу Григорию Горину). И главное, что Захаров особенно любит и ценит – романтика. Не та, которая цветочки-конфетки-ужин при свечах. А с философией романтики. Иной раз романтики мрачной и холодной (как Остап Бендер или тот же Калиостро) или романтики молодой и беспечной (Федяшев, принцесса из «Обыкновенного чуда»). Но главное, что Захарову небезразличен герой, который склонен к красивому и возвышенному чувству прекрасного, чем бы он там ни занимался.

9 из 10
Показать всю рецензию
odna_docent
Чудесный фильм
Фильм по мотивам повести А. Толстого. Тот редкий случай, когда литературное произведение не идет ни в какое сравнение с экранизацией. В отличие от повести, где материализация таки состоялась, в фильме Захарова Калиостро – это откровенный мошенник:

'Все обманывают всех, только делают это слишком примитивно. Я один превратил обман в великое искусство'.

Здесь отдельный поклон Г. Горину. Во многих ли фильмах мы знаем фамилию сценариста? Тонкие, ироничные, интеллектуальные сценарии Горина позволяют чествовать его наравне с режиссером.

Актерский состав бесподобный. Начиная с малоизвестного Нодара Мгалоблишвили, блестяще сыгравшего Великого магистра, которого при этом не боятся, а жалеют (плюс голос А. Джегарханяна). Лучшие актеры 'Современника' Пельтцер, Броневой, Абдулов и примкнувшие к ним Фарада и Аминова – просто великолепны. Однако приходиться согласиться с одним из отзывов, что главные 'молодые' герои вполне заменяемы и не представляют ничего особенного.

Пересматривая фильм сейчас, неожиданно отметила, что фильм пропитан духом любви к России. Хоть и посмеиваемся над собой:

'Меня предупреждали, что пребывание в России плохо действует на неокрепшие умы', 'Здесь такие обычаи – ключи выдают, а замков нет'.

А все-таки, люди получились и чище, и душой щедрее. И такой искренний патриотизм довольно нетипичное явления для фильмов той эпохи, когда тонко подколоть 'совок' считалось доблестью среди творческой элиты.

И ещё. 'Формула любви' это фильм не про любовь, не 'love story' и даже не 'Обыкновенное чудо'. Это просто чудесный фильм!

10 из 10
Показать всю рецензию
Tristo
Единственное неподвластное чувство
Марк Анатольевич Захаров больше театральный режиссёр, работающий в знаменитом 'Ленкоме'. В советские времена прославился телепьесой/мюзиклом 'Юнона и Авось' с потрясающим Николаем Караченцевым. Но не только театралы любят непревзойдённого мэтра Марка Захарова, но и поклонники киноискусства. На телевидении с завидной регулярностью транслируют его знаменитые 'Обыкновенное чудо', 'Тот самый Мюнхгаузен' (входящий в Top250 КП), 'Дом, который построил Свифт' и, конечно же, забавный музыкально-танцевальный фильм 'Формула любви' с нашими любимыми актёрами: Александром Абдуловым, Семёном Фарадой, Леонидом Броневым, Тамарой Пельтцер, Александрой Захаровой.

Но эти замечательные артисты оказались больше на втором плане. 'Формула любви' вышла на экраны в 1984-м году и тогда ещё не было всеобщего движения сыграть на имени какого-либо известного актёра как на рекламной акции, чтобы 'отбить' себя в кинокассе. Марк Анатольевич тщательно подобрал актёрский состав, пригласив на главные роли неизвестных, но очень талантливых исполнителей: тогда имена Нодара Мгалоблишвили, Елены Валюшкиной и Александра Михайлова (не того, который искромётно исполнил свою роль в 'Любовь и голуби', это полный тёзка) не были на слуху. По правде говоря, актёры не смогли сполна воспользоваться предоставленным шансом, чтобы закрепиться в кино, для них так и остаётся 'Формула любви' лучшей картиной в карьере. Нодара Мгалоблишвили не видим в силу его почтенного возраста (ему уже исполнилось 83 года, правду говорят, что грузины - долгожители, хочется пожелать ему много лет здравствования), Александр Михайлов вообще давным-давно исчез, а у Валюшкиной последняя заметная роль - коменданта Зои Михайловны в ситкоме 'Универ. Новая общага'.

И всё же в 'Формуле любви', благодаря таланту Марка Захарова, сложился точный, цепкий, слаженный ансамбль. Каждый персонаж заслуживает внимания, каждый из них много чего привнёс в ленту, отчего она стала столь любимой у отечественного зрителя, а жители из-под Смоленска могут с гордостью говорить, что у них бывал большой авантюрист и шарлатан граф Джузеппе (для друзей просто Джузи) Калиостро, хоть всё это художественный вымысел от писателя Алексея Толстого и сатирика-сценариста Григория Горина, а снималось всё под Москвой. Благодаря вычурным выражениям, в чём-то даже высмеивающим помещичий свет того времени, благодаря и простонародным фразочкам и куда уж без латыни от местного кузнеца, с которым прислужница Фимка на сеновал собралась прийти, 'Формула любви' стала и разнообразной, и сочной, и иносказательной, и ласкающей слух.

И чего стоит только 'Неаполитанская песенка' от двух блестящих персонажей Жакоба (Абдулов) и Маргадона (Фарада). Небольшая строчка 'Уно, уно, уно моменто...' от Геннадия Гладкова мгновенно превратила забавную композицию в настоящий хит. Да и вообще блистательный дуэт Абдулов-Фарада безмерно порадует тех, кто не смотрел в силу неизвестных причин 'Формулу любви'. Это весёлый, яркий, юморной тандем слуг графа славно дополняет весь фильм. Не так много на экране Леонида Броневого, но его местный лекарь с саркастическими, едкими и даже ехидными словечками делает фильм во многом афоризматическим. 'Да, это от души!', 'Откушать можно.', 'Не удивляет...' - лаконично, но так действительно от души, что можно сказать, что и Броневой, наряду с Абдуловым и Фарадой, самые главные комедийные ипостаси 'Формулы любви'. Но к ним обязательно надо добавить кузнеца, владеющего латынью, в исполнении Николая Скоробогатова: 'Всё от мине зависить...' - ещё один афоризм обихода нашей речи. Да есть и другие многочисленные фразы и реплики, заслуживающего, чтобы их знали и помнили, но тогда можно рассказать чуть ли не весь фильм.

Соблазнительная и страстная сподвижница графа Калиостро Лоренция, сыгранная Еленой Аминовой, добавила картине того, чего редко увидишь в фильмах советской эпохи, а именно сексуальности. Правда, Елена Валюшкина так та вообще в парусекундном кадре появляется с обнажённым бюстом в образе нимфы-мечте героя Александра Михайлова. Итальянская женщина-вамп и наша барышня дали фильму красоты и, опять же, сексуальности. И нельзя пропустить мимо танцевальные вставки будто бы от итальянских паяцев, где заправлял солист Александр Куломзин, изначально принятый за Константина Райкина - слишком ужимки и мимика была схожа на сына выдающегося юмориста.

Классический фильм, когда отечественный кинематограф изобиловал выдающимися актёрами, талантливыми режиссёрами, прекрасными композиторами, что делало картины индивидуальными и входящими в золотую коллекцию от депрессии... А через пять-шесть лет начнутся совсем другие времена...

10 из 10
Показать всю рецензию
AnWapМы Вконтакте