Рецензии

FRIDMON
Взвод разведки морской пехоты
'Разведчики' снимались за 5 лет до исключительного по своей эмоциональной пронзительности фильма о войне 'В бой идут одни старики'. Связывает их многое: и автор сценария Евгений Оноприенко, и дуэт Быков - Смирнов, и динамика действия, и музыка. Вот только 'В бой идут одни старики' - это Драма с большой буквы, а 'Разведчики', прежде всего, - героико-приключенческий фильм. Хотя есть в этом определённая несправедливость, ведь один из главных персонажей - Виктор Калганов по прозвищу «Борода» - реальное лицо, о котором можно было снять не один серьёзный фильм. Виктор Андреевич Калганов - личность совершенно не ординарная. Разведчик в годы Великой Отечественной войны, морской офицер, капитан 1 ранга, один из основоположников прикладной гидробионики в СССР, специалист в области служебного использования дельфинов в военно-морском флоте, основатель династии дрессировщиков морских животных. В первый же день войны он прибыл в московский горком комсомола записываться в добровольцы на фронт, но ему было отказано из-за «брони» по его специальности, но уже сенью 1941 года, когда немцы подходили к Москве, Колганов был зачислен в группу подрывников, которые должны были взрывать мосты и другие сооружения.

В 1942 году направлен на флотские курсы разведчиков, по окончанию которых назначен командиром взвода разведки морской пехоты. В боях под Ленинградом лейтенант Калганов отпустил бороду и заявил, что не сбреет её до конца войны. С тех пор получил прозвище «Борода». В 1943 году был награждён первым среди личного состава Черноморского флота орденом Александра Невского. Всего за годы войны матери Калганова пришлось получить шесть похоронок на своего сына, но он остался жив! Прожил этот удивительный человек всего 53 года. Наверное, всё дело в осколке, с которым он проходил всю жизнь: при штурме ДЗОТа на высоте Долгая под Новороссийском трижды личным примером поднимал бойцов в атаку, вёл гранатный бой с противником; осколками вражеской гранаты был ранен в шею и голову, но продолжал командовать личным составом, рассеяв до взвода противника. (После боя был отправлен в госпиталь, один осколок из головы так и не смогли удалить.)

Такому легендарном человеку можно было уделить большего экранного времени. Впрочем, фильм 'Разведчики', при всех его возможных недостатках, очень хорош. Снимался он в Калининграде (бывшем Кёнигсберге). В качестве Дуная выступает река Преголя (Прегель). Антураж максимально достоверный, однако появление в кадре танка Т-54, выглядит неожиданно, хотя и не столь важно, ведь он был принят на вооружение в 1946 году. Всё же техника здесь не главное. Главное - атмосфера. И вот здесь замечательный дуэт Леонид Быков - Алексей Смирнов исключительно хорош! Кроме того, нужно помнить, что Алексей Макарович Смирнов - участник Великой Отечественной войны с самых первых дней. Кавалер ордена Красной Звезды и орденов Славы II и III степеней, ходил в разведку и неоднократно отправлялся в тыл врага. Поэтому в фильме не столько играл, сколько вспоминал своё прошлое.

Присутствие в кадре Леонида Быкова - это своеобразный Знак качества, и внутренняя готовность зрителя к его искромётным шуткам: '- Как тут пройти на Берлин?...А к вашему сердцу?', 'Не храпи, - немцы услышат!', 'Возьмём на Бога!', 'Ну, славяне, понеслась!'. 'Присказка' 'Бороды' тоже хороша: ' - Гуси, Гуси! - Га-га-га! - Пить хотите? - Да-да-да!' Собственно, внутренняя оценка и складывается из подобных мелочей, формирующих мнение о картине, как об очень достойной работе. Именно по этой причине в своё время фильм стал лидером проката (1969 год, 1557 копий, 10-е место) — 35 млн зрителей.

'Верная подруга, боевой товарищ, видевший снаряды, пули и шрапнель. Мы тобой гордимся, в дни войны священной, серая, бывалая, солдатская шинель. Вот уже разбита вражеская свора, и в кругу домашнем станем вспоминать. Будем вспоминать мы о тебе, родная, серая, бывалая, солдатская шинель.' (песня 'Шинель', музыка: В. Баснера, слова: М. Матусовского, исполняет Леонид Быков)
Показать всю рецензию
Alan Capcace
- Трибунал и кому?! Нам, морякам… Разведчикам!
- Это кто ж разведчик-то? Уж не ты ли?
*потупил взгляд*
- Позор, - посмеивается. - Три раза ловили.
- Так я же не бежал, командир.
- Угу-угу.
- Это я так, тренируюсь…
*искренний многоголосый смех
*

Когда на душе скребут кошки, когда остопротивело видеть фильмы, где в чести ложь, предательство и безразличие, когда хочется увидеть что-то доброе и жизнеутверждающее рука сама тянется к старым советским фильмам. Фильмам, что снимались про людей и для людей и которые были пропитаны внутренней добротой, что прогоняла грусть и печаль, пусть даже на время. Многие из этих фильмов мы помним и любим, ну а те кто не помнит, так как родились уже в России, те всегда могут спросить своих родителей или старших братьев/сестер и спросить про старые кинокартины. При этом рассказы то не будут похожи один на другой, потому что каждый из нас воспринимал старые фильмы по-своему, но все сводилось к одному – эти фильмы обязательно надо увидеть. Но если со старыми комедиями от Гайдая или же такими кинокартинами, как «Летучая мышь», «Ты мне я тебе» и «Мужики» все понятно, то как быть с военными фильмами? Да, безусловно, из года в год к дню победы мы можем увидеть такие кинокартины, как «В бой идут одни старики», «Офицеры» и «…А зори здесь тихие», что способны вызвать скупую мужскую слезу, а то и вовсе желание плакать навзрыд, но как быть с менее известными кинокартинами? Ведь очень многие фильмы оказались погребены в песках забвения и даже сильный актерский состав не смог этому воспрепятствовать. Как быть с ними? Ведь фильм фильму – рознь и с одинаковым успехом можно наткнуться как на душераздирающую историю, что займет место на полке и в сердце, так и на фильм-пустышку, в которой все вроде бы есть, но в тоже самое время ничего и нет. Лишь методом проб и ошибок. И сегодняшней «пробой» является кинокартина «Разведчики», встречайте.

История, что будет рассказана в данном фильме достаточно простая, впрочем оно и к лучшему, ведь именно благодаря этому можно уделить больше внимания героям и их взаимоотношениям. Так вот, действие происходит в 1944 году. Перелом в войне уже наступил, но до окончательной победы ох как далеко и еще много людей отдадут свои жизни ради лучшего завтра. Место действия: Венгрия, а если быть совсем точным, то город Будапешт, за который ведутся жестокие и донельзя кровавые бои. И несмотря на то, что город находиться в непосредственной близости от реки Дунай положение это не особо то и спасает, скорей даже наоборот, так как река заминирована и пытаться плыть наобум – гиблое дело. Ну а коли так, то нужно разыскать план водных путей. Ведь фрицы как-то переправляют амуницию, продукты и подкрепление в осажденный город. Для этой цели были выбраны лучшие из лучших. Отряд под руководством Виктора Курганов по прозвищу «Борода».

Вот такая история перед нами. Но как я и сказал не столько ими были ценны советские фильмы о Великой Отечественной, сколько героями, что сражались ради нас с вами. Чем же может похвастаться данный фильм? Собственно, ответ на обложке к кинокартине – дуэт Леонида Быкова и Александра Смирнова, который полюбился многим благодаря такому замечательному фильму, как «В бой идут одни старики». И ведь даже характеры схожи. Старшина Макаренко, в исполнение Леонида Быкова, позитивный и жизнерадостный человек, который хохмит даже находясь на волоске от смерти, доказывая прежде всего самому себе, что он еще жив, он дышит и он этому безумно рад. Василий Сигаев, в исполнение Александра Смирнова, играет простоватого, но безумно доброго повара, который порой становиться объектом беззлобных шуток однополчан. И пусть Сигаев находиться на своем месте, но он мечтает о чем-то большем. Он мечтает быть разведчиком и идти на задание вместе со своим хорошим другом Макаренко. Что касается остальных героев, то они тоже хорошо играют лицом, но особо ничем не запоминаются, так как характеры их толком не прописаны, да и диалогов особо нет. Просто люди, что оказались втянуты в эту кровопролитную войну и мечтающие выжить. Все честно.

Ммм, как быть с драмой? Боюсь, что никак. В данной кинокартине нет необходимого надрыва. Да, они идут на самоубийтственное задание и скорей всего погибнут, но в фильме нет того трагизма, что присутствовал в иных картинах о войне. «Разведчики» скорей воспринимаются, как приключенческое кино, благо и нацисты являются не более чем препятствием на пути героев, а никак не силой с которой стоило бы считаться. Хорошо это или нет, пусть каждый решает сам.

Хм, в таком случае раз это приключенческий фильм, то как обстоят дела с экшен-составляющей? Эх, грустно там все. Большая часть фильма происходит в сплошных потемках и понять, что же такого твориться в кадре является той еще задачкой. Не спасают ситуацию и сцены при свете дня, так как во время них изображения начинает расплываться, а камера подрагивать. Предположу, что сделано это было по той простой причине, что у создателей не было должного финансирования, а фильм снять хотели, вот и получилось, что вроде бы боевых сцен в кинокартине много, а при этом зритель их не видит, отчего приходиться все додумывать у себя в голове. Я то не против. Другое дело, а будет ли подобным заниматься зритель, что вырос на голливудских блокбастерах или же он предпочтет фильмы в лучших традициях Майкла Бэя? Вопрос на миллион.

Итог? Фильм про войну, в котором практически отсутствует драма, но при этом смотрится все очень даже бодренько благодаря наличию Леонида Быкова на одной из ведущих ролей. Да, фильм старенький. Да, он не поражает воображения. Да, кинокартина нуждается в ремастеринге как звука, так и изображения. Все это есть, кто ж спорит, но главное что есть в этом фильме, так это душа. То чего не сыщешь в современных российских фильмах о Второй Мировой войне.

6 из 10
Показать всю рецензию
kaana
Прописанные и сыгранные яркие персонажи, авантюрные выходы из сложных и опасных переделок, приключения в различных локациях, поиск артефакта за возможные 'бонусы', драматические взаимодействия с противником с выходом на высоко-эмоциональные трагические сцены - всё это прекрасно укладывалось в детские головки, возможно и сейчас 'зайдёт', только для более старших деток.

Яркий, завораживающий фильм в приключенческом жанре рассказывающий о действиях группы разведчиков, тот случай когда в памяти фронтовиков бравурная удаль вытеснила всю мерзость войны (да и разведчиков, надо признать, последнего было поменьше, чем у пехотного 'Вани', всё-таки некая автономность и некая периодичность фронтовой 'работы' присутствует) или же авторы намеренно выделяли из воспоминаний яркие и авантюрные моменты для создания действительно хорошей, приключенческой ленты, способной увлечь зрителя (в первую очередь, конечно, юного). И это получилось о чём повествует не только средний балл 8.3 от моих камрадов по КиПо с 60х годов годов издания, но и собственная память раннейшего детства восстанавливающая узнавание данного фильма даже не по картинке, а по впечатлению и испытыванию чувств при просмотре, настолько глубоко на 'скрепном' уровне утвердились образы из вновь найденных лент (а это ещё и 'Проверено - мин нет' и 'Освобождение'). Тут, кстати встанет вопрос о 'милитаризации' детства в моё и о 'развлекательности' в нынешнее. Истина, как всегда, посередине, чрезмерная военизация, вызвала нездоровый интерес к ярко упакованной развлекательности, а дитяток (теперь уже лет до 17-18) возможно будет правильно 'развлекать' дополнительно и этими фильмами, но то такое, мысли вслух...

По динамике есть некоторый провис с длительностью и интересом перестрелок, но не будем строги к студии Довженко они постарались отменно...

6 из 10
Показать всю рецензию
AnWapМы Вконтакте