Рецензии

MMMARRRKKK
Мust have!
Один знакомый, имя которого сегодня даже не вспомню, в юности поинтересовался у меня, читал ли я Ремарка. Мой отрицательный ответ он с неподдельной завистью прокомментировал: «Как тебе повезло!». Я не смог не поинтересоваться в чем же мое везение, предположив, что я съэкономил свое время не потратив его на нестоящее чтиво, товарищ пояснил мне, что мое везение в том, что прочитать ЭТО мне еще предстоит. Вот такая бытовая, но умная словесная интрижка-ловушка с его стороны не оставила мне шансов и время на раздумья… теперь Э. М. Ремарк мой, как и многоих миллионов, один из любимых писателей! Именно поэтому при просмотре его первой экранизации я был предвзят и скептичен, как правило, при конкуренции фильм-книга, отдавая препочтение последней. Разбавляло мой скептис наличие в списке сценаристов автора и малое количество экранизаций Ремарка.

Оговорюсь сразу, что я не ставил себе задачу при просмотре вычленить и высчитать количество нестыковок в фильме относительно первоисточника — это занятие не благодарное, они есть и их много.

Цвет. Черно-белый. Только имя автора заставило меня вообще начать смотреть столь «древнее» да еще черно-белое кино. И был удивлен собственному восприятию картины. Само произведение, как и фильм были созданы после 1-ой мировой войны, самой страшной трагедии в истории на тот момент. Мир еще не догадывался, что ужасы уже близкой второй мировой кратно ее превзойдут. А пока, война, ее окопная жизнь в черно-белом цвете воспринимается даже правдивее. Грязь, голод, тяжесть ожидания, цинизм привыкания к потерям друзей и разбитые школярские иллюзии о высокой миссии — все атрибуты войны переданы в фильме в полной мере. И поэтому цвет фильма для меня здесь сыграл одну из главных ролей.

Спецэффекты… не будучи знатоком да и любителем кино того времени, мне не с чем сравнивать, но батальные сцены, даже при отсутствии привычных нам сегодня разрывов плоти и фонтанов крови выглядели достойно и правдоподобно. Декорации также создавали эффект присутствия. Обратил внимание, что по ходу сюжета у солдат поменялись шлемы. Спросил у яндекса-действительно в 1916г. в германской армии был введен шлем нового образца. Не могу детально судить об исторической достоверноости фильма в целом, но данный штрих порадовал.

Актеры… Их внешность и манера игры, на мой взгляд, несколько «пионерская» и наверное типична и соответствует тому времени. Поэтому игру актеров не смог для себя выделить ни в качестве плюса, ни в ачестве минуса фильма. Исключением была только харизматичная внешность Луиса Волхайма, хотя и его манера игры мне показалась гротесковой.

Бюджет картины, с учетом того, что в 30-х годах курс доллара США упал до 35 $ за унцию золота (сейчас в 44 раза дороже) и размерами гонораров главных актеров — впечатляет своей «михалковской» скромностью.

Итак, за глубину истории Ремарка — 10, за фильм и мои разбитые стереотипы о «том» кино — 9.

… и ждем одноименный фильм в 2012году!
Показать всю рецензию
Sanychk
«Мало» и «не так»
Роман «На западном фронте без перемен» — начальный и одновременно центральный элемент мозаики, которую создал немецкий писатель Эрих Мария Ремарк о самой гнусной, без преувеличения, части истории человечества — периоде двух мировых войн.

Зная о войне не по наслышке, Ремарк многое излил на страницы. Помог понять что творилось в душе у тех мальчишек, которые под надрывные речи наставников о величии Германии ушли воевать. Передал ужас зловонного дыхания смерти. Вскрыл то, что творилось на душе, наверное, у каждого из них. Пробудил сострадание к поколению, которого не стало. В романе много сказано о мужской дружбе и взаимопомощи. Но это в данном случае из разряда «вопреки», как символ оставшейся человеческой души в тех, кого бросили в адский котел войны.

Произведения Э. М. Ремарка — это совесть того времени, крик возмущения, и, одновременно, констатация беспомощности добра, неспособности его противостоять самым страшным человеческим порокам.

О фильме: уверен, что нам — вскормленным киноиндустрией нашего времени, нельзя ставить оценки данному фильму. Мы из другого времени. У нас не так снимают. Не смотря на это я не остался равнодушным — фильм зацепил в душе то же, что и роман, хотя следует признать, что не так сильно. За полтора десятка лет, которые я «знаком» с героями произведений Ремарка, их образы у меня в воображении крепко сформировались. Но герои фильма — на них не похожи ни внешне, ни поведением. Батальные сцены на высоте, а для 30-х, наверное, — шедевр, но роман-то больше о другом! И вот этого «другого» мне было в фильме и мало и не так.

Хотя именно у этой экранизации есть большое преимущество перед всеми последующими — ее снимали современники тех событий, которые не «хорошо чувствовали то время», а просто жили в нем. Даже за одно это фильм стоит смотреть.

Не рекомендую смотреть тем, кто еще не читал произведений Ремарка. Боюсь, что в таком случае впечатление о его творчестве будет значительно обедненным.

P.S. Никоим образом не хочу чтобы данную рецензию считали негативной оценкой фильма. Фильм — хороший, и в то же время какой-то не родной что-ли. Непринятие начинается с того, что главного героя называют не Пауль, а Пол.
Показать всю рецензию
Sashon Superstar
Потерянное поколение.
К своему стыду я не Читал Ремарка, хотя многие мои знакомые говорят что он превосходен. Но поживем увидим.

В фильме нет явного главного героя, хотя есть один вокруг которого происходят эти события. Пауль-лидер класса, симпатичный молодой человек, который добровольно записался на фронт. Последовав его примеру, многие одноклассники тоже пошли на войну. Но они не знают что такое настоящая война, они сами все поймут когда попадут на первый фронтовой бой.

Я люблю вот именно такие фильмы о войне. И вообще люблю военную литературу. В этих фильмах многому научишься. Там есть что-то такое, что-то очень человечное, сила духа, надежда, которая хоть не оправдается ожиданиями, но никогда не умрет. В этом фильме показана война со стороны молодого поколения, того самого, которое вскоре, после войны, потеряется.

Это попытка описать поколение людей, которое хотя и выжило под снарядами, но было разрушено войной.

Фильм не смотря на свои года живой. Он прям дышит, он создан в те года, когда военное кино не тратило огромнейший бюджет на спецэффекты и взрывы, чтобы устрашить зрителя. Он настолько правдоподобен, что за эти два часа, которые потрачены на просмотр фильма, ты и сам как-будто побывал на войне.

9 из 10
Показать всю рецензию
Claudus Pilam
По мотивам…
Я бы назвал это фильмом по мотивам книги, а не экранизацией. Многое сокращено и упрощено, остались главные диалоги и монологи, кое-что добавлено. Но в целом фильм не далеко ушёл от книги. Фильм очень серьёзен, большой респект режиссёру, который не пошёл на компромиссы и выдержал весь фильм в духе печали и боли.

Поначалу смотреть тяжело, не очень привычно смотреть старый фильм. Очень похож на постановку, акцент на мимике и игре, если бы не масштабные батальные сцены, то трудно было бы назвать его фильмом. В современном понимании кино — это не отснятая пьеса, а совокупность картинки-музыки-эффектов. Но к середине всё встаёт на свои места — завязка сделана, фильм смотрится легче.

Советую прочитать или послушать книгу. Она ещё более нестерпимая. Кстати, Ката я себе совсем другого представлял.

Тяжеловато для восприятия, но оно того стоит. Я бы сказал, что рад, что посмотрел фильм, но и рад, что досмотрел.
Показать всю рецензию
ars-projdakov
Это история о том, как война может уничтожить человека изнутри
Еще в детстве мы все играли в такую забавную игру, как «войнушка», умудряясь так легко остаться в живых, ведь все игроки постоянно спорят, кто в кого попал. Когда то давно молодые люди торопились попасть в ряды армии, наивно полагая, что их ждет всеобщее уважение. Однако мало, кто догадывался, что на фронте их ждет либо жизнь, либо смерть. Так и думали герои знаменитого фильма «На западном фронте без перемен».

Сюжет

Фильм повествует о немецких школьниках, которые слепо поверив в призывы школьного учителя идти на войну. Записавшись в добровольцы, они отправляются на фронт, где от их желания воевать не остается и следа. На войне они осознают ценность жизни и меняют приоритеты.

Игра актеров

В фильме были задействованы потрясающие своим талантом актеры. Несмотря на то, что они все были не знакомы и, возможно, кто-то из них впервые появился на экране, их герои были словно живые. Молодой, но уже очень талантливый Лью Эйрз исполнил роль Пола Баумера, который слепо верил, что война — это игрушки. Но с течением времени он осознает все тяготы и начинает любить свою жизнь так, как никогда еще не любил.

Режиссура

Режиссеру Льюису Майлстоуну удалось снять не просто боевик или военную драму, а именно тонкую психологическую ДРАМУ о человеке, пытающемся разобраться в себе «на фронте». Конечно, это не значит, что боевых сцен в фильме мало. Напротив, их предостаточно. Причем все они смотрелись настолько реалистично, что порой казалось, что это не художественный, а документальный фильм. Однако режиссер акцентировал внимание на развитии главного персонажа, который по сути дела проходит огонь, воду и медные трубы, то есть фильм состоит в определенной мере из нескольких частей, каждая из которых врезается в душу.

Сценарий

Как было сказано ранее, сюжет представляет собой повествование о главном герое Поле, точнее говоря, о его развитии. На войну он ушел мальчиком, ребенком, а вернулся с фронта уже не просто настоящим мужчиной, а настоящим человеком, который в корне меняет свои жизненные приоритеты. Правда, война в скором времени меняет героя в худшую сторону. Я имею в виду не то, что он становится плохим. Просто война его съедает до такой степени, что он теряет всякий вкус к жизни и смерть для него — это обыденное.

Работа оператора

Для начала 30-х в фильме потрясающая операторская работа. Оператору посредством стиля своих съемок, необычных ракурсов и постановок удалось передать не просто жуткую атмосферу, а настоящее психологическое напряжение, которые переживали герои. Особенно впечатлила сцена, когда камера пронеслась над всем полком, когда тот ожидал атаки врага. В этом эпизоде свою роль сыграл монтаж, о котором будет сказано далее.

Монтаж

«На западном фронте без перемен» мог быть удостоен Оскара за лучший монтаж, поскольку тот в нем был идеальным. Такая необычная смена кадром была необходимым составляющим для фильма, так как монтаж внес свою лепту при передаче чувств героев, их страха и переживаний. Ранее отмеченная сцена отличается следующей особенностью. Когда камера огибала полк, кадры менялись то на главных героев, то на их врагов, тем самым подчеркивая, что на войне минута может длиться целый час.

Звук

Звуковое оформление внесло лепту, поскольку посредством звука вы словно ощущаете себя на поле боя, словно вы участник сражения. Звуки свистящих снарядов и взрывающихся мин производили такое сильное впечатление, что становилось не по себе.

Итог

Эта замечательная картина навсегда запомнится и оставит приятный осадок. Блистательная актерская игра, изумительный сценарий и тонкий философский смысл так глубоко врежутся вам в душу, что у вас возникнет желание пересмотреть эту гениальную картину снова и снова.

10 из 10
Показать всю рецензию
ангел999
Война — это сначала надежда, что нам будет хорошо; потом — ожидание, что им будет хуже; затем — удовлетворение тем, что им не лучше, чем нам; и наконец — неожиданное открытие, что плохо и нам, и им.
Мы убивали людей и вели войну; нам об этом не забыть, потому что находимся в возрасте, когда мысли и действия имели крепчайшую связь друг с другом. Мы не лицемеры, не робкого десятка, мы не бюргеры, мы смотрим в оба и не закрываем глаза. Мы ничего не оправдываем необходимостью, идеей, Родиной. (Эрих Ремарк).

Молодые, 18 летние мальчики. Жизнь только только начинается! Возможно кто-то из них в будущем станет математиком, философом или писателем! Они доверчивы и полагаются на тех кто уже достиг в этой жизни положения. Им нужен наставник, который научит принять взрослую жизнь! Им становится Канторек — классный руководитель «строгий маленький человек в сером сюртуке, как мышиная мордочка, личиком». Он ярый сторонник войны (который никогда в глаза ее не видел) агитировал всех своих учеников отправиться на войну добровольцами. Мальчики верят ему. Они уже представляют себя героями, обожаемые женщинами и уважаемые близкими.

Немедля все бегут на призывной пункт и досрочно отправляются на фронт! Но очень быстро они понимают, что все было иллюзией и война — это совсем не то, что описывал им их наставник! Война — это ад на Земле и что бы выжить ты должен жить инстинктами и только ими! Забудь кем ты был до этого! Война стирает все границы и условности! Все что имеет значение — это жизнь и борьба за нее.

Что больше всего меня огорчило в фильме:

1. Актерская работа Лью Эйрса (Пауль Боймер). Пауль — это его глазами мы смотрим на все происходящее! Перемены, которые с ним происходят с каждой минутой, горько отзываются в сердце. Читая книгу я представляю себе бедного, несчастного, но все-таки немного мужественного мальчика, который мечтает лишь об одном, чтобы его боевые товарищи всегда были рядом с ним. (И он пройдет этот путь в месте с ними до конца).

В фильме я не вижу Пауля! Передо мной возникает Голливудский денди Лью Эйрс, который с лакированной, прилизанной прической пытается меня убедить, что ему тяжело, что война это плохо! Его нескончаемые потуги отобразить драму, переживание, чувства вызывали у меня нескончаемое чувство раздражения. Это не Пауль-это безобразие и люди, которые читали одноименный роман поймут меня.

2. Мне не хватало в фильме психологической и драматической атмосферы, которую так блестяще передает в своем романе Ремарк!

Особо я хотела бы отметить великолепно переданный образ Ката (Станислав Катчински), актером Луисом Волхаймом. Браво!

Мне трудно дать оценку фильму! Война, ее грязь, безысходность, смерть. переданный великолепно. Батальные сцены боев завораживают. Операторская работа выше всяких похвал. Пожалуй это все, что можно сказать о фильме.
Показать всю рецензию
Mr Bane
Шедевр.
В один ряд с «Тропы славы» С. Кубрика. Картина снята по одноименному роману, и хоть я его не читал, думаю вышла достойная экранизация. Удивительно, что фильм снят в 1930 году, спустя 12 лет после окончания одной из самой масштабной и разрушительной войны в истории человечества и за 9 лет до ужасов намного превосходящих ту самую войну.

Действие фильма повествует не о крахе империй, не о смене экономической формации(а это имело место быть),но о том какое место в этом кровавом хаосе занимает группа дружных выпускников. Детей со своими и с навязанными мечтами, желаниями, страхами и, особенно, представлениями о долге, чести, патриотизме.

Данное произведение, как и творение великого С. Кубрика принимают довольно бескомпромиссную позицию:мужья, дети, друзья-просто единицы измерения численности войск, за частую остающиеся без имен, памяти и близких. И в смерти за так называемую Родину, ЗА КОТОРУЮ решают богатые и властные мира сего: кого, куда и зачем отправлять воевать, НЕТ ничего романтичного и благородного. На войне есть только Смерть и пустота, которую очень трудно заполнить.

Стоит отметить спецэффекты. Все батальные сцены выглядят внушающе и правдоподобно. Игра актеров напоминает золотой век советского кино, много крупных планов героев с выразительными диалогами. Да и вообще хвалю сценарий, достаточно шуток и комичных ситуаций не смотря ни на что. Обязателен к просмотру и, думаю, к прочтению!;)

9 из 10
Показать всю рецензию
Shout Out
Вольный пересказ
Начать, пожалуй, стоит с того, что фильмов, которые можно было бы назвать хорошей адаптацией книги, крайне мало. Но это ни в коем случае не означает, что в мире создано мало хороших, талантливых картин, даже, настоящих шедевров по мотивам произведений литературы! Просто ни один фильм не способен перенести книгу на экран такой, какая она есть. Однако от этого ни один фильм-адаптация не становится худшим образчиком кинематографичного произведения. Просто начиная просмотр подобного фильма всегда необходимо абстрагироваться от прочитанного и не оценивать фильм исключительно с точки зрения того, насколько режиссер и сценаристы справляются с точной передачей книги, ее подачей именно в том свете, в каком восприняли ее вы (особенно учитывая поправку на субъективность восприятия).

И что же после всего вышесказанного можно сказать о фильме по мотиву одного из ключевых произведений не только в творчестве Ремарка, но и в литературе потерянного поколения в целом? А только то, что перед нами по-настоящему самобытный образчик киноискусства, блестящая картина, которая, однако, не может восприниматься как аналог оригинала в другой сфере. За общими текстами, сюжетными поворотами и, даже большинством переживаний героев, таится другое произведение. Корректировки сюжета убивают презрительное отношение к учителям, которые, опершись на свою самоуверенную образованность и из незнания жизни, отправляют юнцов на фронт, на смерть, не понимая, что творят. Химмельштос становится в фильме просто низменной натурой вместо показанного Ремарком человека, поддавшегося низменным инстинктам, но вставшим затем на путь исправления на фронте, где стерлись формальности, ограничилась сведшая его с ума власть, а люди, как и смерть, стали ближе. Из Пауля, приписывая ему чужие заслуги (выжившего в «мертвецкой» Петера) и не книжные черты («лидер» своего класса), делают чрезмерно центральную фигуру, возвышающуюся над другими персонажами или, по крайней мере, ведущую их. Но все это мелочи на фоне общего сюжетного построения картины. Весь фильм (и это весьма впечатляющая подача) сосредоточен на том, что бы показать, как слегка самоуверенный одаренный и в меру веселый парень становится тем самым вынужденно-циничным, боящимся мыслить из-за риска потерять рассудок Паулем Бойлером из книги, созерцающим ужасы войны. Эта трансформация показана действительно убедительно и по-настоящему проникновенно. Но этой трансформации нет в книги, которая лишь изредка дает читателю почувствовать контраст между Паулем старым и новым.

Трудно не отметить крайне редкую, почти неуловимую, но все же присутствующую излишнюю торжественность и задорность актерской игры Лью Эйрза. В ряде сцен он предстает скорее человеком, скромно скрывающим гордость от игры доверенного ему персонажа, чем самим персонажем. Из-за этого фильм местами дышит столь не принятой сейчас, отдающей стариной, постановочностью. В целом, некоторые молодые актеры в этой картине скорее отыгрывают роли в спектакле на камеру, чем передают образ персонажа на уровне кинематографа. Хотя это, конечно, обусловлено традициями и стилем тех лет и придираться к этому — неправильно.

Итог — работа режиссера на высоте, масштаб, учитывая время создания картины, поражает. «На западном фронте без перемен» Льюиса Майлстоуна — фильм старой школы (что, как ни странно, больше всего ощущается в игре ряда актеров), прекрасное произведение, отдалившееся, однако, не смотря на все попытки сохранить аутентичность, от источника.

7,5 из 10
Показать всю рецензию
Миша-35
Чтобы не было войны…
Произведения Ремарка для меня ценны в первую очередь тем, что в них ряд метких психологических наблюдений и ценных емких мыслей житейского, философского социального характера выражаются в простой, доступной и понятной всем (но не примитивной) форме. Все эти мысли и наблюдения мастерски имплементируются в сюжет, в результате герои романов писателя кажутся реальными как никакие другие.

Успех или неудача фильма Льюиса Майлстоуна для меня определялась прежде всего тем, сумел ли режиссер перенести на экран идеи немецкого классика. Сумел и очень удачно, благодаря чему лента и получает от меня максимальную оценку. При желании можно, конечно, упрекнуть создателей в том, что роман оголливудили чуть больше, нежели требовалось, а кроме того, изменили финал. Но основные акценты произведения, в том числе и главный антивоенный, переданы настолько хорошо, что хочется говорить об этом, а не мелких вторичных недостатках.

В частности, великолепна сцена с фарисействующим демагогом-учителем в начале картины. Напыщенный пафос, лицемерие и фальшь чувствуется тут в каждом слове и жесте (отличная роль Эдмунда Бриси!). Отдавая должное его умению влиять на своих подопечных, которые слушают не мигая и открыв рот, этот человек, тем не менее, внушает сильнейшее отвращение своей двуличностью. Крича так, что слышно за три квартала, про долг перед родиной, сам он отнюдь не торопится покидать класс и уютный домашний кабинет перед камином. Надо же втереть эту велеречивую пафосную чушь еще десяткам таких же наивных школьников. В связи с этим очень хороша и его сцена с Паулем, когда тот приезжает с фронта на побывку. Тут поражает не только его отношение учителя к своему бывшему ученику не как к живому человеку, а плакатной агитке, которая должна вещать о «скорой великой победе», но и то, как внушаемы в таком возрасте дети, готовые смешать Пауля с грязью за его горькую правду о войне.

Паулю же и его товарищам доведется повзрослеть на войне очень быстро. Красивые речи, пламенные призывы, собственные идеалистические представления о войне как о сплошных подвигах, славе, красивых мундирах и парадах сменятся на жестокими военными буднями с грязью, вшами, голодом, тупостью отдельных командиров и смертью товарищей. В то же время тут найдется место и истинному благородству, мужеству и непоказному, но настоящему героизму. И те, кто вернутся с этой войны, уже не смогут стать такими, как прежде. Все это в фильме Майлстоуна показано очень реалистично, со вниманием даже к самым мелким деталям. Потрясают сцены с умирающим товарищем в госпитале, матери Пауля с сыном, в которых просто нельзя остаться равнодушным.

Хорошо вжились в свои роли и актеры, все сыграли удачно, «попав» в своих персонажей. Особенно радуют Лью Эйрз (Пауль), Оуэн Дэвис младший (Петер) и Уильям Бэйкуэлл (Альберт).

И конечно, невозможно представить фильм без гениального Луиса Волхайма, который неподражаем в роли капрала Станислава Катчинского. Еще не видел других экранизаций романа «На Западном фронте без перемен», но убежден, что лучше сыграть такого простого грубоватого, но очень мудрого и искреннего человека, попросту невозможно.

Хороший саундтрек написали к фильму композиторы Сэм Перри и Хайнц Рёмхельд, несколько композиций остаются в памяти надолго.

Практически идеальная киноадаптация произведения Ремарка. Впечатления самые лучшие.

10 из 10
Показать всю рецензию
Waadada
Не войне
Замечательная картина о всех ужасах войны. О том, как молодые ребята, школьники, думают, что война — это честь и доблесть, что сражаться за Родину прекрасно… Оказавшись на войне, они убивали таких же солдат, как и они, «врагов», у которых были на своей Родине семьи. Ничего, кроме смертей, грязи и боли война им не принесла.

Главный герой картины Пауль, немецкий солдат, ушел на фронт школьником. Он воевал от самого начала войны и до ее конца. За время войны он потерял своих товарищей, видел не мало смертей и так же убивал не желая этого… Очень стоящая актерская игра, особенно очень интересны герой Пауль и Кат.

По тем временам картина снята с технической точки зрения с размахом, как говорится. Подвижные камеры, съемка с крана, звуковое оформление, массовые батальные сцены… В конце отличный режиссерский прием: совместили кадр с полем с крестами и кадры, с ротой идущих солдат.
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4
AnWapМы Вконтакте