Рецензии

an.varuhin
Мы в ответе
«Псы» — это один из трёх годных советских фильмов ужасов (всего фильмов ужасов при СССР успели снять около десяти). Начало — классически американское. Гуляющего в неположенных местах мальчика съедают какие-то животные. Думают на волков. И партия поручает одному из чиновников собрать спецотряд для отстрела животных. Герой начинает вербовать себе команду. По канонам американских боевиков это нужно делать среди всяких отщепенцев. Например, привлекают сильно пьющего бывшего учителя литературы, который любит цитировать стихи. Ещё одного из членов команды – молчаливого и брутального – также по заветам американской классики ради дела снимают с девы (тема сисек раскрыта). Есть и местный шутник, очень меркантильный и не очень приятный. Проводником обещает выступить тёмная личность из местных. А повезёт всех – водитель катафалка, ветеран войны. Само собой герои сперва конфликтуют.

Чуть позже появляется и роковая женщина с винтовкой и мужем-сумасшедшим. Правда, образ на мой взгляд остался до конца не раскрыт (а тема сисек – раскрыта).

Диалоги в фильме — прообраз брутальных диалогов 90-х:

— ну что там?
— что-что — очко
— ты что, жмуриков возишь?
— усопших
— торчат от тебя бабы. Как ты их убалтываешь?
— молча.

Пейзаж — как в первом безумном Максе — вымерший город в пустыне, образовавшейся на месте Аральского моря. По городу в поисках наживы рыщут мародёры.

И тут как оно заверте…

Кровь, кишки, сумасшедшие, стрельба друг по другу и всё, за что мы и любим жанр.

Однако советские режиссёр Дмитрий Светозаров не был бы советским режиссёром, если бы в казалось бы обычное жанровое кино не постарался вложить много других смыслов и подтекстов, помимо стандартного «мы все умрём!!!» В фильме поднимаются такие метафизические темы, как преступление и наказание, конфликт рабочего класса с интеллигенцией, вырождение этой самой интеллигенции, ответственность людей перед природой, рассматриваются причины и грани человеческого безумия, тема Божеского суда (не зря эпиграф к фильму взят из Откровения Иоанна Богослова). Помимо прочего, показывается в фильме и вполне земная и до сих пор очень актуальная проблема пересыхания Аральского моря.

Фильм не может похвастаться большим бюджетом, поэтому в нём нет особых спецэффектов. Но при этом есть действительно завораживающие сцены. Например, танец мародёра. Или финальная сцена.

Стоит помимо прочего отметить музыку. Композиторами у фильма выступили Макаревич, Кутиков и Зайцев. Не могу назвать музыку, звучащую в фильме, гениальной, но вполне годной – могу. А если вы фанат «Машины времени», она будет для вас ещё одним плюсом смотреть фильм.

Плюсы в сравнении с западными аналогами — актерская игра. Всё-таки Юрий Кузнецов, Андрей Краско и другие – гораздо более сильные актёры, чем большинство актеров западных фильмов ужасов.

Юрий Кузнецов в роли начальника спецотряда.

Минус — практически нет действительно страшных сцен. Психологически напряжённые, динамичные, кровавые — есть, но вот чтобы сердце от ужаса замирало — не было.

«Псы» Дмитрия Светозарова – хорошее жанровое кино, которое вполне можно смотреть и сейчас. А то, что снято оно было при Советском Союзе, когда снимать фильмы ужасов не особо рекомендовалось, делает фильм в большой степени уникальным.

И ещё важное: ни одно животное при съёмках фильма не пострадало!

7 из 10
Показать всю рецензию
Дегустатор
С советским триллером «Псы» я познакомился в первом классе. Ювенильные впечатления от первичного просмотра этого фильма можно выразить одним простым словом — шок. Ужасало буквально всё: короткое и жёсткое название фильма, постапокалиптическая атмосфера, высохшее Аральское море, автобус, утопающий в зыбучих песках, вымерший посёлок, собаки-людоеды и т.д.

Прошло очень много лет, и за это время фильм 'Псы' ни на одном телеканале ни разу мной не был замечен. И вот в один прекрасный ноябрьский день в моей памяти внезапно всплыли кадры этой киноленты…

Вторичный просмотр фильма происходил с превеликим вниманием и ностальгическим удовольствием. Впечатления во время домашнего киносеанса уже, конечно, были не такими яркими, как в первом классе, но всё-таки было страшновато (ничего не поделаешь, в детстве всё воспринималось совершенно по-другому; солнце было ярче, пирамидальные тополя - выше, вода - влажнее, а фильмы - интереснее)...

Ну что можно сказать… Игра актёров — выше всяческих похвал: обречённость чувствуется в каждом жесте. Сценарий и постановка приближены к стандартам голливудского уровня (наверное, не стоит сравнивать наши фильмы с американскими, но всё же заокеанские кинопроизведения, на мой взгляд, — это пример для подражания, в плане техники). И при всём при этом фильм насквозь пропитан русским духом — нашим сероватым и скудноватым бытом, интересными ёмкими шутками, своеобразным образом мыслей и т.д.

У меня есть подозрение, что идея этого фильма была навеяна западными триллерами. Но если даже и так, то это ни в коем случае не является недостатком. Любое настоящее произведение искусства всегда чем-то навеяно…

P.S. Для нашей (советской и российской) киноиндустрии 'Псы' — фильм достаточно неординарный и, может быть, даже единственный в своём роде. Не буду распинаться о том, что подобные фильмы уже не в моде, это и так все знают. Но именно такие ленты делают честь нашему многострадальному кинематографу…
Показать всю рецензию
vital4ikk
Начну с впечатлений. Эта картина не является шедевром, но её жанровая компетентность угнетает психику зрителя ещё долго после просмотра. Это тот самый ужастик, который не пугает, он наводит абсолютный страх, который поглощает человека полностью, вгоняя того в беспросветную депрессию. Подобные ощущения, особенно с таким высоким накалом, испытал только после просмотра картины Линча 'Голова-ластик'. Достаточно лестное сравнение, но это только на первый взгляд, порою нашенские 'Псы' 'переплёвывали' болезненную фантазию Линча, своим реализмом, всё же непростая история нашего государства дарит такую возможность, как побыть мэтрами кинематографа.

Постапокалиптика, а если точнее, Перестройка на задворках великой державы. Сплошная пустыня и разрушенные строения. Упадок во всём и везде. Именно там охотники пытаются уничтожить псов-людоедов. Даже они, самые преданные существа, начинают поедать того, кого боготворят. Вот так просто, но бескомпромиссно показана ситуация в стране в общем. Псы одурманены голодом, они выживают, а люди, ведомые всеми пороками, живут этими нормами только потому, что по другому разучились.

Здесь нет ни капли эффектности, каких-либо сценарных развлекушек, один голый натурализм. Ни чем не прикрытый, бесстыдный, жуткий, отвратительный до рвотных позывов - это веха нашей Родины, закрыть глаза на подобное нельзя, да и невозможно.

Фильм буду рекомендовать к просмотру, он не оставит равнодушным никого, ведь таких мест было, да и есть, полно, пускай и без этих псов, на фоне которых люди выглядят ещё более бесчеловечные.

Всем желаю продуктивного, маловероятно приятного, просмотра!!!
Показать всю рецензию
Vanechka_Tyunin
Фрагменты детских страхов или экологическая катастрофа?
В детстве я обратил внимание на этот фильм краем глаз, вперемешку с бытом юного школьника и удаленным родительским вниманием. Минуты, может секунды свечения цветного телевизора. А вот впечатлений от этого мне хватило на всю жизнь. Тогда (я не помню какой был год, но время точно было колоритное) кино казалось страшным. Жутким. Утопическим, серым, безнадежным… Реальным!!! Я не видел начала фильма, не понимал сюжет, но знал точно — оказаться мне там, да и ещё и рядом с героем — точно не хотелось. Это же настоящая безнадёга, одиночество и вокруг один песок с развалинами некогда живого города… Это я называю: по-настоящему запоминающиеся кадры.

И сегодня, я захотел снова пережить эти чувства: воспроизвести этот страх. Оживить память кусочком кинопленки. Не мазохизма ради, а ностальгии для.

Посмотрел. Не испугался, был слегка разочарован, понял, что был слишком впечатлительный в детстве и что сейчас моя голова забита другими «триллерами», по большей части рублёво-бытовыми.

Никакой ожидаемой мистики я не нашёл, а ведь хотел. Каждый хочет откопать в своем прошлом кусочки таинственности. Тем более от увиденного в нём.

Вы знаете, а я наверное не буду рушить то первое впечатление от ленты и не буду заменять его разумными объяснениями с восстановлением всего на свои места. Пускай Аральское море останется опасным, высохшим местом, таинственно брошенного людьми, а не техногенной экологической катастрофой ХХ в. Пускай эти псы будут загадкой, а не природным «возмездием своему хозяину», пускай эти элементы эротики я не запомню, пускай состояние одиночества не находит разумный выход из положения, в которое попали герои фильма, с современной точки зрения моего мозга. Пускай все остаётся как было.

И не надо переписывать историю. Тем более собственной памяти головного мозга. В остальном кино хорошее — на твёрдую тройку с плюсом. Все собачки живы. Море по прежнему мертво. А режиссёр — настоящий авангардист перестройки.

8 из 10
Показать всю рецензию
Griggson
Человек — самый страшный зверь
Некоторые фильмы поднимают настроение, некоторые, наоборот, навевают грусть. А некоторые способны вогнать человека в депрессию. И я сейчас не про современные российские комедии. Я про фильм «Псы», который, несомненно, не сможет никого оставить равнодушным.

Как я уже говорил, фильм способен легко вогнать в депрессию, для этого есть все составляющие. Действие разворачивается в Средней Азии, посреди бескрайних пустынных степей, в обезлюдевшем городке, где от людей остались лишь воспоминания. И свора голодных брошенных псов, которым не особо понравилось предательство людей. Сюда же прибывает группа охотников, для уничтожения этих самых псов. Они то и станут объектом мщения за все прегрешения людские. А природа умеет мстить…

Персонажи очень своеобразны и колоритны. Актеры отлично справились с задачей. Злость, паника, азарт, страх — все это смешивается воедино, образуя пестрый коктейль эмоций, благодаря которому зритель почувствует на себе это ужасное ощущение безысходности. А тяжелое музыкальное сопровождение только усиливает депрессивную атмосферу этого поистине страшного своей реалистичностью фильма.

Итог: Нестандартная для Советского кинематографа лента заставит зрителя всерьез задуматься над последствиями необдуманных действий людей, которыми движут корыстные цели и которые частенько забывают, что за любые грехи рано или поздно последует расплата.

9 из 10
Показать всю рецензию
hatalikov
Это абсурд, враньё: череп, скелет, коса. Смерть придёт — у неё будут твои глаза. Иосиф Бродский
После просмотра «Псов» я, пребывая в состоянии некоей давящей потерянности, отыскал переводы стихотворения Чезаре Павезе «Verrа la morte e avrа i tuoi occhi» и уникальный «Натюрморт» Иосифа Бродского. Я обнаружил невыразимое сходство написанного с самим фильмом. И сей советский триллер заиграл для меня новыми красками. А знаете что? Думаю, не стоит сухо говорить об этой картине — «и такое снимали раньше у нас» или «отличное остросюжетное кино старого времени». Данная лента — вне времени, вне человеческого понимания, вне «киношных» ярлыков. Это действительно странное, и страшное, и будоражащее кино. Это таблетка замедленного действия: если её проглотить, не думая, ощутишь горьковатый привкус и непривычно острое послевкусие. Но если начать рассасывать её — она станет тебя понемногу убивать. Если задуматься над тем, что и почему произошло с героями в данной картине… то знаете ли, впечатление далеко не из самых оптимистичных.

Да, фильм тягучий и местами может показаться скучным, местами неоправданно натуралистичным, жестоким, непонятным. Но никто вам тут сказку не обещал. Герои, отправившись на задание, попадают в ловушку собственных грехов и слабостей, поначалу не подозревая, что зашли прямиком в личный Ад. Жадность и ненависть вкупе с равнодушием делают из них падших зверей, сошедших с ума, ибо по воле судьбы люди остались наедине с самими собой. Никто не придёт на помощь, никто не спасёт: твой убийца, твой палач — это ты сам. И режиссёр «Псов» избрал верное решение при съёмках: суть истинного безумия — именно в той психоделической паутине, которая тебя окутывает раз за разом, в профессионально воссозданной постапокалиптической атмосфере заброшенности и уныния… И вот ты уже не можешь разобраться, что к чему; и вот тебе сложно найти причину происходящих событий. Расстрел собак — ещё не самое страшное, он всего лишь даёт эффектную затравку для создания нужного ощущения. То, что дальше — зрелище лишь для тех, кто способен выдержать всё до конца. И суть не в банальных приёмах, тысячу раз использовавшихся в кинематографе, когда страх становится предсказуемым и очевидным. Суть — в осмыслении. В недосказанности, обрывающей некоторые моменты сюжета. Шаг за шагом ты вынужденно проникаешься состоянием героев, ощущаешь сумасшествие каждого: это нарастающее чувство, которое не придёт сразу, не встанет у порога и не скажет: «Встречай». Оно лишь проползёт змеёй и, пока ты не будешь понимать, что вообще происходит, опутает тебя мёртвой петлёй…

«Псы», безусловно, неповторимый и странный фильм, который для советского кино наверняка был довольно смелым экспериментом. И я не могу до конца осознать, понравился он мне или нет. Но я могу с уверенностью сказать, что это не важно. При всей его спорности, этот фильм врезался в память, как страшное, суровое полотно человеческой бесчеловечности. Как ядовитое копьё, как разбитое и окровавленное зеркало действительности — не той, которая повсеместно. Той, которая сидит глубоко в нас. Действительности злобной, демонической, таящейся…

7 из 10
Показать всю рецензию
Monah_kavkaz
Агония душ
Умирающий Арал в момент своей агонии. Сквозь душный воздух пустыни, пропитанной солью и ржавчиной брошенных кораблей, ставших призраками, несётся старый автобус. Автобус, сам напоминающий призрак, направляется в мёртвый город. В этой оставленной людьми «зоне» всё чаще находят трупы, истерзанные клыками. И те, кто наполняет нутро автобуса, сами не знают, что там найдут и, кажется, им безразлично. Каждый из них сам в любую секунду может истерзать ближнего, и каждый по собственным причинам.

Начальник этой своеобразной группы охотников (Юрий Кузнецов) — безликий продукт государственной машины, маленький человек, чью личность целиком и полностью заполняют приказы и инструкции. В глубине души этот несчастный серый мышонок осознаёт это, а потому истеричен и эмоционально неустойчив. Наспех сколоченная этим человеком команда чрезвычайно пестра, что расставляет необходимые картине акценты.

Приятель начальника (Сергей Коковкин) — образцово-показательный пример опустившейся интеллигенции, понимающей все проблемы и ошибки общества, несмотря на затуманенный водкой разум, но не способный уже что-либо изменить. Молчун, бывший некогда спортсменом (Михаил Жигалов) — человек сильный настолько, что понимает свою слабость в рамках существующего социума, а потому решивший жить по своим законам и нормам морали. Стереотипный люмпенствующий пролетарий (молодой Андрей Краско) — простой «добытчик», движимый собственным противоречивым жизненным опытом. Водитель-фронтовик (Александр Суснин) — свидетель слишком многого в этой жизни, что позволяет ему сохранять выдержку. И, последний штрих, мутноватый проводник (Алексей Крыченков) — хитрый приспособленец, чьи планы неизвестны, а последствия их губительны.

Как только эта команда въезжает в «зону» в своём призрачном автобусе, становится ясно, что агонизирующий Арал это трагическое следствие, лишь фатально-масштабный фон, как пылающий Рим за спиной Нерона. Причины же намного более ужасны и таятся глубже. Ведь встретиться группе придётся не с волками, не с диким зверьём, а с брошенными людьми братьями меньшими. А основную часть трупов составляют мародёры, люди, оставившие одушевленное ради бездуховного. Медленно и мучительно герои проходят психологическую ломку, которая завершается осознанием простого факта, что самыми страшными зверьми здесь являются они сами, и для местной фауны, и друг для друга.

Таким предстаёт мир, талантливо написанный мрачной палитрой Дмитрия Светозарова в 1989 году в картине «Псы». Приближающийся крах СССР, который в этой картине был словно мистическим образом предсказан умирающим Аральским морем, вызвал к жизни достаточно новое направление в отечественном кинематографе апокалиптичное и эсхатологическое кино. Сама среда агонизирующей империи, в которой снималась данная картина, определила специфику и самобытность «Псов», которой трудно подобрать аналогию в мировом кинематографе. Метафоры и аллегории, соответственно направленности картины, буквально пронизывают её. Начиная с некой мести собак за предательство, заканчивая самой, прорезающейся сквозь общественные устои, волчьей сущности человека. Само название в итоге звучит метафорично.

На столь яркую эмоциональность фильма работает и бескомпромиссный натурализм, ужасающе точно продемонстрированный режиссёром, изящно использующим операторскую и композиторскую работу. Без морей киношной крови и спецэффектов создатели, благодаря пейзажам мёртвых городов, пропечённой Солнцем пустыни и холодящим кровь предсмертным воем расстреливаемых собак, воплотили самые сатанинские кошмары нашего мира. Важную роль в атмосфере фильма играет не менее апокалиптичный саундтрек, созданный группой «Машина времени», в состав которой ещё входил Александр Зайцев, которого буквально через год уволил из группы Андрей Макаревич.

Актёрский ансамбль, который также чуть ли не впервые столкнулся с фильмом подобной направленности, на удивление гармонично слился с общей атмосферой. Особенную пикантность привносит и немалая разница в возрасте актёров в рамках аппокалиптичного кино — самый старший Александр Суснин 1929 года рождения, а самый младший актёр Андрей Краско 1957 года рождения. К тому же необычная актёрская пара Краско — Жигалов в итоге получилась яркой и мрачновато-привлекательной. Заметно, что молодой Андрей Краско в паре с известным уже и опытным мэтром советского кино Михаилом Жигаловым вошёл в какой-то актёрский азарт и отчаянно пытался переиграть партнёра. Эта невольная конкуренция подарила зрителю два колоритных образа.

В итоге фильм обладает странной даже мистической отталкивающей реализмом притягательностью. Несмотря на потустороннюю мрачность, желание следить за происходящим трансформируется в жажду видеть это. В этом случае трудно спрятаться за аморфным понятием «смотрибельный». Тем более печально, что такая мощная и дискуссионная картина как «Псы», была незаслуженно оставлена в какой-то серой области нашего кинематографа, как и гибнущий в песках Арал.

8 из 10
Показать всю рецензию
studik67
Неплохо и атмосферно.
«Псы» — отличный пример того, как можно снять неплохое остросюжетное кино за небольшие деньги. Понятно, время такое было, конец 80-х, люди восторгались западными фильмами, записанными на видеокассеты в плохом качестве, с одноголосым, не всегда удобоваримым переводом (ах, ностальгия какая, плюс сколько шуток эти самые переводы породили впоследствии, когда на земле Русской начали издавать лицензионную продукцию), и отечественные режиссёры не могли обойти какой-либо из популярных жанров стороной и не создать что-то своё, опираясь на опыт западных коллег.

Да, разумеется, факт налицо — «Псы» сняты под влиянием американских «ужастиков» того времени, даже музыкальное сопровождение сделано в тех же лучших традициях. Оно не дешёвое, не клишированное, а вполне атмосферное, пусть и за 20 с лишним лет подустарело, но ничего не портит. На этом очевидные параллели с Западом заканчиваются, что лично меня тоже не может не радовать: Голливуд — пример, но «голливудщины» почти нет. Зато есть вполне обычные русские характеры, не совсем шаблонные, не созданные просто для того, чтобы их можно было смачно прикончить, присутствуют понятные всем нам шутки, есть, как говорится, нерв.

Некий затерянный город — зона действия, а вот главные злодеи — одичавшие собаки-людоеды. Возможно, такой простой противник для людей выбран за неимением больших средств бюджета, но это на пользу пошло. Нетипично. Ни чудовищ, ни монстров. Кому-то от этого только больше не по себе будет. Да и не так уж на животных внимание акцентировано, а упор сделан на психологизм, на взаимоотношения между охотниками, на постепенное одичание, подобно тем собакам, обозление людей. Собаки не гавкают, не заявляют о своём присутствии во всеуслышание — они молча нападают. Расстреливают их реалистично и кроваво, пусть и видна бутафорская кровь. К слову, гримёры потрудились на славу, натурально изобразив на телах людей следы укусов и рваные раны, было жутковато. Как и от фотографии первой жертвы неуправляемой своры.

6 из 10
Показать всю рецензию
NakedLynch
Когда я был ребёнком, меня пугал любой российский (и перестроечный) фильмы. Атмосфера разрухи, психоделические кадры, чернуха — это было элементами любого из них, даже комедий.

Повзрослев, я стал находить в этом определённую «прелесть», и очень хорошо, что «Псов» я посмотрел сейчас, а не в детстве, потому-что, это несомненно, сказалось бы на моей психике.

Фильм получился отличным. Добротный сценарий, прекрасные актёры, атмосфера, музыка, постановка ключевых сцен — и все указанные выше элементы. Действие идёт ровно вплоть до потрясающего финала. Немного подводит корявый монтаж, и камера иногда совершает неожиданные движения, но всё равно общий профессионализм съёмочной группы очень высок. Всего через пару лет основы киноискусства российскими деятелями будут забыты напрочь.

И самое главное — «Псы» скроены по классической схеме триллера и очень современны для своих лет, но по внутреннему наполнению превосходят многие голливудские образцы жанра.

В общем, умный триллер с элементами перестроечного трэша. Поклонникам Лопушанского рекомендую особенно — атмосфера схожа с той, что присутствует в фильмах мэтра.
Показать всю рецензию
Makc33333
Большинство создателей пост-апокалиптического кино, идут по одной и той-же, давно известной дороге, пользуясь шаблоном: действие фильма происходит в мире пережившим страшную катастрофу, которая уничтожила современную нам цивилизацию. При этом, выбор 'инструмента' уничтожения достаточно широк: вирусы, гражданская война, вторжение инопланетян, восстание обезьян. Вновь воспрянувшая цивилизация на планете порой принимает достаточно причудливые формы: мир без мужчин, наличие жестокой кастовой системы, разделение человечества на несколько рас и т. к. д.

В отличии от своих 'собратьев', фильм Псы не повествует о сколь нибудь, значимых разрушениях и бедствиях. Нет, напротив все предельно локально и незаметно, для большинства человечества. Ушедшие море? 'Смерть' целого города? Это, достойно сюжета в новостях. Но из-за большого количества оных, его просто не замечаешь. На мой взгляд, имеено таким история по настоящему сочувствуешь, вспомним, что все современные фильмы жанра, грешат 'миллионными' жертвами. Но это всего лишь цифры, никто не в состоянии прочувствовать боль стольких людей...

Поэтому страдания, страхи и грехи нескольких людей, приехавших в мертвый город убивать, так сильно задевают. Не следует отрицать, что многие сюжетные приемы заимствованы из американского кино. Стоит, только вспомнить излюбленный ход Голливуда - помещать героев в изолированное пространство, а уже потом сталкивать их лицом с опасностью... Но наши герои, это живые люди. Безусловно, с первых кадров выделяешь героя Михаила Жигалова, однако и он, не 'рыцарь без страха и упрека'. Фильм имеено этим и примечателен, любого из героев нельзя назвать отрицательным либо положительным. Их характеры раскрываются стремительно, все перемешано, словно их судьбы это колода карт, основательно перемешанная...

Отдельного внимания заслуживают собаки. Смысл фильма, вертится именно вокруг них и он до смешного прост, помните затертую, всеми цитированную фразу: - Мы, в ответе, за тех, кого приучили.

Сцены, в которых участвуют животные необыкновенно реалистичны, поражает не море искуственной крови, этого современный зритель насмотрелся вдоволь, а то как смотрят собаки, как они скулят. Именно звуки в фильме самая реалистичная составляющая. Песни культовой 'Машины смерти' сменяются на вой и завывание ветра в пустыни, так похожие на гул голубей, но где им взяться в городе без людей...

10 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2
AnWapМы Вконтакте