Рецензии

LeeAnn
переосмысляя carpe diem
Так сложно подобрать слова, когда привык оценивать в основном сценарий и актеров в «стандартном кино». Иногда вообще достаточно сказать '10 из 10', как делает один из героев фильма, чтобы все стало понятно.

«Идеальные дни»- лента, которая должна была появиться именно сейчас, когда скорость и при этом пустота современной жизни начали зашкаливать. Это фильм без сюжета - он просто показывает несколько одинаковых дней из жизни главного героя.

Поначалу смотреть его крайне нелегко, внутри горит нетерпение, хочется конфликта, смены событий - каюсь, когда показ закончился, появилось даже какое-то разочарование, мол «эй, это что, все?! а чем все закончилось??», но оно быстро сменилось долгими размышлениями о фильме, и это точно показатель не «проходного» кино, а настоящего искусства - которое заставляет задуматься, которое трогает и даже меняет твою жизнь.

Это фильм о выборе, который мы делаем каждую секунду - быть нам счастливыми или нет.

Это фильм о пресловутом carpe diem, но не в подростковом варианте «делай глупости, а то потом момент пройдет», а именно в том, чтобы жить в моменте, не бежать, не планировать, не ждать, а просто жить самым достойным образом, на который только способен человек - на совесть трудиться, мыслить, делать добро.

Фильм сильно меня впечатлил. Думаю, это то, чего мне не хватало, то, что я чувствовала, но не могла сформулировать - жизнь утекает, пока мы откладываем ее на «потом», забывая, что есть только 'сейчас'.
Показать всю рецензию
crazymonks - 1220
Здесь и сейчас
Потрясающий медитативный фильм с красивой картинкой. Всегда думал, что фильма, где у человека всё хорошо и он просто живёт и кайфует, быть не может. Однако «Идеальные дни» именно такой.

Конечно, у главного героя случаются передряги, иногда наоборот что-то хорошее. Здесь герой не меняется, герой уже сделал свой выбор давно, сочинил свой идеальный мир и поддерживает его существование. Абсолютно не важна становится его история или то, что с ним будет дальше. Это воплощение основного буддийского принципа «здесь и сейчас». Я с удивлением обнаружил как просидел 2 часа и не разу не заскучал.

Кстати, в фильме «Идеальные дни» также офигительный саундтрек:  The Velvet Underground, Otis Redding, The Rolling Stones, The Kinks, а в конце по эмоциям лупит катана в виде Feeling Good Нины Симон…

P.S. В фильме нет ничего случайного, всё натыкано пасхалками, которые очень приятно находить. Например, одну из героинь зовут Нико. Также звали одну из участниц группы Velvet Underground. Совпадение? Не думаю!
Показать всю рецензию
kiitam
День за днём хорошие дни
Ваби – это шевеление листьев знакомого дерева. Полоски теней на шершавой стене. Привычные действия, совершаемые отмеренным движением. Простота и обыденность, облекающие собой саму Жизнь. Грубый покров повседневности, не крадущий красоту Жизни, а, напротив, утверждающий её – во всём её многообразии. Ваби – это следование своему Пути. И это – скромность и достоинство, с которыми человек принимает свой Путь, каким бы непритязательным он ни был.

Традиционная культура Японии понимает красоту своеобычно: она может быть не связана с изяществом и бесспорной привлекательностью формы. Тот самый «огонь, мерцающий в сосуде». Она может таится в невзрачном и бедном, она – очень скромная красота. Ваби вбирает в себя именно такую эстетику, соединяя её дзен-буддистским вниманием к самой сущности Жизни и принятием её.

Жизнь Хираямы в «Идеальных днях» Вендерса – ваби. Она похожа на другой пример ваби – чайную церемонию, где каждое движение осмысленно и необходимо, ничего лишнего, где всё на своих, выверенных, местах. Чайная церемония на самом деле ведь не только про ритуал, это и духовная практика. Работа Хираямы – тоже практика. Он не говорит лишних слов, он делает нужное и должное, делает это хорошо. Привычный распорядок его быта прост и беден, но в этом ничуть нет нехватки. Это – достаточность.

Это не обманчивая простота, она не таит свою глубину намеренно, она лишь не болтлива. Она несовершенна, да, но не убога. Простота, уважающая себя вне зависимости от того, ценит ли её кто-то ещё. Музыка, фотографии и книги, сопровождающие Хираяму, вместо него говорят о тонкости его чувств. Он очень живой, но у его радостей и горестей тоже своё место и мера.

Мастер дзен Саваки Кодо пишет: «День за днём хорошие дни. И день демонов, и день змей, все они должны быть для тебя хорошими днями, если ты родился в этом мире человеком. Ты не должен терять из виду этот 'хороший день'». У меня нет серьёзных оснований утверждать, но душа моя убеждена, Вендерс знал изречение о «хороших днях». Хираяма не выстроил свою жизнь идеальным образом, как можно было бы подумать. Он относится к ней так, будто она в самой сущности своей – идеальна. В его мире это так. Он не зовёт никого в свой мир, но загляните туда с открытым и любознательным сердцем – замечаете красоту? Да, там есть печаль одиночества и аскетизм. Но это же ваби. Чувство экзистенциального одиночества – тоже о нём.

Как же это тонко и как поразительно, что европеец смог ухватить эту идею и запустить жить в фильм. Я любовалась.

10 из 10
Показать всю рецензию
Александра Субботина - 9755
Слишком идеальные «Идеальные дни»
Отличное кино. Красивое, тихое, отпускающее от суеты мыслей. Погружающее в свой мир и свою атмосферу.

«Идеальные дни» затягивают, подключают к своему ритму, очаровывают своей поэзией, и под занавес вы скорее всего всплакнете, даже не вполне сознавая, о чем. Потому что эмпатия. И прекрасный Кодзи Якусё в главной роли.

Герой (как и следует из официального анонса) – уборщик городских туалетов в Токио. А сам фильм, как многие уже отметили, похож временами на док под названием «Один день из жизни работника The Tokyo Toilet».

Туалеты эти достойны отдельного поста, ибо тут есть и реальная предыстория (почему режиссер выбрал именно их для героя), и своя символика (что может быть круче, в метафизическом смысле, чем делать чистым то, что, по определению, грязно), и социология в широком смысле (апофеоз общественного блага, социально значимого труда – уж тому, кто этим зарабатывает, точно не стоит мучиться вопросами «коптит ли он зря небо?» и «кому все это нужно?»), и психология (хочется думать, что и пользователи этого прекрасного (дизайнерского) городского блага тоже особенные, в том смысле, что «место делает человека», но, как мы знаем, это далеко не всегда так), и, наверное, что-нибудь еще – было бы желание. Здесь скажу только, что «туалетной темы» бояться не стоит – она только красит это кино. Все будет стерильно и эстетично! И даже познавательно. Но фильм, собственно, не про это. Хотя и про это тоже. Весь смак в том, что он про много чего сразу. Кто что для себя найдет.

История не давит и не требует моментального отклика. Но оставляет долгое послевкусие и много вопросов после титров. Главный из которых – про что она? Замечательно, что ответов может быть множество, о чем свидетельствуют и отклики зрителей, и рецензии профи. Такое в буквальном смысле неоднозначное кино.

Пока следишь за сюжетом, вроде все просто, понятно и чисто конкретно. Нам в подробностях показывают ежедневный ритуал жизни героя – очень внятный, достойный и прекрасный в своей простоте и значимости, не подлежащей сомнению. И это как бы «день сурка», но нет – в однотонное полотно повседневности жизнь вплетает свои нити, степень яркости которых зависит от наблюдателя. А наш герой очень внимательный. И отзывчивый. И это работает. И именно с этим подчеркнутым минимализмом в предметах быта, жизненно важных движениях, источниках телесных и интеллектуальных удовольствий (для первых достаточно простой кухни в местной забегаловке, для вторых – книг из местного магазина с букинистикой и любимой музыки на аудиокассетах).

Но даже при том, что в кино все работает идеально и даже вдохновляет, по большому счету, сама история не убеждает в жизнеспособности рецепта. Идеальной жизни, так сказать. Слишком много возникает вопросов. Вот и герой довольно фантастический (мы не знаем о нем практически ничего и вряд ли поймем, как он стал таким – одиноким, но гармоничным (как вообще такое возможно)). И слишком зыбко то, что держит его на плаву, как бы красиво это ни выглядело (особенно одинокого героя). И есть сильное подозрение, что идеальные дни недолго будут таковыми (Но об этом не стоит волноваться, говорит нам фильм, живите здесь и сейчас. Если сможете, добавлю я. И если вы одиноки. А если нет?) Ностальгическая тема жизни вне гаджетов и современных технологий тоже вызывает сомнение в ее состоятельности в самом ближайшем будущем. И даже тема «простых вещей», которых не нужно много (ибо мир и так отражается в каждой вещи вполне – главное, как на нее посмотреть и что почувствовать), звучит больше как метафора, чем аргумент в пользу отказа от излишеств.

И только потом, переварив и усвоив первый пласт впечатлений, думаешь, что кино не про конкретные рецепты идеальных дней. История героя не очень убедительна, но она как будто говорит о самой возможности отнестись ко времени, миру и себе по-другому – с особым вниманием. О том, что нет рецептов счастья, но есть счастье выбора, сознательного выбора отношения к миру – такого, какое может дать тебе ощущение счастья. И тогда можно согласиться и с тем, что у каждого времени, и у «потом» тоже, будут (могут быть) свои «идеальные дни». А какие именно, каждый решает сам.

Есть тут что-то сродни дзену как отношению к жизни. Называю этим словом здесь способность отключиться от внутреннего робота, запрограммированного социумом и собственным опытом. Когда есть ощущение, что мир каждый день как будто рождается для тебя заново – в погоде (сегодня солнце, завтра дождь), природе (новый узор ветвей дерева, пробившееся к свету растение, которого вчера еще не было), людях (новая встреча со знакомым или незнакомцем), твоих реакциях (сегодня ты мельком взглянул, а завтра посмотрел на то же самое пристальней и увидел, чего не знал раньше). И ты рождаешься для мира каждый день, выпуская себя в него (как выходя из дома поутру). Когда человек не закрывается от мира, а доверяется ему безусловно. Понимая и признавая мир как череду едва уловимых мгновений и постоянных преображений. При этом нет необходимости ни «спорить», ни «воевать» с этими переменами, достаточно фактом своего присутствия «в потоке» быть его частью и, если хотите, причиной и следствием этих изменений. Поэтому дзен. Для меня фильм не столько про простые вещи и цельность этого мира, сколько про саму возможность общаться с ним (жить в нем) именно так, как бы пребывая в дзене – в медитации на тему жизнь. Это если образно.

Хочется думать, что опыт этот доступен каждому, и стоит хоть раз попробовать. Отпустить свое прошлое, не тревожиться о будущем, настроиться на пульс окружающего и получить радость от резонанса.

«Идеальные дни» слишком идеальные. В хорошем смысле. Как идеальный рассказ о гармонии с миром и собой, который привлекает, но который скорее только образ, а не руководство к действию. Образ идеала, к которому можно стремиться. И приобщиться – хотя бы поймать само ощущение. Например, через этого, не похожего на тебя, героя. И пусть и в кино. В хорошем кино. Неважно – где и как, важно – почувствовать.
Показать всю рецензию
vojo-wf
Пока дышу, надеюсь.
Авторская драма Вима Вендерса, номинант на 'Оскар 2024' в категории 'Лучший иностранный фильм' - это тот случай, когда сидишь все два часа хронометража с перманентным покерфэйсом и не понимаешь, зачем ты в принципе это смотришь, но на последних пяти минутах третьего акта и финальных титрах в голове щелкает выключатель, появляется улыбка на лице, а мыслями ты улетаешь в облака. Осознание пришло, катарсис случился, выводы сделаны. И ведь правда: жизнеутверждающих фильмов на деле крайне мало, особенно в последнее время.

'Perfect Days' дает именно то, чего давно у меня не было: спокойный и размеренный перформанс и срез 'слайс-оф-лайф' мужчины средних лет, на место которого можно смело ставить свою персону и примерить шкуру другого человека, находясь в своей зоне комфорта. Все познается в сравнении, и поэтому нам выдается шанс посмотреть со стороны на будни иностранца в другой стране и понять для себя: так ли сильно отличается быт людей в разных уголках планеты? Кино без сюжета, без трехактной структуры, тесно снятый в 4:3, безмолвный и без длинных диалогов-поединков - двухчасовая одиссея по общественным туалетам Токио и наблюдение за уборщиком, который драит писсуары, полы и кабинки, а по вечерам ест свой рамен или читает книгу на домашнем футоне. Так зачем нам ознакамливаться с такого рода кинематографом? Да все просто: посидеть, помедитировать, попить чайку, послушать индастриальный эмбиент и посмотреть на оживленный мегаполис, в который мы вряд ли когда-то приедем. 'Идеальные дни' - это меланхоличный эпос о смысле бытия и умении радоваться мелочам, находясь в постоянной рутине и 'бытовухе'. С утра ты открыл глаза - значит, не все так плохо. Руки-ноги есть, жив-здоров, живешь под крышей с горячей водой, отоплением и мебелью - ты счастливый человек. У кого-то этого может и не быть, поэтому цени то, что имеешь.

Актерские работы нормальные: бенефис Кодзи Якусё во всей красе. Операторская работа прекрасная: ручная камера с эффектом безмолвного наблюдателя. Да, хотелось бы больше длинных планов для ощущения времени и пространства, но тогда было бы сложно реализовать по форме. Монтаж хороший, от и до подчеркивает 'день сурка' и повседневную рутину. Саунд-дизайн и пост-продакшен качественный.

'Идеальные дни' - это лицедейский перформанс и история маленького человека в Большом городе. Притча о нас, о людях, которые существуют и надеются. Жизнь - сложная штука, но порой нужно отодвинуть на второй план все свои проблемы и просто жить. Просто быть здесь и сейчас. Dum spiro spero.

7 из 10
Показать всю рецензию
Фёдор Поляков
Лучшая экранизация японских хокку
Хочется хоть раз
В праздник сходить на базар
Купить табаку

Басё

* * *

Много лет назад я видел фильм Вендерса «Париж Техас». Совсем не запомнился, не задел. Сейчас я шёл на его новый фильм без каких-либо ожиданий и предубеждений. Просто для меня номинация в Каннах уже является маркером, как минимум неплохого кино. Я не ошибся.

С первых минут «Идеальный дни» завораживают. Не тем, чем мы привыкли, не масштабом, спецэффектами, музыкой или динамичными сценами. Своим кристально чистым, светлым, буддистским настроением. Полюбуйтесь на дерево. На комнату. На отражения, на птиц. Мелочи жизни. Может, в тексте это звучит малозначительно и банально. Но тот комплекс приемов, что использует режиссер, не повернется язык назвать тривиальным. Постепенно, неспеша мы просыпаемся с героем, бреемся, идем на работу, едим на лавочке, молча слушаем музыку и встречаем закат, читаем книгу и ложимся спать. И так несколько раз подряд. Как же это гениально и просто. Нескучно и увлекательно, изящно и по-восточному тонко. Тихие японские улицы выдающейся чистоты, гигантские виадуки и трассы, небоскребы и парки. Когда еще окажешься в таком путешествии, снятом с экзистенциально близкого расстояния?

Разве можно предположить заранее, что от лица главного героя, 60- летнего уборщика токийских туалетов, невозможно будет оторваться два часа? Да еще вместе с тем, что он произносит за этот хронометраж 3-4 реплики. Но настолько он гармоничен в этом амплуа, что при просмотре ты понимаешь его молчание, силу, робость, прямоту и спокойствие. Я бы сказал завидуешь, а не просто понимаешь. Конечно, ведь он ездит весь фильм под знакомые американские шлягеры прошлого века, пьет газировку из банки, ест треугольный сэндвич в пластиковой коробке, тихо смотрит в открытое окно и видит непонятные черно-белые сны. Это прекрасно знакомо. И неважно, что это старик, живущий на другом конце планеты. Он человек, со своими слабостями и принципами. Он достоин того, чтобы про него писали и говорили.

Большое спасибо режиссеру и всем создателям самого поэтичного кинопроизведения прошлого сезона!
Показать всю рецензию
cr1ms0n
Очарование повседневности
Just a perfect day
Drink Sangria in the park
And then later, when it gets dark
We go home

Lou Reed - “Perfect Day” (1972)

Идеальный день - это день, в который все идет по плану и от него не отклоняется. Не это ли прекрасно? Если бы нужно было охарактеризовать последнюю работу Вима Вендерса одной фразой, то она бы звучала именно так. Однако в действительности все гораздо интереснее, ярче и жизненнее. Вендерс ухитрился запечатлеть повседневность с максимально интимной точки зрения - в моменты, которые мы проводим наедине с собой или моменты, в которые мы созерцаем мир вокруг, но не “дотрагиваемся” до него: ни словом, ни кончиком пальца.

Картину “Идеальные дни” просто невозможно оценить, не обратившись к одной из самых важных проблем современности - проблеме неосознанного потребления. Обладание все большим и большим количеством материальных ценностей не делает человека счастливым, а даже напротив – только распаляет аппетит для заполучения все большего количества благ, причем зачастую лишь с целью подрасти в социальной иерархии. Однако в действительности обогащают жизнь только эмоции и знания, если, конечно, не уходить в обретенную ценность вещей. Но это отступление.

В “Идеальных днях”, невероятно горячо принятых в Каннах, речь идет о почти пожилом японце - уборщике сети туалетов в Токио. Такая характеристика сразу может навести на мысль о тоскливой и трагической истории человека. Но это совершенно не так. Во всяком случае в моменте и отрезке времени, который захвачен в рамки хронометража работы. Да, Вендерс не расскажет о причинах, которые привели героя ленты к нынешней ситуации, равно как и не скажет о том, что было после. Однако так ли это важно, когда можно просто погрузиться в атмосферу тихой повседневности Токио?

Каждый день Хираяма заправляет постель, чистит зубы, по-японски аккуратно подстригает усы, покупает в автомате банку кофе BOSS и выдвигается на уборку живописных туалетов в парках и скверах мегаполиса. Подборка треков, которые слушает Хираяма в дороге на кассетах, вполне сообразна возрасту героя (Lou Reed, Nina Simome, Van Morrison), а к тому же подчеркивает великолепный музыкальный вкус, которому он не изменяет спустя многие годы. Каждая мелочь момента составляет безупречную картину дня японца, и в этом известная японская философия поиска глобальных смыслов в секундах быта.

Однако вся красота идеальных дней (и “Идеальных дней” тоже) - в том, что каждый такой день состоит не только из автоматизированных действий, приносящих удовлетворение. В жизни Хираямы постоянно возникает что-то новое: то люди, то новая книга, которую он читает по вечерам, то яркие эмоции молодежи вокруг. К тому же он все время находит новые ракурсы созерцания природы и архитектуры вокруг себя. Ломается все только тогда, когда у героя нет возможности отвлечься от работы для такого вот созерцания. И такое, безусловно, в картине произойдет. Для контраста. А еще для контраста мы увидим Хираяму, дурачащегося, как ребенок, вместе с другим уже немолодым мужчиной.

Вендерсу удалось запечатлеть повседневность в ее лучшем виде - тихое очарование рутины, заснятое оператором Францом Лустигом. Практически каждый его кадр хочется повесить на стену или куда-нибудь сохранить.

10 из 10
Показать всю рецензию
gordy
Старый клён
Каждый человек – отдельная галактика, вращающаяся в бескрайних просторах Вселенной. Галактики людей могут пересекаться и проходить сквозь друг друга, оставаясь на время вместе. Так и главный герой, проснувшись поутру и справившись с рутиной обычных для начала дел, отправляется чистить токийские сортиры, по пути наслаждаясь звуком из механического кассетного плеера. Его будни – циклическое движение от места к месту, прерываемое появлением давно знакомых и многих случайных людей, для которых встреча с ним является мгновением, минутой, днём или частью жизни: продавец в фотоателье, подруга коллеги-напарника, завсегдатаи традиционной бани, близкие и далёкие женщины с нераскрытыми тайнами его прошлых дней.

Таким образом, два часа хронометража меланхолии Вима Вендерса уходят на созерцание галактики немолодого Хираямы (рыцарь печального образа - Кодзи Якусё), неизвестно зачем принявшим на себя послушание в форме не престижного труда, вопреки новым веяниям, оставаясь стойким приверженцем традиционных ритуалов и старомодных вещей, самая свежая из которых– кнопочный мобильник.

Человек без Фейсбука и Спотифая, как тот самый, заключённый им в коробку клён, взятый с просторной улицы под крышу дома, с одной стороны, влачащий существование, а по другому взгляду, - нашедший свой собственный ритм и уклад, застряв в нём по не рассказанной нам причине, которая, по-видимому, состоит в том, что Хираяма – это German man в Токио, релаксирующий Вим Вендерс, кружащий вдали от шумной Сибуи и Акихабары по узким переулкам задних дворов. Это он смотрит по утрам в зеркало и чистит зубы, хозяйничает по дому и слушает (у японцев не в ходу английский) англоязычный рок, ностальгируя под лирические и бунтарские тексты, – современный монах, чей дом – храм собственного духа, где каждый день в лучах Солнца прекрасен и до боли невыносим.
Показать всю рецензию
dmitrythewind
Что такое комореби?
Япония - любимая из стран, в которых я не был. 13 лет назад почти собрались и поехали туда, ну тут случилась Фукусима. А потом всё остальное. Так что Япония для меня - сюрреалистичное место из книг Мураками и мультиков Миядзаки, где живут странные трудолюбивые вежливые чудаки, которые любят людей и природу, где очень тесно, и одновременно просторно, где все маленькое и одновременно огромное. Страна, где я никогда в жизни уже, наверно, не побываю.

Поэтому 'Идеальные дни' Вима Вендерса идеально легли на эту идиллистически выдуманную мною картину. Ведь главный герой Хираяма (Кодзи Якусё, получивший за эту роль приз на минувшем Каннском кинофестивале) - именно странный трудолюбивый вежливый чудак. 'Часто жизни людей не пересекаются' - говорит он, и его жизнь и правда почти не пересекается с цифровой реальностью. Хираяма - максимально аналогов: слушает музыку 70-х на кассетах, снимает на ч/б плёнку на старый Olympus, звонит с кнопочного телефона. А работает он уборщиком туалетов. Нужно очень постараться, чтобы снять 2 часа из жизни уборщика туалетов так, что не оторваться, и Виму Вендерсу (классик, что сказать) это удаётся. Хираяма создаёт почти гипнотический поток своего существования. Встаёт до рассвета без будильника. Складывает постель. Чистит зубы и бреется. Поливает растения. Выходит из своего компактного жилища и улыбается в небо - это улыбка во внешний космос очень важна. С удовольствием выпивает банку кофе из автомата. Едет на работу. Чистит туалет за туалетом так, будто реставрирует картины Рембрандта. Успевает посмотреть вверх - как играет солнце в листве. И даже фотографирует это.

А после работы - свои ритуалы. Японская общественная баня. Любимый столик в кафе, где его все знают. Книжный магазин. Прачечная. Пункт проявки фотопленки. Чтение книги в мягкой обложке перед сном. А по ночам видит черно-белые артхаусные сны. Зачем суетиться. Сейчас - это сейчас. Потом - это потом

Хираяма движется по кругу с незыблемостью планеты по орбите. Всё другие герои и ситуации - потерянный мальчик, суматошный напарник, девица напарника, юродивый бомж, грустная девушка на лавочке, племянница героя (беглянка), сестра героя (богатая, с личным шофером), смертельно больной бывший муж барменши - все они даны словно для того, чтобы ненадолго вывести героя из равновесия, в которое он очень быстро возвращается. И для меня главной загадкой было - насколько искренне счастлив герой. Уж больно его типаж похож на советских кинотружеников, которые делали тяжёлую грязную работу, но все время оптимистично улыбались. Но те верили в экранный коммунизм. А во что верит Хираяма?

Последняя сцена даёт на это ответ... И, конечно, не даёт никаких ответов.

Отдельно выделю такого странного героя фильма, как... токийские туалеты. Футуристические, чистенькие, технически навороченные - в титрах вы можете даже прочесть в алфавитном порядке имена дизайнеров. Я повторю. В титрах есть Имена Дизайнеров Токийских Туалетов. Это сильно.

А ещё дождитесь, когда пройдут титры, и прочитайте определение японского слова 'комореби'. Потом - это потом. Сейчас - это сейчас. И больше ничего нет. Только комореби.
Показать всю рецензию
blackmaria
Если долго притворяться счастливым, станешь таким?
78-летний Вим Вендерс, снявший в 80-е 'Небо над Берлином' и 'Париж, Техас', неожиданно создал один из самых прославленных фильмов 2023 года.

Его 'Идеальные дни' получил два приза на Каннском кинофестивале и стал представителем Японии на Оскаре в номинации 'лучший фильм на иностранном языке'. Рейтинг в IMDB - 7,9.

Лента повествует об одиноком мужчине, который работает уборщиком в системе токийских общественных туалетов. Каждое утро он повторяет одну и ту же рутину с чисткой зубов, уходом за растениями, покупкой бутылочки напитка в дорогу и прослушиванием ретро музыки по дороге на работу.

Свою работу, считающуюся многими постыдной, он выполняет максимально ответственно и трудолюбиво. А свободное время проводит в местных ресторанчиках и за чтением книг.

В общем-то я пересказала вам весь фильм. Никаких существенных сюжетных поворотов в 'Идеальных днях' нет. Есть лишь намеки на серьезный конфликт между нашим героем и членами его состоятельной семьи. И есть намек на возможность развития романтических отношений. Но это лишь намеки и зрители смогут сами придумать почему этот мужчина выбрал именно эту работу, что с ним произошло в прошлом и что может произойти в будущем.

Вим Вендерс предлагает нам лишь зарисовку о человеке, который выбрал для себя непритязательную жизнь. Герой живет 'здесь и сейчас', любуется природой в любой свободный момент и с улыбкой воспринимает абсолютно всё и всех.

Последние годы японская 'икигай' и прочие восточные религиозно-философские воззрения на жизнь, провозглашающие отказ от материальных ценностей и получение наслаждения от обыденной жизни, стали мейнстримом. Так что совершенно не удивительно, что поэтичный фильм 'Идеальные дни' получил восторги критиков и зрителей. По сути 'Земля кочевников', завоевавшая главный Оскар в 2021 году, транслировала примерно те же ценности и перекликающую героиню, отказавшуюся практически от всего и всех.

'Идеальные дни' - безусловно красивый фильм, снятый одним из величайших мастеров режиссуры. Однако в целом он оставляет крайне противоречивые чувства. Вим Вендерс безусловно восхищается своим героем и его образом жизни. Но восхититься вслед за ним - задача не из простых.

Главный герой - однозначно несчастный человек. И его слезы в финале фильма - это точно не слезы счастья. Он увлечен своей своей туалетной работой, деревцами, книгами, кассетами и миллион раз повторенными фотографиями. Но все эти увлечения - это будто жизнь живого мертвеца, максимально ригидного и лишившегося способности делать что-то помимо заведенного порядка. В 2016 г. Джим Джармуш предложил нам аналогичную историю об обыденной скучной жизни человека - 'Патерсон'. Но там помимо скучной работы и упорядоченной жизни герой занимался творчеством. А тут нам предлагают просто восхититься серой обыденностью? В том же 2016 году в 'Манчестер у моря' тоже был герой, который жил, изолировав и отгородив себя ото всех и как-бы наказывая себя после трагедии. Но тут изоляция героя вообще никак не объясняется - то ли он совершил что-то ужасное в прошлом, то ли, наоборот, страдает от ударов, нанесенных ему ранее.

Короче говоря, фильм конечно поэтичный, красивый и убаюкивающий. Но вряд-ли вы будете вспоминать о нем по прошествии времени. Вспоминать тут буквально нечего. Ну, кроме того, что в Токио очень красивые современные общественные туалеты и их моют аж с лупой в руках.
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2
AnWapМы Вконтакте