Рецензии

Chickenburger
ВОСПАЛЕННОЕ СОЗНАНИЕ АНДЖЕЯ ЖУЛАВСКИ
Психосексуальный гротескный транс поляка Анджея Жулавски, который мог бы встать в один ряд с «Оменом» (1976) и «Ребенком Розмари» (1968), если бы не артхаусное происхождение и приемы, которые не дали этой картине такого шанса, что сыграло режиссёру только на руку; кино стало по праву культовым спустя годы.

Невероятно вязкий, оставляющий после себя поганое настроение на ближайший день, местами невероятно пугающий, гипнотизирующий. Первое, что приходит в голову при просмотре первых «безумств» главных героев это то, как могла польская социалистическая цензура быть столь милостивой к картине в те годы. Сразу становится ясным, что Восточный блок почти условно был социалистическим пленником «советской тюрьмы». Фильм примечателен еще и тем, что стал единственной англоязычной работой Жулавски, что не может не вызывать сожаления. Ведь доберись его больное воображение до Голливуда в свое время… Хотя, с другой стороны, прелесть в том, что он так и остался на «местном уровне», это и сделало Жулавски мастером, балансирующим между откровенным психоделом и голливудскими инновациями в операторской работе и спецэффектах. Ведь в команде работал сам Карло Рамбальди, знаменитый итальянский мастер спецэффектов, создатель аниматронной головы Чужого (1979).

Ода истерии и неврозу, по началу кажется и не несет ничего большего, кроме как наблюдения за беснованием Анны и ее мужа. Аджани настолько вошла в роль, что потребовалось два года моральной реабилитации, и кажется что больше с таким надрывом она уже и не сыграла, словно отдав всю себя. Фильм ирреален, двойственен, невероятен и притягателен, отчасти из-за того, что снят в зоне отчуждения Западного сектора атрибутика которого то и дело мелькает в кадре: вот ясно виден кусокБерлинской стены, на которомогромное кое-как написанное«Freiheit» совершенно случайно дополняет контекст ленты, здесь смотровые гэдээровскиевышки, опутанные колючей проволокой заставляют задуматься, что в таком мире Бог просто не может жить, а вызывающие суеверный ужас пустые улицы, дома, смотрятся как нечто апокалипсическое, предупреждающее. Мрачная атмосфера окраин Западного Берлина и района Кройцберг на фоне Берлинской стены, готические обшарпанные парадные и тесные многоквартирки новостроек контрастируют и рисуют безумный фон почти что футуристичного города зла в почти шпионском и безмолвном мире. «Летающая камера», описывающая круги вокруг актеров и идущая за ними в комнаты, довершает щемящую теснотой картинку жилища Анны и Марка (Сэм Нил). Не стоит искать в фильме и голого фрейдизма, который вроде как затаился в ленте на первый взгляд. Абсолютно непонятен замысел по игре актеров (и это дурманит и придает шарма происходящему), ибо Аджани играет на абсолютном нерве и надрыве, так, что боишься за нее по настоящему, чопорно и наигранно играющий Нил и абсолютно странная поведенческая кинороль Хайнриха, со всеми этими его псевдоголубыми ужимками и познаниями в карате. Что это? Установка режиссёра? Импровизация актеров? Волнообразная разница в игре актеров по своему продолжает линию сноса черепной коробки у зрителя! Многим фильм известен лишь по знаменитой сцене — в подземном переходе, это вообще что-то запредельное. Изабель Аджани должна была умудриться сыграть это в два дубля, основной и запасной для монтажа! Как она смогла остаться в своем уме после такого, останется тайной.

Слетевший в ту пору с катушек Жулавски, переживающий болезненный развод с женой направил всю свою дистимию на работу со сценарием. Какое олицетворение Антихриста, зла может придумать сценарист, блуждающий на грани безумия после уже упомянутого разрыва с женой? Конечно же, олицетворением становится женская похоть и болезненное материнство, на грани паранойи! За эту роль Аджани получила Сезар. А в конце вас ждет безумно-зашифрованный финал.. Культовое кино, непонятое в свое время. Почему непонятое? Как и со многим фильмами тех лет, будь то «Первая кровь» или «Зловещие мертвецы», Европа чопорно отметала любую бесовщину. «Одержимая» не стала исключением и даже более того. Сложная прокатная судьба картины в общем-то не вызывает удивления. Понятно стремление небольшой дистрибьюторской компании Limelight International заинтересовать в США многочисленных любителей хорроров — но перемонтированный и радикально сокращённый (существовали разные версии, с длительностью от 81 до 97 минут) вариант спровоцировал крайне скептические, нередко насмешливые отзывы местных критиков. В Великобритании лента попала в печально известный перечень запрещённого непристойного видео (Video nasty), откуда была исключена лишь в 1999-м, а в ФРГ, несмотря на участие в создании западноевропейских кинематографистов и проведённые в Берлине съёмки, — вообще не вышла на экраны. Да и в самой Франции «Одержимая» привлекла всё-таки скромную (541 тысяча человек) аудиторию, хотя факт участия в конкурсе Каннского кинофестиваля, равно как и признание со стороны национальной киноакадемии, достаточно красноречив. По сути, бесспорным стало восхищение актёрским подвигом Изабель Аджани.

9 из 10
Показать всю рецензию
frau_zobol
Вакханалия слизи и крови
Скажем, я не ценитель панк-рока, но могу снять шляпу перед качественным исполнением.

Хорошо все, кроме фильма.

Актеры, декорации, атмосфера, даже запутанный и при желании философский сценарий.

Но фильм ужасен. Точнее фильм — китч.

Кстати, очень жаль, что все, что «не так лежит» называют арт-хаусом. «Арт-хаусный фильм ужасов» — на мой взгляд, просто фильм — выброс. Что, кстати, не делает его плохим или недостойным внимания ценителей. Ведь есть же поклонники у «Томатов убийц» или «Порожденного» («Зеленого слоника» и пр.).

Фильм-выброс негативных переживаний, психиатрических помешательств, страхов, клинической депрессии, расстройства сознания, ночных кошмаров режиссера. После разрыва. С женщиной.

Мне увиделось, что на женщину режиссер зол. Мягко говоря.

Наверняка, есть тысяча объяснений, отчего это произведение выполнено именно так. И режиссер — чужеземец (уникальный почерк), и снимал не на своем поле, и, наверняка, это судьба его непростая излилась на экран потоками крови, слизи, соплей и чудовищных криков на разрыв аорты.

Но вероятнее всего, фильм появился в попытках превозмочь желание уничтожить ту, которая заставила режиссера страдать.

В намерении сэкономить на долгосрочных визитах к психологу.

В целом, это, конечно, интересный опыт. Но, господа, есть чувство, что из окна меня облили простыми, незамысловатыми кухонными помоями.

Долгое время варившимися в котелке создателя.

Артисты прекрасны. Что в контексте данного произведения приравнивается к «ужасны». Они должны быть таковыми. По замыслу. Нет ни одного симпатичного, а, главное, здорового героя.

И хотя 3 из 10 соответствует отрицательной рецензии, отнесу ее к положительной. Фильм категории «плохо настолько, что даже хорошо». Выдержан единый стиль грязного, тошнотворного, истеричного до эпилептических припадков отвратительного полотна.

Смотрела, перематывая.

3 из 10
Показать всю рецензию
La_Petite_Parisienne
Самая короткая и самая хвалебная рецензия
Польский режиссёр Анджей Жулавский снимал «Одержимую», будучи в процессе развода с женой. Так что это — отчаянный крик в пустоту разочарованного и несчастного человека.

Семейная драма — едва ли не самая тривиальная вещь в мире; но «обычные» люди реагируют на неё депрессией, запоем, наркотиками или беспорядочными связями; этот же человек смог выплеснуть своё растерзанное «Я» через нечеловечески сильную игру потрясающих Сэма Нила и Изабель Аджани, доведя до истерики и актеров, и каждого, кто посмотрел это кино

Не в этом ли задача искусства — оставить в душах созерцающих глубочайший след, неважно, восторгом или отвращением он окрашен

10 из 10
Показать всю рецензию
BroonCard
«Не открывай дверь!» Боб
«Одержимая»Анжея Жулавски — одновременно и интригующее и отталкивающее зрелище. Оно состоит на стыке жанров и как-то кособоко переходит от одного к другому, будто прямым текстом сообщая, что не знает, чем хочет быть. Посему особенно странно выходит наблюдать тот факт, что по сути картина является.. всем и сразу. И будучи этим «всем и сразу», оно вгрызается в память, оставляя крайне смешанные впечатления после своего финала.

Предшественником фильма в жизни Жулавски был его болезненный развод. Создавая сценарий картины, режиссёр находился в жуткой депрессии. И это состояние сомнамбулы, в котором ты бродишь по загадочному женскому разуму, он передал в картине. Почему они делают то, что делают? Почему бросают и кидают на ветер крепкие и основательные отношения? Это нелёгкий вопрос, который мне всё же не столь кажется загадочным и беспринципным: в конце концов, человек с точки зрения наукоцентризма — лишь сгусток нервов, чьи действия в рамках общественных взаимоотношений обусловлены в первую очередь химическими процессами организма. Посему безумство, явственно просматривающееся в Анне (Изабель Аджани), можно было бы явить как шизофрению. Сложную и по сей день неизведанную до конца болезнь. Без всяческой романтизации наблюдается стадия осложнения, которая и обуславливает все пространные и нелогичные поступки героини. Однако метафоры так не работают и потому режиссёр пошёл дальше. Немаловажную роль в фильме занимает творение рук Карло Рамбальди. Осьминогоподобный монстр своими сценами соития с Анной крайне сильно напоминает японские фантазии из раздела эротики под тегом «тентакли». А его омерзительная форма и избыток слизи будто отсылают к картинам жанра «Б» того же японского кинематографа, вроде «Русалки в канализации» Хидэси Хино. Это жутко, это мерзко. Но в совокупности с остальным фильмом, который благодаря непередаваемой работе Брюно Нюйттен напоминает потрясающую «Космическую Одиссею» Стэнли Кубрика, это формирует такой пространный коктейль из итоговых чувств, что односложно сказать и нельзя.

Первое, что приходит на ум лично мне, это эмоциональный катарсис после просмотра «Заводного апельсина» того же Стэнли Кубрика. И мерзко, и жутко красиво. Здесь только эмпатия перенесена с более глубинного и сложного психологического уровня, на простой — физический. Однако это не значит, что эмоциональное состояние и разум ничего не значат для постановщика и картины. Психология в «Одержимой» важна — это без сомнений. С первых кадров она занимает нишу межличностных отношений. Она медленно раскрывает Анну, которая под ангельской красотой скрывает истинного монстра. И столь же медленно, ещё более медленно, формирует Марка (Сэма Нила).

Тут вообще отдельная тема, ибо сколько бы ни читал я рецензий, очень часто сталкиваюсь с похвалой в адрес Изабель Аджани за её работу. Бесспорно — она хороша. Одна сцена в переходе чего стоит. Однако почему никто, или почти никто, не смотрит на Нила. Его преображение из рационального, но поверженного изменой и расставанием семьянина, в безумного и хитрого приспешника страстей своей любви — это ведь отдельный вид прекрасного. Его взгляд, его позы, его внешний вид. Всё полностью преображается. Это завораживает. Жестокость привлекает. А в дополнении к актёрским работам окружение в лице рек крови обескураживает своей неестественной красотой.

Но все декорации, вся бутафория — лишь поверхностное наслоение на идею. Это визуальная сторона. И если сумасшествие имеет плотный базис, то визуальный ряд — лишь эстетический. Зачастую он не намекает на что-то, а лишь формирует красоту момента. Это создаёт некоторую скуку. Видно, что режиссёр терялся в собственной философии и личных идеях, которые хотел привнести в фильм. Рассматривая картину ни в коем случае нельзя опускать авторский контекст. Специфику ситуации, в которой оказался Жулавски: развод и побег из родной Польши. Штрихи первого видны из прямо автобиографической сцены, где Марк находит своего ребёнка одного дома, покинутого Анной — именно такое же событие приключилось и с Жулавски. Следы же некоторой тоски по родине видны в эпохальной фигуре германской стены, на которой автор не раз и не два делает акцент. В этом контекстуальном сочетании содержится ещё один момент — перегруженность и рудиментарность. Жулавски возжелал вобрать, прокомментировать очень много. Вера, любовь, ностальгия, безумство. Он изобразил каждый из эмоциональных посулов тем или иным моментом, явил той или иной метафорой. Однако в основном эти посулы лишь есть, но они толком ни к чему не ведут. Для того, чтобы поговорить о ностальгии, у Андрея Тарковского целый фильм ушёл. Для того, чтобы поразмышлять над двойственностью мира в рамках той же германской стены, Вим Вендерс снял культовый «Небо над Берлином», хотя тут следует признать, что вместе с двойственностью политической он размышлял над двойственностью и людской, и исторической…. Но это иное. В любом случае желание явить многое и в малом, да и без должной конкретики, очень напоминает то, что позже случилось с «Бегущим по лезвию» Ридли Скотта. Однако с «Одержимой» имеется несколько оговорок, и вот что лично мне кажется самым занимательным из них: фильм скорее схож со второй частью«Небо над Берлином». Он пытается охватить крайне много и в итоге не может сконцентрироваться на чём-то одному, что формирует пространное, но очень запоминающееся впечатление. Если в случае сиквела Вендерса это впечатление не самое лучшее, то в случае кинофильма Жулавски оно сродни тому, что было после «Бегущего по лезвию» Скотта: непередаваемое чувство. И поэтому, хоть и тяжело, но вместе с тем необходимо признать, что в большей степени в «Одержимой» визуальное преобладает над смысловым.

«Одержимая» — интересный сплав «Головы ластика» Линча и «Муха» Кроненберга (хотя по времени больше подходит «Выводок»). Однако когда каждый из вышеописанных примеров имеет свою четкую идею, «Одержимая», кажется, целиком и полностью построена на эфире автора, на почве его переживаний. И лишь концовка более-менее собирается в стройную картину, чётко переставляя фильм с позиции артхаусного ужастика с привкусом семейной драмы, на столь же артхаус-боди-хоррор. «Одержимая» — это неимоверно красивый, крайне жестокий, слегка извращенный, и всё равно не отпускающий фильм. Его можно полюбить уже за один лишь визуальный ряд и образы, явленные актёрским составом. По крайней мере, для меня любовь к этому фильму может быть основана лишь на данных монолитах. В ином же — довольно разрозненно. Хотя, тут тоже спорный вопрос, ибо это ведь вполне в рамках авторского кино и явно в стиле Жулавски. Потому… Стоит ли сожалеть о потраченном времени? Определённо нет. Идеального кино не существует, а размышления о поиске своего идеала могут привести в крайне далёкие пределы, я в них не хочу. Персонажи «Одержимой» до них как раз добрались, и ничего особо хорошего из этого не вышло — нужно уметь воспринимать должные жизненные уроки.

P.S. Спасибо за внимание.
Показать всю рецензию
questor
Недержание
Пример чрезмерно личного кино, вплоть до аутентичных реконструкций. Когда авторство доходит до состояния одержимости своей биографией, кино становится невыносимым.

В основе картины — трамватичный развод режиссёра, прессовавшийся несколько лет тяжёлой депрессией. В итоге имеем одержимых бесами персонажей — Марка и Анну (Нил / Аджани), которые на протяжении двух часов подвергаются массированному режиссёрскому экзорцизму, а зритель жесточайшему экранному насилию — герои бегают, пляшут Витта, бредят, истерят, увечат себя, убивают других, исторгают из себя кроваво-бело-зелёную гниль, героиня совокупляется со спруто-антропоморфными монстрами, и снова они куда-то бегут.

Почти весь фильм проходит в серо-синеватых тонах, голубоглазая Анна носит одинаковое синее платье, всё происходит в блеклом обшарпанном Западном Берлине — холодность, серость, мертвенность, разрушающиеся экстерьеры и интерьеры сливаются с грязью разрыва отношений, герои как бы переваривают зловонно-гнилостное, предельно аффектированное месиво, которое по мере переваривания только увеличивает массу, настолько, что оказывается — многим легче не его исторгнуть в рамках ритуального очищения, а из него исторгнуться, как бы родиться двумя чистыми зеленоглазыми созданиями.

В результате маниакально-психотического разложения героев вместе с локациями и декорациями, вместе с камерой и экраном — на свет выходят, в заместительном стиле похитителей тел — сначала светлая зеленоглазая Анна, а потом светлый зеленоглазый Марк. Кино послужило Жулавски подключённой к зрителю сублимативно-канализационной трубой, что позволило режиссёру очиститься и преобразиться, а зрителю наесться чужого гуано до отвала.
Показать всю рецензию
vladepifantzev
Бог — это болезнь. И эта болезнь помогает нам понять бога.
Данный фильм я посмотрел в момент, похожий на происходящее в этом фильме. Жулавский создал его как раз в соответствующем болезненно-угнетённом состоянии. И именно такие состояния нам помогают достичь определённого эффекта в собственных скитаниях и идеях, если чуток постараться. Фильм произвёл на меня настолько воодушевляющее воздействие, которое описать крайне трудно. В фильме я увидел много элементов, что напомнили мне и об 'Экзорцисте', 'Ребёнке Розмари', 'Мухе' и 'Голове-Ластике' одновременно, которые приправили лёгким налётом Лавкрафта. Этот фильм сложно назвать исключительной мистикой, он парирует более бытовыми вещами вкупе с какими-то сюрреалистичными переживаниями героев. Эти переживания в прямом смысле обретают плоть и кровь. Это фильм о подлинной одержимости, отчаянии и желании создать идеал. Это одержимость своими необъяснимыми чувствами и мыслями, одержимость идеями, одержимость человеком и собственным бесом. Фильм многослойный, и я до сих пор не постиг его конкретной сущности. Отдельного упоминания стоит прекрасная Изабель Аджани. Нет, я никогда не смотрел на неё, как на посредственную актрису, но тут она создала просто самый реальный образ одержимой бесом - истерика, натянутые нервы, словно струны, в каждом движении напряжение. В её глазах отражено подлинное безумие, помешательство. И сцена в метро стала своеобразным апогеем её бесноватого состояния, где она и постигла своё Сатори.

Конечно, не остался и на заднем плане Сэм Нил, которого многие знают по фильмам 'В пасти Безумия', 'Сквозь горизонт', ' Парк Юрского периода'. Здесь ему отведена роль того, кто наблюдает одержимость жены и сам страдает одержимостью - он одержим Анной. И он готов простить её всё, лишь бы просто быть с ней. Он также смог передать те чувства гнева и отчаяния в определённых сценах, тот мечущийся характер жертвы обстоятельств в виде любви и ненависти к жене, которая для него возымела две разных ипостаси. Но, как выяснится, не только Анна в его глазах стала двойственной. Ведь она тоже находится на распутье бешенства, где по обе стороны любящий муж и ребёнок, а по другую - нечто, болезненно созданный бог в истерическом припадке, слизи и конвульсиях. Жулавски создал одновременно нечто гротескное и реалистичное. Реализм чувств и состояний, но гротеск мыслей, становящихся реальными. И ужас тут кроется лишь в разуме человека.

10 из 10

Меньше и быть не может. 'Одержимая' для меня навсегда осталась на верхушке самого сильно воздействовавшего кино. Порой, всё зависит от первого впечатления и состояния. Этот фильм нужно не просто смотреть, его нужно прочувствовать, а он может заставить прочувствовать, но что именно - решать вам.
Показать всю рецензию
cortege1
Новый завет vs Ветхий
Все символы предельно прозрачны. Аллегорическое изображение мифа гностиков иоанитов-тамплиеров.

Финальная сцена с закрытой дверью: Дева (святой дух) и младенец (христианский мужской логос) внутри квартиры. Антихрист (плод 'падшей' языческой женственности Кибелы и Велеса-Великого дракона) снаружи. Дверь отделяет «ветхий» циклический мир от мира нового, которому только предстоит становление.

Весь фильм до финальной сцены — калейдоскоп ветхозаветной картины мира и порождаемых её событий.
Показать всю рецензию
KinoRazZoom
Любовь до безумия. Да оценят безумцы!
Фильм впечатлил. С самого начала понимаешь, что смотришь что-то нестандартное. Вроде бы все просто, но смотреть интересно. Во многом, благодаря игре актеров. Она впечатляющая. Такое чувство, что смотришь не кино, а театральную постановку. Возникает ощущение, что все ключевые фигуры в картине - реально двинутые. Очень достоверно.

Фильм НЕ американский. Я как-то не посмотрел перед просмотром на страну, но по городской застройке и обстановке квартир понял, что кино родом не из Америки. Так и оказалось: Германия, Франция.

Игра Изабель Аджани - это отдельная история. Она просто потрясает. В ключевой момент фильма, во время сцены в переходе метро, я просто открыл рот (в буквальном смысле) и смотрел. Как она сыграла! Невероятная сцена. Но, повторюсь, игра всех актеров отличная.

Монологи Анны. Когда камера направлена на лицо, и актер (талантливый актер) читает эмоциональную речь, это всегда интересно и притягивает. Из современного я так помню было в Маяке. Там подобных моментов было несколько, были они продолжительными, насыщенными лексикой и качественными. Здесь монологов меньше (один, если полноценный), но они тоже хороши.

Сцена в переходе в метро. Такое... сложно забыть. Это было неожиданно и поразило очень сильно. Просто гениально.

Сцена в церкви. Я не знаю, что сказать... Но отметить ее не мог, как и сцену в переходе. Это два лучших момента в фильме.

Причины поступков мужа, Марка. Тут сложно что-либо говорить. С одной стороны, его поведение во второй части фильма впечатляет, с другой - впечатляет еще сильнее. Сложность в другом: это одновременно и главный герой, и главный антигерой, на мой взгляд. Ему и сочувствуешь, и одновременно не сочувствуешь. Очень сложно. Любить одержимую сложно, а добиться ее расположения... еще сложнее.

С Анной - с ней все проще: она просто безумна. А актриса - просто молодец.

Концовка - меня не порадовала. Мистикой. Более реальная концовка пришлась бы по душе больше.

10 из 10

Этот фильм из тех, который должен посмотреть каждый.
Показать всю рецензию
Страницы: 1 ... 3 4 5
AnWapМы Вконтакте