Рецензии

Aleks Svitt
«100 лучших фильмов всех времён и народов» — «Африканская королева» (США, 1951).
Здравствуйте. Сегодня посмотрел очередную киноклассику старого Голливуда, под названием «Африканская королева».

Вообще, вы знаете, чем больше смотрю ленты, которым не менее 50 лет, тем интереснее и разнообразнее становится для меня мир кино. Новые фамилии актёров и актрис, увлекательные сюжеты, толковые режиссёры, затрагивающие душу композиторы… И всё это ни мало. А, если знакомство с каким-нибудь из них продолжается, то это вызывает только уважение…

Так случилось и здесь. Познакомившись в «Касабланке» с Хамфри Богартом, я не думал, что снова увижу его где-нибудь. Тот фильм являлся военной драмой и мне очень понравился. Но не надеялся я, что талантливый актёр — талантлив в разных образах. К счастью, я ошибся…

Первая Мировая война. Германская Восточная Африка. В простую деревню, где проповедует преподобный Сэмюэль Сейер (Роберт Морли), с помощью своей чопорной незамужней сестры Роуз (Кэтрин Хепберн), приходят немецкие войска и, сжигая хижины, уводят всё население. Расстроенный Сэмюэль из-за своего слабого здоровья вскоре умирает. В этот миг, на своём паровом катере, с красивым названием «Африканская королева», возвращается простодушный капитан Чарли Оллнат (Хамфри Богарт), который помогал деревне в качестве почтальона и мелкого снабженца. Узнав, что всё сожжено он решает помочь бедной леди убежать. Однако у той созревает план не прятаться от немцев, а наоборот — противостоять им! Почесав затылок, моряк-пьяница с неохотой соглашается отвезти её в самое пекло врага. Да ещё через пороги, мелководье, водопады, джунгли, свистящие над головой пули…

Да… Вторая встреча с Хамфри Богартом оказалась не хуже первой. Кстати, оба главных героя были номинированы на «Оскар». Только… Богарт получил его, а Кэтрин была лишь номинирована. Но это не уменьшало её силы в кино. Мне понравилось, как чопорная женщина (которая на вид способна была держать лишь библию или молитвенник в руках), смогла управиться с катером, и была не каким-нибудь лишним балластом, а настоящим мужественным, находчивым и самоотверженным помощником…

Актёры «Африканской королевы» грамотно дополняли друг друга и красиво смотрелись вместе…

Признаюсь, что сначала мне не очень понравилась эта женщина Кэтрин Хепберн.

Что? Нет, не её игра. Она сама. Но потом… Я привык к ней и даже стал переживать за неё. Ну и, к середине фильма, зауважал. Умеет к себе располагать. Умеет. Интересная женщина. Хорошо сыграла свою роль. Видно, что такие люди отдают себя киноискусству без остатка. Видели бы вы, как она шестом лодку толкала! Это что-то…

Вот, пожалуй, и всё, что хотелось бы сказать про эту картину.

В заключении, добавлю вот, что…

Как известно, данный фильм — это роман знаменитого английского писателя, военного историка и голливудский сценариста — Сесила Скотта Форестера (1899—1966). Также он работал и над специальным сценарием для картины, вместе с помощником Джеймсом Энджи и режиссёром ленты Джоном Хьюстоном.

Хотя фамилии этих людей для меня не знакомы, что-то мне подсказывает, что я с ними ещё встречусь… Уж очень неплохо получаются у них приключения…

10 из 10

Благодарю за внимание.
Показать всю рецензию
Lintandil
Африка для двоих
Краткое пособие по построению романтических отношений в экстремальных условиях. Шумит тростник, у берега мирно плещутся крокодильчики, на остановках окружают со всех сторон полчища москитов, и точно уже всюду подстерегают вражеские немецкие солдаты, одним словом — идиллия. Романтика в петле, романтика практически на пороховой бочке… Задор, авантютюрность, непринуждённая бравурность, дух приключений и свободолюбия — и сейчас этот давний фильм в таких вещах скорее всего рядом с «Пиратами Карибского моря» не потускнеет.

Самые надёжные способы как правило те, которые самые древние, нехитрые, но проверенные. Вот точно так же и до «Африканской королевы» было столько фильмов, где романтическая линия основывалась на вынужденном пребывании мужчины и женщины вместе и преодолении всяческих опасностей и препятствий, для начала с жаркими ссорами, раздорами и перепалками. Много фильмов с такой сюжетной канвой было и позже. Но этот фильм демонстрирует, что не имеет значения, сколько раз применялся тот или иной приём, важно, чтобы происходящее оставляло ощущение органичности, естественности, свежести. Здесь удалось такое ощущение передать. И герои не оплошали, чего уж тут.

Героиня Кэтрин Хепбёрн правдиво совмещает в себе веру и порядочность с умением острословить, командовать и решительно действовать. Она искренне и глубоко молится, когда смерть выглядит такой близкой, она же вполне способна придумать, как совладать с неисправной техникой, и в воду полезет без смущения, чтобы помочь попутчику поправить киль. Хамфри Богарт не зря получил Оскара за свою роль. Смуглый, потрёпанный будто всеми солёными ветрами на свете, он выглядит неподражаемо как с шейным платком и в рубахе, так и с вовсе обнажённым торсом. Прямой, нередко грубоватый, но искренне любящий свой корабль, трепетно берегущий свою спутницу и конечно же не чурающийся физического труда, он намного человечнее и прекраснее гламурных лощёных красавчиков. Диво ли, что такому привлекательному дуэту вся Африка благоволит?
Показать всю рецензию
Outcaster
Пароход любви
Классический фильм, сочетавший приключенческий мотив со спуском по реке в Африке с романтическим о любви между выпивающим и грубоватым капитаном барки «Африканская королева» и христианской миссионерки, которые объединяются ради безумного плана. Их цель потопить немецкий военный корабль, чтобы вырваться к британским колониям во времена Первой Мировой войны. Но благодаря, даже в XXI веке экзотическим пейзажам Африки, снятым на натуре, и хорошими актёрскими работами Хамфри Богарта и Кэтрин Хэпбёрн, эта дикая идея, кажется вполне нормальной и живой. Но история создания этого фильма не менее безумна, чем история внутри него. Кроме того, что сценарий был в студийном пре-продакшене почти 15 лет, так и сами съёмки были далеко не из самых гладких. И если страсть к выпивке Хамфри Богарта и Джона Хьюстона не так уж оригинальна, то вот одержимость Хьюстона Африкой и охотой на слона, может кому-то оказаться даже интересней самого фильма. Потому не удивительно, что впоследствии о съёмках был написан роман «Белый охотник, чёрное сердце», так же экранизированный.
Показать всю рецензию
ars-projdakov
Война, конечно, разрушает жизнь каждого человека своим неожиданным вторжением, но тем самым она еще и закаляет дух. Человек, вовлеченный в военный конфликт, становится более выносливым и непоколебимым, а порой даже храбрым и идущим на смелые поступки. Так, главные герои потрясающей приключенческой драмы «Африканская королева» и предположить не могли, что войны не только свяжет их вместе, но сделает их верными патриотами.

Синопсис 1914 год. Центральная Африка. Пропитанный грязью и машинным маслом капитан Олнат вынужден взять на борт своего небольшого судна «Африканская королева» сестру английского миссионера Розу после того, как тот умирает от пережитого шока, связанного с уничтожением немцами деревни туземцев. Вместе им предстоит не только пережить незабываемые приключения во время опасного плавания по реке, но также обрести настоящую любовь.

Игра актеров С учетом того, какие актеры были задействованы в картине, оставалось ожидать нечто потрясающее и незабываемое, что и произошло. Великолепный актер Хамфри Богарт, исполнивший роль капитана Чарли Олната, воплотил на экране образ смелого и храброго человека, под личиной которой скрывается также романтик. Хэтрин Хепберн, сыгравшая роль Розы, воплотила на экране образ не чопорной и «идеальной» леди, а смелой женщины, которая несмотря на жестокие потрясения жизни со стойкостью переносит все испытания.

Режиссура Еще перед просмотром фильма я более всего опасался, что «Африканская королева» будет походить на излизанную романтическую комедию про то, как хамоватый капитан-алкоголик уживается с чопорной викторианской леди. Однако этот миф был разрушен после того, как я увидел на экране умопомрачительные приключения. На самом деле, фильм держит вас в напряжении от самого начала до самого конца, когда вы видите, что этот момент может стать самым последним в жизни любого из главных героев, как, например, сцена повешения.

Сценарий Сюжет фильм повествует непосредственно о самом путешествии главных героев, акцентируя внимание на развитии их взаимоотношений. Сам сюжет изобилует неожиданными поворотами сюжета, включая завязывание романтических отношений между Чарли и Розой, которые просто не подходили друг к другу в начале, но стали идеальной парой в конце.

Работа оператора Еще одним несомненным достоинством фильма является работа оператора. Джек Кардифф, блестящий оператор, представил в этой картине великолепные живописные и животрепещущие съемки, которые поражают своей яркостью и многообразием. Так, запомнились съемки в эпизодах плавания корабля по реке, когда на экране демонстрировались флора и фауна центральной Африки.

Итог «Африканская королева» — несомненно, классика кинематографа, которая заслуженно числится в списке моих любимых фильмов, которые я с удовольствием буду пересматривать снова и снова.

10 из 10
Показать всю рецензию
Saffron Burrows
Очаровательная приключенческая мелодрама
«The African Queen» - приключенческая военная мелодрама 1951 года, которая получилась оригинальной и интересной. Данное американское кино несет в себе кинематографическую ценность, и оно чистое и спустя более шестидесяти лет также заслуживает внимания как и раньше. Фильм получился совсем небанальным, и снят он впечатляюще и приятно. Раньше снимали действительно стоящие и сильные фильмы, и это кино меня впечатлило, и я его без сомнений оцениваю положительно. Мы видим, как в Африке познакомились главные герои Капитан пароходика «The African Queen» и очаровательная христианка, и они отправляются на его пароходике по реке и решают потопить немецкий корабль, тем самым сделать что-то полезное в военное время…

Дуэт актеров был отличный, поэтому и фильм мне этот так понравился. Хамфри Богарт играл в этом фильме здорово и в главной роли смотрелся достойно. Его герой был и отважный, и смешной, и оптимистичный, и эта роль его лучшая. Сердцем и душой этой приключенческой мелодрамы конечно же была американская звезда Кэтрин Хепберн. Она невероятно талантливая сильная актриса, которая мне очень нравится. Я люблю фильмы с ее участием, поэтому данное кино я не мог не посмотреть. Хепберн в этом фильме играла талантливо: весьма чувственно и эмоционально. Дуэт этих актеров был приятный, и мне понравилось их путешествие на «Африканской королеве» по африканской опасной реке…

Конец фильма был неожиданным и оригинальным, и это кино может переплюнуть многие современные фильмы, ведь оно прекрасно. Его история снята интересно и своеобразно, а актеры блещут своей талантливой игрой и от экрана невозможно оторваться. «Африканская королева» - золотая коллекция американского кино прошлого века, и этот чистый и милый приключенческий фильм я люблю и считаю, что он очарователен и до сих пор имеет свою исключительность и свой шарм.

9 из 10
Показать всю рецензию
1mira1
'Еще чаю?'
Спустя 6 лет после окончания Второй мировой войны люди, пережившие все кошмары того времени, вернулись в свое привычное русло. Постепенно стал возвращаться интерес в приключениям и авантюрам. Именно поэтому фильм 'Африканская королева' нашел свое место под солнцем и из долгостроя стал довольно-таки прибыльным продуктом.

Сюжет, основанный на одноименном романе, представляет собой небольшое приключение, наполненное романтикой и добротой. 1914 год -- начало Первой мировой войны, время относительно еще спокойное. Восточная Африка далеко от Европы, в которой начинают бушевать страсти, но и в Африку они врываются. Война сводит вместе чопорную англичанку Роуз и канадского пьяницу Чарли Элкотта. Очень быстро они придумывают себе задание, исход которого должен решить судьбу Первой мировой на африканском континенте. Чрезмерно напрягая уже и так 'умирающую' лодку 'Африканскую королеву' новоиспеченные друзья идут выполнять свое задание...

Отойдем от сюжета, обратимся к нюансам. Поражает видение американских производителей фильма. Африка, в их представлении, это место, где опасность появляется лишь когда ее ожидаешь. Москиты, крокодилы, пиявки... Создавалось такое впечатление, что главная героиня, прожив большую часть жизни в Африке и не подозревала о их существовании. Тоже самое относится к изображению солдат Германской империи, и снова создавалось впечатление, что в фильме показывают не Первую мировую, а Вторую. Вместо имперских солдатиков создатели стали показывать все тех же нацистов, воспоминания о которых у зрителей того времени были так свежи.

А теперь о персонажах. Роузи оказалась довольно интересной, на протяжении лет так 30, а может и больше, ее жизнь была слишком скучной -- дом, церковь, брат, молитвы, чай. Война дала ей шанс изменить однообразие на приключение. И пусть Роузи за это заплатила смертью брата, но может она приобрела что-то большее? Роузи смогла проявить ум и сообразительность, что вызвало восхищение у главного героя Чарли. Что касается Чарли, то хоть в начале фильма он и предстает зрителю как пьяница с большим стажем, все же таковым он не оказался, раз так быстро простил Роузи уничтожение всего его запаса джина. Чарли -- простой парень, довольно умный, раз решил не ввязываться в местный конфликт, и подкаблучник, раз не смог вразумить слишком храбрую женщину.

Хамфри Богарт получил за роль Чарли Элкотта Оскар, за что именно так и осталось загадкой. Роль не слишком сложная, проявления эмоций меньше, в 'Касабланке' его герой был гораздо интереснее. На Кэтрин Хэпберн было интересно взглянуть, все-таки эталон, пример для подражания и просто очень талантливая актриса. Из-за всеобщего признания сложно оценить ее игру, хотя сама героиня время от времени раздражала.

В общем, из-за обилия счастливых случаев и слишком быстрого развития событий мало верится в реальность происходящего, хоть и понимаешь, что это все фильм о приключениях, но даже в нем должна действовать физика и нормальные биологические процессы.

7 из 10
Показать всю рецензию
paparym
Чарли, милость божия
Африканская королева - первая цветная лента Джона Хьюстона, но уже пятая по счёту работа на пару с Хамфри Богартом. Причем в этот раз Богарта удостоили Оскаром. Тяжело сказать, что эта роль - лучшая в карьере Богарта, ведь как известно, больше заветной наградой киноакадемия его не удостаивала, скорее можно сказать, что Богарт играет Богарта. Циничный мужчина, любящий приложиться к бутылке, с наплевательским отношением относится к большинству проблем людских, даже война, активно разворачивающаяся в Европе, мало его заботит.

Мужчина встречает женщину. Мужчина, жизнь которого давно пущена на самотёк, мужчина одинокий, мужчина, однако, имеющий страсть к приключениям. Женщина, место которой явно не там, где она оказалась, женщина одинока, женщина, у которой случилось горе. Актёры дополняют друг друга, дарят друг другу веру, влюбляются, смотрят друг на друга искренне глазами, полными любви, сразу после первого же поцелуя, который произошёл так же внезапно, как и большинство событий в наших жизнях. Пара, которая не была создана для взаимной любви, обретает её перед лицом опасности и приключений. Приключений захватывающих, полных неожиданностей, начиная опасными обитателями дикой природы Африки, заканчивая выпущенными ради смеха пулями из ружей врага.

Очень нетипичное кино. Как для Америки 50-х, так и для самого Джона Хьюстона. Режиссёр уже показал себя чуть ли не родоначальником жанра фильм-нуар, сняв свою известнейшую картину 'Мальтийский сокол', показал себя и отличным документалистом, вещая о жизни простых солдат в фильмах 'Сообщения с Алеут' и 'Победа в Тунисе'. Конечно, в будущем режиссёр еще много попутешествует и поснимает по всему миру, вспомнить только его эпическую и масштабную адаптацию Киплинга 'Человек, который хотел быть королём'. Примечательно и то, что четырьмя годами ранее, режиссёр одним из первых голливудских постановщиков, снимал кино за пределами США, да еще и на 'натуре' в его 'Сокровищах Сьерра Мадре'. Складывается впечатление, что по своим путешествиям и съемкам, режиссёр был своеобразным кинематографическим Хемингуэем, который, в свою очередь, тоже не мог прожить без приключений и историй. Интересно и то, что через шесть лет Джон Хьюстон экранизирует самый известный роман вышеупомянутого писателя 'Прощай, оружие'.

Африканская королева - это эволюция образов, наглядный пример того, что может произойти с двумя одинокими людьми, будь они даже максимально непохожими друг на друга, если только они будут верить и любить друг друга. Герои позарились на чужие жизни, за что поплатились от высшей силы. Но и недруги их позарились на жизнь человеческую, решили вершить правосудие сами, за что тут же получили сполна. И поделом. Увы, в жизни так происходит очень редко, но на то и традиции американского кино тех годов.
Показать всю рецензию
Lokyb
Скромная королева
Она - добропорядочная женщина, сестра священника с наглухо застегнутыми пуговицами, на первый взгляд очень чопорная, правильная и скучная. Но...

Он - авантюрист, путешествующий со своим другом-джином, с рубахой на распашку и пренебрегающий некоторыми правилами. Но...

Но у них есть одна общая черта. У героя Богарта она, правда, слегка скрытая. И так эта черта - чувство справедливости.

Эта общая черта толкает их совершить подвиг, вопреки трусости и благоразумию. Вдвоём они хотят сделать то, что иногда не под силу и десятке людей.

Герои раскрываются постепенно. Роуз из пугливой и скромной женщины, прячущейся за братом, становится уверенной в себе, храброй героиней, которая подталкивает Чарли к совершению подвигов, она не робеет перед врагом и даже показывает пример мужчине, сопровождающим ее. Также и Чарли, девиз которого -сам за себя -меняет свое мнение постепенно, осознавая, что есть те, кому нужна его защита. И что он может совершить нечто грандиозное.

Наивная и трогательная история, где главные герои-не события, а люди. Их приключение раскрывает характеры Роузи и Чарли. Мы понимаем, что они также боятся, как бы боялись и все, но в тоже время они-храбры и сильны волей.

Действие происходит в Африке, где и проводились съемки. И эта природа беспощадна и прекрасна, она как человек заставит пострадать, а потом наградит такими видами, что замираешь. И на этом прекраснейшем фоне происходит маленькая, но гордая история.

Смотреть или нет? В современных фильмах нет этой наивности, и если вы ищете что-то милое и ностальгирующее, то этот фильм для вас.

7 из 10
Показать всю рецензию
Страницы: 1 2
AnWapМы Вконтакте